5. ЯХВЕ, Владыка Господь, Бог Вседержитель, единый Нерожденный и царя не имеющий, всегда пребывающий и прежде веков сущий, ни в чем не нуждающийся и всякой причины и бытия лучший, единый Истинный, единый Премудрый, единый ЯХВЕ Вышний, естеством невидимый, Которого разум безначален, единый Благой и несравнимый, всё знающий прежде бытия их, сокровенное знающий, Неприступный, владыки не имеющий, Бог и Отец Единородного Сына Твоего, Бога и Спасителя нашего, создавши Им всё, Промыслитель, Попечитель, Отец щедрот и Бог всякого утешения, в вышних живущий и на смиренных презирающий. Ты, давший пределы Церкви пришествием во плоти Христа Твоего под свидетелем Утешителем чрез апостолов Твоих и нас, благодатию Твоею предстоящих епископов, от начала предызбравший священников для попечение о народе Своем, Авеля во–первых, Сифа и Еноса, и Еноха, и Ноя, и Мелхиседека, и Иова, явивший Авраама и прочих патриархов с верными Твоими служителями Моисеем и Аароном, и Елеазаром, и Финеесом, начальников и священников в скинии свидетельства из них поставивший, Самуила избравший в священника и пророка, святилище Твое без службы не оставивший, благоволивший прославиться в тех, в ком Ты захотел. Сам и ныне ходатайством Христа Твоего пролей чрез нас силу владычественного Духа Твоего, Который служит возлюбленным Отроком Твоим Исусом Христом, Которого даровал Он мыслию Твоею святым апостолам Тебя, Вечного Бога. Дай во имя Твое, сердцеведец Бог, рабу Твоему сему, которого Ты избрал в епископа, пасти святое Твое стадо и архиерействовать Тебе, непорочно священнослужа ночью и днем, и, умилостивляя лицо Твое, собирать число спасаемых и приносить Тебе дары святой Твоей Церкви. Дай ему, Владыка Вседержитель, Христом Твоим причастие Святого Духа, чтобы иметь власть оставлять грехи по заповеди Твоей, давать клир по повелению Твоему, разрешать же всякий союз по власти, которую дал Ты апостолам, благоугождать же Тебе в кротости и сердце чистом, непревратно, непорочно, незазорно принося Тебе чистую и безкровную жертву, которую Христос чиноположил, таинство Нового Завета, в воню благоухания, святым Отроком Твоим Исусом Христом, Богом и Спасителем нашим, Которым Тебе слава, честь и почитание во Святом Духе ныне и присно и во веки веков.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

10. Поскольку мы (уже) показали, что мы можем называть Его одним Отцом, потому что кроме Него (в Троице) нет никакого Отца, постольку теперь следует рассмотреть то суждение, по которому единый истинный Бог — не один Отец, но Отец, Сын и Святой Дух. Ибо, если кто-нибудь спросит, является ли один Отец Богом, мы не можем сказать, что Он не является. Однако мы должны добавить, что хотя Он и является Богом, но не одним-единственным, ибо один-единственный Бог это — Отец, Сын и Святой Дух. Но что же делать со свидетельством Господа? Ведь Он говорил с Отцом, именуя Отцом Того, к Кому обращался, когда говорил: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога» (Ин.17:3). И вот эти слова ариане воспринимают так, как будто Сын не есть истинный Бог. (Однако), не обращая на них внимания, следует рассмотреть, действительно ли, когда Он говорит слова «да знают Тебя, Единого Истинного Бога», мы, дабы мы не мыслить Бога (иначе), как только всех (их) трех вместе — Отца, Сына и Святого Духа, обязаны думать так, словно Он хотел внушить мысль о том, что один Отец есть истинный Бог. Так, не должны ли мы от свидетельства Господня заключить, что и Отец есть единый истинный Бог, и Сын есть единый истинный Бог, и Святой Дух есть единый истинный Бог, и что вместе Отец, Сын и Святой Дух, т.е. Сама Троица, не суть три истинных бога, но единый истинный Бог? Или поскольку Он добавил: «и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3), мы (и в Нем) должны подразумевать: «единого истинного Бога», и тогда порядок слов должен быть таким: «да знают Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа, Единого Истинного Бога»? Почему же Он тогда умолчал о Духе Святом? Или это потому, что где бы ни говорилось о том, что Единый присоединяется к Единому в таком согласии (мира), посредством которого Они суть Едино, уже из этого самого следует понимать этот (единящий) мир, хотя он и не упоминается? Ведь и в другом месте апостол, кажется, как бы обходит молчанием Святой Дух, хотя Он подразумевается, когда тот говорит: «Все ваше; вы же — Христовы, а Христос -Божий» (1Кор.3:22—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Дух Святой был всегда, и есть, и будет,/не начавшись, не будет иметь и конца,/но всегда поставляем вместе со Отцом и Сыном и причисляем к Ним:/Жизнь и Животворящий,/Свет и Податель света,/Сам благой и Источник благости./Чрез Него Отец познается и Сын прославляется,/и всеми постигается/одна сила, одно сочетание,/одно поклонение Святой Троице. (2) Дух Святой – свет и жизнь,/и живой разумный источник./Дух премудрости, Дух разума,/благой, правый, мыслящий, владычествующий,/очищающий согрешения;/Бог и боготворящий;/Огонь от Огня исходящий;/говорящий, действующий, распределяющий дарования./Чрез Него увенчались все пророки/и Божии Апостолы с мучениками./ Это – нечто, необычайное для слуха,/необычайное для созерцания:/Огонь, разделяющийся для сообщения дарований! (2) Слава, и ныне, глас 6: Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий/и всё наполняющий,/Сокровищница благ/и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши. Славословие великое. Отпуст Ниспославший с неба в виде огненных языков пресвятого Духа на святых Своих учеников и Апостолов, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. НА ЛИТУРГИИ Антифон 1, глас 2 Стих 1: Небеса проповедуют славу Божию,/о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:2 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: День дню изливает речь,/и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:3 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Нет ни наречий, ни языков,/на которых не слышатся их голоса. Пс 18:4 По молитвами Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Пс 18:5 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2, глас тот же Стих 1: Да услышит тебя Господь в день печали,/да защитит тебя имя Бога Иакова. Пс 19:2 Спаси нас, Утешитель благой,/поющих Тебе: Аллилуия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Ввиду этого необходимо обратить внимание прежде всего на иконографические формы Творца мира. На памятниках древнейших Творец мира никогда не изображался с крыльями. На древнехристианских саркофагах (создание Евы), в миниатюрах рукописей (пентатевх лорда Ashburnham’a VII в., венское Бытие, две Алкуиновы Библии в Лондоне и Бамберге, Библия в римской церкви Св. Павла), в мозаиках (палатинская капелла, Монреале) Творец изображается то в виде мужа с бородой, то в виде юноши, бюста или одной руки 2360 . Даже в памятниках XV в., каковы Библии в переводе Коместора в нац. библ. fr. 5. 8; cf. 9561), Бог Творец является или в виде старца, или средовека. Иконописный греческий подлинник также не знает Творца с крыльями. Начало этого последнего типа скрывается в памятниках поздней эпохи. У нас в России он появился, вероятно, в XVI в. От XVII в. дошли до нас и памятники его в лицевой Библии Кореня и в рукописи Вахрамеева. Из рукописей он перешел на иконы. На иконе Св. Троицы XVII в. в С.-Петербургской Духовной Академии (из собр. графа Строганова) Творец – ангел с крыльями, в простом нимбе. Но что Он есть Сын Божий, это ясно из первого изображения начала миротворения, где представлено небо с престолом Божиим: на небе – Бог Отец, ниже сходит на землю Св. Дух; остается признать в ангеле-Творце Сына Божия. Форма эта едва ли могла явиться здесь под влиянием центрального изображения Св. Троицы в виде трех ангелов; ибо в этом случае остался бы необъяснимым тот факт, почему в изображениях событий ветхозаветных, следующих за творением мира, на той же иконе Бог является уже не в виде ангела. Очевидно, тут нужно искать другую причину, тем более что в других памятниках творения, где Творец изображается с крыльями, совсем нет изображения Св. Троицы в виде трех ангелов, явившихся Аврааму: такова икона Мироздания в музее Киевской Духовной Академии 109, где ангел создает Еву из ребра Адама 2361 . На алтарных северных вратах XVII-XVIII вв. в музее Академии художеств 287 в сценах творения мира Творец представлен в виде юноши с крыльями, а в дальнейших сценах, начиная с жертвоприношения Каина и Авеля, Бог-старец в восьмиугольном нимбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Изображения этого рода на памятниках, по большей части, стоят рядом со сценами создания мира и выражают особой конец Ветхого Завета в противоположность его началу, а также, быть может, указывают и на всеобщий конец мира; по крайней мере, известно, что подобные изображения писались на иконах Страшного Суда. Ввиду этого необходимо обратить внимание прежде всего на иконографические формы Творца мира. На памятниках древнейших Творец мира никогда не изображался с крыльями. На древнехристианских саркофагах, в миниатюрах рукописей Творец изображается то в виде мужа с бородою, то в виде юноши, бюста или одной руки. Даже в памятниках XV в., какова Библия в переводе Петра Комистора, Бог Творец является или в виде старца, или средовека. Иконописный греческий подлинник также не знает Творца с крыльями. Начало этого последнего типа скрывается в памятниках поздней эпохи. В России он появился, вероятно, в XVI в. От XVII в. дошли до нас и памятники его в лицевой Библии Кореня и в рукописях собрания И.А. Вахромеева. Из рукописей он перешел на иконы. На иконе Святой Троицы XVII в. (из собрания графа С.Г. Строганова) Творец – Ангел с крыльями, в простом нимбе. Творцу мира усвоены крылья потому, что в Нем видели Второе Лицо Пресвятой Троицы – Слово Божие или Сына Божия. Мир создан Словом Божиим, а наименование Слова усвояется Сыну Божию: «Вся Тем (Словом) быша, и без Него ничтоже бысть» ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ). Мысль эту повторяет Никейский Символ веры и некоторые из древних церковных писателей. Но Сыну Божию в Ветхом Завете усвояется наименование Ангела Иеговы. Пусть Творец мира в Библии не назван прямо этим именем, однако оно может быть приложено и к Нему. Ангел Иеговы есть Бог Хранитель человека ( Быт.48:15–16 ), Бог Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:2, 3:6 ), Ангел, в котором имя Иеговы ( Исх.33:20, 33:23 ). Отождествить Ангела Иеговы и Творца мира было очень легко, а отсюда легко усвоить Творцу и общепринятый в иконографии атрибут ангела – крылья. Но этот Творец есть вместе с тем и Ангел Великого Совета, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Эволюция мысли Апеллеса возбудила в Родоне живой интерес. Апеллес признает – говорит он – единый принцип вполне согласно с нашим учением». Однако было и различие. Благодаря св. Епифанию, мы имеем нечто в роде изложения апеллесовой системы, которое, по-видимому, принадлежит его перу. «Существует единый благой Бог, единый принцип, одна несказанная невыразимая сила. Этот единый Бог, единый принцип вовсе не заботится о том, что происходит в нашем мире. Он сотворил ( ποιησε) другого бога, который затем создал все, – небо, землю и все, что на ней. Но этот второй бог не был благим ( πβη δ οκ γαθ ς), и все его создания вышли из его рук крайне несовершенными» 290 . В метафизическом отношении это очень похоже на арианство, но с присоединением маркионитской идеи о благости, как о существенном и непередаваемом атрибуте Бога. Апеллес смягчил также резкий докетизм Маркиона. Иисус Христос у него уже не призрак; Он имел тело, происшедшее не от матери из человеческого рода, а непосредственно составленное из четырех элементов. С этим телом Он был в действительности распят и являлся своим ученикам после воскресения. Восходя на небо, Он возвратил его элементы природе. В остальном Апеллес следовал преданию своего учителя. Обходясь без докетизма, он устранял одно из самых главных возражений. Что же касается его идеи сделать творца мира в свою очередь творением высшего Бога, то ясно, что ему надо было или придти к этому именно воззрению, или откровенно допустить с Потитом и Василиком два одинаково вечных божественных начала. Внутри маркионизма это создало положение однородное с тем, какое обнаружилось в православной церкви при столкновении арианства с учением о единосущии 291 . Апеллес такой же еретик в отношении к Маркиону, как Арий – в отношении к кафолической церкви. Противник Апеллеса, Родон, был родом азиец, давно переселившийся в Рим. Он познакомился там с Тацианом и стал его учеником, но он не последовал за ним ни в его дальнейших путешествиях, ни в его богословских странностях. Евсевий имел пред своими глазами несколько его сочинений. Важнейшее из них, посвященное некоему Каллистиону, было направлено против маркионитов и в нем-то ему и довелось очертить личность Апеллеса. Он написал также сочинение о шестодневе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Заступи спаси помилуй сохрани нас БОЖЕ ТВОЕЮ Благодатью Матушка Мария Богородице Родимая любимая единственная надежда наша благодарим благословим поем и величаем Тя Царице Небесная покрый нас Своим Омофором мы как птенцы под ТВОИМ Крылом Аллилуйя Патрикий 4 апреля 2014, 13:12 По поводу " творения Божиего " мне понятно, а " Матерь Творца " что значит? Творец - это Бог - Отец, Пресвятая Владычица наша Богородица - Матерь Бога-Сына. Вы ошибаетесь. Творец - это Бог: Отец, Сын и Дух Святой. У Бога одно действие, которое присуще всем Лицам Св. Троицы. Поэтому и Отец Творец и Сын Творец и Дух Св. тоже Творец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что о. Александр назвал Богородицу матерью Творца. Мария 27 апреля 2013, 15:54 Антоний, благодарю ответ! По поводу " творения Божиего " мне понятно, а " Матерь Творца " что значит? Творец - это Бог - Отец, Пресвятая Владычица наша Богородица - Матерь Бога-Сына. Для того,чтобы люди правильно понимали, возможно, нужно яснее и точнее выражаться. Некоторые фразы красиво звучат, но очень сложны для понимания, и неоднозначно истолковываются, отсюда и возникают указанные Вами разночтения и ложные представления! Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария! Антоний 22 апреля 2013, 01:35 Марии: " Матерь Творца остается Его творением " означает лишь то, что Божия Матерь -- Творение Божие, что Она сотворена Богом, как и все мы. Несотворенным является только Сам Бог. Всё остальное сотворено. Говоря об этом, о. Александр напоминает, что обожествлять Богородицу, ставить Ее почитание наравне с почитанием Бога, хоть Она и Честнейшая Херувим, нельзя. А попытки такие, к сожалению, случаются (есть известная шутка про малоцерковных людей, которые считают, что Троица -- это Иисус Христос, Богородица и Николай Угодник). Такие представления, конечно же, недопустимы. Иными словами, Православие есть Царский путь, который не должен знать уклонений ни вправо, ни влево -- ни в обожествление Богородицы (что нередко встречается у католиков), ни в умаление Ее исключительного положения среди творений Божиих (что характерно для протестантизма).

http://pravoslavie.ru/60963.html

Ибо Богом Бездетным тварь Тебя проповедует, Хотя Ты и стал Человеком, Единый Человеколюбец». 5 Так введен был Господь, Несомый со всесожжениями в храм, как написано; Его из объятий Матери принял Симеон блаженный. Радость и страх объяли праведника, ибо очами души Узрел он Архангелов и Ангелов чины, Со страхом предстоящих и Христа славословящих, И, молясь, мысленно взывал: «Ты меня сохрани И не попали меня, Огнь Божества, Единый Человеколюбец. 6 Ныне я, убогий, укрепляюсь, ибо увидел Твое Спасение, Господи. Ты – Начертание Всесовершенное Непостижимой Отческой Ипостаси, Светильник Неприступный, Печать Божества Неизменная, Сияние Славы, Озаряющее Истиной души человеческие, Сущий прежде веков и все сотворивший. Ибо Ты – Свет, далеко светящий, Свет Отца Твоего, неслиянный, неопределимый И сверхразумный, хотя и стал Человеком, Единый Человеколюбец. 7 О Благой и Человеколюбивый, Прежде Ты приношения Авеля и других Твоих праведников принял. Кому жертву и всесожжения Ты, Всесвятой, приносишь? Ибо знаю, что нет другого больше Тебя, непостижимый Господи, Ибо Отец Твой по Сущности Тебя не превосходит: Ведь Ты Ему Единосущен и Собезначален. Но да покажешь, что воистину являешься, Кем стал, Как исполнитель Своего закона, Ты принес Жертву, Единый Человеколюбец. 8 Велик и преславен неизреченно Всевышним Рожденный, Всесвятой Сын Марии. Единым же Тебя называю, Видимого и Невидимого, Вместимого и Невместимого: Мыслю и верю, что по природе Ты – Превечный Сын Божий; Исповедаю же Тебя преестественно и Сыном Девы. Сего ради, дерзая, и объемлю Тебя как Светильника, Ибо всякий человек, неся светильник, просвещается – не опаляется: Так просвети меня, Светильник Неугасимый, Единый Человеколюбец». 9 Предстояла и ужасалась, слыша это, Непорочная Дева, Которой старец возвестил: «Все пророки проповедали Твоего Сына, Которого родила Ты бессеменно. О Тебе же пророк возглашал и возвестил чудо, Что затворенными вратами являешься Ты, Богородица, Ибо Тобою пришел и явился Владыка, И не отверзлась, не подвиглась дверь чистоты Твоей,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Бог творец! Милостию Божией прошел я три моря. Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает. Аминь! Во имя Господа милостивого, милосердного. Господь велик, Боже благой, Господи благой. Иисус дух Божий, мир тебе. Бог велик. Нет Бога, кроме Господа. Господь промыслитель. Хвала Господу, благодарение Богу всепобеждающему. Во имя Бога милостивого, милосердного. Он Бог, кроме которого нет Бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных. Нет Бога, кроме Господа. Он царь, святость, мир, хранитель, оценивающий добро и зло, всемогущий, исцеляющий, возвеличивающий, творец, создатель, изобразитель, он разрешитель грехов, каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, всеведущий, карающий, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий, всеслышащий, всевидящий, правый, справедливый, благой. В лто 6983 . Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, 679 что былъ в Ынде 4 годы, 680 а ходил, сказывает, с Васильемъ Папиным. Азъ же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми – за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. 681 Се же написано не обретох, в кое лто пошел или в кое лто пришел из Ындя, умер, а сказывают что, деи, Смоленьска не дошед, умеръ. 682 А писание то своею рукою написал, иже его рукы т тетрати привезли гости к Мамыреву Василью, 683 к дияку к великого князя на Москву. За молитву святыхъ отець наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба своего гршнаго Афонасъя Микитина сына. 684 Се написах свое гршное хожение за три моря: 1-е море Дербеньское, дориа Хвалитьскаа; 685 2-е море Индйское, доря Гундустанскаа, 686 3-е море Черное, дориа Стебольская. 687 Поидох от Спаса святаго златоверхаго 688 и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича 689 Тверскаго, и от владыкы Генадия 690 Тверскаго, и Бориса Захарьича. 691

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Верую во единаго Бога». Катихизис по этому поводу говорит: «Для чего в Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во единаго Бога? Для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много». Надо понять, в каком смысле употребляется слово «единаго», потому что можно услышать «Я верую во единого Зевса» и т. п. В многобожии один бог выделяется среди других так же, как один человек выделяется среди многих людей. Приведу цитату из книги учителя Церкви Руфина на эту тему, чтобы выяснить понятие «единый»: «Когда мы говорим, что восточные Церкви веруют во единаго Бога Отца Вседержителя и во единаго Господа, то надо разуметь здесь, что Он именуется единым не по числу, а всецело». Когда мы читаем святых отцов, то там об этом все время говорится, что «по числу», а здесь не по числу. Для того чтобы была правильная терминология, ее необходимо понять. Цитирую далее: «Если кто говорит об одном человеке или одном коне, то в этом случае «один» полагается по числу, ибо может быть и другой человек, и третий, равно как и конь. Но где говорится об одном так, что другой или третий утке не может быть прибавлен, там имя одного берется не по числу, а всецело». «Единый» здесь имеется в виду не один из некоторых, а «единый», в котором уже никакого добавления быть не может, т. е. это единичность абсолютная. Этот термин – «единый» в истории пытались объяснить по-разному. В Антиохийском Символе веры стояли два слова, обозначающие оба оттенка термина «единый» – «solura et unum». «Один» в смысле нумерическом, и в значении «единство по-существу». Продолжу цитату: «Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело единым и именно в том смысле, что нет другого Бога». Можно проследить по истории религии, что многобожие (политеизм) в человеческом обиходе возникло в результате утраты представления о едином Боге, когда первопричина, Верховный Творец, был заменен более удобными понятиями – обожествлением нравственных качеств либо материальных предметов и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010