5 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 6 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 7 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 8 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 9 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (5 февраля). 10 Канон о усопших заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). 11 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469, 631–636. 12 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную». 13 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 14 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469, 786. 16 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 17 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (5 февраля).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-24/

Евергетидский Типикон. Алексеевский устав. Χρ γινσκειν, τι v τ νν τ κυριακ το Λουκ ναγινσκεται ν τ ρθρ λγος το μεγλου Βασιλεου ν τος ‘Ηθικος εις τ ρητν τς ρμηνεας το Καθελ μου τς ποθκας λογος ιθ’. Кдти сть ко къ девтоу нелю суа лоу гда чьтсс суалне моу же начл въ оно чаккоу богатоу стероу чьтьс къ тоу полоу того суалн слово стго касиан обычьныхъ о том разорю житьинц мо моу же начало соугоу вдни напасти. В неделю девятую периода времени, в который полагалось чтение зачал из евангелия Луки 134 , падавшую около 17–18 ноября, в том и другом Уставах одинаково указывается чтение слова Василя Великого на евангельское чтение недели, но тогда как в Алексеевском Уставе это слово названо словом обычьныхъ, в Евергетидском – ν τος ‘Ηθικος, следовательно, термин обычьныхъ, есть перевод греческого ν τος ‘Ηθικος. Среди творений св. Василия Великого известен ряд «нравственных правил» в числе 80, носящих общее название τ ‘Ηθιχ 135 , но что в Алексеевском и Евергетидском Уставах под термином τ‘Ηθιχ – обычьныхъ разумеется нечто иное, очевидно уже из того, что беседа на Лk. XII:18 136 в состав восьмидесяти «нравственных правил» не входит. Несомненно, что под указанным термином Евергетидский Типикон разумеет особые сборники слов и отдельных статей из творений Василия Великого и Иоанна Златоуста 137 . Алексеевский Устав под 18 ноября указывает лишь на первый из этих сборников, т. е. на τ‘Ηθιχ Василия Великого , под понедельником же по неделе всех святых Уставь замечает неопределенно – и обычьныхъ, но, принимая во внимание, что слова обычьныхъ упоминаются между творениями того и другого отца (толкования на псалмы Златоуста и Василия Великого , обычьныхъ и толкование на Деяния), надо полагать, что Устав разумет здесь τ‘Ηθιχ обоих отцов. – Подобно тому как с только что названной девятой неделей евангелия Луки соединяется чтение слова Василия Великого на чередное зачало этой недели, также точно с неделей о богатом и Лазаре, падающей около 26 октября – 6 ноября, связывается чтение пяти слов Златоуста о богатом и Лазаре 138 , с неделей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла. При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем. Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых. С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней. В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9го часа (15.00). Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св. Иоанна Златоустаг о, совершаемой в 6й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)» Трапеза в Пятидесятницу В Светлую Седмицу «разрешаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мирстии же на вся» (глава 32, стр. 86) В течение Пятидесятницы, т.е. от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – «совершеннее ясти» (глава 32), т.е. вареная пища с елеем. Некоторые же разрешают и на рыбу (глава 33). Безусловно рыба положена в Праздники Преполовения Пятидесятницы и Отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

В некоторых памятниках дух древней практики сказывается еще сильнее в том смысле, что там вообще отменяется пение полиелейных псалмов и отправляются лишь Непорочны с величаниями: «Тогож в 30-й день трем святителем вселеньским звоним во все и совершаем всенощное по обычаю. На полу-нощницы не чтут. На утрени „Хвалите имя Господне» не поем. После 2-й статии каф[измы] поют „Блажени непорочнии» всю с припевы, сиречь с величанием. Священник кадит з диаконом на всех 3-х „Славах» трапезу всю, промеж величаний паки нет, а „Славы» и „Аллилуиа» поют, а чтут после всех „Слав», потом степ[енны] и прочее по обыч[аю]» 808 . Описанное многообразие практики отправления Непорочных и полиелея, представлявшее собой результат влияния на русское богослужение чинопоследования песненной утрени, существовало у нас до конца XVII столетия. Официальной датой прекращения этой практики можно считать 1682 год, когда был издан типикон, указывавший в главе 17-й «О стихологиах, како должно есть глаголати во все лето» отмену пения Непорочных в зимнее время, т. е. от отдания Воздвижения до Недели сыропустной, за исключением дней от 20 декабря по 14 января. Указание прежних типиконов «прилагаем же полиелеос, сиречь „Многомилостиво» на бдениях неделных от Недели их по отдании Воздвижения Честнаго Креста и до Недели сыро-иустныя» 809  было истолковано как исключающее Непорочны. Отсюда в «Уставе о псалтири» было исключено упоминание о нении в зимнее время 17-й кафизмы. Вместо прежнего указания: «В неделю на утрени кафисма 2, 3, 17-я, прилагаем же и полиелеос, сиречь „Многомилостиво«», – появилось иное:: «В неделю на утрени кафисма 2, 3-я; прилагаем же и полиелей, сиречь „Многомилостиво»». В соответствии с этим была сделана вставка в текст: «Аще же прилучится в неделю праздник Господский, или Богородицы, или празднуемого святаго, по дву кафисмах полиелей и по величании, не певше „Слава, и ныне» и „Аллилуиа», поем тропари, „Ангельский собор " " 810 . Трудно сказать, чем руководствовались редакторы Типикона 1682 года, отменяя многовековую практику Церкви, обоснованную Иерусалимским же уставом в его древнейших редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

173 «Подобает ведати, яко аще не прилучится апостола коего память или от святых великих или святаго не имуща тропарь, Бог Господь не поем, но аллилуйя на глас 2-й.» Типикон, глава 12, первое «Зри». 174 Такое понимание приведенного в предшествующем примечании уставного предписания о субботней службе «со аллилуйей» соответствует определению Священного Всероссийского Собора 1917 г. о службе «со аллилуйей» в будничные дни «до святых поемых на шесть включительно». 177 Хотя бы при этом служба правилась с «Бог Господь», и на вечерне и утрени пелся общий тропарь святому. 180 Семнадцатая кафизма полагается в субботу на утрени. Но в простые субботы там она стихословится как обычная вторая рядовая кафизма, без каких-либо заупокойных особенностей, как обычно стихословится на утрени всякая другая кафизма, отличаясь от них только тем, что во время нее совершается каждение всего храма. На панихиде же 17-я кафизма стихословится с особыми заупокойными припевами и потому получает нарочито заупокойный оттенок. 182 Но если в пяток вечера не совершается панихида, и на повечерии нельзя петь заупокойный канон, например, в отдание двунадесятых праздников, то он опускается совсем. На ин день он никогда не переносится, как не переносится на ин день никакая вообще служба октоиха. 187 Заупокойного тропаря, тем более возглашения «Вечной памяти» и внесения заупокойных прошений на великую ектению и поминовения усопших на великом входе. 189 Ср. в Больш. Требнике уставное предписание совершать освящение храмов, посвященных Воскресению Христову, только в воскресные. И в иныя дни простыя, кроме недели, храма Воскресения Христова не святити, занеже воскресной службе петися не достойно (Б. Требник, глава 108). 192 Но не в качестве тропаря на «Бог Господь», так как там и во всех других случаях, где по уставу должен быть тропарь, поется тропарь праздника, т. е. предшествовавшего воскресного дня или Преполовения. 193 Воздвиженская, Рождественская и Сретенская катавасия поются задолго до своих праздников, но время их пения не считается предпразднством этих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

322 В большинстве случаев стихира по 50-м псалме поется на 6-й глас, и потому припев «Помилуй мя, Боже...» также поется на 6-й глас. Однако во многих храмах «Помилуя мя, Боже...» поется на 6-й глас даже в тех случаях, когда стихира поется на другой (не 6-й) глас. Такую практику вряд ли можно назвать правильной, но говорить об ее ошибочности все же трудно, так как в Типиконе вообще нет никаких конкретных указаний по этому вопросу. Тем не менее, обратим внимание на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь на «Слава, и ныне» (перед данным припевом) поется особая стихира 2-го гласа («Днесь храм одушевленный...»), а после припева – стихира праздника на 4-й глас. Следовательно, петь сам припев «Помилуй мя, Боже...» на 6-й глас нельзя, а логично спеть его на 4-й глас, т.е. на глас грядущей стихиры. 324 В некоторых службах канон Богородице дан на ряду (см., например, 26 сентября, 6 декабря и т.д.). Если же канона Богродице нет в самой Минее, то следует петь молебный канон 8-го гласа («Воду прошед...», см. Часослов или Следованная Псалтирь, I ч.). 325 Точнее, Типикон содержит следующее указание: «В кую-либо субботу славословие прилучится... аще храм святаго или святыя, поем канон Богородицы прешедшия недели утренний» (11 глава). Хотя эта глава и повторяет слова Общей Минеи, но все же здесь говорится только о славословии. 329 Такое указание содержится в 7-й уставной главе Общей Минеи, хотя в Типиконе четко выраженного указания на этот счет нет. В частности, подобное указание можно найти в марковой главе на 24 февраля «аще ли случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в понедельник или во вторник Сырныя недели», но здесь оно скорее всего может быть воспринимаемо как частный случай (особенность богослужения на сырной седмице), чем как общее правило. 330 В.Я. Розанов дает указание, что в этом случае следует читать 3 кафизмы по Уставу, а седальны по 3-й кафизме следует брать из Октоиха («Богослужебный устав Православной Церкви». М., 1902, с. 138). Эта точка зрения отражена в современных богослужебных указаниях, но вряд ли это мнение является правильным. В 17-й главе Типикона нет конкретного указания (здесь написано: «егда же в те дни прилучится празднество... тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерне»; но конкретно не указано, что – полиелей или славословие – понимать под «празднеством»). В последованиях же 23 сентября и 23 октября (кстати, оба этих праздника попадают в период зимнего расписания) четко указано, что читаются только две кафизмы, после каждой из которых следуют седальны Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

118 Кстати, именно поэтому на великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) не поется на утрене канон Богородице, тогда как на праздники святых бденных и полиелейных обязательно полагается канон Богородице или праздника (в предпразднство или попразднство). 121 Число 532, составляющее пасхальный цикл или период, является произведением (наименьшим общим кратным) чисел 19 (цикл Луны, то есть через 19 лет повторяются фазы Луны) и 28 (круг воскресных дней, то есть через 28 лет повторяется последовательность воскресных дней). 129 Такой принцип можно метко охарактеризовать словами: «все что можно опускается, остальное – растягивается». 130 В богослужебных книгах словом последование называется собрание молитвословий одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых, относящихся к определенному богослужебному дню. Одни последования содержат только неизменяемые молитвословия (в Служебнике и Часослове), другие же заключают в себе одни изменяемые песнопения (Октоих, Минея, Триодь). Само название «последование» (ακολουθα – «следование, порядок») произошло оттого, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, следуют за молитвами, находящимися в других богослужебных книгах (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 95). 131 Исключением является 17-я кафисма (118-й псалом), которая разделяется не только на три «Славы», но и на две половины: перед 94-м стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово «среда», то есть середина. 132 В современных изданиях Псалтири Следованной устав о чтении Псалтири расположен на с. 211–215. 133 «Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (Типикон, глава 17-я). 134 Аллилуйные службы – богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа». Аллилуйные службы полагаются в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов (например, 19, 26 ноября, 7 и 10 июня, 3 и 4 августа). Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. И хотя Поместный Собор 1917–1918 г рекомендовал возобновить аллилуйные службы и в ежегодных «Богослужебных указаниях» излагаются особенности их совершения, все равно в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока не находят достойного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

172 На практике «Сподоби, Господи…» на вседневной вечерне нередко поется на 8-й глас (тропарный), кроме периода Святой Четыредесятницы, когда сами принципы совершения великопостного богослужения требуют непременного чтения данной молитвы. 173 Выбор Богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи, воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются Богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; «в понедельник вечера» и так далее, а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие Богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и так далее. 174 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уста­ву поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября). Подобное добавление стихиры возможно также в случае шестеричного святого и двух святых (например, 11 ноября, 22 января). 175 Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. С. 57. 176 Эта особенность характерна только для двунадесятых Богородичных, великих, бденных и полиелейных праздников, а также 1 сентября (новолетие), когда поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Также «Блажен муж…» поется в воскресные дни, но здесь поется вся 1-я кафисма, которая полагается в субботу вечером согласно расписанию (см. Типикон, 17-я глава) и является в данном случае рядовой кафисмой. 177 Однако в некоторые полиелейные праздники (28 сентября, 11 января, 24 февраля и другие), на Господские двунадесятые праздники вечером (когда великая вечерня совершается ради великого прокимена), на Обновление храма Воскресения (13 сентября) и Преполовение Пятидесятницы (среда 4-й седмицы по Пасхе), в Великую Пятницу и все дни Светлой седмицы стихиры на «Господи, воззвах…» на великой вечерне поются на 6. 178 На великой вечерне не бывает паремий в воскресные дни (если не случится святой или праздник, имеющие паремии), на Светлой седмице и в тех случаях, когда великая вечерня совершается ради великого прокимена (на Господские двунадесятые праздники и в недели Великого поста вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

330 На ней воскресный тропарь «Егда снисшел», воскресные тропари по непорочных – «Ангельский собор», воскресный светилен: «Свят Господь Бог», воскресная стихира «Преблагословенна еси», вход со Евангелием по славословии, что по старым уставам было характерным отличием каждой воскресной утрени. 335 «А певчие диаки идучи поют согласие первое: «яко щедрый Господи», да потом «Блажени непорочни» с припевы, со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает», Чиновн. Моск. усл. собора, стр 208. 336 Типикон, глава 12. «О службе субботней егда поем Бог Господь». «Посем стихологисуем кафизму 17-ю блажени непорочнии. В НИХ ЖЕ КАДИТ СВЯЩЕННИК». 342 Даже пасхальный тропарь «Христос воскресе», производящий такое неотразимое впечатление на первой пасхальной утрени в ночь Светлого Воскресения и на Пасхальной седмице, в последующие дни до отдания Пасхи выслушивается нами более спокойно, а иногда даже и равнодушно. 361 «Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радость». Скабалланович. Христианские праздники. Книга 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 779. 362 В Вел. Пяток и Вел. Субботу тропари Благообразный Иосиф... Егда снизшел... Мироносицы жены... на вечерне три стихиры на Господи воззвах и три стихиры на стиховне «Егда от древа». На утрени четыре стихиры на хвалитех и на и ныне: Преблагословенна еси... 363 178 раз, так как последние два стиха в каждой статии поются два за один, но зато повторяются по трижды. 371 Как и сейчас, он предлежит, уготованный к погребению совершенно иначе, чем как уготовляются миряне, – не просто облеченный во одежды своего звания, но спеленутый лентием, отрезанным от монашеской мантии. 372 Падение иноков видят и миряне, а о их покаянных слезах чаще всего не знают и собратия монахи. 373 Вспомним трогательное сказание: Одному игумену явилась Богоматерь и сказала: «Поди, подбери валяющихся за оградой МОИХ свиней, а то замерзнут». Игумен пошел и нашел двух пьяных монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

74 По другой традиции 33–й псалом читается чтецом, а по третьей (находящейся в старинных уставах и песенных книгах) чтец читает псалом, но последний стих «Богатии обнищаша и взалкаша...» исполняется нараспев ликом. 78 Так о поведении молящихся во время шестопсалмия говорит 2–я глава современного Типикона, древнерусский же Типикон (напр. 1633 г.) уточняет: «Да поет еклисиарх екзапсалмы или устроенный на то мних якоже есть обычно. Косно и елико мощно есть с сокрушением и со вниманием. Такоже и вси всебе якоже самому Богу беседующе и о своих молящеся гресех. Подобает же ему кротким и тихим гласом пети, во услышание всем. Покашляти же или плюнути или всяко от места своего преступити или преити или из внешнего притвора в церковь внити, егда поются екзапсалмы, неимать никтоже области. Бесстрашию бо сие и бесчинию знамение есть. Аще ли кто старостию преклонился есть, или недугом одержим, и не может сохранитися, якоже прежде реком, да пребывает таковый пред церковию до скончания екзапсаломов, и потом да входит. 80 По другой традиции, дабы привести количество «Бог Господь...» к уставному числу четыре, первый стих присоединяется к первому возглашению диакона: «Бог Господь...» 82 Если следующая ектения опускается, то во время чтения седальнов отверзаются царские врата, а по окончании седальнов начинают петь полиелей. 83 В современной практике полиелей по воскресеньям поется круглый год, хотя устав на некоторые воскресные дни заменяет его 17–й кафисмой. 84 Согласно Церковному Уставу и древним певческим традициям в полиелей входят все стихи 134–го и 135–го псалмов. В различных современных напевах исполняется различное количество стихов, но никак не меньше указываемых у нас. 86 Эти тропари не поются в Неделю о Фоме и в Господни праздники, бываемые в воскресение – на Пасху, Пятидесятницу, Вход Господень в Иерусалим. 89 В соборных храмах священство целует Евангелие после молитвы «Спаси Боже, люди твоя...». Песнопение «Воскресение Христово видевши...» обычно поется духовенством вместе с народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010