Эти цитаты и указания нередко отличаются большою точностью в выражении. Святитель, напр., пишет: «Отсюду начинается списание от Метафраста» 133 или: «До зде Метафраст», «До зде Кедрин» 134 ; или: «Сие вне писания Метафрастова» 135 и т.п. Казалось бы, при такой постановке дела у самого Святителя нет необходимости в особом исследовании и изыскании источников Четиих-Миней. На бесплодность такой работы, по-видимому, намекает и известный биограф свят. Димитрия, проф. И. А. Шляпкин. «Сличение русских житий нами оставлено в стороне», – говорит он в своем исследовании, – «да и вряд ли оно даст какие-либо важные результаты, так как источники, какими пользовался Святитель, нам вполне известны из описи его библиотеки» 136 . Такое замечание нам кажется, однако, слишком поспешным и несправедливым, и вот по каким основаниям. Во-первых, хотя Святитель и указывает источники составленных им житий святых, но делает это не для всех житий и не всегда определенно. В четырех тримесячных книгах Четиих-Миней можно указать несколько сотен таких житий, при которых нет никаких указаний на источники. Наша задача здесь будет состоять в том, чтобы дополнить опущенное свят. Димитрием – найти источники этих житий. В некоторых и также довольно многочисленных случаях Святитель, указывая источники, выражается так: «От греческих рукописцев» 137 , «От различных писателей» 138 , «От древних мартирологов» 139 , «От иных историков достоверных» 140 , «От Четиих-Миней» 141 и т. д. Все эти указания в высшей степени неопределенные, и в таких случаях нам придется выяснить эту неопределенность и дать точные сведения о том, что разумел свят. Димитрий под «греческими рукописцами», какими пользовался он «древними мартирологами», каких церковных писателей и агиографов обозначил под именем «прочих, различных, иных и достоверных»? При некоторых житиях Святителем указано несколько источников и детального распределения приведенного материала между ними нет. Здесь необходимо решить, по всем ли указанным агиографам составлены данные жития, или же Святитель воспользовался которым-либо одним из них, а остальных привел только как свидетелей, как лиц, подтверждающих сообщаемые в житии сведения? Но даже и там, где ссылки Святителя ясны и определенны и где нет обилия источников, работа по изучению их не кажется нам ненужной и бесплодной. Святитель, напр., указывает, что взял житие «от Метафраста...». Интересно определить, в подлиннике или в переводе пользовался он жизнеописаниями святых этого знаменитого греческого агиографа? Мы знаем, что во время свят. Димитрия многие жития Симеона Метафраста были переведены на славянский язык. Оказали ли эти переводы какое-либо влияние на труд Святителя, или он совершенно не пользовался ими? Все это вопросы, по нашему мнению, непраздные и для истории литературы небезынтересные. А без детального разбора житий и рассмотрения их источников на такие вопросы ответа дать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

134. Не буди рука твоя простерта на взятие, но да простирается лучше для подаяния (Сир. 4, 35). 135. Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть корень всем злым (1 Тим, 6, 10). Угодно ли знать, чем искореняется сия страсть? – Тем, чтоб всем сердцем и всею душою иметь упование на Бога. 136. Иному брату лукавый дает усердие к рукоделию сверх надлежащего. Отсюда рождается страсть сребролюбия. Тогда душа, уязвившись сребролюбием, этим корнем всякого зла, располагает монаха и утром ранее обыкновенного садиться за рукоделие, и вечером позднее должного прекращать его; так что, если можно, нерадит о молитве и о службе Божией и по сребролюбию занят бывает одною работою. Когда ударяют к службе, брат этот приходит после всех, и выискивает предлога уйти от службы прежде всех. – Зная сие, блюди себя, чтобы тебе, доведенному до уклонения в недозволенное, совсем не потерять своего чина. – Ибо враг на этом не останавливается. Но, нашедши доступ, успевает иного сбить с пути, внушая: «трудишься ты, трудишься, а все почти ничего не имеешь; поди выучись более прибыльному рукоделию». – Не разобрав дела, иной брат идет за этим в мир; да совсем там и остается уже. Блюдись убо. 137. Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Корыстолюбец, сребролюбец, любостяжатель – не целомудренны. Как один пленяется телесною красотою, так этот – деньгами; и последний в большей мере не целомудрен; потому что не имеет равного с первым побуждения, которое бы нудило его требованием самой природы. Страсть к деньгам не естественна, и побуждения к оной заключаются не в природе нашей, но в превратном произволении; потому, кто добровольно преодолевается оною, тот грешит непростительно. г. О борьбе с гневом. (Чч. 1, 2 и 3) 138. Прогоняющий от себя духа гневливости и раздражения далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом, весел лицом, здрав умом, – и есть обитель Святого Духа. 139. Кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневных укрощает любовию; принимая удары, не мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; – когда подчиняют, веселится, не уязвляется гордынею (чужою), в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен, начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

134 . Вообще же дружба бедняков по большей части прочнее (meliores), чем богатых 1039 , и часто богатые не имеют друзей, в то время как у бедных их очень много. Нет истинной дружбы там, где находится лживое низкопоклонничество. Многие подобострастно угождают богатым, по отношению же к бедному никто не лицемерит; (вот почему) чужды обмана все отношения к бедному (verum est quidquid defertur pauperi) и дружественное расположение к нему не ведает зависти. 135 . Что может быть драгоценнее дружбы, которая людей сближает с ангелами (quae angelis communis et hominibus est)? И Господь Iucyc говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли вас в вечныя обители свои» (Лyk. XVI, 9) 1040 . Сам Господь из рабов сделал нас друзьями, как Он Сам сказал: «Вы уже друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вамъ» (Ioah. XV, 14). Он дал нам образ дружбы, которому мы (и) последуем, чтобы исполнить волю Друга, чтобы открыть Ему наши сердечныя тайны и (в свою очередь) знать и Его тайны. Откроем Ему наше сердце, как Он открыл нам Свое. «Я потому, — сказал Он, — назвал вас друзьями, что все, что слышал от Отца моего, Я сделал известным вамъ» (Ioah. XV, 15). Истинный друг не скрывает ничего; он так же открывает (effundit) свою душу, как Господь Iucyc открывал тайны Отца. 136 . Итак, кто исполняет повеления Божии, тот и друг Его. Кто единодушен, тот уже и друг, потому что в друзьях есть единство душ (один дух). Нет зато никого гнуснее того, который изменяет дружбе. Отсюда и в предателе Господь нашел наиболее презренным его вероломство, то, что он не возблагодарил за милость и к пиршеству дружбы примешал яд злобы. Он так говорит: «Ты же человек единодушный со мною, вождь мой и близкий мне (notus meus), который всегда вместе 1041 со мною получал сладкия снеди» (Пс. LIV, 14, 15)! То есть, нельзя снести, чтобы ты, единодушный со мною, поднялся на того, кто даровал тебе милость: «Ибо еслибы враг мой стал бы злословить меня, я претерпел бы, по крайней мере» (ст. 13) 1042 ; и от того, кто меня ненавидит, я скрылся бы. Можно избежать врага, но нельзя укрыться от друга, если тот начнет злоумышлять против тебя. Мы остерегаемся того, кому не доверяли наших намерений, но не можем остерегаться того, кому мы (их) доверили. Итак, чтобы показать особую предосудительность греха (ad acervandam peccati invidiam), Он не сказал: ты же раб Мой, апостол Мой; но: единодушный со Мною, т. е. ты предатель не Меня только, но даже самого себя, так как предаешь единодушнаго тебе.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

131. Ровно то же самое происходит, когда кто-то устраивается на работу в ларек, продающий пончики; с юридической точки зрения это должен быть свободный договор между равными людьми, пусть даже для этого нам придется поддерживать очаровательную юридическую иллюзию, что один из них — воображаемое лицо по имени Криспи Крим. 132. Например, слово “should” в английском языке происходит от немецкого “schuld”, означающего «вина, ошибка, долг». Бенвенисте приводит схожие примеры из других индоевропейских языков (Benveniste 1963:58). В восточноазиатских языках, таких как китайский и японский, эти слова редко сливаются в одно, но подобное отождествление долга с грехом, стыдом, виной и ошибкой легко обнаружить и там (Malamoud 1988). 133. Подобным образом Фома Аквинский ввел в католическое учение представление о том, что грехи были «долгами наказания» перед Богом. 134. Это одна из причин, почему так просто представить другие виды отношений в форме долгов. Предположим, что кто-то хочет выручить друга, отчаянно нуждающегося в деньгах, но не хочет ставить его в неловкое положение. Обычно проще всего это сделать, дав ему денег и затем сказав, что это ссуда (а потом обе стороны дружно об этом забывают). Или вспомните обо всех случаях, когда богач приобретает слуг, давая им денег и выставляя это ссудой. 135. Могут сказать, что эквивалент слов «пожалуйста» и «спасибо» можно обнаружить в любом языке, стоит только захотеть; однако термины, которые вы найдете, зачастую используются настолько по-разному — например, только в ритуальном смысле или по отношению к вышестоящим, — что этот факт трудно рассматривать всерьез. Показательно, что в течение последнего столетия практически во всех языках, которые используются в офисах или для совершения покупок в магазинах, пришлось создавать термины, эквивалентные английским словам “please”, “thank you” и “you " re welcome”. 136. По-испански сначала просят об услуге (“рог favor”), а потом говорят “gracias”, подтверждая тем самым свою признательность за то, что делает другой человек; это слово происходит от латинского “gratia”, т. е. «влияние», или «услуга». «Ценить» (“appreciate”) имеет более монетарное значение: если вы говорите «я ценю то, что вы для меня делаете», вы используете слово, происходящее от латинского “appretiare” («установить цену»).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Кроме того, у мексиканцев есть еще и другое сказание, представляющее для нас не малый интерес, как содержащее в себе повествование о происхождении первой женщины. Вот оно 135 . Ксолотл, первобытный великан и первый человек, произошел от первых супругов – Ометеуктли и Омецигуатла, живших в небесном рае, но в начале теперешнего века изгнанных из него на землю. Он восхотел создать род человеческий и из кости человека образовал мать человеческого рода, которая была названа Цигуакогуатл, т.е., «женщина со змеёю», а также Квиляцли и Тонакацигуа, т.е., «женщина от нашей плоти». Она была матерью двух братьев – близнецов. На одном мексиканском иероглифе она изображена разговаривающею со змеею; позади её стоят близнецы – сыновья её, на различный характер которых указывает их различный цвет, и один из них хочет убить другого. Дикари, обитающие в Гватемале также хранят предание о грехопадении 136 . Хитростью злого духа, говорят они, первый родоначальник человечества Гун-гун-апу был заманен в пещеру и там должен был умереть. Его голова, которую у него отрезали, была воткнута на кол. Но вдруг кол этот начал пускать побеги и даже давать плоды, называемые теперь шкаро (Crescentia), в которые превратилась голова Гун-гун-апу. Девица Кеквик (т.е. первая мать), дочь одного могущественного князя Кухумаквика, захотела увидеть этот плод. Она обратилась к древу смерти и воскликнула: Какие прелестные плоды! Не умру, если не сорву хотя одного из них. И затем произошел разговор между девушкой и головою Гун-гун-апу, превратившейся в плод. После этого девица протянула свою руку к плоду и накапала на нее жизненный сок плода; от этого она зачала и стала матерью двух сыновей – Гунапу и Кебалямкве («тигра» и «оленя»). Впоследствии эти сыновья её, взросши в горах в уединении, стали мстить своему отцу, князю подземного мира». По сказаниям диких обитателей Южной Америки 137 , причиной появления и распространения зла в мире также является именно женщина. Индейцы в Боготе представляют ее женою первого человека Бохике, чрезвычайно красивой, но слишком злой, противодействовавшей своему мужу во всем, что только ни предпринимал он для счастья людей. За её злость Бохика, наконец, прогнал ее на весьма далекое расстояние от земли, и тогда она стала луною, которая по ночам освещает нашу землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

128 «Новизна [нового «Богомужнего» действия] обозначает новый и неизреченный образ проявления природных действий Христовых, в соответствии с взаимопроникновением друг в друга Христовых природ, и Его человеческое житие, удивительное и невиданное, и неведомое природе сущего, и образ взаимообмена в неизреченном единении» (D5P345D). 129 Это не значит, что он считает его неверным: Максим не отверг ни одного из своих прежних догматических положений. Просто представление о двух родах Богомужнего действия для этого периода им отставлено в сторону как не актуальное для текущих споров. 131 1073 В. Там Максим утверждал это в контексте обоснования единства энергии Бога и святых; Пирр повторяет его почти буквально, что дает лишний повод предположить знакомство Пирра с этим сочинением Максима. 132 Не столь удивительно, впрочем, если принять во внимание возможные мотивы Пирра примириться с христианами на Западе и вернуть себе уважение, а может, и сан. 133 Нам не удалось найти подобного утверждения у кого-либо из святых отцов, кроме самого Максима. 134 Мы, впрочем, не можем привести вообще ни одного случая отказа Максима от своих прежних утверждений. 135 Эта одинаковость действия всех людей, отличающая их, скажем, от животных, для Максима объясняется тем, что логос человеческой природы отличен от логоса животных. То есть, хотя Бог движет всякой природой, но движет по-разному. А сказав о некоей природе, что она «претерпевает» действие, мы еще не сказали о том, что она человеческая, но лишь о том, что она тварная. 136 При желании он мог бы возразить, что Максим сам назвал движение человеческой природы 4претерпеванием», а поэтому и выражение «единое действие» должен признать в контексте обожения приемлемым. Рассмотрим подробнее это место. Опуская несколько фаз полемики, в которых Максим пытается отбиться с помощью риторики (см.: DsP 349C-349D; Пирр, вероятно знакомый с подобными приемами, не принимает его аргументов), перейдем к заключительной части диалога о «претерпевании», в которой Пирр прибегает к аргументации «от отцов»: «П.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

15). Начальникам губерний поставить в обязанность, посылаемым для увещания раскольников, духовным лицам оказывать со своей стороны нужное содействие. 16). Епархиальных Архиереев уполномочить в те места, где есть раскольники, или вновь будут открываться, определять надежнейших священников, а замеченных в неспособности к обращению заблуждающих перемещать к другим приходам по своему усмотрению. 17). Епархиальные Архиереи, через первенствующего Члена Св. Синода, а Начальники губерний через Управляющего Министерством Внутренних Дел имеют доставлять Комитету ежегодно сведения об успехе обращения раскольников к Православной Церкви, с изложением, употребленных ими для сего, мер и своих мнений о способах к обращению, какие им по опытам и местным обстоятельствам представятся полезными. 18). К ограждению народа от ересей и расколов нужно поставить духовенство в такое состояние, чтобы причетники и диаконы могли заниматься обучением малолетних детей своих прихожан славянороссийской грамоте, а священники преподавать им Катихизис. От сего учреждения можно надеяться, что простой народ постепенно будет приобретать познание в догматах христианской Веры и в прихожанах утвердится любовь и почтение к духовенству, каковое обыкновенно бывает в учениках к своим учителям. 134 Напечатан бы л в Самарских Епарх. Ведомостях из воспоминаний бывшего Самарского Преосв. Герасима. 135 В рукописи г. Карачева, из которой мы приводили уже часть сведений и еще будем приводить из неё же в своем месте. 136 В своем месте, именно в III-eм Томе о Киеве, мы увидим факт, что из Казани одна купеческая жена приходила даже пешком, чтобы поклониться в Бозе почившему за дарованное ей исцеление. 143 Горестное известие о холере появилось в Казани в Августе. Лето было жаркое, а в Августе были палящие жары. С возвращением торговцев с Нижегородской ярмарки, появилась холера на Бакалде (старая пристань на Волге близ Казани), куда был послан чиновник для надзора за порядком; но посланный тут же умер от сильных судорог. Татары привезли с собою из Нижнего, умершего там, ахуна (духовное лицо в роде протоиерея) и тем распространили заразу. 9-го Сентября разнеслась в городе молва о холере: многие из богатых жителей оставили город, а другие запаслись съестными припасами на полтора месяца. Сперва холера появилась на Сенной площади, а оттуда она бросилась в Ямскую и Мокрую (улицы) и распространилась по всем частям города и проч. См. Историч. Записки о 1-й Казанской Гимназии В. Владимирова. Казань. 1868 г. Отд. 2, ч. 2, стр. 165–167, 206–207.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Эта порча подобна закваске. ( ζμη). Закваска небольшая часть замешанного теста. Но когда ее положить в известное количество муки, то она заквашивает все тесто, при этом, эта уже заквашенная часть может заквасить еще большее количество муки и т. д. Тоже и со грехом Адама. Грех вошел в природу первого человека. От этого последнего путем естественного рождения стали являться люди, к которым и переходит греховная закваска Адамова. Там вскисает тесто через смешение закваски с мукой. – Здесь вскисает грехом человек через плотское смешение его с родоначальником. Так закваска греха в роде человеческом растет и распространяется на все человечество 133 . Все мы сыны омраченного рода, все причастны Адамова зловония. Какой немощью пострадал Адам, той же пострадали и все мы происходящие от Адамова семени 134 . Через Адама смерть воцарилась над всякой душой 135 . Вместе с человеком подверглась проклятию и вся тварь. И это так и должно было быть. Человеке – царь, тварь – его достояние. Между тем и другим существует связь. Представь себе царя, у которого есть достояние к подвластные ему служители готовы к услугам; и случилось, что взяли и отвели его в плен враги. Как скоро он взят и уведен, необходимо служителям и приставникам его следовать за ним же. Так и Адам чистым создан от Бога на служение Ему, и в услугу даны твари сии, потому – что поставлен он господином и царем всех тварей. Но коль скоро пленен Адам, пленена уже с ним вместе и служащая и покорствующая ему тварь 136 . Человек сам своим падением открыл себе доступ ко греху и ко власти дьявола, но с другой стороны порабощение его духами злобы, демонами и страстями есть вместе с этим и наказание Божье за грех , есть как бы гнев Божий на человека. Бог предал Иерусалим на позор врагам и ненавидящие Израиля стали господствовать над ним; так, прогневавшись и на душу за преступление заповеди, предал Бог её врагам, демонам и страстям 137 . Адам был в чести и в чистоте, а, преступив заповедь, изгнан из рая 138 . При всем своем глубоком падении человек однако окончательно не погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010