Иные же факты униачения - как группового перехода в католичество, так и одиночного - с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество не так уж и ничтожно. Отсутствуют исследования социальных, политических и культурных предпосылок смены веры. Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию - и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к православию и к сербам. К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы... [iv] Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине ) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белорусии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов). Всего же в мире до 13 миллионов униатов. Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество. Уния родила униатские церкви. Римокатолики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви. 2. О новой римо-католической программе униачения православных Но все эти унии и их институализация в отдельные церкви осуществлена еще до XIX века. В том смысле вышеупомянутые унии можно определить как «старые». Новую стратегию достижения унии со стороны Ватикана поставил папа Лев XIII, который в энциклике Grande munus от 1880 года преподнес доселе проводившиеся эксперименты на этом поприще в качестве служебной политики, проверенной практикой. С целью повышения эффективности дела «соединения» восточных православных с Римом на рассматриваемом этапе, была произведена реорганизация «Церкви Хорватов» и «Украинской Греко-Католической Церкви», именно которым теперь отводилась центральная роль. [v]

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/04/...

3 октября 1969 г., накануне закрытия синода украинских униатских епископов, государственный секретарь Ватикана кардинал Жан Вийо пригласил к себе главу греко-католической митрополии Виннипега Максима Германюка и сообщил ему о том, что в данный момент учреждение Украинского униатского патриархата невозможно по трем причинам. Во-первых, этому препятствует общая религиозная ситуация, и создание патриархата может усилить религиозные гонения в СССР. Во-вторых, патриархат может вызвать проблемы в сфере экуменизма и нанести вред только начавшим формироваться и еще очень непрочным отношениям между Ватиканом и Православными Церквами, прежде всего — Московским и Константинопольским Патриархатами, и вообще может поставить под угрозу дальнейшее развитие диалога с ними. В-третьих, по мнению кардинала Вийо, учреждение униатского патриархата может быть расценено советскими властями как прямое политическое оскорбление . Синод украинских епископов принял к сведению заявление госсекретаря Ватикана, но, тем не менее, в своем заключительном заявлении вновь выразил решительное намерение добиваться патриаршего достоинства для главы Украинской Греко-католической Церкви. Униатские иерархи объявляли, что будут «выполнять свои пастырские обязанности на основе принципов церковного права и под руководством митрополита и Верховного Архиепископа, который по желанию украинских верующих должен носить титул Патриарха» . Это решение синода, подписанное всеми его участниками, было передано Папе Павлу VI. На синоде было также составлено пастырское послание украинского греко-католического епископата к верующим, в котором было отражено намерение добиваться учреждения патриархата. 10 апреля 1970 г. Папа повторно передал украинским униатам через Конгрегацию Восточных Церквей свой отрицательный ответ на просьбу об основании Украинского патриархата. Послание кардиналу Слипому было подписано ее префектом — кардиналом де Фюрстенбергом . В нем, в частности, сообщалось: «Святейший Отец лично принял дело близко к сердцу и уполномочил меня 4 апреля сообщить Вашей Эминенции от его имени и с его разрешения окончательное решение. Исполняя это поручение, передаю Вашей Эминенции сообщение о том, что всем аспектам этого оформленного дела уделено надлежащее внимание, а особенно — причинам канонического порядка. Основания для учреждения Украинского Киево-Галицкого Патриархата несмотря на имеющееся к тому стремление выглядят недостаточными, а потому прошение об учреждении патриархата не может быть утверждено» .

http://bogoslov.ru/article/374275

Бабич : - Кстати, обратите внимание: «религиозным острием» Майдана были не греко-католики, приверженцы православно-католической унии, а именно УПЦ КП - раскольники в восточно-православной традиции, никакого отношения не имеющие к Церкви, но копирующие все ее обряды. Никифоров : - Мне кажется, события, подобные нынешней попытке ликвидации Православной Церкви на Украине, расцветают там, где нет духовных ценностей, а есть прежде всего мирские, политические, материальные ценности. Тут даже греко-католики рядом не стояли.   Бабич : - Да. Вот посмотрите: в событиях 1990-92 годов, в борьбе за суверенитет Украины, большую роль играли греко-католики. Можно по-разному к ним относиться, но, тем не менее, они при советской власти действительно пострадали. Это были люди, которым реально было ценно существовать в своей конфессии, официально реабилитированной в СССР только в 1989 году. Я их понимаю. В 1990-92 годах, несмотря на свойственный УГКЦ украинский национализм, в чем-то эти люди могли вызывать сочувствие. А вот в Майдане – что интересно! – первую скрипку играли именно раскольники псевдо-православные. Что показывает, что это событие было намного более трагическим, чем 1991-й год. Это было событие однозначно более отрицательное и страшное, чем все постсоветские кризисы на Украине, вот этот последний Майдан. Никифоров : - То есть в дела вмешивается мир, политика вмешивается в дела Церкви. Деньги вмешиваются в дела Церкви. Это позорнейшая страница - визит Порошенко в Фанар, в резиденцию Вселенского Патриарха, где Порошенко должен был передать Варфоломею, по сообщениям украинской прессы, пожертвование на 10 миллионов долларов. Причем, как пишут въедливые журналисты со ссылкой на пожертвовавших деньги олигархов, оказалось, что он собрал со своих олигархов 25 миллионов, но пока он летел, деньги где-то «пооткусывали». В результате Пороенко прилетел с 10 миллионами. Но я убежден, что Вселенский Патриарх, человек очень ученый, прекрасно понимающий и знающий каноническое право, он не может не понять неприглядность этой ситуации. Это ведь не просто президент приезжает и жертвует Церкви. Здесь же есть акт симонии, то есть он выступает от имени киевского псевдо-патриархата, то есть от Филарета, чтобы ему, Филарету Денисенко, дали за эти деньги вожделенный «томос» на создание автокефальной псевдо-церкви. Это же тягчайшее каноническое преступление!

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

4. Спасение фашистских пособников и избежание ими Нюрнбергского процесса; операция Ватикана «Ватиканский коридор» 1945г. Послевоенный период до развала СССР. Разведка и контрразведка Ватикана. После войны участники дивизии СС и другие коллаборационисты за преступления против человечества не были выданы ни советской, ни польской стороне. Несмотря на запросы и обязательства союзников «по выдаче лиц, захваченных в военной форме», из-за вмешательства главы Ватикана папы Пия XII они не были выданы. Греко-католические фашисты (бандеровцы) были предоставлены ему как «хорошие католики и ревностные антикоммунисты». Для римского папы Пия XII и общие планы с ЦРУ создание на базе украинских греко-католических диаспор антисоветского, антирусского, антиправославного фундамента полностью совпадали. (фото Папа Пий XII благословляет фашистов) Папа Пий XII предпринимает целую операцию по спасению от правосудия фашиствующих грекокатолков, это операция известная как «Ватиканский коридор» и была осуществлена организацией «Одесса» (ODESSA нем. «Organisation der ehemaligen SS-Angehörigen», «Организация бывших членов СС»). В осуществлении их спасения принимали резиденты ватиканской разведки и контрразведки. Нацисты были расселены в Англии, Европейских странах, в Северной и Латинской Америк и даже в Австралии и Новой Зеландии. Особая мощная диаспора украинских грекокатоликов организовывается на очень привилегированных правах в Канаде. В США, Канаде, в Англии, в странах Латинскй Америки на основании этих выходцев создаются ряд общественных организаций, «просветительских», «благотворительных» организаций, где переписывается история Руси под русофобский грекокатолический лад. Под щедрым финансирование от ЦРУ, потом и Джоржа Сороса в их церковной среде формируется новое неонациское общество, все это хлынуло на Украину после развала СССР. С Канадской диаспоры, а именно с Конгресса Украинских щедро оплачиваются и формируются такие организации и партии на Украине как «Правый и т.д. организации запрещены в России). Более подробно об этом в моей статье «Конгресс украинцев: «миссия украинского мира» http://bit.ly/2QTKxlc .

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме Предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV-XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о Республике Узбекистан, население которого составляет 35,3 млн человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В нем подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в ХХ в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с Русской Православной Церковью в XVIII-XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквами, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

«В 1945 - 1946 гг. органами НКГБ-МГБ УССР, - писал осуществлявший общее руководство «операцией» по ГКЦ Медведев, - была проведена серьезная работа по ликвидации греко-католической церкви в западных областях УССР..., являющаяся резидентурой Ватикана. Тов. Карин, как имеющий большой практический опыт в этой работе, проявил себя как знающий эту линию чекистской работы, замечательный организатор, быстро ориентирующийся в обстановке». Совместно с другими руководящими работниками НКГБ-МГБ УССР, принимал непосредственное участие во всех основных действиях «от разработки планов агентурно-оперативных мероприятий по ликвидации униатской церкви до личной работы с агентурой по униатам за весь период этой операции, вплоть до проведения собора бывшей греко-католической униатской церкви, организационно оформившего разрыв с Ватиканом и воссоединение с русской православной церковью в СССР» О мероприятиях по подготовке Львовского собора 1946 года и участии в них «заместителя председателя Совета по делам религии при правителстве УССР» (оперативное прикрытие полковника госбезопасности Карина) мы подробно писали Гораздо менее известна деятельность Сергея Карина в годы войны и, главное, обстоятельства и причины его «скоропостижного» изгнания из спецслужбы в 1947 году, когда, казалось бы, специфический опыт и оперативное искусство полковника были особенно востребованы на фоне формирования «катакомбной» униатской церкви. Однако до скандального увольнения от службы контрразведчику предстояло немало сложных и рискованных заданий, о которых мы намерены рассказать... Внеся раскол «тихоновцам» и организовав «самороспуск» агентурного детища ГПУ - УАПЦ, С.Карин-Даниленко в начале 1931 г. перешел на участок, знакомый ему с начала 1920-х - во внешнюю разведку со специализацией по «украинской контрреволюционной эмиграции». Судя по материалам личного дела, с января 1931 по июль 1933 гг. находился в оперативной командировке по линии Иностранного отдела (разведка) ОГПУ СССР в Праге со специализацией по «украинской контрреволюционной эмиграции».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/9/hoch...

Митрополит Иларион (Алфеев) побеседовал с папой римским Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 6 октября, 2011 Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 29 сентября митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, встретился с папой римским Бенедиктом XVI в его летней резиденции в Кастель Гандольфо (Италия). Как сообщалось на сайте ОВЦС, «в ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-католической церкви и Московского патриархата». По просьбе корреспондента «Известий» митрополит Иларион уточнил, что папа оказался прекрасно информирован о жизни РПЦ и «о том, что делает и говорит патриарх». Папа Бенедикт XVI (слева) пожимает руку митрополиту Илариону, фото: REUTERS/Osservatore Romano — Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору (см. «Известия» от 8 сентября 2011), и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. — Встреча проходила с глазу на глаз, и с моей стороны неправильно передавать ее содержание журналистам — это было бы неэтично прежде всего по отношению к собеседнику, — подчеркнул митрополит, хотя и отметил, что ничего секретного в беседе не было. Однако собеседник «Известий» все же уточнил, что проблемой, которая остается нерешенной не в богословском, а в практическом плане, остается ситуация на Западной Украине. — В этом регионе пока не достигнуты мир и гармония между православными и греко-католиками. Эта тема поднималась много раз, но мы пока не видим изменения ситуации, — констатировал митрополит Иларион. — Может быть, что-то изменится к лучшему в связи с избранием нового главы Греко-католической церкви архиепископа Святослава (Шевчука). Я надеюсь встретиться с ним в обозримом будущем. Архиепископ Святослав уже встречался с предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата митрополитом Киевским Владимиром и выражал готовность к диалогу с православной церковью.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Слова о равном статусе русинского и венгерского языков в образовательной системе региона оставались скорее пропагандистским приемом. Показательно, например, что в педагогических семинарах для учителей русинского языка, проводимых в ужгородском школьном округе, запрещалось участие венгероязычных учителей л. 141]. Школьное управление ужгородского округа дало поручение руководство начальных школ составить списки одаренных детей, которые нуждались в материальной помощи для продолжения образования в гимназиях. Особо подчеркивалось, что такую поддержку могли получить только этнические венгры л. 176]. Одна из статей в мукачевской газете «Местный житель» («Az slakó») имела название «Венгерские дети, ходите в венгерские школы!» 2. old.]. Таким образом, в школьной системе на практике вместо взаимообогащения русинского и венгерского культурных потенциалов имело место их жесткое размежевание, что, безусловно, не способствовало конструктивному диалогу между представителями двух этносов. О мадьяризационной политике в школьной сфере свидетельствуют показания одной из учительниц Подкарпатской Руси, которые вошли в доклад Политуправления Четвертого Украинского Фронта: «Если дети хорошо умели говорить, читать и писать по-венгерски, то они больше могли ничего не знать, все равно успехи школы считались отличными, а учитель был на хорошем счету» л. 115]. В период венгерского господства сокращалось число школ и обучающихся в них детей. Гимназии в Билках и Рахове были закрыты соответственно в 1940 г. и 1941 г. Количество гимназистов в Ужгороде, Мукачево и Хусте в 1941 г. сократилось в 2 раза по сравнению с 1938 г. Также было закрыто русинское отделение Мукачевской средней торговой школы, приостановлено изучение русинского языка в Ужгородской греко-католической учительской семинарии и Ужгородской греко-католической женской семинарии. В течение 1939–1941 гг. было закрыто 5 гражданских школ из 22, существовавших в 1938 г. c. 69–70]. По поручению министра по делам вероисповеданий и образования в апреле 1943 г. А. Бониш и Е. Бернолак проводили инспекцию состояния школьного дела в Подкарпатской Руси. По ее результатом был подготовлен проект реформ с целью значительного увеличения числа школ с венгерским языком обучения. Так, даже в таких крупных городах, как Ужгород и Мукачево было решено оставить лишь по одной начальной школе с русинским языком преподавания. Однако данный проект по ряду причин так и не был реализован c. 394–395].

http://ruskline.ru/opp/2023/10/25/sistem...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Православные и католики должны учиться действовать не как соперники, а как братья 12 февраля 2016 года в Гаване состоялась первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским, которая находилась в повестке отношений двух Церквей в течение 20 лет. О том, каковы ее итоги, повлияет ли она на решение главной проблемы двух Церквей, следует ли опасаться сближения с католиками, а также ожидать визита понтифика в Россию и патриарха - в Рим, в интервью корреспонденту " Интерфакс-Религия " Алексею Соседову рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Владыка, как Вы расцениваете итоги встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском? – Очень много говорится о том, что это первая в истории встреча, что никогда такой встречи не было. Но я думаю, что самое важное – это содержательная сторона встречи, потому что, конечно, приятно видеть Папу и Патриарха вместе, как они друг с другом общались в такой братской обстановке, улыбались друг другу. Самое важное –  это содержательное наполнение встречи, в полной мере отраженное в подписанной Папой и Патриархом совместной декларации. Я думаю, что эта декларация еще долго будет служить маяком, на который будут ориентироваться христиане двух традиций –  православной и католической. В декларации были сказаны важные слова и о Евангелии как общей основе для верующих Востока и Запада, и о том, как в современных тяжелых условиях евангельские заповеди воплощать в жизнь. Эта декларация является руководством к действию. –  Отразится ли это историческое событие на решении главной проблемы в отношениях двух Церквей –  действий греко-католиков (униатов) на Украине? –  Буквально на днях СМИ распространили реакцию архиепископа Украинской Греко-Католической Церкви на совместную декларацию Папы и Патриарха. Эта реакция была очень негативной, очень оскорбительной не только для нашей стороны, но и для папы. Эти высказывания показывают, что руководство УГКЦ остается, что называется, в своем репертуаре. Они не готовы прислушаться не только к голосу нашего Патриарха, но даже к голосу своего Папы.

http://mospat.ru/ru/news/49722/

Как известно, риторика римской курии после Второго Ватиканского Собора подразумевает именование Православной Церкви «Церковью-сестрой» и не чурается словесного осуждения прозелитизма на канонических территориях не подначальных Риму Апостольских Поместных Церквей. На протяжении последних полутора десятилетий эта риторика находилась в вопиющем противоречии с практикой агрессивной экспансии греко-католиков на западе Украины, где униатами было захвачено свыше 2500 православных храмов, а верные своей родной Церкви православные клирики и миряне становились жертвами жестоких расправ. Молчаливое попустительство этим процессам со стороны понтифика-поляка серьезно осложняло отношения Русской Православной Церкви с Ватиканом. Но после избрания на папский престол кардинала Йозефа Ратцингера у части аналитиков возникла надежда на то, что новый глава католиков проявит бóльшую взвешенность в решении украинского вопроса и не станет оплачивать притязания Ватикана на духовное окормление некоторых территорий бывшего СССР за счет отношений с Православной Церковью. Благословившее перенос кафедры римское священноначалие заняло, однако, по отношению к Русской Церкви позицию по сути недружественную, а по форме двусмысленную. Перенос кафедры сопровождался обнародованием Ватиканом заявления, в котором подчеркивалось, что папа не был инициатором этого акта, а лишь дал на него свое согласие. Подобная политика частичного самоустранения курии от произошедшего на Украине логически способна привести лишь к консервации нынешнего типа отношений — отнюдь не самых доверительных — между Русской Православной и Католической Церквами. Новый папа неоднократно заявлял о своем намерении трудиться на благо постепенного преодоления разделений между Римом и иными Апостольскими Церквами ради совместного свидетельства о Христе в современном агрессивно секулярном мире. Однако, с точки зрения многих журналистов, в истории с греко-католической кафедрой Ватикан очевидно и сознательно предпочел подчинить ход событий логике не достижения высоких общехристианских целей, а сиюминутных политических страстей, которые бушуют в соседней братской стране уже несколько месяцев.

http://patriarchia.ru/db/text/37786.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010