Поистине, Иисус Христос есть единый истинный Учитель, яко Премудрость Отчая; есть единый верный Наставник, яко Свет Божий, Солнце правды; есть единый добрый Пастырь, яко Сам пострадавший и умерший для спасения душ верующих в Него; есть единый вечный Архиерей, яко из мертвых воскресший и на небеса вознесшийся для вечного Ходатайства о искупленниках Своих и наследниках вечного Царствия Божия. Иисус Христос как Начальник и Совершитель нашей веры 25 есть единый верный Строитель в доме Отца Своего, яко сияние славы и образ ипостаси Его, нося всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших. 26 Иисус Христос есть существенная и единственная Глава Святой, Православной, Католической, Вселенской, Всемирной Церкви, яко пречистою кровию Его стяженной, купленной и освященной. Той есть, так свидетельствует о сем Святый Апостол Павел, Глава телу церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя. Яко в Нем благоизволили всему исполнению вселитися, и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная. 27 Иисус Христос в сей Святой Церкви Своей есть истинный Первосященник, главный Архиерей, прямо вселенский Пастыреначальник, вездесущею Божественную Благодатию Своею и Пророков в мире со Богодухновением посылающий, и Апостолов на Евангельскую проповедь избирающий, и силою свыше их на то облекающий, и священников и первосвященников поставляющий и освящающий, и священные церковные таинства невидимым духовным Своим содействием совершающий, и самое пастырское на вере к Богу и на любви к ближним основанное учение, учение, во славу Божию и для назидания верующих проповедуемое оживотворяющий, действительным делающий. Иисус Христос, есть Святой, и через Него освящаем от единого Бога Отца по происхождению своему суть вси, ея же ради вины не стыдится Он братию нарицати их, глаголя: возвещу Имя Твое братии Моей, посредь Церкве воспою Тя 28 А посему Он во вселенской Церкви Своей есть не только Святитель, всяческая освящающий, но и Учитель, небесные, Божественные истины проповедующий, слово Божие обращенной братии, верующим душам внутренно глаголющий, Божеское, Отчее Имя им возвещающий. Он же, яко Господь всемирной Церкви Своей, и других на сие духовное делание призывает, и посылает с таковым пастыреначальническим побуждением: шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари. 29 Равно Он же, яко Бог Сын, Единый от Святые Троицы, всякое слово благое духовного проповедника животворит, живоносным делает, в духовную сущность претворяет, в душевную пользу слушающим оное обращает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11). Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21). Об этом и поговорим подробнее. О Боге Бог всегда был, есть и будет. Он - начало и причина всего существующего. Бог непостижим, невидим, несоздан, вечен. Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой. Однако не три Бога, а Один Бог. Законы арифметики и математики к Творцу законов - Богу - неприменимы. Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Бог называется также Троицей. Каково рождение Сына, мы понять не можем, оно только применительно к нашим человеческим понятиям называется так. Бог-Сын называется также Словом, (Ум человека выявляется посредством слова. Что на уме человека? Как узнать, если он не скажет слова? Так и Бог-Отец (надмирный Ум) открывается нам посредством Слова, то есть Сына Своего. Вот что говорится в Евангелия от Иоанна: В начале было Слово (в начале - значит еще до бытия мира, то есть всегда), и Слово было у Бога, потому что Слово и Отец одна Сущность, и Слово было Бог. Значит, Сын Божий - Слово, есть Бог и равночестен Отцу. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1,1-3). Значит, согласно Евангелию, все, что только существует на свете, что имеет начало своему бытию, получило начало от Сына-Слова. Он - Творец всего сущего. Только Один Бог безначален, несотворен. Отец безначален, Сын безначален. Святой Дух безначален, но не три безначальных, а Один безначальный. Творение мира невидимого Мир мы разделяем на видимый и невидимый, или, более понятно для нас, на духовный и материальный. Среди нашего материального мира много невидимого. Невидим воздух, невидим звук, невидим магнетизм, электрический заряд и так далее. Среди так называемых электромагнитных волн лишь очень небольшая часть принадлежит водимому спектру. Но вот, например, ультрафиолетовые лучи невидимы, а обнаружить их можем на фотобумаге, которую они чернят. Невидимы радиоволны, а улавливаются приемником. Невидимы рентгеновские лучи, но на флуоресцирующем экране они обнаруживаются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

2. Однако [короткий] промежуток времени (ибо ты скорее желаешь получить наш ответ) не позволяет того, чтобы дать подходящее изложение о вере, да и столь велика задача этого исследования, что и многими словами она едва может быть исполнена. И ведь ты не потребовал такого наставления в вере, чтобы ты мог отличить одну какую-либо ересь, против которой в особенности было бы направлено усилие нашего исследования, но ты с неопределенностью добиваешься [общего] определения веры и хочешь, чтобы оно было изложено кратко. Вне сомнения, ты видишь, насколько нам невозможно полно изложить такую вещь, с которой мы не могли бы справиться, даже если бы у нас был больший промежуток времени и такой талант, что мы могли бы написать много сочинений о том, чего ты от нас добиваешься. Но Богблизок ко всем призывающим Его в истине (Пс 144:18), и Бог совершает завершающее и краткое слово на земле (Рим 9:28) 4 . Поэтому я надеюсь, что — как тебе Он дал святое беспокойство о Его вере, так и мне Он даст подходящую возможность, чтобы я послужил доброму и похвальному твоему желанию. Так что даже если я и не смогу сказать всего, откуда можно было бы узнать всякое еретическое заблуждение, дабы его, уже известное, можно было бы или победить, или избежать; но я, во имя и с помощью Святой Троицы, Которая есть Единый истинный и благой Бог, скажу то, в чем по большей части содержится смысл кафолической веры без какой-либо тьмы заблуждения. Помня об этом, ты сможешь также обнаружить и избежать многого, что даже и не обсуждается в этом труде специальным исследованием, однако из того, что здесь в общем и целом излагается, пусть станет видно то, что неверующие люди желают нашептать на уши верующим, — не передаваемое правилом Божественной истины, но выдуманное нечестием человеческих заблуждений. Глава 1. (§ 3–4) 3. Итак, в каком бы месте ты ни оказался, согласно правилу, данному повелением нашего Спасителя, знай, что ты крещен во единое имя Отца, Сына и Святого Духа, и тщательно и без сомнения храни всем сердцем, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть Святая и Неизреченная Троица, есть единый Бог по природе, о Котором говорится во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4). А также: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор 6:13) 5 . Однако, мы говорили, что есть Единый Бог (единственный и истинный Бог по природе), Который не только Отец, не только Сын и не только Дух Святой, но одновременно — Отец, Сын и Святой Дух. И следует остерегаться не столько [того], что Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог (это относится к природному единству), что мы и утверждаем истинно; сколько того, что Тот, кто Отец, Тот есть и Сын или Дух Святой; или Тот, Кто Сын, есть либо Отец, либо Святой Дух; либо если мы дерзнем говорить или верить, что Тот, Кто называется Святым Духом в исповедании этой Троицы, есть лично или Отец, или Сын, что совершенно нечестиво.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

4) Этих агнцев, которых разсеял страх во время крестное, Архипастырь собрал после воскресения; ибо став на вершине горы возгласил сладостную песнь, придавая бодрость пастве, и несколько прикровенно, как боявшимся, сказал (им) так: мужайтесь, Я один победил мир ( Ин. 16:33 ), Я разсеял волков; со Мною не был никто, един Я был, единый знающий внутреннее. 5) Идите же ко всем народам; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ее) наставлениями; смотри ты, Петр, как тебе учить; представляя свое падение, будь сострадателен ко всем, а не строг, (помня) ту служанку, которая поколебала тебя: если нападет на тебя гордость, вспомни о голосе петуха и приведи на память слезы, которых потоками Я очистил тебя, единый знающий внутреннее. 6) Петр, любишь ли Меня? Делай, чтó скажу: паси стадо Мое и люби, кого Я люблю, сострадая согрешающим, помня ο Моем к тебе милосердии, как тебя, трижды отрекшагося, принял Я; разбойник, привратник рая, ободряет тебя; посылай к нему, кого хочешь; чрез вас возвращается ко Мне Адам, взывая: Создатель, разбойника привратника и держащаго ключи Кифу посли ко мне, единый знающий внутреннее. 7) Мужайся и ты, Андрей; как ты первый нашел Меня, быв найден Мною, так найди и блуждающаго; не забудь прежняго искуства, от него Я руковожу тебя к этому: как прежде (ты входил) обнаженным в глубину, так и ныне (будь) отрешенным от жизни; прежде уловляя удою, научись улавлять крестом; ты приманивал червями, уловлять плотию Моею заповедаю тебе, единый знающий внутреннее. 8) Ныне приступи к делу, Иоанн; ныне все пусть узнают, что не напрасно некогда Я приклонял тебя к груди Моей ( Ин. 13:23 ); проведи борозды для источника Моего, котораго потоками напаялась любовь твоя; прокопай для Меня, как бы заступом, языком твоим проход, и Я приду, куда захочешь, и оросив напою посеянное тобою; бросай слова, как зерна, а Я умножив (их) наполню житницы твои, единый знающий внутреннее. 9) Так поступай и ты, Иаков, не оставляя проповеди , при воспоминании о Зеведее, которому некогда ты предпочел Меня; ибо ты знаешь, как ты оставил родителя на лодке ( Мф. 4:21 ), возлюбив Меня Создателя; исполняй волю Мою с сослужителями Твоими; не страшись коварных (людей); Я разсеял козни их; когда будут посекать тебя мечами, представь, кто был пронзен в бок копьем, единый знающий внутреннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Бог Образ и подобие Божии Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях (13, с.41). Совершенство Божие Св. Иоанн Синайский в своей «Лествице» пишет: «Никто, видя или слыша что-либо сверхъестественное в монашеской жизни, да не впадает в неверие по неведению, ибо где пребывает преестественный Бог , там всегда много уже совершается сверхъестественного». Совершенный Бог не подлежит изменению. Всемогущество Его одинаково было, есть и будет во веки. Следовательно, и теперь истинные монахи по благодати Божией могут сподобляться тех же сверхъестественных явлений, знамений и чудес. Бог, идеже хощет, – побеждается естества чин, и Сам вещает нам, что у Него все возможно ( Лк.18,27 )(25, с.452). Бог троичен в Лицах. Бог в Троице явился миру в Крещении. Бог в Троице открылся в Крещении Христа. Бог троичен в Лицах, Творец неба и земли. Бог есть Вседержитель. Бог есть Господь всей твари, и все трепещут Его. Бог есть верховнейший Владыка. Бог есть Свет. Бог имеет красоту и великолепие, которыми насытиться не могут от начала АНГЕЛЫ. И. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ Свойства Божии познаются из СЛОВА БОЖИЯ. Бог и Его свойства; верить, что слово Божие говорит об этом. Бог, если все создал превосходным, то Сам гораздо превосходнее. Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах. Бог вечен и присносущен. Бог вечен и бессмертен. Бог невидим, но познаваем. Бог, слово Его истинно и неложно. Бог – источник добра. Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет. Бог всемогущий управляет МИРОМ. Бог велик и непостижим, но благ и милостив. II. БОГТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА БогТворец мира, верить истине Священного Писания . БогТворец человека. Премудрость и благость Божии в устроении мира и человека. Премудрость и благость Божии в судьбах народов. IUU. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ Благость Божия никогда не перестает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом В отношении к твари Бог является Творцом, Промыслителем, Спасителем и Судией Несказанно таинственный и совершенный в Своем Божественном бытии, Трисолнечный Господь таков и в свойстве Творца мира, вследствие чего догмат о Боге как Творце источает неизреченную Божественную таинственность и относится к священным тайнам христианской веры. Из этой тайны Бог открыл нам столько, сколько нам необходимо [знать] для духовного совершенствования и спасения, а прочее сокрыто в неисследимых глубинах Божией премудрости, в неприступном свете Трисолнечного Божества, где своей удивительной сущностью обитают чудеса Божественных совершенств. Свои незримые и всегда неизреченно таинственные совершенства Троичный Господь отчасти открыл нам в сотворении видимого и невидимого Мира, что богочеловеческая мудрость Церкви кратко выразила первым членом Символа веры : «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Такой верой в Троичного Бога как Творца всего видимого и невидимого Церковь , собственно, исповедала богооткровенную истину о том, что мир есть дело Божией воли, премудрости и силы. Кроме того, это значит, что мир не произошел сам от себя, не возник случайно и не существует от вечности. В таком учении Церкви ясно разделяются и различаются Творец и тварь, Бог и мир. Да и самое понятие о сотворении логически предполагает, с одной стороны, творящее Существо, а с другой – создаваемую тварь. Единый по естеству, Триипостасный Бог – один-единственный Творец одного-единственного мира, составляющего единое целое и состоящего из духовных, телесных и духовновещественных существ. По учению Святого Откровения, всё сотворенное Богом из ничего, призванное из небытия в бытие и составляет то, что называется миром (греч. «космос», σμος). Под миром принято также понимать землю, а в более узком смысле – человеческий род. 1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). На этой первой и начальной истине основывается всё Откровение Ветхого и Нового Завета. В начале всего и прежде начала всего стоит Бог, без Которого, вне Которого и вопреки Которому ничто не могло войти в существование, в бытие, в жизнь: Вся (πντα) «Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ). «Сотворивый всяческая есть Бог " ( Евр.3:4 ; ср.: Иов.12:9 ; Деян.4:24, 14:15, 17:24 ; Неем.9:6 ; Откр.10:6, 14:7 ), «яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

БогТворец, Промыслитель и Всемогущая Сила (4:347–348). Бог Творец мира, верить истине Священного Писания Писание Святое научает, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю с исполнением их из ничего, хотением и словом. «Вся, елика восхоте, сотвори. Рече, и Быша; повеле, и создашася» ( Пс. 113, 11 ; Пс. 32, 9 ). Так и есть. Нет о том никакого сомнения, и не должно быть у православных христиан. Тако вся святая Церковь верует и исповедует, – хотя создание мира и от естественного разума познается, ибо ничто само собою не бывает, но от инаго начала бытия своего восприемлет: художество всякое без художника не бывает, и проч. (5:276). БогТворец ЧЕЛОВЕКА Бог есть Создатель наш, создал нас из ничего. Не было нас, и «се живем, движимся и есмы». Руце Его всемогущия сотворили и создали нас. Создал Он нас, о человеки, не так, как прочую тварь, безчувственную и безсловесную; создал особливейшим божественным Своим советом: «Рече и Быша, повеле и создашася». А о человеке не тое. Что ж? «Сотворим», рече, «человека». О, святейшаго, о, любезнейшаго совета! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святый Дух, о человеке сказал: сотворим человека. Какого человека? по образу, рече, «Нашему и по подобию». О, дивной благости Божией к человеку! О, высочайшей чести человеческой! Человек по образу Божию и по подобию от Бога сотворен. Какая тварь толикия чести от Бога сподобилася? Не видим того. Человек того сподобился, и образом Божиим от Бога почтен: о, любезнейшее и краснейшее Божие создание, человек! Образ Божий, яко царскую печать, в себе имеет (5:233). БогТворец и закона и Евангелия (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Вера научает веровать в Бога как в Творца (3:14, см. БОГ , 73) Бог, о Его премудрости в творении мира Премудрость Божию познаем из создания и устроения мира и дивного о нем промысла; видим и в святом Его слове, различно нам представляемую. Пророк поет Ему: «Вся премудростию сотворил еси» ( Пс. 103, 24 ). «Бог премудростию основа землю, уготова небеса разумом» ( Притч. 3, 19 ). Дивно строение ея видим в твари: ничего не сотворено, что бы не устроено было к надлежащему концу и пользе нашей, и славе Творца Самого. Солнцу устроил Творец непрестанное течение и приближение к нам, и удаление от нас: «Солнце позна запад свой» ( Пс. 103, 19 ), да то нощь, то день, то утро, то вечер делает... Луну сотворил к различению и познанию времен: «сотворил есть луну во времена» ( Пс. 103, 19 ). Звезды сотворил ради сияния в нощи, и прочиих причин, астрономам известных. Земля создана дебела, толста и тверда, дабы была обиталищем человеков и скотов... Тако и прочия твари устроил премудрый и благий Создатель наш к доброму концу; и нет такой вещи, которая бы не к нашей создана была пользе... Но Тойжде премудрый и преблагий Создатель, как премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и вся дивно к надлежащим концам управляет (5:69–70).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Так суемудрствовал Арий, и еще более после него ариане. У них Сын был Бог, но не несотворенный. Он у них первая сотворенная сущность, от которой потом все произошло и которою все правится. Все в тварях производится чрез Него; но Сам Он не единосущен Отцу, не есть едино с Ним, а произведен Богом Отцом из ничего. Против сего и поставил святой Иоанн или, точнее, Дух Святой, руководивший его, последнее слово: «Сей бе искони к Богу». Ариев Сын начало получил от Бога Отца, хотя прежде всякой другой твари; но истинный Сын Божий, Бог Слово, безначально был у Отца, в общении единого со Отцом Божеского естества, — или безначально был и есть единосущен Отцу. Поэтому нечестиво умствовать, будто Он получил начало и есть из ничего. Тогда Он не Бог, и кто кланяется Ему, будет кланяться не Богу, а твари и не будет потому истинным чтителем истинного Бога. Так святой Иоанн в немногих словах совместил все богословие о таинстве Пресвятой Троицы. Вся забота у него, как видите, состояла в том, чтобы отвратить поводы разделять естество и сливать ипостаси. Для сего подбирал он слово за словом, сколько с сдержанностию от запутывающего многословия, столько и с достаточною полнотою, дабы дать всем разуметь, что Бога надлежит исповедать Триипостасным, «ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще». Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сый, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (Святой Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые. Посему Творец Отец, Творец Сын, Творец Дух Святой, а не три Творца, но един есть Творец, по единому творческому действию Божества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Надо сказать, что более или менее адекватный анализ обоих фрагментов по отдельности был проведен самими учасшиками собора. В первом они увидели умаление ипостаси Сына по отношению к Отцу, выразившееся в специфическом неоплатоническом выражении ν ατω μνοντα κα πρς υτον πι. στρφοντα, и в слове γγονεν, т. е. перфектной форме глагола γγνομαι («однажды стал и с тех пор есть»), которую Итал употребил не в контексте домостроительства, что, по мнению участников собора было бы правомерно, а в контексте внутригроичных отношений 994 . На основании второго отрывка Иоанн Итал был обвинен уже в противоположной ереси – в савеллианстве. По мнению обвинителей, то, что Итал, поименовав Отца, Сына и Святого Духа, во-первых, не относит все указанные качества к Каждой ипостаси, во-вторых, не называет Их общую природу Божеством, и, в-третьих, настаивает на неделимости Троицы, указывает на стремление Итала акцентировать единство в ущерб троичности 995 . В деяниях суда неясным представляется замечание об опущении Италом имени «Бог»: «Действительно, единое Божество и мыслится, и называется нетварным, и единый Бог и именуется, и познается в трех ипостасях, потому что и то, и другое показывает тождество сущности. Но выражения «единый нетварный» или «единый вечный» без приложения имени «Бог» Божественное Писание не знает. Ибо имя «Бог», прилагаемое в обоих случаях, показывает, как уже сказано, тождественность сущности, а выражения «единый нетварный» или «единый вечный» стягивают три в одно и укрепляют савеллиан-ское учение» 996 . В действительности как имя «Бог», так и выражения, использованные Италом, могут скрывать за собой различную степень интеграции ипостасей – от полного слияния до полного разобщения. Сами участники собора, высказывая свое мнение по поводу первого фрагмента, указывали, что Итал вкладывает в понятия «единосущный» и «единосильный» арианский смысл 997 , не говоря уже о том, что в первом, «арианском» фрагменте слово «Бог» также отсутствует. Таким образом, необходимо констатировать, что обвинители просто не поняли, зачем Иоанн Итал опустил во втором фрагменте слово «Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Но, в последние времена, Слово, не оставив недр Отчих, неограниченно, бессеменно и непостижимо, Ему одному известным образом, вселилось во чрево Святой Девы и, в самой предвечной Ипостаси, составило Себе плоть от Святой Девы. Будучи во чреве Святой Богородицы, Слово было везде, и превыше всего, но в Ней – преимущественно, действием Воплощения. Итак, Ипостась Бога Слова воплотилась, восприняв от Девы начаток нашего состава – плоть, одушевленную словесной и разумной душой, так, что сама стала Ипостасью Плоти и, прежде простая Ипостась Слова, стала сложной, а, именно, сложенной из двух совершенных естеств: Божества и человечества. И сия Ипостась имеет в себе, как характеристическое и отличительное свойство Божественного Сыновства Бога Слова, по которому отличается от Отца и Духа, так и характеристические и отличительные свойства плоти, по которым отличается от Матери и от прочих людей. Она имеет в себе и те свойства Божеского естества, по которым соединена с Отцом и Духом, и те признаки человеческого естества, по которым соединена с Матерью и с нами. А отличается, как от Отца и Духа, так и от Матери, и от нас тем, что, одно и то же Слово – есть, вместе, Бог и человек. Ибо это признаем самым собственным свойством Ипостаси Христовой. Посему исповедуем, что Он есть единый Сын Божий и, по вочеловечении, единый Христос, единый Господь, единый Единородный Сын и Слово Божие, Иисус Господь наш. И чтим два Его рождения: одно предвечное от Отца, которое выше всякой причины, слова, времени и естества; а другое, бывшее в последние времена ради нас, по подобию нашему, и выше нас. Одно – ради нас, потому что для нашего спасения; по подобию нашему, потому что Сын Божий стал человеком от Жены и подчинился времени чревоношения; наконец, свыше нас, потому что родился не от семени, но от Святого Духа и Святой Девы Марии превыше закона чревоношения. Проповедуем, что Он не Бог только, Который бы не имел, подобного нашему, человечества, и не человек только, который бы не имел Божества. Но называем Его, сперва, тем, потом другим; но исповедуем одного и того же, вместе, Богом и человеком, совершенным Богом и совершенным человеком. Исповедуем, что Он – весь Бог и весь человек, Один и Тот же, весь Бог, вместе и с плотью Его, и весь человек, вместе с пребожественным Божеством Его. Называя Его совершенным Богом и совершенным человеком, выражаем через то полноту и совершенство естеств; а, говоря, что Он весь Бог и весь человек, показываем тем единство и неделимость Ипостаси. При этом, следует знать, что, хотя и говорим: оба естества Господа нашего проникают одно другое, но подразумеваем, что проникновение принадлежит (собственно) Божескому естеству: так как одно Божеское естество проходит и проникает все, как хочет, но само ничем не проникается. Оно сообщает свои совершенства плоти, но само пребывает бесстрастно и непричастно плотским страданиям. Ибо, если солнце, сообщая нам свои силы, не заимствует ничего от нас, то, тем более, Творец солнца и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010