253 Подвиг юродства обычно основывается на словах апостола Павла из первого послания к Коринфянам, гл. 1, стих 18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Эту же мысль продолжает и стих 10 из этого же послания, гл. 4: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных слов можно уяснить следующим образом: «Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь – юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорной смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как сила Божия, побеждающая мир». Протоиерей Александр Мень. Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982. С. 371. 260 «...образу Пресвятой Богородицы Одигитрии» – один из распространенных богородичных иконных сюжетов. Одигитрия – в переводе с греческого путеводительница. 261 Великого Стефана, епископа Пермского – говорится о будущем святом Стефане Пермском, просветителе пермяков. 262 «...к собору великого Божьего архистратига Михаила...» – т. е. ко храму, построенному в честь архангела Михаила. Архистратиг – в переводе с греческого: полководец, предводитель воинских сил. 263 «...безмятежно пройти начала и власти темных сил» – по учению Православной Церкви, душа, разлучившаяся с телом после смерти, проходит так называемые «воздушные мытарства», т. е. происходит борьба между ангелами и аггелами (или бесами) за право обладания душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Светлым видением и сладким смехом бе бо лице его от многаго веселия, яко солнце светлостию» — такие слова найдет читатель в этом удивительном тексте. Первый русский юродивый, Прокопий Устюжский — «образец» в этом смысле для последующих русских юродов и похабов. И еще раз, как Житие говорит о юродивом?: «светлое видение, сладкий смех, многое веселье»… «Веселись и не унывай» — такие слова вкладывает Житие в уста Прокопия. «Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 г., помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укорение и биение и пхание», по он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «полезных граду и людем». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых.

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-prok...

Из свойственного русской душе, освященной православием , чувства смирения – проистек и заимствованный из Византии, ярко выявившийся на Руси, подвиг юродства Христа ради. Людской жажде всевозможных земных благ, пышности – юродивые противополагали полное к сему безразличие, нищенскими рубищами прикрывая свое, изможденное трудами и подвигами поста, тело. Торжествующей на земле лжи, страшному притворству, выражающемуся во внешнем проявлении людьми постоянно несуществующего чувства приязни, – юродивые противополагали истинную любовь, сочувствие к людям, чистую правду, объявляемую ими всем, не считаясь ни с чьим положением. Юродивые, будучи истинно мудрыми людьми, приносили величайшую жертву – отказывались – отрешались от ума, когда деятельность их переходила во внешнюю жизнь. Спасение ближних от погибели, жертва для этого всем – являлось важнейшею целью для них. Основой же подвигов этих настоящих «законников Христу» – исполнителей Его заветов – было смирение. Упреки в безумии, презрение и поношение толпы принималось ими особенно радостно. «Совершенство смирения», поучал св. Исаак Сирин , «в том состоит, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверять людей, что он оклеветан, но просит прощения. Иные добровольно навлекали на себя название прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодеяния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увенчана всякой чистотой и непорочностью. Иные же, чтобы не прославляли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими в тайне, представлялись в образе юродивых, быв растворены божественною солью и непоколебимы в своей тишине, так, что на высоте совершенства своего святых ангелов имели провозвестниками своих добродетелей». Первым русским юродивым был Пр. Исаакий Киево- Печерский, принявший этот подвиг по получении исцеления. После него подвизался Блаженный Прокопий Устюжский (1303). Он был богатым иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Почувствовав превосходство Православия, он в Хутынском мон. присоединился к нему. Его подвижническая жизнь привела в Хутынскую обитель и других иностранных торговцев. Не довольствуясь обычным подвигом, он избрал юродство. Блаженный удалился в Устюг. Здесь днем ходил он в городе как юрод, и собирал толчки и побои, насмешки и брань, а ночь проводил в молитве у дверей церковных; от нищих принимал пищу, а не от богачей, богатых неправдой. Ни летом, ни зимой не имел нигде пристанища, но часто сидел на берегу р. Сухоны, молясь о плавающих. Молитва его спасла Устюг от каменной тучи, разрешившейся недалеко от города. (Архиеп. Филарет). Он носил в левой руке три кочерги и положением их предсказывал урожаи и недороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Представляя при сем означенный акафист в цензурный комитет на рассмотрение, покорнейше прошу оный комитет дозволить сей акафист напечатать, если после цензуры он окажется во всем исправлен. Акафист сей по распоряжению Преосвященнейшего Израиля, епископа Вологодского и Устюжского, уже был рассматриваем местным епархиальным цензором и ныне представляется в цензурный комитет в копии в исправленном виде». Московский духовно-цензурный комитет поручил дать отзыв цензору прот. Михаилу Капустину. Протоиерей М. Капустин от 12 ноября 1885 года доносил комитету: «Акафист и молитва Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, содержит обычные похвальные приветствия, применительно к его жизнеописанию составленные, проникнутые благоговейным чувством и изложенные чистым и правильным славянским языком с соблюдением общей принятой формы акафистов. Посему на основании 226 ст. Цензурного устава полагаю одобрить к напечатанию для богослужебного употребления в одной из типографий Св. Синода с его разрешения с исключением в оной в 9-м икосе слов о трех кочергах, которыми блаженный предзнаменовал будущее плодоносие или неурожай земли, так как сказания о подобных действиях Христа ради юродивых помещаются в их жизнеописаниях, в акафистах же по преимуществу прославляются их подвиги и добродетели». 26 ноября 1885 года за 1330 Московский духовно-цензурный комитет послал в Св. Синод донесение об акафисте. В своем донесении комитет не обозначил лица, представившего акафист, почему Синодальная канцелярия в Московский духовно-цензурный комитет сделала запрос от 14 января 1886 года за 167, кем представлена в комитет рукопись под заглавием «Акафист св. Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу». По получении нужных справок Святейший Синод дал свое определение об акафисте св. Прокопию Устюжскому: «Поступившую из Московского духовно-цензурного комитета рукопись «Акафист св. Прокопию Устюжскому» разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

За такую святую жизнь ему был дан от Бога дар прозрения. Сида молитвы его была столь велика, что отвращала от людей гнев Божий. За греховную жизнь Господ хотел истребить город Устюг молнией и каменным дождем, как некогда истребил Он Амморяян, противившихся Иисусу Навину. Все это Прокопию было открыто и, подобно древнему пророку Ионе, спасшему от погибели Неневию своею проповедию о покаянии, молил Бога о прощении грехов жителям Устюга. В один из воскресных дней, по окончании Богослужения в храме, обратился он к народу с следующими словами: «покайтесь, братие, в своих грехах и умилостивите Бога строгим постом и молитвою; если же не послушаетесь и не исполните того, о чем я прошу вас, то будете наказаны Богом и погибнете от огненного града: ибо гнев Божий скоро разразится над вами». Но устюжане не слушали слов его и про себя думали так: «этот человек безумный и сам не знает, что говорит нам». Не видя успеха от своей проповеди гражданам о покаянии·, Прокопий опять удалился на паперть одного из городских храмов и снова со слезами день и ночь молился Богу. Приходившие в храм, спрашивали его о причине слез. Блаженный отвечал: «послушайтесь и молитесь, если не хотите заслужить кару Господню». Но они по-прежнему не обращали на его слова никакого внимания. По прошествии трех дней св. Прокопий удалился с паперти и пошел по улицам города, проповедуя жителям о предстоящей погибели, говоря: «покайтесь, плачьте о грехах своих и молитесь, чтобы Господь не казнил ваш город так же, как некогда казнил Он Содом и Гоммору за великия беззакония их жителей». Граждане, предубежденные против юродивого, не только не верили его словам, но еще более насмехались и ругались над ним. Несмотря на все зло, которое причиняли устюжане Прокопию, он снова собрался с силами и непрерываемыми ни днем, ни ночью молитвами просил у Бога пощады грешникам. Через неделю после этого, в полдень над городом появилось темное облако, причем помрачился дневной свет, и сделалось так же темно, как ночью. Люди, видя необычайное явление, спрашивали в недоумении друг друга: что означает тьма, покрывшая землю? Вскоре со всех сторон собрались черные тучи с непрестанными молниями и сильным градом. Страшные раскаты грома не давали слышать разговоры людей, земля как бы дрожала от сильного землетрясения. Тогда люди поняли, что они наказываются Богом и невольно вспомнили слова блаженного Прокопия, а также и предсказание его о страшном часе суда Божия. Они немедленно пришли в соборный храм, где со слезами начали молиться Богу. Пришел туда и св. Прокопий, пал перед иконою Богоматери, проливая многие слезы и ходатайствуя перед Нею о прощении грехов кающимся грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И.М. Суриков Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II Источник Блаженны умирающие в Господе... Они упокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними. ( Апок.14:13 ). Если воины преданы своему полководцу, – могут ли они веселиться, когда полководец находится в унижении? Могут ли находить вкус в мирских радостях истинные христиане, превыше всего возлюбившие Христа? Многие из самых лучших, самых искреннейших христиан приходили к мысли о том, что их любовь к уничиженному и распятому за нас Христу не позволяет им проводить жизнь в мирской славе, богатстве и радостях житейских. И вот, получив все это в удел от Бога, они вольною волею отказываются от всех этих благ, и не только проводят жизнь в убожестве и всяких лишениях, но и сами ищут всевозможных страданий, прикидываются малоумными, чтобы привлечь на себя насмешки, гонения и побои,–все в жажде принять побольше страдания на той земле, которую спас безмерным страданием Своим Христос Спаситель. И вот сын знатного вельможи (св. Алексий человек Божий) оставляет тайно чертоги отца, молодую жену, родителей, богатство, уходит скитаться и, когда жизнь полная лишений изменила его до неузнаваемости, возвращается в родной город, в образе нищего проводит последние годы жизни в доме своего отца, который приютил его и не узнал в нем дорогого сына. Так, св. Прокопий Устюжский, раньше богатый купец –немец – приняв православие, раздает бедным все имение свое, удаляется в дальнюю страну, где его никто не знает и там юродствует Христа ради. И все такие подвижники, из любви ко кресту Христову принимавшие на себя лютые скорби, сторицею, по неложному обетованию Христову, примут живот вечный, наследят царство Его, так как оставили они ради Христа отцов, матерей, жен, детей, богатство, славу, родину – словом все, что дорого для смертного человека на земле. К таким вольным мученикам принадлежала старица Евфросиния Христа-ради юродивая. Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в С.–Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины II. В минуты горести и скуки императрицы, Евфросиния с Александром Львовичем Нарышкиным вместе развлекали ее скуку, о чем рассказывала сама старица Евфросиния. Старица была знакома с Суворовым и с семейством князя Юрия Владимировича Долгорукого и с его дочерью, Варварой Юрьевной, была дружна. Имела сходство с девицей Софией Григорьевной Вяземской. Знакома была с княгиней, женой Калужского Губернатора; была также знакома с женой предводителя дворянства-князя Вяземского, Екатериной Григорьевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нацеленность барокко на универсальность предполагала привлечение необыкновенно широкого по тем временам круга средств художественной выразительности, которых вполне хватило для ремесленной иконописи последующих веков. «Абсолютно все барокко вбирало в свое пространство: и жизнь, и опыт предыдущих историко-культурных эпох, и тут же все переиначивало, переплавляло (обычные навыки ремесленника символизировали высокие материи; античные герои становились атрибутами Иисуса Христа). Барокко прятало захваченный материал, скрывало за другими формами – во всем во всем предпочитало перенос» (Софронова, 1994). Этому «тотальному» барочному символизму, охваченностью символикой как мира земного, так и мира небесного отвечала актуализация теории мимесиса, а также разработка художественного принципа отражения, в связи с чем особое значение и приобрел символ зеркала. При этом отметим, что принципы синтеза искусств, а также мимесиса и зеркального отражения становятся в эпоху барокко универсальными принципами культуры при общих конфессиональных разногласиях. Все находилось под влиянием тех или иных культур и эпох; требующий «естественности» XVIII век. 127. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. 128 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. Фрагмент иконы XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Не трудно заметить, что лики на иконе Ивана Афанасьева и лик св. Александра Невского с чертами лица Александра III проявляют свойство зеркальности: в них присутствует своего рода отраженный барочный символизм. Символ зеркала, будучи одним из главных символов барокко, свободно проходит перед нами по разным культурным эпохам, как бы подтверждая слова Ю.М. Лотмана о том, что «символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее» (Лотман, 1992 (2), т. 1, с. 192). Говоря об амбивалентной природе христианских символов, мы уже отмечали, что символика барочного зеркала значительно трансформировала византийскую категорию подобия своей способностью отражать «тени», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

42 ИРЛИ. Древлехранилище, колл. В. Н. Перетца, 474, л. 23 об. 68 43 Первый журнал русских футуристов, 1914, 1/2. 69 44 Бытие, XI, 1–9; Деяния, II, 1–13. 70 45 См.: Успенский Б. А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по–сирийски? — В кн.: Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979, с. 79—82. 71 46 Черноризец Храбър. О письменехь. Критическо изд., изготвила Алда Джамбелука–Коссова. София, 1980, с. 129—130. 72 47 Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Изд. подготовили Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Л., 1975, с. 110. 73 48 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 89. «Похаб Семеон», которому подражал Андрей Цареградский, — это палестинский монах Симеон, память которого приходится на 21 июля. Прекрасный перевод греческого жития Симеона («Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского») на современный русский язык см. в кн.: Византийские легенды. Издание подгот. С. В. Полякова. Л., 1972, с. 53—83. 74 49 ГБЛ, собр. Ундольского, 361, л. 4 об. В свое время Л. Н. Пушкарев упрекнул меня за то, что при описании древнерусского юродства я пользуюсь и византийскими памятниками, между тем как «византийские жития мало что могут дать исследователю» (Вопросы истории, 1977, 7, с. 169). Этот упрек резонен, если иметь в виду только этнографическую, бытовую и историко–прагматическую сторону дела. Но я занимаюсь феноменологией юродства, пытаюсь выделить его стереотипы, свести их в некую общую таксономию, и никак не могу обойтись без. византийских житий: они представляли собою нечто вроде инструкции по этикету юродства, и если не подвижники, то русские агиографы строго ей следовали. 75 50 Житие Прокопия Устюжского, с. 8—9, 14. Судя по источникам, Новгород был «столицей» русского юродства. 76 51 ВМЧ, октябрь, дни 1—3, стб. 118—119 77 52 БАН, Устюжское собр., 55, л. 24—24 об. 78 63 Там же, л. 27—27 об. «Слово „притча " в Древней Руси понималось в различных смыслах: уподобление, иносказание, притча, гадание, загадка, изречение, присловие, поговорка» (Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья, с. 157). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей 280 . Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга засыпала дома, а мороз и ветер северный так были сильны, что птицы падали мертвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижину нищих, чтобы сколько-нибудь погреться: но одни запирали дверь, другие прогоняли его палкой. Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки; он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов?! Раб Божий Прокопий, видя «яко не точию человецы, но и пси им гнушаются», глаголаше в себе: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», и пошел на обычный свой ночлег – паперть церковную; дрожа всеми членами и ожидая смерти, молился он: «да приимет Бог душу его». И вот он чувствует отрадную теплоту; взглянув, видит пред собою Ангела Божия с прекрасною веткою в руке; небесный посетитель, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца: приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал блаженный Андрей в подобном положении. Об этом блаженный Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу святого Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого 281 . За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес еще на земле. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме», – говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал он потом днем и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: «Что с тобою, Прокопий? Что за скорбь у тебя?» Блаженный отвечал: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть»; но проповеди его не принимали к сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Симеонъ вотъ что сдлалъ, чтобы его ругали: „нкоего дне почивающей жен корчемниковой единой въ храмин своей, а корчемнику вино продающу, къ ней старецъ, и нача совлекати съ себе одежды, и творяшеся аки лещи съ женою хотяй. Она же видящи то, воскрича, и притече мужъ ея, и рече жена къ мужу: иждени проклятаго сего юрода, яко насиловати мя хощетъ. Бивъ убо мужъ старца заушенми, изгна его вонъ на стужу: б бо мразъ и дождь, и сдяше старецъ вн, терпя хладъ, въ единой сый ветсй и раздраннй одежд. Оттол не самъ корчемникъ не вмняше его въ святаго, но и другимъ, аще кто глаголаше, яко Симеонъ Христа ради юродствуетъ, извщаваше съ клятвою глаголя: по истин бсенъ есть, и ума не имать, еще же и блудникъ, жену бо мою насиловати хот, и мясо ястъ, и иная неподобающая дла творитъ, яко не имый Бога " [CDXCIII] . Для того, чтобы предать свои добрыя дла, нкоторые изъ св. юродивыхъ покидали совсмъ или на время мста своего жительства. Такъ преп. Исидора посл того, какъ ушелъ изъ монастыря преп. Питиримъ, „не терпящи быти почитаема отъ сестеръ, изыде тайно изъ монастыря, и въ несвдомыхъ мстхъ крыяшеся даже до своего къ Богу " [CDXCIV] . Когда нкто торговецъ у котораго жилъ св. Симеонъ, и его жена стали почитать послдняго за совершенное имъ чудо (онъ голыми руками принесъ горячихъ угольевъ), то „онъ бжа изъ дому того, и не возвратися, дондеже то чудо въ " [CDXCV] . „Никтоже отъ человкъ вдяще добродтельнаго св. Устюжскаго " [CDXCVI] . О св. московскомъ извстно, что онъ „ничтоже глаголаше, и аки безгласенъ творяшеся, утаитися мня отъ человкъ добродтельми, Богу же вдомъ быти " [CDXCVII] . „Никтоже вдяше добродтельнаго блаженнаго Исидора Ростовскаго " ; онъ съ этою цлью устроилъ себ кущу въ такомъ мст, гд бы глазъ не могъ замтить его молитвы [CDXCVIII] . „Мста идже обыче въ тайн молитися св. Симеонъ никтоже вдяше " [CDXCIX] . Св. юродивые всегда запрещали разсказывать про свои добродтели, которыя какимъ либо образомъ становились явными. Такъ св. взялъ клятву съ любопытнаго священника, подсмотрвшаго, какъ онъ легъ на уголья, – не разсказывать объ этомъ никому [D] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010