Глава 17. О стихологиах како должно есть глаголати во все лето. От недели антипасхи, яже есть Фомина, и до отдания Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Начинаем стихологисати псалтирь сице: В субботу светлыя недели вечера, глаголем 1-ю кафисму, Блажен муж: В неделю на утрени, кафисма 2-я, 3-я: а 17 кафисмы в сию неделю не глаголем, занеже поется полиелей. В прочия же воскресныя дни, егда не поется полиелей, на утрени глаголем кафисму 17 с тропари ея. [Смотри] Аще же прилучится в неделю праздник Господский, или Богородицы, или празднуемаго святаго, по дву кафисмах, полиелей, и по величании, не певше Слава, и ныне , и аллилуиа, поем тропари, Ангельский собор: И по ектении, седальны праздника, или святаго. В неделю вечера, во весь год никогдаже глаголется псалтирь. Аще же прилучится празднество, тогда поем: Блажен муж, первый антифон. В понедельник на утрени, кафисма 4-я, 5-я. На вечерни, кафисма 6-я. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я. На вечерни, кафисма 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11-я. На вечерни, кафисма 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14. На вечерни, кафисма 15. В пяток на утрени, кафисма 19-я, 20-я. На вечерни кафисма 18. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. На полунощнице же в понедельник, во вторник, в среду, в четверток, в пяток, во весь год глаголем кафисму 17: Блажени непорочнии: В субботу же на полунощнице, всегда глаголем кафисму 9-ю: Тебе подобает: По отдании же Воздвижения честнаго Креста, от 22 дне месяца септемвриа, до 20 дне месяца декемвриа, начинаем псалтирь глаголати сице : В субботу на вечерни, кафисма 1-я, Блажен муж: В неделю на утрени, кафисма 2-я, 3-я: Прилагаем же и полиелей, сиречь многомилостиво: псалом 134: Хвалите имя Господне: и 135: Исповедайтеся Господеви: И абие тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Аще ли будет Господский праздник, или Богородицы, или некий святый празднуемый в неделю, тогда по псалмех, Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Праздника величание, и псалом избранный, и тропари, Ангельский собор: и седальны праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Статия (греч. στσις — стояние), или «слава» — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей ( кафизм ) Псалтири . Этимология понятия Статия (от греч. στσις — стояние, неподвижность, положение), или иначе «слава» — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей (кафизм) византийской богослужебной Псалтири. Существует и иное этимологическое объяснение, согласно которому слово «статия» значит: «глава» или «подраздел». Понятие «статия» при первом варианте перевода противоположно по смыслу понятию «кафизма» (греч. κθισμα – сидение, от греч. глагола κθημαι – сидеть), что становится заметно и по современной практике исполнения кафизм, когда участники богослужения встают во время небольших славословий, разделяющих кафизму, но при исполнении самих кафизм сидят. Богослужебная Псалтирь насчитывает 20 кафизм, каждая из которых состоит из трех слав, то есть 3 статий (как правило, это два-три псалма в одной статии, однако, в некоторых случаях может быть и один, например, вторая статия 12-ой кафизмы). А в случае с 17-ой кафизмой на статии разделяется один 118-ой псалом. Употребление понятия в современной богослужебной практике Русской Православной Церкви В современном богослужении Русской Православной Церкви понятия «слава» и «статия» (в некоторых случаях можно встретить употребление понятия с ударением на вторую гласную с конца) относительно исполнения богослужебной Псалтири смешиваются. Таким образом, понятие «слава»/«статия» может означать и отдел кафизмы, и само промежуточное песнопение между славами-статиями: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. История понятия М. Скабалланович в своем труде «Толковый Типикон» описывает возникновение традиции сидения при чтении псалмов (откуда, собственно, и происходит понятие «кафизма») 1 .

http://azbyka.ru/statija

8. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й. Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозевита. Прп. Домники. Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших. Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прп. Георгия Хозевита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава). Примечание. Служба прп. Домники может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 7 января) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 6-й – 3 (см. в Минее 8 января, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 1-й: «Облагаяй Небо облаки...» (см. в Минее 8 января, на «Господи, воззвах») , «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 8 января, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Видеша Тя воды...» (см. в Минее 8 января, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «На Иорданстей реце...» (см. в Минее 8 января, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и преподобного на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-21/

7. Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления . Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во плоти светильниче...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Слово явися...» (догматик гласа не поется) . Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю). Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Просительная ектения и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Духа рачитель...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, подражаим...». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи). Примечание. На повечерие в пятницу вечером может быть перенесена служба прп. Домники (с 8 января). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иордан струями...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи (см. в Минее). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . (Совершается обычное каждение.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-20/

Постное письмо 17. Завтрак буквоеда Христианство не требует ампутации здравого смысла 17 марта, 2017 Христианство не требует ампутации здравого смысла «Эти люди так свыклись со своей непогрешимостью и ролью ревнителей, что не заметили, как сами превратились в объекты исследования. Мне как монастырскому уставщику приходилось неоднократно спорить с такими обличителями, отвечать на их кляузы». Архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира» размышляет о мучениках и ревнителях поста и о том, как выстроить свой собственный мирянский устав. Архимандрит Савва (Мажуко) Наш главный клиросный бас каждый пост вспоминал свой любимый анекдот: Тюрьма. Со звоном откидывается окошко в камеру. Охранник толкает внутрь обед. Заключенный обиженным голосом: – А где мясо? Мне ж положено. – Положено – ешь. – Так тут не положено. – Не положено – не ешь. Певчего мы не перебивали, хотя историю эту слушали уже двадцатый раз или двадцатый пост. Смешно рассказывал. Актуально. Злободневно. Потому что рядом стояли с грустными лицами «мученики поста», жертвы Типикона. Точнее, не Типикона, а недоразумения и испуга по поводу Типикона. Исцелить этот испуг очень сложно. Когда человек долго страдает по непонятной ему причине, наступает момент, когда он уже не может не страдать, для него это естественное состояние, тесно сплавленное с его религией. Ему просто нравится страдать. А у вас, пытающегося что-то объяснить, облегчить человеку жизнь, накапливается усталость и недоумение: а надо ли за этого человека бороться? Надо. Видимо, преподобный Феодор Студит тоже испытывал усталость, когда объяснял одной игуменье принципы поста. Настоятельница обратилась к старцу с письмом, в котором просила разъяснений относительно постного устава. Но преподобный отказался давать ей указания, напомнив два важнейших момента: как игуменья она должна придерживаться устава своего монастыря; и снова: как игуменье ей принадлежит право вводить или отменять порядки в обители. Монастырь – семья, он живет и развивается в логике семьи, с той лишь поправкой, что монашеская община создана по образцу семьи, а не семья по образу монастыря. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, как не ходят со своим уставом в чужую семью. Для нас это письмо преподобного Феодора является подсказкой, как правильно держать пост, согласно какому уставу. Во-первых, согласно уставу вашей семьи; во-вторых, глава семьи или «духовный собор» может корректировать этот устав. Вы можете, например, соблюдать предписания Типикона. Это ваше право. Это свободная страна. Только ответственность за духовное и физическое здоровье детей и домочадцев будет целиком и полностью на вас, на главе семьи или на старших. Если по причине безрассудного соблюдения поста, изуверского и непосильного запощевания, ваша жена сляжет в больницу, а дети возненавидят Церковь и Бога и станут циниками или революционерами, виноват не Типикон, а глава семьи.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-17-zavtr...

14. Понедельник. Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа Ирапского. Сщмч. Георгия Извекова пресвитера . Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «Должни есмы в сей Четыредесятнице сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елея и вина – понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца: 16, 19, 23,] 25, 28,] 30; декемврия – 3,] 4, 5, 6, 9, 12, 13, 15,] 17, 20 день. В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду или пяток, разрешаем и на рыбы. Нецыи же уставы от 9-го числа декемврия повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и Недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25-го, аще и суббота и Неделя случится, не разрешаем на рыбы» (Типикон, 14 ноября, 1-е и 2-е «зри»). «Подобает ведати, яко в пост святых апостол, и Христова Рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елея вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и Недели ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу; аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию; ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне» (Типикон, глава 33-я, «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны следующие даты : памяти некоторых русских святых, полиелейная служба 13 декабря, а также дни, в которые возможно совершение полиелейного или славословного богослужения.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-27/

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359 ). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди - на 3; на хвалитех - Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех - 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) - и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.). При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав , посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77). В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений - в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www.bombaxo.com/lectionaries.html ). Гимнография Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив - раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13). Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Ιησο Θες μετανοντα δξαι (        )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γν φ ν οκ λαμψεν (          ), нач.: Πντες νν βοσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πτρου κανονρχου κα διακνου θρνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[λ-?]ησων μς. μν» ([Пом]илуй нас. Аминь - Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11. 2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453 ). 5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего», с избранным псалмом: «Блажен муж, бояйся Господа...». После ипакои – седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны – гласа. Прокимен и Евангелие – всех святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых...», и стихира всех святых (по выбору). Каноны (из Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-11/

Но постепенно начинается вот такое разделение, и мы уже имеем, как говорится, всё своё. Вот Скабалланович – есть такой прекрасный профессор Литургики – он написал толкование на Тпикон < М.Н. Скабалланович . Толковый Типикон. Киев. 1913> , где прослеживает прекрасно все чины богослужебные: как они возникли исторически – и, да, на первых порах наше богослужение уходит в синагогальное богослужение. Но жертвенный культ отпадает. Почему? Потому что мы приносим не животных в жертву, а непорочного и чистого Агнца, закланного прежде создания (см. 1Пет. 1:19 ), и, устанавливая на Тайной Вечери Новый Завет с нами, Он сказал: Сие творите в Мое воспоминание (см. Лк. 22:19 ). Вот в Его воспоминание ежедневно и совершается Литургия, где священник приносит безкровную жертву, совершая это действо не над животными, а над хлебами, над просфорой – приношение, просфора. И вот в момент эпиклезиса, то есть призывания Святаго Духа на эти хлеб и вино, они таинственным непостижимым образом пресуществляются, то есть становятся истинным Телом и Кровью Господа. И мы творим это в Его воспоминание. Вот почему Иоанн Кронштадтский здесь так изображён? А так обычно он изображается с чашей. Это – проповедник Причастия. И вот его проповеди все, особенно , не обходили эту тему, что надо причащаться Тела и Крови Христовых. Это такое Таинство, это такие Дары, это такая милость Божия, что пренебрегать этим нельзя, но, – говорит, – к этому надо готовиться. Потому что человек незаметно ко всему привыкает и уже не замечает, что он делает – причастился и пошёл, как будто что-нибудь совершил. А так нельзя. Потому что, как вы сами знаете, Таинство это может послужить нам в осуждение: Да не в суд или во осуждение, – в 11-й главе Послания к Коринфянам – открывайте – мы находим такие слова. Забыли первые христиане, что они собираются на агапы, на Вечери любви, а не на чаепития. И когда приходил момент причащаться, – 1 Послание к Коринфянам, 11-я глава, – он, узнав, что на этих Вечерях происходит, пишет им – 17-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010