Этим было положено основание для эволюции второго направления в образе креста в виде монограммы Христа (Христограммы) как знака явления имени Мессии, как знака Богоявления. Крест Т (тау - те) выделяет это надгробие Домиции как христианское. См. Протоиерей Павел Недосекин. Генезис и Эволюция иконографии Креста в ранней Церкви. Часть 1. «Печать дара Духа Святаго». Cicero Marcus Tullius. In Verrem II, 5, 64. Thoby P. Le Crucifix des origines au concile de Trente, Nantes, 1959. Seneca, Epistolae morales, CI, 1, 3. См. об этом: Erny Pierre. Le signe de la croix. Paris, 2011, p. 29. Stromates, VI, 11. 6 а Ωριγνης. Εκλογα εις τον Ιεζεκιλ, κεφ. 9. Tertullianus. Adversus Marcionem, P.L., t. II, col. 352-353. Скабалланович М., Толковый Типикон, Киев., 1910, с. 19. См. Талмуд, Succa IV, I. См. Талмуд, Berachoth I, 3.Berachoth V, 1. Taanith II, 2. Justinus, I Apol. 55, на русском: Сочинения Святого Иустина Филисофа и мученика. Москва. 1892, Апология 1. 55. Idem. I Apol. 55. Tertullianus, Ad nationes, Liber I, XII, 7. De institutis coenobiorum II, 7. Tertullianus. Ad uxorem libri II, 9. Tertullianus. Ad uxorem libri II, 5. Tertullianus. De corona militis. P.L., t. II, col. 80. 17 а Lucius Caecilius Firmianus Lactantius. De Mortibus persecutorum. Х. 2. Erny P. Le Signe de la Croix, L " Harmattan, Paris, 2007, p.65. 18 а Ωριγνης. Εκλογα εις τον Ιεζεκιλ, κεφ. 9. Ad Qvirinvm, Testim. Liber secvndvs, Capitula II. 22, CSEL. р.90. См. Священник Савелий Мальцев, Печать дара Духа Святаго. Глава «Новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии». Enry P. Le signe de la Croix L " Harmattan, Paris, 2007, p.63. См. статью Dölder F.J. « Das Kreuzzeichen nach Tertullian», а также весь его труд «Beiträge zur Geschichte des Kreuzzeichens» в Jahrbuch fur Antike und Christentum, все номера с 1958 по 1962 гг. Tertullianus, De oratione 14. Hieronymus. Commentariorum in Hieronymus. Commentariorum In Ezechielem Prophetam Libri Quatuordecim , Lib. III, Cap. IX, Vers. 4. Послание Варнавы гл. 1Х. Leclercq H. Dictionnaire d " archéologie chretienne, 2 vol., Paris, 1907, col. 251-346. Св. Феофол, Антиохийский. Три книги к Автолику. Кн. 1, 12. Tertullianus. De baptismo. VII.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

М.Яблоков 20 февраля 2009, 17:39 А как же уважаемый Ю.Максимов умолчал о словах Святейшего Патриарха по этому поводу? Забыл? А Типикон 13 глава? Якоже не бывшая? Нет так дело не пойдет. Совершенно ненаучный подход. Напоминает просто спецзаказ. Слабо. Артем 20 февраля 2009, 17:39 Здравствуйте,для многих людей у которых есть духовник частота причащений может напрямую зависеть от мнения духовника по этому вопросу.У тех людей,у которых его нет частота принятия Святых Таин может напрямую зависеть от степени его вхождения в ритм православной жизни.Для тех,кто посещает храм каждое воскресенье,старается посещать по праздникам,поститься среду и пятницу и каждый день старается придерживаться молитвенного правила Причастие (ведь именно Причастие определяет полноту жизни христианина)-неотьемлемая часть жизни, необходимость.Поскольку такие люди прекрасно понимают об ответственности в подготовке к принятию этого Таинства,то мне кажется частота причащений у них пусть у каждого своя,но обоснована.Не уверен,что те,кто причащаются 1 или 2 в год,даже к этому редкому Причастию готовятся вообще.По моему личному мнению,в наше автоматизированно-глобализированное время,причащаться необходимо гораздо чаще,чем 4 раза в год(каждый пост).Ведь в то время,когда нормой было именно такое количество причащений,Православие в Росии занимало куда более высокое положение чем сейчас. protuberanezz 20 февраля 2009, 17:39 Труд автором проделан колоссальный. Прямо научное исследование, заслуживающее ученой степени. Однако, рискну высказать свое мнение, коротко. На все Воля Божья. Сколько не изучай, кто, когда и как причащался, выводы все равно делать не нам. Когда я только делал первые шаги к Вере, я делился впечатлениями от каждого посещения Храма с близкими мне людьми, пришедшими к Богу раньше меня. Никогда не забуду слова одного из моих знакомых, который в ответ на мои впечатления от исповеди, сказал следующее: " Каждый получает от Бога того исповедника, которого он заслуживает, в котором нуждается в данный момент. Все священники разные, но все они, имено такие разные, и должны быть! Богу так угодно, значит! Не ропщи и спасешься! "

http://pravoslavie.ru/5783.html

Fasciculus alter, menses iunium, iulium, augustum continens. Sumptibus Caesareae Academiae Scientarum e codice Nierosolymitano S. Sepulcri 17 edidit B. Latysev, Petropoli 1912, стр. 67–72. Ср. у нас выше, стр. 122), Сампсона 27 июля (Modo- logii, t. II стр. 105–112; ср. у нас выше, стр. 122), Каллиника 29 июля (Me­nologii t. II, стр. 224–226; ср. у нас выше стр. 122), и чтение о св. Убрусе 16 августа, (Menologii t. II, стр. 282–285; ср. у нас выше стр. 225) имеют начала иные, чем в сборнике Ксифилина, у двух, именно, у мучения Феодора Тирона 17 февраля и жития Евдокима 31-го июля – начала одинаковые с одноименными того же сборника (Menologii t. 1, стр. 86–92, и t. II. стр. 228–232; ср. у нас выше стр. 122, 123), но это еще не свиде­тельствует о тождественности самых произведений, так как может объясняться существованием двух редакций житии с одним и тем же началом, что несомненно, по крайней мере, в отношении жития Евдокима. (См. у вас выше стр. 123 примеч. 1). Наконец, независимость дополнений Евергетидского и Иерусалимского списков свиде­тельствуется самой бедностью их состава на месяцы февраль – август, сравнительно с таковым же сборником Ксифилина: на февраль ме­сяц Евергетидский Типикон указывает 6 произведений, Иерусалим­ский 7 и из них только три лишних сравнительно с Евергетидским, тогда как сборник Ксифилина – 28, не опуская ни одного дня без чте­ния; на март Евергетидский – 3, Иерусалимский – 2 (опуская лишь одно из Евергетидского списка – житие Феофана), сборник Ксифилина, опять таки не опуская ни одного дня, 31; подобное же наблюдается и в отношении месяцев июня, июля и августа. Очевидно, метафразы Ксифилина, появив­шиеся не в силу потребностей богослужебных, а по мотиву подража­ния и в интересах частного домашнего назидания (См. Кекелидзе, Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста , стр. 334, 341, 342), не могли широко утвердиться в литургической практике. 1060 Малое Оглашение 52. Nova Patrum Bibliotheca, t. IX, pars I, p. 125. Творения, русск. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Но я не столько удивляюсь духовникам, сколько удивляюсь, что добрые архиереи и пастыри не возгласили сразу в богодухновенные трубы истины, чтобы заклеймить позором злого сеятеля этих плевел и выкорчевать это гнилое растение из Церкви. Ведь они имеют власть от благодати Святого Духа поддерживать всякое добро и исправлять то, что нуждается в исправлении. Некоторые говорят: «Вот, мы выполняем заповедь Господню – причащаемся два или три раза в год, и этого достаточно для нашего оправдания [на Страшном Суде]». Поэтому, как все другие заповеди Божии требуют для себя необходимого времени, согласно Екклесиасту: «Время для всякой вещи» ( Еккл.3:17 ), так и исполнению заповеди о Причащении нам следует уделять должное время. Иными словами, соответствующее время для Причащения – это тот момент, когда священник возглашает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Но разве это слышится в церкви только три раза в год? V. Вопрос подготовки Пост Следует различать. Евхаристический (литургический) пост – с полуночи. Это каноническое установление. 3х (7ми, 1) дневный пост для подготовки называется говением – не является каноническим установлением. Типикон предписывает 7дневное говение. То требование к подготовке ко Причастию, которое указано в Типиконе (недельный пост с ежедневным хождением в храм) противоречит священным канонам (9 правило св. апостолов, 2 правило Антиохийского Собора, 66 правило VI Трулльского Собора) и уже поэтому не может служить нормативным. Ведь даже в светском судопроизводстве если инструкция противоречит действующему законодательству, то пересматривается именно инструкция. Авторитет Типикона несравненно ниже, чем авторитет книги Правил. Да и постановление IV Вселенского Собора объявляет, что даже императорские законы, противоречащие канонам, признаются недействительными. Тем более это важно, что сама глава о подготовке ко Причастию в Типиконе – одна из самых позднейших. Древность ее вряд ли превосходит начало XVII века. Так что перед нами просто один из памятников той эпохи упадка, которая привела к торжеству секуляризации.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

12. Мучение свв. Ермила и Стратоника – Βασιλεοντος Λικινου 569 . 15. Житие преп. Павла Фивейского – Κα ζωγρφοις τν αρχετπων 570 . Житие св. Иоанна Каливита – Томительна некая вещь 571 . 16–17. Житие св. Антония. В доброе соревнование 572 . 19–20–21. Житие преп. Евфимия Великого – Ka παντς μν λλον πργματος 573 . 22. Похвальное слово апостолу Тимофею – Τιμθεον τν μγαν 574 . Мучение преподобномученика Анастасия – Τς μεγλης πλεως ‘Ιεροσολμων 575 . 23–24. Мучение священномученика Климента Анкирского – Μετ τ διακοσιοστν κα πεντηκοστν τος 576 . 24. Житие преподобной Ксении – ‘Ο καινς κα ξνος 577 . 26. Житие прей. Ксенофонта – Ξενοφν θαυμσιος 578 . 28. Житие преп. Ефрема Сирина – ‘Εφραμ о θαυμσιος 579 . 31. Мучение св. Кира и Иоанна – Κρος περιφανς 580 . Февраль. Житие преподобного Парфения, епископа Лампсакского – Τ κατ τν μγαν Παρθνιον 581 . 9. Мучение; св. Никифора – Οδν οικεν γπης μακαριτερον 582 . 13. Житие преп. Мартиниана – ‘Ον τρπον α τν προλαβντων 583 . Март. 6. Житие св. сорока двух мучеников Амморийских – Φαιδρ μν τς πανηγρεως πθεις 584 . 9. Мучение св. сорока мучеников Севастийских Εχε μεν τ ‘Ρωμαων σκπτρα 585 . Апрель. 23. Мучение св. великомученика Георгия: Диоклитиан римьский 586 . Май. 2. Житие св. Афанасия Александрийского – ‘Αλλοι μν λλα ττ μακαμων νδμν 587 . 8. Житие преп. Арсения – ‘Αλλ τν σπουδαων ρα 588 . Июнь. Мучение св. великомученика Феодора Стратилата – Λιχινω το βαβιλε 589 . Июль. 8–9 Мучение св. великомученика Прокопия – Λιοκλητιατο κα Μαξιμιανο 590 . 15. Мучение св. Кирика и Иулитты – Διοκλητιανο το τυμννου 591 . 26–27. Мучение св. великомученика Пантелеймона – Τς ειδωλικς γλος 592 . Шесть произведений, имеющих общие с Алексеевским Уставом названия, указаны в Евергетидском Типиконе без начала: житие св. Феодора Студита 11 ноября 593 житие Даниила Столпника 11 декабря 594 , житие Феофана Сигранского 12 марта 595 , преп. Пахомия Великого 13–15 мая 596 , воспоминание о пророке Илии 20 июля 597 , и мучение Адриана и Наталии 26 Августа 598 . Одно из них – житие преп. Пахомия – можно определить точнее: житие это Типикон назначает читать в продолжение целых трех дней, но из известных «житий» преп. Пахомия для такого продолжительного чтения подходит по своему объему только одно, имеющее начало – Ταβννηος στιν ν τ Θηβαδι 599 . Несколько житий Алексеевского Устава вместе с памятями оказываются перенесенными на другие, ближайшие дни, именно: житие Авраамия с 31 октября на 29-ое 600 , житие Маркиана с 10 января на 9-ое 601 , Ксенофонта с 30 января на 26-ое 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3. Пантократорский (Παντοκρατορο " ) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4. Мамонтский (Μαμοντο " ) Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5. Богородицы " тон Елегмон " Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6. Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII-XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь–Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз.171, 572; см. Кекелидзе: 473): первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры (Кекелидзе: 486): Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание. В своем Очертании (см. выше стр.48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития (МАН:222; СКА:397, зам. 5). Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско–савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий всенощные бдения, более длинные службы и, особенно, более частый и строгий пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – свт. Алексия и Триоди (отцов) . Апостол и Евангелие – свт. Алексия, дня (под зачало) и отцов. 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; 2 февраля, 12я Маркова глава; 9 февраля, 4я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 468–471, 448–452, 461–463, 465. 3 Ср.: Типикон, гл. 49, «В туюжде среду сырную», «В среду вечера». 4 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 6 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469. 7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 12я Маркова глава: «Аще попразднство Сретения Господня случится в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 463, 470. 8 Прокимен Триоди (отцов), глас 4й: «Восхвалятся преподобнии во славе…». (См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени».) 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341, 470–471. 10 Ср.: Типикон, 24 февраля, 6я Маркова глава. 11 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу сырную на утрени»; Триодь Постная, «В субботу сырную на утрени»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 439, 264. 13 Ср.: Типикон, 1 февраля, «Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу сыропустную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 469.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

2) Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря в 30 в.от Рима, основанного иноком Нилом † 1004 г., который дал ему устав; на последний часто ссылается сохранившийся доныне Типикон этого монастыря, составленный вторым преемником Нила Варфоломеем (построившим в 1025 г. и существующий доныне главный храм монастыря) и значительно переделанный 4-м игуменом Власием II † 1303 г. в сторону сближения с римским обрядом; но строя суточного богослужения эти переделки не коснулись, и он носит печать немногим меньшей древности и близости к Ипотипосису, чем Студийско-Алексиевские уставы 1620 . 3) и 4) Ряд близких к этому Типикону (с. 402) южно-италийских и сицилийских Типиконов. распадающихся на две редакции: в основе первой лежит Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии (полуострова, «посредством которого Италия как бы простирает длань к Греции») в 1099 г. греческими выходцами при содействии Боемунда Тарентского (монастырь только в XIV в. подчинился папе; ныне развалины); Типикон для него составлен в 1174 г. третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания прп. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника » 1621 . В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) 1622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2 . Евергетидский ( Ευεργετιδο«) Типикон: рукоп. Афин. 788, XII в.: полный текст: ДМИ-1:256–656; см. ed. M. Mullet and A. Kirby «The Theotokos Evergetis and eleventh- century monasticism», Belfast, 1944; id. «Work and worship at the Theotokos Evergetis 1050–1200», Belfast, 1997. Thiermeyer: 490. «Синаксарион-Типикон»: с 1-го сентября по 31 августа. Основатель монастыря Павел (1054) и второй игумен Тимофей уже поминаются (16 апреля). Типикон редактировался после их смерти, т. е. несколько лет спустя после редакции Алексиевского Типикона. После 31 августа идет Триодная часть, соответствующая Канонарию, начиная с недели Мытаря и Фарисея. На каждый день указываются: а) начало всех стихир, тропарей и канонов, б) начало святоотеческих чтений на утрени, в) начало Апостола и Евангелия, г) разные типиконные указания. В конце, после недели Всех Святых, находится целый ряд важных указаний общего характера: а) Воскресное бдение, содержащее: 1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3 . Пантократорский ( Παντοκρατορο«) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4 . Мамонтский ( Μαμοντο») Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5 . Богородицы «тон Елегмон» Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6 . Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XIIXIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом. 6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2ю Маркову главу под этим числом). 7 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце». 8 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103й псалом читается, а не поется. 9 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010