139. Теперь рассудим, Дух Творец или творение. Но выше мы уже доказали, что Он Творец: Дух Божий создал меня (Иов. 33:4), и Писание свидетельствует, что действием Духа обновляется лицо земли 208 и без Духа все разрушается, поэтому очевидно, что Дух является Творцом 209 . Кто может сомневаться в этом, если раньше мы уже показали, что и само рождение Господа от Девы, превосходящее всякое творение, произошло по действию Духа? 140. Итак, Дух не творение, а Творец. Кто является Творцом, не может быть творениием. И поскольку Он не творение, то Он, несомненно, Творец и содействует во всем Отцу и Сыну. Если Он — Творец, апостол своим осуждением язычников, ибо они служили твари вместо Творца, Который есть Бог, благословенный во веки (Рим. 1:25), и призывом — как мы уже сказали выше 210  — служить Святому Духу 211 , показал, что Дух — Творец, и, поскольку Он Творец, предписал называть Его Богом. Об этом он говорит и в Послании к евреям: Устроивший все есть Бог (Евр. 3:4). Итак, или они скажут нам, чтб было сотворено без участия Отца, Сына и Святого Духа, или же признают, что Дух единой божественной природы с Отцом и Сыном. 141. Апостол научил нас поклоняться Тому, Кого он назвал Господом и Богом. Богу Вселенной и Господу должны поклоняться все, как сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10; Втор. 6:13). 142. Или пусть еретики укажут нам, где они вычитали, что и Дух поклоняется. О Сыне Божьем сказано: Да поклонятся Ему все ангелы Его (Евр. 1:6) 212 , но ты нигде не прочтешь: «Да поклонится Ему Дух». Как может поклоняться Сыну Тот, Кто не причислен к «рабам» и «служителям» 213 , но вместе с Отцом и Сыном принимает покорное служение праведников, как написано: Мы служим Духу Божию (Флп. 3:3)? Итак, мы должны поклоняться Тому, Кому апостол научил нас служить. Кому мы служим, мы и поклоняемся, согласно Писанию, которое мы непрестанно повторяем: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Μф. 4:10; Втор. 6:13). 143. Однако апостол не забыл упомянуть, что следует поклоняться и Святому Духу. Как мы однажды научили, что в пророках был Дух — и это никто не может оспорить, поскольку пророчество даруется Духом 214 , — и когда поклоняются Тому, Кто был в пророках, поклоняются именно Духу. Так ты читаешь: Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдет к вам незнающий или неверующий, то не скажет ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог (1 Кор. 14:23–25). Итак, Бог, Которому поклоняются, пребывает и говорит в пророках 215 . Но пребывает и говорит 216 Дух. Стало быть, Духу поклоняются.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Но если Он не сотворен, Он не творение; если же Он не есть творение, Он одной и той же сущности, что и Отец. Всякая же сущность, которая не есть Бог, сотворена; то же, что не сотворено, есть Бог . Если же Сын не одной и той же сущности, что и Отец, Он есть тварная сущность; а если Он тварная сущность, то не все через Него начало быть; но если все «через Него начало быть», Он одной и той же сущности, что и Отец. А поэтому Он не только Бог, но истинный Бог. Об этом-то яснейшим образом и высказывается Иоанн в своем послании: «Мы знаем , что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Этот есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5, 20 ). 10. Поэтому мы соответственно считаем, что апостол Павел сказал «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 16 ) не только об Отце, но о едином и единственном Боге, Который есть Сама Троица. Ведь сама жизнь вечная не смертна, как смертно то, что подвержено перемене. И поэтому Сын Божий, поскольку Он – «жизнь вечная», Сам мыслится вместе с Отцом, когда говорится: «единый имеющий бессмертие». Ибо и мы соделываемся причастниками этой вечной жизни и в меру свою становимся бессмертными. Однако одно дело – вечная жизнь, причастниками которой мы соделываемся; другое же дело – мы сами, будущие жить в вечности посредством этого причастия. Если же апостол и сказал о явлении Христа: «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 15–16 ), то не следует мыслить Сына отдельно [от Отца]. В самом деле, ведь даже Сын, говоря голосом Премудрости (ибо Он Сам есть Премудрость Божия) – «я одна обошла круг небесный» ( Сир.24, 5 ) – не отделял Отца от Себя. Тем более нет необходимости в том, чтобы мыслить только об Отце, исключая Сына, то, когда говорится: «единый имеющий бессмертие»; ибо сказано так: «Соблюди заповедь чисто и неукоризненно далее до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Песнь 7 Ирмос: Отроков из печи Избавивший,/став человеком,/страдает как смертный,/и Своим страданием/облекает смертное в красоту бессмертия,/Единый благословенный/Бог отцов и препрославленный. Восстал Ты в третий день из гроба,/как от сна, Господи,/привратников ада поразив/божественною силою/и воздвигнув древних праотцев,/Единый благословенный/Бог отцов и препрославленный. С лирой песней торжествуя,/в сей день возрадуемся, люди,/ради поклонения Кресту,/на нем пригвожденного Христа славя,/Единого благословенного/Бога отцов и препрославленного. Явив орудие умерщвления/жизни источником, желанным миру,/– Крест Твой, Всемилосердный,/Ему поклоняющихся освяти,/Единый благословенный/Боже отцов, и препрославленный. Единый милостивый и благосердный,/просвети, освяти, единый Иисусе,/поклоняющихся с верою/Твоему Кресту и божественным страданиям,/Единый благословенный/Боже отцов и препрославленный. Слава, Троичен: Как Единицу в трех Ипостасях/я воспеваю Божество:/ибо свет – Отец, свет – Сын, свет – Дух,/Свет, нераздельным пребывающий в единстве Естества/и тремя лучами Лиц сияющий. И ныне, Богородичен: Ты – всех пророков проповедь многоименная,/ибо вратами Божиими, золотым сосудом с манной,/землей святою Ты явилась,/Дева, Божия Невеста,/родившая по плоти Иисуса Христа,/Бога отцов, и препрославленного. Катавасия: Из пламени отроков Избавивший,/плоть приняв, пришел на землю/и, пригвожденный ко Кресту,/спасение нам даровал, –/Единый благословенный Бог отцов/и препрославленный. Песнь 8 Ирмос: Этот желанный и святой день,/первый от субботы, царственный и главный,/есть праздников праздник/и торжество из торжеств./В сей день благословляем Христа вовеки! «Миро что еще держите в руках?/И Кого вы ищете?»/– ныне явившийся во гробе юноша взывает, –/«Воскрес Христос и Бог наш,/воздвигнув смертных естество/из адских глубин!» Радуйся, Древо треблаженное и божественное,/Крест, свет пребывающим во тьме,/четырехконечный мip,/блеском Твоим предвещающий/воскресения Христова сияние,/удостой всех верных достигнуть Пасхи.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Что касается древнего философского изречения ex nihilo nihil fit 35 , то его здесь применить нельзя, ибо в своем Богооткровенном учении Церковь учит не тому, что «ничто» само собой сотворило мир из себя, а тому, что Бог Своей всемогущей и премудрой силой сотворил мир из ничего. Как идея, как замысел мир всегда существовал в Боге, но приведен в бытие сотворением. Бог «созерцал вся прежде бытия их» ( Дан.13 – Примеч. ред.), от века замыслив, и каждое в отдельности происходит в предопределенное время согласно с Его вечной, соединенной с волей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Этим предвечным замыслом Бог творит, и этот замысел является основанием дела, которое исполняет Слово и совершает Дух. Говоря о том, как Бог сотворил мир из ничего, блаженный Августин замечает, что Бог все сотворил Своей волей, а воля Божия не есть «ничто». По учению святого Максима Исповедника , «Бог Своему ведению твари, извечно существовавшему в Нем, дал осуществление и произвел его на свет (в мир), когда Сам хотел». Воля Божия – основа всего сущего, поэтому начало и происхождение всего сущего необходимо видеть в Божией воле и власти. 4. Триипостасный Господь есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили бытие», ибо пространство и время – это два соотносящихся и неразрывных между собой понятия. Творец мира, по словам святого Григория Нисского , поставил время и пространство как своего рода рамки тому, что должно было прийти в бытие; на этом основании Творец построил вселенную. Невозможно чему-либо, через сотворение пришедшему в бытие, быть независимым от пространства и времени. Это означает, что всё, что Бог сотворил, Он сотворил во времени, или, точнее, со временем. На это указывает и библейское описание создания мира, когда всё, сотворенное в пространстве, сопровождается словами: «И был вечер, и было утро» ( Быт.1:5, 8, 13 и др.). Самый первый стих Библии : «В начале сотвори Бог небо и землю», – содержит в себе понятие об одновременном начале пространства и времени, пространственного и временного, ибо означает: «В начале времени сотворил Бог небо и землю». Само сотворение мира как пространственного целого – одновременно с сотворением времени как категории мира. Святое Откровение ясно подчеркивает, что Бог есть Творец времени (см. Евр.1:2 ; Притч.8:23 ). И подобно тому как Один и Тот же [есть] Творец времени и пространства, так одно и то же их начало. До начала, о котором говорится в первом стихе Библии, не существовали ни небо, ни земля; они приведены в бытие с началом времени и во времени. Только Бог существует вовек, прежде всякого временнбго и пространственного начала, прежде сотворения земли и вселенной (см. Пс.89:3, 101:26–28 ; Кол.1:17 ). Об этом говорят слова Первосвященнической молитвы Спасителя к Небесному Отцу: «И ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть» ( Ин.17:5 ; ср.: Еф.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Отсюда ризы эти — не скотоподобны, не берут свое начало в неразумном естестве, но, как и сам человек, созданы руцей Божией. Ведь [тем самым] ясно и несомненно предначертана богозданная и бессемянная плоть Бога Слова, которую соделал Ему [Сам] Бог, подобно тому, как сотворил Иаков пеструю ризу собственному сыну Иосифу (Быт. 3 7:З). И если кожаные ризы не предначертали Воплощения нагого второго Адама, то почему Бог не одел его в ризы виссоновые, льняные или [сотканные] из какого–либо иного материала? Затем возникли мифы манихеев, ниспровергающие это [Слово Откровения] и говорящие о двух началах и двух противоположных богах: благом и злом. [Согласно их учению] один [бог], как благой, есть творец нетелесной души нашей, а другой — [бог] злой — есть создатель тела нашего. Опять же [бог] благой является создателем света, а [бог] злой — творцом тьмы; благой бог обрел свое отпечатление в древе жизни, а древо познания [добра и зла] есть отпечатление злого бога; благой бог создал бессмертного и нетленного человека, а бог злой облачил его в кожаные ризы и смертную дебелость этой плоти, соделав человека тленным. Таким образом, злой бог является создателем плотского рождения всего нашего человечества и творцом смертного [человека]. Такова вздорная болтовня манихеев. Церковь же Христова держится вдали от подобных [басней]; она внимает [глаголам Священного Писания, утверждающим], что человек создан по образу Божию; что после преступления [заповеди] он вновь услышал от Бога: «вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22); что, словно нежно любящим отцом, он был облачен Богом в [кожаные] ризы, заботливо приготовленные Им как покров [для души]; что Адам произвел потомство, согласно благословению Божиему, гласящему: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28); что [Бог] предназначил его быть отцом всему миру; что естество его, восшедшее на престол херувимский, прославляется всем ангельским воинством, поклоняющимся ему. И Церковь, взирая на такого рода блага, которыми обладал Адам после своего преступления, не дерзает говорить, будто некий злой [бог] является причиной и дарователем столь великих благ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Нужен ли единый учебник по истории — дискуссия в «Воскресном вечере» В. Соловьева 4 марта, 2013. Редакция " Правмира " Сталин — эффективный менеджер или кровавый тиран? СССР — империя зла или великая супердержава? Возможен ли единый учебник истории или школьникам нужно ознакомиться с разными интерпретациями исторического прошлого? В эфире ток-шоу Владимира Соловьева «Воскресный вечер» состоялась дискуссия о том, нужен ли российским школьникам единый учебник по истории. Сталин — эффективный менеджер или кровавый тиран? СССР — империя зла или великая супердержава? Возможен ли единый учебник истории или школьникам нужно ознакомиться с разными интерпретациями исторического прошлого? В дискуссии приняли участие: депутат ГосДумы, исполнительный директор фонда «Русский мир»  Вячеслав Никонов, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков,  профессор МГИМО Андрей Зубов, народный артист России Иосиф Райхельгауз, историк Николай Сванидзе.   Владимир Соловьев: История опять ударилась в политику. Единый школьный учебник стал объектом идеологического противостояния.  Эффективный менеджер или кровавый тиран? СССР – империя зла или великая супердержава?  Историческая мозаика рушится под ударами субъективных оценок. Наука становится инструментом пропаганды, но отстаивает свое право на беспристрастный взгляд в прошлое. Как воспитать граждан, которые гордятся своей страной без утаивания темных страниц ее истории. Господин Никонов, единый учебник даже теоретически написать можно? Вячеслав Никонов: Нация — это герои, язык и история Вячеслав Никонов: Можно, конечно.  Вы знаете, вообще, что такое нация? Нация – это памятники, это герои, это могилы, это язык, это история. Знаете, когда я начал заниматься фондом «Русский мир», русским языком, выяснилось, что есть 60 учебников русского языка. Причем специалисты посмотрели и сказали, что это учебники разных русских языков.

http://pravmir.ru/nuzhen-li-edinyj-ucheb...

9.  Поэтому, справедливо мы обличаем их, что они слишком далеко отклонились от истины. Ибо, если Спаситель создал сотворенные вещи посредством Него (Демиурга), то Он оказывается не ниже их, но выше, так как Он есть создатель и их самих, потому что и они относятся к сотворенному. Каким же образом следует, что они духовны, а Тот, посредством Которого они созданы, душевен? А если — что одно только истинно, как я показал многими и весьма ясными доказательствами — Он (Творец) Сам Собою свободно и Своею силою сотворил все и все устроил и совершил, и Его воля есть субстанция всего, то Он Один, оказывается, есть Бог, все сотворивший, единый всемогущий и единый Отец, «Словом силы Своей» (Евр. 1:3) созидающий и творящий все видимое и невидимое, чувственное и нечувственное, небесное и земное. Он все расположил и устроил Своею премудростью, и, все обнимая, Один только не может никем быть объят; Сам Создатель, Сам Устроитель, Сам Изобретатель, Сам Творец, Сам Господь всего, и кроме и выше Его нет ни Матери, Которую они призывают, ни другого Бога, Которого выдумал Маркион, ни Плиромы с тридцатью Эонами, которая оказалась пустою, ни Глубины, ни Первоначала, ни небес, ни девственного света, ни Эона неименуемого, ни ничьего–либо другого от того, что бредят эти и все эретики. Но один только Бог Творец, Который выше всякого начала, власти, господства и силы: Он есть Отец, Он — Бог, Он — Создатель, Он — Творец, Он — Устроитель, Который сотворил Сам Собою, т. е. чрез Свое Слово и Свою Премудрость, — небо, и землю, и море, и все, что в них; Он праведен, Он благ, Он образовал человека. Он насадил рай, Он устроил мир, Он навел потоп, Он спас Ноя; Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, Бог живых; Его возвещает закон, проповедуют пророки, открывает Христос, объявляют нам апостолы, и в Него верует Церковь. Он есть Отец Господа нашего Иисуса Христа; чрез Свое Слово, которое есть Его Сын, чрез Него Он открылся и объявил всем, кому Он открывается, ибо те только знают Его, кому Сын открывает Его; но Сын, вечно существуя с Отцом, издревле и даже искони всегда открывает Отца ангелам, архангелам, властям, силам и всем, кому хочет Бог открыться. Гл. XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Наконец, протестантский исследователь Т. Торренс кратко комментирует использование свт. Кириллом понятия «изменение на уровне элементов» (μεταστοιχεωσις) для описания обожения человеческой природы Духом Святым и причастия ее освященному человечеству Христа. Не входя в подробности использования этого термина, исследователь замечает только отличие его смысловой нагрузки от «транссубстанции» (μετουσωσις) 2230 . 4. 5. 2. Творец и творение Начнем с определений, которые свт. Кирилл употребляет для описания Бога как Творца видимого и невидимого мира. В аспекте творения мира, чаще всего в его творениях Господь называется «Демиургом» (δημιουργς), «Создателем» 2231 . На втором месте по частоте употребления стоят термины «Творец» (ποιητς) и «Художник» (τεχντης). Эти термины встречаются с разными эпитетами и предикатами, например «Единый Создатель» 2232 , «Верховный» или «Высочайший Художник» (ριστοτχνης) 2233 . Многократно Святитель описывает Бога как Творца и Создателя «всяческих» 2234 , «всего существующего» 2235 . Зачастую эти термины встречаются в парном употреблении: «Художник и Создатель Бог» 2236 , «Художник и Создатель всего существующего» 2237 , «Творец и Создатель» 2238 , «Творец и Художник» 2239 . Бог также называется «Родителем» (γενεσιουργς) 2240 всех (сущностей и тварей). При этом все эти термины, по мысли свт. Кирилла, могут и должны быть отнесены к Сыну и Слову Божию в такой же степени, как и к Богу Отцу. Так, в Толковании на Евангелие от Иоанна целая глава посвящена доказательству того, что Сын по природе является Создателем мира, так же как и Отец 2241 . Эта тема часто затрагивается в богословии свт. Кирилла и отражена на многих страницах его сочинений. В частности, в сочинении Τν θησαυρν περ τς γας κα μοουσου Τριδος, опровергая то положение, что будто бы позже по времени могло явиться Слово «всех Содетеля» (το πντων δημιουργο Λγου), он доказывает это таким образом: «Если всегда Бог Творец, то всегда с Ним был Тот, через Которого Он является Творцом (δι ο ποιητς φανετο), т. е. Слово Его» 2242 . В Περ γας τε κα μοουσου Τριδος Святитель называет Слово Божие «Создателем» или «Родителем» всего (τν λων γενεσιουργν; τν πντων γενεσιουργν) 2243 , в Τν θησαυρν – «со-творящим со Отцом» (συνδημιουργσαντα) 2244 , в сочинении Κατ ουλιανο – «Родителем и Художником всего видимого и невидимого, чувственного и познаваемого» 2245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Творец проявляет себя в творении, так что Творец и творение суть одно. Творец есть жизнь и дух всего, что существует, и все мироздание пронизано единым духом. Дух Вечной Жизни и Силы действует во всем и через все», – утверждает популярный автор Нового Мышления Р. Трайн 262 . По-видимому, автор не вполне понимает, что заявленное им абсолютное тождество «Творец и творение суть одно» несовместимо со следом стоящей фразой: «Творец есть жизнь и дух всего ... всё мироздание пронизано единым духом», поскольку пронизывать можно иное по отношению к себе, но не самого себя. Если человек всецело включен в Творца, необходимо было бы признать несовершенство нашего заблуждающегося разума таким же атрибутом природы Самого Творца, как, например, «мудрость», но тогда Бог уже не был бы «мудростью» и «гармонией». Или, наоборот, человек неизбежно являл бы ту же силу и совершенство разума, которыми обладает Бог. Основатель «Религиозной науки» Э. Холмс так же заявляет всецело духовную природу мира: «всё есть Дух», «всё есть Разум». Холмс изображает Бога в совершенных чертах: Бог есть Гармония, Он есть Любовь. «Хотя всё есть любовь, но чтобы не воцарился хаос, всё управляется законом» 263 . Каким же образом воцарится хаос, если всё подчинено любви и гармонии? Вновь мы сталкиваемся с очевидным логическим противоречием. Переход к антропологии также имеет трудно преодолимый для авторов метафизического движения изъян логики. Как декларирует Холмс, человек – «средоточие Бога в Божьем мире», каждый человек – Всевышний, хотя и наделён свободой воли, как образ Бога. При этом Э. Холмс представляет Бога персоналистически: Бог «сознаёт самоё себя», Бог – Высший Интеллект. Это не гегелевский безличный Абсолютный Дух, обретающий самосознание в человеке. Каким же образом в личностном Боге Холмса уживаются иные личности с индивидуальной свободой воли, а зачастую с противоположно направленной волей? Христианство решает вопрос соотнесённости трёх божественных лиц одной природы Троицы их единоволием, в результате которого все три лица могут восприниматься в отношении мира как единый субъект. Однако, в схеме Э. Холмса, где человек – разум, могущий уклоняться от своего Творца, единство божественно-человеческого субъекта распадается.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

5 . ЯХВЕ, Владыка Господь, Бог Вседержитель, единый Нерожденный и царя не имеющий, всегда пребывающий и прежде веков сущий, ни в чем не нуждающийся и всякой причины и бытия лучший, единый Истинный, единый Премудрый, единый ЯХВЕ Вышний, естеством невидимый, Которого разум безначален, единый Благой и несравнимый, всё знающий прежде бытия их, сокровенное знающий, Неприступный, владыки не имеющий, Бог и Отец Единородного Сына Твоего, Бога и Спасителя нашего, создавши Им всё, Промыслитель, Попечитель, Отец щедрот и Бог всякого утешения, в вышних живущий и на смиренных презирающий. Ты, давший пределы Церкви пришествием во плоти Христа Твоего под свидетелем Утешителем чрез апостолов Твоих и нас, благодатию Твоею предстоящих епископов, от начала предызбравший священников для попечение о народе Своем, Авеля во–первых, Сифа и Еноса, и Еноха, и Ноя, и Мелхиседека, и Иова, явивший Авраама и прочих патриархов с верными Твоими служителями Моисеем и Аароном, и Елеазаром, и Финеесом, начальников и священников в скинии свидетельства из них поставивший, Самуила избравший в священника и пророка, святилище Твое без службы не оставивший, благоволивший прославиться в тех, в ком Ты захотел. Сам и ныне ходатайством Христа Твоего пролей чрез нас силу владычественного Духа Твоего, Который служит возлюбленным Отроком Твоим Иисусом Христом, Которого даровал Он мыслию Твоею святым апостолам Тебя, Вечного Бога. Дай во имя Твое, сердцеведец Бог, рабу Твоему сему, которого Ты избрал в епископа, пасти святое Твое стадо и архиерействовать Тебе, непорочно священнослужа ночью и днем, и, умилостивляя лицо Твое, собирать число спасаемых и приносить Тебе дары святой Твоей Церкви. Дай ему, Владыка Вседержитель, Христом Твоим причастие Святого Духа, чтобы иметь власть оставлять грехи по заповеди Твоей, давать клир по повелению Твоему, разрешать же всякий союз по власти, которую дал Ты апостолам, благоугождать же Тебе в кротости и сердце чистом, непревратно, непорочно, незазорно принося Тебе чистую и безкровную жертву, которую Христос чиноположил, таинство Нового Завета, в воню благоухания, святым Отроком Твоим Иисусом Христом, Богом и Спасителем нашим, Которым Тебе слава, честь и почитание во Святом Духе ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010