Высокий взгляд на религию, как на духовный союз с Богом также не дает права видеть в псевдо-Енохе последователя ессейства; если в книге Еноха не замечается склонности к внешней законности и обрядности в религии, то там также нет речи и о том, что духовное богопоклонение составляет всю сущность религии, что в деле спасения человека не имеет никакого значения внешнее богопочтение и т. д. Что касается учения об ангелах, то оно вовсе не составляло исключительной особенности одного только ессейства; после вавилонского плена ангелология была очень распространена почти между всеми иудеями; это видно уже из того, что саддукейская секта, ставшая в оппозицию по отношению ко всем коренным принципам иудейства 132 , отвергла между прочим и учение о бесплотных духах, чем резко обозначила широкую распространенность его в современном иудействе: это же доказывается и древними талмудическими писаниями, авторы которых с особенною любовью занимались учением об ангелах 133 . Некоторое пристрастие псевдо-Еноха к символике и аллегоризму легко объясняется апокалипсической формой его произведения, а также желанием его как можно ближе держаться своего образца, то есть книги пророка Даниила, где все видения представляются в символических образах. О нравственно-аскетическом направлении книги Еноха нечего говорить: оно было сродно каждому палестинскому иудею в период, предшествовавший явлению Христа; исключение составляли только саддукеи. Да притом в книге Еноха (за исключением только последней 108 гл.) аскетизм вовсе не дает себя особенно заметно чувствовать; даже сам Избранный нигде не изображается великим подвижником и аскетом, каковым представляли Его ессеи 134 . Вообще, гипотеза о ессейском происхождении книги Еноха основывается на очень шатких данных. «Все воззрения псевдо-Еноха, напоминающие собою ессейские доктрины, могли быть и действительно были общим достоянием каждого иудея, жившего благочестиво и нравственно» 135 . К этому нужно присоединить, что в настоящее время сведения о секте ессеев слишком ограничены: единственные свидетельства об этой оригинальной школе можно почерпать из сочинений Филона и Иосифа Флавия, из которых каждый не беспристрастен; «первый из них, говорит Неандер, представляет ессейскую теософию вовсе не такою, какою она была в действительности, а какою ему хотелось видеть, с целью убедить греков, что ессеи могут служить образцом практической мудрости; а второй в этом случае следует своей обыкновенной привычке – придавать греческий колорит всем иудейским верованиям» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Во всем, что касается проявления Духа (как превечного, так и преходящего), можно настаивать также на том, что Дух существует в Сыне (можно сказать также, как это часто принято у отцов, что Он почивает в Сыне), Который Его получил от Отца. Но что касается Его ипостасного существования, Дух не исходит тождественно от Отца и от Сына: Он исходит от Единого Отца, поскольку Отец есть Его единая Причина. Так как Дух есть Дух Сына, не только потому что Он исходит от Него, как Он исходит от Отца, но потому что Сын обладает той же природой, что и Отец, и потому что Дух обозначает здесь не Само Лицо Духа, но общие Божественные энергии, которые Он проявляет в Себе Самом и которые, происходя от Отца, выходят, проистекают, проявляются (или также – глагол, принятый в этом последнем смысле, – исходят через Сына или от Сына), это становится ясным в следующем отрывке того же сочинения: «Не должен ли каждый признать, и вполне справедливо, даже более – быть твердо убежденным в том, что Сын, будучи по существу общником природных благ Отца, имеет Духа таким же образом, каким должно разуметь и об Отце [...] не как чуждого и внешнего Ему – глупо, даже более – безумно так думать, – но таким образом, как каждый из нас содержит в себе своего собственного духа и из внутреннейших глубин изливает его вовне? Вот почему и [Христос] телесно вдунул Его, показывая, что как из уст человеческих дух исходит телесно, так и из Божественной сущности свойственным Божеству образом изливается ( προχαι ται) Дух, из Него исходящий» 135 . Природные блага указывают здесь свойства или качества общей Божественной природы, которая проявлена и преподана как энергии или действия. Другой текст святого Кирилла показывает, что он имеет в виду Божественные энергии или действия, которые на основании общности природы трех Божественных Лиц проявляются и восполняются, исходя от Отца через Сына в Святом Духе или в Сыне через Святого Духа, или также от Сына в Святом Духе или через Святого Духа: «Христос называет Божиим перстом Святого Духа, Который в каком-то смысле распускается, как почкаот Божественной природы и там пребывает, словно палец на человеческой кисти. Ибо Писания называют Сына кистью и рукой Бога. Итак, как рука естественным образом соответствует всему телу, действуя сообразно сознанию и имея навык подчинять указанию в этом служении палец, так мы представляем, с одной стороны, Слово Бога как проявление Бога и в Боге и, так сказать, «отпочковывающееся» в Боге; а с другой стороны, Духа, исходящего природным и сущностным образом от Отца в Сыне, который действует через Него в освящающих миропомазаниях. Следовательно, очевидно, что Святой Дух не инороден Божественной природе, но исходит от нее и пребывает в ней естественным образом; также палец на руке, принадлежащий телу и той же природе, и как рука есть у тела не как инородная субстанция, но как соединенная с ней» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

– Если же окажется, что душа та жила в нерадении, то – о горе! – она услышит страшный оный глас: да возмется нечестивый, да не узрит славы Господней. Тогда-то постигнет ее день гнева, день скорби и нужды, день тьмы и мрака, день злый и лютый, о коем говорит Давид: в день мот избавит его Господь. Но душу, жившую в нерадении, не избавит Господь в день тот лютый. – Тогда предана будет бедная душа та во тьму кромешную д в огнь вечный, где и будет мучиться во веки нескончаемые. Так говорил мне авва мой Исайя со многими слезами и великою болезнию сердца. 134) Спросила я однажды, – говорила блаженная Феодора, – авву моего Исайю о слове Апостола: искупующе время, яко дние лукави суть, и он сказал мне: Апостол научает нас духовному торгу, именно: предстоит тебе время поношения? – искупи его, – смирением и терпением искупи сие время поношения. – Настанет время бесчестия? незлобием искупи сие время, и получишь прибыль. Коснется ли тебя ложное обвинение? терпением и упованием приобрети и купи его. – И все противное, если хочем, будет нам в прибыль. 135) Опять говорил мне добрый отец: подвизайся войти тесными враты. Как деревья не могут приносить плодов, если не испытают зимы и дождя; так и мы, для коих век сей есть зима, не можем принести плодов, достойных Царствия Небеснаго, если не пойдем сквозь всякия скорби и искушения. И что нам пользы, если проживши здесь в довольстве и утехах хотя бы сто лет, там безконечные веки будем мучиться в огне, по слову Господню? 136) Она же, блаженная Феодора, разсказывала, что один монах спросил авву Исайю : как живущий в мире, при нерадении о посте, небрежении о молитве, бегании от бдений и недостатке всякаго смирения, при услаждении яствами, хождении по похотям своим, снедании друг друга, провождении большей части дней в клятве и клятвопреступлениях, – как они не падают, и не говорят даже: согрешили; а мы, монахи, при постах, бдениях, долулегании, сухоядении, не пия вина, не вкушая елея, и воздерживаясь от всякаго вообще телеснаго упокоения, с плачем и рыданием говорим: погубили мы души свои, лишились Царствия Небеснаго, и стали повинны муке? Или не всем равно дан закон и заповеди? – И добрый отец, прослезясь и воздохнув из глубины души, сказал: «хорошо сказал ты, сын мой, что миряне не падают; ибо падши однажды страшным и горьким падением, они ни встать не могут, ни имеют, откуда бы еще падать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, стало известно, что проблемы на Цуруге (недавно встревожившая всех АЭС) были вызваны многочисленными повреждениями трубопровода. Раз уж упомянута другая АЭС, то напомню еще про Онагаву, которая выходила из строя вместе с Фукусимой. Общее число ее поломок - 630. Автор статьи 2011/05/12, 23:10:58 Итак, пока специалисты ломают копья, выясняя, откуда столько радиации в бассейне выдержки третьего блока (не должно бы быть вообще почти), мир обсуждает более насущный вопрос. Измерения, проведенные сегодня в первом блоке, показали что в реакторе дырка , по этому залить можно или все здание, или никак. Ну, и на закуску - все стержни расплавлены . Не 55% и даже не 70%, а попросту все. По правде сказать, это особо никого не удивило, поскольку несмотря на все заверения ТЕРСО, сомнений в мелтдауне, то есть расплавлении стержней в большом количестве, не было. Засим эта проблема почти не обсуждалась, кроме того, что неясно как теперь " гасить " первый блок. Если залить водой все, что можно, это будет означать неустойчивость здания, в том числе сейсмическую. Что в Японии особо опасно всегда. Да и вообще старая схема " нового плана " уже никуда не годится (неделя планирования пошла коту под хвост). Кабинет министров уже требует пересмотра. Из третьего энергоблока текла грязная вода в океан, ее заткнули тем же способом (жидкостью, превращающейся в стекло). Правда, сколько утекло, сказать сложно. Но немало-то уж точно. Концентрация радиоактивного цезия-134 у берегов префектуры Фукусима превышает допустимую норму в 32 тыс. раз, а цезия-137 - в 22 тыс. раз. По поводу этого же блока и его бассейна выдержки главными гипотезами являются: а) неправильные измерения, б) накидало топлива взрывной волной или намело радиоактивной пыли со всех сторон, в) растрескались ТВЭЛы, автор статьи 2011/05/11, 17:19:11 Итак появилась лавина сообщений про третий блок. Во-первых, на нем зафиксирован довольно заметный рост радиоактивных материалов в бассейне выдержки. В частности, там 140 тыс. Бк/куб. см Cs-134 и 150 тыс. Cs-135, а заодно еще и 11 тыс. Бк/куб.см I-131. И еще короткоживущий Cs-136 c периодом полураспада 13 дней (его всего 1.6 тыс. Бк/куб.см). TEPCO говорит, что это из-за поврежденных стержней в БВ (удивительно, да?)

http://isihazm.ru/?id=1801

132. Одного человека Бог слушает, одному человеку Бог является; ибо человеколюбив есть Бог, и где бы ни был человек, там есть и Бог; один человек есть достойный Бога поклонник; для человека Бог преображается. 133. Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он землю, и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие такого Божия промышления – несмысленны душою. 134. Добро невидимо, как невидимо сущее на небе, а зло видимо, как видимо сущее на земле. Добро есть нечто сравнения не имеющее, человек же, имеющий ум, избирает добрейшее. Один человек способен познавать Бога и творения Его. 135. В душе действует ум, а в теле природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум, почему не всякая душа спасается. 136. Душа есть в мире, как рожденная, а ум превыше мира, как нерожденный. Душа, понимающая что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии, и что будто уж гибнет душа. Помышляя так, она хранит себя от ничтожных и срамных удовольствий. 137. На земле положены Богом рождение и смерть, а на небе полнота всего и неизменность. Все же сотворено для человека и спасения его. Не нуждающийся ни в каких благах, Бог для человека устроил небо, землю и стихии, доставляя ему через них всякое наслаждение благами. 138. Смертное подчинено бессмертному и служит ему, т. е. стихии человеку, по человеколюбию и существенной благости Создателя Бога. 139. Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти. 140. По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса. Души человеческие получают за добродетель награды, а за грехи – наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Там же, 303, 329. По этому поводу Тарковский цитирует Пастернака: «Не спи, не спи, художник,/не предавайся сну…/ты вечности заложник,/у времени в плену». Режиссер цитирует последнее четверостишие стихотворения Ночь из сборника Когда разгуляется. 216 « " Жертвоприношение " , — пишет Тарковский, — фильм-притча, где случаются события, смысл которых нужно толковать». Глава о «Жертвоприношении» находится только в итальянском издании (A. Tarkovskij, Scolpire il tempo, Milano: Ubulibri, 203). 217 См. S. Fausti, La catechesi narrativa di Marco. Ricorda e racconta il vangelo t Milano: Ancora, 1990, 135-136. 218 А. Тарковский, Запечатленное время, 334. 219 Там же, 137. 220 Я проанализирую эту сцену позже, вернувшись к ней в эпизоде сна Горчакова после отъезда Эуджении. 221 Как снималась сцена, можно увидеть в фильме «Andrej Tarkovskij in " Nostalghia " » [«Андрей Тарковский в " Ностальгии " »] (1983), снятом Донателлой Бальиво на съемочной площадке. 222 Там же, 323-324. 223 Там же, 325. То, что режиссер пишет относительно итальянского опыта своего героя, в этом случае распространяется и на него самого, что подтверждается некоторыми отрывками из его книги. 224 A. Tarkovskij, Diari, 271. Этот образ, несущий жизнь, находится на кладбище. Это оказывается важным для фильма, в котором возрождение, жизнь и смерть — тесно переплетенные мотивы. 225 Эуджения, стремящаяся к эгоистическому счастью, трезво и отстранеиио смотрит на то, чего не понимает. Антуан де Баэк пишет: «Выбирая между женщиной-соблазнительницей и женщиной- матерью, русский режиссер наделяет теплом, искренностью и нежностью последнюю. В " Ностальгии " это сопоставление происходит в капелле Девы Марии… взгляд Эуджении встречается со взглядом Мадонны дель Парто, написанной Пьеро делла Франческа, — самой красивой беременной женщины, написанной в истории итальянской живописи… неуверенному и ускользающему взгляду " соблазнительницы " … противопоставлена спокойная уверенность женщины, носящей Христа» (A. de Baecque, Andrej Tarkovskij, 56). 226

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Примечания . Трубецкой Е. Два мира в русской иконописи. Умозрение в красках. Париж, 1965, с. 111 . Там же, с. 50. . Трубецкой Е. Россия в ее иконе Париж, 1965, с. 161 . Седюлин А .Законодательство о религиозных культах М ., 1974, с. 6 . Там же, с. 46 . Там же, с. 41 См. также Зоц В. Несостоятельные претензии М.1976, с. 135—136 СУ УССР 1922 49, ст. 729 Цит. по Седюлин А. Указ .соч ., с .32 . Декрет «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины» См.. Антонова В.И , Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963, т. 1, с. 26. . Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957, S. 7. . Там же, с 21. . Критический отзыв на немецкое издание книги Л. Успенского и В. Лосского «Смысл икон» см. в: Католическая мысль. 14 февраля 1953, 75— 76 (по-французски). . Во Франции в одном Париже существует не менее шести иконописных школ, некоторые со стажем в несколько десятков лет, в том числе школа иезуитов, в свое время приложивших особенно много усилий для разрушения традиционного иконописания. . Отчет подкомиссии «Авторитет Вселенских Соборов//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1974, 85—88, с. 40. Этот вопрос продолжал обсуждаться той же подкомиссией в 1976 г. в Загорске. . Так, на вопрос протестантского богослова о значении иконопочитания в Православии православный архиерей отвечает: «Нам так привычно»... С XVIII в. иконопись перешла в ведение светского художника, свободного от догматов Церкви, а затем и изучение иконы перешло в ведение свободной же от догматов науки. На долю церковных людей действительно осталась только благочестивая привычка молиться перед иконой. Но бывает и хуже (это из частных разговоров): «Послушать Вас, можно подумать, что без иконы не может быть Православия», — говорит православный архиерей. «Образ принадлежит самой сущности христианства», — пишет протестантский пастор (см.: J.Ph.Ramseyer. La Parole et I " lmage. Neuchdtel, 1963, p. 58). Как видим, роли иногда меняются: то, что ожидаешь услышать от православного архиерея, понимает и говорит протестантский пастор, и наоборот. Так вековой отрыв от образа привел пастора к православному его осознанию. Вековое же искажение образа привело православного архиерея к протестантскому к нему отношению.

http://sedmitza.ru/lib/text/440377/

Ответ на возражение 3. Тело Христа присутствует в этом таинстве не так, как тело присутствует в одном месте, сообразуясь своим размером с местом, но – особым, приличествующим этому таинству образом. Поэтому мы говорим, что тело Христа находится на многих алтарях не как в различных местах, а «таинственно», имея при этом в виду не то, что Христос находится там только как знак (хотя само таинство и является своего рода знаком), а то, что тело Христа находится там именно так, как это приличествует этому таинству, о чем уже было сказано. Ответ на возражение 4. Этот аргумент справедлив в отношении телесного присутствия Христа как присутствующего телесным образом, то есть видимо, но не как присутствующего духовным образом, то есть невидимо. В связи с этим Августин говорит: «Если ты принимаешь» слова Христа о Своей плоти духовно, «они для тебя дух и жизнь; если ты принимаешь их плотски, они не перестают быть духом и жизнью, но не для тебя» 135 . Раздел 2. СОХРАНЯЮТСЯ ЛИ В ЭТОМ ТАИНСТВЕ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ СУБСТАНЦИИ ХЛЕБА И ВИНА? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что в этом таинстве после освящения субстанции хлеба и вина сохраняются. В самом деле, Дамаскин говорит: «Так как люди обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют [воду и] вино, Бог сочетал с этими веществами Свое Божество и сделал их Своими телом и кровью»; и несколько ниже: «Хлеб общения – не простой хлеб, но соединенный с Божеством» 136 . Но сочетаться свойственно тому, что актуально существует. Следовательно, в этом таинстве хлеб и вино существуют одновременно с телом и кровью Христа. Возражение 2. Далее, таинства должны сообразовываться друг с другом. Но в других таинствах субстанция материи сохраняется, например субстанция воды при крещении и субстанция миро при конфирмации. Следовательно, и в этом таинстве сохраняются субстанции хлеба и вина. Возражение 3. Далее, хлеб и вино используются в этом таинстве как обозначающие духовное единство, поскольку, как говорит Августин в [своей книге] «О Символе веры », «хлеб состоит из множества зерен и вино – из множества виноградин». Но это присуще субстанциям хлеба и вина. Следовательно, субстанции хлеба и вина в этом таинстве сохраняются.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

135. Старайся стать подражателем жизни и добродетели преподобных отцов. Иди путем их жития и подвизайся, как и они, – подвизайся умом, подвизайся духом, подвизайся телом, будь подвижником и в одежде, будь подвижником и в пище, будь подвижником и в языке, будь подвижником и во взоре, будь подвижником и в помысле, – чтоб во всем оказаться совершенным. 136. Будь внимателен к себе, чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечение обо всем земном. В час молитвенный всецело будь Небесным Ангелом и приложи старание, чтобы молитва твоя была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее восходящую горе, Небесные Врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному Престолу Пречистого Владыки. Так в час молитвенный повергайся пред Богом всегда, как Херувим и Серафим. 137. Брань твоя не какая-нибудь обыкновенная; напротив того, все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь со врагом. – Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе: и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, что и ты стал благоискусным, и Бог прославился, и люди стали тебе подражателями. 138. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды, где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми; мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14). 139. Приготовляй дела твои к исшествию; приведи все в порядок в поле своем; а поле есть жизнь сия: возьми добрый заступ – Новый Завет; огороди владения свои терниями (сделай изгородь из колючих произрастений), – постом, молитвою и учением. Если будет у тебя такая ограда, то не взойдет зверь, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Облекся ли в добродетель? Непрестанно употребляй усилия не совлекаться ея. 135. Старайся стать подражателем жизни и добродетели преподобных отцев. Иди путем их жития и подвизайся как и они, — подвизайся умом, подвизайся духом, подвизайся телом, будь подвижником и в одежде, будь подвижником и в пище, будь подвижником и в языке, будь подвижником и во взоре, будь подвижником и в помысле, — чтоб во всем оказаться совершенным. 136. Будь внимателен к себе, чтоб во время молитвы не быть разсеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечение обо всем земном. В час молитвенный всецело будь небесным Ангелом, и приложи старание, чтобы молитва твоя была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее восходящую горе, небесныя врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу пречистаго Владыки. Так в час молитвенный повергайся пред Богом всегда, как Херувим и Серафим. 137. Брань твоя не какая нибудь обыкновенная; напротив того все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь со врагом. — Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе: и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшаго тебе силу победить лукаваго. Для того и брань усиливается более и более, что и ты стал благоискусным, и Бог прославился, и люди стали тебе подражателями. 138. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды, где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения. Взывай к себе непрестанно возглашая со Святыми; мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14). 139. Приготовляй дела твои к изшествию; приведи все в порядок в поле своем; а поле есть жизнь сия: возьми добрый заступ — Новый Завет; огороди владения свои терниями (сделай изгородь из колючих произрастений), — постом, молитвою и учением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010