На иконе XVIII в. в том же музее 2 Творец мира – старец; в композиции «почи Бог в день седьмый» Он лежит на одре; по одну сторону Его – распятие в лоне Отца, а по другую – Сын Божий с крыльями в ореоле; последняя из этих сцен, повторенная также на иконе 4, означает посланничество Сына на дело искупления людей. Из этих памятников ясно, что начало мира и падение человека вызывало в художниках представление об искуплении человека и, быть может, о кончине мира, а отсюда форма Творца с крыльями перенесена на Искупителя. Творцу мира усвоены крылья, вероятно, потому, что в Нем видели второе лицо Пресв. Троицы – Слово Божие или Сына Божия. Мир создан словом Божиим (ср. Пс. 32:6 ), а наименование Слова усвояется Сыну Божию: «вся тем (Словом) быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:16 ). Мысль эту повторяет никейский символ веры и некоторые из древних церковных писателей 2362 . Отсюда в памятниках средневековых, если Творец мира изображается не в виде Троицы, то Он представляется в типе Иисуса Христа 2363 , и только с XV-XVI вв. Ему усвоен тип старца Иеговы. Но Сыну Божию в Ветхом завете усвояется наименование ангела Иеговы 2364 . Пусть Творец мира в Библии не назван прямо этим именем; однако оно может быть приложено и к Нему. По смыслу ветхозаветных изречений ангел Иеговы, или ипостасное Слово и премудрость Божия, был при сотворении небес, был художником и радостью перед Богом ( Притч. 8:27,30 ). Ангел Иеговы есть Бог хранитель человека ( Быт. 48:15–16 ), Бог Авраама, Исаака и Иакова ( Исх. 3:2,6 ), ангел, в котором имя Иеговы ( Исх. 23:20,23 ). Отождествить ангела Иеговы и Творца мира было очень легко; а отсюда легко усвоить Творцу и общепринятый в иконографии атрибут ангела – крылья. Но этот Творец есть и вместе с тем и «ангел великого совета, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). «Его начальство на раме Его», т. е., по изъяснению Василия Великого , царство и могущество на кресте, ибо вознесенный на крест, Он всех привлек к себе ( Ин. 12:32 ) 2365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Говоря о совете Троичного Божества перед сотворением человека, святой Моисей повествует, что Бог решил сотворить человека по Своему образу и по подобию; описывая же само сотворение, говорит: «И сотвори Бог человека, – по образу Божию сотвори его» ( Быт.1:26–27 ), а опускает слова «по подобию». «Почему не осуществлено предполагаемое? – спрашивает святой Григорий Нисский . – Почему не сказано: “И сотвори Бог человека по образу Божию и по подобию”? Неужели Творец изнемог? – Безбожно говорить что-либо такое. Неужели Творец изменил Свое намерение? – Безбожно нечто такое и помыслить. Сказал и изменил намерение? – Нет. Священное Писание не говорит ни того, что Творец изнемог, ни того, что намерение осталось неисполненным. По какой причине тогда умолчено – «по подобию»? Причина – та, что «по образу» мы имеем по сотворению, а «по подобию» приобретаем по своей воле. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию – зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность; а приобретаем его действенно с помощью нашего самостоятельного усилия. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: «Сотворим человека... и по подобию» – и не даровал нам возможности быть по подобию, мы не могли бы своими собственными силами стать подобными Богу. Мы при сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, предоставив нам эту возможность, Бог оставил нам самим устроять свое подобие с Богом, чтобы удостоить нас за наш подвиг приятной награды и чтобы мы не были подобны безжизненным картинам, которые делают живописцы». «При самом сотворении моем, – рассуждает в том же сочинении святой отец, – я получил «по образу», а по свободной воле становлюсь «по подобию»... Одно дано, а другое осталось незаконченным, чтобы я, усовершив самого себя, стал достойным Божией награды. А как мы становимся «по подобию»? – Чрез Евангелие. Что есть христианство? – Уподобление Богу, насколько это возможно для человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если в отношении ко всему существующему Бог есть Творец и Промыслитель, то в отношении к Сыну Он есть Отец: «Творец не есть Отец того, чему Он Творец, если Отцом в собственном смысле называется Родивший. Равно и Отец не Творец, если Творцом называется только художник, производящий что-либо своими руками» (Ibid. 20). Только в несобственном смысле понятия о рождении и творении употребляются в более широком значении, выражая общее отношение причины к следствию. В широком смысле понятие творения и в обыкновенной речи применяется к акту, имеющему близкое сходство с рождением: у греков мудрецы называются творцами своих произведений, не имеющий закона становится творцом (см.: Иак 4. 11; Рим 2. 14) и добродетельных или порочных сердечных расположений (см.: Ис 5. 7) (Ibid. 20-21). Если Д. В. и употреблял иногда понятие «творение» для обозначения отношения между Отцом и Сыном, приводя в качестве примера сотворенные вещи, то на них он останавливался лишь мимоходом, потому что «при рассуждении о предметах малоизвестных, которые нужно еще сделать доступными познанию», приходится прибегать к примерам, где наряду со сходными есть не только различные, но и противоположные признаки (Ibid. 18). Указывая на сотворенные вещи, Д. В. имел в виду отношение Отца к воспринятой Сыном человеческой природе и «назвал Отца Творцом по причине плоти, которую приняло Слово и которая действительно сотворена» (Ibid. 21). Несмотря на то что Д. В. не употреблял понятие «единосущный», не находя его в Свящ. Писании (Ibid. 18), его примеры и выражения ясно указывали на единство рода и природы в Отце и Сыне: «Жизнь рождена от жизни, как река истекла от источника, и от неугасимого света возжжен блистающий свет» (Ibidem). Если Бог есть Сущий, то и Сын «исполнен сущего и Сам есть Сущий от Отца» (Ibid. 15). Если Бог есть Дух, то и Сын называется испарением силы Божией (Прем 7. 25) (Ibidem). Слава и могущество принадлежат в равной мере всем трем Лицам Св. Троицы («Богу Отцу и Сыну, Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков» - ap. Basil Magn. De Spirit. Sanct. 29). Вместе с тем Д. В. был против смешения личных свойств: «В начале было Слово, но не был Словом Тот, Кто произнес Слово, ибо Слово было у Бога; Господь есть Премудрость, следовательно, не был Премудростью Тот, Кто произвел Премудрость; Христос есть Истина, но написано: благословен Бог Истины» (ap. Athanas. Alex. De sent. Dionys. 25).

http://pravenc.ru/text/178450.html

Бог, по мнению мухаммедан, своим всемогуществом может из десяти сделать четыре и наоборот, может настоящий мир и будущий со всеми, находящимися в них, лицами и вещами уложить в одну ореховую скорлупу, и при этом оба эти мира не умалятся, а ореховая скорлупа не увеличится Тадж-уд-дин 28 так говорит о всемогуществе Божием: „Все одушевленное и неодушевленное, бывшее и не бывшее, все, что находится в настоящем и будущем мире, все зависит от всемогущества и предопределения всевышнего Бога. Все, что случается с людьми: доброе, худое, несчастие, бедность, честь, ничтожество, понятливость, пол мужской и женский, – все это по всемогуществу и предопределению всевышнего Господа и написано в ляух-уль-мазсфуз. 29 Все дела человеческие, все их слова, хотя бы эти слова были ложные или справедливые, зависят от предопределения всевышнего Бога. Всевышний Бог сотворил нас, – также творит и дела наши. Хотя бы действия наши были злые, все они сотворены всевышним Богом, т. е. одним словом: всевышний Бог сотворил неверие неверных, праведность праведных, нечестие нечестивых и Лицемерие лицемерных, – все это по изволению всевышнего Бога, по Его намерению и Его неизбежному определению. Впрочем Он дал нам свободу в действиях. Хотя в сущности не видно нашей свободы, потому что Творец есть Царь; но Он дал нам свободу: самим нам предоставил желание идти по двум путям: по пути райскому и по пути адскому. Он не делает принуждения и насилия нашей свободе. Согласно шариату, сам раб делает приобретение по данной ему от истинного Бога свободе в действиях“. Об отношении свободы человеческой ко всевластию Божию мухаммедане рассуждают так в своем Агкаиде, т. е. Богословии: Бог есть творец дел человеческих, всех дел: неверия и веры, покорности и неповиновения. Несправедливо думают мюгтазиля (сектанты), что человек сам есть творец дел своих.... истинно верующие (люди истины) доказывают свое положение многими способами: 1) если бы человек был творец дел своих, то необходимо он знал бы о всех самых малых подробностях или частях этих дел.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

д) Рассмотрим Символ веры с кратким изъяснением каждого члена. 1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым . Принимаю на веру православное учение о Первом Лице Святой Троицы, о Боге Отце, с сердечным убеждением в его истинности. Он, вместе с Сыном и Святым Духом, есть единый истинный Бог . Он, нераздельный с Ними по Божеству, отличается от Них тем, что Сам, будучи безначальным, есть единственное Начало, от которого происходит Сын Божий посредством рождения и Дух Святой посредством исхождения. В отношении ко всему, что вне Его существует, Он есть Вседержитель, ибо все сотворенное содержит Своей всемогущей силой и всем управляет, так что все, что ни совершается в мире, совершается по Его определению или попущению. Он есть Творец мира, – Он дал бытие бесчисленным небесным мирам и нашей земле, всем существам видимым и невидимым, т.е. Ангелам, из которых одни остались верными Богу, другие отпали от Него. 2-й член: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша . Принимаю верой и исповедую православное учение о Втором Лице Святой Троицы Сыне Божием. Он, вместе с Отцом и Святым Духом, есть Единый истинный Господь над всем, особенно над нами, для которых Он, явившись на земле с именем Иисуса, соделался Христом – Искупителем. Он есть Сын Бога Отца Единородный, т.е. единственный по природе Его Сын. Он от Отца рожден прежде всех веков, следовательно, Ему совечен, так что не было времени, когда бы не было Сына, как не было времени, когда бы не было Отца. Он так же бесстрастно рождается от Отца, как свет бесстрастно рождается от солнца. Он есть Бог истинный, как и Бог Отец, от которого Он произошел по Божеству. Он единосущен, а не подобосущен Отцу, ибо имеет одну с Ним Божественную природу и одни и те же свойственные ей совершенства. Он, как и Бог Отец, есть Творец всего: все чрез Него произошло, и без Него ничто же бысть, еже бысть ( Ин. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Антифоны 1. Во время скорби моей, словами Давида воспеваю Тебе, Спаситель мой: избавь душу мою от языка лукавого (Пс. 119, 2). 2. У пустынников, окрыляемых божественною любовию, жизнь блаженна. 3. Дух Святой владычествует над всем видимым и невидимым; Он самодержавен и есть поистине один из лиц Троицы. 4. Устремимся, душа, на горы; пойдем туда, откуда идет помощь (Пс. 120, 1). 6. Десница Твоя, Христе, да коснется и меня и от всякого коварства да сохранит меня. 7. Богословствуя, да воскликнем Святому Духу: Ты — Бог, жизнь, любовь, свет, ум; Ты — благость, Ты царствуешь во веки. 8. Я исполнился великой радости, когда сказали мне: пойдем в дом Господа, поэтому воссылаю молитвы. Слава: В доме Давида страшное совершается, ибо там огонь, опаляющий всякий постыдный ум. И ныне: Святой Дух обладает животворною силою; Им, как и Отцом и вместе Словом, одушевляется всякое живое существо. Ирмосы канона Песнь 1: Христос, сокрушающий врагов Своею могучею рукою, коней и всадников ввергнул в Чермное море и спас Израильтян, воспевавших победную песнь (Исх. 15, 1). Песнь 3: Своим повелением утвердивший ни на чем тяжелую землю и недержимо повесивший ее, Христе! На неподвижном камне заповедей Твоих, утверди Церковь Твою, единый благой и человеколюбец (Иов. 26, 7). Песнь 4: Аввакум пророческим взором увидев Твое Божественное унижение, Христе, с трепетом восклицал Тебе: для спасения народа Своего Ты пришел спасти избранных Тобою (Авв. 3, 13). Песнь 5: Облекающийся в свет, как в одежду! От ранней зари обращаюсь к Тебе и восклицаю Тебе: омраченную душу мою просвети, Христе, как единый милосердный. Песнь 6: Владыка Христе! Укроти мере страстей, бушующее пагубною для души бурею, и спаси меня от погибели, как милосердный. Кондак: Ты, Спаситель мой, сошел в ад, как Всемогущий разрушил его врата, как Творец воскресил с Собою мертвых и уничтожил жало смерти, и Адам избавился Тобою от проклятия, человеколюбец. Поэтому все мы восклицаем Тебе: спаси нас, Господи. Песнь 7: Превозносимый Господь отцов угасил пламень и оросил юношей, единогласно воспевавших: Боже, благословен Ты.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Поэтому идея Трехличностности, рассматриваемая с точки зрения божественного единства, то есть представления о едином Боге, указывает на то, что высшее онтологическое основание Бога – реляционность. Таким образом, мы оказываемся недалеко от буберовского понятия «между» как высшей онтологической реальности. 363 Исключая возможность онтологического происхождения и заменяя его онтологическим совозникновением или «соприсущностью», 364 мы неизбежно превращаем реляционность в высшую реальность: единый Бог не Отец; это – единство Отца, Сына и Духа в их соприсущности или взаимосвязанности. 365 (г) Нет ли здесь какой–то ошибки? Конечно, есть, и притом очень серьезная! Если единый Бог не есть особая ипостась, то в своих молитвах мы не можем обращаться к единому Богу, мы можем молиться только Троице или Триединству. Но вера в единого Бога относится k lex orandi. 366 Молясь Троице, мы вместе с тем молимся единому Богу. Если единый Бог не является особой ипостасью, значит, наша молитва не направлена к единому Богу, поскольку мы можем молиться только особой ипостаси, а не некоему Триединству. Не случайно все древние евхаристические молитвы были обращены к Отцу. 367 Постепенное введение Троицы в эти молитвы не имело целью сокрыть истину, согласно которой, обращаясь в молитве к Троице, мы в конечном итоге молимся единому Богу, Отцу. 368 Однако, говоря с единым Богом Отцом и Святой Троицей (или говоря о едином Боге Отце и Святой Троице) одновременно, мы не противоречим самим себе, потому что Отец – это особая ипостась, которая является «иной», будучи реляционной, то есть немыслимой вне Его единства с Иными божественными Лицами. Единый Бог и Триединый Бог, таким образом, постигаются одновременно – благодаря не безличной реляционности или Триединству, но ипостаси, которая является и особенной, и реляционной. 369 Инаковость и своеобразие Отца не подчиняют и не отрицают, но, наоборот, утверждают своеобразие и целостность прочих Иных, поскольку Он – их свободный и любящий Породитель, «от Которого и равенство имеют Равные, и бытие». 370 4. Причинность и порядок

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Как прекрасна и чудесна эта последовательность: сперва установил начало небу, чтобы не думали, что оно безначально; затем он сказал «сотворил», чтобы стало ясно, что это есть малая часть от всего сотворенного. Как некто, изготовляющий кувшины и горшки, может делать много различных сосудов и не исчерпывает этим своего умения и не погубит его, так и Творец всего созданного имеет силу, которая не только не ограничивается этим созданным, но является бессмертной. Только Он подумал и сразу привел в бытие все видимое. И так как весь мир имеет начало и является сотворенным, то подумай, кто ему дал начало, кто его Творец. Моисей, предохраняя нас от того, чтобы мы, с помощью своих человеческих понятий пытаясь решить этот вопрос, но не достигнув его решения и отвратившись от истины, впали в некое злое заблуждение, положил нам в качестве печати имя Божье, говоря: «В начале сотворил Бог». Это Естество преславное и преблаженное, эта безмерная Доброта, дорогое Имя, Начало всему сущему, Источник жизни, духовный Свет, бесконечная Премудрость, несравнимый преблагой Творец: Он сотворил небо и землю.     Еретики осмеливаются говорить о Христе, что Он «стал». Заметь же здесь: когда еретик говорит, что Христос «стал» и что Он не существовал прежде бытия, то чем Он выше земли? Также и о земле говорит Моисей: «Земля была». И когда он говорит: «В начале было», то они [еретики] подразумевают «создано», а не понимают под этим вечное естество, то тогда Спаситель ни в чем не выше земли. И слово Божие было, и земля была. Но о том они не подумали, что когда говорится «в начале было», подразумевается не ставшее, а «вечно существующее», а земля не была прежде и стала сотворена, и только тогда можно сказать о ней «была». Ведь не сказал Моисей: «Земля была», прежде чем он сказал: «В начале сотворил Бог небо и землю». Сначала он сказал «сотворил», а потом «была». «В начале» и «в начале» сказали оба, чтобы проявился единый корень благочестивой веры, которая наставляла того, проповедовавшего Закон Моисея, и осветила этого, Иоанна Богослова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Совершенное теперь, по слову апостола Павла, мы можем только отчасти знать ( 1Кор.13:9 ). Пусть совершенное “теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно”, — говорит апостол ( 1Кор.13:12 ). Но вот что в величайшей тайне Божественной жизни все же увидела Церковь или те, кому Господь, как это сказано в евангелии апостола Луки, — ” отверз им ум к уразумению Писаний” ( Лк.24:45 ). И в боговдохновенной жизни Церкви, в верности Ее преданию нашелся путь, который подводит и к другой сокровенной тайне бытия Божия. В нашей простой, человеческой любви кроется чудодейственный источник творческой активности. Эта активность совершает с нами то, что может быть названо самополаганием личности, ее самостановлением и раскрытием. Именно так личность становится личностью, творит себя. И Божественная любовь не может быть понята нами иначе, как предвечный чистый акт самополагания Божественного Триипостасного Лица. В нем равно участвуют все Три Ипостаси, Отца и Сына и Духа Святого. Бог творит жизнь в Себе, Свою жизнь. Бог Творец жизни в себе. Творец. Начало жизни, ее источник, ее первоисточник. И мы зовем Его “Сый”, то есть Сущий, — в глубочайшем, собственном, единственном смысле этого слова. Божественная жизнь — любовь — не может не быть блаженством, при котором всякое инобытие не нужно. Но это инобытие есть, раз есть наш мир! Если допустить, что наш мир имеет в себе самом свой собственный принцип бытия, то он окажется… вторым богом. Притом, существующим наряду с Богом и Его ограничивающим. Но мы верим в Одного Бога. И Он (только Он!) — Творец жизни, то есть жизни в Себе и вне Себя. Жизнь не божественная, т. е. не в Самом Боге, или инобытие, возникает совсем не потому, что она в каком бы то ни было смысле нужна Богу. Но мир не мог быть не сотворен, в его сотворении нет никакой случайности (см. о. Сергий Булгаков, “Невеста Агнца”, отд. 1, Творец и творение), потому что бытие его включается в самое бытие Божие, — хотя и иначе, чем собственное Его содержание. Не дано нашему разуму проникать в глубину таких тайн жизни Божией, но дано постигать то, что открывает нам Сам Бог. К этим откровениям и относится то, что творение мира — по существу, тоже самоположение Божие. Так как в жизни, в бытии этого мира Сама Божественная жизнь получает свое особое инобытие. Вот почему в творении мира пророки, апостолы, отцы Церкви, святые всегда видели совершавшуюся в вечности мистерию Божественной любви.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-krestno...

Посему духовная и общая Мать и Кормилица наша — Христова Церковь — днесь еще явнее, еще более всемирно возвещает о просиявших в благочестии и в добродетели. Возвещая же о их Всесвященных Соборах и вынесенных на них божественных догматах, Она вместе с этим отвергает в основных чертах приверженцев нечестия (ересей) и их злостные построения и мнения, дабы мы истинно отвращались их. Последуя же божественно мыслящим, веровали во единого Бога Отца, Сына и Духа Святого, от Которого и Которым и в Котором вся быша; Который есть прежде всего и над всем и во всем и превыше всего; Единица в Троице и Троица во Единице, несмешенно соединенная и нераздельно различаемая; Единица, Она же и Троица всемогущая. Отец безвременный, и безначальный, и вечный Единый — Вина и Корень созерцаемого Божества в Сыне и в Святом Духе: не единый Творец, но только единый Отец Сына и Духа Святого Изводитель: присно сущий и всегда сущий Отец и вместе Изводитель, Которого Сын Единый совечен Ему и в отношении времени со–временен, но не безначален (т. е. имеет Вину Своего бытия), как имеющий Отца Своим Родителем и Корнем и Источником и Началом, от Которого Единого прежде всех веков произошел, но не отделился: Бог от Бога; не инаковый — как Бог, но иной — как Сын; присно сущий и всегда сущий Сын и всегда у Бога несмешенно сущий; Слово Живое, Свет Истинный, Воипостасная Премудрость, Вина и Начало всего сущего, так как Им вся быша (сотворено); Который при завершении веков, как предрекли Пророки, Сам Себя истощил, восприяв ради нас свойственный нам облик. Благоволением Отца и содействием Святого Духа, был зачат и родился от Приснодевы и, как истинно воплотившийся, стал подобен нам во всем, за исключением греха; пребывая, как был, Богом истинным во единой Ипостаси и после воплощения; действуя все божественное, как — Бог; и все человеческое, как — Человек, и подвергаясь непорочным человеческим страданиям, будучи бесстрастным, и бессмертным, и вечным, как Бог; и был распят, и умер, и был погребен, и в третий день воскрес; и смертью и воскресением Своим упразднил имущего державу смерти; и по воскресении являлся и вознесся на небеса и воссел одесную Отца, сделав наше естество единочестным и сопрестольным, как участника Божества, и с этим естеством (т. е. в человеческой природе, воспринятой Им в воплощении) снова со славою приидет судить живых и мертвых, призванных вновь в жизнь силою Его Пришествия, и воздать каждому по делам его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010