Никто, кроме Богочеловека Христа, ибо Он, победив смерть Воскресением, разорил «тело смерти» как онтологическую действительность ( Откр. 20, 14, 10 ), избавил род человеческий от смерти, даровал ему Жизнь вечную, Истину вечную, Любовь вечную, Правду вечную, Радость вечную и все остальные Божественные блага, которые только Бог Любви и человеколюбия может даровать. И так Он решил проблему человека. И действительно, с тех пор, как Бог стал человеком, явился как Богочеловек, телом Своим, Церковью, остался как Богочеловек в земном мире, – Он действительно стал и навсегда остался верховной ценностью и верховным критерием человеческого рода. Он – Единый Истинный Бог и Единый Истинный Человек, и Единый – Совершенный Бог и Единый Совершенный Человек неба и земли. Будучи таковым, Он является единой верховной Мерой самого человека в его психофизической действительности и Богочеловеческой потенциальности и всего человеческого. Только в Богочеловеке человек впервые увидел себя совершенным и вечным и познал себя от начала до конца. Отсюда новый аксиоматический и гносеологический принцип всех принципов для человеческого рода: Богочеловек есть мера всех существ и вещей. Но принцип «человек – мера всех существ и вещей» и по-прежнему господствует, чаще всего incognito в безбожном, многобожном и антихристовом мире. Поэтому Богом наученный в том, что есть в Боге и в человеке, Апостол все философии человеческого рода сводит к двум: философии по человеку и философии по Богочеловеку ( Кол 2,8 ). 2 . Только Богочеловек есть совершенный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек. Ипостась Бога Слова есть самое важное для Церкви и ее учения. Святые богомудрые отцы 4-го Вселенского Собора боговдохновенно исповедали все и объясняли. В Богочеловеке Христе человек достиг всех своих совершенств: Богом усовершенствовал и достроил и свою душу, и свою совесть, и свою волю, и свой ум, и свое сердце, и свое Тело – словом: всего себя. И произошло самое большое и важное чудо: Богочеловек оставил Себя в нашем земном мире и во всех мирах как Церковь , как Тело Свое, чтобы каждый человек мог стать членом Богочеловеческого Тела и так вновь воспрять и достигнуть совершенств своего Богоподобия ( Еф. 3, 6 ). Каждое человеческое существо может только в Богочеловеке и Богочеловеком стать настоящим, совершенным, полноценным человеком; только Церковью и через Церковь , «со всеми святыми», человек может достигнуть «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 3:18, 4:13 ). В Богочеловеке Христе «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2, 9 ), чтобы каждый из нас в Церкви и Церковью исполнил себя этой полнотой Божества. А этого каждый из нас может достигнуть только «со всеми святыми» через святые таинства и святые добродетели, руководимый святой верой и святой любовью ( Еф. 3,17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В заключение Тертуллиан применяет все эти упрёки и к Маркионову богу. Если Творец не знал Бога над Собою, то Маркионов бог не знал Бога над собою. Если Творец допустил явиться злу, то допустил это и благой Бог и т.д. Третья книга – христологического характера. Вопреки Маркиону, Тертуллиан доказывает мессианский характер Ветхого Завета и попутно вооружается против докетизма Маркиона. Нельзя допустить, что о Христе не было предвозвещено в Ветхом Завете, что Он пришёл внезапно. Сын и Посланник должен предварительно иметь свидетельство от Отца и Пославшего Его, иначе Его никто бы не признал ни Сыном, ни Посланником. Маркион, отрицая исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств, разделяет только заблуждение евреев, которые думали, что ещё не пришёл тот Христос, Который предвозвещён в Ветхом Завете. Но источником заблуждения иудеев послужило то, что они не сумели различить в Св. Писании двух видов пришествия Христа – в уничиженном состоянии ( Ис. 53:2–12 и др.) и славном ( Ис. 44:38 ). Они обратили внимание на последнее и ждали пришествия Мессии в славе, а потому обманулись в первом Его пришествии. Помимо этого яда, заимствованного у иудеев, Маркион извлекал яд и «от своего чрева», считая Христа призраком. Но это учение его ложно уже потому, что выставляет Христа обманщиком. Нет, Христос был «истиной» (см.: Ин. 14:6 ) и потому был в истинной плоти. Таковым Он был предвозвещён и Пророками Творца – у Пророка Исаии было предсказано рождение Христа от Девы: имя Христос Иисус (в книге Иисуса Навина); зрак раба ( Ис. 53:2 ), крестная смерть (прообразованная жертвоприношением Исаака), медный змей, распростёртые руки Моисея, древо в хлебе Иеремии ( Иер. 11:19 ) и весь 21-й псалом, обращение к Нему всех язычников ( Ис. 42:6 ) и бедствия самих иудеев за отвержение Христа. Маркион думал, что Творец ошибочно предвозвестил о земном царстве Христа, вместо царства вечного, духовного. Но по Тертуллиану перед концом мира исполнится и это пророчество, когда настанет тысячелетнее царство Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

3-я сессия (24 апреля 1870 г.) Догматическая конституция «Dei Filius» 120 Перед лицом материализма, для которого ничто нематериальное не существует, и перед лицом пантеизма, для которого сам мир есть Бог, Конституция стремится, прежде всего, изложить в первой главе основную истину о Боге, Создателе неба и земли. Она говорит последовательно о Боге Едином, совершенном, отличном от мира [ХВ 252], о созидательном действии, о его совершенстве, цели и его следствии [ХВ 253]; о Божественном Провидении [ХВ 254]. В своем учении Конституция следует IV Латеранскому Собору, уточняя его положения [ХВ 29]. Глава 1: БогТворец всех вещей (252, 3001) Святая Римская вселенская апостольская Церковь верует и утверждает, что есть один единый истинный и живой Бог, Творец и Господин неба и земли, всемогущий, вечный, неизмеримый, непостижимый, беспредельный в разуме, воле и во всяком совершенстве, Который, будучи единой и единственной духовной субстанцией, абсолютно простой и неизменной, должен быть провозглашен отличным от мира, реально и сущностно, совершенно блаженным в Самом Себе и из Самого Себя и невыразимо вознесенным надо всем, что есть и могло бы мыслиться вне Его [ХВ 255–258]. (253, 3002) В благости Своей и «Своем всемогуществе» не для того, чтобы увеличить Свое блаженство и не для того, чтобы обладать совершенством, но явить его через блага, которые Он ниспосылает Своим созданиям, этот единый истинный Бог сотворил, в свободнейшем Своем замысле, «одновременно, в начале времен, из ничего, и то, и другое создание – духовное и телесное, то есть ангелов и земной мир; затем человеческое существо, в котором заключено и то, и другое, так как оно состоит из духа и тела» [ХВ 29, 256, 259]. (254, 3003) Бог хранит и управляет с помощью Своего Провидения всем тем, что сотворил, «быстро распростираясь от одного конца до другого и все устрояя на пользу» [ Прем 8, 11 ]. Ибо «всякая тварь обнажена и открыта пред очами Его» [ Евр 4, 13 ], даже та, что произведена свободным действием Его созданий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

И одни из них учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество и рождение детей и принятие снедей гнусно, чтобы мнимым воздержанием своим привлечь на сторону своего лукавого учения. Некоторые же из них узаконяют не употреблять мяс не потому, что они — мяса животных безсловесных, но потому, что они — мяса животных, имеющих разумную душу, так что те, которые дерзают закалать их, подвергнутся будто бы наказанию человекоубийства. Другие же из них, сказуя, что должно воздерживаться только от свиного мяса, а что признано в Законе чистым, то надобно есть, говорили, что должно обрезываться по Закону, а в Исуса веровать, как в праведного мужа и пророка. Иные же учили любодействовать безстудно и злоупотреблять плотию и совершать всякое беззаконие, потому что этим только способом душа избежит мирских начальников. Все же они суть орудия диавола и сыны гнева. 11. А мы, чада Божии и сыны мира, проповедующие священное и правое учение благочестия, возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил, как они думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он — Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя чрез Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения Христом, Промыслитель и Законодатель Им же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих Им; что Этот самый Сын благоизволил соделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его. Когда одни говорили одно, а другие другое, я, Петр, встав, сказал им: «Мужи братья! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из вас меня, чтобы из уст моих услышали народы слово Евангелия и уверовали. И сердцеведец Бог дал им свидетельство.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа Автор: священник Марк , храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, г. Москва, закончил московскую Духовную Семинарию и Академию, кандидат богословия. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения цензурного отдела Издательского совета Русской Православной Церкви. Работа посвящена полемике с сектантами, в первую очередь со свидетелями Иеговы. Просто и доступно изложены доказательства из Библии Божественного достоинства Христа и Святого Духа. Особенность работы состоит в специальной подборке Библейских текстов, приводимых в качестве аргументов: они подобраны таким образом, что сохраняют свою действенность и при использовании сектантами отличных от русского Синодального перевода изданий Библии. Известно, что сектанты часто пользуются не Синодальной Библией, а своим собственным переводом, или какими-либо другими протестантскими изданиями, где многие ключевые библейские тексты, подтверждающие православные догматы и традиционно включенные в догматические учебники, бывают переведены иначе. По этой причине вполне убедительными для них могут быть только те тексты, которые в протестантских и сектантских изданиях переведены точно так же, как в русской Синодальной Библии. Именно такие тексты преимущественно и были использованы при написании данной работы. Библия о Божестве Христа и Святого Духа Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют (Мф. 16, 18). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу .

http://zavet.ru/a/rss_1307277423.html

Еликонида-мученица, дева, ликом ясная, Душою прекрасная, сердцем отважная, Во Коринфе-граде, среди капищ скверных, Об истинном Боге говорила верно: «Зачем вы, коринфяне, тьму решили слушать, Сетями бесовскими опутали и души? Героев мифических и демонов вы чтите, Создателя же признать не хотите! Кланяетесь истово творениям бренным, Плодов вечной жизни не ведая нетленных! Един бо есть Бог, но много бесов разных, От них и приходят различные соблазны. Един бо на небе Творец и Вседержитель, Всей твари благой и всещедрый Промыслитель. Всё Он сотворил и всему дает дыханье, С ним связано всяческих созданий упованье, Царит надо всем Он премудростью и волей И всех утешает в сей горестной юдоли. Всех милует щедро Царь неба и земли, – Когда б поклоненье Ему вы принесли, И грех, и нечестие от вас бы убежали, А души бы ваши светлее солнца стали. Коринфяне, люди, богатством известные, Почто в своей вере столь жалки и бесчестны вы?» 3. Св. Игнатий, епископ Ростовский . Как архиерей управлял Христовым стадом 26 лет с великой любовью и милосердием. По преставлении, когда его тело было положено в храме, некоторые видели, как встал он из гроба и вознесся по воздуху выше храма, благословил с высоты людей и город, а затем опять вернулся в гроб. И многие другие чудеса были явлены у его гробницы. Преставился он ко Господу 28 мая 1288 года. Рассуждение Только горделивый человек готов всегда сравнивать Христа с другими великими людьми, хотя даже с первого взгляда ясно, что великие люди – одно, а Владыка Христос – другое, как одно – тварь, а другое – Творец. Христос не только велик, но Он Творец, и Источник, и Вдохновитель любого подлинного величия в истории человечества. Наполеон, одна из преходящих знаменитых личностей, в изгнании и нищете на острове Святой Елены произнес следующие слова: «Александр, Цезарь, Ганнибал, Людовик XIV при всей своей гениальности ничтожны. Они завоевали но не могли приобрести ни одного друга. А вот Христос взывает – и тотчас целые поколения соединяются связью более тесной и крепкой, чем кровное родство... Христос зажигает огонь любви, пожирающий всякий эгоизм и превосходящий какую хотите любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Всех, отсюда переселившихся/в надежде жизни вечной,/и с жизнью сей расставшихся различным образом,/всякое звание, и род, и всякий возраст,/вместе и мужей, и жен, и младенцев новорожденных,/в недрах Авраама как человеколюбец, Спаситель, водвори/и в местах отрады/по великой Твоей милости. Слава, глас 2: Как цвет увядает и как сновидение проходит,/ так разрушается и всякий человек./Но снова со звуком трубы/мертвые как при землетрясении все восстанут/ко встрече Тебя, Христе Боже./Тогда, Владыка, тех, кого Ты переселил от нас,/во обителях святых Твоих водвори,/не взирая на согрешения их, Благосердный! И ныне, глас 6, Богородичен: Ты – Бог наш, премудростию все создавший и наполняющий! Пророков Ты послал, Христе,/предсказать Твое пришествие,/и апостолов – провозгласить Твои великие дела./И одни приход Твой предрекли,/другие же крещением народы просветили./Мученики же, пострадав, достигли того, чего желали,/и ходатайствует пред Тобою их общий хор/вместе с Родившей Тебя./Упокой, Боже, души, тех, кого Ты принял,/и нас удостой Царства Твоего,/Крест претерпевший ради меня, осужденного,/искупитель мой и Боже! Стихиры на стиховне, глас 6 Имея непостижимое к нам милосердие/и источник неистощимый божественной благости, Многомилостивый,/к Тебе, Владыка, перешедших/на земле живых посели,/в обителях возлюбленных и вожделенных,/даруя им владение, вечно пребывающее:/ибо Ты за всех пролил кровь Свою Христе,/и живоносною ценою мир искупил. Стих: Души их/среди благ водворятся. Умерщвление животворное/претерпел Ты добровольно и жизнь источил,/и усладу вечную верным дал;/к ней приобщиться удостой/усопших в надежде воскресения,/прощая все их согрешения/по благости, как единый безгрешный,/единый благой и Человеколюбец,/чтобы всеми воспевалось имя Твое, Христе,/и мы, спасенные, славили/человеколюбие Твое. Стих: Блаженны те, кого избрал/и приблизил Ты, Господи. Зная, что Ты, Христе, Богоначальной властью/над живыми господствуешь и над мертвыми владычествуешь,/мы умоляем Тебя: «Верных рабов Твоих,/к Тебе, единому Благодетелю, отошедших,/Сам упокой с избранниками Твоими, Человеколюбец,/в местах отрады, в блистаниях святых,/ибо Ты всем желаешь милости/и спасаешь как Бог/тех, кого создал по образу Твоему,/единый Многомилостивый!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Рожденна, несотворенна. Сын Божий рожден, но не сотворен. Это сказано в обличение еретика Ария, который нечестиво учил, будто Сын Божий не вечен, а получил начало чрез творение; будто он сотворен подобно другим тварям. Единосущна Отцу, имже вся быша. Сын Божий имеет одно существо с Богом Отцом; или иначе сказать: Сын Божий и Бог Отец едино по существу Божескому. Сам Иисус Христос говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). Слова: имже вся быша, прибавлены, чтобы показать, что Сын Божий, как по существу едино с Богом Отцом, так и по делам имеет равную славу с Отцом. Бог Отец есть Творец неба и земли; и Сын Божий есть Творец неба и земли. Евангелист Иоанн говорит о Сыне Божием: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:3 ). Так, читая второй член Символа Веры , мы исповедуем, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий, единородный или единый у Бога Отца, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, есть вечный Свет от вечного Света, есть Бог истинный от Бога истинного, имеет одно существо с Богом Отцом, есть Творец всего. В следующих поучениях будем говорить о том, когда и по каким обстоятельствам человек возымел нужду в Спасителе; когда было дано первое обетование о Спасителе, и как род человеческий приготовляем был к принятию обетованного Искупителя. А знать это нужно каждому православному христианину, чтобы видеть премудрое и всеблагое Божие попечение о спасении рода человеческого и, зная, благоговейно размышлять о делах беспредельной благости Божией, и всегда прославлять и благодарить Бога Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поучение 33. О грехопадении прародителей, Адама и Евы В предыдущем поучении говорили мы о Христе Спасителе, раскрывая второй член Символа Веры , и в заключении сказано было, что в следующих поучениях будем говорить о том, когда и по каким обстоятельствам род человеческий возымел нужду в Спасителе. Вот ныне об этом услышите. Род человеческий возымел нужду в Спасителе с того времени, когда прародители, Адам и Ева , чрез нарушение заповеди Божией пали, и по причине тяжести своего греха, сами собою не могли избавиться от тех несчастий, коим подверглись чрез грех, а необходима была помощь Всевышнего Бога. Беспредельная благость Божия не отвергла человека в его падении, но всеблагий Бог, после падения, обещал прародителям избавление чрез послание на землю Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

По мнению исследователей, разработанная Августином «психологическая теория» Троицы является его наиболее значительным и оригинальным вкладом в развитие христианской тринитарной доктрины 2566 . В этом Августин был и остается столь уникальным и неповторимым явлением в патристике, что его тринитарная доктрина в течение многих последующих веков была объектом неизменного восхищения и слепого подражания на Западе, а начиная с XIII века – и на христианском Востоке. Но для того, чтобы составить полную картину этой доктрины, необходимо рассмотреть основную тринитарную терминологию Августина, а также установить базовые принципы единства и различия в Троице, на основании которых Августин демонстрирует, что Сама Троица и есть единый Бог. 2.4. Единство и различие в Троице. Тринитарная терминология Прежде чем мы перейдем к анализу тринитарной терминологии Августина, рассмотрим несколько тринитарных формул, в которых эта терминология постепенно появляется и где отчасти можно видеть результаты той длительной духовной и интеллектуальной работы Августина по религиозному усвоению и рациональному осмыслению церковного вероучения о Троичности Бога, которую мы подробно разобрали в предыдущих параграфах. Одна из самых ранних тринитарных формул Августина содержится в его сочинении «О вере и символе» (393 г.): «Эта Троица есть Единый Бог (ista Trinitas unus est Deus), но не так, что Отец есть тот же самый, кто и Сын и Св. Дух, а так, что Отец есть Отец, Сын есть Сын, а Дух Святой есть Дух Святой, и [тем не менее] Троица – единый Бог, как написано: “Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Бог единый есть” ( Втор.6:4 ). Ведь если нас спросят по отдельности и скажут нам: “Бог ли Отец?”, то мы ответим: “Бог”. И если будут спрашивать о Сыне: “Бог ли Он?”, мы ответим то же самое. Если же встанет такой же вопрос о Святом Духе, то мы не должны отвечать ничего другого, кроме того, что Он тоже Бог... Когда апостол говорит: “Ибо все из Него, в Нем и через Него” ( Рим.11:36 ), то этим обозначается Сама Троица.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Под именем Престолов, Начал, Господствий и Властей апостол Христов разумеет, по толкованию святых отцов, начальства небесные или чины Ангельские. Итак, Сын Божий есть Творец всего сотворенного, и Ангелов, и человеков, всего видимого мира и невидимого. Притом все сотворенное Он же и сохраняет или, как выражается апостол, нося же всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ). Так веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа, – веруем как в Бога истинного, второе Лицо Пресвятой Троицы, веруем как в Творца всего мира и Промыслителя. Веруем, что тогда, когда Он соделался Человеком ради нашего спасения, Он не перестал быть Сыном Божиим, ничем не изменился в Божестве Своем, но есть всегда, как и был, и будет – Бог истинный, Творец и Промыслитель. О, как много обязаны мы, люди, Господу нашему Иисусу Христу! Для всех прочих творений Он есть Творец, Владыка и Вседержитель; а для нас, людей, Он, можно сказать, сугубо Творец и преимущественно Господь и Владыка. Мы не только сотворены Им, как прочие твари, но, после того, как грехом своим потеряли райскую вечную жизнь, мы искуплены Им и получили снова потерянное блаженство. Через Него познали мы Бога истинного, Он явил нам бесконечную любовь Божию, Он – Спаситель грешников, Он – ходатай за нас перед Отцом, Он заслужил нам Духа Святаго, Он – Глава и Царь всех верующих, – словом, Он все для нас, все наше упование, все спасение. Потому-то мы чаще всего и обращаем молитвы наши именно к Нему и через Него просим Отца Небесного. Без Него как смели бы мы назвать Бога Отцом нашим? За что просили бы себе помилования? За что милостей и дарований? Вознесем же к Нему и теперь молитву: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во Евангельских Твоих проповеданий разумение... Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Аминь. 764. Апостол Крайнего Севера «Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим. 2:4 ); за всех людей пролил Он Кровь Свою бесценную, и потому для каждого человека, кто бы он ни был, отверзает Он объятия Своей Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010