Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН УСТЮЖСКИЙ, БЛАЖЕННЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Иоанн Устюжский. Икона, Россия, XVIII век. ВУИАХМЗ, Великий Устюг. Иоанн Устюжский (+ 1494 ), Христа ради юродивый , блаженный . Память 29 мая Родом из села Пухово , близ Устюга , от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет отличался строгой постнической жизнью: по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой, ночи же проводил без сна, в молитвах. Родители его переселились в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг с именем Наталия в Троицком Орлецком монастыре . Отрок Иоанн начал безмолвствовать и, переселившись в город Устюг, возложил на себя подвиг юродства : днем он ходил в разодранном рубище и босой во всякое время года, отдыхая иногда на куче навоза и смиренно перенося насмешки и обиды, а ночью молился. Еще при жизни блаженный удостоился от Бога дара чудотворения. Однажды зимой Иоанн размешал руками в печи горящие уголья, и перекрестившись, улегся на них, не потерпев никакого вреда. Кроме того, он словом исцелил от горячки Марию, супругу устюжского князя Феодора Красного . В восемнадцатилетнем возрасте мирно скончался 29 мая 1494 года и был погребен близ Успенского собора в городе Устюге. Впоследствии над его мощами была построена церковь его имени. Служба блаженному Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1554 году по воспоминаниям знавших его людей было составлено его житие, а несколько позже - похвальное слово. Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашествии врагов. Благодаря его молитвам русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году. Тропарь Наготою телесною и терпением/обнажил еси вражия коварствия,/обличая неподобное его деяние,/зельне стражда солнечный вар/и нуждныя великия студени мраза,/и огня не чул еси,/Божиею помощию покрываемь,/Иоанне премудре,/моли о верою творящих память твою честно/и усердно притекающих к раце мощей твоих,/избавитися от бед и падения избежати. Использованные материалы Редакция текста от: 11.06.2014 16:07:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11207.html

Степаново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Прокопия Устюжского Год постройки:1793. Год утраты:приблизительно 1960 (снесена при расчистке ложа Воткинского водохранилища) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Удмуртия, Воткинский район, с. Степаново, на месте затопленного храма установлен памятный знак Координаты: 57.023131, 54.372362 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые Степаново упоминается в переписи, проведенной в 1646 году казанским воеводой Тимофеем Бутурлиным. В «Книге письма и дозору Тимофея Федоровича Бутурлина да подъячего Олексея Грибоедова 154-го году», среди прочих монастырских селений, входящих в вотчину Осинского Преображенского монастыря, отмечается и деревня Степанова. Всего в деревне было четыре двора, один монастырский, в котором жил старец Харитон с работником Гаврилком Ильиным и его сыновьями, да три крестьянских двора. Так в ту пору и выглядело типичное селение монастырских крестьян. Первоначально на земли, пожалованные или пожертвованные монастырю, селились монах с работником для освоения этих земель, а вскоре к ним подселялись и другие крестьяне, прибывавшие, бывало, совсем из разных мест, в поисках земли и душевного спасения. В дальнейшем Степаново развивается как селение монастырских крестьян. Название свое получило, вероятно, по имени первого старца (монаха) Стефана, поселившегося здесь ещё до старца Харитона. В период с 1646 по 1708 г.г. в Степаново была построена церковь, освященная во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского Чудотворца. В дальнейшем храм был перестроен и освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а придел во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского Чудотворца. С этого времени село именовалось Богородское Степаново тож. За указанный период село разрослось, к тому помимо его в окрестностях образовалось несколько деревень и починков, которые вошли в приход Богородицкой церкви. Это деревни и починки: Гамы, Забегаево, Бабка, Свинкин, Кичижиха.

http://sobory.ru/article/?object=51132

Очень важно отдавать себе отчет в том, что и литература Средневековья и поведение Средневековья чрезвычайно традиционны, они следуют той или иной традиции. Точно также русские юродивые следуют традиции, заложенной юродивыми византийскими, и, в первую очередь, Симеоном Эмесским и Андреем Юродивым. Например, Прокопий Устюжский в мороз, подобно Андрею Цареградскому, ложится спать с собаками, он греется от собак, и там есть такой момент, когда собаки уходят, он говорит, что насколько же я отвратителен, что даже собаки не хотят рядом со мной лежать. Или, допустим, когда юродивый собирает милостыню, а потом отдает ее нищим — это есть в Житиях древнего юродивого, но это повторяет Сольвычегодский юродивый Иван Самсонович, и причём это не просто, так сказать, бессознательное подражание определенным образцам, но служба Василию Блаженному говорит: уподобися премудре Василие всеми нравы и обычаи Симеону юродивому Христа ради. Но подражания образцам существуют не только в отношении византийских юродивых — гораздо в большей степени русским юродивым, более поздние юродивые подражают юродивым более ранним. Допустим, об Иоанне Устюжском агиограф пишет бывшему подражателю Блаженного Прокопия, то есть Прокопия устюжского. А кстати, Прокопий Устюжский был, судя по всему, немец. Прокопий Вятский подражает Андрею Цареградскому, Прокопий Устюжский — Василию Блаженному, Максим Московский именуется в службе не только последователем Андрея Юродивого или Симеона Эмесского, а говорится там: с юрод явися изволение отче и оному дивному Андрею последователь ревнитель быть дивному Симеону и вторым Твердисловом. Исидор Твердислов — юродивый, подвизавшийся на Руси, тоже бывший иностранцем из пряжских земель. Вторый Твердислов на Руси показася отче Максиме, покровенно тело им. Иоанн Большой Кабак просит похоронить его у Василия Блаженного, например, и так далее. То есть мы видим, что существуют понимание и осознание юродивыми себя в традиции, в юродской традиции. Это не такой вот взрыв какой-то пассионарный или не какая-то фантасмагория, появляющаяся из ниоткуда. Юродство имело на Руси и в Византии свою глубокую и долгую традицию. И эту традицию осознавали не только авторы Житий, но и сами юродивые.

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) В XIX в. И. довольно часто изображался вместе с др. юродивыми. Вместе с блж. Прокопием (симметрично блаженным Василию и Максиму Московским) он представлен на нижнем поле нек-рых икон «Шестоднев», входящих в большую группу произведений на этот сюжет работы палехских мастеров (напр., икона 1-й трети XIX в. в ГИМ; см.: Москва православная. 1996. С. 528); впрочем, в таких случаях блж. Прокопий гораздо чаще изображался в паре с блаженными Иоанном Большой Колпак или Исидором Ростовским. Образы блаженных Прокопия и И. встречаются на иконах «Собор российских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде (напр., икона из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл.; икона, написанная в 1814 П. Тимофеевым, обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 62, 70): устюжские святые включены в расширенную группу праведных и юродивых в верхней части композиции; их фигуры помещены среди святых сев. происхождения, причем И. изображен над соименным московским юродивым Иоанном Большой Колпак. Существуют близкие по времени примеры появления образа И. в сложных многофигурных композициях, создававшихся по заказу старообрядцев (складень с образом «О Тебе радуется», икона образов Божией Матери, праздников и избранных святых кон. XVIII в., ГРМ; см.: Там же. Кат. 176, 180). Особое место среди памятников XIX в. занимает образ московской работы 1852 г. (ВУИАХМЗ), имеющий условное название «Христос - Св. Евхаристия», где блаженные Андрей, Симеон, Василий, Максим, Прокопий и И. представлены в коленопреклоненном молении дискосу с сердцем, в к-рое вписан образ Христа с орудиями страстей ( Сорокатый. 2003. С. 148-149). Эта аллегорическая композиция прославляет юродивых Христа ради как святых, особо возлюбивших Спасителя. Фронтальное изображение И. в рост (в коричневом рубище) входит в число миниатюрных икон рус. юродивых, к-рые вставлены в резные киотцы иконостаса, выполненного в 1895 г. для придела св. Василия Блаженного московского собора Покрова на Рву (проект А. М. Павлинова, иконы написаны артелью под рук. О. С. Чирикова). Икона И. вместе с изображениями прп. Михаила Клопского и блж. Николая Кочанова находится над юж. вратами иконостаса.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Скачать epub pdf Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого 252 Издавна Божественное писание глаголет о святых мужах, блаженных и юродивых 253 , достойных вечной памяти, ибо святые эти прожили на земле во плоти богоугодную и преподобную жизнь непорочную и честно подвиг свершили о Христе, и сего ради уподоблены были ангелам. И так как пребывали в посте, молитвах и подвиге духовном, просияли в жизни сей как звезды небесные и победу великую одержали над вражьей силой, красоту мира сего суетного от себя отринули и славу света сего прелестного ни во что не ставили, но всегда своими пречистыми душами жаждали нескончаемого века будущей жизни и услаждения с Господом Богом и со святыми его ангелами, с пророками и апостолами, и мучениками, что уготовано было им от сотворения мира. Ради этого, братия, благо нам и полезно тех святых мужей, блаженных Христа ради юродивых, чистое их житие и подвиги и бывающие от них преславные чудеса и слушать, и переписывать, ибо за то бывает нам от Господа Бога великое благо и немалое воздаяние. Слушателям же и сведущим толкователям известно, что лучше оседает и укореняется в сердцах наших то, чего боишься, и на добрые дела направляет и побуждает последовать житию этих святых. Если же не будут описаны благодеяния их, достойные запоминания, то из памяти нашей уйдут и обречены на забвение. В нынешнем же последнем роду нашем кто сможет святых блаженных, Христа ради юродивых мужей по достоинству восхвалить и о них поведать?! Их житию и терпению и сами ангелы Божий удивлялись и их восхваляли, ибо имена тех святых мужей и добродетели их записаны на небесах, как эти святые силою Пресвятого Духа взяли крест Христов на плечи свои и последовали Ему, а за это открыл им Господь двери райского блаженства, чтобы вкусили радость и насладились вечной жизнью. Об этих святых в Поучении своем Василий Великий , епископ Кесарии Каппадокийской пишет так: «Братия, будьте ревнителями праведно живущим на земле людям: осознанно обращайте внимание на знамения и имена, деяния и подвиги их и впишите в сердца свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженная шла мимо, какбы не внимая речам его, и только сбросила с плеча рукав верхней своей одежды. Как только осязал руками своими слепой, сброшенный ему рукав, и с верой отер им очи, внезапно возвратилось ему зрение и прославил он Бога. До тридцати болевших различными недугами исцелились во время шествия ее в обитель на пострижение. Она приняла легкое иго Христово, облекшись в иноческий образ и изменила княжеское имя свое Евдокии на монашеское Евфросиния, и еще несколько времени подвизалась, доколе не совершила богоугодное свое течение, июля 7-го 1407 года в созданной ею обители, где и была положена, как бы краеугольный ее камень. Господь, прославивший ее при жизни, прославил и после блаженной кончины многими знамениями и исцелениями, исполнив всякими благами ее обитель. Неоднократно возгоралась сама собою свеча над ее гробом, как и над гробом благоверного ее супруга, знаменуя тем Небесный свет, которым наслаждались они в Небесном Царствии, за светлые подвиги временного своего царствия. (Из Степенной книги.) 8-го июля, святого Великомученика Прокопия и святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Житие святого Прокопия, Христа ради юродивого, устюжского чудотворца Из западных стран, от Латинского языка и земли Немецкой, происходил сей блаженный Прокопий, как о нем рассказывали люди, пришедшие из Великого Новгорода. Воспитан был он посреди великого богатства, но никому не известны имена его родителей и присных, ни даже какого был он племени; одно лишь известно, что, пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом своим корабль и, оставив отечество свое, по благоволению Божию, приплыл в Новгород, сопутствуемый своей дружиной, в северные пределы наши, ибо таков был обычай гостей иноземных. Там познал он истинную православную веру; дивясь благолепию храмов и множеству обителей, слыша звоны великие и пение ликов, видя поклонение святым иконам и строгий чин иноческий, умилился он в глубине души и благодать Божия коснулась его сердца; уже не пожелал он более возвратиться на свою темную родину, но всей душой прилепился к вере православной и, утаившись от своей дружины, начал ходить по городу и обителям, чтобы обрести себе мудрого наставника в вере Христовой. Пришел он однажды на Хутынь в обитель, недавно созданную преподобным Варлаамом и, припавши к ногам его, со слезами умолял научить его истинной вере. Сперва усомнился преподобный в истине его слов: каким образом богатый купец иноземный, с такой ревностью мог искать православия? Но, когда убедился в искреннем его усердии, с любовью принял и научил заповедям Христовым, внушая ему все отвергнуть любви ради Божией и, взяв крест свой, последовать за Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская - описание Устюжский вариант иконы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» связан с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, память которого отмечается в этот же день. Блаженный Прокопий был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Исповедовал он католичество, но ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он не только перешёл из католичества в Православие, но и раздал своё имущество бедным, а оставшуюся часть пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь. Жители Новгорода стали прославлять Прокопия за его благотворительность, поэтому он удалился из города в Великий Устюг. Там святой вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Жизнь свою святой проводил в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, от богачей, нажившихся неправдой, он не брал ничего. За свои подвиги блаженный стяжал дар прозорливости. В 1290 году, за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаженный Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась страшная буря, жители бросились в соборный храм, где увидели блаженного, который молился перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. Вдруг от иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга из чёрной тучи пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. Между тем святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды. Больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году в память об избавлении города от гибели было установлено (8 июля) празднование Устюжской иконы Божией Матери. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская " .

http://pravicon.com/info-238

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Нечаев Стефан Трофимович (ум. 13 V 1667) — галицкий юродивый, автор прощальных писем. Сын местного купца, рано умершего. В юности Н. ушел из дому, стал юродствовать, потом, пожалев мать, вернулся, женился и прижил ребенка. Но тяга к юродству оказалась столь сильной, что он бросил семью и опять «преложися в юродство», на этот раз до смерти. Нечаев удостоился пышных похорон в Богоявленской церкви Галича, на которых были архимандриты местных монастырей, протопоп соборного храма, галицкий воевода, дворяне и дети боярские. В Богоявленской церкви была местночтимая икона юродивого Стефана. Сохранилось прощальное письмо Нечаева, которое он, «как пошел юродствовати, оставил на утешение матери своей Евдокие да жене своей Акилине». Письмо входит в подборку документов, которую в списке второй поло вины XVIII в. обнаружила в 1974 г. Н.В. Понырко. Подборка кроме прощального письма содержит короткую записку Н. дяде Гавриле Самсоновичу с просьбой не оставить осиротевшую семью и надпись на «действительном образе» юродивого в Богоявленской церкви. Составитель подборки, добавивший от себя несколько этикетных фраз, — без сомнения галичанин и младший современник Н. Письмо построено как диалог, в котором мать вопрошает своего сына, пеняет ему, что бросил семью, а тот объясняет свое решение: он будет юродствовать «не простоты ради», т. е. не от скудости ума, а из презрения к мирским благам («аще бы люб мне мир сей, и аз подвизахся бы о вещех его»). Уходя в юродство, человек одновременно уходит из культуры, рвет с ней все связи. Письмо Н. — как бы прощальный завет умирающего (он настойчиво называет себя мертвецом), а мать голосит над ним, как над покойником. Это письмо — единственный в своем роде текст. Однако можно допустить, что сочинение «прощальных писем» перед уходом в юродство было этикетным моментом: о таком же письме матери и жене упоминается в Житии Арсения, новгородского юродивого XVI в. (БАН, Устюжское собр., 55, л. 12). Галицкая подборка текстов свидетельствует о том, что Н. рассчитывал не только на прямых адресатов, но и на широкую читательскую аудиторию. В таком случае «прощальные письма» юродивых суть не документы, но особый жанр древнерусской литера туры.

http://azbyka.ru/pisma-yurodivogo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти. Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды. По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в двадцати верстах от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

http://pravicon.com/info-16

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010