38. Если этого не знать, то можно впасть в противоположное заблуждение: можно не только принять под именем святоотеческого наследия то, что таковым вовсе не является. Еще можно пройти мимо истинного светильника церкви, потому что он окажется слишком заслонен его неумно-неумеренными чтителями. Так, в учебнике по сектоведению (diakon Petru David. Indrumar missionar), по которому преподавали в Православном богословском институте в Бухаресте в 80-е годы, была целая глава о “страшной” русской секте иоаннитов, лидером и основателем которой был некий священник Иоанн Кроншадтский. Преподаватель сектоведения долго не мог поверить, когда я ему пояснил, что тот, кого он считает ересиархом, уже прославлен как святой в Русской Церкви. 39. В Троицком Соборе Троице-Сергиевой Лавры на фреске с изображением Страшного Суда есть мытарство с надписанием: “Невежество”. Этого мытарства, боюсь, не миновать тем, кто всерьез будет воспринимать то, что пишется “Жизнью Вечной”. 40. Типикон си есть Устав. – СПб., 1992, с. 853. 41. Толкование этого правила см.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Троице-Сергиева Лавра, 1996, т.2, с. 106. 42. Древнехристианский писатель Минуций Феликс был иного мнения: “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле” (Минуций Феликс. Октавий//Богословские труды. – М., 1981, Сборник 22, с. 161). Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель… 43. Дерзну сказать слово в защиту собак. Слово Божие говорит, что собаки и Божия благодать не так уж несовместимы, как кажется Пелагее. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла “и собака юноши с ними” (Тов. 5,17). И Ангела это не отгоняло и не смущало.

http://predanie.ru/book/71850-vtoroe-pri...

Как в Евергетидском, так и в Хиландарском типиконе отразилась богослужебная практика, которая создавалась в течение нескольких веков длительного развития устава. При составлении нового устава, как уже было отмечено, в качестве образца обычно использовался уже сложившийся и принятый ранее вариант типикона. Степень самостоятельности нового устава в первую очередь зависела от воли его составителя. ХТ как раз является одним из типиконов, создававшихся по этой схеме, поскольку, как уже мы отметили, представляет собой переработку и адаптацию ЕТ. Определенная степень его самостоятельности проявляется благодаря дополнениям, изменениям и, прежде всего, авторскому замыслу св. Саввы. На основании исследований Ватрослава Ягича можно увидеть, что 28 глав ХТ полностью соответствуют греческому источнику (4, 5, 6, 8, 7, 11, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 41 и 43). Хотя и Хиландарский и Евергетидский типикон совпадают по своему объему (включают в себя 43 главы), они отличаются порядком нумерации. Св. Савва в определенных местах пропускал содержание некоторых глав и иногда по-другому организовывал уже имеющийся материал. Например: шестую главу Хиландарскго типикона (О чине девятого часа, панихиде, полунощнице и об утрене ) составляют текст шестой и первой половины седьмой главы ЕТ; седьмая глава (О душеспасительном исповедании) включает вторую часть седьмой и первое предложение восьмой главы ЕТ. Через сопоставление содержания ЕТ и ХТ можно прийти к выводу, что Саввиными оригинальными дополнениями являются следующие главы: XV - Об поставлении экклесиарха ; XVI - Поучение братии о воздавании чести игумену; XXVII - Как надо выдавать одежду и обувь; XXVIII - О том, как надо наказывать не встающих на церковную службу; 42 - К карейской келии святого отца Саввы. Из греческого в сербский типикон не были взяты главы, связанные с скевофилаком (охранителем ризницы), дохиярами (казначеями) и предписания, касающиеся посещения монастыря женщинами, составляющие 39 главу ЕТ.

http://bogoslov.ru/article/311117

В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует Евангелие и престол и выходит на амвон. В это время диакон отверзает завесу. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник трижды благоговейно поклоняется и начинает вечерню возгласом «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...», 103-й псалом (Часослов). Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы (всего 7 молитв, текст которых находится в Служебнике). Чтец: « Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). В это время диакон выходит северной дверью, три­жды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение у свя­щенника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь. Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» и другие прошения. Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй» 170 . Диакон (последнее прошение): «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…». Хор: «Тебе, Господи». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». Чтец читает кафисму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). Каждая кафисма разделяется на 3 части, называемые «славами», так как по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, кафисмы не бывает (то есть после мирной ектении сразу поется «Господи, воззвах…» ). Диакон по исполнении кафисмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Священник (возглас): «Яко Твоя держава…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Диакон произносит Великую ектению «Миром Господу помолимся». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...» Хор: " Аминь». Чтец читает кафизму вечерни по Уставу (Типикон, 17-я глава). В Неделю вечером, а также если накануне было бдение, то кафизмы не бывает (т.е. после мирной ектении сразу поется «Господи воззвах» ). Диакон по исполнении кафизмы произносит малую ектению «Паки и паки...» (после ектении входит в алтарь, берет у священника благословение на каждение и кадит весь храм). Хор: «Аминь». «Господи воззвах» – по гласу 1-й стихиры. Чтец: «Положи, Господи...» (псалмы на «Господи воззвах», см. Часослов) до слов «Аще беззаконие назриши...» Хор далее поет стихиры на 6 по Уставу, а затем исполняет песнопение " Свете Тихий...». В конце этого песнопения диакон выходит на амвон для произнесения прокимна. Диакон: «Вонмем» (на амвоне). Священник: " Мир всем». Диакон: «Премудрость вонмем». Затем диакон и хор исполняют прокимен дня. Хор: «Сподоби, Господи...» Диакон произносит просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» Священник (возглас): «Яко благ и человеколюбец...» Хор: " Аминь». Священник (благословляя народ): " Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним» . Хор: «Тебе, Господи» . Священник тайно читает главопреклонную молитву: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и Человеколюбцу Судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения: яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую ночь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена...» Хор: " Аминь», стихиры на стиховне по Уставу. Стихиры на стиховне: по Уставу, см. соответствующие разделы книги. Хор: «Ныне отпущаеши...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 4 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56). 5 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 6 «Суббота пред Рождеством Христовым. На Литургии прокимен, Аллилуиа и причастен дне. Аще ли случится празднуемаго святаго, поем и другий прокимен, такожде чти два Апостола: прежде субботе пред Рождеством Христовым, и ряд под зачало, и потом святаго, аще имать, такожде и Евангелия два... Причастен: Радуйтеся, праведнии..., таже святаго» (Типикон, 18 декабря, «зри»). 7 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 10 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 11 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 12 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 13 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 14 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 15 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-31/

15 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября). 16 В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого). 17 Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание…») поет хор, остальные дочитываются чтецом. 18 В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). 19 Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346. 20 Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе...» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-14/

7 декабря нет, конечно, памяти «в море утопших братий», а равно и оглашения св. Феодора по этому случаю. 17 марта – день ангела патр. Алексея и потому справлявшийся в его монастыре торжественно и имевший особое слово, в Евергетидском естественно не имеет ни специально-праздничного характера, ни соответствующего слова. С 22 ноября – дня попразднества Введения по Евергетидскому Типикону начинается чтение жития св. Григория Акрагантийского, которое по своей особой длинноте не могло быть прочитано ни в один самый день памяти (по Евергетидскому Типикону 24 ноября, по Алексеевскому – 23), ни в предыдущий – 23 ноября, имеющий по Евергетидскому Типикону свою память и свое чтение: в силу этого праздничные чтения, положенные по Алексеевскому Уставу на 22 число, переносятся по Евергетидскому Типикону на самый праздник, а для экономии времени из положенных здесь слов Георгия Никомидийского сохраняется только одно; возможно, что под неопределенным выражением Алексеевского Устава под 22 ноября: «от словес празднику», как раз нужно разуметь положенные Евергетидским Типиконом на 21 ноября слова Германа п Прокла 490 . Кроме того, неизвестно почему, в Типиконе в день памяти св. Евстафия Антиохийского , перенесенной с 5 июля на 20 сентября, опущено похвальное слово Златоуста св. Евстафию, похвально слово муч. Варлааму вместе с его памятью перенесено с 16 ноября на 19-ое: слово Златоуста на Богоявление – Вьси вы къ к блгодшиин , положенное Уставом на день отдания Богоявления – 13 января, Типикон переносит на самый праздник – 6 января. На утренях 8 и 9 сентября Типикон указывает четыре слова на Рождество Богородицы, надписанные именем Иоанна Дамаскина ; но на самом деле, как показывают начала этих слов, они принадлежат тому же Андрею Критскому , два, по крайней мере, слова, которого указаны на этот день и по Алекееевекому Уставу 491 . Из двух слов Андрея Критского на Успение, положенных Алексеевским Уставом на 16 августа, Типикон сохраняет лишь одно, именно – ‘Οσοι τ πνσεπτον, но не 16 августа, а в день отдания праздника Успения 23 августа 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Типикон предписывает идеальную норму жизни христианина в Церкви, который призывается к совершенствованию посредством личного участия в молитве при отправлении богослужебных чинопоследований и посредством соблюдения указаний, касающихся его телесного естества (в части сна и бдения, питания, поста и поклонов), должного способствовать его шествованию по стопам Христовым в благочестии и чистоте. К полному осуществлению предписаний Типикона надо всегда стремиться. Но, поскольку, его предписания во всей полноте нами не осуществляются, постольку это всегда должно смирять нас, оказывающихся в положении тех, кто желает жить в Церкви, но не исполняет того, что повелевается исполнять живущим в ней. Христос сказал: «вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Мы же, по сравнению с этими «ничего нестоящими» рабами, оказываемся в более жалком положении: ведь мы не исполняем даже того, что надлежало бы нам (по Типикону) исполнить. Нам скажут: Типикон составлялся в монастырях и было бы неуместно требовать от мирян стопроцентного исполнения его предписания. Верно. Тем не менее, обращаем внимание на то, что в Типиконе имеются прямые указания, относящиеся именно к мирянам и есть то, что касается буквально всех овец стада Христова – стриженных и нестриженных (по выражению приснопамятного митр. Филарета Дроздова , +1867). Вот, например, глава 32 Типикона: «От правил святых апостол, и святых отец, о святей велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити». 69 Типикон в своем содержании повсюду выделяет то, что предписывается для соблюдения мирянам. А так как в Православной Церкви нет специального устава, каким определялись бы, скажем, немонастырские богослужения и уклад жизни в церкви мирян, то нам и надлежит, очевидно, пользоваться уже имеющимся Типиконом, применяя его указания к тому и другому (то есть распространяя и приспосабливая уставное изложение богослужебного правопорядка к благочинному проведению богослужений в приходских – городских и сельских – храмах, равно и уклад жизни мирян). Так ведь, собственно, и делалось в Церкви на протяжении многих столетий. Благоразумно сего же держаться и нам: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» ( Прит.22:28 ). Думается, одно сознание того, что именно по имеющемуся в Церкви уставу поколения наших предков жили в Церкви – молились и спасались (и, несомненно, многие спаслись!), – должно преисполнять нас благоговейным уважением к Типикону, предписания которого надлежит тщательнее по возможности исполнять, а не заниматься невежественными (чаще всего!) проектами его реформ. «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» ( Отк.3:11 ). 70

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

2553 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 29, 174 об., 190. В Синайск. Евхол. 995 – 1481 г. служба св. Параскеве названа καταβασα. Дмитриевский Α . Ευχολγια, 449. 2560 См. Ирмологий, глава: «Песни Троичны на 8 гл. и песней стихи, поемыя по вся дни с каноном. Песней стихи, поемыя в недели и праздники». М., 1895, л. 188 и д. 2575 Ркп. Моск. Тип. б. 285/142/1206, л. 27 об. 94; ср. Триодь Имп. Публ. б. F. 1, 74 (собр. Шафарика) XII в., л. 113, 123 об.; Стихирарь Соф. б. СПб. Ак. 83 XIV в., л. 34 об. 2578 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б. 381 тр., л. 6; Τυπικν. Вен., 1643, 4. Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 8; 678/386, л. 8; Киев. Ак. муз. Аа 194, с. 31. 2588 У старообрядцев принято на каждом слове «покланяемся» в церковных песнях делать поклон, и начетчики знают, сколько раз в каких песнях это слово встречается. 2591 Никон, патриарх. Скрижаль. Толкование песни Честнейшую Херувим. По греч. в ркп. Венек, б. cod 249. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 296. 2612 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 8, 14 об.; Соф. б. СПб. Ак. 905, л. 153. Дмитриевский Α . Τυπικ, 608. 2627 Εχολγιον, 37. Τυπικν, 3. ερατικν, 33. Старообр. уст., 9 (17). Соответствием с междопеснием 3 и 6 песни требовалось бы после светильна чтение. Но его нет, должно быть, потому, чтобы не прерывать им целого потока песен в этой части утрени, где торжественность службы достигает своего апогея. Притом чтения утрени усиливаются в своей важности и умилительности с течением ее: сначала толкование Апостола, потом Евангелия, затем Маргарит (лучшие творения лучшего отца) и наконец Пролог (часто заменяющий всю службу святого); здесь требовалось бы еще лучшее чтение; таким могло бы быть только уже само Св. Писание (ср. конец вечерни); в древности здесь и было евангельское чтение (так и на римско-католической утрене). Заменой здешнего чтения служит «Оглашение» после утрени. Читать далее Источник: Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением/составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 815 с. ISBN 978-5-7533-0235-9 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

5 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 6 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 7 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 8 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой. 9 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (5 февраля). 10 Канон о усопших заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2й канон). 11 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6я Маркова глава, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469, 631–636. 12 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную». 13 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 14 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469, 786. 16 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой. 17 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (5 февраля).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010