Орлово. Орловский Троицкий женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Великоустюгский район, д.Орлово Координаты: 60.48842, 46.609132 Проезд:от Устюга до с.Усть-Алексеево, далее по понтонному мосту до д.Орлово Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Описание Зверинского В.В. 2141: «Троицкий-Орловский, женский, ныне деревня Орлец Вологодской губернии Никольского уезда Березниковской волости, в 162 верстах к северо-востоку от Никольска, недалеко от границы Устюгского уезда, на берегу реки Юга. Основана в 14 столетии новгородцами; около 1480 года в нём постриглась и была игуменьей Наталья – мать блаженного Иоанна юродивого Устюжского чудотворца. Монастырь упразднен в 17 столетии». Уточнения и дополнения к описанию. Местоположение Евгений Болховитинов пишет, что Троицкий Орловский девичий монастырь упразднен в 17 веке вместе с городом Орлов и на месте монастыря осталась приходская Троицкая Орловская церковь в Устюжском уезде. Александр Ратшин описывает Троицкий Орловский женский монастырь в бывшем городке Орлеце на речке Моленге в 40 верстах от Великого Устюга и указывает, что обитель существовала до начала 17 века. Иоанн Верюжский считает, что городок Орлов или Орлец находился на речке Моленге, а река Юг далеко от этого места. Зверинский Василий Васильевич указывает место упразднённого в 17 веке монастыря на реке Юг в деревне Орлец Березниковской волости Никольского уезда. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Троицкого Орловского монастыря показано на листе карты 39, шифр 32-5. Ныне на его месте располагается деревня Орлово Орловского поселения Великоустюгского района. Орловский Троицкий монастырь Основан в 14 веке новгородцами. Около 1480 года после смерти мужа постриглась в монастыре и была в нем игуменьей Наталья - мать блаженного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого. Светское имя её – Мария. Мария и её муж – богатый земледелец Савва жили в деревне Пухово вблизи Гледенского монастыря. Упразднён Орловский монастырь ранее 1625 года, в этом году Троицкая Орловская церковь – приходская.

http://sobory.ru/article/?object=53217

В благодарность за это в честь блаженного Прокопия был выстроен храм в Устюге и было положено местно праздновать его память каждый год 8 июля. После этого чаще и чаще стали совершаться исцеления по молитве призываемого на помощь блаженного. Так, Устюжский гражданин Григорий был в сильной горячке; мало было надежды на благоприятный исход болезни, и Григорий просил отнести его к гробнице Прокопия; когда здесь отпели молебен, больной встал здоровым. В другой раз целительную силу св. Прокопия испытал на себе окольничий великого князя – Владимир. Он был так тяжко болен, что тело его покрылось язвами и никакие лекарства не помогали. Один Устюжский гражданин, явившись к больному боярину по своим делам и узнав о его болезни, решился посоветовать ому обратиться за помощью к св. Прокопию. «Не прогневайся на нас, честной боярин, – говорил он: мы хотим назвать тебе верного врача; много лет жил у нас в Устюге юродивый Прокопий: ныне у собора есть церковь во имя его, и от его мощей получаются разные исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен св. Прокопию. Вскоре посланный возвратился и привез с собою икону святого; тогда больной встал с постели, выслушал молебен перед иконою, после чего совершенно сделался здоровым. Достойно еще внимания и следующее чудо: у боярина Семена Борисовича, Устюжского наместника, был любимый служитель; этот любимец боярина много зла причинял жителям Устюга и вел далеко не христианский образ жизни. Когда он умер, боярин велел похоронить его близ собора и построить над его могилою палатку; воля наместника была исполнена, но в туже ночь палатка была разметана. Боярин велел построить новую, но и с этой случилось тоже, что и с первой. Приписывая уничтожение палатки людям недовольным умершим, боярин рассердился. Тогда один устюжанин осмелился сказать разгневанному наместнику: «не гневайся, боярин; слышал я от моих прадедов, что здесь лежит блаженный Прокопий, юродивый ради Христа». Боярин понял, почему палатка была разбрасываема, велел перенести тело служителя в другое место и со слезами молился: «прости, блаженный Прокопий, меня грешного и неразумного за то, что я осмелился положить вблизи твоей святости нечистого слугу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ответ на этот вопрос князь приводит отеческие правила, доказывающие преступность четвертого брака, но замечает, что надобно оказывать снисхождение к немощи человеческой, как поступали митрополит Московский Макарий и патриарх Иов, а «если кто начнет по священным и отеческим правилам творить суд согрешающим, не обращая внимания на человеческую немощь, то нужно истребить не одно четверобрачие, но и третий брак при детях от первых жен, истребить также пострижение первых жен в монахини и следующее затем вступление во второй брак» . Таковы же послания князя: д) к некоему другу, вопросившему, отчего повелось инокам не есть мяса; е) к митрополиту Крутицкому Киприану; ж) к боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому и з) к старцу Варлааму, бывшему архимандриту суздальского Богоявленского монастыря. В трех последних посланиях автор давал ответы на предложенные ему вопросы о книжных описях, решал недоумения, считать ли те или другие места во вновь напечатанных книгах описями или подлинными словами текста, и высказывал желание, чтобы при печатании книг «прилежно проницали в книги и благолепно исправляли ошибки, сделанные в простоте неведения» . Нескуден и другой класс сочинений князя Шаховского с характером историческим. Сюда относятся: а) Слово о пожаре московском (бывшем 3 мая 1626 г.); б) «Повесть преславна о принесении ризы Господней в царствующий город Москву», в) Повесть о убиении царевича Димитрия; г) «Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия», д) Слово похвальное трем Московским святителям: Петру, Алексию и Ионе, и е) Слово похвальное Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чудотворцам . Третий, и последний, отдел сочинений князя Шаховского составляют церковные службы, молитвы и песнопения. Он составил: а) службу и канон на положение ризы Господней; б) канон Софии — Премудрости Божией; в) канон Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чудотворцам; г) канон трем святителям Московским — Петру, Алексию и Ионе; д) молитвы: Господу Иисусу Христу, Животворящему Кресту, Богородице, Предтече, силам бесплотным, апостолам, пророкам, святителям, преподобным, мученикам, преподобным женам и мученицам, святителям Московским, святым царям и князьям, преподобным отцам русским; молитвы за царя, за патриарха; молитвы — преподобным Димитрию Вологодскому, Макарию Унженскому; е) акафист преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу, написанный в 1650 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Прийдите, братия, в церковь преподобного и блаженного Прокопия Устюжского, нового чудотворца, и все вместе воспомянем, говоря так: «О превеликое чудотворство святого предивного Прокопия, светоча пресветлого, который с детского возраста вел в своих неверных странах добродетельное житие, будучи христианином, странствуя по городам Христа ради, претерпевая многие страдания, творил по землям и рекам свои чудеса до самой кончины. А где ныне почивает его многострадальное и терпеливое тело, на том месте по преставлении его чудесами воздается ему великая хвала, и неоскудевающая благодать исходит постоянно и поныне от его святого гроба на многих людей, приходящих с верою. И все это подобает нам воедино собрать и описать на пользу душам людским. Кое-что я слышал от людей, иные же божественные явления и сам видел своими глазами, как молитвами его свершаются великие чудеса от его целительного гроба. О том же, возлюбленные мои братья, помолимся все прилежно Господу и попросим у Него великую и щедрую милость открыть уста для изречения Слова похвального блаженному Прокопию. Выпросим у Господа милости, и помолимся ему, и припадем, и восплачемся ко Господу, и воскликнем с Давидом: «Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Твою!» 255 И как очистить, Господи, Душу мою от грехов моих, исцелить мучения плоти моей и сердце мое, о Боже, сделать чистым, чтобы я смог восхвалить доброго наставника и всемирного учителя, преподобного и блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, страстотерпца Христова, и описать подробно пречистое житие его и преславные его чудеса? На Господа Бога уповает душа моя и на преподобного, благодаря его молитвам произнесем начальные слова жития. Блаженный и вечно поминаемый Прокопий, как о нем искони сказывают некоторые из жителей Великого Новгорода, родом был из западных стран, латинского языка, из немецких земель. Рожден же и воспитан был в большом богатстве, а о вере родителей и родственников его никто не знает, лишь одному Богу это известно. Когда достиг он совершеннолетия, снарядили из его отечества корабль с имуществом, и отбыл он из дома и родной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здсь А. В. въ стать: „святые столпники " очень кратко выясняетъ нравственный смыслъ „столпничества " . встникъ 1880 г. Въ ноябрьской книжк (стр. 566 – 575) помщено весьма любопытное Н. Аристова о симбирскихъ юродивыхъ, характеризующее мистическое общества и нравы жителей г. Симбирска 30-хъ и 40-хъ годовъ XIX вка и описывается то какое имли на современное общество, мистически настроенное, юродивые въ качеств проповдниковъ раскола и сектантства. Душеполезное 1884 г. Сентябрь, стр. 98 – 114. Здсь помщена статья подъ такимъ „юродивые Христа ради и ихъ благотворная для общества дятельность " . Е. Тихомирова. Представивъ общую картину подвига „юродства " , авторъ старается, затмъ, раскрыть смыслъ этого вида аскетизма; дале, онъ представляетъ нсколько чертъ изъ жизни святыхъ юродивыхъ Христа ради: Николая Салоса, Николая Кочанова и еодора, Большого Колпака, Максима Московскаго, Устюжскаго, Симеона и Андрея, – характеризующихъ ихъ благотворную общественную дятельность и то нравственное какое они оказывали на современниковъ. Н. О подвиг юродства вообще. Москва. 1897 г. Захарова. нравственнаго смысла подвига „юродства " , какъ отрицательнаго способа нравственнаго идеала, заимствовано авторомъ изъ Томскихъ вдомостей 6, стр. 168, а авторъ названной статьи занимался поставленнымъ вопросомъ объ юродств подъ сильнымъ семинарскаго учебника по нравственному Покровскаго; такъ, напримръ, онъ пишетъ: „если возможно бываетъ то, что поэтъ плачетъ незримыми слезами въ то время, какъ онъ, повидимому смется надъ недостатками и жизни, то возможно нчто подобное этому и въ нравственномъ " (стр. 5, ср. Покровскаго учебникъ, стр. 203). вдомости 1898 г., 20, стр. 1353. Въ этомъ помщена статья г. Пятницкаго: „юродство Христа ради " очеркъ и анализъ подвига). Г. опредляя „юродство " , какъ фактъ душевной жизни, въ которомъ отражается души, боровшейся со зломъ и побдившей его, его видитъ въ Юродивые путемъ достигли того, что могли уже жить въ другихъ и за другихъ. Разсматривая особенности въ жизни юродивыхъ, авторъ старается показать, что они своею составляли протестъ противъ къ земному и осуществляя на сцен жизни начала отъ и Дале, оттнивъ особенное юродивыхъ къ своимъ умственнымъ силамъ, авторъ указываетъ радикальнйшее циническаго и стоическаго отъ юродивыхъ и разсуждаетъ о нравственныхъ и психологическихъ причинахъ того – почему святые юродивые напускали на себя мнимое историческихъ выясняющихъ глубоко-нравственное притворнаго юродивыхъ, заканчивается статья г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Тем не менее, продолжалась торговля с Европой, работали до 70 фабрик и заводов. В 1780 г. город стал центром наместничества, объединившего Вологодскую, Архангельскую и Велико-Устюжскую губернии. А в 1796 г. Вологда стала центром новой губернии, поглотившей Велико-Устюжскую. Перепланировка Избежавший перепланировки при Екатерине II, город являл природную гармонию: дома росли в нём как цветы на лугу. Среди улиц едва ли была хоть одна прямая. Привольно квакали лягушки на болотах. Одно болото сохранялось даже в детинце – в самом центре; в честь соседней Казанской церкви это болото называли Казанским. В первую четверть XIX в., при губернаторе Брусилове, Вологду начали застраивать по новому плану. Засадили деревьями соборную гору, проложили широкие березовые бульвары. Сегодняшний центр в основном соответствует этому плану. Святые [ править править код ] Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Блаженный Андрей Тотемский Святой блаженный Андрей родился в крестьянской семье в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они учили его христианской жизни своим примером. А церковь, которую он посещал, закончила его воспитание. Подвижническую жизнь его началась с того, что он ушел на безмолвие. За время его отсутствия его родителей не стало. Юноша поступил в Галичский монастырь Костромской епархии, где старец Стефан, настоятель обители, и направил Андрея на путь юродства Христа ради. Андрей оставил монастырь и отправился в город Тотьму, где его никто не знал. Там он поселился около Воскресенской церкви. Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. И зимой и летом он ходил босой, в лохмотьях, питался лишь хлебом и водой. Каждый год он обходил святыни и при жизни был чудотворцем... Раз он встретил главаря дикарей Аждакая, который был болен глазами. Тот стал его просить об исцелении. Юродивый убежал, а Аждакай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился! От подвигов подвижничества и лишений, которым Андрей подвергал себя, он вскоре захворал. Он предвидел день своей кончины, и этот день провел в молитве, потом призвал священника, исповедался и причастился святых Христовых Тайн. Другу своему, пономарю Воскресенской церкви Иоанну он сказал: « Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь, что надо для погребения» . Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел блаженного скончавшимся со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

И ныне, Богородичен или праздника. Славословие великое и отпуст. На Литургии служба преподобническая. Молитва О святый блаженный Иоанне! Припадающе, смиренно молимтися: приими наше малое моление и умоли Всемилостиваго Господа Бога нашего, да пробавит милость Свою нам, грешным, и да дарует нам вся, яже к животу и ко спасению благопотребная. О угодниче Христов! аще и зело недостойни есмы, обаче духом сокрушенным и сердцем смиренным паки припадающе, молимтися: предстательством твоим ко Господу сохрани страну нашу, даруя ей на вся враги победу и одоление, град твой Устюг и вся грады и веси Российския соблюди от всякаго зла и от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и от всякаго обстояния, да всегда поем и величаем всесвятое и великолепое Имя Божие и твое милостивое о нас предстательство, во веки веков. Аминь. Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово близ Стараго Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет он отличался строгой постнической жизнью, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой. «Почему ты, сынок, постишься в такие юные годы?» – спросила его мать. «Чтобы избавиться от грехов», – ответил отрок. «Какие же могут быть у тебя грехи?» – удивилась мать. «Безгрешен один только Бог, – сказал святой Иоанн. – Не будем насыщать плоти, чтобы она не стала врагом нашим». Вскоре его родители переехали в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Наталия. Отрок Иоанн начал безмолвствовать, а затем подвизался в юродстве. Перейдя в город Устюг, он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в непрестанной молитве. Днем же, в разодранном рубище и босой во всякое время года, ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза и смиренно перенося насмешки и обиды от неблагочестивых горожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пятое наименование св. юродивых имеет общий характер и прилагается почти каждому святому – это «блаженный», т. е. ублажаемый 79 ; это название нельзя исключительно относить только к св. юродивым, как допускает это протоиерей Леонид Петров в своих «кратких записках о принадлежностях и составных частях богослужения 80 , потому что блаженными часто называются и князья (напр. Александр Невский, Петр Муромский), преподобные (напр. Матфей прозорливый окт. 5), святители (напр. Алексий митрополит в житии преп. Сергия 25 сент.) и пр. Но самым распространенным названием выше перечисленных св. подвижников служит «юродивый» или «юрод», как постоянно обозначается в житиях этих св. подвижников. Во всех же древних рукописных житиях они именуются уродивыми, уродами. Так в житии блаженного Симеона он постоянно называется оуродом; в Патерике Печерском повествуется, что преподобный Исаакий «поча по миру ходити оуродом ся творя»; св. Авраамий Смоленский «изменися светлых риз и в худые облечеся и хожаше яко един от нищих, – на оуродство ся приложи» 81 ; житие св. Иоанна Устюжского начинается такими словами: «месяца маия в 29 день, сказание и житие св. праведного Иванна, иже Христа ради оуродивого», и немного ниже – и явися чудо от иконы святого праведного Прокопия, оуродивого Христа ради» 82 ; рукописное житие св. Прокопия Устюжского начинается так: «и якоже бо исперва глаголет о блаженных оуродивых и т. д... в лето 6986 г., бе некий муж, оуродивый Христа ради, именем Прокопий» 83 ; в Степенной книге 84 про св. Василия блаженного говорится: и аще проходя с беззлобием богомудрственное уродство 85 ; в церковном уставе Троицкого Лютикова монастыря (в 6 1/2 верстах от г. Перемышля, Калужской губернии), написанном между 1474 и 1513 гг., надобно полагать на юге, в Киевской митрополии, – под 14 мая читается: «св. Исидора Христа ради Уродивого чудотворца Ростовского» 86 ; в общей Минее, напечатанной при патриархе Иоакиме в 1685 г., в тропаре юродивым говорится: «мы оуроди... оурод бысть Христа ради 87 ; св. Исидор Твердислов «прием уродственное, буйственное еже Христа ради житие» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

Шел 1458 год. Пришел из Московского государства, из Российской державы, в Великий Устюг человек в облике нищенствующего именем Иоанн. И услышал он от горожан о житии святого и о предсказании явления Божьего и о терпении праведного Прокопия и загорелся желанием написать образ праведного Прокопия и поставить небольшую часовню там, где он был погребен. Туда принесли и написанный образ и поставили его в часовне для поклонения прихожанам. Но у иереев и дьяконов великой соборной церкви пресвятой Богородицы появился лукавый замысел: не захотели они видеть, слушать и совершать поминовение блаженному Прокопию. И мужа Иоанна изгнали из новой построенной часовни, часовню разорили, сломали и разметали, а написанный образ вынесли оттуда. Наступил 1471 год. Повелением благоверного и христолюбивого великого князя Иоанна Васильевича 264 , самодержца всея Руси, собрали с города Великого Устюга и со всего уезда ратных людей и послали их в Нижний Новгород. Прийдя туда, они стали заставою, охраняя город от неверных казанских татар. И в это время в Нижнем Новгороде за наши грехи великим Божьим попущением праведного гнева напала на тех служилых устюжан очень тяжкая болезнь, желудочная лихорадка. Благой и всемилостивый Господь Бог этим чудом прежде всего желал прославить Своего угодника и богомольца нашего, блаженного Прокопия. И начал блаженный Прокопий являться в Нижнем Новгороде многим тем ратным людям в том образе, как на иконе написан был мужем Иоанном Москвитянином. И говорил им блаженный Прокопий: «Дайте обет молиться Господу Богу и Пречистой Богородице, чтобы вам поставить в Великом Устюге церковь во имя святого преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, тогда вскоре избавитесь от болезни». И те ратные люди, встав утром, поведали друг другу свое ночное видение. От них же и многие другие поверили явлению святого и дали обет, по его предсказанию, чтобы, прийдя в Великий Устюг, поставить церковь во имя святого блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, над мощами его, где он был погребен. И те вскоре от болезни той исцелились и стали здоровы. А другие из них, оказавшиеся жестокосердными и не захотевшими дать такого обещания Господу Богу и его угоднику, святому преподобному Прокопию, те от этой болезни все скоро умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010