Аллилуиарий – праздника и Богородицы («Всецарицы»). Апостол и Евангелие – Богородицы («Всецарицы») и дня. Задостойник праздника. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554016.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/488). 2 Ср.: Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 3 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 4 Ср.: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»; Типикон, гл. 15я; Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 5 Ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201. На богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»). 6 Ср: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия). 7 Ср.: Типикон, 16 августа. 8 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 Прокимны и причастны праздника и Богородицы («Всецарицы») совпадают. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В качестве святоотеческих чтений на утрене В. с. используются те же слова святителей Григория Антиохийского (Студийско-Алексиевский Типикон, Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон (слово читается не на утрене, а на «паннихис»)) и Епифания Кипрского (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Мессинский Типикон (составитель замечает, что существуют также слова свт. Григория Антиохийского и имп. Льва Мудрого), Евергетидский Типикон), что указаны в Святогробском Типиконе 1122 г. По-разному решен в студийских Типиконах вопрос с прокимнами в В. с. на вечерне. В Типиконе Великой ц., откуда в студийских текстах полностью заимствован корпус библейских чтений на этой службе, перед 1-й паремией пели прокимен из Пс 65, после 3-й - из Пс 26, перед литургийным Апостолом прокимна не было, аллилуиарий заменялся Пс 81. В то время как эта замена указана во всех источниках (так же, как и прокимен после 3-й паремии, исчезающий лишь в Евергетидском Типиконе), Апостол оставлен без прокимна только в южноитал. памятниках, остальные используют перед Апостолом прокимен из Пс 65. В связи с перемещением этого прокимна в неитал. памятниках перед паремиями прокимна нет (Студийско-Алексиевский Типикон) или используется обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92), как в иерусалимской практике (Типикон прп. Георгия Мтацминдели, Евергетидский Типикон). Помимо прокимна из Пс 92 на вечерне в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели палестинское влияние (видимо, через груз. богослужебную практику, к-рая до X в. зависела от иерусалимской) заметно и в использовании на утрене вместо аллилуиариев особых припевов к непорочным: «Непорочны поем по нашему [т. е. как в Грузии.- Ред.], со стихами», и в пении на «Господи, воззвах» на вечерне воскресного догматика (и, вероятно, воскресных же стихир; среди др. студийских памятников использование воскресных стихир на этой вечерне встречается только в Триоди XII в. (Crypt. Δ. β. I), возможно, савваитского происхождения - см.: Bertoni è re. P. 183). Существуют и др. особенности этого Типикона: вместо кондака В. с. по 6-й песни канона поется кондак (воскресный тропарь 2-го гласа) «Егда снизшел еси»; упомянуты часы (читаются по кельям); описаны действия священника во время «Господи, воззвах» (облачение в черное) и во время паремий (совершение протесиса по 6-й) на вечерне ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289-291).

http://pravenc.ru/text/150073.html

3 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом. 6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). 7 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 8 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 9 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 верстах от Рима, основанного иноком Нилом († 1004 г.), который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II († 1303 г.) в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы [ 46 ]. 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV b. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители († 1125 г.), правившего ею 26 лет. Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника» [ 47 ]. В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 милях к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) [ 48 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Такой порядок каждения полагается: а) на вечерне: 1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22); б) на утрене: 1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22); 2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22); 3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22); 4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника). в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста). Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского , с. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.); 2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы); 3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток); 4) на царских часах – 1-м и 9-м – перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы). Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Проч. Типиконы, к нач. XX в. использовавшиеся в качестве соборных, составлены в XVII-XIX вв. Они уделяют много внимания особенностям совершения богослужения в том или ином святогорском мон-ре и содержат такую подробную регламентацию церковных обрядов, что исследователи иногда говорят об особой святогорской редакции Иерусалимского устава (ср.: Там же. С. 508-765). Для Дионисиатского мон-ря в 1624 г. иером. Игнатий составил Типикон, включив в него описания обычаев разных мон-рей Св. Горы (Dyonis. 449 - Там же. С. 517-522), на основе к-рого иером. Иоасаф в 1638 г. написал соборный дионисиатский Типикон (Там же. С. 522-532). 1794 г. датируется составление соборного Типикона мон-ря Ксенофонт (см. выше); 1813 г.- соборного Типикона Филофеевского мон-ря (Там же. С. 539-559). 2 дионисиатских Типикона 1624 и 1638 гг., а также филофеевский Типикон 1813 г. послужили источниками для соборного греч. Типикона Пантелеимонова мон-ря 1841 г. (Там же. С. 559-637). На основе соборного ксенофонтовского Типикона 1794 г. составлены соборный Типикон мон-ря Св. Павла 1850 г. (Там же. С. 637-656) и (с привлечением соборного филофеевского Типикона) соборный Типикон мон-ря Кастамонит 1854 г. (Там же. С. 689-710). В 1851 г. был составлен соборный Типикон Григориатского мон-ря (Там же. С. 656-689). В 1865 г. архимандритами Иларионом и Афанасием, использовавшими в первую очередь дионисиатские Типиконы 1624 и 1638 гг., написан соборный Типикон Иверского мон-ря (Там же. С. 721-745). Т. о., соборные афонские Типиконы сильно зависят друг от друга. Совр. практика Хотя богослужебная практика афонских мон-рей неодинакова и каждый мон-рь имеет свои традиции ( [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ] . Σ. 17), можно говорить об общих особенностях святогорского богослужения, одна часть из к-рых восходит к древней афонской традиции, др.- к общецерковной практике XV-XVI вв. (и тем самым отчасти сближает афонское богослужение с рус. старообрядческим), третья заимствована из возникших сравнительно недавно (ок. XIX в.) греч. приходских обычаев. Большинство мон-рей имеют свои рукописные соборные Типиконы; в Пантелеимоновом мон-ре ныне греч. «рукописный... Типикон не употребляется, а богослужение совершается по Типикону, изданному Московской Патриархией, с сохранением нек-рых общеафонских особенностей» ( Клименко. С. 116). Устройство храма

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

св. и Вел. четверт., л. 339 на об.). Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной 907 . Книги, в которых напечатаны. Листы либо страницы 1. Песнопения, употребляющиеся на различных службах. Воскресные тропари 8 гласов, напр., 1 гл.: Камени запечатану..., 2 гл.: Егда снисшел еси к смерти... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Богородичны воскресных тропарей, напр., 1 гл.: Гавриилу вещавшу тебе, Дево...; 2 гл.: Вся паче смысла... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалтирь. Часослов. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Воскресные кондаки 8 гласов, напр., 1 гл.: Воскресл еси, яко Бог..., 2 гл.: Воскресл еси от гроба... и др. Типикон. Общая Минея. Следованн.Псалт. Часослов. Дневные тропари, поемые в седмичные и субботние дни, напр., в понедельник 4 гл.: Небесных воинств архистратизи..., во вторник 2 гл.: Память праведного... и др. Типикон. Общая Минея. 237 на об. Часослов. Богородичны дневных тропарей, напр., в понедельник: Воспитавшейся во храме.., во вторник: Божественного быхом... и др 908 . Типикон. Часослов. Дневные кондаки, напр., в понедельник 2 гл.: Архистратизи Божии..., во вторник 2 гл: Пророче Божий... и др. Типикон. Тропари и кондаки двунадесятых праздников. Типикон. 48, 49 и 50 Часослов. Тропари и кондаки великих святых. Часослов. Тропари и кондаки на разные числа в году. Типикон. След.Псалтирь. Богородичны 8 гласов, поемые в седмичные дни: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, а также и в субботу, после тропарей святых в конце вечерни, начале утрени на Бог Господь и конце утрени, напр., 1 гл.: Чудо чудес... и др. Типикон. След.Псалтирь. Общая Минея. 232 на об Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта. На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл. 2). Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» ( Лк.22:30 ) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения («руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12месяцев. Триодион, Пентикостарион). Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались. Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смерти». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971 г. стр. 94, 140). В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2 «зри»), или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010