Все эти признаки указывают не на Балканской полуостров и не на нижний Дунай (или Истр), а на Паннонию, и, быть может, Норик, занятые впоследствии уграми и, отчасти, болгарами. Как было давно выяснено Фарлати в его известном труде «Illyricum sacrum» (Venetiis, 1751, t. I, § 1 sq.), а также П. Шафариком (Славянские древности, пер. Бодянского, М. 1837, т. I, кн. II, § 11, стр. 134 и сл.) и другими, названием Иллирик обозначалась в разное время не одна и та же провинция. В древнейшее время Иллириком называлась страна «на берегу Адриатического моря, между реками Неретвой (Нароном) на севере и Дрином на юге и сопредельная на восток с землею Трибаллов» (Шафарик, там же). 117 Позже название Иллирика охватило более широкие пределы. 118 После распространения границ Римской империи (во II в. н.э.) и «нового разделения земель, к нему принадлежащих, Иллирик заключал в себе следующие, так называемые, провинции: оба Норика, обе Паннонии, Валерию, Савию, Далматию, обе Дакии, Мизию и Фракию. Такое разделение продолжалось до времени имп. Константина Великого , который, отделив от Иллирика Нижнюю Мизию (отнюдь не Верхнюю) и Фракию, вместо них присоединил к нему семь других земель, именно: Македонию, Фессалию, Ахаию, оба Эпира, Преваллис и Крит. Это-Иллирик в самом распространенном смысле, заключавший в себе 17 областей и земель» (Шафарик, назв. соч. стр. 135). Но после разделения Римской империи на Восточную и Западную, Иллирик распался на две части, из коих первая-под именем Восточного (Illyricum Orientale) была присоединена к империи Византийской, а другая-под именем Западного (Illyricum Occidentale) осталась при Римской. К этому последнему принадлежали: два Норика, две Паннонии, Савия и Далматия; все же остальные были причислены к Византийской монархии» (Шафарик, назв. соч. стр. 135–136). В Повести временных лет наименование «Иллирик» имеет двойственное значение, зависевшее от двух различных ее источников. В перечне стран Афетовой части, заимствованном из византийской хроники, название Иллирик имеет узкий (древнейший) смысл. Оно не охватывало ни Македонии, ни Фракии, ни Далматии, ни Фессалии, ни Эпира («Япироньи»), ни Лухнитии (Охриды), так как эти страны перечислены здесь отдельно от Иллирика (Лавр. 3 , 2–3). Это, так называемый, Illyricum proprium, к которому еще не принадлежали Савия, обе Паннонии и оба Норика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

134. Оставшиеся после умерших чинов знаки отличия беспорочной службы обратно в Капитул не требуются; Капитул должен быть лишь уведомлен о времени их кончины. Если пожалованный знаком отличия умрет прежде получения его, то знак возвращается в Капитул Орденов. (Ст. 759 там.) Глава XIII. О представлении к Мариинскому знаку отличия беспорочной службы 135. Мариинский знак отличия беспорочной службы установлен в награду лицам женского пола за долговременное, рачительное исполнение обязанностей в званиях, ниже сего (ст. 765–766) означенных. (Ст. 760 Учр. Орд. изд. 1876 г.) 136. Мариинский знак отличия беспорочной службы разделяется на две степени, и удостоенный оного носят знак сей на Владимирской ленте (с принадлежащим к оному бантом): первой степени на левом плече, а второй на груди. (Ст. 763 там же.) 137. Мариинского знака отличия беспорочной службы удостаиваются все исправлявшие свою должность с непременною соответственною важности оной, точностью в званиях классных дам, учительниц, смотрительниц, частных, первых и главных надзирательницу настоятельниц, инспектрис, директрис и начальниц в одном или нескольких из заведений, состоявших под непосредственным покровительством в Бозе почившей Императрицы Марии Феодоровны. К знаку второй степени представляются служившие в одном или нескольких из вышеозначенных званий пятнадцать лет или более до двадцати пяти. Знак первой степени получают служившие двадцать пять лет и более. (Ст. 765 там же.) 138. Получившим Мариинский знак отличия беспорочной службы, продолжая усердную и беспорочную службу, приобретают право на удостоение новым; при сем время их служения во всяком случае исчисляется пятилетиями. Удостоенным знака первой степени выдается единовременно годовое жалованье не в зачет, и сия награда повторяется при каждой за тем перемене знака. При увольнении от службы она производится им независимо от других денежных выдач и пенсии. (Ст. 767 там же.) Примечание. Служившим при двух заведениях, при получении знака первой степени, единовременная по сей (767) статье выдача годового жалованья производится из того заведения, при котором он в последнее время находились на службе, (прим. к ст. 767 там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Другой хозяин насаждает виноградник, обносит его оградою, строит в нем башню, выкапывает точило. Построив виноградник, поручает его виноградарям; посылает сюда за плодами. Бережливый, трудолюбивый виноградарь три года ухаживает за смоковницей, окапывает ее, обкладывает ее навозом в надежде, что она будет приносить ему плоды 134 . Там на поле один пашет землю, другой сеет: одно зерно упало при дороге, другое на каменистое место, третье в тернии, четвертое на добрую землю. Вот раб уже возвращается с поля. Там идет жатва, здесь убирают пшеницу в житницу 135 . В городах строят дома, благоразумные на камне, а неблагоразумные на песке. Там, собираются строить башню и вычисляют издержки на постройку её 136 . Вот богатый человек, у которого хороший урожай, рассуждает сам с собою: „что мне делать? некуда мне собрать плодов моих“. Он желает построить новые большие житницы вместо старых и туда хочет поместить свой урожай. Вот один купил землю и собирается смотреть ее; другой – пять пар волов и идет испытать их; третий празднует свою свадьбу. Вот безумный богач, который говорит душе своей: „покойся, ешь, пей, веселись“. И таких богачей было много в Галилее. Контрибуцию в 100 талантов Ирод собрал здесь скорее, чем где-нибудь во всей Палестине. Город Капернаум Спаситель называет вознесшимся до неба 137 . По улицам, переулкам, дорогам сидят нищие, увечные, хромые, слепые и дожидаются милостыни от проходящих людей. Добрый, сострадательный господин посылает своего слугу собрать всех нищих, убогих на ужин, и с ним приходит множество народа, так что за столом не остается ни одного свободного места. На улицах и площадях гуляют дети, они спорят между собою, кличут друг друга. Еще далеко не доходя до села, люди слышат пение и ликование. До самой ночи стучатся в запертые ворота. Вот пред мельницей лежит камень жерновный. Там видны раскрашенные памятники на могилах умерших. На лугах пасутся стада 138 . Вот пастух, потерявший одну овцу, оставляет девяносто девять в пустыне и идет отыскивать пропавшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Вступительное слово пред защитою диссертации. С. 7. 130 Позитивизм, агностицизм и другие позиции, также типичные для философствующего естественника, в данном случае можно рассматривать как производные от кантианства (его разного рода предельные варианты, вульгаризации и т. д.). Все это — рассудочное философствование, а рассудок, еще по Платону, как раз и есть «та способность, которая встречается у занимающихся геометрией и им подобных» (Госуд. 511 d). 131 Флоровский Г. В. Томление духа//" Путь. 1930. 20. С. 104. 132 Столп и утверждение Истины. С. 66 (курсив автора). 133 Там же. С. 35. 134 Там же. С. 61-62. 135 Пристань и бульвар. Цит. изд. С. 139. 136 Вступительное слово... С. 6. (Курсив автора.) 137 Столп и утверждение Истины. С. 638. 138 Впрочем, с иною терминологией и иными метафизическими акцентами, подобные разделения довольно распространены в религиозной онтологии и спекулятивной мистике — скажем, у Экхарта или Кузанского. 139 На Маковце. Ср. также выше (стр. 61) о миметической природе жизненного пути и жизненного чувства Флоренского. 140 См.: Троице-Сергиева Лавра и Россия. 141 Там же. 142 Там же. 143 Автобиографические сведения. 144 Иконостас. С. 109. 145 Наиболее существенное отражение они здесь нашли в учении о Софии, но без труда можно отыскать и другие следы их влияния. 146 Теперь, по восстановлении всего хода мифологемы, следовало бы уточнить: разумеется, «конкретная метафизика» принадлежит, в собственном смысле, не детскому Первозданному Эдему, но Эдему новому, возвращенному. Но, тем не менее, наше изложение, при котором и эта поздняя метафизика и действительно детские впечатления и особенности восприятия (поведанные Флоренским в «Воспоминаниях») объединяются в один общий комплекс «эдемского миросозерцания», отнюдь не является смешением внутренне разнородных элементов. Миросозерцание и в самом деле одно, ибо оба Эдема мифологически тождественны, единосущны друг другу, хотя различны в способе выражения. Для Первозданного Эдема этот способ составляют образы, интуиции, впечатления... — словом, нерасчленяемое мироощущение; в Новом же Эдеме мироощущение претворяется в мировоззрение. 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=901...

В субботние дни А. на утрене поется в т. н. родительские субботы , а также в те субботы, в к-рые случится память святого, не имеющего тропаря. Субботняя А. поется со стихами псалмов (Пс 64. 5; 101. 13; 24. 13.- Типикон. Т. 1. С. 60) на 2-й глас, а в две вселенские субботы - на 8-й глас. На панихиде поется так же, как и во вселенские субботы. На вечерне А. заменяет собой прокимен и поется только в малые посты при совершении утрени с А. во вторник, среду, четверг, пятницу (т. о., А. на вечерне может петься вечером в понедельник, вторник, среду, четверг). В воскресенье вечером на вечерне А. не поется, в пятницу вечером А. поется только накануне двух вселенских суббот. На вечерне А. (кроме пятниц накануне вселенских суббот) поется со стихами псалмов (вечером в понедельник - Пс 37. 2, во вторник и четверг - 98. 5, в среду - 18. 5), на 6-й глас (Часослов. С. 156-157). В пятницы накануне двух вселенских суббот А. поется та же, что и на утрене в эти субботы, с опущением 2-го стиха. Этот же аллилуиарий поется на панихиде (Типикон. Гл. 14. Т. 1. С. 62), при отпевании монаха (Требник большой. Л. 108об.), младенца (Там же. Л. 107об.); чин отпевания священника содержит, кроме четырехкратного повторения этого аллилуиария (Там же. Л. 135, 136, 137об., 170), 4 аллилуиария со стихами псалмов 22, 23, 83, 111 (Там же. Л. 135об., 137, 138, 138об.). Употребление А. за заупокойным богослужением встречается и в испано-мосарабском обряде (Cabrol. Col. 1235). Такое различение служб в Иерусалимском Типиконе сообщает неск. печальный характер пению А., что не отвечает ветхозаветному и древнехрист. его пониманию, а также употреблению А. за литургией, где А. является торжественной, можно сказать, «пасхальной» аккламацией. Зап. традиция придает пению А. исключительно торжественный характер (см. Cabrol. Col. 1233-1235). Но можно указать пример торжественного понимания А. и в визант. гимнографии - службу вмч. Георгию , к-рая всегда бывает в послепасхальное время (23 апреля ст. ст.): стиховные стихиры малой вечерни здесь оканчиваются троекратным повторением А.

http://pravenc.ru/text/114768.html

§ 135. Что касается сокровенных грешников, то с таковыми священник должен поступать с самой строгой осторожностью, чтобы, отлучая их от причастия, не подать повода к какому либо соблазну или подозрению и т. п. (Учит. Извест.). Всего лучше таковым, вместо отлучения от причастия, назначать другие более сокровенные епитимии и затем, когда они и после этого не исправятся, прибегать к более серьезным мерам, и то не иначе, как с разрешения епархиальной власти, чтобы превышением своей власти не произвести какой либо неправды или недоумения, (Дополнение к Учит. Известию. Сравн. ниже, об исповеди, отд. VII, §§ 52, 53). § 136. Изумленным или обмершим св. тайны никогда не могут быть преподаваемы, пока они не придут в сознание и в состоянии будут исповедать грехи свои, и святые тайны принять сознательно и с подобающим благоговением (Учит. Известия). Тем более, конечно, ни под каким предлогом священник не должен причащать совершенно умерших: «Ибо, как говорят св. отцы VI-ro вселенского собора, писано: приимите, ядите... и т. д., а тела мертвых ни приять, ни есть не могут» (Правило Трульск. собора 83. Сравни Номоканон при б. требнике, прав. 167). § 137. Что касается до самого способа приготовления к причастию, какому должны следовать миряне, желающие удостоиться приобщения св. тайн, то в сущности своей они должны наблюдать во всех отношениях то же самое, что вообще полагается в этом случае для священнослужителей, совершающих таинство. (Сравн. выше отделение статья 1, §§ 4, 6, 8, и след. там же статья 2, §§ 9–11, статья 3, §§ 15–22; статья 4, §§ 24 и 28). При этом все правила, в особенности касательно ночных поллюций (Отд. II, статья 2, § 11), вычитывания древнего правила (там же ст. 4, §§ 14–26), также измовение уст (там же § 28) и т. п. должны быть соблюдаемы непременно всеми верующими так же, как и священнослужителями во всей их полноте и определенности, равно так же как и правила, полагаемые для священников по причащении св. тайн (см. ниже §§ 147, 150, и об изблевании, выше § 111), чтобы в противном случае, вместо благодати Божией, не принять св. даров в суд и осуждение (Дополнение к Учит. Извест. сравн. ниже, об исповеди, отд. IX, §§ 67, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Посмотрим, насколько основательны и убедительны доводы, приводимые рационалистами в защиту своего объяснения. Говорят: Демономания (вид истерии) – обыкновенная, естественная болезнь, поддающаяся правильному систематическому лечению. Это доказывается тем, что в древности, на востоке, существовали так называемые экзорцисты, которые посредством особых заклинательных формул, и путём употребления целебных корешков и курений, изгоняли из бесноватых нечистых духов. В ответ на такое возражение мы должны сказать следующее. Экзорцисты действительно существовали. Даже во времена Христа Спасителя они были 133 . Но они ничего общего не имеют с Божественным Учителем. Напротив, решительно во всём, даже в способах изгнания бесов, существует между ними громаднейшая разность. Так, экзорцисты, как мы видели, и как свидетельствует Иосиф Флавий 134 , исцеляли бесноватых „корешками и курениями”, а Иисус Христос никаких искусственных приёмов не употреблял и бесов изгонял только словом. Затем, как справедливо заметил Неандер 135 , экзорцисты исцеляли болезнь не навсегда, а только на известное время, с возможностью рецидива. Между тем Спаситель изгонял бесов навсегда. „Дух немый и глухий! – говорил Он, – я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него” 136 . Вот почему исцеления Иисуса Христа всегда вызывали в очевидцах чрезвычайное изумление. Далее. Бесоодержимость ставят в связь с суевериями. Говорят 137 , там, где больше всего суеверий, там больше всего и бесноватых. Значит, демономания имеет, несомненно, субъективный источник, ибо ей подвергаются только те, кто верует в злых духов и в их воздействие на людей. Другими словами, к демоно-мании более склонны простые, необразованные, некультурные люди. Что же касается интеллигентных лиц, то так как они не верят в бесов, то посему никогда и не бывают одержимы ими. Посмотрим, насколько удовлетворительно приведённое соображение. Говорят, где больше всего суеверий, – там больше всего бесноватых. Но вот маленькая историческая справка. Спрашивается, какой век более тёмный, некультурный – 11-й или же 16-й? Когда было больше суеверий – в первом случае или во втором? Конечно в первом. Это всякий скажет, и этого никто не станет отрицать. Хорошо. А когда было больше бесноватых? По теории наших религиозных противников выходит, что одиннадцатый век должен был изобиловать этого рода больными, потому что в нём было больше суеверий, чем в шестнадцатом веке. Между тем, на поверку выходит совсем обратное. Именно, бесноватых было больше не в одиннадцатом веке, а в шестнадцатом. В одиннадцатом веке, пишет в „Вопросах Философии и Психологии” Лахтин, бесоодержимость представляла собою явление редкое, если не прямо исключительное” 138 . „На Стоглавом же соборе 1551 года беснование обсуждалось, как явление широко распространённое и общеизвестное” 139 . Таким образом, ставить беснование в непосредственную связь с суевериями невозможно. Такая попытка не может быть оправдана фактическими данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

При кровяном разгорячении сохраняется интерес и живость к делам мира сего, а следовательно и мертвость по отношению к действиям Духа Божия и духа человеческого. «Кто жив для мира, вступается с разгорячением и увлечением в дела его, тот доказывает и показывает свою мертвость для Христа. 132 От того-то нужно умерщвление не только плоти, но и крови: если же не умертвится кровь, то несмотря на молчание плотских страстей, диаволу довольно посредством крови держать душу в плене действием душевных страстей». 133 Почему? Потому что «кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца, его скипетр, – держава. 134 Где обнаруживается разгорячение, там непременно тайный двигатель – страсть. Истинная добродетель всегда сопутствуется невозмущенным состоянием духа, тихою и сильною кротостию, которая постоянно служит признаком, что сердце находится под руководством и властью здравого разума. 135 Воды Силоамские истекают тихо из своего источника ( Ис. 6:6 ): богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием, неразлучными спутниками греховного кровяного разгорячения». 136 Сообразно разнообразию страстей и кровь имеет разнообразное движение: она «движется иначе при гневных помыслах и мечтаниях, и иначе при блудных, иначе при тщеславных, и иначе при корыстолюбивых; иначе при помыслах и мечтаниях печали и уныния, иначе при ожесточении, иначе при гордости, и так далее». 137 Все эти движения настолько разнообразны, что «нередко противодействует одна другой, причем одно движение крови уничтожается другим». 138 Опасность такого разнообразия в том, что многие не понимают их греховную природу и «принимают греховное движение крови в себе за действие добра». 139 Чтобы научиться понимать то или иное греховное движение крови, надо заметить то состояние, в которое приходит кровь при появлении обильных (более, чем обычно) помыслов и мечтаний, ибо последнее всегда сопутствует неестественному, страстному движению крови. 140 Научение такому различению очень важно, ибо именно об этих движениях сказано, что они Царства Божия наследовать не способны. «Но как Царствие Божие внутрь нас есть, то должно из этого заключать, что доколе возбуждаются и сопровождаются в нас сердечные ощущения движениями крови, дотоле мы чужды духовного действия, истекающего от Бога». 141 Разве может быть благодать там, где действует плотское вожделение, разгорячающее кровь, оживляющее чувства и воображение, доставляющие услаждение сладострастного характера? Невозможно Духу одухотворить естество человеческое, пока между Ним и им стоит стена различных мнений, оживляемых движениями крови, ибо, где движение, там и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

135. Старайся стать подражателем жизни и добродетели преподобных отцов. Иди путем их жития и подвизайся как и они, – подвизайся умом, подвизайся духом, подвизайся телом, будь подвижником и в одежде, будь подвижником и в пище, будь подвижником и в языке, будь подвижником и во взоре, будь подвижником и в помысле, – чтоб во всем оказаться совершенным. 136. Будь внимателен к себе, чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечение обо всем земном. В час молитвенный всецело будь небесным Ангелом, и приложи старание, чтобы молитва твоя была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее восходящую горе, небесные врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу пречистого Владыки. Так в час молитвенный повергайся пред Богом всегда, как Херувим и Серафим. 137. Брань твоя не какая-нибудь обыкновенная; напротив того все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь со врагом. – Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе: и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, что и ты стал благоискусным, и Бог прославился, и люди стали тебе подражателями. 138. Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды, где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения. Взывай к себе непрестанно возглашая со Святыми; «мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс. 26, 14 ). 139. Приготовляй дела твои к исшествию; приведи все в порядок в поле своем; а поле есть жизнь сия: возьми добрый заступ – Новый Завет ; огороди владения свои терниями (сделай изгородь из колючих произрастений), – постом, молитвою и учением. Если будет у тебя такая ограда, то не взойдет зверь, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Ни в Фарсе, ни в Кирмане Ибн ал-Аш‘ас не нашел поддержки и поспешил в Сиджистан, которым управляли оставленные им наместники. Прибытие поверженного кумира их не обрадовало. Наместник Зеренджа Абдаллах б. Амир закрыл перед ним ворота. Прождав несколько дней, он направился дальше, к Бусту. Тамошний правитель Ийад б. Химйан принял его, а затем арестовал, чтобы передать ал-Хаджжаджу и заработать помилование. Выручил Ибн ал-Аш‘аса его союзник, правитель Кабулистана, подошедший к Бусту. Ийаду пришлось освободить своего пленника, и тот ушел с рутбилом в Кабулистан. 134 Но инерция поднятого им мятежа неожиданно вновь вознесла его на гребень волны. Многочисленные остатки его разгромленного войска, возглавленные отколовшимися от него военачальниками, Абдаррахманом б. ал-Аббасом, Мухаммадом б. Садом и другими (их было, конечно, не 70 000, 135 как утверждает ал-Куфи 136 ), были готовы возобновить борьбу за власть, им недоставало только вождя, которому все согласились бы подчиниться. Старые соратники призвали Ибн ал-Ап-Гаса возглавить их и объединить. Возглавляемое им войско захватило Буст и Зерендж, их правители-изменники были наказаны в соответствии с тяжестью вины (наместник Зеренджа был арестован, подвергнут пыткам, но затем освобожден, а наместник Буста – казнен). Все переменилось с подходом к Сиджистану оправившегося от ранения Умары б. Тамима с многочисленным войском, укрепленным сирийцами. В лагере мятежников начались разногласия. Большинство считало, что нужно уходить в Хорасан и искать там союзников в борьбе против ал-Хаджжаджа и Умаййадов. Ибн ал-Аш‘ас был против, считая, что так они только приобретут второго опасного врага – энергичного и решительного Йазида б. ал-Мухаллаба. Его уверяли, что сторонников там найдется больше, чем противников. Нехотя, главным образом ради сохранения единства, он согласился идти в Хорасан. И все же раскола избежать не удалось, авторитет Ибн ал-Аш‘аса был подорван поражениями и нерешительным поведением после них, и в этом случае не все остались им довольны. Ночью от него ушел с 2000 воинов Убайдаллах б. Абдаррахман б. Самура и направился в Хорасан другой дорогой. Это вывело из себя Ибн ал-Аш‘аса, он заявил, что покинул надежное пристанище, поверив обещаниям единства, а после ухода Убайдаллаха б. Абдаррахмана не хочет иметь дело с такими ненадежными людьми и возвращается к рутбилу. После этого заявления часть воинов разошлась, некоторые последовали за ним в Кабулистан, а оставшиеся присягнули на верность Абдаррахману б. ал-Аббасу, который повел их в область Герата, где, видимо, к нему присоединился Убайдаллах б. Абдаррахман. 137

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010