Этот образ навсегда вошел в отеческий оборот как символ Богочеловеческого единства, хотя терминология впоследствии и изменилась. Как философский термин всего лучше выражал православное понимание Богочеловеческого неслиянного двуединства, единства двух естеств, пока не потускнел от ложного применения (у монофизитов). В «срастворении» не расплывается двойство, и вместе с тем единение признается всецелым, κρασις διολου ... То есть сразу и «Один» и «два» — в этом именно тайна Христова Лика: не два, но «Один из двух»... Св. Григорий отчетливо различает во Христе двоякое, «два Естества», — «Естество, Которое подлежит страданию» и «Естество неизменяемое, Которое выше страданий», и в этом вся сила его экзегетической полемики против арин. «Ибо было, когда Сей, тобою ныне презираемый, был выше тебя. Ныне Он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был. Но восприял и то, чем не был». И чрез всю Евангельскую историю св. Григорий прослеживает это двойство, эту «тайну имен», тайну двойных имен, двойных знамений: ясли и звезда. Но все имена и все знамения относятся к Одному и Тому же — «Единый Бог из обоих»... «Он был смертен, но Бог; род Давидов, но Адамов Создатель; плотоносец, но бестелесен; по Матери Деве описан, но неизмерим... Ясли вместили Его, но звезда вела к Нему волхвов... Как человек Он был в борении, но как неодолимый в троекратной борьбе победил искусителя. Как смертный погружался Он в сон и как Бог укрощал море. Утомлялся Он в пути, но у изнемогавших укреплял силы и колени. Молился, но кто же внял мольбам умиленным погибающих? Он был Жертва, но и Архиерей. Жрец, но и Бог». Единое Лицо, Единый Богочеловек, Единый Христос, Единый Сын — «не два Сына», как «лжетолкует» православное представление Аполлинарий. Ибо естества соединяются существенно... И потому взаимно проницают друг друга. Св. Григорий впервые употребляет для выражения силы Богочеловеческого единства термин: κρασις — «срастворяются и естества, и имена и переходят одно в другое по закону сращения»...

http://sedmitza.ru/lib/text/537873/

(М 2:418) «Верьте, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони. “Се на руках Моих написах стены твоя и предо Мною ecu присно ”, – говорит Господь ( Ис. 49, 16 ) . Как много утешения, жизни в этих словах Вседержавного Промыслителя!» ( Μ 1: 12–13) Всесовершенно Сущий от века, вера в Которого служит источником жизни для души (Д: 778), есть Творец и Промыслитель – «имя Его славно по всей земле» (Д 1: 163). Он Творец всякого вещества, всякой плоти, Творец всех духов, которые, в свою очередь, как Его «образ и подобие» «сами обладают даром творчества (Ангелы творят себе на время плоть; люди – творят многое)» (Д 1: 61). Окружающий нас мир, как произведение премудрого живого Бога, есть его «воплотившаяся Премудрость» (Д 1: 280) и наполнен жизнью. «Везде и во всём жизнь и премудрость, во всём видишь выражение мысли -как в целом, так и во всех частях. Это – настоящая книга, на которой можно, хоть не так ясно, как из Откровения, учиться Богопознанию. Прежде чем стал мир, был только живой, беспредельный Бог; когда мир стал, из небытия воззвал к бытию, (тогда) Бог, конечно, не сделался ограниченным – вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нём; но эта полнота жизни и беспредельности выразилась в тварях, которых безмерно много и все одарены жизнью» (Д 1: 593). Одарённые жизнью находятся под действием непрестанного Промысла Божия. «Смотря на комнатные цветы летом, я, – размышляет Батюшка, – удивляюсь, как они без всякого постороннего деятеля образуются так прекрасно, великолепно и роскошно, и думаю: ведь прозябание всех растений возможно под одним условием – под условием везде присущего Божия Промысла» (Д 1: 130). «По чьим уставам и законам совершается зачатие, образование и возрастание тела человеческого в утробе матери, созревание его и выход в свет? По чьим уставам совершается питание тела нашего? – ставит один за другим вопросы святой Пастырь. – Кто измыслил и создал такое дивное разнообразие бесчисленных плодов земных, мудро, изысканно устроенных и приготовленных в пищу и наслаждение наше? По чьим уставам вырабатывается кровь в теле нашем, без которой невозможна жизнь человека? Кто устроил внутреннего и внешнего человека? Не величайший ли Мудрец и Художник Всесовершенный, Безначальный, Всемогущий Господь Бог наш» – Творец и Промыслитель? (Д 2: 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Христос словом Лазаря воскресил из мертвых – значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого; Он воскресил словом сына вдовы – значит, Он тем же словом сотворил мир из небытия. Он словом запрещал ветрам и водам – значит, Он и создал их Своим словом, коему всё повинуется; Он ходил по волнам морским как по суше – значит, Он Творец морей, озер, и рек, и всяких источников; Он огонь претворял в росу, воду – в вино, реки – в кровь, пыль земную – в мошек, изводил из моря жаб для наказания египтян – значит, Он Творец стихий одним словом. Тем же словом его в последние времена и земля обратится в пылающий огромный костер и стихии, сжигаемые, разорятся. Значит, тем же словом Господним и мертвые все воскреснут. Огонь преложил в росу для трех отроков, Анании, Азарии и Мисаила, одним повелением – значит, Он одним повелением создал огонь, воду и все стихии. Понятно ли безбожникам это чудное творчество и промышление Господа о мире? Господи, спаси рабу Твою Агафию, сраженную страстью к пьянству. Помяни, Господи, рабов Константина [...] с супругою, чадами и внучатами и раба Твоего Василия Павловича Крутова с женою и чадами, помяни всех, требующих Твоего человеколюбия и помощи, всю Церковь , вся люди Твоя. Аминь. 12 октября 1908. Воскресенье. 13 октября. От простокваши бывает в органе болезненная стрельба. Оставить ее и не есть. Господи, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена 156 и да не премогут его нечестивые. Аминь. Господь Бог есть безначальное, вечное существо бесконечной святости, правды, благости и милости; невообразимой, безмерной светлости, ибо есть Свет Присносущный, от Которого все вторые бесчисленные светы – Ангельские соборы, от Которого свет солнца, луны и звезд, от Которого громы и молнии, дожди, снега, град, земля, воздух, воды, горы и холмы и все долины, все животные царства, живые и органические, вся растительность, все металлы, драгоценные камни и минералы и всякая песчинка в мире. Бог есть существо бесконечного, твердейшего порядка, красоты несказанной, мира вечного, непоколебимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христос Словом Лазаря воскресил из мертвых — значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил Словом сына вдовы — значит, Он, тем же Словом, сотворил мир из небытия. Он Словом запрещал ветрам и водам, — значит, Он и создал их своим Словом, коему всё повинуется. Он ходил по волнам морским как по суше, — значит, Он Творец морей, озер, и рек, и всяких источников; Он огонь претворял в росу, воду — в вино, реки — в кровь, пыль земную — в мошек, изводил из моря жаб для наказания Египтян; значит, Он Творец стихий — одним Словом. Тем же Словом Его в последние времена и земля обратится в пылающий огромный костер и стихии, сжигаемые, разорятся. Значит, тем же Словом Господним и мертвые все воскреснут. Огонь преложил в росу для трех отроков, Анании, Азарии и Мисаила, одним повелением, значит, Он одним повелением создал огонь, воду и все стихии. Понятно ли безбожникам это чудное Творчество и Промышление Господа о мире? Гди, спаси рабу Твою Агафию, сраженную страстью к пьянству. Помяни, Гди, рабов, Константина с супругою, чадами и внучатами и раба Твоего Василия Павловича Крутова с женою и чадами; — помяни всех, требующих Твоего человеколюбия и помощи; всю Церковь, вся люди Твоя. Аминь. 12 Октября 1908 . Воскресенье. 13 Октября . От простокваши бывает в органе болезненная стрельба. Оставить ее и не есть. Гди, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена и да не премогут его нечестивые. Аминь. Гдь Бог есть безначальное, вечное Существо безконечной Святости, Правды, Благости и Милости; невообразимой, безмерной Светлости, ибо есть Свет Присносущный, от Которого все вторые бесчисленные Светы — ангельские соборы; от Которого свет солнца, луны и звезд; от Которого громы и молнии, дожди, снега, град, земля, воздух, воды, горы и холмы и все долины, все животные царства, живые и органические, вся растительность, вся металлы, драгоценные камни и минералы, и всякая песчинка в мире. Бог есть Существо бесконечного, твердейшего Порядка, Красоты несказанной, Мира вечного, непоколебимого. –

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Христос словом воскресил Лазаря из мертвых ( Ин. 11, 43 ) – значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил словом сына вдовы ( Лк. 7, 14 ) – значит, Он, тем же словом, сотворил мир из небытия. Он словом запрещал ветрам и водам ( Мф. 8, 26 ) – значит, Он и создал их Своим словом, коему все повинуется; Он ходил по волнам морским ( Мф. 14, 25 ), как по суше, – значит, Он Творец морей, озер, и рек, и всяких источников; Он огонь претворял в росу ( Дан. 3, 50 ), воду – в вино ( Ин. 2, 7–8 ), реки – в кровь ( Исх. 7, 17 ), пыль земную – в мошек ( Исх. 8, 16 ), изводил из моря жаб ( Исх. 8, 2 ) для наказания египтян – значит, Он Творец стихий – одним словом. Тем же словом Его в последние времена и земля обратится в пылающий огромный костер, и «стихии сжигаемы разорятся» ( 2Пет. 3, 10 ). Значит, тем же словом Господним и мертвые все воскреснут. Огонь преложил в росу для трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила ( Дан. 3, 50 ) – одним повелением – значит, Он одним повелением создал огонь, воду и все стихии. Понятно ли безбожникам это чудное Творчество и Промышление Господа о мире? Господи, спаси рабу Твою Агафию, сраженную? страстью к пьянству. Помяни, Господи, рабов Константина с супругою, чадами и внучатами и раба Твоего Василия Павловича Крутова с женою и чадами; помяни всех, требующих Твоего человеколюбия и помощи: всю Церковь , вся люди Твоя. Аминь. 12 октября 1908. Воскресенье. Господи, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена 93 , и да не премогут его нечестивые. Аминь. Господь Бог есть безначальное, вечное Существо бесконечной святости, правды, благости и милости; невообразимой, безмерной светлости, ибо есть «Свет Присносущный,«от Которого все »вторые« бесчисленные »Светы " – ангельские соборы; от Которого свет солнца, луны и звезд; от Которого громы и молнии, дожди, снега, град, земля, воздух, воды, горы и холмы и все долины, все животные царства, живые и органические, вся растительность, все металлы, драгоценные камни и минералы, и всякая песчинка в мире. Бог есть Существо бесконечного, твердейшего порядка, красоты несказанной, мира вечного, непоколебимого. 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И ныне, Богородичен: Необычайно и повергает в трепет/видение домостроительства,/которое предвидели чуждые лжи пророки:/Дева Богородица, без семени зачавшая,/непорочно рождающая Бога,/и после родов пребывающая чистой. Песнь 4 Ирмос: Поднялось солнце/– и луна стала на месте своем:/Ты вознесен был, Долготерпеливый на Древо/и водрузил на нем Церковь Твою. Прослезился Ты, Господи, над Лазарем,/показав что Ты – Человек,/и воздвиг умершего, Владыка/и людям показал, что Ты – Сын Божий. Когда услышал бездыханный/повеление Твое: «Выходи, Лазарь!»/он, вставал проворно с пеленами, и скакал,/показывая могущество Твое, Благой. Слезы Марфы и Марии/прекратил Ты, Христе Боже:/позвав Лазаря Своею властью,/Ты тем возгласом его воздвиг,/и он поклонился Тебе. Прослезившись как человек над Лазарем,/Ты воздвиг его как Бог./Ты спрашивал: «Где погребен четверодневный?»/удостоверяя вочеловечение Твое, Благой. Образы страдания и Креста Твоего,/восхотев явить, Благой,/Ты, расторгнув ненасытное чрево ада,/воскресил как Бог четыре дня назад умершего. Кто видел, кто слышал,/что восстал человек мертвый смердящий?/Илия воздвиг умершего, и Елиссей, но не из гроба,/но не на четвертый день. Воспеваем Твое Господи, могущество,/воспеваем и страдания Твои, Христе:/ибо первым Ты, как милосердный чудеса творил,/а вторые по Своему промыслу/принял, как Человек. Ты – Бог и Человек,/и подтверждаешь истину этих имен делами:/плотию предстал Ты гробу, Слово,/и как Бог воздвиг четверодневного. Поразились, Владыка, евреев толпы,/когда увидели мертвого Лазаря восставшим/из гроба по возгласу Твоему,/и все же остались непокорными/при всех чудесах Твоих. Слава: Безначально воссиял Ты от Отца Твоего,/как один от Троицы, Спаситель;/во времени же Духом от крови девственной произошел,/плоть приняв, Сверх-существенный. И ныне, Богородичен: Зачатие Богородицы – без семени,/роды – без перенесения вреда:/ведь Бог, оба эти чуда сотворив,/Себя умалил, чтобы с нами соединиться. Песнь 5 Ирмос: Твой мир даруй нам, Сын Божий,/ведь иного, кроме Тебя бога не знаем,/имя Твое именуем,/ибо Ты – Бог живых и мертвых.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

На вопрос: «Что такое душа?» – святой Иоанн отвечает: «Это – дух животворящий для тела, это некоторым образом творец или художник тела, как Животворящий Дух Бога Всемогущего есть Творец и Художник всего» (Д 1: 241). Душа есть «Божественное начало» (Д: 691). Все люди – Божии дыхания, и «человеческие духи» именуются душами, «потому что сии произошли от дыхания Божественного и дышут Богом. “Святым Духом, – сказано, – всяка душа живится и чистотою возвышается” (Степ. 4 гл., антиф. 1 „слава“)» (Д: 176). Душа наша – это «отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее» (Д: 88). Она – сила свободная, ибо «может сделаться или доброй, или злой силой, смотря по тому, какое ты сам дашь ей направление» (Д: 341–342). По своей природе она невидима (Д 1: 266) и бессмертна (Д 1: 569). «Тлеет от времени... одежда тела: одна душа наша вечна; одни дела её, добрые или злые – вечны» (Д 1: 592–593). Святой Иоанн описывает свойства души в первобытном состоянии человека и после грехопадения. Творец даровал ей высочайшие достоинства и честь: «Ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, кротость, смирение, незлобие, духовность, бодрость, молитва, любовь к Богу пламенная; Бог Сам обитал в первых человеках до их постыдного и пагубного падения; Дух Святый украшал их, просвещал, утешал. Чрез падение душа совершенно изменилась: стала грешна, мрачна, лукава, самолюбива, а не Боголю-бива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние, как обольщенной, окраденной от павшего человекоубийцы диавола: и она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божиими» (П: 91–92). Какая великая благость Божия проявилась в создании души! «О! – восклицает святой Пастырь, – как высоко, велико, важно в нас то, что по образу Божию, т.е. душа», ради которой воплотился Сын Божий, существует видимый мир с его разнообразием, множество событий Ветхого и Нового Заветов – древних и последних. «Что Творец мог дать больше творению Своему того, что Он дал ему, сотворив его по образу?» (М: 202). «Душа моя! – снова восклицает святой Иоанн. – Помни своё небесное достоинство и не возмущайся из-за вещей тленных и ничтожных. Уважай и в других людях небесное их достоинство и из-за чего-либо тленного не дерзай оскорблять или ненавидеть их. Всей силой возлюби духовное и небесное и презирай вещественное, земное» (Д: 133–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все песни канона на Славе имеют троичные тропари по образцу канонов преподобного Феодора Студита. Следует отметить, что во всех троичных песнях, написанных самостоятельно, инок Григорий показывает себя православно богословствующим песнописцем. Так, в песни 1-й на Славе читаем: “Троице нераздельная, Единице вседетельная, Отец и Сын и Святый Дух, ты Бог мой, и Господь, и свет, Тебе воспеваю и кланяюся” 33 . В песни 4-й: “Умовидно несе комо существо, воедино расленое, Троицу простирающе, Единаго Бога исповедаем надо всеми и составы три проповедаем” 34 . И в песни 9-й: “Троице святая, нераздельная существом, единоцарственная всеми, единоначальная, Отче и Сыне и Святый Душе, присно рабы Своя спасай” 35 . Отчетливо и содержание песней канона: каждая из них или посвящена святым определенной области Русской земли, что совпадает и с ее историей, или творец канона воспевает отдельные группы святых. Так, начиная 1-ю песнь с прославления Киевских святых, в 3-й блаженный Григорий дает воспевание преподобных отцев Радонежских и Новгородских, в 4-й — Ростовских и Смоленских, а в 5-й включает имена Христа ради юродивых. 7-я песнь посвящена святым женам русским, 8-я — Святителям, а 9-я — святым мученикам и исповедникам. Очень интересно для понимания всего построения канона заметить, что 6-я песнь (перед кондаком) лишена перечисления имен и содержит тропари общего содержания, в которых возносится усердная покаянная молитва. Так, в первом тропаре этой песни творец канона предлагает: “Приидите внидем в клеть душевную, Господеви молитвы воздающе, и вопиюще, Отче иже на небесех, долги наши ослаби и остави, святых твоих мольбами” 36 . В 3 м тропаре этой песни блаженный Григорий просит “святое и славное отец множество помянутое” 37 избави нас от бед. Существенно, что и по ходу других песен канона наряду с перечислением имен русских святых творец его считает необходимым выделять отдельные тропари с общим духовным содержанием. Так, он начинает первую песнь канона глубоким молитвенным размышлением о всех русских святых, возросших в различных областях Российского государства, — значительно перекликаясь в этом тропаре с тем содержанием, которое выразил в своем каноне на утрени сырной седмицы преподобный Феодор Студит. В 3-й песни блаженный Григорий продолжает свои углубленные духовные размышления и пишет: “Благоуха­ния ныне исполняемся, яко в рай другий текуще богонасажденный добродетелей” 38 . “Едемскаго рая приидите, видим цветы присноживотныя”, опять восклицает творец канона ниже, “бо­го­­расленая здания, отцем тщания, имже делатель Господь” 39 .

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

2. ...что Один из Святой, Единосущной и достойной поклонения Троицы, Бог Слово, сошёл с небес, и воплотился от Духа Святого и Марии Пресвятой Приснодевы, и вочеловечился, был распят плотью ради нас и нашего спасения, добровольно пострадал, был погребён и воскрес в третий день, взошёл на небеса и сидит одесную Отца, снова придёт с Отеческой Его славой, вместе с плотью, разумно одушевлённой, которую Он воспринял, чтобы судить живых и мёртвых... 3. ... Богородицей Святую Приснодеву Пречистую Марию, как в собственном смысле и истинно родившую Самого рождённого от Бога Отца прежде всех веков Бога Слово, в конце веков бессеменно зачавшую Его от Святого Духа и без нетления родившую, причём Её девство и после рождения осталось невредимым... 4. ...что есть два рождения Того же Самого и единого Господа нашего и Бога Иисуса Христа, одно – прежде веков, от Бога Отца бестелесно и вечно, другое – от Святой Приснодевы Марии по плоти в конце веков, и что Тот же Самый и единый Господь наш и Бог Иисус Христос единосущен Богу и Отцу по божеству и единосущен Деве и Матери по человечеству, и что Тот же Самый «подлежит страданию по плоти, бесстрастный по божеству, описуемый по телу, неописумый по Духу, и Тот же Самый – сотворённый и несотворенный, земной и небесный, видимый и умопостигаемый, вмещаемый и не вмещаемый, чтобы Тем же Самым, всецелым человеком и Богом, воссоздан был всецелый человек, падший под грех» 96 ... 5. ...что выражение «одна природа Бога Слова воплощенная» посредством термина «воплощенная» указывает на нашу сущность, совершенно и полностью, только без греха... 6. ...что из двух природ, божества и человечества, и в двух природах, божестве и человечестве, соединённых по ипостаси неслитно и нераздельно, имеет бытие Тот же Самый и единый Господь наш и Бог Иисус Христос ... 7. ...что различие по сущности природ, из которых имеет бытие единый и единственный Христос, после их невыразимого единения сохраняется неслитно и нераздельно... 8. ...что единение по составлению или по ипостаси природ, из которых имеет бытие единый и единственный Христос, познаётся в Нём нераздельно и неслитно...

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

21) ( Λπην) «Возненавидьте печаль и боязнь: ибо она многих подвергает смерти, как (это) показал (на себе) Иуда. Ведайте, как отчаяние соплело предателю петлю задушения. Однакож и в этом (случае) тщетною осталась сеть диавола; ибо, не много спустя, он и расплатился (со Мною). Вместо Искариота Я приготовляю (к апостольскому служению) Киликийца ( Деян. 23:33, 34 ), взамен лукаваго – честнаго, – вместо продавца – Павла, Единый ведущий сердца.» 22) ( Μσται) «Искренние таинники Мои – и братия Мои! Ибо Я называю вас таинниками, а не рабами уже,-сынами и сонаследниками Моими. Вы – светильники всей вселенной и светлые лучи Меня – Солнца, верные ключехранители ( κλειδοφλακες) от Моих сокровищ, посредники даров Моих возвращающемуся (в рай) Адаму; вы столпы Моей церкви, которых я вывел от моря, Единый ведущий сердца. 23) ( Ο τω) «Так проповедуйте о Мне в мире, чтó Я есмь, и, возненавидев после того притчи и гадания, скажите, что Я, будучи Бог , и несказанный, принял образ раба; объявите, как Я добровольно подъял бичевания телесныя. Бог Сый ( ν) и не умирающий, с телом пришел Я к смерти, и быв погребен как осужденный, опустошил ад как Господь, Единый ведущий сердца.» 24) ( Σ σατε) «Итак спасите мир сим образом: крещая во имя Отца и Сына и Святаго Духа». – Укрепившись сими словами, апостолы говорили Создателю своему: «Ты еси Бог Предвечный и Безконечный; мы, зная Тебя, Единаго Господа вместе со Отцем и Духом, будем проповедывать (о сем), как Ты (нам) заповедал. Ты (же) буди с нами и за нас. Единый ведущий сердца.» Источник : Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца . Перевод диакона Сергия Цветкова. М.: 1881. С. 168–174 4. Русский перевод А.С. Десницкого КОНДАК О СВЯТЫХ АПОСТОЛАХ Кукулий 1 Твердых и богогласных проповедников и цвет Твоих учеников, о Господи, принял и успокоил Ты, светом Своим утешил их, ибо и труды их, и успение Тебе приятны больше всесожжения, Единственный в сердцах читающий! Кукулий 2 Ты умудрил превыше риторов рыбаков и послал их проповедниками всей земле по любви Своей неизреченной, Христе Боже наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010