Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала). Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг). Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва , а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

10 В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог...». 11 «Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»). 12 На всенощном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне...» и псалом 33-й: «Благословлю Господа...» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23). 13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 14 Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри». 15 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...». 16 Ср.: Типикон, 1 января, Маркова глава. В седальнах Минеи по полиелее на «И ныне» приводится Богородичен (глас 8-й: «Всяческих Владыка и Творец...»), содержание которого в меньшей степени соответствует празднику Обрезания Господня, чем заключительные тропари седальнов Минеи по 1-м и по 2-м стихословии. 17 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». 18 Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и равноап. Владимира: «В память вечную...». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 2 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 5 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 7 Ср.: 52-я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20-й, в 21-й, в 22-й и 23-й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и равноап. Владимира: «В память вечную…». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 2 «Вестно буди, яко в сей 16й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 5 «Вестно буди, яко в сей 16й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 7 Ср.: 52я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20й, в 21й, в 22й и 23й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

17 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 18 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601). 19 Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510. 20 Ср.: Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в субботу Лазареву», 12-я Маркова глава: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в Великий Понедельник», 13-я Маркова глава: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в Великий Вторник». 21 Мученичен Триоди, глас 8-й: «Мученицы Господни...», опускается. 22 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются, потому что служба Архангела переносится на повечерие в среду 6-й седмицы поста вечером (см. 24 марта). 23 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием. 24 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176–177. 25 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 8. С. 15–16.)

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

9 Самогласен хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех. 10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую...». 11 Традиция совершения в Неделю Крестопоклонную полиелея в алтаре и чтения утреннего Евангелия в алтаре может не применяться в текущем году, поскольку полиелей совершается в честь праздника Благовещения, а Евангелие на утрене – праздника (Лк., зач. 4). 12 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор...». 13 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава. 14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606. 15 Покаянные песнопения Триоди («Покаяния отверзи ми двери...», и проч.) по 50-м псалме не поются. Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 37-я Храмовая глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606, 405. 16 В 8-й песни канона Благовещения текст тропарей уже содержит соответствующие выражения, которые позволяют правильно воспринимать диалогическую форму праздничного канона. 17 Катавасия Триоди: «Божественнейший прообрази...», не поется. 18 В Минее 4 стихиры, одна из них опускается. 19 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит. 20 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже...» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

9 Самогласен хвалитных стихир Триоди, глас 8й: «Высокомудраго разума…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех. 10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…». 11 Традиция совершения в Неделю Крестопоклонную полиелея в алтаре и чтения утреннего Евангелия в алтаре может не применяться в текущем году, поскольку полиелей совершается в честь праздника Благовещения, а Евангелие на утрене – праздника (Лк., зач. 4). 12 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…». 13 Ср.: Типикон, 26 марта, 2я Маркова глава. 14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606. 15 Покаянные песнопения Триоди («Покаяния отверзи ми двери…», и проч.) по 50м псалме не поются. Ср.: Типикон, 2 февраля, 2я Маркова глава, 37я Храмовая глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606, 405. 16 В 8й песни канона Благовещения текст тропарей уже содержит соответствующие выражения, которые позволяют правильно воспринимать диалогическую форму праздничного канона. 17 Катавасия Триоди: «Божественнейший прообрази…», не поется. 18 В Минее 4 стихиры, одна из них опускается. 19 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит. 20 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже…» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Богослужение Константинополя IX–XI веков на том этапе, когда влияние на него палестинских Часослова и гимнографии еще было ограниченным, отражено прежде всего в Константинопольском Синаксаре, литургические части которого известны под названием Типикона Великой церкви. Согласно этому памятнику 36 , главной особенностью Великого Четверга в Иерусалиме и в других христианских центрах было совершение вечером этого дня полной евхаристической литургии. Литургия предварялась вечерней и чином умовения ног, во время которого патриарх омывал ноги трем иподиаконам, трем диаконам, трем пресвитерам, двум митрополитам и одному архиепископу, что сопровождалось чтением Ин. 13:3–11 37 . После чина совершался вход с Евангелием и следовали библейские чтения: Исх. 19:10–19 , прокимен из Пс. 139 , Иов. 38:1–21 , прокимен из Пс. 58 , Ис. 50:4–11 , прокимен из Пс. 2:1 , Кор. 11:23–32, аллилуиарий, Евангелие. Основу евангельского чтения составляла 26-я глава Евангелия от Матфея, но с дополнением ее фрагментами из других евангелистов: Мф. 26:2–20 Ин. 13:3–17 Мф. 26:21–39 Лк. 22:43–44 Мф. 26:40–27:2 . Таким образом, помимо совершения литургии не по палестинскому (ап. Иакова), а по константинопольскому (свт. Василия) чину, богослужение Великого Четверга в византийской столице имело следующие отличия от иерусалимского: умовение ног совершалось до литургии, а не после нее; из трех вступительных чтений непосредственное отношение к памятям Великого Четверга имело только одно ( Ис. 50. 4–11 , о страждущем Мессии; чтения из книг Исхода и Иова просто продолжали начатый в предшествующие дни цикл, установленный, вероятно, в огласительных целях); Евангелие было составным (как и Евангелие следующего дня, на вечерне Великой Пятницы, которое можно назвать продолжением евангельского чтения Четверга). Кроме того, Типикон Великой церкви упоминает о совершении на литургии чина освящения мира (молитвы чина сохранились в Евхологии и используются, с некоторыми изменениями, доныне). Помимо описания вечерни с литургией, Типикон Великой церкви содержит информацию и о других службах Великого Четверга: утрене (совершалась без каких-либо ярких особенностей; в конце пели тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «Днесь Царь жизни…») и тритекти – букв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Наши ктиторские псалмы есть результат сокращения вышеприведенного чина царской панихиды, происшедший в Греческой церкви в связи с падением Византии. Мне нравится основная мысль Вашей статьи, что Церковь начинает утро молитвой о даровании успехов в труде на наступающий день всем ее членам, но я не стал бы отстаивать чтения 19 и 20 псалмов, по соображениям не столько литургическим, сколько церковно-практическим, и предпочел бы следовать практике Греческой церкви, где утреня начинается обычным началом, после которого по возгласе: «Яко твое есть царство...» чтец сразу читает тропарь «Спаси Господи...», «Слава: Вознесыйся на крест... И ныне: Предстательство страшное, затем произносится упрошенная сугубая ектения и следует обычный переход к Шестопсалмию (Тип[икон] Крестовой Великой Церкви 783 , стр. 17). Таковы мои наблюдения в части истории ктиторских псалмов, и я их почтительно сообщаю Вашему Преосвященству, уверяя Вас при этом, что я буду очень счастлив, если они окажутся Вам полезными. Что касается любезно присланного Вами мне материала по истории службы святителю Иакову Ростовскому, то здесь я прежде всего должен поблагодарить Вас за Вашу любезность и внимание ко мне. Я также не могу скрыть своего восторга, которым я был объят при чтении этого материала. Я преклоняюсь перед Вашими знаниями в области гимнографии. Если Вы разрешите, я буду использовать этот материал в своих лекциях студентам Академии, разумеется всегда упоминая о Вас, Ваше Преосвященство, как об ученом, которому принадлежит это ценное открытие. Я также вполне разделяю Ваш взгляд на недопустимость упоминания в богослужебном отпусте святых по личному почитанию их священником и согласен, что это упоминание уместно только в келейной молитве. Мне кажется, что священник, поминающий на отпусте святых из чувства личного почитания их, а не церковного прославления их в данный день, тем самым показывает, что у него отсутствует духовный молитвенный контакт с народом, составляющий основу общественного богослужения. Вы спрашиваете, есть ли в греческом типиконе Константина Протопсалта объяснение того, почему на воскресной вечерне не полагается произносить «Воскресый из мертвых...», а только на утрене, как это дано в славянском переводе этого типикона Неофитом Рыльским? Я смотрел греческий типикон. Здесь подобного объяснения нет; наоборот, в субботу после вечерни уже указывается произносить отпуст, начиная словами «Воскресый из мертвых...» (Типикон, глава об отпусте).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Отд. 3. Ч. 2. С. 37, 87; РГАДА. ф. 381. 97. Л. 96-103 об.). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341-342) служба в этот день также имеет много праздничных черт: поется «Бог Господь» на утрене, последование Д. имеет самогласен и светилен Ο ορανν τος στροις (    ) и др.; на литургии указаны иные чтения (прокимен из Пс 67, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие - только дня). Кроме того, приведены устав для случая совпадения этого дня с неделей св. праотцов перед Рождеством Христовым и указания о порядке исполнения 7-й библейской песни (т. е. песни вавилонских отроков из Дан) на утрене, если 17 дек. попадает на будний день. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 70-71) устав службы в целом тот же; указаны литургийные Апостол и Евангелие (Евр 11. 33-40, Лк 11. 47 - 12. 1). Различные редакции Иерусалимского устава и соответствующие им Минеи содержат в целом тот же устав службы, что и студийские памятники. В слав. списках Типикона и Минеи последование Д. включает 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» , 2 самогласна, канон, седален, кондак с икосом и светилен; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе; др. элементов последования Д. в слав. списках нет. Со 2-й пол. XVI в. в Типиконах при этом дне появился знак - 3 точки в полукружии - (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В печатных изданиях Типикона (М., 1610, 1641) на литургии на блаженнах назначается пение 3-й песни канона Д. и 6-й - канона 3 отроков; глава о совпадении 17 дек. с воскресеньем (с Неделей св. праотцов) в этих изданиях предваряется фразой, подчеркивающей особенное значение этого праздника:                          (Устав. М., 1610. Л. 459 об.). В исправленном Типиконе 1682 г. и в последующих изданиях, включая совр., на    на «Господи, воззвах» вместо богородична назначается стихира предпразднства Рождества Христова, что акцентирует праздничный статус памяти Д. и вавилонских отроков - рождественские песнопения до начала собственно предпразднства обычно назначаются только на дни памяти вел. святых (как ап. Андрей Первозванный 30 нояб., свт. Николай Мирликийский 6 дек. и др.). Прор. Даниил. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Л. 127 об.) Прор. Даниил. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Л. 127 об.) В греч. Типиконах и Минеях степень торжественности этого дня со временем возрастает. Первопечатный греч. Типикон (Венеция, 1545) разрешает при желании петь стихиры Д. на вечерней стиховне, а также назначает пение стихир-подобнов на хвалитех; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе. Совр. издания греч. Минеи включают в последование Д. 2 дополнительных цикла стихир-подобнов (на утренней и вечерней стиховне), седальны после кафизм на утрене. В афинских изданиях Миней на этот день также помещено последование свт. Дионисия Нового, архиеп. Эгинского, что, однако, не умаляет торжественности последования Д. (количество песнопений Д. не уменьшается).

http://pravenc.ru/text/171183.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010