— Около месяца назад делегация Святого Престола посетила Московскую Патриархию и провела переговоры с представителями Вашего окружения. Возможен ли визит Папы Бенедикта XVI в Россию? Может быть, целью визита папской делегации было, как многие считают, заключение некоего двухстороннего соглашения между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью? — Действительно, в октябре этого года в Москве находилась делегация из Ватикана во главе с секретарем Святого Престола по отношениям с государствами архиепископом Джованни Лайоло . Этот визит осуществлялся по приглашению Министра иностранных дел России Сергея Лаврова и носил плановый рабочий характер в рамках отношений между Россией и Ватиканом. Во время пребывания в Москве делегация встретилась с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Обсуждались вопросы сотрудничества Русской Православной и Римско-Католической Церквей перед лицом различных международных проблем в контексте наших отношений с Европейским Союзом и Советом Европы. Ни о каком двухстороннем соглашении между Ватиканом и Московским Патриархатом речь не шла. Относительно возможности посещения Папой Бенедиктом XVI России должен отметить, что наша позиция остается неизменной. Мы не отвергаем возможности приезда Папы Римского в Москву или встречи с ним на нейтральной территории, но считаем, что этому событию должно предшествовать разрешение трудностей, которые стоят между нашими Церквами. Речь идет о католической миссии в России и других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также о крайне недружественной политике руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви на Украине. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги для изменения ситуации в лучшую сторону. Без этого наша встреча стала бы лишь протокольным мероприятием, которое не принесло бы облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий. — Считаете ли Вы, что новый понтифик поможет сгладить разногласия, существующие между Римско-Католической и Православной Церквами?

http://patriarchia.ru/db/text/76034.html

Чиновник германского Министерства иностранных дел, имевший личные контакты с Владыкой Андреем Шептицким в течение 15 лет, сделал вывод, что в 1943 г. позиция митрополита «в еврейском вопросе» совпадала с позицией других католических иерархов в разных странах. А это, на его взгляд, отражало «официальную позицию Ватикана, а не личную точку зрения митрополита» 579 . При этом А. Шептицкий не только продолжал поддерживать контакты с представителями немецкой администрации, но и непосредственно участвовал в важных для нацистов пропагандистских, политических и даже военных акциях (что, возможно, спасло его от репрессий нацистов). Так, когда в апреле 1943 г. Владыку посетили высшие чины СС и руководитель германской разведки адмирал Канарис, чтобы заручиться поддержкой в деле создания украинской дивизии СС «Галичина», митрополит проявил заинтересованность в этой акции, и во многом в результате его активной поддержки желающих вступить в дивизии оказалось больше, чем требовалось. При активном участии в вербовке новобранцев греко-католических священников за два месяца набралось 80 тысяч добровольцев, из которых затем отобрали 13 тысяч 580 . А. Шептицкий назначил в дивизию на должность капелланов трех священников во главе с митратом Василем Лабой (старшим капелланом дивизии) и поручил епископу Иосифу Слипому провести церемонию присяги, которая состоялась 16 мая 1943 г. В честь этого события, по распоряжению А. Шептицкого, на следующий день в соборе Святого Юра было совершено архиерейское богослужение, которое возглавил епископ Иосиф; в других греко-католических церквах служили торжественные молебны. В июле 1943 г. германское командование позитивно оценивало участие униатского духовенства в создании и окормлении частей «Галичины» 581 . Правда, в своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В. Кубийовичем митрополит призывал его обдумать политическую целесообразность и моральную ответственность такого шага. До отправки на фронт дивизия СС «Галичина» в течение года выискивала и уничтожала во Львове и окрестных лесах сбежавших от угрозы уничтожения евреев (в июле 1944 г. она была полностью разбита под Бродами наступающими советскими войсками) 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С апреля 1943 г. из германской казны на счета А. Шептицкого стали ежемесячно перечислять по 360–370 тысяч марок «на специальные нужды». При этом в письме генерал-губернатора Франка от 29 апреля 1943 г. указывалось, что «отчитываться об использовании этой суммы перед моей службой не нужно». 11 ноября 1943 г. на архидиецезиальном (епархиальном) Соборе А. Шептицкий выступил с предостережением паствы о приближении советских войск. Он призвал ни в коем случае не допускать незаконных действий против немецкой армии и выполнять все повинности, наложенные Германией в условиях военного времени. В январе 1944 г. по указанию митрополита общины греко-католических храмов передавали свои колокола немецким властям на переплавку для нужд фронта. Так, например, 1 января в львовский Преображенский храм было направлено распоряжение: «Митрополичий Орданариат поручает отдать колокола, когда явится чиновник с возом и людьми. До 15 января дело должно быть улажено». В беседе с руководством ОУН-УПА (украинской повстанческой армии) 16 февраля 1944 г. митрополит Андрей сказал: «Главной задачей УПА сейчас должны быть всесторонняя помощь немецким властям и подавление коммунистического влияния в Галичине». Неоднократно встречался А. Шептицкий и с главнокомандующим УПА гауптштурмфюрером СС Романом Шухевичем 583 . Однако на поведение митрополита Андрея чем дальше, тем больше влияло постепенное изменение в ходе войны его политической позиции в отношении нацистской Германии и Советского Союза. Резкое ухудшение отношения Владыки к немцам (вследствие непризнания ими самостоятельного Украинского государства, недопущения греко-католических миссионеров на восток, их военных поражений, антихристианских и расистских взглядов нацистского руководства) сопровождалось появлением просоветских симпатий. Так, например, в докладной записке начальника Управления НКГБ УССР по Львовской области К. Волошенко наркому госбезопасности УССР С. Савченко отмечалось, что после 1942 г. отношение А. Шептицкого к германскому оккупационному режиму, прежде бывшее дружественным, стало негативным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Об этом, особенно о массовом уничтожении поляков, я подробно написал в статье «Глава УГКЦ Шевчук: Украина сделала Польшу свободной» http://bit.ly/2sHs7HE ) Потомки и наследники «духовного скарба» (духовного сокровища) Иосафата Коциловского - его достойные последователи и ничем не отличаются от своего «предка». Достаточно посмотреть видео Анатолия Шария «крестного хода» униатов-«арийцев» в Перемышле 26 июня 2016 года ( http://bit.ly/2rZHeyn , смотреть с 3-й минуты). На нем звучали греко-католические «молитвы»: «Украина понад усе» (аналог фашистской речевки «Deutschland über alles»), бандеровская речевка «Слава героям!» (герои - это те, кто убивал поляков) и «Польша должна погибнуть!». Чисто униатская святость! (Об этом «крестном ходе» я подробно писал в статье «Крестный ход от Бога и «крестный ход» от диавола» http://bit.ly/2s0jEll ). Еще один показатель «святости по-католически» епископа Иосафата: он сотрудничал одновременно с американской и британской разведками, что указано в его официальной биографии. «Друзья»-поляки за это арестовали его и отдали властям советской Украины, но в 1946 г. он был освобожден. Профессиональный политик-шпион остался верен своему делу и в дальнейшем стал заниматься антиукраинской деятельностью, в частности, провозглашал идеи сепаратизма - отделения западной части Украины, за что вновь был арестован. Епископа Иосафата Коциловского вместе с шайкой - епископом Григорием Лакотой, священниками Николаем Грицеляком, Иваном Кузичем и Романом Решетило военный трибунал войск МВД Украинского округа осудил на сроки от 4 до 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Всем инкриминировали статьи 54-1а (измена Родине) и 54-11 (участие в контрреволюционной организации) УК УССР. Григория Лакоту осудили также по статье 54-4 (оказание помощи международной буржуазии). Бог дал «своему» рабу достойное окончание жизни - в 1947 г. Коциловский умер от воспаления легких в Киевской тюрьме. Для большего драматизма, в греко-католической редакции «жития» «святого» тюрьма было ложно названа концлагерем.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Во второй половине 1930-х гг. в результате действия ряда факторов, в том числе радикализации украинского национализма, антисемитские настроения в Галиции заметно усилились. Поскольку многие деятели Греко-Католической Церкви испытывали влияние националистических идей, антиеврейские взгляды распространялись и в их среде. Однако среди священнослужителей имелись и выразители других идей. В частности, епископ Иван Бучко, который был близок к А. Шептицкому и разделял взгляды митрополита на евреев, публично выступал против антисемитизма и осуждал неоязычество Гитлера. И. Бучко также открыто поддерживал антинацистские взгляды немецких кардиналов Фаульхабера и Инницера 518 . Отношение самого митрополита Андрея к евреям во время Холокоста можно понять лишь в контексте его общего отношения к нацистской Германии и советской власти на фоне реакции на оба эти режима жителей Западной Украины. Во второй половине сентября 1939 г. к Советскому Союзу были присоединены населенные в основном украинцами и белорусами части Польши, в том числе Восточная Галиция. Негативное отношение советской власти к религии, атеистическая пропаганда, ущемление прав и свобод граждан, репрессии и депортации НКВД не могли не породить враждебности к ней. Новой властью были ликвидированы некоторые греко-католические духовные семинарии, монастыри, издательства и школы. Негативно оценивая эти изменения, митрополит Андрей Шептицкий в письме римскому кардиналу Тиссерану писал о «появлении огромного количества евреев-беженцев», которые «значительно усложняют жизнь». Говоря о наступивших лишениях и переменах, он пришел к выводу, что «евреи в непомерных количествах проникли в экономику и придали деятельности [советских] властей характер грязной наживы, свойственной мелким торговцам». В другом письме в Ватикан А. Шептицкий отмечал, что «у нас величайшее опасение за школьников, поскольку начальство в этих [советских] школах часто либо евреи, либо атеисты» 519 . Возможно, на позицию митрополита повлияли и личные причины, так как в конце сентября 1939 г. работниками НКВД были расстреляны его брат Лев с супругой (другой брат, Александр, был убит гестаповцами в 1940 г. в своем имении Замостье) 520 . В июне 1940 г. А. Шептицкий обратился с письмом к И.В. Сталину, протестуя против пропаганды безбожия в школах, высказывался он и против национализации церковных земель, легализации комсомола и пионерской организации, открытия во Львове Дворца пионеров, выборов 1940 г. в Верховные Советы УССР и СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да и те, кто оставались «на свободе», часто были не лучше. Многие люди с наслаждением повторяли откровенный бред Ющенко, который уверял всех, что «его руки не крали», что при нем «Украина вступит в Евросоюз», и «бизнес будет отделен от политики»... Но еще раз была доказана стойкость православных. Меня поразила одна прекрасная православная женщина, которая тогда говорила куда более здравые вещи, чем большинство людей со степенями и дипломами, ретранслировавшими тогда откровенный бред «оранжевого» «5 канала» телевидения. (см. «Смерть схимонахини» ) Воцерковленные люди практически не поддавались пропаганде и манипуляции сознанием с помощью технических и психологических методов. Это еще одна причина, по которой нас всегда будут стараться раздавить архитекторы Нового Мирового Порядка, строящие свою политику на зомбировании масс. Религиозный фактор во всем этом действе сыграл огромную роль. Большая часть «майданщиков» состояла из активистов различных сект. Президентские выборы 2004-2005 годов выявили один интересный факт: проамериканский переворот активно поддержали все основные религиозные конфессии, кроме Украинской Православной Церкви. Она одна встала в оппозицию к происходящему антизаконному захвату власти проплаченными Евросоюзом и США силами. Одними из первых на Майдан побежали представители секты харизматов " Посольство Божье " , созданной гражданином Нигерии Аделаджей, ныне находящимся под следствием за организацию финансовой пирамиды. Серьезно «отметились» там и протестантские секты. Достаточно сказать, что баптисты даже развернули для своих многочисленных адептов на Крещатике импровизированную молельню. Но все-таки секты одни не сумели бы наполнить майдан, да и выглядело бы это не совсем прилично. Поэтому к происходящему подключились и подчиненные Ватикана. Католические и греко-католические священники массово надели оранжевые повязки, проводя агитацию и на своих приходах, и на Майдане. Можно без преувеличения сказать: неизвестно, победили бы оранжевые или нет, если бы не поддержка этих структур. Целые галицкие села по команде своих «парохов» (униатских священников) «сбрасывались» деньгами и снаряжали автобусы для поездки в Киев и участия в антиправительственных митингах.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/24/...

Ярко выраженные антисемитские мотивы звучали и в написанном в июне 1943 г. послании епископа Григория (Огийчука) «Ко всему православному духовенству и верующему православному украинскому народу на освобожденных землях Украины», в котором утверждалось: «Помните, что возвращение жидов будет концом для нашей православной веры, концом справедливости, концом существования нашей освобожденной матери – Украины, концом нам, украинцам, и нашим детям» 508 . В контексте декларируемой этими словами официальной позиции автокефальной Украинской Церкви по отношению к нацистской политике Холокоста порой звучали и призывы избавиться от евреев, о чем, например, во время проповеди говорил своим прихожанам шпиковский священник Петровский. Этот факт отражен в свидетельстве бывшего малолетнего узника гетто Аркадия Плотицкого, который был убежден, что для подобного заявления Петровский имел чисто меркантильные «основания»: таким образом священник хотел расплатиться с Ханой Хуторянской, потому что она не отдала ему коров 509 . Израильский ученый Шимон Рейдлих считал, что именно духовенство автокефальной Украинской Церкви было наиболее антисемитским, превосходя даже греко-католическое. В качестве примера он приводил свидетельство одного из выживших на Волыни евреев, сообщавшего об ужасной проповеди местного священника, который призвал свою паству: «Дорогие прихожане... не давайте куска хлеба евреям... кто знает о месте, где прячется еврей, найдите его и скажите немцам» 510 . Впрочем, и среди украинских автокефалистов были люди, которые, руководствуясь христианскими заповедями, помогали евреям. В целом же для нацистской антисемитской пропаганды на Западной Украине, в отличие от других регионов республики, была характерна спекуляция на религиозных чувствах населения, так как в западноукраинских городках и селах священник являлся главным авторитетом. Публикации такого рода делились на две части: в первой использовались некоторые давние антиеврейские стереотипы–распятие Христа, истории мучеников, предательство Иуды и т.д., а во второй рассказывалось о попрании христианских ценностей советской системой образования, объединяя еврейство с коммунистической властью. Так, например, 25 января 1942 г. в газете было опубликовано стихотворение «Кузня («Кузница характеров»), в котором говорилось о том, как еврейка-комсомолка учила в школе безбожию крещеных украинских детей, и, встретив отпор, донесла на них в сельсовет, в результате чего отец этих детей был осужден на пять лет каторги 511 . Подобные публикации были призваны произвести впечатление на верующего человека и вызвать гнев по отношению к «врагам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в) аббат Жан Соваж (Jean Sauvage), начальник Мервильской семинарии – по еврейскому вопросу; г) свящ. Опьэ (Aupiais), из Лионской миссии для африканцев – по вопросу о религии чернокожих; д) аббат Поль Катрис, директор «Католисите» – по вопросу об исламе; е) аббат Генри Десметр – о протестантах; ж) проф. колледжа Густав Лангран (Gustave Lan-grand) – по конфуцианству. В 1936 г. в Ватикане состоялась Международная выставка католической повременной печати, устроенная папой Пием XI. Самым интересным отделом выставки католики считают «Восточный отдел, посвященный идее Единения Церквей». Вот перечень главнейших изданий, «распространяющих среди латинства непредвзятые и полные братской любви сведения о восточном христианстве, даже и отделенном от Рима» 9–10 «Католического Вестника» за 1936 г., изд. в Манчжурии): «Известия» Русской Духовной Академии в Риме; «Вестник Святейшего Сердца» – орган братства Апостольства молитвы; выходит на 45 языках, имеет 29 миллионов подписчиков; его ежегодное потребление бумаги таково, что лента, составленная из последней, 4 раза опоясала бы земной шар; 83 украинских издания, выходящие в Польше, Чехословакии и в обеих Америках, в том числе «Богословие» – орган Львовской Духовной Академии; «Записки чина св. Василия», изд. монахов базилиан в Жовкве; «Мета», изд. в Львове; «Добрый пастырь» – в Станиславе; «Америка» и «Миссионер» – в Филадельфии; «Праца» – в Бразилии; «Ридне Слово», «Руски Новины» и «Цирилометодский BicHHK» – все три в Югославии; 21 белорусский и великорусский орган, в том числе: «До злучения» – в Вильне; «Китеж» – в Варшаве; «Вера и Родина» и «Католический Временник» выходили в Лионе и Париже; «Миссионер», изд. в Пряшеве, на смешанном языке. Лилльский кружок «Истина» издает двухмесячник «Russia et Chretiente Documents», 9 греко-вселенских изданий, албанские журналы, выходящие в Сицилии и Калабрии. До 52 изданий на румынском языке, в том числе еженедельник «Unirea» и ежемесячник «Vestitorul». До 40 повременных изданий на арабском языке для обрядовых единиц: мельхитов, маронитов, халдейцев, коптов и сирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Большинство жителей Западной Украины, или, по-другому, Восточной Галиции, принадлежало к Греко-Католической Церкви. Ее с 1900 г. возглавлял митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский Андрей (Андрий) Шептицкий 514 , в 1941 г. ему исполнилось 76 лет, и он был парализован почти полностью, двигалась только голова и, по некоторым сведениям, кисть правой руки. Задолго до начала Второй мировой войны митрополит пользовался большим уважением не только среди украинского населения, но и среди евреев. Он хорошо владел письменным и разговорным ивритом, лично дружил с некоторыми еврейскими религиозными и общественными деятелями (главным раввином г. Пидгайцы Лилиенфельдом, главным раввином Львова Езекиилем Левиным), устраивал у себя концерты еврейского религиозного хора. Какой бы город или местечко Галиции ни посещал митрополит Андрей, его наряду с местным священником, как правило, встречал раввин. Накануне праздника Песах по его указанию бедным евреям из различных общин Галиции оказывали помощь, чтобы они могли купить муку для выпечки мацы. Митрополит писал свои послания еврейским общинам на иврите и придавал особое значение тому факту, что пожертвования бедным на Песах всегда были доброй традицией. Кроме того, у Владыки существовала идея организации иудео-христианского общества, а к вопросу крещения евреев он относился крайне осторожно. Во время «Дела Бейлиса» в октябре 1913 г. А. Шептицкий публично опроверг обвинения евреев в ритуальных убийствах, сообщив журналистам: «Могу определенно заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории» 515 . В 1935 г. еврейская газета «Хвыля» напечатала поздравление митрополиту с его 70-летаем. В 1939 г. Владыка Андрей дал представителям сионистской организации Галиции интервью, в котором охарактеризовал сионизм как национально-освободительное движение: «Сионизм – это реальная идея, которая основывается на предпосылках высшей человеческой нравственности и потому заслуживает полной поддержки, – сказал он. – Я всегда был сторонником идеи возрождения еврейского народа и восстановления еврейского государства в Палестине. Сионизм считаю народным движением – природным и здоровым» 516 . Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А. Шептицкого со стороны националистов 517 , однако его роль в противодействии Холокосту в Восточной Галиции была неоднозначной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольший интерес вызвала история с бывшим епископом Диомидом. Это был тот случай, когда для иностранных СМИ немного приоткрылась завеса, и они увидели внутреннее состояние дел в Церкви. Западная аудитория привыкла все рассматривать под разными углами. Вот почему журналисты всегда пытаются представить разные точки зрения, показать разницу в оценках. Из-за этого официальная жизнь Церкви часто не находит отклик в зарубежных масс-медиа. Конечно, это не значит, что корреспонденты специально выискивают «клубнику» или негатив. Но ведь в любом институте общества существуют реальные проблемы. И СМИ, стремясь отразить реальную картину, пытаются рассказать и о внутренних конфликтах. История с бывшим епископом Диомидом показала, что в Церкви идут дискуссии: простые верующие, епископат, Священноначалие не всегда одинаково смотрят на вопросы мировой и российской действительности. Полагаю, по крайней мере, части западной аудитории было бы интересно наблюдать за тем, как ведется дискуссия внутри Русской Православной Церкви. А как освещался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украину, состоявшийся в июле этого года? Произошла ли, на Ваш взгляд, сенсация, когда в рамках торжеств 1020-летия Крещения Руси не была создана автокефалия под началом Константинопольского Патриархата? Опять же на Западе только узкий круг религиозных изданий следил за этими событиями. Да и вообще реалии украинской жизни рассматриваются иностранными СМИ в основном в политическом ключе. Когда семь лет назад Украину посетил Папа Римский, при подготовке материалов корреспондентам зачастую приходилось разбираться с религиозной ситуацией, сложившейся в стране. Помнится, меня тогда многие спрашивали, что значит слово «автокефалия». Сейчас Украина рассматривается, прежде всего, как поле политического противоборства, не более того. К слову, пока безуспешная борьба кардинала Гузара, главы Греко-Католической Церкви Украины, с Ватиканом за право титуловаться патриархом, тоже никакого освещения в европейской прессе не находит.

http://patriarchia.ru/db/text/479023.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010