3. БогТворец как содержания, так и формы мира; Он и сотворил материю, и придал ей форму. Это значит, что Он сотворил мир из ничего, а не из какого-то первобытного вещества, якобы существовавшего прежде бытия мира, и не из Своей Божественной сущности. Это видно из Святого Откровения. В нем нигде не говорится о некоей первичной материи, которая бы наличествовала до сотворения мира; напротив, утверждается, что Бог в начале сотворил всё: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). До начала бытия мира существовал только Бог, силой Своего могущества сотворивший мир из ничего. Это выражено в словах святой матери святых Маккавеев: «Молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видяще, уразумевши, яко от несущих сотвори сие Бог» ( 2Мак.7:28 ; ср.: Пс.32:6 ). Христоносный апостол свидетельствует, что Бог «нарицает несущая яко сущая» ( Рим.4:17 ); это означает, что Божие всемогущество безгранично, ибо всё, что Он пожелает, – творит, приводит в бытие: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори» ( Пс.134:6 ). «Ибо как нам легко назвать по имени существующее, так Богу еще легче, намного легче, сотворить несуществующее». Силой Своего всемогущего слова Бог из ничего сотворил весь мир: и материю, и ее форму: «Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» ( Евр.11:3 ). А это значит: «Бог сотворил из небытия бытие, из невидимого видимое, из несущего сущее». Это Богооткровенное учение испокон веков живет в священном сознании Церкви, и она исповедует его через святых отцов. Безбожна, по учению святых отцов, бессмысленна и богохульна мысль о том, что Бог произвел мир из Своей сущности или из уже существующей материи. «Прежде всего веруй, – советует святой Ерм , – что существует один Бог, Творец и Устроитель мира, Который всё из ничего (ex nihilo) привел в бытие». Если бы Бог произвел мир из уже наличествующей материи, это не было бы чем-то особенным и великим, но Божие могущество проявляется как раз в том, что из ничего творит Он всё, что хочет. Священное Писание показывает, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, создана Богом. «Говорить, что всё произошло из уже готового вещества, и не признавать того, что Творец вселенной произвел всё из ничего, было бы признаком крайнего безумия». Бог сотворил мир не из Себя, не из Своей сущности, а из ничего. «Вселенная сотворена; Бог не родил ее из Себя, чтобы быть ей тем, что и Он. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не была она равна ни Создавшему, ни Сыну Его, чрез Которого она создана». «Из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом». «Тварь произошла... не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волей и силой Его». Начало своего бытия мир получил по воле Божией, поэтому он в отношении Творца есть что-то внешнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вы поступили по слову Христа: не противься злому  . Подобное произошло во время австрийской оккупации в деревне Сибница. Жил там один Божий человек, дядя Фоджа. Когда солдаты хотели сжечь его дом и приказали ему вынести из дома свои вещи, он не пошел в дом, но принес из сарая дрова. На вопрос солдат, зачем он это сделал, он кротко ответил: “Чтобы помочь вам поджечь дом”. Дрогнуло сердце оккупантов: ведь и они люди. Они развернулись и ушли. Остался невредим дом человека Божия. Благословение Божие Вам и Вашим детям. Письмо 187 Братству святого Стефана, о Благом дне С Рождеством Христовым, чада Божии! Вот и наступил Благой день. Наш народ называет Благим днем каждый большой церковный праздник. Рождество — первый христианский Благой день, который осветил своим светом детей Адама и внес радость в их души, первый сладкий день после многих горьких дней безбожия. Рождество — Благой день прежде всего из-за того, что в этот день пришел в мир благий Царь. Города вписывают в каменные летописи зданий и памятников дни, когда посещали их земные цари. А мы впишем в сердца свои день посещения Царя Небесного. Дерево истлеет, камень разрушится, а то, что хранится в сердце, преодолеет смерть и обручится с вечностью. Святые люди вспоминают имя Царя Христа так же естественно, как дышат. Когда звери растерзали святого Игнатия в Колизее, сердце его было найдено невредимым, и на нем были как будто вырезаны две буквы И(исус) Х(ристос). Рождество — Благой день и из-за явленной Христом жизни вечной. До этого дня лишь крошки падали в мир, чтобы напомнить людям о трапезе небесной жизни. Люди судорожно хватали их, не зная, ни откуда, ни от Кого они. Христос пришел в мир, чтобы открыть людям неиссякающую трапезу жизни и позвать их на вечный пир. И каждый, кто принял приглашение и поверил Непогрешимому, начинал чувствовать голод полноты жизни, голод Божественной обильной трапезы жизни. Когда святому мученику Зиновию предложили выбирать между жизнью и смертью, он ответил: “Жизнь без Христа не жизнь, но смерть, а смерть ради Христа не смерть, но жизнь” (Пролог, 30 окт.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И вот приходит Архиатр, Тот, Кто обладает всем знанием врачебного искусства, и те, которые прежде не могли никого исцелить, видят, как рука этого целителя останавливает распространение нагноения в ранах. Они не завидуют Ему, и ревность не мучает их; они воздают хвалу этому Врачевателю и тем самым прославляют Бога, Который ради их самих и ради недугующих послал Того, Кто обладает такими знаниями. 3 . По сходной причине многочисленное ангельское воинство взывает: «Слава в великих Богу, и на земле мир, в людях благой воли» ( Лк.2:14 ). Ибо когда Господь пришел на землю, Отец примирил «с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Ангелы хотят, чтобы люди помнили своего Творца. Они сделали все, что в их силах, чтобы исцелить людей, но те не захотели исцеляться. Затем ангелы узрели Того, Кто может уврачевать все недуги, и воздали хвалу Ему, воскликнув: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». 4 . Возможно, внимательный читатель Евангелия спросит, как Спаситель мог сказать: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 ), если теперь, при Его рождении, ангелы поют: «и мир на земле». А в другом месте Он Сам говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Пусть этот читатель поразмыслит вот над чем, и тогда, возможно, он найдет ответ на свой вопрос. Если бы в Писании было сказано «мир на земле» и предложение на этом заканчивалось, то тогда это возражение было бы справедливым. Но то, что затем есть еще добавление, а именно после слова «мир» в Евангелии сказано «людям благой воли», разрешает этот вопрос. Мир на земле, который не дает Господь, не есть мир «благой воли». Ибо Он не сказал просто: «Я пришел не для того, чтобы принести мир». Он добавил: «на землю». Он не сказал: «Я пришел не для того, чтобы принести мир на землю благой воли». 5 . Ангелы сказали эти слова пастухам. Но они произнесли их не только в то время, они говорят это и в наши дни. Если бы ангелы не беседовали с пастырями и не прилагали своих усилий к их трудам, то услышали бы пастыри следующее: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс.126:1 ). Если подобает тому, кто следует смыслу Писания, говорить смело, то я скажу, что в каждой церкви есть два епископа: видимый и невидимый, один видим плотскими очами, другой открывается мысленному взору. Человека, который хорошо выполняет возложенную на него задачу, Господь прославляет, а тот, кто выполняет ее плохо, виновен и подлежит осуждению. Так и ангел. В Откровении Иоанна мы читаем: «У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих» ( Откр.3:4 ); или еще: «У тебя есть держащиеся учения Николаитов» ( Откр.2:15 ); и затем: «У тебя есть те, кто совершил различные грехи», а виновны ангелы, которым вверены эти церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И такая же блаженная кончина, братья и сестры, может быть у каждого из нас, – если в сердце нашем будут жить подлинная любовь ко Господу и всецелое упование на Него. «Слава Победителю смерти, Господу Иисусу! До пришествия Его смерть была очень страшна для человека потому, что она похищала свои добычи безвозвратно, а средств избавиться от нее никаких не было… Что же видим теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертью? Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения. По мере того, как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, – а теперь даны нам все средства побеждать его ( 2Пет.1:3 ), – исчезает и страх смерти, так что торжествующие победители греха с радостью встречают ложе смерти и уже не умирают, а точно засыпают мирным сном», – говорит в своем Слове на Успение Богоматери святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Мария же избрала благую часть ( Лк.10:42 ). Успение Божией Матери представляет благой конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводного звездою остается благой конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование – возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца», – пишет об Успении Богоматери и святитель Феофан Затворник. Впрочем, даже если мы, несмотря на искренние попытки, не сможем достичь подобного уровня святости, и кончина близких людей, да и наш собственный переход в вечность будут продолжать огорчать нас и даже пугать – не стоит отчаиваться. Да, для многих, в отличие от того же гения Пушкина, осень – не «очей очарованье», а грустная пора. А чтобы дожить до весны, нужно и вовсе пройти через зиму, холодную, суровую, темную, еще более, чем осень, похожую на смерть… Но претерпевший до конца – спасется ( Мф.10:22 ). Более того, многим из нас, не достигшим еще такого же духовного совершенства, как великие святые, подобные переживания могут даже пойти на пользу. Ведь, по слову святого Иоанна Кронштадтского: «что достается трудом, то дороже ценится и тем мы больше наслаждаемся. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Да небесная слава, конца не имеющая, без сомнения и стоит посильных трудов целой жизни».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В кондаке Святым Апостолам основные драматические функции берёт на себя диалог. Но вначале нам предлагается медитация: " Ты, соделавший рыбарей мудрее проповедников и пославший их вестниками по всей земле... Христе Боже, утверди ими Твою церковь и ниспошли на верных Твое благословение. Ты, единый сердцеведец! " Затем следует второй кукулий: " Дай, Спаситель, дар речи языку моему, отверзи мои уста... дабы я первый исполнил то, что надобно преподать. Ибо сказано: тот велик, кто возвещает и исполняет слово Твое... " Это авторская молитва о согласии дел со словами, которое уже осуществили свв. апостолы. Третий кукулий: " Апостолы Твои, исполняя заповеди Твои, учили тому, что сами делали. Отвергли суетные помышления, возложив на себя крест и радуясь смерти, как повелел Ты, единый сердцеведец " . А что же Он повелел? И вот с первого икоса мы попадаем в ситуацию странного диалога, который явно происходит уже после воскресения Спасителя. Он стоит на вершине горы и обращается к апостолам: " Идите ко всем народам и возвещайте Мое учение! Смотри Петр, как ты должен учить: Вспоминая свое падение, будь милостив ко всем и не будь суров. А если гордость вдруг нападет на тебя, слушай голос петуха и вспоминай потоки тех слез, о которых знаю только Я, единый сердцеведец " . " Ты, Иоанн! Пусть все знают, что Я не напрасно прижимал тебя к Своей груди. Не молчи! Сей свою проповедь как семя, которое ожидает обильная жатва. Ибо силу ему дал Я, единый сердцеведец " . " Продолжай, Матфей, собирать пошлины и обложи налогом врага Адамова, не прощай ему, пока не отдаст тебе последний кодрант... " и т.д. к каждому из 12 апостолов. Выслушав эти повеления, апостолы растерянно смотрят друг на друга и восклицают: " Откуда у нас голос и язык, чтобы вещать всем народам? Кто нам, слабым и неученым, даст силу противостоять князю мира сего? Только Ты, единый сердцеведец! " Христос не скрывает от них неизбежных страданий, которые им предстоит претерпеть за проповедь. Но ободряет и обещает, что будет с ними во всех напастях до скончания века. Последний икос есть завершение всей поэмы:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

8) ( Μγας) «Велик Ты и Славен, Всесвятый Сын Марии, Котораго Всевышний родил неизреченно 4 ! Ибо я говорю, что Ты Один – видимый и невидимый, вместимый и невместимый, по естеству Сын Божий; я знаю и верую в Тебя, Превечнаго Бога; но (притом) исповедую Тебя и Сыном Девы выше естества. Посему с дерзновением я держу Тебя, как Светильника; ибо всякий между людьми, носящий светильник, освещается, а не сожигается. Почему озари меня, Светильник негасимый, Единый Человеколюбец». 9) ( κ σα) Непорочная Дева стояла при сем, слыша (все это), и изумлялась; к Которой старец говорил: «Все пророки проповедали о Сыне Твоем, Котораго Ты безсеменно родила; кроме того о Тебе пророк провозгласил, и возвестил то чудо, что Ты, Богородице, пребываешь заключенною Дверию. Ибо чрез Тебя взошел и вышел 5 Владыка, и не отверзлась, ни подвинулась дверь чистоты Твоей, в которую одну прошел и соделал ее нетленною, – Единый Человеколюбец». 10) ( Νν) «И так ныне, Богом (силою Божиею) заченшая ( Θεοσλληπτε) Госпоже 6 , пророчествуя Тебе, поведую я Тебе все; ибо на падение и на возстание лежит Сын Твой, всех жизнь, искупление и воскресение 7 . Но не для того явился Господь, чтобы один (непременно) падал, а другой возставал. Ибо не радуется (Он) Всемилостивый падению человеков, и нет предлога падать возставшим 8 . Но Он поспешно пришел, желая возставить падших, избавляя от смерти создание Свое, Единый Человеколюбец». 11) ( Ο τος) «Такой способ падения и возстания праведным представлялся в благодатном озарении: хотя чрез грех стоящие падают, и оказываются мертвыми; чрез оправдание же, хотя и падают, возстают – и снова живут по благодати. И очищаются, и умерщвляются телесныя страсти, душа же сияет добродетелями, (влекущими ее) к Божественному. Ибо, когда совершенно вредит (душе) блудная жизнь 9 , возстановляется целомудрие: худшее угасил, а лучшее возстановил Единый Человеколюбец». 12) ( π) «Христом побуждаемый предвозвещаю Тебе, что отселе будет знамение пререкаемое. Знамением же будет крест, на котором беззаконные (люди) пригвоздят 10 Христа. Одни будут провозглашать Его Богом распинаемым, другие же, напротив, человеком,-и (от сего) возникают 11 учения благочестивыя и нечестивыя (истинныя и ложныя); одни предполагают, что тело небесное (во Христе), другие (считают оное) за призрачное; иные же, кроме того, (говорят), что плоть (Христова заимствована) от Тебя без души; а остальные учат о плоти одушевленной (с душею), – которую принял Единый Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Икосы: 1) ( Τρνωσον μου τ ν γλτταν) Соделай ясным язык мой, Спаситель мой, расшири мои уста, и исполнив их умили мое сердце, да последую тому, что говорю я, и да первый сделаю то, чему я поучаю. Ибо всяк творяй и учай, говорит (Писание), сей велий есть ( Мф. 5:19 .). Итак, если я говорящий не делаю, то я буду как медь звенящая ( 1Кор. 13:1 .). Почему даруй мне говорить должное и делать полезное, Ты, Единый ведущий сердца. 2) ( Ο τω ποτ) Так некогда и ученики Твои, (Господи), сперва (сами) исполнив заповеди Твои, поучали тому, что делали, со всею силою, вместе с тем, подтверждая учение Твое (своим) жительством; которое кто видит, и подражает им, – сей велик есть, (в том подвиге благочестия) чтобы презреть (блага и наслаждения) сей жизни, и помышлять всегда о (благах) небесных, нести на раменах (своих) крест, смерть иметь (для себя) утешением, как повелел Ты, Единый ведущий сердца. 3) ( λ) Изобилуя таким обилием добродетелей, собор ( κατλογος) всех апостолов облагоухал всю землю, – эти ветви винограда Хриетова, это поле верховнаго искуснаго Земледелателя. Они, (бывшие) рыбари до (призвания) Христова, и по (вознесении) Христа (остались) ловцами, (но только человеков). Они, (прежде) имевшие обращение с морскою водою, а ныне источающие сладкую речь; прежде ловцы рыб, а ныне уловляющие человеков, как сказал Единый ведущий сердца ( Мф. 4:19 ). 4) ( Τοτους) Пастыреначальник, по воскресении (Своем), собрал сих агнцев, которых разсеял страх во время (распятия Его) на кресте. Ибо, став на верху горы, Он источил сладкий мед, дав стаду (Своему) дерзновенение и, как боязливым, не много давая разуметь, вопиял, говоря: «Дерзайте, Я Один победил, Я волков разсеял, со Мною (тогда) не было никого ( Ин. 16:32–33 .), Я был Один, Единый ведущий сердца». 5) ( πιτε) «Итак идите ко всем (языческим) народам; разсевая по земле семя покаяния, поливайте (его) своими учениями. Ты, Петр, посмотри на Меня,-как ты учишь? Помышляя о своем падении, будь сострадателен ко всем; (поступай) не строго, (памятуя) об оной служанке, поколебавшей тебя. Если приключится с тобою возмущение, то слушай (тогда) гласа петелова, и вспоминай о тех слезах, которыя отмыл Я у тебя в (Моих) потоках (иэ язв),-Единый Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

3) (λ) Изобилуя таким обилием добродетелей, собор (κατλογος) всех апостолов облагоухал всю землю, – эти ветви винограда Христова, это поле верховного искусного Земледелателя. Они, (бывшие) рыбари до (призвания) Христова, и по (вознесении) Христа (остались) ловцами, (но только человеков). Они, (прежде) имевшие обращение с морскою водою, а ныне источающие сладкую речь; прежде ловцы рыб, а нвне уловляющие человеков, как сказал Единый ведущий сердца ( Мф.4:19 ). 4) (Τοτους) Пастыреначальник, по воскресении (Своем), собрал сих агнцев, которых рассеял страх во время (распятия Его) на кресте. Ибо, став на верху горы, Он источил сладкий мед, дав стаду (Своему) дерзновение и, как боязливым, не много давая разуметь, вопиял, говоря: «Дерзайте, Я Один победил, Я волков рассеял, со Мною (тогда) не было никого ( Ин.16:32–33 ), Я был Один, Единый ведущий сердца». 5) (πιτε) «Итак, идите ко всем (языческим) народам; рассеивая по Απιτεземле семя покаяния, поливайте (его) своими учениями. Ты, Петр, посмотри на Меня, – как ты учишь? Помышляя о своем падении, будь сострадателен ко всем; (поступай) не строго, (памятуя) об оной служанке, поколебавшей тебя. Если приключится с тобою возмущение, то слушай (тогда) гласа петелова, и вспоминай о тех слезах, которые омыл Я у тебя в (Моих) потоках (из язв), – единый Человеколюбец». 6) (Πτρε) «Петр, любишь ли Меня? Делай то, что Я говорю тебе: паси стадо Мое и, люби тех, которых Я люблю, имей сострадание к согрешающим; взирай на Мое к Тебе милосердие, как Я принимал тебя трижды отвергшагося. Ты имеешь разбойника, привратника райского, ободряющего тебя; к оному пошли тех, которых желаешь. Через вас обращается ко мне Адам, вопия: «Создатель, пошли мне разбойника привратника, ключеносца Кифу, – Ты, Единый Человеколюбец». 7) (σχυ μοι) «Укрепляйся для Меня и ты, Андрей! Как первым ты обрел Меня, (ты), найденный Мною, то найди и ты заблуждающегося, не забудь первого твоего искусства (ловительства). От сего Я научу тебя другому. Как прежде ты нагим (погружался) в глубину (водную), так и ныне (яви себя) обнаженным (в отношении) к сей жизни. Ты прежде ловил удою (καλμ), – научись теперь уловлять крестом; (прежде) приманивал (рыб) червем, – ныне Я повелеваю тебе уловлять Плотью Моею, (Я), Единый ведущий сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

В кондаке Святым Апостолам основные драматические функции берёт на себя диалог. Но вначале нам предлагается медитация: «Ты, соделавший рыбарей мудрее проповедников и пославший их вестниками по всей земле... Христе Боже, утверди ими Твою церковь  и ниспошли на верных Твое благословение. Ты, единый сердцеведец!» Затем следует второй кукулий: «Дай, Спаситель, дар речи языку моему, отверзи мои уста... дабы я первый исполнил то, что надобно преподать. Ибо сказано: тот велик, кто возвещает и исполняет слово Твое...» Это авторская молитва о согласии дел со словами, которое уже осуществили свв. апостолы. Третий кукулий: «Апостолы Твои, исполняя заповеди Твои, учили тому, что сами делали. Отвергли суетные помышления, возложив на себя крест и радуясь смерти, как повелел Ты, единый сердцеведец». А что же Он повелел? И вот с первого икоса мы попадаем в ситуацию странного диалога, который явно происходит уже после воскресения Спасителя. Он стоит на вершине горы и обращается к апостолам: «Идите ко всем народам и возвещайте Мое учение! Смотри Петр, как ты должен учить: Вспоминая свое падение, будь милостив ко всем и не будь суров. А если гордость вдруг нападет на тебя, слушай голос петуха и вспоминай потоки тех слез, о которых знаю только Я, единый сердцеведец». «Ты, Иоанн! Пусть все знают, что Я не напрасно прижимал тебя к Своей груди. Не молчи! Сей свою проповедь как семя, которое ожидает обильная жатва. Ибо силу ему дал Я, единый сердцеведец». «Продолжай, Матфей, собирать пошлины и обложи налогом врага Адамова, не прощай ему, пока не отдаст тебе последний кодрант...» и т.д. к каждому из 12-ти апостолов. Выслушав эти повеления, апостолы растерянно смотрят друг на друга и восклицают: «Откуда у нас голос и язык, чтобы вещать всем народам? Кто нам, слабым и неученым, даст силу противостоять князю мира сего? Только Ты, единый сердцеведец!» Христос не скрывает от них неизбежных страданий, которые им предстоит претерпеть за проповедь. Но ободряет и обещает, что будет с ними во всех напастях до скончания века. Последний икос есть завершение всей поэмы:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Максима совершенно ясна. Бог , Который по природе Бог, по природе Благой, по природе Творец, но при этом Бог, Благой и Творец не по необходимости. Даже предположить такое было бы крайним богохульством 88 . Краткое знакомство с учением Максима Исповедника о двух волях Господа нашего Иисуса Христа позволяет лучше вникнуть в смысл и значение Гефсиманского борения. Христос не выбирает между «да» и «нет», между принятием чаши или отказом от нее. Он принимает грядущие страдания по Своей человеческой природной воле: это совершается Им не только свободно, но и добровольно, причем добровольность служит важнейшим аргументом для доказательства безгрешности человеческой природы Господа, вопреки выдвигавшимся против прп. Максима обвинениям монофелитов. 4. Добровольность страданий Добровольность принятия страданий – это свобода от всего того, что выпало в удел людям, начиная от рождения, сопряженного со страстью, и кончая невольной смертью . Если в свободе воли мы призваны к подражанию Богу, вплоть до полного соответствия нашей гномической воли воле Божией, то добровольность, как уже говорилось, есть нечто иное – то, что отличает человечество Бога от нашего человечества, не имеющего власти избавить себя от наказания за грех. Из церковной истории известно, что добровольность принятия Господом человечества была одним из главных аргументов доказательства нетленности тела Спасителя у так называемых афтартодокетов, представителем одного из течений внутри монофиситства, главой которого считается Юлиан Галикарнасский. Однако, хотели они того или нет, реальность Его земной жизни и страданий неизбежно ставилась ими под сомнение 89 . Известно, что знаменитый противник афтартодокетов византийский полемист Леонтий Византийский в противовес им учил о невольной причастности тлению и страсти, которые довелось воспринять Христу, конечно, за исключением греха. По мысли Леонтия, единение человечества с Богом Словом не означало добровольности страданий в любой момент жизни Спасителя, но только свидетельствовало о безгрешности и святости 90 , и в этом он, очевидно, сущностно расходится с прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010