С той поры он принял житие юродствующего Христа ради, перешел в буйство, по апостолу, глаголющему: «Братия, Бог избрал житие простодушных в мире этом, чтобы посрамить власть сильных и рассудочных мира сего, и для этого выбрал людей покорных и неимущих, дабы изничтожить имущих людей» 258 . Многие люди Новгорода стали восхвалять его за житие и стойкость, говоря, что человек этот велик перед Богом, ибо пришел с Северной страны, из немецкой земли кораблем с большим богатством, а здесь все свое имущество роздал нищим и сиротам и в монастырь Христа ради, сам же превратился в юродивого и облекся в разодранные и непотребные одежды, став блаженным Христа ради. Блаженный Прокопий всегда слышал эти слова от людей, обращающихся к нему и весьма восхваляющих его. Но когда блаженный приходил к преподобному Варлааму, он передавал ему все похвальные слова, сказанные людьми, и затем говорил преподобному: «Я, отче, совсем не требую этого и не хочу тленной этой славы видеть и слышать от людей, ибо хочу будущей вечной жизнью наслаждаться и твоим великим учением и назиданием. И поэтому хочу, отче, отсюда удалиться и отправиться в путешествие в Восточные страны, где повелевает мне быть Господь». Преподобный же Варлаам, слыша от Прокопия такие слова, стал говорить ему: «Чадо Прокопий, не подобает тебе исходить из монастыря в мир, пока не прекратится о тебе людская молва, но побудь здесь хотя бы в течение одного года в затворничестве». И блаженный Прокопий ответил ему: «Я, отче святой, не нуждаюсь в этом и не хочу здесь оставаться. Сотвори обо мне, грешном, молитву ко Господу Богу и благослови меня на путешествие». Преподобный же Варлаам, слыша от Прокопия такие слова, понял, что он непоколебим и непреклонен в помыслах о подвиге. И встал преподобный Варлаам, и сотворил молитву о нем, и благословил его на путешествие в восточные страны, где Святой Дух укажет ему пребывать. И долго наставлял его на спасительный путь, и отпустил искать достойное место, где Господь повелит быть упокоению тела его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После второго пожара дело пошло быстрее, тут уж и православные начали вносить на строительство храма посильную лепту. Так, дедушка Лаврентий Лукич Котлов внес 100 рублей на приобретение колокола (по тем временам сумма немалая). И вот 30 января 1850 года при большом стечении народа храм был освящен во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради Юродивого, Устюжского Чудотворца. Иконостас храма был устроен стараниями и усердием прихожан. В 1898 г. храм был окрашен масляною краской с нанесением орнамента. Все эти работы были выполнены местным священником Кронидом Теремецким, который годом ранее обновил и позолотил иконостас храма. В то же время были построены и дома для причта: двухэтажный деревянный дом для священника. В 1898 г. на каменном фундаменте построен дом для церковно-приходской школы, где преподавал слово Божие всё тот же протоиерей Кронид Теремецкий. В приход Прокопиевской церкви села Катарацкого вошли следующие деревни: Средний Катарач, Нижний Катарач, Антрак, Данилова. Были построены две часовни – в селе Катарацком и Антраке – Петро-Павловская. В земской и народной школах Закон Божий вел законоучитель – местный священник. Так, священник Прокопиевской церкви иерей Рафаил Соколовский в церковно-приходской школе села Катарацкого открыл регентский класс, где обучал детей церковному пению, благостному и стройному. В церкви на одном клиросе пели взрослые, на другом – дети, вспоминает уроженец деревни Пеньки Фёдор Исаакович Бутаков, а ему об этом рассказывала его тётка. Батюшка на свои средства сшил девочкам платья, а мальчикам купил сапоги, рубахи и брюки. Катарацкие певчие пели так чудесно, что часто их приглашали в соседние села – в Смолино и Бутку. Да и батюшки имели прекрасные голоса. Так, отец Кронид Теремецкий имел пасеку и часто звал на чаек с медком прихожан, а потом в сумерках зажигали лампу, открывали окно, и отец Кронид пел и светские, и духовные песни. Сбегалось слушать все село! Но как-то весной ехал батюшка на кошевке и провалился в рыхлый водянистый снег, тяжело «заболел горлом» и петь уже не мог, но детей учил до самой смерти. Почил в Бозе глубоким стариком, 95 лет от роду. Был похоронен на церковном погосте. За смирение и кротость он был глубоко любим прихожанами – на похороны батюшки пришли люди из всех приходских деревень. И на надгробии была выбита надпись: «Отцу Крониду от неутешных прихожан».

http://sobory.ru/article/?object=52868

В 1610 г. устюжский воевода И. Ф. Стрешнев служил благодарственный молебен Московским святителям и Устюжским святым Прокопию и И. в связи с взятием рус. войском Дмитрова (АИ. Т. 2. С. 338-339). В 50-х гг. XVII в. возобновилась запись чудес, происходивших по молитвам блаженных И. и Прокопия, считавшихся небесными покровителями Вел. Устюга. В чуде 21 рассказывается, как были наказаны паломники из Астрахани, шедшие через Вел. Устюг в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь , которые усомнились в благодатности Устюжских чудотворцев («овии непщующе блаженнаго Прокопия болии Иоанна быти мняху, инии же ко обоим неверием одержими, яко не быти от них чюдотворению» - РГБ. Унд. 362. Л. 104 об.). За неверие паломники были наказаны болезнью («корчетой»), от которой исцелились после молитвы у мощей святых. «Чюдо 27 Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых блаженных иже Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, Устюжских чюдотворцев, о некоей жене именем Соломонии, како избавита ю от насилия диаволскаго - от водных демонов», составленное устюжским свящ. Иаковом, получило распространение в агиографических сборниках как отдельная повесть. Бесноватая Соломония, заболевшая из-за того, что ее в младенчестве крестил пьяный священник, была исцелена благодаря заступничеству Прокопия и И. Устюжских, которые закололи кочергами изгнанных из нее бесов. В нач. XX в. А. М. Ремизов создал лит. обработку повести ( Ремизов А. Соломония//Воля России. 1929. 5/6. С. 3-23). Ок. 1680 г. во имя блаженных Прокопия и И. был освящен юж. придел в храме Вознесения Господня на Б. Никитской ул. в Москве (Малое Вознесение), к-рый был построен в ремесленной слободе, населенной выходцами из новгородских и устюжских земель. В 1764 г. купец из г. Лальска И. Попов снарядил судно «Иоанн Устюжский», совершившее плавание к Ближним и Лисьим о-вам в Тихом океане. В 1820 г. во имя И. освятили часовню близ Великоустюжского во имя арх. Михаила мон-ря . На рубеже XVII и XVIII вв. в селе, где род.

http://pravenc.ru/text/469408.html

В древности город назывался Глядень. На нынешнем «Черном прилуке» город основан в 1212 г. и в экономической и политической жизни России занимал одно из первенствующих мест, отчего, подобно Новгороду и Ростову, зовется «Великим». Город не раз выдерживал набеги татар и принимал участие в нашем движении на восток. Устюг – родина покорителя Амура Ерофея Хабарова и знаменитого просветителя зырян в веке св. Стефана, пермского епископа. Рядом с городским Успенским собором, в котором служил обедню отец Иоанн и куда трудно было проникнуть, так как устюжане, узнав о неожиданном приезде батюшки, быстро переполнили храм, находится небольшой собор пр. Прокопия, в левом клиросе которого покоятся мощи этого святого. Праведный Прокопий пришел в Новгород из немецкой земли в половине XIII века, принял православие и образ юродивого Христа ради. Важнейшим событием в жизни пр. Прокопия было, по преданию, приближение к Устюгу в 1290 г. 25-го июня страшной каменной тучи, разразившейся в 20-ти верстах от Устюга в Котовальской волости. При входе в собор у южных дверей лежит на пьедестале один из упавших из тучи камней, привезенный сюда в 1638 г. В самом соборе замечателен образ святого Прокопия, вышитый жемчугом. Рядом находится небольшая церковь с мощами прав. Иоанна. Два устюжских монастыря – мужской Архангельский и женский Предтеченский на Соколиной горе – относятся к XIII столетию. Много в Устюге интересного, но, конечно, мне пришлось ограничиться самым беглым обзором. Спасибо еще молодому местному священнику, который был настолько любезен, что, узнав, с какою целью я путешествую, неизвестно откуда достал мне описи некоторых устюжских церквей и я кое-что мог записать тут же, в соборе св. Прокопия. Сняв несколько фотографий и поблагодарив любезного священника за его внимание, я поспешил на наш пароход. Если бы я приехал на пристань часом позже, то рисковал бы и совсем не попасть на пароход, так как город уже знал о прибытии отца Иоанна и набережная была запружена народом. Но вот прибыл и батюшка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архистратига Михаила и близ нее преставился Богу. Кончина блаженного была в 1303 году, 8-го июля, в день памяти одноименного с ним мученика св. Прокопия. В ту же ночь выпал снег, покрыл всю землю, и сделался сильный холод и буря, но, не смотря на это, не погибло ни одно растение. Утром от солнечного зноя снег растаял, и воздух наполнился ароматами цветов. Священники и причт церковный, совершая утреню, удивились, не видя в храме св. Прокопия, так как блаженный не пропускал ни одной службы. Его стали искать, но не могли нигде найти. Не видя его и на литургии, искали его три дня, но поиски оказались напрасными. На четвертый день близ обители Архангела Михаила найдено было тело св. Прокопия, занесенное снегом. Лицо его было обращено к небу, руки сложены крестом на груди, глаза закрыты. Тело святого с честью отнесли на руках в соборный храм и положили на ту паперть, где блаженный провел почти всю свою жизнь. Похоронили св. Прокопия на том самом месте, о котором он всегда говорил народу, т. е. на берегу реки Сухоны, возложивши на могилу камень, начертав на нем день и год смерти праведника. Много прошло времени со дня его кончины, но ничего не было написано о жизни блаженного; люди передавали устно друг другу о том, что слышали о нем. И когда стали совершаться чудеса от его мощей, благочестивые христиане воздвигли над ними храм и установили ежегодно праздновать память св. Прокопия в день его смерти, т. е. 8-го июля. В 1495 году построен был в Устюге храм во имя блаженного св. Прокопия. Впоследствии нашлись люди, хорошо знавшие по рассказам жизнь св. Прокопия, которые изложили ее письменно и распространили сведения о нем по всему православному христианскому миру. Много чудес было по смерти св. Прокопия. Вот некоторые из них. Устюжский гражданин Григорий был в сильной горячке; больной просил отнесть его к гробнице Прокопия, и здесь, когда отпет был молебен, встал здоровым. Один и в устюжан, явясь к боярину Владимиру, который был болен проказою, узнал о его болезни и сказал ему: «не прогневайся на нас, честной боярин, что мы хотим назвать тебе чудесного врача. Много лет тому назад жил у нас в Устюге юродивый Прокопий; во имя его ныне у собора есть храм, и от мощей его многие получают исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен св. Прокопию; когда возвратился посланный с иконою св. Прокопия, больной встал с постели и, выслушав молебен пред иконою, стал совсем здоровым. Читать далее Источник: Житие святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. - Москва : Отд. распространения духов.-нравств. кн. при Моск. о-ве любит. духов. просвещения, 1900. - 16 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таков путь, который ведет нас к благодати Святого Духа. Указывая на сей путь, св. отцы не хотят нас смутить его тяжестью и от него оттолкнуть. Напротив, они нас к нему призывают, ибо нет иного пути к стяжанию благодати, или к достижению Царства Божиего. Недаром Господь сказал: узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его ( Мф. 7:14 ). Св. отцы зовут нас следовать сим путем для стяжания благодати и потому, что если мы сами добровольно не обречем себя на страдания за святую жизнь, то Господь будет тяжко наказывать нас несчастиями, чтобы вразумить нас и поставить на путь спасительной жизни. Если же мы не вразумимся этими наказаниями и отвергнем сей путь для стяжания благодати, то окажемся повинными против крови Христовой, которая была пролита на кресте только для того, чтобы даровать нам сию благодать ( Ин. 16:7 ). За этот великий грех Господь отвергнет нас на страшном суде Своем и мы не войдем для вечного блаженства в брачный чертог Христов. И как сможем мы войти в него, когда окажемся без брачной одежды, которая, по учению того же св. Симеона Нового Богослова , есть ничто иное, как благодать Святого Духа. Да не будет сего с нами. Будем стремиться к стяжанию благодати Святого Духа, как цели всей нашей жизни, чрез крестный путь умерщвления в себе страстей и исполнения заповедей Божиих. Тогда нашим уделом будут не только скорби, но и великие радости, подобные тем, которые переживали св. Апостолы и все угодники Божии. Много скорбей испытали св. Апостолы, но вот, что они говорят словами Ап. Павла: Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще... присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей... Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни ( 2Кор. 4:10–11:16 ). Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). Много страдали св. Андрей Христа ради юродивый и св. Серафим Саровский , но тот и другой утешаемы были от Бога многими видениями и откровениями, и, наконец, удостоил их Господь такого неизреченного блаженства, что они еще при земной жизни были вознесены до третьего неба. Тяжко страдал в своей жизни праведный Прокопий Устюжский, юродивый Христа ради, но он получал и величайшие утешения от Бога, почему и говорил: «люта зима, но сладок рай».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Смоленский же град и Ярославль блажит и славит великого князя Феодора и чад его Давида и Константина. Град же Вологда блажит и славит преподобного Димитрия Прилуцкого, и иные же тамо окрестные веси славят преподобных отец Корнилия Комельского, Павла Обнорского и Сергия Нурмельского, и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Северная же страна по Двине реце, зовомая река Вага, на ней же грады и воси и тамо блажат и славят Георгия, юродивого Христа ради. Соловецкий же остров в понте Окиана моря, и вси окрестные жители блажат и славят преподобных отец Зосиму и Савватия. И каяждо убо страна и град блажит и славит, и похваляет своих чудотворцев. Восточная же страна в ней же град имянуемый Устюг и град Выбор, предел Соливычегодския, и окрестные их пределы и веси блажат и прославляют тебе, досточудне и преблаженне Прокопие. Имеем тя вси, яко стража и хранителя, и заступника граду нашему, яко никогда убо ты не воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы и веси и вси живущие ту люди» 289 . Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, устюжский Близ старого Устюга, за рекою Сухоною, в селе Пухове, у благочестивых и зажиточных поселян Саввы и Марии родился сын Иоанн; с юных лет он отличался строгою жизнию. По средам и пятницам не ел ничего, а в прочие дни довольствовался хлебом и водою. Как-то мать заметила ему: к чему он постится в таких годах? – «Чтобы избавиться от грехов, – отвечал юноша Иоанн, – без греха никто, кроме Бога; не станем питать плоти, чтобы она не стала врагом нашим». Когда родители переселились в город Орлец, на реке Юге, за 30 верст от Устюга, и отец здесь умер, мать постриглась под именем Наталии в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн был при ней, по-прежнему молчаливый. Потом он начал юродствовать. И мать оставила его на волю Божию. Иоанн возвратился на родину в великий Устюг и поселился близ Успенской церкви в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Здесь ночи он проводил в молитвах, а днем юродствовал, бегал по улицам полуобнаженный с одним лишь рубищем, которым был препоясан, избирая пристанищем иногда гноище, по примеру праведного Иова и великого подвижника устюжского Прокопия юродивого, которому подражал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но помысел лукавый взошел в сердце священнослужителей; они изгнали благоговейного пришельца, вынесли образ и разметали часовню. Чудеса блаженного Прокопия Протекло не более тринадцати лет после этого события, когда повелением Великого Князя Иоанна Васильевича, со всех сторон собиралась рать на Казань и с великого Устюга пришли ратники в Нижний Новгород, где долгое время стояли на страже от нашествия казанских татар. В то время, попущением Божиим за грехи людей, повальная болезнь свирепствовала в Нижнем, и это было началом прославления угодника Божия, ибо он начал являться в ночных видениях многим из своих горожан, в том знакомом им образе, как они привыкли его видеть на иконе в своей часовне Устюжской. Блаженный говорил им, чтобы они дали обещание поставить на великом Устюге церковь в Память Христа ради юродивого Прокопия, и минует их болезнь; те из них, которые дали обет сей, исцелились, те же, которые, по жестокосердию своему, не уверовали, умерли от болезни. Когда миновало служебное время и возвращались они на родину, стали помышлять ратники, дорогой об исполнении данного ими обета. Дошедши до великой реки Сухоны, срубили они на берегу ее много леса для сооружения храма и, сплавив на реку, сами на нем приплыли, как на плотах, в родной свой город. Там, пришедши в соборную церковь , поведали священнослужителям и гражданам бывшее им явление в Нижнем Новгороде и последовавшее за тем исцеление и, с общего совета, положено было соорудить церковь во имя праведного и блаженного Прокопия над его гробом. Достойно внимания, что уже до того времени начертан был образ будущей церкви на том самом камне, на котором при жизни любил сидеть Христа ради юродивый, пророчествуя, и который после его кончины поставлен был ему вместо памятника. Тогда же устроили и новую гробницу и написали на ней священный лик его, украсив ее драгоценными наволоками. С тех пор начали ежегодно совершать память Христа ради юродивого, 8-го июля, и многие потекли чудеса и исцеления от его раки. Первое исцеление совершилось над гражданином Устюжским, по имени Григорий, который страдал огневицею и, будучи в совершенном расслаблении, просил, чтобы отнесли его к гробу чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Да не будет сего с нами. Будем стремиться к стяжанию благодати Св. Духа, как цели всей нашей жизни, через крестный путь умерщвления в себе страстей и исполнения заповедей Божиих. Тогда нашим уделом будут не только скорби, но и великие радости, подобные тем, котоерые переживали св. Апостолы и все угодники Божии. Много скорбей испытали св. Апостолы, но вот, что они говорят словами Ап. Павла: Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще... присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти нашей... Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни 46 . Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше 47 . Много страдали св. Андрей Христа ради юродивый и св. Серафим Саровский , но тот и другой утешаемы были от Бога многими видениями и откровениями, и, наконец, удостоил их Господь такого неизреченного блаженства, что они еще при земной жизни были вознесены до третьего неба. Тяжко страдал в своей жизни праведный Прокопий Устюжский, юродивый Христа ради, но он получал и величайшие утешения от Бога, почему и говорил: «люта зима, но сладок рай». Если мы будем стремиться к стяжанию благодати Св. Духа, как цели своей жизни, тогда Господь не оставит нас и земным благополучием и земным счастьем. Он исполнит тогда на нас Свои божественные слова: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам 48 . (Проповеди, стр. 47–50). Но как бы ни были велики усилия нашей свободной воли для достижения Царства Божия без благодати они недостаточны. Вопрос о неразрывном совместном действии благодати и свободной воли человека Архиепископ Серафим рассматривает в своем сочинении, направленном против неправильных взглядов прот. о. Светлова о Царстве Божием, которое последний понимает в земно-социальном смысле, как какой-то «земной рай». Этот труд Архиепископа Серафима находится в его сборнике весьма ценных догматико-полемических сочинений, озаглавленном: «Искажение православной истины в русской богословской мысли». Вот что мы читаем там:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010