Магистрант, Ив. Тр. Назарьевский, сын священника Рязанской губернии, Михайловского уезда, села Крупников. Получив первоначальное свое образование в Касимовском дух. училище, а среднее – в Рязанской дух. семинарии, он поступил в Московскую духовную академию, где и окончил курс в 1889 г. со степенью кандидата богословия и с правом получить степень магистра, не подвергаясь новым устным испытаниям. В том же году определением Св. Синода он был уволен, согласно его прошению, из духовного ведомства для поступления на службу по министерству народного просвещения и теперь состоит преподавателем русского языка в Карачевской учительской семинарии. – Представленное им в совет академии для получения степени магистра богословия сочинение: «Послание святого апостола Павла к Филиппийцам. Опыт исагогического и экзегетического исследования» (Сергиев Посад, 18УЗ г.) есть первый печатный труд его. В небольшой речи пред началом диспута магистрант поведал собранию краткую историю своего труда, объяснил план и задачу его, указал при этом и некоторые основания для принятой им постановки исследования. В качестве официальных оппонентов возражали магистранту о. ректор академии архимандрит Антоний и экстраординарный профессор по кафедре греческого языка И. Н. Корсунский – о. ректор обратил внимание, прежде всего, на ту симпатичную особенность в труде магистранта, что в нем толковательный материал заимствуется не столько из немецких позднейших авторов. сколько из древней святоотеческой литературы; но вместе с тем он высказал сожаление, что принцип этих заимствований остался совсем невыясненным и вследствие этой беспринципности, набор толковательного материала является недостаточно объединенным (некоторые напр. отделы в книге имеют весьма условное надписание: «продолжение увещаний» Толков. стр. 87). Той же беспринципностью объяснил о. ректор и другой недостаток в сочинении, именно: автор, в общем гораздо более склонный к заимствованиям из святоотеческих толкований, оказывается иногда под излишне- сильным влиянием немецких авторитетов. Так напр., изъясняя 9 ст. II гл. посл. к Филиппийцам («дарова Ему имя, еже паче всякаго имене»), он прилагает излишние усилия к тому, чтобы в точности определить, какое здесь разумеется имя: Сын ли Божий, Христос ли, Иисус ли, Господь ли и т. д., и почти совсем не дает многих, важных для понимания этого места, параллелей из свящ. Писания. Между тем, точное определение имени для православных богословов довольно безразлично и имеет значение лишь для протестантов, признающих оправдание одной только верой и понимающих самую веру в узко-теоретическом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

л. 15 об. в толков. на 55 апост. правило). „Что. бо есть епископ, аще не паче всякого начальства и власти над всеми начальствуяй, елико возможно начальствовати человеку, подражающему по силе Христу Богу“ (Св. Игнатий Богон. 1 посл. Тралл.). „ Церковь без епископа быти, не может“ (Златоуст; 154 л. об. в Маргар. втор, счета) „и никогда не была“ (Полинод. Захар. Коп.), ибо „епископ в Церкви, и Церковь во епископе, и не находящиеся в единении с епископом не находятся и в Церкви“ (св. Киприан 69 посл.). Кроме епископов, необходимыми членами Церкви Христовой являются священники и диаконы: „пресвитери и диакони (говорится в толковании 55 пр. св. апостол) по образу суще рук , яко теми церковное правление содевает епископ“. „Епископ (Бога) Отца всех образ есть: пресвитери же, яко сонм Божий и союз апостолов Христовых: без них Церковь несть избранна, ниже, собрание святое, ниже сонм преподобных. Иже без епископа и пресвитеров и без диаконов что-либо творит: таковый оскверняется совестью и неверного горший есть“ (св. Игнатий Богон. 1 посл. Траллиан). Кроме головы и рук, тело человека имеет ноги. Точно также и в церковном организме некоторые члены – миряне – уподобляются ногам (толков. на 64 пр. шест. всел. соб.). „Суть в Церкви, говорит св. И. Златоуст, многи на высоту исправлени, якоже глава, небесная сматряюще, якоже очи, иже в главе, много от земли отстояще, ничто же обще имущей к ней, инии ног чин содержат, землю попирающих“ (беседы на 14 посл. стр. 1677). Итак, Церковь Христова, подобно телу человека, имеет разные члены: голову, руки, ноги, – т. е., епископов, священников, диаконов и мирян. Если человек не имеет головы, он уже не человек, а безжизненный и безглавый труп, неизбежно подлежащий разложению; если человек не имеет рук или ног, он физически неполный человек. И общество христиан, если не имеет епископов, есть общество безглавое, безжизненное: „От окаянного Севира произыде еретичествование акефалитов. сие есть безглавых, нареченных тако того ради, яко не хотяху быти над епископами православными начальствующими церквам, якоже глава начальствует прочим членам“ (Чет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, убеждает и их к добрым нравам, хвалить их терпение за Христа, предписывает почитать пресвитеров и – оканчивает послание» (Синопсис Афанасия). «Ближайшим же поводом к написанию послания к Евреям послужило то, что уверовавшие из иудеев много терпели всякого рода скорбей от своих неверующих единоплеменников. Над ними смеялись, как над решившимися уверовать в человека умершего и оставившими закон, данный Богом». «Мало того, их преследовали и грабили, отнимая у них все имущество, ибо иудеи – народ жесточайший из всех народов. Те нищие живущие во Иерусалиме, о которых говорит Апостол в других посланиях и которым собиралась милостыня ( Рим.15:25 ; 1Кор.16:4 ), были уверовавшие в Палестине Иудеи, гонимые своими соплеменниками». «Потому-то, пиша к ним, Апостол в самом начале в доказывает, что Христос выше всех пророков, и то, что даровано Христом, важнее дарованного Моисеем, и советует быть мужественными в страданиях, памятуя, что и до закона и под законом питомцы благочестия побеждали своих противников верою» (И.Златоуст. Толков. на Посл. к Гал. Гл.2. Ст.10. Феодорит. Толков. на Посл. к Евр. Предисл.). §63. Апокалипсис (Откровение) святого Иоанна Богослова. «О Богодухновенной сей книге свидетельствуют достоверное св. Григорий Богослов и Кирилл и древнейшие: Папий, Ириней, Мефодий, Ипполит и другие. Первая сей книге похвала буди, яко Апостолом, Христовым наперсником, возлюбленным учеником и другом Христовым, Иоанном Богословом, есть видена прежде, видена же от уединенного и девять дней постящася и молящася, якоже ученик его Прохор свидетельствует, того самовидец и преписатель, – и написанная Ангелу повествующу и сказующу тайны виденные» (св. отца нашего Андрея Толков. на Апокал. Предисл. издат.). «Петр есть только Апостол, а Иоанн есть и Апостол, и Евангелист, и пророк: он Апостол, ибо писал к церквам как учитель; он Евангелист, ибо написал Евангелие, чего, исключая Матвея, другие из двенадцати не сделали; он пророк, ибо на острове Патмосе, на который был сослан императором Домицианом за свидетельство Господне, видел Апокалипсис, содержащий бесконечные тайны будущего» (Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

138 Еп. Феофан, толков. на Посл. к Солун., М. 1833, стр. 472, сраз. Арх. Филар., правосл. догм. богосл., Черт. 1864, ч. 2, стр. 467. 139 Если против такого взгляда на «чудеса» антихриста указывают иногда на прельщение ими даже избранных ( Мф.24 и др.), то слабость такого возражения очевидна: 1) действие на них этих «чудес» будет не безусловно, ибо прибавлено – «аще возможно»; 2) избранные, как люди, по своей ограниченной природе, всегда могут впасть в заблуждение, быть введенными в обман. 140 См. об этом у м. Макария. Прав. Догм. Богосл., т. II, Спб. стр. 471 и у пр. Феофана, Толков. на Посл. к Солун., стр. 472. 141 См., например, у о. архимандрита Амфилохия: «Но вообще чудесами называем происшествия или действия недоступные нашему пониманию, превышающие наши настоящие силы» (и потом допускается с этой точки зрения возможность совершения дьяволом чудес). («М. Ц. В.» 12). 142 Скажут: – для искушения, которое само по себе не есть зло и даже необходимо для нравственного преуспевания человека. Отвечаем: 1) все же выходило бы, что дьявол в своих стремлениях к злу получал бы некоторое, так сказать, воспособление от Бога; 2) неужели в природе злого духа, высшей, по сравнению с человеком, заключается еще недостаточно сил для искушения слабого и удобопреклонного к греху человека? Припомним, что ведь Бог не попускает быть искушаемым человеку более того, чем сколько он может понести... 157 Just Dialog eum supplem. Tertul, de copona militis, с. II, et Apolog, c. 23, Cyp. ad Demetrian., etc. Minutius, in Octavio, etc. 160 Обычный прием демонов выдавать себя за душу умершего человека. Это в широких размерах делается со стороны злых духов на спиритических сеансах, дабы через это обольстить людей. Прот. Д-ко. 161 В том же номере местного «Times» помещены подтверждающие свидетельства врача и еще одного свидетеля, которые удостоверяют, что они были свидетелями всех вышеизложенных фактов, пытались отыскать какую-нибудь их причину, но безуспешно. 162 Заимствуем этот рассказ из «Жития преосвященнеишего Иллариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя». Этот памятник, начала XVIII века, напечатан целиком в «Православном собеседнике», издаваемом при Казанской духовной академии. Приводимая выписка находится в мартовской книжке этого издания 1868 года, на страницах 69–77. Этот же самый случай, вкратце, был описан И. М. Снегиревым в книге: «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города, на стр. 149–150 тома I этого издания (1865 г.) в пояснение московской поговорки «у черта на Куличках»; «на Куличках, в Белом городе – пишет Снегирев – стоит несколько церквей в Москве; одна из них, в честь св. бессребреников Кура и Иоанна, достопамятна была, между прочим, богадельней, устроенной при ней первым патриархом Московским Иовом и духовным подвигом блаженного Иллариона, строителя Флорищевой пустыни, впоследствии митрополита Суздальского и Юрьевского».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приведенные рассуждения Хомякова заключают в себе значительную долю справедливости, но они не доведены до конца и не оттеняют самых важных, специфических особенностей «любви» христианской. Хомяков берет любовь не в ее высшем идеальном значении, по существу, но в ее эмпирическом осуществлении, в процессе постепенного развития и совершенствования. В таком случае «эгоизм» по большей части не исчезает окончательно, а только преобразуется под влиянием любви, благодаря ее воздействию. Однако «любовь» и «эгоизм», что бы мы ни говорили, противоположны друг другу, и торжество любви есть вместе гибель эгоизма. «Эгоизм», как говорит сам Хомяков, берет свое начало в инстинкте самосохранения, им обусловливается и исчерпывается. Что же касается любви, то существо ее состоит в самопожертвовании, самопреданности и самозабвении. Истинная любовь ведет к отожествлению жизней – любящего и любимого, к их слиянию как бы в одну жизнь. Любящий и любимый проводят жизнь как бы общую, совместную. Любящий живет уже не для себя, я. для любимого. Тип истинно христианской любви выражает. напр., св. Ап. Павел, когда говорит коринфским христианам: « Вы в сердцах наших, так чтобы вместе умереть и жить» (2Кор..7:3. Ср. 2Кор.6:11–13 ) « Любовь Христова», объемля христиан, производит то, что верующие уже « не для себя» живут, « но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14, 15 ). По словам преосв. Феофана, «таков закон любви, что любящие взаимно живут один в другом; потому, что бывает с одним, другой принимает это так, как бы оно случилось с ним самим» (Толков. IX–XVI гл. Посл. Римл. ( Рим.12:15 ), стр. 243. Толков. Посл. Ефес. ( Еф.4:4 ), стр. 242). Такое состояние любящего имеет различные степени глубины и интенсивности, – различные этико-психологические оттенки. Слияние жизней любящего и любимого может простираться так далеко, что любящий начинает сознавать и чувствовать, что в его личности живет и действует как бы уже не он сам, а существо любимое. Ап. Павел говорит о себе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более; з) лучшее время для чтения слова Божия – утро, житий – после обеда, св. отцов – незадолго перед сном. Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день. Ср. Сборник аскетических писаний, стр. 34 (Избранные из Св. отцов духовные маргариты). 275 Собран. писем, вып. V, стр. 40; ср. Начертание, стр. 128. Вообще о порядке стяжания добродетелей и какие расположения требуются в стяжании их, можно найти в переведенной преосвящ. Феофаном с греческого книге «Невидимая брань». Так напр. в первой части её – главы: 36, 37, 38, 39, 40, 41 и 42, стр. 156 и д. 290 Понятие христианской любви в Св. Писании и в патристических произведениях обозначается термином γπη. Этот термин специфически-христианский и обозначает свободную и сознательную любовь, соединенную всегда с самопожертвованием и самоотречением (Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению, т. ІІ, стр. 370). 298 Там же, стр. 425 и д. Преосвяш. Феофан, объясняя слова ап. Павла: «братолюбием друг ко другу любезни», говорит: «любезни указываем собственно на родственную любовь; а братолюбие из круга родственной любви выбирает братскую» (Толков. IX–XVI гл. посл. Римл.) Рим.12:10 , стр. 212; ср. Толков. перв. 8 гл. посл. Римл. ( Рим.1:31 , ст. 125). 313 Путь ко спасению, стр. 239–240; О значении общественной и церковной молитвы см. Начертание, стр. 408 и «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении», стр. 38–39 (Наставления св. Иоанна Златоуста ); ср. Письма о духовной жизни, стр. 67, 136–137. 314 Там же, стр. 240. Вообще о молитве и в частности о молитве Иисусовой в деле невидимой брани говорится довольно подробно в книге «Невидимая брань» – см. первую часть этой книги – главы с 46 по 53 включительно; стр. 186–214. 315 Начертание христианск. нравоучения, стр. 393; ср. Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствуюших, Доброт олюбие, т. V, стр. 340, § 10. 316 Там же, стр. 399; ср. Святоотеческ. наставления о молитве и трезвении, стр. 50–51; стр. 52 – «Молитва есть глава всех добродетелей, корень и основание спасительной жизни» (Наставл. Св. Иоанна Златоуста ); стр. 55 – «Молитвы суть нервы души» (Наставл. его-же). 319 Путь ко спасению, стр. 240; ср. Святоотеч. настав. о молитве и трезвении, стр. 75 («Если, говорит св. И. Златоуст, разговаривая с добродетельным человеком, получаем не малую пользу; то с Богом беседовать сподобившийся, каких не получит благ? Ибо молитва есть беседа с Богом»)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

По этому поводу Евсевий говорит: «Павлу очевидно и явно принадлежат 14 посланий; но несправедливо было бы не знать, что послание к Евреям иные отвергали, ссылаясь на Римскую церковь, которая спорила, что оно не павлово (Евсевий. Церк. истор. Кн.3. Гл.3). И бл. Иероним считает «обычаем Латинян» непринятие послания к Евреям в число писаний канонических (Бл. Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетов.). Но все те особенности послания, которыми возбуждались подобные недоумения, были затем основательно разъяснены. По поводу отсутствия в послании имени Апостола Павла И.Златоуст писал: «В послании к Евреям Апостол Павел не выставляет своего имени по своему благоразумию. Так как иудеи его ненавидели, то встретив его имя в надписании послания, они пренебрегли бы слушать далее» (И.Златоуст. На посл. к Римл. Беседа I, §I; также Иероним. О знамен. мужах, §5). Климент Алекс. и бл. Феодорит прибавляют, что в посланиях к уверовавшим из язычников Павел выставлял свое имя и свое апостольское достоинство потому, что он был поставлен апостолом для уверовавших из язычников, а не из иудеев: понеже есмь Апостол языков, говорит он ( Рим.11,13 ). Посему, когда он писал к Евреям, попечение о которых не ему было поручено, тогда, по смиренно, он предлагал учение без указания своих достоинств, ибо о них другие апостолы заботились (Климент Алекс. у Евсевия. Церк. Истор. Кн.6. Гл.14. Феодорит. Толк. на посл. к Евр. Предисл.). «Что касается особенностей языка послания Апостола Павла, то Климент Александрийский свидетельствует, что оно было написано Апостолом Павлом на еврейском языке, но Евангелист Лука тщательно перевел его и издал для эллинов. Посему оттенки выражения в нем те же, что и в книге деяний» (Евсевий. Церк. Истор. Кн.6. Гл.14). Блаженный же Феодорит, принимая то, что послание написано Апостолом Павлом на еврейском языке б, свидетельствует, что, по преданию ему известному, переводчиком его на греческий язык был не Евангелист Лука, а Климент Римский (Феодорит. Толков. на посл. к Евр. Предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Что отвечать тем беспоповцам, которые говорят, что по нужде можно оставаться и с двумя таинствами? Нужде могут подвергаться частные лица, Церковь же, не только вселенская, но и частная, никогда не может подвергнуться такой нужде. А как же св. Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И дана быша (жене, т. е. Церкви) две криле орла великаго, да парит в пустыню... ( Откр.12:14 ): два крыла – это и есть два таинства? Нет, св. Андрей Кесарийский под двумя крылами разумеет здесь два завета, а совсем не два таинства (Толков. на Апокал. стр. 57). О таинстве крещения Что такое крещение? Крещение есть таинство, в котором, верующий, при троекратном погружении тела в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Повторяется ли крещение? Нет. В символе веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. Почему крещение не повторяется? Крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды: поэтому и креститься должен однажды. Св. И. Златоуст говорит: «Крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестить, то паки Его распинает» (Апост. Толк. на посл. к Евр., Бес. на 14 посл. к Евр. бес. 9, стр. 2877, в Кирил. кн. л. 225 об. 226). Что отвечать беспоповцам, которые говорят, что всех еретиков следует перекрещивать, потому что «еретическое крещение несть крещение, но паче сквернение»? Хотя в «Соборном изложении» патр. Филарета, напечатанном в Потребниках его, Иоасафа и Иосифа, проводится такая мысль, но она не согласна с церковными правилами. 46 и 47 апост. прав. повелевают перекрещивать тех еретиков, которые крестят не по Господню завещанию, т. е. не в три погружения и не во имя Отца и Сына и Св. Духа, каковы, напр.: монтанисты, савеллиане, маркиониты и т. п. Такое же повеление находится в постановлениях некоторых вселенских и поместных соборов (1 всел. соб. 19 пр., 2 всел. 7 пр., 6 всел. 95 пр., Лаодик. 7 и 8 пр.) и святых отцов (см. Толков. 1 пр. Вас. Вел.). Тех еретиков, которые совершали крещение правильно, каковы, напр.: ариане, за исключением крайних или евномиан, македониане, несториане и т. д., правилами церковными (2 всел. соб. 8 пр., 6 всел. соб. 95 пр.) повелевается принимать без перекрещивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Нав.13 . Иезек.40:48» (Иероним. Против Иовиниана. Книга 2). В виду такого высокого пророчественного значения последних глав книги пророка Иезекииля, иудеи допускали к чтению их только достигших уже тридцатилетнего возраста; то же правило соблюдалось и о первых главах книги Иезекииля (Иероним. Толков. на Иезекииля. Предисловие). §38. Книга пророка Даниила. «Бог, промышляя об иудеях, устроил, что вместе с ними был взят в плен и блаженный Даниил, который, обилуя из детства Божественною благодатию, снискал великое дерзновение пред державствовавшим и стал полезен не для него только, но и для всех подданных его» (Феодорит, Толков. на Даниила. Предисл.). Значение пророка Даниила и его книги блаженный Иероним определяет такими общими чертами: «Это есть пророк, последний из четырех, пророк, знающий времена, ясною речью предвозвещающий о каине, без помощи рук оторвавшимся от горы и ниспровергшим все царства (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Священного Писания). Частное же содержание книги Даниила Синопсис И.Златоуста излагает так: «Сначала (в первой главе) изображается, как Даниил т его сверстники были избраны для служения Навуходоносору и поручены начальнику евнухов для обучения, как они, вместо царских явств, питались злаками земными и, по представлении царю, найдены всех мудрейшими. Содержание второй главы: Навуходоносор видит сон и умерщвляет волхвов, которые не могли рассказать сего сна, им забытого. Даниилу и его друзьям угрожала та же участь, но Бог спас их, открыв Даниилу тайну сна в ночном видении. Камень, не руками отторженный от горы (2:45) есть Христос, потому что И.Христос родился от Девы без семени мужа. Содержание третьей главы: Поставив золотой истукан, Навуходоносор повелевает поклоняться ему и ввергает в огненную пещь трех отроков, не поклонившихся. Когда же, затем, сии три отрока остались невредимыми в пещи и воспели хвалу Богу, между тем как разжигавшие пещь халдеи были убиты пламенем, то царь удивился силе Божией, почтил отроков властию над иудеями и повелел казнить смертию всех хулящих Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

О каком первом ответе здесь говорится? Павел еще прежде был поставляем на суд Нерону, но избежал казни; когда же потом обратил к вере виночерпия Неронова, то был заключен в темницу снова и готовился в скором времени умереть. Но пред кончиной возжелал видеть ученика еще раз и многое передать ему» (И.Златоуст. Беседы на 2Тим. Бес.1, §1. Бес.3, §1. Бес.10, §1,2). В первый мой ответ вси меня оставиша. Этот упрек не касается Тимофея, потому что тогда его в Риме не было. Ибо если бы Тимофей был в Риме, то он сам знал бы об этом, и тогда Павел не писал бы сего» (И.Златоуст. толков. на Посл. к Флм. Предисловие). Но послушаем все подробности содержания этого последнего по времени из всех посланий апостола Павла. «Прежде всего апостол говорит, что он памятствует благочестие Тимофея и слезы его, которые он проливал при разлуке с ним, своим учителем, а также и веру его предков; повествует, что сущии от Азии, и между ними Фригелл и Ермоген, оставили его; Онисифора же хвалит за то, что, придя в Рим, он оставался при нем; завещает Тимофею отвращаться буих стязаний, рождающих ссоры, примером чего указывает Именея и Филета, которые истину преступили, утверждая, что воскресение уже было, и многих развратили. Наипаче же повелевает ему внимать себе и учению, и помнить, что в последние времена люди будут сластолюбцы паче, нежели боголюбцы; предвидя сие, апостол предохраняет верующих от обольщений. Затем, после некоторых еще убеждений к добрым нравам и строгому соблюдению учения, апостол объявляет, что наступило время его отшествия, что скоро он будет мучим ради засвидетельствования истины, и потому повелевает Тимофею немедленно придти к себе. Еще советует остерегаться некоего Александра как такого человека, который много зла сделал ему, апостолу, и сим оканчивает послание» (Синопсис Афанасия. Феодорит. Толков.). «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, – говорит Павел в конце послания (4,7). Часто я, взяв в руки послание апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего апостол так прославляет себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010