При этом не надо никогда переходить на установку, как бы сказать, «комплекс преимущества», самопреувеличения и так далее. Мы должны быть свободны от этого. И надо удержать разумное сознание того, что дал нам Бог и от чего были в восторге наши отцы. И Василий Великий в своей Литургии говорит: ντως ν Θες. В этом выражении высказывается его дух-сознание: «Вот, мы обрели, действительно, вечного Бога» – «обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся». У всех нас есть интуиция, что Богединый и нет другого Бога, кроме истинного Творца всего этого космоса. Единый, но три Лица... Как говорится в Символе Афанасия Великого : Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, но не три Бога, а один Бог . И сказал Бог: СОТВОРИМ человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими... 15 , «Сотворим ЧЕЛОВЕКА» – это единственное число, и потом: «и да владычествуют ОНИ» – множественное. Бог единый, и Он сказал: «СОТВОРИМ». И это характерно для принципа персоны. Персона не живет в себе. Отец всего Себя излил в Сына и Духа Святого. Итак, человечество становится многоипостасным, но это единый человек. И опыт нашей молитвы дает нам возможность усвоить это логически не усвояемое положение. Мы живем это через Христа, через ту молитву, которую дает Христос, распятый за всего Адама. И мы начинаем уразумевать единство человечества не потому, что это соответствует или не соответствует логике Аристотеля, а потому, что это соответствует логике бытия самого. И тогда мы переходим от обычной отвлеченной логики к логике самого бытия, как оно открывается нам. Итак, христианин не может жить в пределах логики формальной. Беседа 3: О многоипостасном единстве всего Адама и его воплощении в монастырской жизни 16 Завещание – единство монастыря во имя Силуана. О явлении Христа Силуану. О молитве за всего Адама, как за самого себя. Путь к вселенской молитве – «Держи ум твой во аде». Адам-человек – образ многоипостасного троического единства, который живется в Литургии. О служении монастыря. Универсализм Христа – в любви, а не в познании. Наше служение другим – в нашем единстве. Слово о Боге – океан

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Помимо Пресвятой Троицы, Христа и Пресвятой Девы Марии, в этих молитвах упоминаются святые, а также девять чинов «белых» ангелов – духовных друзей, очень близких в каждодневной жизни. Чаще всего в молитвах упоминаются: 12 апостолов, особенно Петр, Иоанн и Иаков, а также Павел; «белый» архангел Михаил вместе с архангелами Гавриилом и Рафаилом; ирландская святая Бригитта (Брайд); святой Брендан Мореплаватель; живший позднее святой Маолруайн; друг святого Колумбы святой Кормак и даже святой Тернан Шотландский, живший до святого Колумбы. Особый акцент на святом Колумбе и других ирландцах (святой Колумба был родом из Ирландии) подтверждает тот факт, что эта духовность западных островов Шотландии восходит к острову Айона, ибо слава Шотландии (особенно Шотландии Хайленда и западных островов) – в ее христианских корнях, а христианство, как и сам гэльский язык, было принесено в Шотландию из Ирландии. Ниже мы помещаем несколько отрывков из «Песен народа гэлов» (заголовки даны нами). Символ веры (отрывок) Верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Создатель жизни; верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Творец любви. Верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Отец святых; верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Отец всего живого. Верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Творец всех людей; верую, о Бог всех богов, что Ты бессмертный Создатель мира. Верую, о Господь и Бог народов, что Ты Творец бескрайних небес, создавший небо наверху и океаны внизу. (Т. 3. С. 41) К Троице Во имя Отца, во имя Сына, во имя Духа – единосущной Троицы: Отец ласково заботится обо мне, Сын ласково заботится обо мне, Дух ласково заботится обо мне, Вся Троица дружелюбна ко мне. Бог освящает меня, Христос освящает меня, Дух освящает меня, Все Трое – святы. Троица – моя надежда, Троица – моя любовь, Троица – мое око и защита от преткновений, защита от преткновений. (Т. 3. С. 63) Утренняя молитва Ты Царь луны и солнца, Ты возлюбленный Царь звезд, Ты Сам знаешь наши нужды, о милосердный Творец жизни.

http://pravoslavie.ru/51598.html

Пять дней изучения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет. Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение Благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к учению. Это второстепенное: оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи. Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея. Но и то ветхозаветное «видение» было столь страшно, что Моисей сказал: «я в страхе и трепете» (см.: Евр. 12, 21 ). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?! Об этом говорит святой апостол Павел: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12, 22–23 ). Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет. 1, 11 ). Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести и спасает нас воскресением Иисуса Христа ( 1Пет. 3, 21 ). Об этом и поговорим подробнее. О Боге Бог всегда был, есть и будет. Он начало и причина всего существующего. Бог непостижим, невидим, несоздан, вечен. Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой. Однако не три Бога, а Один Бог. Законы арифметики и математики к Творцу законов – Богу – неприменимы. Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Бог называется также Троицей. Каково рождение Сына, мы понять не можем, оно только применительно к нашим человеческим понятиям называется так. Бог Сын называется также Словом. Ум человека выявляется посредством слова. Что на уме человека? Как узнать, если он не скажет слова?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

4. Ибо необходимо, чтобы мы, происшедшие, имели начало своего бытия от какой-либо великой причины; и Бог есть начало всего, ибо Сам Он не произошел от чего-либо, но все произошло от Него. И поэтому необходимо и, прежде всего, достойно исповедать, что Он – единый Бог, Отец, Который все сотворил и образовал, и несущее привел к бытию, и, в то время как Он объемлет все, Он один необъемлем. Между всем (происшедшим) находится и этот, наш, мир и в мире человек; следовательно, и этот мир также создан Богом. 5. Поэтому дело представляется следующим образом: Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже) Которого нет иного Бога; и так как Бог – существо разумное, то поэтому Он Словом создал произошедшее; и так как Бог – Дух, то Он Духом украсил все, как и говорит пророк: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их (Пс. 32: 6). А поскольку Слово утверждает, т. е. есть произведение тела и дает сущность эманации, а Дух упорядочивает и образует различия сил, то, по всей справедливости, Слово названо Сыном, а Дух – Премудростью Бога. Относительно (к данному случаю) говорит Павел, Его апостол: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4: 6). Ибо над всеми – Отец, а со всеми – Слово, т. к. через Него все произошло от Отца, во всех же нас – Дух, Который взывает: «Авва, Отче!» (Гал. 4: 6), и приготавляет человека к богоподобию. Дух показывает Слово, поэтому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само – вдохновитель пророков – и приводит человека к Отцу. 6. Таково правило нашей веры и основание здания, и крепость хождения: Бог, Отец, непроисшедший, не объемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего; это – самое первое положение нашей веры. Второе же положение – Слово Божие, Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и, следуя определению Отца, через Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, стал человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы победить смерть и показать жизнь, и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение – Святой Дух, через Которого говорили пророки, отцы научились божественному и праведники встали на путь истинный, и Который в конце времен новым образом сошел на человечество по всей земле, обновляя людей для Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  Читать полностью «Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа» Иоанн Дамаскин Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно Сына Бога живаго, взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать, но не получили желаемаго (Мф. 13, 16–17)   Читать полностью Проповеди на Преображение Иннокентия Херсонского Преображение по уверению апостола (2 Кор. 3; 18), есть событие, долженствующее повториться над всеми истинными последователями Христовыми. Но тем не менее все, и бывшие и не бывшие, приидите, взыдем на гору Господню! Бывшие на ней не удивятся, что их паки приглашают туда, где верховный из апостолов хотел остаться навсегда; а не бывшие тем паче должны поспешить в то место, где воистину - добро есть... быти!  (Мф. 17; 4).    Первая , вторая и третья проповеди Минея Праздничная Светом Своим всю вселенную освятивший,/на горе высокой преобразился Ты, Благой,/показав ученикам Своим могущество Свое,/ибо Ты мир избавляешь от преступления./Потому мы взываем Тебе:/«Милосердный Господи, спаси души наши!» На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже,/и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества,/озари и нас светом Твоего познания/и направь на путь заповедей Твоих,/как единый Благой и Человеколюбец!   Минея в русском переводе , в церковнославянском переводе

http://predanie.ru/tema/preobrazhenie-go...

Сначала у св. отца идет речь о Боге в Его существе и Лицах Св. Троицы (гл. 4–7). Мир и люди существуют. Сами собой они не могли произойти и не в состоянии поддерживать свое бытие. Должен быть Виновник всего этого. Таким и является Бог, единый, ни от кого не происшедший, но все содержащий в Своей власти. От Него получило начало все существующее. «Дело представляется следующим образом: Бог Отец, непроисшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога; и так как Бог – разумное Существо, то поэтому Он Словом создал происшедшее; и так как Бог – Дух, то Он украсил все... Поскольку же Слово утверждает, т. е. животворит и дает бытие происшедшему, 1899 а Дух упорядочивает и образовывает различные силы, то по всей справедливости Слово названо Сыном, а Дух – Премудростью Бога» (гл. 5). Поэтому-то правило нашей веры и основание знания, по словам Иринея, таково: «Бог Отец – непроисшедший, необъемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего; это самое первое положение нашей веры. Второе же положение – Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус, наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, – чрез Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и восстановить ( νακεφαλαιοσθαι ­ recapitulare) в Себе, 1900 соделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение – Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному, и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» (гл. 6). «Поэтому и крещение нашего возрождения, – заключает Ириней, – совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством, Своего Сына чрез Св. Духа. Ибо те, которые носят в себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться к нетлению. Следовательно, без Духа невозможно приступить к Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына – чрез Св. Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец» (гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление чтец Кирилл Борисов , катехизатор «Основы духовной безопасности для новоначальных христиан» Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, что первое, чему их учили, – правильно падать, иначе любое неверное движение могло свести на нет весь предыдущий труд. Несомненно, духовная жизнь – процесс не механический, но и здесь есть свои закономерности и опыт предыдущих поколений христиан, который полезно учесть. Недавно уверовавший человек обычно склонен идеализировать церковную жизнь, кроме того, на пути духовного возрастания встают такие препятствия, как страсти (укоренённые грехи), социум (мир, лежащий во зле), сатана (стремящийся вернуть христианина под свою власть). Попытаемся кратко сформулировать основные принципы, которые могут помочь избежать хотя бы некоторых ошибок и духовных падений. Прошу учесть, что данное пособие рассчитано исключительно на новоначальных, зрелые и глубоко воцерковлённые христиане могут рассматривать в более широком спектре допустимости некоторые указанные здесь намеренно однозначные предостережения. Цель христианской жизни 1. Правильная постановка цели К кому мы приходим в Церковь и для чего? К Отцу Небесному – Богу для богопознания , богообщения и богоуподобления . БогТворец вселенной. Всё Его: Земля Его, звёзды Его, вода Его, всё принадлежит Ему, Он — Творец и Законодатель. Бог сотворил этот мир, поэтому Он не находится во власти законов этого мира, Он вне времени и пространства. Бог не космос, Он творец космоса. Он не космическая энергия, Он творец всех энергий. Бог — Личность, Ему желанны личные отношения с людьми. Ради спасения человечества Бог воплотился, не переставая быть Богом, стал человеком. Принципиально важно понять, что христианин – это не тот, кто лишь тщательно исполняет древние обряды, но тот, для кого образец бесконечной любви — Богочеловек Иисус Христос, и Его действие в мире и его собственной жизни стало реальностью. Бог не только в книгах, Бог всегда рядом, как сказано в вечерней молитве: « Его же имя более всякого имени призываем ».

http://azbyka.ru/osnovy-duhovnoj-bezopas...

При этом следует отметить еще одну сторону, останавливающую мысль человека в благоговейном изумлении. Это то, что содержа все в Своей деснице, Творец от дня творения дал всем органическим существам и даже растительному миру, каждому в мере, соответствующей его природе и его организации, свободу роста и развития, пользования своими силами и использования окружающей среды. Еще более свободы Творец предоставил человеку, этому высшему на земле, разумному и нравственно ответственному творению Своему. С этим разнообразием стремлений — природных, инстинктивных, а в разумном мире и нравственно свободных — Промысл Божий сочетается так, что их всех содержит в себе и направляет, согласно общему промыслительному плану. Все несовершенства, страдания и болезни, происходящие от столкновения этих разнообразных единичных стремлений в мире, благость Божия исправляет и врачует, вражду утишает и направляет жизнь всего мира к благой, свыше поставленной ему цели; а разумным созданиям Божиим открывает путь к непрестанному прославлению Бога. И как бы человечество ни нарушало свое назначение в мире, как бы ни падало оно, как бы массы человечества, ведомые злыми вождями своими, ни склонялись к отвержению заповедей Божиих и отвержению Самого Бога, как это видим ныне, — история мира будет завершена достижением поставленной ему Промыслом Божиим цели — торжеством Правды Божией, вслед за чем откроется Царство Славы, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Созерцая величие, премудрость и благость Божию в мире, ап. Павел восклицает: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь» (Рим. 11:33-36). Промышление Божие о человеке до его падения Создав человека, Творец не оставлял первозданных людей Своим промышлением. Благодать Божия постоянно обитала в наших прародителях, служила для них, по выражению Святых Отцов, как бы небесною одеждою. У них было совершенное чувство близости Бога. Сам Бог был их первым Наставником и Учителем, удостаивал их Своих непосредственных откровений. Являясь им, беседовал и открывал им Свою волю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

За время своего епископства Фульгенцию не раз приходилось вести литературную полемику и вступать в открытые диспуты с арианами. Против них он составил немало сочинений, таких как книга «Против Ариан» (Contra Arianos, 515 г.), представляющая собой ответы Фульгенция на 10 вопросов-возражений короля-арианина Тразамунда; три книги «К королю Тразамунду» (Ad Trasamundum regem, 515 г.), где Фульгенций подробнейшим образом опровергал учение ариан; книгу «О Троице к Феликсу нотарию» (De Trinitate ad Felicem notarium, 515 г.), где кратко излагается ортодоксальное учение о Троице; возражение «Против проповеди Фастидиоза арианина» (Contra sermonem Fastidiosi ariani, после 523 г.), где Фульгенций проводит различие между понятиями «природа» и «лицо» и говорит о неделимости действий Троицы; наконец, ныне утраченная книга «Против Пинты, арианского епископа» (Adversus Pintam). Рассмотрим сначала тринитарную формулу Фульгенция, содержащуюся в начале его трактата «О вере или о символе веры , к Петру» (De fide ad Petrum seu de regula fidei, написан после 523 г.), который представляет собой краткое систематическое изложение христианской теологии, обнаруживающее сильное влияние мысли Августина, как и большинство сочинений Фульгенция, известного в науке как Augustinus Abbreviatus («Сокращенный Августин») 2774 . В 1-й главе этого трактата мы находим следующее правило веры (regula) в Троицу: «Итак, в каком бы месте ты не оказался, согласно правилу, данному повелением нашего Спасителя, знай, что ты крещен во единое имя Отца, Сына и Святого Духа, и тщательно и без сомнения храни всем сердцем, что и Отец Бог, и Сын Бог, и Дух Святой Бог, то есть святая и неизреченная Троица есть единый Бог по природе (Patrem Deum, et Filium Deum, et Spiritum sanctum Deum, id est sanctam atque ineffabilem Trinitatem unum esse naturaliter Deum), о Котором говорится во Второзаконии: “Слушай, Израиль, Господь Бог твой единый есть” ( Втор.6:4 ). А также: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (там же, 13). Однако, по причине того, что мы сказали, что этот единый Бог, Который есть единственный и истинный Бог по природе (solus est verus naturaliter Deus), есть не только Отец, и не только Сын, и не только Дух Святой, но вместе (simul) Отец, Сын и Святой Дух, следует остерегаться, чтобы, так же как мы истинно утверждаем, что Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог в том, что касается единства природы (quantum ad naturalem attinet unitatem), так же не дерзнуть утверждать или верить, что Тот, Кто есть Отец, Он же есть Сын или Дух Святой; или Тот, Кто есть Сын, Он же есть Отец или Святой Дух; или Тот, Кто в собственном смысле (proprie) называется Святым Духом в исповедании этой Троицы, есть лично (personaliter) Отец или Сын, что совершенно недопустимо» 2775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В последние же времена Слово, не оставляя Отчих недр, неописуемо вселилось во утробу Святой Девы и без семени, непостижимым и Ему одному ведомым образом соделало то, что плоть, воспринятая от Святой Девы, существует в самой предвечной Ипостаси. И, находясь во чреве Святой Богородицы, Бог Слово был также во всем и выше всего, но в Ней Он пребывал действием воплощения. Он, следовательно, воплотился, восприняв на Себя начатки нашего состава– плоть, оживленную мыслящей и разумной душой, так что Сама Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти и Ипостась Слова, бывшая дотоле простой, стала сложной – и причем сложной из двух совершенных естеств: Божества и человечества. И эта Ипостась имеет в Себе, с одной стороны, характерное и особенное свойство Божественного сыновства Бога Слова, [свойство,] которым отличается [Она] от Отца и Духа, а с другой стороны, [Она] имеет характерные и особенные свойства плоти, которыми отличается от Матери и от остальных людей. Воплощенный Бог Слово имеет в Себе как те свойства Божественного естества, которыми Он соединен с Отцом и Духом, так и те признаки человеческого естества, которыми Он соединен с Матерью и с нами». «Сверх того, воплощенное Слово отличается – как от Отца и Духа, так и от Своей Матери и от нас – тем, что Оно То же Самое есть в то же время и Бог, и человек. Ибо это мы знаем как самое характерное (букв. «наиболее особенное». – «Примеч. пер».) свойство Христовой Ипостаси. Посему мы исповедуем, что Он – единый Сын Божий и после вочеловечения; Он Тот же Самый есть и Сын Человеческий, единый Христос, единый Господь, единый Единородный Сын и Слово Божие, Иисус, Господь наш... Не проповедуем мы Его ни как только Бога, лишенного нашего человечества, ни как только человека, лишая Его Божества, ни как Бога и человека обособленно, но [проповедуем,] что Он, один и Тот же, есть в то же время Бог и человек, совершенный Бог и совершенный человек, всецелый Бог и всецелый человек, один и Тот же – всецелый Бог с Его плотью и всецелый человек с Его пребожественным Божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010