430 Розыск стр. 570. 571. Митрополит Игнатий в 3 посл. у Пахомия (ркп. житие Кирилла) Капитон является между первыми расколоучителями, каковы Аввакум и Даниил, и вместе строгим пустынником Ветлужских лесов. 431 Раскольники беспоповщинских толков, вместо того, чтобы заниматься необходимым для душевного спасения, со всей смелостью толковали о пришествии Христа и антихриста. Они не раз брались за вычисления, назначали день и час, когда придет Христос на суд. И сообразно со своим вычислением рыли могилы, делали гробы, шили саваны и ложились в гробы ожидать Христа. Но срок проходил и они принимались за лестовки с подручниками, иногда по милости сметливых своих наставников, оставаясь в одних саванах (прот. Андрея 104). Одно из таковых вычислений относило пришествие Христово к 1691 г., как видно из показаний соловецкого старца Дионисия; он в 1674 г. при допросе говорил: «видел де он в монастыре (соловецком) у Головщика у старца Матвея, а родом горожанина, который бывал у всемилостивого Спаса во дьячках, письмо его руки; а в том письме написано про пришествие Христово, что де пришествие Христово будет во 199 (1691) году». Ист. акт. 4, 536. 432 Розыск стр. 77. Мы уже видели (пр. 395) образчик видений Аввакума. В том же письме к Царю писал он: «уже всех дней три десять не ядшу ми и больши… распространися язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а ее и руки и ноги быша велики, потом весь широк и пространен под небесем, по всей земли распространися. А потом Господь Бог вместил в меня небо и землю и всю тварь… Видиши ли, самодержавче, ты владееши, на свободе живучи, одною русскою землею; а мне Сын Божий за темничное седение небо и землю дал!» 433 Аввакум в письме к Игнатию соловецкому: «зри Игнатий соловьянин и веруй Трисущную Троицу несекомую. Секи, не бойся, на три естества и образы три равны. На трое течет источник божества. По Арию не рцы: три естества неравны; равны естества, добре существа. Не шевели больше того». В письме к диакону Феодору: «да слышит сын мой духовный, Федька, отщепенец, от никониан рукоположенец. Блудишь, сице пиша и глаголя о святой Троице: несекомо есть и нераздельно лице коеждо друг от друга. Не так, не блуди. Коемуждо особно есть седение, Отцу и Сыну и Духу Святому. Не спрятавши сидят три лица небесные». Диакон Феодор писал в оправдание свое: «что се, Господи будет? Там на Москве вси власти налагают на мя клятву за старую веру и на прочих верных. И зде у нас между собою стали клятвы… Они убо протопоп Аввакум и поп Лазарь начали святую Троицу на трех престолах исповедовати, и трибожну и трисущну глаголют. И в триех лицах и три состава глаголет Лазарь, а Христа четверта Бога быти и на четвертом престоле седяща. И самого существа божественного в нем не исповедуют, но силу и благодать от сыновней ипостаси излиявшуюся в девицу глаголют». Другие слова Аввакума к Феодору в розыске, стр. 77. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому защитники поповщины обращаются к толкованию правила, принадлежащему Аристину, и полагают его в основу своего мнения. «Сии же глаголемии чистии, говорится здесь, аще убо приступят к святей, соборней и апостольскей церкви, и исповедят двоеженца приимати в общение, и не хулити втораго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи: и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше и иныя вся, прияти да будут и токмо святым миром помазуются. Аще же нецыи от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают, токмо аще в том граде ин епископ соборныя Церкви не обрящется» и пр. (Кормч., л. 35 об. – 36). Из этих слов видно, что новациане, когда принимаются в Церковь православную, то, кроме отречения от своих мнений и обещания подчиняться постановлениям Церкви, «святым миром помазуются». Но такое толкование не согласно ни с толкованиями других канонистов, ни с практикой Церкви. Древние толковники – Зонара и Вальсамон толкуют 8 пр. в том смысле, что оно признает степени иерархии за новацианскими клириками под условием отречения их от заблуждений своей секты. Что же касается церковной практики, то сохранение степеней иерархии Церковь допускала только для тех еретиков, которые принимались ею в общение чрез отречение от ересей (Вас. В. 1 пр.; I вс. соб. пр. 19; толков. Зонары на 19 пр. Никейское). 223 У тех же еретиков, которые принимались чрез миропомазание, клирики не могли сохранить прежних степеней иерархии, при обращении в православную Церковь (Посл. Констант. соб. к епископу Мартирию Антиох. в Кормч. гл. 37, л. 293 об.; Матф. Прав. сост. 1, гл. 2). А толковник 8-го прав. Аристин, говоря, что новациане принимаются чрез миропомазание, в то же время утверждает, что клирики их сохраняют свои степени. Ранее новациане принимались не одним только чином (чрез миропомазание), но, как свидетельствует Василий В., в разных местах различными чинами (Вас. В. пр. 1). Более общий обычай, утвержденный впоследствии санкцией соборов, требовал принятия новациан чрез миропомазание (Лаод.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

145. 291 Перевод этих слов сделан точно, так как по противоположности со стихом 14-м: мертвые не оживут ( ) рефаимы не встанут не может быть переводимо иначе, как оживут. 292 Юнгеров П. переводит: Ты ниспровергнешь землю злодеев» (стр. 77–78), но без достаточного основания, так как в форме Hiphil применительно к основному значению – падать, бросать, – скорее может быть переводимо: родить, выкинуть, извергнуть, чем ниспровергнуть. 293 Многие из – по мнению Oehler " a и Oswald " a, должно быть понимаемо не в смысле какой-либо части мертвых, но как в Новом Завете ο πολλο и πολλο означает: «все, как многие отдельные», в противоположность одному, так и здесь многие из должно указывать на неопределенное множество индивидуумом и по смыслу равно «всем». Oehler. Vet. Test. sent., pag. 50, not. 97. Oswald. Eschatologie das ist die letzten Dinge dargestelt nach der Lehre Katholischen Kirche, Paderhorn, 1869, S. 283. 294 принимается Эвальдом, Гезетусом, Деличем за видоизменение вопросительной частицы – где. Но некоторые производят от – быть и переводят: буду язвою твоею, смерть; буду гибелью твоею, ад. Мысль и при таком пореводе остается та же, но первый представляется более правильным в виду того, что встречается еще только в 10 стихе этой же главы с безспорным значением: «где». 295 «Никогда, замечает бл. Иероним, не был бы приведен образ воскресения для обозначения возстановления парода Израильскаго, если бы не было самаго воскресения и если бы не верили в него, как имеющее быть». Толков. на Иез.37:1–14 ; тв., ч. 1 (1889 г.), стр. 136. 296 Смирнов. Филологические замечания о языке новозав. в сличении с классическим при чтении посл. Ап. Павла к Ефес. Москва, 1873 г., стр. 73. 297 На первый взгляд может показаться странным, что Господь и Апостолы избрали для понятия воскресения такие мало выражающие слова, как γερσις, νστασις, и весьма редко пользовались выражением «ожить» – ζν и ζωοποιεσϑαι ( Ин.5:25 ; 1Кор.15:22 ), более подходящим к акту Божественнаго всемогущества, имеющему значение победы над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Толк. на 3Цар. Вопр.56). «В пророчестве же о пресечении дома Илия надлежит видеть предуказание о пресечении всего вообще иудейского священства» (Феодорит. Толк. на 1Цар.27–36 ). О писателях деяний царей Иудейских и Израильских в Синопсисах Иоанна Златоуста и Афанасия читаем следующее: «Все деяния царей изложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафаан и Гад; о Соломоне пророки Нафан и Ахия; об Иеровоаме – пророки Самей и Адда; об Авии – пророк Адда. Об Асе написано в книге словес дней царей Иудиных. Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анании, написавший книгу царей Израильских; об Иоасе написано в летописце царском; об Амасии в книге царей Иудейских и Израильских; об Озии писал пророк Исаия; об Иоафаме – писано в книге царей Иудейских и Израильских; об Ахазе – в книге царей Иудейских и Израильских; об Езекии писал пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии написано в словесех провидящих; об Иосии – в книге царей Иудейских и Израильских; об Иоакиме – в книге царей Иудейских и Израильских». Из сих свидетельств, находящихся в самих книгах Царств и Паралипоменон, в заключении повествований о каждом отдельном царствовании, бл. Феодорит выводит заключение, что «пророки соблюдали обычай записывать по ряду то, что совершалось в их время, и что дальнейшие пророки соединили их последовательные повествования в одну священную летопись, образовавшую четыре книги Царств» (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие. На 2Цар. Вопр.4. На 4Цар. Вопр.49). Такое соединение двух первых книг Царств бл. Иероним приписывает пророку Самуилу, согласно иудейскому преданию (Посл. к Павлину. Об изъяснении Св. Писания); образование же третьей и четвертой книги Царств с вероятностью приписывается Ездре. §19. «Первая и вторая книга Паралипоменон (т.е. оставленных) так называется потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по родам, племенам, семействам и домам. Говорится также о поставлении Давидом поющих и играющих на музыкальных инструментах.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 2. Обличение раскола. Часть 3. О сектах рационалистических и мистических Источник Часть 2. Обличение раскола Введение. Источники для рассуждений с раскольниками о вере Для уяснения вопросов веры с инакомыслящими необходимо, прежде всего, установить общие источники; при различии же этих источников нужно решить вопрос: могут ли принимаемые одной стороной источники и не принимаемые другой считаться обязательными источниками вероучения. Раскольники-старообрядцы признают, в общем, те же источники вероучения, какие признает и православная церковь , именно: 1) Священное Писание Ветхого и Нового завета. Раскольники не отвергают, и отвергать не могут, значения этого источника вероучения, так как они считают себя последователями древней православной церкви. Но на деле они не любят оным пользоваться и весьма редко прибегают к доказательствам из св. евангелия или посланий апостольских. Между тем в евангелии заключается слово самого Бога, которое Иисус Христос заповедал проповедовать всем людям ( Мк.16:15 ). Это слово и будет судить нас в последний день ( Ин.12:47–48 ). Христово евангелие дано не на время; оно вечно (Апокал. толк., зач. 40, Благов. Лук. зач. 107). Посему неведение Писания, по учению св. Златоуста, есть причина всякого зла (Бес. на 14 посл. Колос. 9 нравоуч.). Те, которые не евангельской дверью входят, суть тати и разбойники (Кир. кн., л. 363. Толков. Еванг. 2, л. 165. Учит. Еванг. зач. 26 от Иоанна). В тех случаях, когда свящ. Писание прямо противоречит раскольническому учению, защитники раскола любят говорить, подобно последователям сект рационалистических, – что Писание нельзя понимать по букве: буква убивает, дух животворит; о духовном надобно и рассуждать духовно. Но такое заявление – крайнее и одностороннее. В Соборнике 1 , напечатанном при п. Иосифе, помещено толкование слова св. Григория Богослова на св. Пасху. В нём говорится, что средина есть добродетель, безмерие же или оскудение есть злоба. Посему, кто Писание толкует буквально, тот уподобляется иудеям, а кто всё Писание объясняет иносказательно, тот уподобляется человеку, находящемуся во сне (л. 373). В правиле 19 шестого вселенского собора говорится, что божественные Писания нужно толковать не по своему разумению (не от себя), а как св. отцы истолковали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     В русской и славянской библиях за книгой пророка Даниила, а в еврейской после книги Иезекииля следуют книги Двенадцати малых пророков. В древности все эти книги составляли одну, которая у евреев называлась schaejasar (Арам. trejasar, treisar), а у греков δωδεκαπιρφητον. Первое свидетельство о том, что книги малых пророков были соединены в одну, можно находить у Иисуса сына Сирахова ( Сир 49.10 ). Это свидетельство, затем, находит подтверждение и у Иосифа Флавия, который считает в еврейском каноне только 22 книги (Апион I, 8) и у церковных учителей Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Ист. IV, 26), Афанасия Великого (39 Пасх. Посл.), Кирилла Иерусалимского (Сл. IV, 35), Григория Богослова (33 стих.) и др., употребляющих термин δωδεκαπιρφητον определяющих число ветхозаветных канонических книг только в 12. Мотивы соединения 12 пророческих книг в одну неизвестны, так как высказанное блаж. Феодоритом (Предисл. к толков. на малых пророк.) и р. Кимхи (Comment. in psalm. proef.) и принимаемое некоторыми новыми авторами (Гоонакер) соображение, что книги соединены были вследствие малого объема, для предупреждения потери их, не может считаться основательным. Составляя одну книгу, писания Двенадцати пророков занимали в кодексах Библии не одинаковое место: по Мелитону, они помещались после книг великих пророков, по Оригену и Епифанию пред этой книгой, как и теперь в принятом тексте LXX-mu. Равным образом, порядок отдельных произведений в сборнике малых пророков изменялся. В евр. библии сохранился порядок, принятый в наших текстах, а у LXX книги располагались иначе, именно: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Какие мотивы легли в основу указанного распределения книг малых пророков, нельзя сказать с определенностью; по-видимому твердого принципа не было, а отчасти руководились принципом хронологическим, отчасти принимали во внимание и объем книг. Поэтому книги послепленных пророков помещены были в конце всего собрания, а из допленных книг большая по объему кн. Осии помещена была впереди кн. Амоса, хотя Амос был предшественником Осии в пророческом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

IV. «Иисус Христос, – по словам св. Иоанна Златоуста , – глава, а мы тело: Он – основание, мы здание; Он – лоза, мы ветви; Он – жених, мы невеста, Он – пастырь, мы овцы; Он – путь, мы идущие; мы – храм, Он – обитатель; Он – первенец, мы – братия; Он – наследник, мы – сонаследники; Он – свет, мы освещаемые. Все сие показывает соединение и не допускает никакого пустого расстояние, даже самого малого» (В толк. на 1-е посл. к Кор. 3:11). V. «Итак, – скажем словами священномуч. Киприана, – если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для нас есть путь спасения: то, следуя по спасительным стопам Христовым, будем подражать Его примеру, как убеждает нас к тому ап. Иоанн: «Глаголяй, в Нем пребывати, – говорит он, – должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит» ( 1Ин. 2:6 )» (В слове о терпении). VI. «Если бы Иисус Христос, – по словам св. Льва, папы римского , – не был истинным Богом, то не доставил бы нам исцеление, а если бы не был человеком, то не доставил бы нам примера» (В речи 1 о рожд. Иисуса Христа). VII. Св. Иоанн Златоуст учит: «Трудна добродетель только при нашем нерадении. А что она легка и блага, послушай, что говорит Христос: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть " ( Мф. 11:30 ). Если же ты не чувствуешь легкости, то явно, что ты не имеешь твердого расположение к Нему; ибо когда ты имеешь сие расположение, то и трудное представляется легким, а когда не имеешь его, то и легкое представляется трудным» (В толк. на 1 посл. к Коринф., беседа XIV). В другом месте тот же св. отец объясняет: «Не бойтесь, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко... Если же ты еще боишься и содрогаешься, слыша об иге и о бремени, то этот страх не от свойства самой вещи, но от твоей лености. Ибо если ты будешь иметь ревность и решительность, то все для тебя будет удобно и легко» (В беседе XXXVIII на Еван. Мф. 11:30 ). Еще в ином месте тот же вселенский учитель говорить, что христианин должен подражать любви Христовой ко врагам. «И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его, и чем немощнее они были, тем более прилагал о них попечений. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников. Сколько презирал и поносил Его народ иудейский, столько, или, лучше сказать, гораздо больше, Он оказывал к нему попечения из сердоболия. И ты подражай Ему» (Толков. на посл. к Рим. беседа 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17) Антихрист будет сидеть в храмах Божиих, почему и жертву везде уничтожит. В 2Сол.2:4 . «в церкви Божией», а в толков.. «не в Иерусалимском только храме, но и повсюду в церквах» ( Беседы И. Злат. на 2 посл. Солун. стр. 40, изд. 1859 г. ). Феофилакт на посл. Солун. стр. 59: «во всяком храме Божием». Андрей Кесарийский в толк. Откр.20:8–10 : «в Божественном храме, – Вселенской церкви». А когда антихрист сядет в храмах, то он будет прельщать народ «посредством плотских предметов» ( Ефрем Сирин ч. 7. стр. 246–7 ), под которьми, по словам Б. Катехизиса л. 353, мы понимаем таинства и трехчинную иерархию. Разбор: В приведенных свидетельствах не оказано, что антихрист сядет во всех храмах по всей вселенной, ибо это для него невозможно, а очевидно, что он будет сидеть в тех храмах, которые будут находиться в занятой им местности. Иероним пишет: «антихрист, овладев землею или городом» ( ч. 12 , стр. 139 ), а «между вселенною и землею есть большое различие» ( ч. 7, стр. 439 ). Поэтому весьма возможно, что антихрист в местах своего господства, а оно не повсеместное, и займет видимые храмы. Иерусалимский храм назыв. тоже «божественным храмом». Ириней Лионский , кн. 5, гл. 25, стр. 648 пишет: «апостол открыл и то, что во Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога. Ибо сам апостол от своего лица определительно назвал его храмом Божиим. А я показываю, что ни один апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению коего построен иерусалимский храм: в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя «Христом». На стр 650 у Иринея: «Это и сделает он: во время своего царства переселит царство в этот город и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос». О том, что антихрист по преимуществу сядет в Иерусалимском храме, читай свидетельства Иоанна Дамаскина ( кн. 4, гл. 26 ), Кирилла Иерусалимского ( оглас. поуч. 15, § 15 ) и Кириллову л. 50 ( см. выше, § 4, д. стр. 20, § 6, з. стр. 26) . У Кирилла Иерус. огл. поуч. 15. § 15, стр. 321 (1 изд.): «якоже ему сести в церкви Божией. В какой же церкви? В разрушенном храме Иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся». Действия антихриста будут простираться и на другие храмы, да и сам он будет, по словам блаж. Феодорита, воздвигать их, соблазняя иных чудесами ложными, a иных угрозами и τ. п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

иером.Алексей 7 октября 2017, 20:47 Уважаемый прохожий(7.10.2017).Вы действительно думаете что слова апостола: " Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17) " , сказаны им о теле человека в контексте кремации? В этом случае нам надо прочитать у святых отцов, что в этой фразе, обозначают: 1. Слово " если " ; 2. Слово " кто " ; 3. Что значит " разорит " ; 4. Что такое " храм Божий " . После этого, станет понятно, какой смысл заложен апостолом в этой фразе. Если Вы почитаете жития святых, то Вы увидите там, что святые только тем и занимались всю свою жизнь что наносили своему телу различные увечия, и снаружи, и изнутри. Они, как правило, все были очень больные люди даже еще в молодом возрасте. Наталия 7 октября 2017, 20:43 Галина Игл.-я 7 окт. 2017 14:37/По причине падения наше тело … в один разряд с телами животных/Здесь Св. Игнатий сравнил тело человека до и после грехопадения./К святым угодникам … современный человек … не относится/. Слово святой имеет ряд значений. «Св. угодник, почитаемый Церковью» одно из них, «Отделенный от греха для Бога» - другое. " Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога и вы не свои? " (1Кор. 6, 19). Св. Феофан Затворник объясняет, что ап. Павел выразил свою мысль вопросом, чтобы показать несомненность и общеизвестность сей истины, поскольку коринфяне стали забывать об этом (Св. Феофан Затв. Толков. 1 Посл. ап. Павла к Кор.). иером.Алексей 7 октября 2017, 20:35 Уважаемая Иоанна (7.10.2017), по каким моим словам, Вы сделали вывод о том, что я защищаю кремацию? Мне бы тоже хотелось быть погребённым как и мои предки, но это вовсе, не из за того, что кремация грех или плохо. Если к написанной уважаемым о.Лаврентием статье, начать задавать вопросы по написанному, то их, едва ли будет меньше по объёму,чем сама статья. И, уверяю, Вас, всуде по написанному тексту, на большинство из этих вопросов, батюшка не сможет ответить. Спаси всех нас Господи. иером.Алексей 7 октября 2017, 20:24

http://pravoslavie.ru/106834.html

Христос, Слово Божие и Сила, верхотворец сый небесного круга, обещая создати Церковь свою, с клятвою изрек не одоленней быти ей от врат адовых: «аминь глаголю вам: врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ; Златоуст в Маргарите о Озии царе лист. 294). И та ( Церковь ) едина пребывает выну (Злат. В беседе седьмой на 223 зач. послания к Ефес. Апост. Толковый л. 790); юже ( Церковь ) сотвори стелесницу себе (Злат. в беседах на Евангелие от Иоанна, нравоучение 47). Повеле (Христос) ей (Церкви) творити воспоминание смерти Его, ясти тело Его и пити чашу крови Его нового завета (Еванг. от Матф. зач. 108, от Марка зач. 64, от Луки зач. 108). И сия жертва всемощным Его повелением и силою будет приноситися, дóндеже приидет (к Коринф. первое посл. зач. 149; на то же зачало толкование Златоустого, беседа 7; Ефрема Сирина слово 107; паки Златоуст в Соборнике л. 558 на об. и 559; Апостол толков, л. 545; Симеона Солунского отв. 56). Сию жертву Церковь Христианская, от язык избранная, приносит во всем мире Господу Богу и до скончания века приносити имать. Жертву тела и крови Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа невозможно приложити ни к жертве хвалы, ни ко иной коей внутренней жертве, но та самая жертва Тела и Крови Господни до скончания века приноситися имать. (Кирил. кн. л. 78 на об. Толк. Апостол л. 542 на об. 544 на об. 545). Ей же (Церкви) и перстень обручения (Господь) даде (иже чрез тайну миропомазания подаемый), дар святого Духа, да всюду его обнося, познавается от перстня, кому есть обручена (Маргарит, слово о еже предста царица л. 535); да известна будет будущих надежда, якоже и апостол глаголет: «извествуяй нас с вами во Христа и помазавый нас Бог , иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор.1:21 ). Сии слова учители церковнии сказуют о тайне миропомазания (Катех. малый л. 39; Катех. великий л. 373, гл. 75). А изречение: «извествуяй нас во Христа» Златоуст святой толкуя, сицевый оному дает смысл: сим даром данным уверяя в будущем Бог, достоверны творя от данного дара, не оставляя колебатися от веры во Христа (Беседа 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010