Есть и другие прибавления о царях и родах» (Синопсис 1 Златоуста). Прибавления сии касаются особенно деяний Иудейских царей и преимущественно имевших отношение к вере и богослужению. Но, кроме многих дополнений, книги Паралипоменон повторяют много и такого, что уже находится в книгах Царств. Об этих повторениях нужно сказать то же, что св. Иоанн Златоуст говорит о повторениях у четырех Евангелистов. «Когда не один писатель, а четверо пишут не в одно и то же время, не в одном и том ж месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том пишут совершенно согласно, как будто сказанное одними устами, то это служит сильнейшим доказательством истины» (Златоуст, На Матфея Беседа 1). По словам бл. Феодорита, причиною повторений, встречающихся в книгах Царств и Паралипоменон. было, между прочим, и то, что здесь совместно изображалась история двух разделившихся царств. «Иногда пересказав многое о котором либо одном царстве и перейдя к другому, автор считает нужным повторить уже сказанное для соблюдения последовательности» (Феодорит, Толк. на 3Цар. Вопр.41). Другой причиною повторений, по истолкованию бл. Феодорита, было то, что книгу сию, как и книги Царств, писал не один пророк, а целый сонм пророков летописцев (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие). О дальнейшем же высшем значении книг Паралипоменон бл. Иероним выражается так: «никто не может считать себя знающим Св. Писание, если он не знает книг Паралипоменон, ибо здесь везде затраиваются умолчанные в книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы» (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания) Частные истолкования книг Царств и Паралипоменон читатель найдет у бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина вместе с толкованием и всех предшествующих книг. На историю Самуила и Саула, Давида, пророка Илии есть несколько назидательных бесед Иоанна Златоуста ; на историю «священника Илии, нерадившего о воспитании детей своих» Ефрема Сирина и др. Это замечание бл. Иеронима о книгах Паралипоменон встречается при переводе книг Паралипоменон в древних рукописных славянских изданиях книг Ветхого Завета (Описание слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Божественного Духа. Пророку же, кто бы он ни был, Давид или иной, было свойственно только представлять себя в орудие благодати. Впрочем, пусть в данном случае превозмогает приговор большинства» (Феодорит. Толков. на 150 псалмов. Предисловие). «Что касается порядка псалмов в Псалтири, то и он не есть порядок времени их происхождения, а порядок нахождения псалмов Ездрою; по таковой вине не все псалмы Давида стоят рядом, но между ними есть псалмы сынов Коревых, Асафа и Моисея. Сим объясняются и такие случаи, как например: третий псалом имеет надписание сказания об Авессаломе, а псалом 141-й о Сауле; но всякому известно, что бегство от Саула было гораздо прежде бегства от Авессалома» (Афанасий. А также Феодорит. На псалмы. Предисловие). «Весь состав псалмов делится на пять частей или пять книг, по подобию пятикнижия Моисея, и каждая часть оканчивается словами: буди, буди. Первая часть, от начала до 40-го псалма, обнимает 40 псалмов; вторая часть, от 41-го псалма до 71-го, обнимает 31 псалом; третья часть, от 72-го до 88 псалма, обнимает 17 псалмов; четвертая от 89 псалма (молитва Моисея) до 105, обнимает также 17 псалмов; пятая часть от 106-го, до конца» ( Григорий Нисский . О надпис. псалмов. Кн.1. Гл.4. Епифаний. О мерах… Гл.5. Иероним. Послан. к пресвитеру Киприану). Но сие есть деление ветхозаветное. В христианском церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 кафизм или седаний, так как после прочтения сих отделений братии позволялось сидение. Каждая кафизма разделяется на три славы. По замечанию И.Златоуста в первых отделениях Псалтири находящиеся псалмы имеют более скорбный, а в последних более торжественный характер (Беседа на Пс.11 ). Самый последний псалом славянской Библии, по свидетельству надписания его, стоящий вне числа остальных псалмов и не разделенный стихами, не существует в еврейской книге псалмов и есть неканоническая прибавка. Во всех 150 псалмах всех стихов, по круглому счету упомянутого предисловия слав. первопечатной Библии, 2600. Из многих отеческих толкований на книгу Псалтирь, вызванных необычайно широким церковным и вне-церковным и келейным употреблением этой книги, как повседневного христианского молитвенника, православному читателю ее, при встрече не вполне ясных выражений, обращаться надлежит в особенности к Беседам на псалмы свв. Иоанна Златоуста , Василия Великого , Афанасия Великого , Григория Нисского , Феодорита и др. «И сына своего научи петь преисполненные любомудрием псалмы Давида», – учит И.Златоуст, – «для первого начала обучения возьми псалмы, говорящие о воздержании или прежде всего о несообщении с нечестивыми, псалом с сею именно целью и другие правила по воспитанию детей: о необходимости обращаться им с людьми праведными, о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности и проч.» (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, §2). Глубокая христианская древность завещала и нам обычай начинать книгою Псалмов Давида самое обучение детей грамоте. «Псалом – охрана младенцев и отрокам утешение». §28.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

прот. Иоанн Козлов Антихрист § 1. Кто именуется антихристом а) 1 посл. Иоанна 2, 22 (зач. 71) ( 1Ин.2:22 ): «Кто есть лживый, точию отметайяся, яко Иисус несть Христос; сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». б) Киприан Карфагенский ч. I, п. 62, стр. 311–312 (a по 2 изд. 361). «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами». в) Кириллова кн. л. 22 и об.: «Святии апостолы тогда, онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали, такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащимя разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя апост. церкве греческия отступили». г) Иероним ч. 13, стр. 287, на прор. Наума гл. II. ст. 11–12 ( Наум2:11–12 ): «Петр говорил: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и львенок, то есть антихрист и все противныя учения, слово, враждебное Богу? Слышасте, говорит Иоанн, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози ( 1Ин.2:18 ), потому что столько есть антихристов, сколько есть ложных учений». д) Толковый Апостол, зач. 71, л. 196 и об.: «Дети последняя година есть, и яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози Быша и от сего разумеваем, яко последний час есть. Толков.: Научив убо на дела благая волею Божиею и укрепив, учит и от времени, яко при дверех уже мира сего конец и се есть знамение, еже злоба умножитися. Приидет бо рече при кончине миру антихрист. Но сей уже явился есть в мире. предъидоша бо егο ереси его еже суть ему любовны и дружебны. Подобно убо и обои хулят на Христа еретицы и сын погибели». е) Златоуст сл. 95, л. 272 (a по Виленск. 295 об.): «Судяй бо чужия грехи, Христу противник есть, и антихрист наречется, яко суд Христов восхищает». § 2. Еретики или антихристы отличаются от последнего антихриста, который придет в конце мира а) Августин ч. 6, стр. 225–226: «Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе ( 2Сол.2:1–12 ), и говорил, что день суда (ибо это его он называет днем Господним) не наступит прежде чем придет тот, кого он называет беглецом ( у Августина читаем : «яко аще не приидет беглец прежде» ч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

50. Что составляет начальство в созданной Господом церкви? Начальство в созданной Господом или в истинно Христовой церкви обыкновенно называется иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: епископов, пресвитеров (они иначе обыкновеннее называются иереями и священниками) и диаконов. Эту тройственность степеней церковной иерархии св. церковь всегда несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена. 1 . Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическое есть разделение: Божественный священноначальник (епископов) чин.... священников... и диаконов» («О церк. иерархии» кн. 3, гл. V, стр. 259 на обор. и 262, и 263 на обор.). 2 . Св. священномученик Климент, еп. Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также где, и через кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, священникам свое назначено место, и на левитов (диаконов) свои возложены должности» (Клим. в 1 посл. к Кор., см. «Христ. Чт.» Ч. 14, стр. 278). 3 . Св. священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так, в послании к Траллианам он говорит: «Иже без епископа и пресвитеров и без диаконов что либо творит, таковой оскверняется совестию» («Игнат. к Траллиан.», стр. 12). Тоже говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «Кровь Иисуса Христа есть радость вечная и постоянная, особенно для пребывающих в единении с епископами и его пресвитерами и диаконами, установленными по воле Иисуса Христа». 4 . Благовестник говорит: «В церкви чин совершение имать, предстоящими украшение, и ни большем лепо быти, ни мнее, еже.... трие сии.... диакони... пресвитери... и архиереи» («Благовест. в Еванг, от Луки» лист 206). 5 . Симеон Фессалоникийский пишеть: «Хиротонисуемые в три чина раэделяеми суть во епископа, пресвитера и диакона» (Симеона Фессалон. «Толков. о божеств. храме и сущих в нем...» отв. на 32 вопр.; сн. кн. «Истинно древняя и истинно правосл. Христова церковь », Григория митр. С.-Петерб, Ч. 1, стр. 62 – 64).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостол заклинает не вступать в словопрения с еретиками, потому что «слово их, как рак, будет распространяться» ( 2Тим.2:14–17 ; в слав. переводе «как гангрена»). Как избавиться от раковой опухоли можно только одним способом – отрезать больную часть от здорового организма, так и от еретиков надо удаляться. Таковы Именей и Филит, отрицавшие воскресение мертвых и загробную жизнь. Воскресение мертвых они понимали только в духовном смысле, как возрождение в крещении ( 2Тим.2:17–18 ) (таковы все разновидности гностиков). Тимофей должен знать, что Церковь в земных своих условиях не свободна от неверных членов. Сравнивая Церковь с большим домом, Апостол говорит, что в нем есть сосуды разного достоинства: золотые, серебряные и деревянные ( 2Тим.2:20 ). В зависимости от достоинства они и поставляются в ту или иную честь. Но от самого человека зависит, какое достоинство он себе уготовляет, ибо оно зависит от чистоты его сердца и верности пред Богом ( 2Тим.2:21 ). Апостол предостерегает Тимофея, как еще молодого епископа, удаляться увлечений, свойственных юношам, а, наоборот, стремиться к вере, правде, любви и миру, быть со всеми приветливым, учительным, незлобивым, кротко полагаясь на Бога, не обратит ли Он к покаянию наставляемых ( 2Тим.2:23–26 ). 3. О последних тяжких временах (2Тим.3:1–4, 5) а) Испорченность нравов последнего времени ( 2Тим.3:1–9 ) Апостол изображает Тимофею картину духовно-нравственного разложения мира в будущем, «в последние дни» ( 2Тим.3:1 ), т. е. не столько перед вторым пришествием Христовым, сколько вообще в последующее время, чтобы этим дать ему возможность уже теперь знать, к чему ведут появившиеся среди его паствы пороки. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны» ( 2Тим.3:2 ). На первом месте среди зол будущего Апостол поставил самолюбие. Действительно «корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие» (св. И. Златоуст) (по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, стр. 580), а главнейший отросток от этого худого корня есть сребролюбие, т. е. такое стяжание богатства, которое преобладает над милосердием и состраданием к другим людям и делает человека скупым, жадным, скрягой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

VIII. «Он (Иисус Христос), – по словам священномуч. Киприана, – неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностию, противоречащим отвечал с кротостию, терпел милостиво гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков и всегдашних врагов Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал приобресть Богу» (В сл. о терпении). IX. «Каждый христианин, – по учению св. Афанасия Великого , – должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло, по тому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил удары и заушения» (В кн. о девстве христиан.). X. «Христианин, – по наставлению блаженного Августина , – есть тот, который не оставляет без внимания пути Христова, но желает шествовать по тому пути чрез страдания Христовы. Не желай идти другим путем, кроме, того, по которому шел Сам Христос. По-видимому, путь сей скорбен, но зато уже путь самый безопасный. Другой путь, может, быть, имеет утехи, но зато полон разбойников» (В толков. на Nc. XXXVI ). – Подобно и св. Иоанн Златоуст внушает каждому христианину подражать в страданиях Иисусу Христу: «Если ты ученик, то подражай Учителю, это есть долг ученика. Если же Он Сам шел чрез скорби, а ты идешь чрез спокойствие, то ты не идешь тем путем, которым Он шел, а другим. Как же ты следуешь, не следуя? Как ты ученик, не следуя Учителю?» (Толк. на посл. к Евр. 12:2 ; беседа XX?III). XI. При искушениях со стороны исконного врага, употреблен Господом пост, как лучшее средство ( Мф. 4:1 и сл.). «Постом сим, – по словам Василия Великого , – Иисус Христос хотел научить нас, чтобы мы постом также приготовляли себя к борьбе со врагами» (в сл. 1 о посте). И св. Иоанн Златоуст , говоря о посте Иисуса Христа, внушает каждому из нас: «Из сего познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола есть пост, – познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям и пьянству, сидя за роскошным столом, но должно соблюдать пост. Посему-то и Сам Христос постился, не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения» 134 (Беседа XIII, на Евангелие Мф. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Агафангелово опис. жизни св. Григория просветителя Армении in Actis Sanct. ad 30 sept. е) Фирмик Матерн, Сицилиец, обратившийся к святой вере в глубокой старости († 340), сочинитель весьма ученой книжки: De erroribus profanarum religionum, Hafniae 1826, in Migne Patr. lat. XII, 971–1050. ж) Гай Ювенк, испанский пресвитер, христианский поэт († 336). Его евангельская история, в 4 книгах, стихами, и книга на Бытие, изд. a Reuschio Lips. 1710 ab Arevalo Romae 1792, in 4 tomo Biblioth. Gallandi. г) Евсевий Эмесский, родившийся в Эдессе, получил блистательное светское образование; слушал философию в Александрии, толкование Писания у Евсевия Кесарийского и в Антиохии у епископа Флакилла; в 341 г. не принял Александрийской кафедры и посвящен в епископа Эмесского, но удалился в Лаодикию, потом жил в Эмесе; умер в 360 г. Сократ (2–9) и Созомен (3–6) говорят о нем: «и его обвиняли, будто он рассуждал по Савеллию». Это обвинение, без сомнения, клевета; но не без основания Иероним обвинял его в полу-арианстве. Из множества сочинений его (Иероним De vir. illustr. 91) дошло до нас немногое. Eusebii Emesini opuscula ed. Augusti 1829, но слова, здесь изданные, принадлежат Евсевию Александрийскому. Д. Schriften. Eusebius Alexandr. и Eusebius v. Emesa, Thilo Halle 1832 г. Ему принадлежат два трактата о вере, изданные Сирмондом (Paris 1643) с именем Евсевия Кесарийского . Сочинение против иудеев (Иероним De vir. III, 91), известное на сирийском языке, остается в рукописи. Assem. В. Or. Т. 3. р. 44. и) Викторин, Африканец, почти до старости языческий знаменитый оратор и философ, потом ревностный христианин. Умер 370 г. Писал 4 книги о Троице, кн. о рожд. Сына Божия против ариан, соч. про манихеев (изд. in М. Bibl. Patr. Т. 4. in 8. Т. Bibl. Golland.), толков. на Посл. ап. Павла (изд. Maio in nov. coll. vet. auct. 1837. Т. 2). й) Тит, Боцрский епископ, изгнанник при Юлиане († 372 г.). Писал против манихеев и толкование на Евангелие (изд. in Canisii lection. Т. I. Gollandi Bibl. Migne Patr.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5) Там же, 6 марта, житие, св. Конона (л. 44 и об. Изд. 1759): «Вопроси Домитиан старого Конона: колико лет есть сыну твоему? Отвеща Конон: седмолетна приведох его в монастырское обучение, и научих его книгам: егда же бе двунадесяти лет, поставлся бе чтец церковный, ныне же седмнадесятое имать лето, и есть диакон благодатию Христовою». 6) Бароний ч. 2, лето 933, число 2, л. 1035: «В Константинополе по Стефане патриархе, дан бысть на время, вместо патриарха Трифон монах, а в патриарха поставлен бе сын кесаря Романа Феофилакт. Имея лет шестнадесять... сие никогда бе в Константинополе». 7) Апостол Толковый посл. к Тимофею. зач. 285. л. 916 об.: «Никто же о юности твоей да не нерадит» ( 1Тим.4:12 ). 8) Иоанн Златоуст ,. т. 11, стр. 706 и 707. в толков. указанных слов: «Так как юность вследствие общего предрассудка некоторым образом сделалась чем то легко презираемым, то (апостол) и говорит: никто же о юности твоей да не нерадит. Учитель не должен находиться в пренебрежении... Пусть никто не презирает тебя из-за твоей юности, т. е. до тех пор, пока ты будешь вести жизнь приличную (твоему сану), никто не станет пренебрегать тебя за возраст, но еще больше всякий будет удивляться тебе». 9) Симеон Солунский т. 2. гл. 136, стр. 217: «Он (рукополагаемый) должен быть совершенных лет... И хотя случается иногда, что для некоторых из подчиненных монахов сокращается это время по рассуждению иерархов, так как они не имеют своей воли над собою, а зависели от других, – и хотя это может быть справедливо, в случае достаточных причин к сокращению; но установленное правилами следует соблюдать». 10) Стоглав, гл. 25: «О ставлениках хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют, и святителем их поставити ино сопротивно священным правилом, а непоставити ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестьяне учнут без покаяния умирати, и святителем избирати по священным правилом в попы ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет, а грамоте бы умели, чтобы могли Церковь Божию содержати».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Утверждается (собственно – висит) весь закон и пророки: эти две заповеди представляются держащими весь ветхий завет – закон и пророков, т. е. в них заключается сущность ветхого завета, сущность всего, что говорили и чего требовали Моисей и все пророки. «Если любить Бога, значит любить ближнего (ибо Спаситель сказал Петру: еслиты любишь Меня, паси овец Моих. Иоан. 21, 16 ), а любовь к ближнему имеет плодом своин хранение заповедей, то истинно сказано: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» 20 . (Злат.). (Сост. по «Толков. еванг.», еп. Михаила, т. I, 414 – 415). 3. Закон Любовь есть закон. Закон этот должен соединить все существа в беспредельную гармонию. Вне этого закона, для тварей, которые хотели бы остаться непослушными ему, возможно только блуждание, страдание и смерть. Христианство заповедало привязанности такие, каких природа никогда не внушала человеку, оно их благословляет, оно их вызывает. (Представим примеры, подтверждающие эту мысль). I. Вот во вратах Иерусалима иудей, сын того неукротимого племени, которое Тацит обозначил одною чертою; «ненависть рода человеческого». Человек этот терпит жестокую муку. Его палачи окружают его и терзают как стая кровожадных собак. По лицу его струится кровь. Он поднимает к небу взоры полные ангельской кротости; он молится за тех, которые побивают его камнями. Бог заповедал ему любить – и он любит 21 . II. Вот Фарисей, сын Фарисея, Савл из Тарса. По закону естественного превосходства, все предрассудки, вся гордость, все узкит понятия, вся ненависть его племени и его школы должны были сосредоточиться в нем и достигнут своей высшей степени. Человек этот пишет тринадцатую главу 1-го посл. к коринфянам, т. е. самый высокий гимн любви, какой когда либо слышала земля. Бог заповедал ему любить – и он любит. III. Когда христианка, воспитанная среди роскоши и изящества, заключает себя в школу или больницу и здесь выносит грубость, грязь, лишения, постоянные неприятности давно самопожертвованной жизни, то почему вы большею частию встречаете на лице ее дивно прекрасное отображение мира, которого не имеют женщины света? Бог заповедал ей любить – и она любит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Особняком стоит пока наша Русская Зарубежная Церковь , но, конечно, более чем наивно думать, что она может быть оставлена «вне поля зрения» врагов креста Христова. Тут, с нашей стороны, требуется самая строжайшая бдительность и принятие самых решительных мер к пресечению всяких малейших попыток как-то подчинить нас себе. Всякое легкомыслие и чрезмерная наивная доверчивость тут непростительны! Не может быть у нас никакого общения ни с явными ни с тайными врагами креста Христова ни на религиозной почве, ни на бытовой. Не безопасно сотрудничество с ними и на почве «благотворительности», ибо деньги всегда сохраняют свою способность «покупать» и делать совесть человека «эластичной». Надо всегда помнить: служение Церкви богоборческой власти или антихристианскому экуменизму – все равно! – это отказ ее от Христова оружия – креста Господня, это – духовная капитуляция, сдача в плен врагу Божию и врагу человеческого спасения – диаволу. Одна внешняя видимость Церкви, хотя бы и очень пышная и наружно-привлекательная, это еще – не Церковь истинная,  какой единственно Церковь должна быть. Об этом так предрекал, говоря о последних временах, наш великий российский светильник святитель Феофан, Вышенский Затворник:  «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри жеотступление истинное»  (Толков. на посл. Сол. 2-ое гл. 2). Остановить это «Отступление» немощною рукою своею, по словам другого нашего духоносного наставника святителя Игнатия (Брянчанинова) , мы безсильны, ибо оно – «попущено Богом», но «устраниться, охраниться от него»  мы должны. А для этого надо  «ознакомиться с духом его, изучить его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»   («Отечник» стр. 549). Вот почему  молчать  в наше время о совершающемся на наших глазах Отступлении – преступно  и перед самими собою и перед нашими ближними. У нас свой – прямой и честный путь, от которого не должно быть никаких, ни малейших отклонений. Никаких компромиссов с совестью, тем более ради временных благ этой жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010