Англиканская утреня (ок. 11ч. дня) начинается возгласом священника Иез. 18, 27 (об обращении беззаконника) или Пс. 50, 19 или подобным текстом (из 11); священник произносит краткое увещание к покаянию и исповеданию грехов, собрание читает коленопреклонно формулу общей исповеди, а священник дает общее разрешение; он же с собранием коленопреклонно читают молитву Господню и респонсорий: свящ.: «Господи, устне мои отверзеши», народ: «и уста наша…» ( Пс. 50:17 ); свящ.: «Боже в помощь нашу вонми», нар.: «Господи…» ( Пс. 69:2 ); свящ. Слава, нар. И ныне, читается или поется пс. 94, и два чередные из 60 отделов Псалтири; свящ. читает 1-й «урок» из Ветхого Завета, говоря пред ним: книги глава, ст. и после него: «урок окончился стихом»; поется (по-английски) «Тебе Бога хвалим» или песнь 3 отроков; 2-й «урок» из Нового Завета, песнь Захарии или пс. 99, Символ апостольский или Афанасиев; над колено преклонным собранием свящ.: «Господь да будет с вами», «И со духом», Отче наш, респонсорий: «Яви, нам, Господи милость…» ( Пс. 84:8 ); 3 молитвы о Церкви воинствующей, о мире, о благодати, антифон, ектения или 4 молитвы: за царя, его дом, за духовенство и народ, и «молитва св. Златоуста» ­­ мол. 3 ант. нашей литургии, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» ( 2Кор. 13:13 ) 2725 . У протестантов утрени нет и дневные службы начинаются с литургии. 2628 Baumstark A. Festbrevier und Kirchenjahr der syrischen Iakobiten. Paderb., 1910, 129. 2636 Παπαδπουλος– Κεραμες Α. Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, 196, 210, 219, 227, 234, 243. 2644 Наименование «великое» равно приложимо к будничному славословию по сравнению с малым славословием «Слава Отцу». 2657 Ср. пр. 21 Иппонск. Соб. 297 г.: «в молитвах никто не должен называть Отца вместо Сына, и Сына вместо Отца (должно быть, против патрипассиан). Когда предстоят (adsistitur) алтарю, молитва всегда да направляется к Отцу»; Карфагенский Соб. 525 г., утвердивший постановления Иппонск. Соб., выразил это правило так: «но к Отцу всегда да направляется внимание (intentio)»; по Фульгенцию, это «потому, что когда речь направляется к лицу одного Отца, верою право верующего чтится вся Троица» (Ad Monim. II, 5. Luft. Liturg. II, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу сначала поется тропарь дня, затем – тропарь храма), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 407 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...» (см. Типикон, глава 52-я). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложе­ния Минеи по гласу тропаря. Кафисмы по Уставу (2 – в период летнего расписания, 3 – в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона). Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха (в четверг читается эксапостиларий апостолам, «Слава»: эксапостиларий святителю Николаю, «И ныне»: Богородичен Октоиха); – если имеется светилен в Минее, то читается эксапостиларий Октоиха (в четверг – два дневных эксапостилария); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите...» не поются. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Гос­пода Бога нашего на нас...») 408 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В четвертый период, в течение седмиц Четыредесятницы, творения св. Ефрема, положенные в Алексеевском и Евергетидском Уставах безраздельно на утренях и на часах, кроме 1-го (и 6-го, на котором здесь вообще чтений не полагается), по Иерусалимскому Уставу читаются только на утрене по 1 и 2 кафизмах; по третьей же кафизме полагается чтение из Лавсаика – книгъ ласаико; тот же «Лавсаик» читается и по 3 п. канона: по 6 п. канона материал для чтений дает синаксарь – чтее въ синаксари 796 . Следуя порядку Евергетидского Типикона, Иерусалимский Устав указывает в Четыредесятницу для воскресных дней и суббот 797 , начиная с недели сыропустной, особую чередную книгу, именно, одну из тех, которую указывает для них Евергетидский Типикон – Шестоднев «Златоуста» 798 : начинае , замечается на утрене сыропустной седмицы. Чести кни шестоднец златоутго а – 799 ; Из нарочитых чтений круга седмичного Иерусалимский сохраняет общие Алексеевскому с Евергетидским, именно 800 : беседу Василия Великого на Лyk. XII, 18 , приуроченную Алексеевским и Евергетидским к неделе между 17–18 ноября – подобаеть же вдат , замечается под 14 ноября, егда чтетъ еул лу в ту не чтетъ сло велика васили еже разорю житница мо 801 ; пять слов Златоуста о богатом и Лазаре: сего дни , замечается под 31 октября, начинае чести. е. сло иоа златоу о бат о лазар 802 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 803 . Слово Григория Нисского об Аврааме, положенное Алексеевским Уставом на утрене недели св. отец, а Евергетидским на утрене недели праотец, указывается в неделю по Рождестве Христовом: чтеть сло григорь ниисска сти трци и аврам на два чте 804 ; а в неделю св. отец начинается чтением положенное по Алексеевскому и Евергетидскому Уставам на канун Рождества Христова (24 дек.) слово Григория Богослова «Что мучаще»: начинаемъ бо днь григорь босло о мучащи на два 805 . Слово Василия Великого , положенное Алексеевским Уставом на неделю по просвещении, в Иерусалимском, согласно Евергетидскому, является специальным чтением кануна Крещения (5 января): чте сло великго васи на крщньё. на два чте 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Если древние фелони по покрою представляли собою круг или почти круг с вырезом в центре для головы, что символически означало полноту Божественной благодати, то позднейшие и современные фелони представляют в развернутом виде, если разрезать фелонь по центру груди, почти правильный полукруг. Покрой фелоней изменялся исторически одновременно с введением саккосов в общее употребление всех епископов, в связи с чем фелонь становилась иерейской одеждой. Поэтому изменение покроя фелоней как преимущественно иерейской одежды соответствовало тому обстоятельству, что священник не обладает полнотой благодати, какой обладает епископ. И поскольку фелонь перестала быть обязательным епископским облачением, то она потеряла форму полного круга. Полноту архиерейской благодати стал отображать саккос. С XVI-XVII веков фелони часто стали делать из тяжелой золотой парчи, так что их верх возвышался конусом над плечами. И, чтобы верх фелони из легких тканей тоже возвышался, их верх стали изготовлять с жесткой подкладкой. Жесткая верхняя часть фелони яснее явила в наглядном внешнем образе духовное понятие о ярме и иге Христовом, которые несет на себе в своем служении священник. Жесткая часть стала как бы прямо соответствовать той духовной одежде христиан, о которой апостол Павел говорит: «Облекшись в броню веры и любви...» ( 1Фес. 5, 8 ), и в ином месте: «Облекшись в броню праведности» ( Еф. 6, 14 ). Фелонь, таким образом, помимо указанных выше значений, приобрела значение брони веры, любви и праведности, в которую как бы и внешне теперь облекается священник, напоминая себе и верующим о духовном облачении воинов Христовых. В Посланиях апостол Павел говорит о всеоружии Божием, которое должны взять христиане для духовной брани с силами тьмы ( Еф. 6, 11–17 ; 1Фес. 5, 8 ), перечисляя при этом некоторые виды этого оружия. С этой точки зрения богослужебные одежды действительно напоминают воинские доспехи. Складка спереди фелони, образуемая пристегиванием нижней части к верхней, также не лишена своего символического значения: она изображает подобранный подол как знак готовности к действию, к всегдашнему бодрственному устремлению служителей Божиих к исполнению Его воли, ко всякому доброму делу. В церковном Уставе и служебниках есть древние указания, повелевающие в определенных случаях опускать передний подол фелони (Типикон, гл. 2, утреня; Чин литургии Иоанна Златоуста , по великом входе и другие). Но это давно не соблюдается, так как передний край подола стал очень коротким.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6), а седален и кондак в каноне опущены; во время пения канона священнослужители облачаются к совершению литургии ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 362-367). В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в.- напр., Ath. Philoth. 153). Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. престолом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совершает каждение храма, говоря каждому: «Καλν Ανστασιν!» (С Воскресением!). В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон (главный храм мон-ря) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносятся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621-721; [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 207-212, 218). Совпадение В. с. с Благовещением Особая глава, описывающая порядок служб при совпадении В. с. с Благовещением Пресв. Богородицы , имеется уже в студийских Типиконах - напр., Мессинском. В совр. рус. Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 571-574) этому посвящена 17-я из благовещенских глав . Если Благовещение случается в В. с., последование праздника (Благовещения) и дня (В. с.) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника - утреня. Особенности утрени при таком совпадении: на «И ныне:» на «Бог Господь» - тропарь праздника (тропарь «      » отменяется); после непорочных - полиелей и Евангелие праздника; по Пс 50 - стихира праздника; каноны Благовещения и В.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Имени Божия обнажают свою голову – в знак своей зависимости от Бога. Святой апостол Павел писал, чтобы мужчина, стоя на молитве, не покрывал своей головы, потому что он есть образ Божий и слава Божия, а женщина, напротив, чтобы имела во время молитвы на своей голове покрывало в знак своей зависимости от мужа и особенно в знак скромности и целомудрия ( 1Кор.11:4–16 ). В Православной Церкви даже такие лица, которые по своему званию или в виде отличия покрывают свою голову во время богослужения, обнажают ее при важнейших молитвословиях, песнопениях, чтениях и священнодействиях (Типикон, 29 глава). (См. «Литургику» Нестеровского). III. Таков смысл, братие христиане, этих символических действий. Но тот и другой молитвенный обычай будет тогда иметь свою силу, когда мы совершаем его с сознанием его внутренней силы и проникаемся теми чувствами, какие он внушает.  Беседа О воздеянии и умовении рук. I. Дальнейшее молитвенное движение есть воздеяние рук. Пример молящегося с воздетыми руками представляет в Ветхом Завете Моисей. Во время сражения с Амаликитянами, когда он держал руки поднятыми, одолевали израильтяне; когда же от усталости они опускались, победа переходила на сторону неприятеля ( Исх.17:11 ). Псалмопевец молит Господа, да будет Ему угодно воздеяние рук, как угодна жертва вечерняя ( Пс.140:2 ). В Новом Завете воздеяние рук в молитве одобрено апостолом Павлом. «Желаю, – говорит он, – чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). II. а) Воздеяние рук должно служить знаком возношения умов и сердец к Богу, живущему на Небесах. Кроме того, с воздеянием рук издревле соединяется мысль о Кресте Спасителя. «Простирать руки к небу, – говорит Астерий Амасийский (V век), – значит изображать вид Христа, пригвожденного ко Кресту». О святом Амвросии Медиоланском повествуется, что «он в предсмертные часы до последнего издыхания совершал молитвы с воздетыми в образ Креста руками». Молящийся с воздетыми руками, представляя собой подобие креста, чрез то изображает свое соучастие в крестных страданиях и смерти Спасителя, и любовь к Нему, готовую умереть за Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ни в Типиконе, ни в Тр. Постной не говорится о панихиде накануне суббот 2,3 и 4 седмиц св. Четыредесятницы. Повечерие В 13 гл. Типикона, излагающей порядок субботнего заупокойного богослужения, нет никаких указаний на повечерие. Установившаяся богослужебная практика в период времени пения Октоиха допускает только малое повечерие (за исключением повечерия Рождества и Богоявления Господня). Время для чтения повечерия 7 и 9 гл. Типикона (л. 12 и 15 на об) указывают после трапезы; место же – в притворе (там же), изредка – в келлиях (см. послед. пят. 5 седм. вечера, Тип., л. 329 на об.; 17 мр. гл. 25 март., Тип , л. 214). В последов. субботы Мясопустной, Типик., л. 298 на об., упоминается о повечерии накануне этой субботы, но не говорится ни о времени, ни о месте его чтения, ни о том, какое это должно быть повечерие, великое или малое; только выше, в посл. нед. Блудного сына, л. 298, содержится указание, из которого следует, что накануне Мясопустной субботы должно читать малое повечерие 888 . Типикон и Триодь Постная предписывают петь повечерие великое, а Триодь Постная, кроме того, указывает место для его пения в гробнице, т. е. в усыпальнице. Из канонов, в разное время поемых на повечерии, в данном случае уместным можно признать только канон пр. Богородице, напечатанный в Октоихе под заглавием: «В пяток на повечерии канон пр. Богородице», как для повечерия пятка именно и предназначенный. Другой канон, так называемый, покойный, или мертвенный, также предназначенный для повечерия в пяток (Тип., гл. 12, л. 20 на об. Чит. его в Окт. в послед. утрени), в данное время представляется излишним, потому что он был уже пропет на панихиде. Поемый иногда на повечерии канон святого из Минеи совсем уже не уместен, потому что на повечерии он полагается только тогда, когда почему-либо отменяется на утрени (на этом основании, напр., в пяток 1 седм. Велик. поста поется канон святого, прилучившегося в субботу той же седмицы); но на утрени тех суббот, которые здесь имеются в виду, канон святого не отменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

При пении тропаря диакон трижды кадит вокруг стола с указанными выше дарами, потом священника и снова стол, теперь спереди. По окончании пения тропаря он возглашает: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй». Священник в это время берет один хлеб, делает им над прочими хлебами знак креста и, не целуя его, полагает поверх прочих, а затем громко читает молитву «Господи, Иисусе Христе». При произнесении слов ее «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей» он не благословляет их, но лишь на них указывает. Хор: «Аминь», «Буди имя Господне» (трижды) и псалом 33 до слов «не лишатся всякаго блага». Священник восходит на солею и с нее со словами «Благословение Господне на вас» благословляет предстоящих. Чтец: «Аминь» и читает шестопсалмие. Лития на бдение в воскресные дни обычно не совершается, если нет святого или праздника со всенощным бдением. По окончании ее священник входит царскими вратами в алтарь, и они по прочтении чтецом слов «Слава в вышних Богу» закрываются. Хлебы, освященные на литии, уносятся диаконом в алтарь. По прочтении трех первых псалмов священник выходит на солею и читает 12 утренних молитв. После шестопсалмия великая ектения, пение стиха «Бог Господь» (четырежды) и тропарей: в воскресенье воскресного, в праздник празднику. Тропарь поется дважды, «Слава» – святому дня, «И ныне» – Богородичен по гласу тропаря святому. По окончании тропарей две кафизмы, после каждой из которых ектения и чтение седальнов. Затем отверзаются царские врата и начинается каждение всей церкви при пении стихов из псалмов 134 и 135 «Хвалите имя Господне». По Уставу полиелей полагается в Вербное воскресенье, Неделю о Фоме и Пятидесятницу вместе с величанием, в три воскресенья перед Великим постом с пением псалма 136 и от 21 сентября до 20 декабря. Во все прочие воскресные дни от Сырной недели до Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, если не случится особый праздник, полиелей заменяется «непорочными» (Типикон, гл. 17). Обычно же полиелей поется в воскресные дни всего года. После него в эти дни поются тропари «Ангельский собор» с припевом «Благословен еси, Господи». В праздники Господние, Богородичные и святых во время пения полиелея или перед пением его из алтаря на середину храма выносится икона праздника или святого. Чаще всего она полагается на аналое перед началом богослужения. Перед ней совершается каждение с обхождением вокруг аналоя один раз. По окончании пения полиелея духовенство перед праздничной иконой поет величание, затем хор или хоры поют положенное величание с избранными стихами из псалмов. По обычаю, в это время совершается каждение алтаря и всего храма. Затем хор поет «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды). В третий раз припев и величание поют перед иконой священнослужители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, в Трои-це-Сергиевой лавре, в день памяти преп. Никона, 17 ноября, очевидно, в связи с зимним временем, лития совершалась не вокруг стен обители, а в храм, посвященный преподобному. По этому поводу сводный устав Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей (рукопись Московской синодальной библиотеки 400/534) говорит: «Всенощное поют в трапезе, а допевают в Никоне Чюдотворце. Пропев „Утверди, Боже», а отпуст сотворив, понесут диакони праздник в стихарех, а диакон со свечею, архимарит в ризах, и священницы, и бра-т[и]я вся, идут со свечами и, пришед в Никон Чудотворец, поют стих на целовании „Приидете» иночествующих, и поставят праздник среде церкве, а оу раки чюдотворца станут диакони со свечами, архимарит целует, и священницы, и братия» 877 . В Кирилло-Белозерском монастыре в день Двенадцати апостолов, 30 июня, лития совершалась на судне, на котором объезжали вокруг обители. Здесь же на судне освящали воду, затем, выйдя на берег, заходили на монастырскую конюшню, где кропили святой водой лошадей, о чем монастырские обиходники говорят: «На другом часу дни в ысходе выходим вне монастыря. Канон поют Пречистой да двенадцати апостолам, Евангелие чтут в церкве Предтечеве. А другая стат[и]я канон Флору да Лавру да Кириллу чюдотворцу, Евангелие чтут на конюшне, да воду святят, едучи в судне, августовым крещением (разумеется чин малого освящения воды). После первой статии лошади на конюшне водою святят» 878 . Относительно освященной на крестном ходу воды заметим, что она служила не только для кропления несомых святынь и молящихся, но в отдельных случаях ею кропили городские ворота 879 , лошадей 880  (Кирилло-Белозерский монастырь); в Новгороде же и в Троице-Сергиевой лавре освященную в дни ме-стночтимых святых и храмовые праздники воду как особую святыню посылали «к государю к Москве» 881  и к патриарху 882 . Архиепископ Холмогорский Афанасий в храмовый праздник Преображения Господня посылал «протопопа да священника к городу Архангельскому со святыми водами» 883 . Вышеизложенные особенности чина всенощного бдения, сложившиеся в Русской Церкви в силу многовекового действия в ней устава Великой константинопольской церкви, существовали до конца XVII века, когда в 1682 году в Москве был издан Типикон, излагавший чин всенощного бдения почти дословно в том виде, в каком он был в греческих уставах константинопольской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Также исполняется тропарь Святому Иоанну Златоусту на гл. 8-й. Затем следует ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже» и просительная утренняя: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». Диакон: Премудрость Хор: Благослови и далее все по чину. Вместо «Слава Тебе Христе Боже» настоятель и священнослужители поют «Христос Воскресе из мертвых». И следует отпуст. Глава XVII. Святая и великая Неделя Пасхи. Литургия В связи с отменой чтения псалмов (как выражения покаяния и поста), часы в Неделю Пасхи и во всю Светлую (Пасхальную) седмицу, равно как полунощница и повечерие заменяются пасхальными песнопениями. В частности часы Недели Пасхи (1, 3, 6, 9) суть часы безпсалмные. Пение это можно было бы назвать пасхальным вместочасием. Оно однотипно для всех часов и кроме того заменяет (как уже было сказано) повечерие и полунощницу. Пост Великой Субботы оканчивается в полночь («до куроглашения», Трулльский Собор, правило 89; правило I Св. Дионисия Александрийского ; Типикон, последование Вел. Субботы). Вследствие этого в день Св. Пасхи бывает самой ранней – непосредственно за Утреней, обыкновенно часов около 2-х ночи. «Последование Литургии бывает порану». В день Св. Пасхи совершается Литургия Св. Иоанна Златоуста . Душу Пасхальной Утрени выражает канон Св. Иоанна Дамаскина . Сущность Пасхальной Литургии есть ее Евангелие: зачало 1. ( Ин1:1–17 ). Ученику, «его же любляше Иисус» предоставляет Церковь повествовать в день Пасхи о Божестве воскресшего Спасителя. Чтению Пасхального Евангелия предшествуют стихи 1–8 первой главы Деяний Апостольских, являясь для него достойным вступлением. Книга Деяний вообще может быть определена как священная история основоначальных моментов древнеапостольской Церкви после распятия и вознесения Господа Иисуса. Читаемые стихи содержат сжатое повествование о значении последних дней пребывания Спасителя на земле до его вознесения (ст. 2–3), о раскрытии перед учениками путей царствия Божьего (ст. 3); здесь же повествуется об обетовании Св. Духа (ст. 4–5); об отклонении последних остатков земных чаяний патриотическаго мессианизма (ст. 6–7) и о вселенском значении Христовой Церкви, которое откроется во всемирной проповеди восприявших Св. Духа апостолов. «Вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями во Иерусалиме, и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010