11 апр. 1945 г. руководство УГКЦ - митр. И. Слипый и др. епископы - было арестовано НКГБ. К. было предложено возглавить движение за объединение с Православной Церковью. Главными причинами того, что он согласился на предложение властей, были искренняя убежденность в благе возвращения в Православие и беспокойство за судьбы Церкви и своей паствы. К этому времени К. переосмыслил свое отношение к националистическому движению, чему способствовали тяжелые последствия для населения Зап. Украины вооруженной борьбы националистов, а также семейная трагедия К. Его сыновья Ириней и Зенон после разгрома дивизии СС «Галичина» оказались в лагере для интернированных в Италии, а затем переехали в Англию; туда же эмигрировала и его дочь Кристина. В апр. 1945 г. К. написал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!» 28 мая того же года К. вместе со священниками Михаилом Мельником и Антонием Пельвецким (впосл. архиереи РПЦ) известил Совнарком Украинской ССР об образовании под их руководством Инициативной группы по воссоединению греко-католич. Церкви с Православной Церковью. В тот же день была выпущена декларация «К греко-католическому духовенству западных областей Украины» с призывом о воссоединении с Православной Церковью. К. стал председателем Инициативной группы и вдохновителем движения за воссоединение униатов с Православием. 18 июня Инициативная группа получила признание со стороны гос. властей как единственный официально действующий временный орган управления УГКЦ. В кон. июля 1945 г. о присоединении к Инициативной группе объявили 340 униат. священников. Власти не были довольны медленным, на их взгляд, ходом воссоединения. На греко-католиков оказывалось адм. давление с целью побудить к переходу в Православие.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV–XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о республике Узбекистан, население которого составляет 35, 3 млн. человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В ней подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в 20 в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом страны; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с РПЦ в XVIII–XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния Церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквями, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://pravenc.ru/shop/2767251/

Последним институтом, соединявшим митрополита и епископов с низшим духовенством, были наместники и протопопы – те, кто контролировал функционирование группы приходов данной епархии. Они имели и определенную судебно-дисциплинарную власть над приходскими священниками. Православные братства Влиятельность православных братств и их активное участие в управлении церковью – отличительная черта истории украинско-белорусского православия. В их истории явственно различаются два периода: до и после получения Львовским братством устава от патриарха Иоакима в 1586 г. По своим функциям и весу в общественной жизни после 1586 г. они совершенно не похожи на католические церковные братства 118 . В историографии нет единого мнения о происхождении украинско-белорусских православных братств. По мнению А. Папкова , они генетически восходят к древнерусским братчинам, которые он характеризует как православные церковные союзы при приходских храмах. Братчины заботились о нуждах приходского храма и тех, кто при нем ютился, имели право примирительного суда, устраивали общие трапезы в дни больших церковных праздников и существовали в Древней Руси по крайней мере с XII в. Однако в Северо-Восточной Руси они не получили развития, а в украинско-белорусских землях в силу специфики местных условий получили распространение и стали играть очень весомую роль в общественно-церковной жизни 119 . На их основе выросли украинско-белорусские братства, которые стали формой прямого участия мирян в управлении церковью, а в конце XVI в. были наделены несравненно более широкими правами, чем братства в католической церкви 120 . В конце XVI – первой четверти XVII в. роль Виленского и Львовского братств в церковно-политической борьбе была особенно велика. На соборах они были представлены специальными и весьма многочисленными делегациями. Поэтому понять генезис Брестской унии и греко-католической церкви без учета роли братств совершенно невозможно. Институт патроната Едва ли не главная особенность истории православия в украинско-белорусских землях в XV–XVI вв. состоит в том, что церковная жизнь регулировалась не только духовенством, но и светскими лицами: королем, его официальными представителями, отдельными светскими землевладельцами, горожанами. Это выразилось в распространении в украинско-белорусских землях так называемого права патроната в отношении церкви и ее имущества. Институт этот всегда привлекал внимание историков, а в недавнее время он стал предметом сравнительно-исторического изучения в книге Б.Н. Флори, который сопоставил право патроната в Великом княжестве Литовском с аналогичными институтами в раннесредневековой Чехии, Польше и в России XIV–XVI вв. Выяснилось, что институт государственного патроната над церковью был «реликтом раннефеодальной системы» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Вслушаемся в эти слова: святитель говорит о разделенных христианах Востока и Запада как разделившемся Теле Христовом. А Папу Римского называет «Первенствующим среди священнослужителей» Христа и «Святейшим Отцом». Архимандрит Амвросий (Погодин) комментирует: Слово св. Марка папе Евгению свидетельствует, что утверждение, будто св. Марк Ефесский был врагом унии даже прежде, чем переговоры между православными и римо-католиками могли начаться, и что он поставил себе целью саботировать переговоры, является совершенно беспочвенным. Наоборот, св. Марк Ефесский пламенно желал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Когда же, вопреки ожиданиям и надеждам, на соборе было провозглашено единство на основе компромисса, недопустимого в вопросах веры, святитель Марк Ефесский твердо противостал такому решению и не стал подписывать объединительный документ. Между тем, если сравнить ситуацию, в которой находился святитель Марк, с сегодняшним днем, мы увидим очень существенное отличие. Тогда была попытка заключить унию, и эта попытка благодаря святому Марку провалилась. Но сегодня такой попытки никто не делает. Наоборот, на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом Папа впервые на самом высоком уровне признал, что уния не является путем к единству, и в Совместном заявлении прозвучал призыв к общественной солидарности и деятельному миротворчеству на Украине. Важность этого заявления трудно переоценить. Вот почему украинские униаты, раскольники и националисты столь негативно отреагировали на Совместное заявление. Их реакция вполне объяснима. На встрече в Гаване было уделено самое пристальное внимание насущной проблеме прекращение кровопролития на Украине, которое болью отзывается в сердце каждого православного верующего. Одной из сил, вовлеченных в это противостояние, являются украинские униаты, признающие своим верховным главой Папу Римского. Руководство греко-католической церкви Украины оперативно отреагировало на Совместное заявление, и их реакция была такой же неистовой, как и реакция наших горе-ревнителей. Украинские греко-католики, обрушили резкую критику в адрес Папы Франциска за то, что он подписал Совместное заявление. Теперь за то же самое наши горе-ревнители критикуют Святейшего Патриарха, становясь в один лагерь с униатами, фактически объединяясь с ними.

http://pravoslavie.ru/92720.html

Святейший Патриарх заявил, что пока рано говорить о конкретных сдвигах в отношениях с Ватиканом 28 декабря 2005 г. 15:31 В опубликованном сегодня интервью Русской службе Би-Би-Си Святейший Патриарх Алексий заявил, что пока рано говорить о серьезном прогрессе в отношениях с Ватиканом. Их улучшению препятствует прежде всего католический прозелитизм на канонической территории РПЦ. В опубликованном сегодня интервью Русской службе Би-Би-Си Святейший Патриарх Алексий заявил, что пока рано говорить о серьезном прогрессе в отношениях с Ватиканом. Вместе с тем Патриарх приветствует заявления нового Папы Бенедикта XVI о необходимости продолжения диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и выражает надежду, что вслед за заявлениями последуют практические действия. Предстоятель отметил, что, к сожалению, пока в России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжается практика прозелитизма со стороны Римско-Католической Церкви. «Людей, которые крещены в Православии или корнями уходят в Православие, пытаются обратить в католичество. Особенно это касается детей. Многие католические миссионеры в России создают детские дома, берут детей, крещенных в Православии, и воспитывают их в католическом духе». Святейший Патриарх согласился с журналистом в том, что у православных и католиков много общих проблем (обмирщение, распространение эзотерических верований, культ потребления и т.д.), однако миссионерство такого рода вряд ли можно приветствовать. Актом, который усложняет отношения с Ватиканом, назвал Святейший Патриарх перенос кафедры Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) из Львова в Киев. «Строительство огромного униатского собора (в Киеве, где число греко-католиков незначительно — Патриархия.ru) осуществляется с перспективой на дальнейшее развитие прозелитизма и укрепление греко-католиков не только в западных областях, но и в центральной Украине». Ватикан поощряет или, во всяком случае, не препятствует таким действиям УГКЦ. Это одна из основных причин того, что встреча Папы и Патриарха в ближайшее время представляется маловероятной. «Наш подход к этой встрече отличается от подхода римско-католической стороны. — отметил Святейший Патриарх. — Для чего встречаться перед телекамерами? Чтобы показать миру, что у нас нет проблем? Но ведь у нас есть проблемы. Нужно их сначала преодолеть, а уже потом встречаться», — сказал Предстоятель. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/74257.html

Первый сигнал, дошедший из Ватикана, прозвучал весьма тревожно. Предсказать то, что «украинский вопрос» в очередной раз может стать камнем преткновения на пути православно-католического диалога, особого труда не составляло. Недавно на нашем сайте была опубликована статья, в которой шла речь о так называемом стихийном, то есть не управляемом из Ватикана католическом прозелитизме на Украине. В этой публикации отмечалось, в частности, что католический прозелитизм в этой стране сегодня развивается, может быть, и без деятельной поддержки Ватикана, но с его молчаливого согласия. Однако Ватикан, старавшийся в последнее время украинские проблемы не ворошить, вдруг громко и весьма пафосно высказался в поддержку УГКЦ. Остается догадываться, случайно или нет 23 июня, на следующий день после встречи митрополита Кирилла и кардинала Каспера, на сайте католического информационного агентства Zenit  появился призыв Папы Бенедикта XV поддержать греко-католиков Украины. Папа обратился с этим призывом на встрече с участниками Генеральной ассамблеи организаций, осуществляющих помощь Восточным Церквам. Бенедикт XV считает, что католикам Украины необходимо оказать поддержку в деле налаживания отношений с православными. «В эти дни вам необходимо изучить истинную ситуацию вокруг Греко-католической церкви Украины», — сказал Папа участникам встречи, среди которых были префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Игнатий Муса Дауд и глава УГКЦ Любомир Гузар. По словам Бенедикта XV, развитие УГКЦ после падения коммунистического режима «дает надежду на то, что древнее и благородное духовное наследство, которое греко-католики берегут, позволит внести неоценимый вклад в прогресс всего украинского народа». «Поэтому я говорю вам: поддержите их экклезиологический путь», — заявил Папа и призвал оказывать содействие примирению и дружбе между христианами Украины. Если верны предположения о том, что эти высказывания Бенедикта XV являются своеобразным ответом на заявления представителей Русской Церкви, сделанные в ходе и после встречи с кардиналом Каспером, то вряд ли объявленная Ватиканом «новая эра» в развитии православно-католических отношений начнется в ближайшем будущем.

http://patriarchia.ru/db/text/26632.html

— Недавно многие газеты опубликовали сообщение о возможности Вашей встречи с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы и дальше на том, чтобы сначала решить все спорные вопросы, так как в противном случае эта встреча не имеет смысла? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, более энергично решать конфликтные вопросы. Средства массовой информации подчеркивают исключительно сенсационный аспект возможной встречи. Мне бы как раз очень не хотелось, чтобы ее эффект свелся только к ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической, необходимо совместными усилиями радикально изменить к лучшему атмосферу этих отношений посредством урегулирования существующих между нами проблем. — Во времена бывшего Папы представители Ватикана часто говорили, что они не могут влиять на греко-католиков в Украине, которые захватывали православные храмы. Изменилась ли сейчас ситуация или все осталось по-старому? — Хотя украинские греко-католики всячески подчеркивают свою лояльность Римскому престолу, они вместе с тем настаивают на своей автономии. Когда в 1990 году была создана четырехсторонняя комиссия с участием Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви и УГКЦ с целью урегулирования ситуации в Западной Украине, то греко-католики фактически сорвали ее работу. Мы предлагали совсем недавно возродить эту комиссию, но католическая сторона отнеслась к нашему предложению весьма прохладно. В ходе регулярных контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы постоянно поднимаем вопрос о разрешении ситуации с православными храмами в Западной Украине. И Папа Римский, и главы ответственных ватиканских конгрегаций выражают понимание нашей озабоченности, однако проблема так и остается нерешенной. — В Австрии в Граце в 1997 году должна была состояться встреча русского Патриарха с Папой. За 10 дней до встречи из документа, который готовился к подписанию, в Ватикане вычеркнули часть о вреде прозелитизма и конфликте православных и униатов в Украине. С 90-х годов в более чем 200 российских городах открыты католические церкви. Стали ли ближе сейчас позиции Москвы и Ватикана, когда речь идет о прозелитизме, или все осталось без изменений?

http://patriarchia.ru/db/text/1986268.ht...

Южнорусские К. наиболее интенсивно создавались и исполнялись в XVII в. в основном в православной среде (материалов об униатской практике этого периода сохр. мало), в XVIII в., после перехода епархий Правобережья в унию,- в греко-католической (на Левобережье в это время бытовали К. правосл. внецерковного применения, в т. ч. известные в России). Южнорусские К. 1-й пол. XVII в. Влияние со стороны западно- и центральноевропейского поэтико-музыкального творчества способствовало созданию восточнославянских К. барочного стиля, к-рое стало звеном в цепи таких взаимосвязанных новых явлений украинской культуры XVII в., как подъем уровня образования, развитие школьного театра, освоение хорового многоголосия (у вост. славян - партесное пение ). Хотя записей К. 1-й пол. XVII в. почти не сохранилось, несомненно, что украинское и белорусское кантовое творчество уже активно развивалось в этот период. Очевидно, что польск., словац. и др. песни могли исполнять по песенникам, изданным на этих языках, а на основе иноязычных образцов легко было создавать церковнослав. или лит. укр. переводы и переложения текстов (подобно тому, как это происходило позже), распевая их на известные мелодии. Первое косвенное доказательство существования К. в 1-й пол. XVII в. можно отметить в южнорус. «ученой» поэзии нового стиля, которую и декламировали, и пели. Иером. (впосл. архим.) Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) в сб. «Перло мhoroцihhoє» (Чернигов, 1646) обратился к «чительнику» по поводу одного поэтического произведения: «...хоть cnibaй, хоть читай, тылко cbimoм его душу свою просвещай, ymiшaй» (цит. по: Медведик. 2006. С. 109). Уровень образования в правосл. среде повысился благодаря появлению греко-слав. и славяно-греко-лат. школ, коллегий, академий, в которых изучались различные языки: церковнославянский, классические (греческий, латынь), государственный (польский) и др. национальные (в киевской коллегии - немецкий, французский). В учебных заведениях разного уровня осваивали грамматику, риторику, поэтику, диалектику, логику, богословие, историю, философию и др.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Больше всего митрополита Андрея угнетало то опустошающее аморальное влияние, которое нацистский стиль мышления и образ действия оказывал на следовавших за этим режимом греко-католиков. В письме кардиналу Тиссерану, написанном в сентябре 1942 г., Шептицкий вновь выражал недовольство фактом вербовки украинцев во вспомогательную полицию и использования их немцами в «извращенных целях». Попытки митрополита Андрея влиять на украинское население и противостоять аморальным нормам нацистской власти осуществлялись посредством его пастырских посланий. Некоторые из них были напечатаны, другие распространялись устно. Так, еще в упоминавшемся прогерманском послании 1 июля 1941 г. Шептицкий обратился к только что самопровозглашенному председателю украинского правительства Я. Стецько с призывом обеспечить религиозную и национальную терпимость: «От правительства… ожидаем мудрого, справедливого управления гражданами, которое учитывало бы потребности и нужды всех проживающих в Нашем Крае граждан, невзирая на то, к какому вероисповеданию, народности и социальному слою они принадлежат» [xxxi] . В наиболее известном военном пастырском послании митрополита Андрея, появившемся в ноябре 1942 г. под символическим названием «Не убий», в качестве примера упомянуто политическое убийство. Но совершенно очевидно, что в послании осуждаются все виды убийства. Владыка был озабочен появлением как общепринятой нормы поведения того, что он назвал «склонностью к убийству». То, что митрополит показал копию послания раввину Давиду Кахане, свидетельствует, что он считал это важным и по отношению к евреям. Однако оценить действительную степень влияния этих обращений на украинское греко-католическое население и духовенство практически невозможно. В пастырских посланиях митрополита евреи никогда не упоминались открыто, и бесчеловечные действия многих украинских националистов в их отношении не прекратились. Значительная часть паствы Владыки Андрея была настроена резко антисемитски, и пример митрополита не оказывал на них должного воздействия.

http://bogoslov.ru/article/2226184

Мту Ипатию в его латинизаторской деятельности нужны были грамотные и деятельные помощники. Для того, чтобы обеспечить себе действенную поддержку со стороны униатского духовенства, Поцей решил реформировать немногочисленное греко-католическое монашество, имевшееся в его распоряжении. С этой целью он создал по образцу римо-католических орденов униатский орден монахов-базилиан (или василиан). Свое название они получили от имени св. Василия Великого, правила которого якобы должны были стать основой деятельности ордена. В реальности базилиане в гораздо большей степени руководствовались теми принципами, на которых основывался орден иезуитов. Фактически это и были иезуиты восточного обряда, с самого начала ставшие подлинной " гвардией " греко-католического мта и важнейшим орудием латинизации униатов. Даже сегодня базилиане остаются наиболее латинизированной частью Украинской греко-католической церкви и проводниками римо-католического влияния. Главным помощником Поцея в организации ордена и его первым руководителем в сане протоархмта (в латинской традиции - генерала) стал Иосиф Вельямин-Рутский. Он был сыном представителя родовитой московской фамилии Вельяминовых, бежавшего при Иоанне Грозном в Литву. Здесь Иосиф принял латинство и проходил выучку у иезуитов, которые направили талантливого юношу для продолжения образования в Рим. Учеба Иосифа в Риме совпала по времени с заключением Брестской унии, и молодому русину было предложено вернуться из латинства в восточный обряд, оставшись при этом католиком. Иезуиты рано разглядели в Рутском дарования, обещавшие ввиду его преданности папству принести богатые плоды на поприще униатского прозелитизма. Вскоре Иосиф стал настоятелем отобранного у православных виленского Троицкого мря. Обитель стала центром базилианского ордена и важнейшей кузницей кадров высшего униатского духовенства. Троицкому мрю и его архмту были подчинены все остальные униатские обители Речи Посполитой, которые отныне были четко организованы в структуру базилианского ордена. Характерно, что подобно римо-католическим орденским мрям, базилианские также были изъяты из юрисдикции своих епархиальных архиереев. В число базилиан влилось немало римо-католических миссионеров, перешедших на восточный обряд, особенно - иезуитов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010