Считалось, что он и к Демокриту относился враждебно, так как не добился собеседования с ним 135 . 15 Наконец, он удалился в Лампсак и там умер. Когда правители города спросили, что они могут для него сделать, он ответил: «Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каждый год освобождают от занятий». (Этот обычай соблюдается и по сей день.) А когда он умер, граждане Ламисака погребли его с почестями и над могилой написали: Тот, кто здесь погребен, перешел пределы познанья – Истину строя небес ведавший Анаксагор. А вот и наша о нем эпиграмма: Анаксагор говорил, что солнце – огнистая глыба, И оттого-то ждала мудрого смертная казнь. Вызволил друга Перикл; но тот, по слабости духа, Сам себя жизни лишил – мудрость его не спасла 136 . Были еще и три других Анаксагора, (из которых ни в одном не сочеталось всё): первый – оратор Исократовой школы; второй – скульптор, упоминаемый Антигоном; третий – грамматик из школы Зенодота. 4. Архелай 16 Архелай, сын Аполлодора (а по мнению некоторых, Мидона), из Афин или из Милета, ученик Анаксагора, учитель Сократа. Он первый перенес из Ионии в Афины физическую философию; его звали Физиком, поскольку им закончилась физическая философия, а Сократ положил начало нравственной философии. Впрочем, уже Архелай, по-видимому, касался нравственности, так как философствовал и о законах, и о прекрасном и справедливом; а Сократ взял этот предмет у него, развил и за это сам прослыл основоположником. Он говорил, что есть две причины возникновения: тепло и холод. Живые существа возникли из ила. Справедливое и безобразное существует не по природе, а по установлению. 17 Учение его таково. Вода разжижается от огня и, уплотняясь к [середине] под огненным воздействием, образует землю, а обтекая ее, образует воздух. Таким образом, землю держит воздух, а его держит кругооборот огня. Живые существа возникли от тепла земли, которая выделяет ил, подобный молоку и служащий питанием; таким же образом она создала и людей. Он первый заявил, что звук возникает от сотрясения воздуха; море скапливается во впадинах, просачиваясь сквозь землю; солнце есть величайшее из светил и Вселенная беспредельна.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

—135— жертв и поклонения делам рук своих. Итак, не бесполезно находиться под Его наказанием, впрочем если оно будет в суде, а не в ярости, по слову пророка ( Иер.10:24 ). Но если бы кто-нибудь сказал, что это случилось с иудеями, нагло поступившими против Христа; то не погрешил бы против истины. Несомненно ведь, что города их опустошены, и все поколение, способное носить оружие, погибло, истребленное руками Римлян. И, вероятно, они подверглись ответственности за древнее идолослужение, хотя и в то время еще у них были желающие поклоняться твари и преданные волшебству; потому что они всегда наклонны следовать за расположенными к идолопоклонству, и у них нет ничего самого нелепого, о чем они думали бы худо. Глава 6 Мих.6:1–2 . Слышите, яже глагола Господь: востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой. Слышите, холми 499 суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Исраилем претися имать. Пророческое слово пристыжает и как бы обличает бесчувственность иудеев, которые ни во что ставили самые божественные слова, отличавшиеся кротостью и милосердием и как бы свидетельствовавшие об истинной любви отца к детям и делавшие неизвинительною их необузданность. Милосердый Бог предсказанием бедствий старается иногда устрашить грешников, не желает оставить их в ожесточении и отчаянии, но вместе с ожидающими их бедствиями сообщает им приличные утешения и как бы сохраняет для них —136— возможность избежать (скорбей), если бы они захотели обратиться к покаянию. И Он так поступает по свойственной Ему кротости. Итак, слышите, говорит, яже Господь глагола. Что же Он повелел мне? Востани, и судися с горами, и да слышат холми глас твой. Очевидно, это очень похоже на сказанное устами Исаии: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола ( Ис.1:2 ). Может быть горами и холмами называет духовные силы, которые повсюду заботятся об исполнении воли Божией и избавляют живущих на земле от владычества демонов. Поскольку же они прежде других познают величие милосердия Божия, и как велико Его попечение о нас они уразумели из того, что они делают для нас, повинуясь Его законам; то Он повелевает, чтобы суд был пред ними. Вероятно впрочем, что пророческое слово указывает нам и некий другой смысл (изъясняемого стиха). Поскольку израильтяне, обладая горами и холмами, совершали там службы и приносили жертвы идолам, под дубом и пихтою; то поэтому объявляется суд против холмов, на которых воочию всех совершались преступления обвиняемых. Вероятно также, холмами и основаниями земли Он называет тех, которые отличались известностью и возвышались над народной толпой, которые и были главным образом для своих подчиненных путем и сетью в погибель. Так негде пророк сказал им: к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии ( Ос.5:1 ). Посему говорит: о поставленные выше других, о вы, основания земли, то есть те, на которых опираются дела других, – выслушайте суд против вас Господа всяческих!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

382 94-я стр. подлин. Современные мухаммедане, после посещения Сафа и Мярва и долины Мина, отправляются к колодцу Замзам и пьют из него воду. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 54. Примеч. 6. 384 99-я стр. подлин. После Зиярята (посещения могил Авраама, Абу-Ханифы и друг.) путешественники идут в узкую долину Мина и бросают здесь камешки по семь раз. Каждый камешек кладется на ноготь и сталкивается другим пальцем в общую кучу камней. Это повторяется при входе в долину, в середине ее и на конце, отчего там образовываются три кучи диавола. См. Мюхтас. Вигк. Глава о Хадже. Стр. 53–54, примеч. 2 и 3 на 54 стран. Сравн. Природа и Люди. Кн. 2. Стр. 65, где приводится другая легенда в объяснение обычая–бросать камни. 392 Города эти известны в Коране под общим именем: разрушенных городов. См. Коран, гл. 9, ст. 71. 396 Библейский Авимелех. Быт. гл. 20, ст. 2. Очевидно, мухаммеданский автор смешал историю Иакова, описанную в 34 Бытии с историей Авраама. 399 Представление о камне, принесенном Гавриилом для Иосифа имеет свое начало в иудейских преданиях. См. Апокр. сказан. Порфирьева, стр.52. 400 135–136-я стран. подлин. Этот колодец был вырыт по верованию мухаммедан Симом, сыном Ноя. В книге Яшар и Талмуде также рассказывается о змеях и скорпионах, наполнявших колодец, в котором находится Иосиф. См. Порфирьев. стр. 52. 401 138-я стр. подлин. Рассказ о волчице заимствован вполне из иудейских сказаний. Ср. Порфирьева, стр. 52–53. 404 182-я стр. подлин. У талмудистов существует верование, что Иаков получал от Исава вместе с первородством «священный меч» и «драгоценную одежду», которую носили прародители в раю и которая по наследству переходила от отца к сыну. См. Беседы А. Алексеева . Спб. 1372. стр. 180. Рассказ Рабгузы о чалме, очевидно, одного с талмудическим характера. 408 209–211-я стр. подлин. Замечательно стремление представить самого Гавриила истым мусульманином. Он был рад, что Багиль сказал: ребёнка вообще вместо: сына и потому подсказал Иову – согласиться на все. Его забота обращена на то, чтобы соблюдена была форма – и он прав вместе с Аллахом. Мусульманское законоположение все проникнуто этим духом формальности...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

133 Возражение Бергсона против нереальности времени в данном случае не попадает в цель, так как у нас идет речь и нас интересует то время, которое по его терминологии является псевдовременем, и которое он противополагает истинному времени, имеющему не количественный, а качественный характер. Реальность же последнего, поскольку она связана с эволюцией, а не с деволюцией, едва ли возможной в области психики, скорее благоприятствует нашим доводам, в пользу бессмертия, чем подтачивает их. См. А. Бергсон: „Время и свобода воли»; рус. перев. 1911 и его же „В восприятие изменчивости“; рус. перев. 1912; ср. О. Аскольдов (Алексеев): „Время и его религиозный смысл». Вопр. ф-фии и психологии; кн. 117, стр. 137–173 и его же книгу: „Мысль и действительность“. Москва. 1914: стр. 293–320. 134 Н. Я. Грот. К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии. Вопр. филос. и психол.; кн. 21 135 Не можем не отметить здесь крайне курьезную, недавно попавшую нам в руки книгу (340 стр.) В. Трохимовича, носящую громкое заглавие „Основы темпологии“ (Одесса. 1911) и начинающуюся весьма претенциозными словами предисловия: „С светлым упованием на наше Грядущее полагаем настоящие первые основы науки о Времени”.. 136 Ср. примеч. 1-ое на стр. 11-ой; гл. 1-ая помеченного там нашего большого исследования, по своему содержанию, несомненно, относится к категории логических исследований, 2-ая – гносеологических, 3-я и 4-ая – психологических, 5-ая и 6-ая – метафизических, 7-ая же, как равно и заключение – религиозно-философских. При чем мы здесь должны отметить, что на такое точное расчленение интересующей нас проблемы и выработку логически-стройного плана большое влияние оказало внимательное изучение нами замечательного во данном отношении нового труда проф. В. Зеньковского о „Проблеме психической причинности“ Киев. 1914. 137 Ср. также проф. Л. М. Лопатин. Явление и сущность в жизни сознания. Вопр. филос.. и психол.: кн. 30, и Н. О. Лосский. Обоснование интуитивизма, ч. 1, гл. 3. 139 Известно, что учение Канта в течение XIX столетия подвергалось разнообразным истолкованиям: и чисто логическому (у Когена и вообще в Марбургской школе), и психологическому (у Паульсена и др.), и, наконец, физиологическому, или психофизиологическому (у P. А. Ланге и др.). Лучший, наиболее широкий и беспристрастный, двухтомный комментарий (охватывающий, правда, лишь введение и трансцендентальную эстетику) к „Критике чистого разума“ принадлежит редактору журнала „Kantstudien“, Страсбургскому профессору Вайгингеру. Свое учение о пространстве и времени Кант излагал трижды: 1) в Dissertatio“ 1770 года, 2) в „Критике чистого разума“ (изд. 1-ое и 2-ое), и, наконец, 3) в „Пролегоменах“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не без основания иные полагают, что ректорская должность, не соответствовавшая личным качествам и характеру Горского, была причиной расстройства его здоровья и, следовательно, преждевременной смерти. Вот что, между прочим, писал по поводу кончины А. В-ча один из корреспондентов газеты «Москов. Еп. Ведомостей»: «Неустройство переформированной жизни Академии, некоторые нестроения в ее коллегии, неправильности в советских выборах, все это слишком тяжело ложилось на душу покойного, не умевшую холодно относиться к ненормальностям в жизни дорогого его сердцу учреждения» 133 . С давних пор А. В-ч страдал по временам сердцебиением и снова поправлялся; на 21-е декабря 1874 г., при новом повторении припадка, оказалось, что болезнь неизлечима. Летом 1875 г., прожив месяц на даче, больной несколько поправился, но затем, в конце июля, врачи сказали ему, что здоровье его ненадежно; со второй половины августа он не мог уже ходить, наконец, 11-го октября в 11-м часу вечера его не стало в живых. Если в А.В. Горском усматривались некоторые недостатки относительно его административной деятельности, то он едва не до небес превознесен в помянутых статьях во всех прочих отношениях. Его умственные дарования, его нравственные качества, его ученые достоинства и заслуги представлены там в самых высоких, почти идеальных чертах. Вот что именно напечатано в разных статьях о почившем о. Ректоре Академии. «История отечественного просвещения не представляет нам человека, в котором бы в одном соединились в —203— 1875 г. такой полноте, развиты были в такой целости и выразились в таком совершенстве природный обширный ум, нравственный христианский идеал, личная энергия и разносторонняя самодеятельность» 134 . «Он успел так обогатиться ученостью, что нельзя было не дивиться ее многообъемлемости и глубине в таком совершенстве, в каком весьма редко встречается это в жизни» 135 . «С глубокой и обширной ученостью он соединял самые высокие нравственные качества» 136 . «Это был исполин знания, образец высоконравственной жизни» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

132 . Одного человека Бог слушает, одному человеку Бог является, ибо человеколюбив есть Бог и где бы ни был человек, там есть и Бог; один человек есть достойный Бога поклонник; для человека Бог преображается. 133 . Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он землю, и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие такого Божия промышления несмысленны душою. 134 . Добро невидимо, как невидимо сущее на небе; а зло видимо, как видимо сущее на земле. Добро есть нечто, сравнения не имеющее; человек же, имеющий ум, избирает добрейшее. Один человек способен познавать Бога и творения Его. 135 . В душе действует ум, а в теле – природа. Ум обоживает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум, потому не всякая душа спасается. 136 . Душа есть в мире как рожденная; а ум превыше мира как нерожденный. Душа, понимающая, что есть мир, и желающая спастись, имеет неотложным законом – каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии, и что будто уже гибнет душа. Помышляя так, она хранит себя от ничтожных и срамных удовольствий. 137 . На земле положены Богом рождение и смерть, а на небе – полнота всего и неизменность. Все же сотворено для человека и спасения его. Не нуждающийся ни в каких благах, Бог для человека устроил небо, землю и стихии, доставляя ему через них всякое наслаждение благами. 138 . Смертное подчинено бессмертному и служит ему, то есть стихии – человеку, по человеколюбию и существенной благости Создателя Бога. 139 . Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти. 140 . По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса. Души всяческие получают за добродетель награды, а за грехи – наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Как повреждается иногда память и предание высоких глаголов и событий неукрощенным любопытством и дерзновенным усилием испытывать тайны Провидения и изъяснять дела премудрости Божией по обыкновенным понятиям разума человеческого!» 131 . От злоупотребления разумом в делах веры происходят ереси, расколы и бесполезные споры 132 . Поэтому, «в предметах веры безопаснее то, чтобы меньше умствовать, а более верить», «смиренное признание своего неведения иногда лучше знания» 133 . «Посему премудро и праведно возбранено нам дерзновение испытывать тайны Божии, а повелено чтить оные и прилепляться к ним верою»; потому что «не все можно и должно изъяснять, многому должно только верить, потому что и можно только верить» 134 . Вот пример того, к чему может повести незаконное вмешательство разума в область веры: «Есть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? – Без сомнения те, которые приметным или неприметным для себя образом больше любят умствовать, нежели веровать» 135 . Отсюда можем видеть, что пытливость ума человеческого собственно страшна не для небесной истины, потому что «она выше всякого мудрования», а для тех, которые злоупотребляют разумом. «Восставать против небесного учения сомнениями и прекословиями – значит метать стрелы на небо: небо не страшится от них ран и не имеет нужды отражать оных; они опасны для тех самых, которые пускают их над главами своими» 136 . Поэтому, ненужно мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати ( Рим.12:3 ) 137 . Впрочем, при догматическом исследовании позволительно иногда возбуждать и разрешать вопросы, относящиеся к уяснению веры, но только не для удовлетворения праздному любопытству, а «для наставления, которое можно видеть в посильном разрешении их», «для скромного исследования потребной для нас истины» 138 . Бесполезно, а в иных случаях, может быть, даже и вредно – пытаться разрешить то, что по самому существу не понятно для нас или что Бог восхотел сокрыть от нас. «Представим себе, что сын в доме отца, имея свободу пользоваться всем, что ему нужно, и многим, что приятно, не довольствуется сим и, встретив хранилище, от которого ему не дано ключа, подделывает ключ и отпирает оное, положим – не для того, чтобы украсть, а только, чтобы посмотреть, что там сокрыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Сам город основан в поле, над ним возвышается широко простирающаяся гора, лишенная растительности 132 , так как на ней сухая и бесплодная земля, и потому там никто не живет 133 . Эта земля простирается от территории города Скифополя до содомских мест и асфальтийских пределов 134 . Напротив нее, над Иорданом, протянулась другая гора от города Юлия до Зоара, примыкающего к Каменистой Аравии, где есть еще гора, называемая Железной. Между двух этих гор лежит равнина, которую древние назвали по-латыни «Большая», а по-еврейски – Авлон 135 . Ее длина – двести тридцать стадиев, ширина – сто двадцать, начало от деревни Генвавари, конец – до озера Асфальтия. Посередине ее пересекает Иордан. Из-за разливов реки берега равнины покрыты зеленью 136 . По этой причине по берегам древесные плоды наиболее обильны, в других же местах – намного скуднее 137 , так как все, кроме берега реки, – сухое 138 . X. Об Иордане и Галилейском море 1. Обычно считается, что исток реки Иордан находится в провинции Финикия, у подножия горы Ливан, где стоит Паний, то есть Кесария Филиппова 139 . Мы считаем, что это тот Паний (то есть «пещера»), через который протекает Иордан, и который был построен и с удивительным изяществом украшен царем Агриппой 140 . В области Трахонитида есть источник, выступающий в форме диска, отчего он и получил название Фиала 141 . Он находится на расстоянии пятнадцати миль от Кесарии и всегда бывает полон воды так, что она никогда не переливается и никогда не убывает 142 . 2. Филипп, тетрарх этой области, бросил в него солому, которую поток воды унес в Паний. Отсюда ясно, что начало Иордана – в этой Фиале. Но, протекая вначале под землей, он начинается как поток в Пании 143 , а затем, впадая в озеро, пересекает его болота 144 . А оттуда Иордан, устремившись прямо, течет пятнадцать миль без разливов до города, который называется Юлиада 145 . Затем он пересекает в среднем течении Геннисаретское озеро, откуда, обтекая многие места, впадает в Асфальтий, то есть Мертвое море, и теряет свои прекрасные воды 146 . Дело в том, что цвет его воды – белый как молоко, и потому в Мертвом море его можно различить по длинной дорожке 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Псалом 134. Велик Господь, поэтому хвали Его Израиль Этот составной псалом (ср. ст.7 с Иер.10:13, 51:16 , ст.14 с Втор.32:36 , ст.15–20 с Пс.113и д.) принадлежит к после-пленному времени и может быть относим, если ст.14 понимать в смысле современного угнетения израильтян, ко времени самарянских нападений на Израиля. Он содержит обращения к израильтянам (раби Господни ст.1) к священникам и левитам (стоящие во храме ср. ст.19 и 20) и к народу (стоящие во дворех) прославлять Бога; Он благ и милосерд (ст.3), как доказал это избранием Израиля (ст.4); Он выше всех богов (ст.5), Он всемогущ, Творец мира и Повелитель природы (ст.6–7) 934 . Второе основание, почему Израиль должен прославлять Бога, заключается в великих делах, которые Он совершил в пользу народа (ст.8–12). И не только в древнее время Бог сотворил Себе имя; Он и всегда прославляет оное (ст.13); ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех (ст.14) 935 . Во всем этом (в естественном и благодатном откровении) Он является превыше бессильных богов (ст.15–18); поэтому Израиль должен от Сиона воздавать Ему хвалу (ст.21). Псалом 135. Нужно хвалить всемогущего Бога, Пастыря Израилева Иудеи называют этот псалом великий галлел (аллилуйя) между тем как псалмы 112–17 просто «галлел». Псалмопевец, как и в предыдущем псалме, призывает к прославлению благого (ст.1), высочайшего (ст.2–3), всемогущего (ст.4) Бога, Творца мира (ст.5–9), милостивого Спасителя (ст.10–15), Руководителя (ст.16–20) и Владетеля (ст.21–23) Израиля, которого Он недавно в беде (плену вавилонском) милостиво выручил (ст.23–24) и подающего пищу всякой твари (ст.25). Такого Господа нужно прославлять (ст.26). – Второй, один и тот же везде, член каждого стиха без сомнения, пел весь народ, а первое полустишие – хор из священников и левитов, или же один певец. Псалом 136. Душевное состояние вавилонских пленников Этот элегический псалом написан по возвращении из плена вавилонского (прошед. вр. ст.1–2) 936 и притом вскоре после плена, там как сам писатель его был, кажется, в числе пленников; у псалмопевца, так сказать, еще слезы на глазах, и Иерусалим еще по-видимому был в развалинах 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Что же скажешь о нечестивце Иуде, причтенном к божественному оному лику и царственному сословию, принявшем власть над демонами, болезнями и смертью и из бесславного и безвестного соделавшемся столь именитым и известным? Не предал ли он Того, Кто был для него Подателем стольких благ? Этот неукротимый зверь (позволительно так называть тех, кого и благодеяния не изменяют к лучшему), пресытившись незлобием Спасителя, и Ему оказал презрение. Вот те успокоительные речи, которыми пытаюсь утишить и укротить огонь гнева, потому что уступает он тем, кто к ним прибегает. 135. Монаху Ориону Если кто назовет тебя самым верным правилом дружбы, то не погрешит против истины, потому что ты прост в словах, еще проще сердцем, и препрост в жизни. 136. Епископу Лампетию. Почему закон предписал прокаженным и другим страждущим непроизвольными болезнями не входить в священные ограды? Законодатель, наказывая за невоздержность родителей (поскольку многие имеют общение с женами во время их очищения, думая, что жена сотворена для удовольствия, а не для чадородия), изгнал, о премудрый, из священных оград рождаемых от нечистых общений, чтобы, если не добровольно, то невольно родители уцеломудрились и принуждали себя жить честно, так как наказание переходит на рожденных ими. Ибо что может быть для родителей прискорбнее, чем стать очевидцами того, что дети, которых желают они увидеть более благоискусными и славными, нежели себя самих, не участвуют ни в народных, ни в священных собраниях? Посему-то Законодатель наложил на них сие необходимое и неизбежное наказание, чтобы из страха наказания они умеряли свою невоздержность, ибо тело, образующееся из нечистой крови, удобно подвергается таковым болезням. Но многие еще здесь – одни явно, другие тайно – несут и иное наказание, непременно же понесут там: ибо Тот, кто за невоздержность родителей подверг бесчестью рожденных ими, не оставит ненаказанными и самих согрешивших. 137. Ему же Если близким к Евсевию необходимо подвергнуться одному из двух: или быть у него в ненависти, или участвовать с ним в невоздержании, так как целомудренных он гонит, а умеющих вести себя неприлично любит, – то советую тебе избегать пребывания с ним, чтобы не потерпеть заразительной болезни. 138. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010