Сравнительно лучшими из всех доселе упомянутых опытов догматического Богословия, по основательности и полноте, справедливо признаются опыты архимандрита Макария, преосвящ. Иринея и преосвящ. Феофилакта. Со времени преобразования наших духовных Училищ, начавшегося в 1809 г., или точнее, с издания в свет конспекта богословских наук для этих училищ в 1812 г. и потом с издания уставов для духовных Академий и Семинарий в 1814 го­ду, – догматическое Богословие начало уже постоянно преподаваться у нас в виде системы. Для него предначертан и общий план (в означенном конспекте), указаны и метод и направление (в конспекте и уставах). С тех пор, как известно, написано несколько опытов систематического изложения православных догматов профессорами наших духовных Академий и Семинарий, хотя, к сожалению все это остается лишь в рукописях, за исключением немногих трактатов, напечатанных в наших духов­ных периодических изданиях. Единственный опыт, изданный в свет, есть догматическое Богословие профессора московского Университета, протоиерея Петра Терновского, отличающееся отчетливостью и сжатостью. 133 Правила, изданные бывшей Коммисией духовных Училищ в 1838 г. касательно преподавания семинарских наук, и новые правила касательно того же предмета, изданные Священным Синодом в 1840 году, более и более определяют, между прочим, и метод и направление истинно-православного догмати­ческого Богословия. Остается желать, чтобы по этим указаниям составились наконец у нас систематические учебники догмати­ческого Богословия, достойные предмета и вполне соответствующие потребностям образующагося в духовных Училищах юношества и всей Церкви. 134 Не без причины, говоря о развитии православного догматического Богословия, как науки, во весь последний период, мы ограничивались только нашим отечеством. В Греции и на всем востоке, со времени падения Константинополя, просвещение нахо­дилось в крайнем упадке; школ почти не существовало, а если и существовали где, то одни первоначальные, в которых Богословие не преподавалось. 135 Все, искавшие себе высшего образования, должны были отправляться в западные училища, или посвящали всю жизнь свою домашним, усиленным занятиям. 136 Не прежде, как с половины прошлого столетия, со времен знаменитого Евиения Булгариса, который, будучи преем­ственно ректором гимназий в Яннине, на Афоне и в Констан­тинополе, первый начал преподавать догматы веры в систематическом порядке, наука эта сделалась известной в греческих школах; 137 но она преподавалась там постоянно только по рукописям, которые остались нам неизвестными. С восстановлением Греции на степень самобытного королевства, когда в основанном ей афинском Университете дана кафедра и для преподавания богословских наук во всей обширности и полноте, и когда вообще просвещение, как светское, так и духовное, на­чало более и более распространяться между Греками, можно на­деяться, что они снова примут деятельное участие и в судьбах православного догматического Богословия, понимаемого в смысле науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ср. еще изображение древнеегипетских хлебных магазинов у Вилкинсона II. р. 135 и 136 и нового способа молотьбы молотильными саньми там же р. 190. 949 Ср. Винера, R. W. статья Flachs; и рисунки египетской уборки льна у Росселлини, monum. civil. I. р. 333 sqq. и обделывание льна у Вилькинсона III р. 137 sqq. 951 Ср. Винера, R. W. I, стр. 149, Моверса loco citato стр. 216 и Робинсона, Palastina, II стр. 540. 612. 628. III стр. 392, 432 q. 952 Ср. Розенмиллера, bibl. Althk. IV, 1. стр. 213 qq и относительно лучшего сорта виноградных лоз (sorek) еще ср. Одманна, vermischt. Saminl. aus der Naturk. VI. стр. 98 qq. 953 Хотя на горах Иудиных грозди созревают уже в июле; ср. Робинсона, Palast. II стр. 309 и III стр. 173; о способе, каким еще теперь производится разведение винограда в Хевроне, см. II. стр. 716 q. 954 Такое древнее точило совершенно сохранившееся нашел Робинсон на пути из Сихема в Яффу при Габле. «Для точила выбирался каменный утес; на верхней стороне к югу выбивался ровный уступ 8-ми футов в квадрате и 15-ти долей глубиною, дно которого слегка склонялось к северу, причем толщина камня, оставленного на северном конце, простиралась только на один фут. Ниже двумя футами в этой же стороне искапывался другой небольшой чан 4-х футов в квадрате и 3-х футов глубины. Грозди растаптывались в верхнем ровном чане, и сок бежал в низший чан чрез дыру в дне, которую еще можно было видеть в открытом памятнике». Neuere bibl. Forschungen, стр. 178.–Способ выжимания винограда в древнем Египте был очень различен, как показывают описание и рисунки Вилькинсона II. р. 152–156. Сравни его изображения виноградных садов и собираний винограда стр. 143 и дал. 956 Ср. Columella de re rust. V, 9, 16. Palladius de re rust. 14, 13 и Стефана Шульца, Leitungên des Höchsten V, стр. 88: «В Иерусалиме я слышал от многих, что если садовая маслина лишается своих ветвей, то приносят от Иордана дикие масличные ветви, прививают их к садовому стволу и тогда он приносит снова хорошие плоды». Это идет к объяснению послания к римлянам 11:17 и дал., хотя апостол дал другой оборот сравнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

131 Капитал. Т. I, 516 – 517 (по старому 65.081 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179 переводу).   133 E. Troeltsch. Die Soziallehren der christlichen Kirchen в Archiv fьr Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, XXVII B., I H., 1908. S. 59. Гарнак в этюде о монашестве ( " Das Monachtum " , издано и в его " Reden und Aufsatze " . Bd. I, 84 – 85) говорит: " Все движения души (Gemuthes) наиболее страстные и нежные встречаем мы в этом мире мироотречения. Искусство, поэзия и наука там прилежно культивировались, так что начало цивилизации нашего отечества есть лишь глава из истории монашества " .. 134 Примеры взяты из книги проф. Эйкена " История и система средневекового мировоззрения " . 135 Трудится – значит молиться (лат.). 136 Эйкен. Цит. соч. С. 438. 137 Archiv fьr Socialwissenschaft und Socialpolitik. 1904, I; 1905, I. 138 Imperialismus und englischer Freihandel. Leipzig, 1906. 139 Истекшее в 1909 году 400–летие со дня рождения Кальвина вызвало появление ряда монографий о нем и изданий его писем и сочинений. Краткий и содержательный очерк о нем Stahllin " асм.: Realenzyclopedie fьr prot. Theol. u. Kirche, herausg. von Hauck u. Herzog, 3–te Ausg., также в серии Religionsgesch. Volksbucher: A. Baur. Johann Calvin. Tubingen, 1909. Характеристику этикикальвинизма, см .: Theobald Ziegler. Geschichte der christlichen Ethik. Strassburg, 1902. 140 Gothein. Wirtschaftsgeschichte des Schwarzwaldes, I, 674 (Цит. по: Sombart. Der moderne Kapitalismus). Приведя это суждение, Зомбарт от себя прибавляет, что " протестантизм, особенно в разновидностях его – квакерстве и кальвинизме – существенно содействует развитию капитализма, есть слишком известный факт, чтобы он нуждался в дальнейшем обосновании " (I. e., 380 – 381). 141 Именно при передаче текста из книги Иисуса Сираха XI, 20 – 21. (Соответствующее место русского перевода: " веруй Господу и пребывай в труде [=Beruf] своем " ). 142 141 По мнению Gothein " a, " эмансипация государства и народного хозяйства от влияния церкви составляет существенную часть жизненной работы Лютера " (Статья " Renaissance und Reformation " в Handworterbuch der Staatswissenschaften). Г арнак замечает: " Гражданская профессия, скромная деятельность в доме и во дворе, в предприятии и в должности рассматривается не как отвлекающее от неба занятие, но действительно духовное занятие… Лютер возвестил свободу и ответственность трудящихся… Он восстановил в своем значении всякий профессиональный труд… " ( Harnack. Reden und Aufsatze, I, 162, речь о Лютере).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

У древних народов ни одно животное не имело такого важного значения и потому так часто не фигурировало в религиозных мистериях, народных мифологиях и вообще в области чудесного, как змей, который с раннего времени возбуждал удивление, уважение или отвращение человеческого рода: одни считали его типом мудрости, соединяя его с представлением о добрых богах, другие смотрели на него как на олицетворение злого начала, противника света и жизни, третьи употребляли его в своей символике как эмблему мира, изображавшегося иногда в форме круга, пересекаемого по горизонтальной линии змеем 124 . Религиозность египтян, побуждавшая их «видеть Бога повсюду в универсуме 125 », сильное развитие зооморфизма в их культе, загадочные особенности в природе и образе жизни змея – все это должно было дать змею почетное место в религии египтян, какое он и действительно там занимал 126 . Из различных видов змея, известных в Египте, особенным религиозным почтением и популярностью во всей стране пользовался аспид или урэус, царский змей 127 : этот вид змея почитался по всей стране, хотя большими почестями пользовался в тех местах, где в религиозном культе господствовали те боги, типическим представителем которых был аспид 128 . Как символ вечности 129 , аспид вместе с солнечным крылатым диском служил во всем Египте главной эмблемой, господствовавшей над всеми другими эмблемами: египтяне помещали ее на фронтоне своих храмов, как бы желая сказать всякому проходящему, что благоговение к высшему Существу, покровительствующему миру, и которого аспид служит символом, есть главная обязанность каждого 130 ; а в религиозных гимнах, обращенных к солнечному светилу, как олицетворению покровительствующего миру божества, урэус часто служит синонимическим обозначением последнего 131 . Аспид служил эмблемой и отдельных богов и потому входил важнейшим элементом в их скульптурные изображения: так, Ранно, богиня садов, которой змея была посвящена, как уничтожающая в садах крыс и червей, представлялась в форме аспида или с человеческим телом и головой змеи 132 ; чаще же всего аспид служит головным украшением богов и богинь, заменяя диадему 133 . Но египтяне не только пользовались змеем для символических изображений тех или других божеств, но делали объектом религиозного почтения даже живых змей, устраивая для последних алтари и делая им приношения 134 . Евсевий говорит о двух живых змеях в Фивах в Верхнем Египте, «которым народ установил праздники, жертвоприношения и оргии, считая их величайшими из всех богов и владыками вселенной» 135 . Геродот упоминает о рогатых змеях, считавшихся священными около Фив: «когда эти змеи умирают, их хоронят в храме Зевса, которому они, говорят, посвящены» 136 . В Фивских гробницах аспид часто изображается охраняющим виноградные прессы и житницы, служа в этом случае для египтян, очевидно, олицетворением agamhodaemon’a или доброго гения 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Амфилохия. Кто из москвичей не помнит также того поистине глубоко трогательного обычая, по которому преосв. Амфилохий провожал до самой могилы, пешком, как бы ни было далеко расстояние, в какое бы время года это ни случилось, какая бы ни стояла погода, всякого, кого отпевать и хоронить он призываем был – затем, как дитя радовался он не только какой-либо своей находке в области археологии, филологии и проч. (напр. новой заставке, букв), но и чужой радости, так же как искренно, горячо сочувствовал и чужому горю, как сам испытавший много горя на своем веку. С какою любовью говорить он напр. о том, какой сад и цветник развел он там, где до него не было никакой благовидности! 133 С каким жаром юности спорил он из-за какой-либо иногда мелочи в своей излюбленной научной области! В этом отношении, несмотря на старость лет своих, он вполне сохранял юношескую свежесть духа, идеальную настроенность, а будучи в то же время страстным любителем древности, старины, так сказать замогильного, осуществлял на себе слова Лермонтова, написанные на стенах жилища патриарха Никона в столь знакомом преосв. Амфилохию Воскресенске: „Таков старик под грузом тяжких лет Еще хранящий жизни первый цвет; Хотя он свеж, на нем печать могил Тех юношей, которых пережил» 134 . Без сомнения, весьма многие, и юноши и старцы, и ученые, и простецы, люди всякого возраста и пола, которым почивший преосв. Амфилохий в том или другом отношении сделал добро, оказал услугу, принес пользу, поминают, и помянуть его добрым словом и молитвою, особенно дорогою, теперь для него. Не сомневаюсь, что и мы, находящиеся в этом собрании, в этом помещении, которые почившей в свое время так часто и с такой любовно посещал, также доброй памятью вспомянем его (молитвенно мы уже помянули его) 135 , забывая все былые споры с ним, его резкие по временам суждения и проч. и памятуя старинное правило: de mortuis aut bonum aut nihil. Но на нас, в виду того именно обстоятельства, что почивший преосв. Амфилохий принадлежал к числу самых давних и деятельных сочленов нашего Общества 136 , что он так много сделал для археологи и что он часто посещал заседания нашего Общества, лежит долг почтить его память и особенным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но думать так, это значит признавать очевидную нелепость. Итак, необходимо нужно, согласно еврейскому преданию, признать, что «Владыка Бог являл свое присутствие в очистилище (kapporeth), и открывая благодать свою, бывал там видим не во мраке, не в дыме, не в огне, как на Синае, но в светозарном облаке» (ν νεφλ φωτοειδ). 131 II. Указав на то, что во всякое время, не исполнив предписаний относительно входа в святое святых, первосвященник входить туда не мог, автор 16 главы непосредственно затем указывает, что именно первосвященник должен был сделать, прежде чем войти безнаказанно в святое святых. «Вот с чем должен входить Аарон в святилище» и т. д. Ни о каких других приготовлениях первосвященника ко входу в святое святых, и к совершению церемоний дня очищения, автор 16 гл. не говорит. Между тем, в еврейском предании мы находим много постановлений, происшедших будто бы от Моисея, относительно приготовления первосвященника ко входу· в святое святых, и к совершению церемоний очищения сынов Израиля от грехов. Согласно еврейскому преданию, приготовления первосвященника ко дню очищения начинались за семь дней до этого праздника. За семь дней до дня очищения первосвященника отделяли в особую комнату при храме. 132 Отделяли первосвященника для того, чтобы не коснулось его что-либо нечистое, что могло бы осквернить его, и, таким образом, сделать его неспособным к совершению церемоний дня очищения. 133 Вместе с отделением первосвященника обыкновенно назначали заместителя, 134 который в случае, если бы первосвященник умер, или вследствие осквернения сделался бы неспособным к совершенно церемоний очищения, заступил бы его место. 135 Этот заместитель, если ему приходилось священнодействовать в день очищения, имел все права первосвященника. 136 В течение 7 дней своего пребывания в особой комнате при храме, первосвященник должен был читать места закона, касающиеся дня очищения. Если же первосвященник был неученый, то назначали старейшин, которые читали ему эти места. 137 Есть мог первосвященник что хотел, и сколько хотел, только накануне дня очищения ему давали мало есть в виду того, что обильное питание склоняет ко сну, а первосвященник накануне дня очищения должен был не спать всю ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Однако неприятности для Феофилакта не кончились тем. Протестант – на бумаге жаркий проповедник терпимости, а на деле, коль скоро может, кровью пишет мщение смелому нелютеранству. Так действовал Бирон, известный и по личной жестокости. А при Дворе был тогда не один Бирон 133 . В июне 1735 г. Феофилакт вызван был к суду в Синод. Все тетради и книги его были взяты туда же. Его посадили под крепкий караул. – Синод, где первенствующим был тогда Феофан, судил и осудил его по тем обвинениям, которые представила Канцелярия Биронова; Феофилакт лишен сана и иночества, и Канцелярия взяла его в свои руки, в которых смерть отраднее была жизни. Феофан через год умер (5 сент. 1736 г.); Феофилакт три года содержался под тайным караулом на подворье и получил параличный удар; потом, несмотря на ужасную болезнь свою, заперт был в Петропавловскую крепость, и там провел еще два года. Вслед за тем, как свергнут был кровожадный Бирон, Феофилакт (в конце 1740 г.) был освобожден, и Синод в полном заседании возвратил ему сан. Но страдалец православия измучен был страданиями; несколько месяцев пролежал на смертном одре на подворье, где посетила его Елисавета, тогда еще Великая Княжна, и скончался 6 мая 1741 г. 134 При Елисавете, Амвросий Юшкевич, Архиеп. Новгородский, в слове, говоренном в ее присутствии, живо изобразил вред, какой нанесли при Анне иностранцы, даже для государства. При ней, какие оставались при Дворе и на видных местах протестанты, не смели не уважать православия. Немало из остзейских дворянских фамилий приняли тогда православие 135 . Опасения, возбужденные Петром III, скоро кончились 136 , и после того протестантство было только терпимо в России. § 16. Квакеры – духоборцы Лютеранство наносило вред более в гражданском быту православию, чем в духовном. В духовном знали его хорошо и отвергали. Не так действовало квакерство – одна из отраслей протестантства; квакерство имело успех над мыслями Русских, и успех сильный. Причиною тому была малоизвестность Квакеров в Европе и скрытность в России, потом и самый дух, которым легко обманутся людям неопытным в духовной жизни при видимом стремлении квакерства к духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

128. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? 129. Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо, где мир помыслов, там почивает Сам Бог: в мире, сказано, место Его (Пс. 75:3) . 130. Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностию. 131 . Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностию; и потому недостойны , по апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) . 132. В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце. 133. Кто унижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся простить ему, по слову Евангелия: от взимающаго твоя не истязуй (Лк. 6:30) . 134 . Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя, что ежели бы мы были достойны, то все кланялись бы нам. 135. Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина : «Уничижи себе, и узришь славу Божию в силе " 16 . 136. Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. 137 . Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. 138. Как воск, неразогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. 139 . Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом. 140 . Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни. 141 . От уединения и молчания рождается умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исаия: воды Силоамли текущий тисе (Ис. 8:6) . 142. Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе, говорит тот же учитель 17 . Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Но, к несчастию Адама и всего его потомства, преступление было совершено, воля Божия была нарушена; должно было явиться, следовательно, и возмездие за грех, как того требовало правосудие Божие. И оно явилось. Объявить наказание за грех преслушания заповеди благоволил явиться Тот же, Кто дал и самую заповедь. Но, «чтобы дать возможность прародителям приготовиться к молению (и покаянию), Судия (несколько времени, – до вечера) медлит прийти» 132 . Когда же, за это время, стало ясным, что прародители нисколько не обнаруживают в себе чувства раскаяния, а только стараются скрыться от Вездесущего, Бог явился к ним и изрёк им Свой праведный суд. Сначала Бог обращается к Адаму, – «и (это) для того,... чтобы обвинение перешло на жену, и опять её спрашивает, чтобы перевести вину на змея..... А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления» 133 . С главного виновника преступления начинается и наложение наказания 134 . Правда, таким виновником был, собственно не змей, а диавол, но «как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож, и меч, которым совершено убийство, и разбивает их на мелкие части; подобным образом и Всеблагий Бог, когда это животное (змей), как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает оное непрестающей казни, чтобы мы из этого чувственного явления заключили, в каком бесчестии находится и сам диавол» 135 , уже давно наказанный Творцом за свою гордыню. – С другой стороны, в наложении наказания прежде всего на змея было у Бога ещё и иное побуждение, – именно, чтобы дать людям время придти в себя, покаяться и тем заслужить себе прощение. «Хотя и по самой справедливости, говорит Св. Ефрем Сирин , определение суда надлежало прежде изречь змию, – потому что, где начало преступления, там должно было начаться и наказанию; – но Бог начал с сего презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращён был гнев правосудия, Адам и Ева пришли в страх и покаялись, и тем благости открылась возможность освободить их от проклятия правосудия» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

130 Воссоединенные были в положении старых врагов, 131 – и если на преосвящ. Исидора (Никольского) нарекали за пристрастие к воссоединенным, то в Полоцке древлеправославные боязливо чуждались Василия. 132 Неудивительно, что в Полоцкой епархии перевоспитание бывшего униатского народа не закончено доселе, 133 и православные его члены сохраняют там много католических особенностей 134 по «консерватизму прежних обрядовых привычек» 135 и, хотя бы, «бессознательно тяготеют к католичеству ради громозвучного органа, легких постов и возможности вступать в браки в близких степенях родства, возбраняемых православными канонами». 136 Предшествующи замечания свидетельствуют, что воссоединительное предприятие по плану Семашки представлялось довольно безнадежным и могло обещать успех разве лишь в столь отдаленном будущем, что должно было погибнуть в самом процессе. Для постороннего наблюдателя, не посвященного вовсе в расчеты тонкой политики Иосифа, подобный взгляд являлся вполне обоснованным. И Смарагд тем более в праве был относиться подозрительно к такому modus agendi, что и помещики-католики одобряли именно план общего присоединения, полагая, что дело затянется и повернется обратно или сведется на нет. 137 Значит, Смарагд не примыкал практически к униатским воссоединителям по своему пессимистическому взгляду на униатство, как неспособное возродиться собственными силами, а для сего у него было достаточно прочных резонов 138 – во всяком случае не меньше, чем у непосредственного преемника, преосвящ. Исидора (Никольского) , который 2 декабря 1837 г. писал графу Н. А. Протасову следующее: «Поляки заботятся не о вере, а о самобытности, коей благоприятствует католицизм. Из крестьян их можно сделать и православных и лютеран, ежели захочет помещик… Духовенство униатское – рабы помещиков и своей мысли не имеют, разве стричь овец и одеваться, в чем помещики усердно им помогают». 139 Ясно теперь, что Смарагд не мог браться за осуществление неизвестных ему проектов, которые фактически казались сомнительными в своей ближайшей пригодности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010