Естественные обнаружения жизненных стремлений нормальны. Зло, или то, что называется злом, есть только исключение, случайный диссонанс в жизни, не нарушающий общего правильного хода её. Нет, поэтому, и не может быть борьбы одних – низших стремлений с другими – высшими. Нужно слушаться голоса природы. Закон не далек от нас и исполнить его не трудно 135 . Море жизни гладко, как зеркало. Если на поверхности его поднимаются волны, то только затем, чтоб скоро исчезнуть. Врата жизни пространны и широки, путь легок и открыт для всех, и всех призывает к наслаждению жизнью 136 . Учение китайских мудрецов о нравственном совершенстве вполне отвечает этому общему воззрению. Основное, общее нравственное правило для деятельности есть средина, т. е. мерность в жизненных обнаружениях. Средина – вот исходный и конечный пункт деятельности в срединной империи, – вот первая из добродетелей, о которой постоянно говорит князь мудрости Кун-цзы. В учении об этой средине заключаются и все частнейшие определения и требования морали и жизни. Срединный человек – тип мудреца, идеал человека. Средина есть великое начало всех действий в поднебесной 137 . Состояние средины есть состояние совершенства, небо и земля от неё приходят в порядок, все существующее ею питается и процветает 138 . Великий муж не уклоняется от средины. Средина эта состоит в гармонии, в согласии действий с общим, целым ходом жизни в мире, который неизменен и вечен. Поэтому и самая средина есть вечный и неизменный закон бытия, – Чжун-Юн, т. е. «средина вечная». Гармония есть всеобщий закон в поднебесной 139 . Мир действительности держится равновесием двух начал земли и неба. Человек, поставленный в средине между небом и землею, носитель и преимущественный выразитель их, должен также стремиться к равновесию в своей деятельности – к средине. Это равновесие состоит в отсутствии крайностей. Средина там, где нет «ни наклонения, ни отклонения, ни излишества, ни недостатка». Она есть вместе с тем и обыкновенное, т. е. то, что «всегда одинаково и неизменно» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Наконец, следует упомянуть о любопытных, хотя и крайне странных, суждениях, высказываемых о славянофильстве Свербеевым в «Воспоминаниях о П. Я. Чаадаеве» 129 130 . 16 . Кое-что, касающееся Хомякова, находим и в «Дневнике» А. В. Никитенко 131 . В 1832 году, 3 апреля, А. В. Никитенко записывает: «Читал Хомякова трагедию Димитрий Самозванец. Нет, Хомяков решительно не имеет драматического таланта. Ни один характер не создан, как должно; действия нет; одни разговоры, которые можно бы наполовину сократить без всякого ущерба для целости пьесы. Стихи очень хороши. Но драма требует не слов, а дела» 132 . 24 февраля 1852 года он опять упоминает имя Хомякова, в связи со смертью Гоголя. Любопытная подробность: толчком к предсмертной болезни Гоголя и сожжению бумаг его послужила смерть жены Хомякова, очень встревожившая Гоголя 133 . 28 апреля 1852 года Никитенко записывает: «В Москве опять переполох. Там издан сборник Хомяковым, Киреевским и Аксаковым, в котором, говорят, напечатаны очень сильные вещи... Стихи Хомякова еще сильнее. О сборнике уже много толкуют в публике. Тучи собираются: быть грозе. А кто виноват?» 134 20 января 1856 года: «Познакомился на вечере у министра [ А. С. Норова 135 ] с одним из коноводов московских славянофилов, Хомяковым. Он явился в зало министра в армяке, без галстука, в красной рубашке с косым воротником и с шапкой-мурмолкой подмышкой. Говорил неумолкно и большею частью по-французски – как и следует представителю русской народности. Встреча его со мной была несколько натянута, ибо он не без основания подозревает во мне западника. Но я поспешил бросить себе и ему под ноги доску, на которой мы могли легко сойтись. Он приехал сюда хлопотать о разрешении ему издавать славянофильский журнал, и я обратился прямо к этому предмету, сказав, что ничего не может быть желательнее, как чтобы каждый имел возможность высказывать свои убеждения. Это тотчас развязало нам языки, и мы пустились рассуждать, не опасаясь где-нибудь столкнуться лбами. Он умен, но, кажется, без того, что называется себе на уме» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

135. Вопрос странника. Какие обязанности родителей к детям? Ответ старца Вонифатия. Апостол Павел пишет к родителям так: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни ( Ефес. 6:4 ). Вот сокращение всех обязанностей родительских: воспитание детей в наказании, т. е. в наставлении и учении Господни. 136. Вопрос странника. Имеет человек от себя что доброго? Ответ старца Вонифатия. Человек сам от себя имеет только ложь и грех. Если он имеет истину и правду, то это из того источника, которого должно нам всем жаждать в сей пустыне, да орошаемся его струями и не ослабеваем на пути. 137. Вопрос монаха. Как душа может быть храмом Божиим? Ответ старца Вонифатия. Если ищешь особенного и святого места для молитвы, то очисти твое внутреннее и, изгнав оттуда всякое злое пожелание, уготовь себе в тишине сердца твоего клети когда и во храме молишься, молись в себе самом, и так поступай всегда, да будешь сам храмом Божиим. Ибо, Бог там внимает молитвам, где обитает. 138. Вопрос странника. Кто предписывает нам обязанности христианские? Ответ старца Вонифатия. Законодатель всевысочайший, источник правды и всех законов, всесвятое, вечное, бесконечно-великое существо. Тот, Кому мы обязаны всем, что имеем, – и бытием, и жизнью, и всеми благами жизни, Кому обязаны мы и паки-бытием, новою жизнью, т. е. обновлением и восстановлением падшей природы нашей, словом, Бог, Всесвятая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. 139. Вопрос посетителя. Отчего люди подвергаются несчастиям? Ответ старца Вонифатия. Всех несчастий первоначальной причиною суть грехи; за грехи посылаются печали, за грехи беспокойства, за грехи страдания; и все ныне приключающиеся нам неудобоцелимые болезни первоначально произошли от греха. Бог, полагая жене за преступление наказание, сказал ей: в болезнях родиши чада ( Быт. 3:16 ) и болезнь оказалась плодом греха. Но как рождающийся от дерева червь снедает самое дерево: так и печаль, от греха рожденная, потребляет грех, если приносится при покаянии. Печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2 Корн. 7:10).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

17 января 1861 г. Николаевск. 85 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 135 Не получив ныне и не имея надежды получить скоро распоряжения Высшего Начальства об ассигновании в текущий год суммы, положенной по штату, Высочайше утвержденному в 16 день ноября 1859 года, на содержание Камчатского Епархиального управления (в количестве 5191 руб. 28 к.), а между тем имея надобность в деньгах, как лично для себя, так и на содержание находящихся при мне лиц, я покорнейше прошу, Ваше Высокоблагородие, сделать зависящее от Вас распоряжение о выдаче мне из здешнего казначейства одной трети положенных по штату, т.е. (за вычетом известных процентов из окладов служащих в консистории) 1724 р. 14½ коп. сер. в прием и под расписку здешнего благочинного. В случае же, если напр. ассигнование вышеозначенной суммы будет не из здешнего казначейства или по каким либо другим причинам должно будет возвратить означенные деньги обратно в здешнее казначейство, то я обязуюсь сделать это по первому требованию. 23 января 1861. Николаевск. 86 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 136 На основании того же положения и по тем же причинам, какие прописаны мною в отношении моем к Вашему Высокоблагородию от 23 января текущего года за честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие сделать зависящее от Вас распоряжение о выдаче мне из здешнего казначейства следующих на содержание архиерейского дома, кафедрального собора и консистории в течении майской трети текущего года 1724 руб. 14½ коп. в прием и под расписку здешнего благочинного протоиерея Вениаминова. С сим вместе покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие написать кому следует в Благовещенск, чтобы мне выданы были там и остальные оклады, следующие за текущий год на архиерейский дом, собор и консисторию в количестве, какое причтется согласно расписанию Департамента Государственного Казначейства (которые по всей вероятности будет прислано сюда, а не в Благовещенск) и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 4 мая 1861. Николаевск. 87 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 137 В отношении моем к Вашему Высокоблагородию от 17 января текущего года за я между прочим имел честь просить Вас, Милостивый Государь, о том, не найдете ли Вы возможности устроить хотя какое либо помещение для священника на Горине.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А примерных мужиков призвавши к себе и, если они старики, то посадивши их перед собою, потолкуй с ними о том, как они могут наставлять и учить добру других, исполняя таким образом именно то, что повелел нам Бог. Так поступи только в течение одного года, и увидишь сам, как все пойдет на лад; даже и хозяйство от этого сделается лучше. О главном только позаботься, прочее все приползет само собою. Христос недаром сказал: “Сия вся всем приложится” [ 135 ] . В крестьянском быту эта истина еще видней, чем в нашем; у них богатый хозяин и хороший человек — синонимы. И в которую деревню заглянула только христианская жизнь, там мужики лопатами гребут серебро [ 136 ] . Но вот, однако же, тебе совет и в хозяйстве. Только раскуси его хорошенько, и не будешь в накладе. Два человека уже благодарят меня; один из них тебе знакомый Собственно о том, какими отраслями хозяйства следует заниматься и как заниматься, я тебе не скажу. Это знаешь ты лучше меня; притом и деревня твоя мне не известна так, как моя собственная ладонь. А относительно всяких нововведений ты умен и смекнул сам, что не только следует придерживаться всего старого, но всмотреться в него насквозь, чтобы из него же извлечь для него улучшенье. Но я тебе дам совет насчет соприкосновения помещика с крестьянином в хозяйственных делах и работах, что покамест нужнее всего прочего. Припомни отношения прежних помещиков-хозяинов к своим мужикам: будь патриархом, сам начинателем всего и передовым во всех делах. Заведи, чтобы при начале всякого общего дела, как-то: посева, покосов и уборки хлеба — был пир на всю деревню, чтобы в эти дни был общий стол для всех мужиков на твоем дворе, как бы в день самого Светлого Воскресенья, и обедал бы ты сам вместе с ними, и вместе с ними вышел бы на работу, и в работе, был бы передовым, подстрекая всех работать молодцами, похваливая тут же удальца и укоряя тут же ленивца. Когда же наступит осень и кончатся полевые работы, воспразднуй таким же образом и еще большим пиршеством окончание работ, в сопровожденье торжественного и благодарственного молебна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1889...

Архив СПбИИ РАН. Кол. 117. Оп. 1. Д. 970. Сст. 1-2. Хозяйственные книги... С. 183. Там же. С. 184. Согласно описи архиерейского дома 1663 г., митрополит Иона должен был получить шубу по завещанию архиепископа Маркелла: «Шуба архиепископля соболья пупчатая под лазоревым отласом да манатья отласная же вишневая. По духовной грамоте отдать та шуба и манатья митрополиту, кой будет на отпеванье» ( Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII – начала XVIII в./Сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020. С. 96). Досифей, архим.Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря… М., 1853. С. 135–136. Описи Вологодского архиерейского дома... С. 45–117. 1 1663 г., марта 15 – Опись имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Маркела   (Л. 1а) Лета 7171-го марта в 15 день великий господин Преосвященный Маркел, архиепископ Вологодцкий и Белозерский, Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго призвал к себе Спаского Прилуцкого монастыря архимарита Иону, да келаря старца Селивестра, да приказново своего Василья Григорьивича Данилова-Домнина, да Софейского дому казначея старца Исайю, и диаков Данила Столбитцкого да Артемья Озерова, да Лукяна Аленина и приказал им в своих архиепископлих кельях, пересмотря (Л. 1а об.) все налицо, Божие милосердие образы строение домовое Софейское, своего строения, и платье, и всякую келейную рухлядь, пересмотря при себе налицо, что есть переписать в записную книгу. И Прилутцкого монастыря архимарит Иона, да келарь старец Селивестр, да приказной Василей Григорьевич Данилов-Домнин, да казначей старец Исайя и дьяки Данило Столбитцкой, да Артемей Озеров, да Лукян Аленин при нем, Преосвященном архиепископе Маркеле в ево архиепископлих кельях Божие милосердие образы и платье и всякую келейную рухлядь, что (Л. 2) куплено на казенные софейские домовые денги пересмотря все налицо переписали. А свои келейные денги, и книги, и платье и всякую свою келейную рухлядь Преосвященный архиепископ Маркел сам пересмотря по своей заручной келейной росписи денги свои келейные положил в свой же келейной ящик. А что денег и иной рухляди в том ящике, то все написано в ево архиепископле келейной заручной росписи. А рухлядь келейную всю по иво архиепископлю приказу ризничей иво черной дьякон Лаврентий при нем, Преосвященном архиепископе Маркеле да Соловетцкого (Л. 2 об.) монастыря вологодцкой службы при старце Тихоне, положил все в келейной иво сундук, да в две коробьи, да в монатейной ящик, а что иво архиепископли рухляди келейной и где что отдать, то все написано в келейной же архиепископли росписи. И тот ящик з денгами, и сундук, и коробьи запечатав, Преосвященный архиепископ Маркел своей печатью отослал к нему, старцу Тихону, на соловетцкой двор, при себе же свез сундук и коробьи с рухлядью на соловецкой двор иво же архиепископль извощик Василей Никитин да конюхи (Л. 3) Баженко Иванов да Игнашка за старцем Тихоном.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

134 . Вообще же дружба бедняков по большей части прочнее (meliores), чем богатых 707 , и часто богатые не имеют друзей, в то время как у бедных их очень много. Нет истинной дружбы там, где находится лживое низкопоклонничество. Многие подобострастно угождают богатым, по отношению же к бедному никто не лицемерит; (вот почему) чужды обмана все отношения к бедному (verum est quidquid defertur pauperi) и дружественное расположение к нему не ведает зависти. 135 . Что может быть драгоценнее дружбы, которая людей сближает с ангелами (quae angelis communis et hominibus est)? И Господь Иисус говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли вас в вечные обители свои» ( Лк.16:9 ) 708 . Сам Господь из рабов сделал нас друзьями, как Он Сам сказал: «Вы уже друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ). Он дал нам образ дружбы, которому мы (и) последуем, чтобы исполнить волю Друга, чтобы открыть Ему наши сердечные тайны и (в свою очередь) знать и Его тайны. Откроем Ему наше сердце, как Он открыл нам Свое. «Я потому, – сказал Он, – назвал вас друзьями, что все, что слышал от Отца моего, Я сделал известным вам» ( Ин.15:15 ). Истинный друг не скрывает ничего; он так же открывает (effundit) свою душу, как Господь Иисус открывал тайны Отца. 136 . Итак, кто исполняет повеления Божии, тот и друг Его. Кто единодушен, тот уже и друг, потому что в друзьях есть единство душ (один дух). Нет зато никого гнуснее того, который изменяет дружбе. Отсюда и в предателе Господь нашел наиболее презренным его вероломство, то, что он не возблагодарил за милость и к пиршеству дружбы примешал яд злобы. Он так говорит: «Ты же человек единодушный со мною, вождь мой и близкий мне (notus meus), который всегда вместе 709 со мною получал сладкие снеди» ( Пс.54:14, 15 )! То есть, нельзя снести, чтобы ты, единодушный со мною, поднялся на того, кто даровал тебе милость: «Ибо если бы враг мой стал бы злословить меня, я претерпел бы, по крайней мере» ( Пс.54:13 ) 710 ; и от того, кто меня ненавидит, я скрылся бы. Можно избежать врага, но нельзя укрыться от друга, если тот начнет злоумышлять против тебя. Мы остерегаемся того, кому не довееряли наших намерений, но не можем остерегаться того, кому мы (их) доверили. Итак, чтобы показать особую предосудительность греха (ad acervandam peccati invidiam), Он не сказал: ты же раб Мой, апостол Мой; но: единодушный со Мною, т. е. ты предатель не Меня только, но даже самого себя, так как предаешь единодушного тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

134 . А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему» ( Быт.2:18 ). Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: «Не нашлось помощника, подобного ему (там же, Быт.2:20 ), так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобного существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле. 135 . Итак, по воле Божией или в силу естественной связи 232 , мы обязаны помогать один другому, наперерыв услуживая друг другу и общую выгоду полагая как бы в центре, (всех своих стремлений); (мы должны) оказывать, – я воспользуюсь словом писания, – друг другу помощь или своим сочувствием (studio), или услугами (officio), или деньгами, или деятельностью, или каким либо другим образом, дабы среди нас все более и более крепло взаимное благорасположение. Пусть никто не отклоняется от обязанности (помочь ближнему), например, и страхом пред (грозящей) опасностью 233 : но пусть все считает он своим и (чужое) счастье, и (чужое) несчастье. И Моисей не устрашился предпринять за родной народ тяжелые войны, не убоялся войска (arma) могущественнейшего царя, не испугался бесчеловечной жестокости варваров и ради свободы (своего) народа забыл о собственной жизни (abjecit salutem suam). 136 . Могуче (magnus) поэтому сияние 234 справедливости, которая, служа (nata) скорее другим, чем себе, так много значит для нашей общественной жизни (communitatem et societatem); она обладает (неизмеримым) превосходством (над всем), поскольку все подчиняет своему суждению, помогает другим, подает деньги, не отказывается от услуг и за других подвергает себя опасности (pericula aliena). 137 . Кто бы не пожелал владеть твердыней этой добродетели, если бы в самом начале жадность (prima avaritia 235 ) не ослабила и не уменьшила ее значения? Ибо, стремясь увеличить (свои) богатства, скопить 236 (побольше) денег, приобрести в собственность земли, превзойти богатством (других), мы совлекаем с себя образ справедливости и оказываемся уже неспособными 237 благотворить обществу (beneficentiam communem amisimus). Как, в самом деле, может остаться справедливым тот, кто готов отнять у другого то, что ему понравится (quod sibi quaerat)?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

135. Слушание повествований о подвигах и добродетелях духовных отцов ум и душу возбуждает к ревности, а слушание поучений их наставляет и руководствует ревнителей к подражанию. 136. Рассуждение есть светильник во тьме, возвращение заблудших на правый путь, просвещение слепотствующих. Рассудительный муж есть истребитель болезни и восстановитель здравия. 137. Те, которые удивляются маловажным вещам, делают это по двум причинам: или по крайнему невежеству, или с мыслью смиренномудрия , возвеличивая и возвышая деяния ближнего. 138. Будем стараться не только отражать бесов, но и нападать на них. Ибо кто только отражает их, тот иногда разбивает неприятеля, а иногда и сам бывает разбит, но воюющие наступательным образом всегда гонят врага своего. 139. Победивший страсти уязвляет бесов: притворяясь, будто все еще подвержен прежним страстям, он обманывает врагов своих и не терпит от них нападений. Некоторый брат, будучи однажды обесчещен, нисколько не подвигшись сердцем, помолился в уме своем; а после начал плакать о том, что его обесчестили, и притворной страстью утаил свое бесстрастие. Другой брат, который совсем не хотел председательствовать, притворился, будто сильно этого желает. Как же изображу тебе чистоту того мужа, который взошел в блудилище, как бы для греха, и находившуюся там блудницу привел к чистому и подвижническому житию? Также одному из безмолвствующих весьма рано поутру принесли кисть винограда; он же по отшествии принесшего тотчас устремился на виноград и съел его, но без всякого услаждения, с тем только, чтобы показать себя перед бесами чревоугодником. Другой, потеряв немногие ветви, весь день притворялся скорбящим. Но таким делателям нужна большая осторожность, чтобы, покусившись посмеяться над бесами, сами они не были от них осмеяны. Сии люди поистине суть те, о которых апостол сказал: яко лестцы и истинни (2 Кор. 6, 8). 140. Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание, потому что без сих двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Духовник приобщал св. Таин своих детей во время венчания и читал поучение 133 . Присутствовал духовный отец и при кончине сына, напутствуя его святыми Тайнами 134 . Один епитимейник нерусского происхождения представляет обычным его присутствие при смерти верующего 135 . Наши старинные духовные открывают, что духовник почти постоянно находился при составлении этого акта в качестве «послуха». Он «сидел над головою», по официальному выражение актов, иногда сам писал духовную и очень часто утверждал ее своей рукой или печатью. Вместо печати служил подчас тельник духовного отца. «А запечатали есмя хресцем, тельиком поповым Ивановым», говорит одна духовная XV в. 136 Завещатель оставлял духовному отцу денег или что-нибудь из вещей, – заказывал ему сорокоуст, приказывал вместе с родственниками «душу свою строить и помянуть». Вот какими словами древнерусский человек просил духовного отца не забывать его в молитвах. «Ты же господине и государь, молитву сотвори за мя к Господу прилежну, или поклонов положи за мя колико благоволиши, или канон за единаго умершаго проговори до триж: на третины, и на девятины, и на полусорочины, или колика благоволиши; да и прости мя, отче святый, и благослови, и помолись о мне грешем» 137 . Духовники, действительно, не забывали своих детей и, случалось, писали их жития на память потомству 138 . Нравственная близость духовного отца к детям в древней Руси получала иногда трогательное выражение. Преп. Феодосий печерский , по рассказу летописи, заботился о спасении мирских людей «паче же о духовнех сынех своих, утешая и наказая приходящая к нему, другоици (другой раз) в домы их приходя и благословение им подавая». Особенно он любил одно семейство, Яна и Марии, живших благочестиво и в любви между собой. Раз пришедши к ним, он поучал их о милостыни к убогим, о загробной жизни и о смертном часе. Мария заметила: «кто весть, кде си мя положат?» и преп. Феодосий ответил своей духовной дочери, что она будет положена там же, где и он. И это сбылось. Мария, умершая чрез 17 лет пост преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010