После отпуста малой вечерни и многолетствования, в монастырях совершается вечерняя трапеза, с ее особенным молитвенным чином. Всенощное бдение Благовест Как и всякое храмовое богослужение, всенощное бдение начинается колокольным звоном. «Немного спустя после захода солнца» (Типикон, 2–я глава), 26 испросив и получив от настоятеля необходимое во всяком церковном делании благословение, звонарь совершает благовест и трезвон, созывая тем самым верующих на молитву. Благовест перед началом воскресного всенощного бдения совершается в т. н. «воскресный» 27 колокол, в сопровождении чтения 17–й кафисмы – «Непорочных» 28 или 12–кратного чтения 50–го псалма, на протяжении примерно получаса. Затем, после краткой паузы совершается трезвон во все колокола, за исключением самого большого, т. н. «праздничного». Облачение священнослужителей В назначенный час священнослужители, участвующие в вечернем богослужении, приходят в храм. Сотворив три поясных поклона, 29 они входят южною дверью в алтарь и, трижды поклонившись святому престолу, начинают облачаться. Священник берет епитрахиль, диакон же стихарь и, творя три поклона к горнему месту, молятся (тайно): «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», по одному разу на каждое поклонение.Затем диакон, держа в правой руке стихарь с орарем, подходит к священнику и, склонив голову, говорит ему: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». Священник благословляет, произнося при этом: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь» и, целовав крест на стихаре и руку благословившего, отходит от священника и благоговейно облачается в стихарь. Затем, взяв орарь и целовав изображенный на нем крест, возлагает орарь на левое плечо. Далее, взяв поручи и тоже поцеловав изображенный на них крест, возлагает себе на руки. Священник, после поклонения горнему месту, держа в левой руке епитрахиль, благословляет ее, произнося: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь», и целовав изображенный на ней крест, возлагает епитрахиль на себя. Так же благословив и целовав крест, священник облачается в поручи и фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11. 2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453 ). 5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего», с избранным псалмом: «Блажен муж, бояйся Господа...». После ипакои – седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны – гласа. Прокимен и Евангелие – всех святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых...», и стихира всех святых (по выбору). Каноны (из Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-11/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – Богородицы, дня (под зачало) и отцов. Б. На утрене на «Бог Господь» – тропарь свт. Алексия (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – Богородичен воскресный , глас тот же: «Еже от века...». Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 469–470), «надобно петь воскресный Богородичен настоящего гласа», т. е. Богородичен, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». Однако старопечатные Уставы указывают пение воскресного Богородична по гласу тропаря Триоди (отцов) – глас 4-й: «Еже от века...» (ср.: Устав. М., 1610. Л. 95 об.; Устав. М., 1641. Л. 511). Ср.: Типикон, гл. 49-я, «В субботу сырную на утрени»; Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава, тропари в конец вечерни). Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание свт. Алексия и избранный псалом. Седален свт. Алексия по 1-м стихословии, глас 8-й: «Наста светоносный день...»; седален свт. Алексия по 2-м стихословии, глас 4-й: «Приидите, торжествуем светло...». «Слава» – седален свт. Алексия по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Ангелом радость...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Алексия, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – свт. Алексия. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Алексия...». Стихира свт. Алексия, глас 6-й: «Неиздаема есть благодать...». Каноны: свт. Алексия со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 14 февраля (окончание изобразительных см. 16 февраля). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 16 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 14 февраля. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. Примечание. На субботу, 19 февраля, может быть перенесена с четверга, 17 февраля, полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Если в субботу 1-й седмицы (19 февраля) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ): На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии...» (дважды), мученичны Октоиха, глас 4-й – 4 (см. в пяток вечера: «Христа Человеколюбца...», «Жертвы одушевленныя...», «Честна смерть святых Твоих, Господи...» и «Имуще дерзновение...») , и вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-03/

Но постепенно начинается вот такое разделение, и мы уже имеем, как говорится, всё своё. Вот Скабалланович – есть такой прекрасный профессор Литургики – он написал толкование на Тпикон < М.Н. Скабалланович . Толковый Типикон. Киев. 1913> , где прослеживает прекрасно все чины богослужебные: как они возникли исторически – и, да, на первых порах наше богослужение уходит в синагогальное богослужение. Но жертвенный культ отпадает. Почему? Потому что мы приносим не животных в жертву, а непорочного и чистого Агнца, закланного прежде создания (см. 1Пет. 1:19 ), и, устанавливая на Тайной Вечери Новый Завет с нами, Он сказал: Сие творите в Мое воспоминание (см. Лк. 22:19 ). Вот в Его воспоминание ежедневно и совершается Литургия, где священник приносит безкровную жертву, совершая это действо не над животными, а над хлебами, над просфорой – приношение, просфора. И вот в момент эпиклезиса, то есть призывания Святаго Духа на эти хлеб и вино, они таинственным непостижимым образом пресуществляются, то есть становятся истинным Телом и Кровью Господа. И мы творим это в Его воспоминание. Вот почему Иоанн Кронштадтский здесь так изображён? А так обычно он изображается с чашей. Это – проповедник Причастия. И вот его проповеди все, особенно , не обходили эту тему, что надо причащаться Тела и Крови Христовых. Это такое Таинство, это такие Дары, это такая милость Божия, что пренебрегать этим нельзя, но, – говорит, – к этому надо готовиться. Потому что человек незаметно ко всему привыкает и уже не замечает, что он делает – причастился и пошёл, как будто что-нибудь совершил. А так нельзя. Потому что, как вы сами знаете, Таинство это может послужить нам в осуждение: Да не в суд или во осуждение, – в 11-й главе Послания к Коринфянам – открывайте – мы находим такие слова. Забыли первые христиане, что они собираются на агапы, на Вечери любви, а не на чаепития. И когда приходил момент причащаться, – 1 Послание к Коринфянам, 11-я глава, – он, узнав, что на этих Вечерях происходит, пишет им – 17-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я . После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: Яко Божественное сокровище...» (см. по 1-м стихословии); ин седален Предтечи, глас тот же: «Издавшися, яко злато от руды...» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никогдаже премолчим...» (см. по 2-м стихословии) . После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крестителева глава…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарим Тя присно, Богородице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Тамо возращу рог Давиду , уготовах светильник помазанному Моему»; стих: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна...». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже первее на блюде...». Каноны: Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...» . Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день . По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...» . Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». При совершении в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь Первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

В понедельник по Воздвижении на утрени, кафисма 4-я, 5-я, 6-я, а на вечерни во всю седмицу глаголем кафисму, 18. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я, 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11, 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14, 15. В пяток на утрени, кафисма 19, 20-я. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни. Яко во всем общем уставе, от 22-го дне септемвриа месяца, повелевает начинати на утрени три кафисмы: зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнит ми ся и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет псалтирь. Аще ли убо прежде 20-го, или по 20-м дни будет неделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафисмы. От 20-го же дне декемвриа месяца, до 14 ианнуариа месяца, Дóндеже отдастся праздник святаго Богоявления: Стихологисуем паки псалтирь, якоже и в неделю антипасхи, еже есть Фомина, по две кафисмы на утрени: а на вечерни, 3-ю рядовую. От пятаго же надесять дне ианнуариа месяца, до субботы, еже есть пред неделею о блуднем сыне. Стихологисуем паки на утрени, по 3 кафисмы, а на вечерни 18 кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми: В две же недели в мясопустную и сырную, стихологисуем на утрени по 2 кафисмы, а на вечерни 3-ю рядовую, малаго ради покоя братии. В неделю же блуднаго, и в мясопустную, и в сырную, на утрени но псалмех: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Припеваем и третий псалом, 136: На реках вавилонских: со аллилуиею красною. Таже тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Подобает ведати: яко от сея сырныя недели, даже до Воздвижения честнаго Креста, упраждняется полиелей, поется же токмо во бдениих владычних праздников. По отдании же Воздвижения честнаго Креста Господня, и до недели сыропустныя, кроме предпразднства, и попразднства Рождества Христова, и Богоявления, в соборней велицей церкви, и в прочих соборных церквах, в воскресныя дни на утрени, поется полиелей, якоже и в великих пречестных обителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воследование во время язв: Прокимен, глас 4: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене: Стих: Несть исцеления в плоти моей, от лица гнева Твоего. Евангелие Луки, зачало 17. Воследование во общенуждии: Прокимен, глас 4: Даждь нам помощь о скорби: Стих: О Бозе сотворим силу: Евангелие Марка, зачало 51. Воследование за императора, и за люди во время брани: Прокимен, глас 4: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Стих: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Апостол ко ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Господи, спаси царя, и услыши ны, воньже Аще день призовем Тя. Евангелие Марка, зачало 51. Причастен: Хвалите Господа с Небес: В нашествии варвар: Прокимен, глас 4: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Апостол к ефесеем, зачало 320. Аллилуиа. Стих: Господь сокрушаяй брани: Евангелие Луки, зачало 70. Причастен: Господь крепок и силен, Господь силен во брани. О умирении и соединении православныя веры: Прокимен, глас 7: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. Стих: В храме Его всякий глаголет славу. Евангелие Матфеа, зачало 20 от полу. О умирении и соединении церкве: Прокимен, глас 4: Да воскреснет Бог: Стих: Яко исчезает дым: Евангелие Марка, зачало 51. Воследование за творящих милостыню: Прокимен, глас 4: Уповай на Господа, и твори благостыню. Стих: Весь день милует, и взаим дает праведный. Евангелие Матфеа, зачало 20 от полу. В запалении огня: Прокимен, глас 1: Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Се очи Господни на боящияся Его, и уповающия на милость Его. Апостол ко евреем, зачало 332. Аллилуиа: Щедр и милостив Господь, всем призывающим Его. Евангелие Луки, зачало 329. Над болящим: Прокимен, глас 1: Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Стих: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Апостол Иаковля послания, зачало 57. Аллилуиа, глас 8: Призри на мя и помилуй мя. 1-е, Евангелие Матфеа зачало 27. 2-е, Евангелие Марка, зачало 21. 3-е, Евангелие Иоанна, зачало 13. Причастен: Чашу спасения прииму:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 (см. в Минее общей). На литии стихира храма, стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче, блаженне Спиридоне…» (см. славник на «Господи, воззвах»), и стихира святителя, глас 4-й: «Преподобне отче, святителю прехвальне…» (см. славник на стиховне утрени). «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение…». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святителей Божественный сосуд…», «И ныне» – праотцев, глас 3-й: «Праотцев собор…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Служитель быв Христу…» (см. в Минее общей), седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «От юности взем крест твой…» (см. в Минее общей). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Над страстьми царствовав…» (см. в Минее общей), «И ныне» – седален праотцев, глас тот же: «Авраама, Исаака же и Иакова…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), святителя на 3, отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 3 и праотцев на 4. Примечание. В каноне святителя поются только три тропаря, а Богородичен оставляется; в каноне же отроков (из службы праотцев) первые два тропаря поются «за един», далее – еще один тропарь и Богородичен. Таким образом, каноны святителя и отроков поются каждый на 3, а вместе получается на 6 (см. Типикон, 17 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й , «И ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален мученика по 1-м стихословии, глас 4-й: «Мужеством веры…», седален мученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Оружием словес…». «Слава» – седален мученика по полиелее, глас 8-й: «Тройческою верою…», «И ныне» – седален праотцев, глас тот же: «Авраама, Исаака же и Иакова…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), мучеников на 3, отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 3 и праотцев на 4. Примечание. В каноне мучеников поются только три тропаря, а Богородичен оставляется; в каноне же отроков (из службы праотцев) первые два тропаря поются «за един», далее – еще один тропарь и Богородичен. Таким образом, каноны мучеников и отроков поются каждый на 3, а вместе получается на 6 (см. Типикон, 17 декабря, Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак («Витийствуя пред беззаконнующими...») и икос мученика, глас 3-й, ин кондак мученика, глас 2-й: «Светильник явился еси...»; седален мученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праотцев, глас 2-й. По 6-й песни – кондак («Рукописаннаго образа...») и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен праотцев: «Адама восхвалим...». «Слава» – светилен мучеников: «Совершил еси...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое…» (см. в службе праотцев).

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-26/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010