14. Понедельник. Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа Ирапского. Сщмч. Георгия Извекова пресвитера . Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «Должни есмы в сей Четыредесятнице сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елея и вина – понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца: 16, 19, 23,] 25, 28,] 30; декемврия – 3,] 4, 5, 6, 9, 12, 13, 15,] 17, 20 день. В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду или пяток, разрешаем и на рыбы. Нецыи же уставы от 9-го числа декемврия повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и Недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25-го, аще и суббота и Неделя случится, не разрешаем на рыбы» (Типикон, 14 ноября, 1-е и 2-е «зри»). «Подобает ведати, яко в пост святых апостол, и Христова Рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елея вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и Недели ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу; аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию; ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне» (Типикон, глава 33-я, «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны следующие даты : памяти некоторых русских святых, полиелейная служба 13 декабря, а также дни, в которые возможно совершение полиелейного или славословного богослужения.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-27/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12-я Маркова глава; 9 февраля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4-й: «Восхвалятся преподобнии во славе...». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 7 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава. 8 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава. 9 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 11 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 12 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 13 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи...». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес..., другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 14 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 16 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

1 Ср.: Богослужебные указания на 2011 год. М., 2010. С. 162, 174–177. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 13 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 4 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 5 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 8 В Служебнике: «Давидови». 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 15 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос Предтечи, глас 2-й; седален Предтечи, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». 16 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 18 Там же. 19 Там же. С. 566. 20 Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 566. Прокимны, аллилуиарии и причастны Предтечи и вмч. Феодора совпадают (за исключением второго стиха аллилуиария). 21 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359 ). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю; паримии и прокимны см. во вторник вечера 5-й седмицы). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. «Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов», «В сий же четверток») . 1 В текущем году во вторник 5-й седмицы Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров из-за перенесения на утреню этого дня Великого канона прп. Андрея Критского. См.: Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 579. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610. 3 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени). 4 См.: Типикон, 17-я глава, 4-е «зри». 5 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...» . На часах – тропарь и кондак свт. Луки. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны свт. Луки, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Луки. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» кондак храма. В храме святого тропарь храма, тропарь свт. Луки; кондак храма. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен свт. Луки . Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литургии, служба дне, и Предтечи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и свт. Луки (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83). Апостол и Евангелие субботы 3-й седмицы (но не заупокойные) и свт. Луки (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 2 Триодь Постная в субботу 3-й седмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6-й». 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640. 5 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди - на 3; на хвалитех - Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех - 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) - и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.). При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав , посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77). В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений - в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www.bombaxo.com/lectionaries.html ). Гимнография Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив - раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13). Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Ιησο Θες μετανοντα δξαι (        )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γν φ ν οκ λαμψεν (          ), нач.: Πντες νν βοσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πτρου κανονρχου κα διακνου θρνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[λ-?]ησων μς. μν» ([Пом]илуй нас. Аминь - Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

На пострижение монахов: Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое: Стих: Господь защититель живота моего: Апостол к ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 1: Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Евангелие Матфеа, зачало 39. Причастен: Чашу спасения прииму: За всякое прошение: Евангелие Матфеа, зачало 20 от полу. Или Марка, 51: Или Луки, зачало 88. На крещении человеков: Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое: Стих: Господь защититель живота моего: Апостол к римляном, зачало 91. Евангелие Матфеа, зачало 117. Во время брака: Прокимен, глас 8: Положил еси на главах их венцы, от каменей честных: живота просиша у тебе, и дал еси им. Стих: Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицем Твоим. Апостол к ефесеем, зачало 330. Аллилуиа, глас 5: Стих: Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего, и во век. Евангелие Иоанна, зачало 7. Исповеданию: Евангелие Матфеа, зачало 30: или Луки, зачало 78. Жен исповеданию: Евангелие Иоанна, зачало 28. Над имущим дух недуга: Евангелие Матфеа, зачало 28: или 78. Марка, зачало 19: или 40. Луки, 47. На погребении мирян: Прокимен, глас 7: Блажен путь, воньже идеши Днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения. Стих: К Тебе Господи воззову: Апостол к Солуняном, зачало 370. Аллилуиа, глас 7: Блажен, егоже избрал, и приял еси Господи. Евангелие Иоанна, зачало 17. На погребении монахов: Прокимен, глас 7: Блажен путь, воньже идеши брате Днесь. Стих: Обратися душе моя в покой Твой, яко Господь благодействова тя. Апостол, Аллилуиа, и Евангелие, писан в погребении мирян. На погребении иереев: Прокимен, глас 7: Блажен путь, воньже идеши Днесь душе: Стих: обратися душе моя в покой Твой: Апостол к солуняном, зачало 370. Аллилуиа, глас 8: Блажен, егоже избрал, и приял еси Господи. Евангелие Иоанна, зачало 17. Вторый прокимен, глас 7: Блажен, егоже избрал: Стих: Тебе подобает песнь Боже в Сионе: Апостол к римляном, зачало 89, от полу. Аллилуиа, глас 7: Блажен, егоже избрал: Евангелие Иоанна, зачало 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля. Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой. Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й. Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010