Священных Бытописатель не открывает нам характера невинной жизни первой фамилии. Впрочем, первоначального типа женщины мы не можем вообразить иначе, как таким, в котором все дышит прелестью и красотою. В сравнении с мужчиной ее физическая организация, может быть, была слабее, потому что ее организм был выделен из организма мужчины; но в нравственном отношении не была ли женщина равна мужчине, потому что она была одушевлена тем же Божественным дыханием? Как на первых шагах выразилось ее нравственное влияние на ее супруга? Выразила ли она стремление поддержать его на пути к добру или, напротив, показала склонность увлечь его на путь зла? На обстоятельства, которые бы могли разрешить нам эти вопросы, св. Моисей набрасывает темных покров. Впрочем, мы не можем сомневаться в том, что жизнь первых мужа и жены в состоянии невинности была полна блаженства и счастья и между ними было полное согласие. Это счастье возбудило ненависть того, кто сделался неспособен любить и для которого ненависть составляет теперь существенную особенность его характера и служит началом всей его деятельности, ненависть сатаны. Он отравляет это счастье прежде всего внушением им нечестивого сомнения в настоящем их положении. «Подлинно ли», говорит он жене, «сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду» 6 ? Когда жена отвечает ему, что это неправда, что только к одному дереву Бог запретил прикасаться под опасением смерти, диавол старается внушить ей положительное неверие к заповеди Божией. «Нет, не умрете», продолжает он лукаво уверять жену; «но знает Бог , что в день, в который вы вкусите плодов с него, откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги, знающие добро и зло» 7 . Теперь он уже возбуждает к жене гибельное честолюбие равенства с Богом. Мужчина и женщина созданы как с физическими, так и с духовными стремлениями; им естественно было стремиться к раскрытию тайны их происхождения и тайны их разума, к пониманию законов подчиненной им природы, к различению добра и зла. Удовлетворение всем этим стремлениям указано им в их Творце: следуя этим путем, они шли по пути добра. Но на этом пути они оставались ограниченными людьми, их разумение имело пределы и никогда не дерзало равняться с разумением Божественным. Диавол пользуется естественным стремлением жены к разумению, но только указывает другой путь и средство к его удовлетворению, именно в нарушении заповеди Божией: на этом пути он обещает ей разумение, равное Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Видя нечестивых благоденствующими, когда сам находишься в беде и несчастии, не старайся подражать им в беззаконной жизни и не думай роптать на Бога, как бы несправедливо распределяющего земные блага. Потому что кажущееся счастье коварных людей и беззаконников кратковременно и скоропреходяще. Бдящий над судьбами людей и всего мира Промысл Божий не попускает нечестивым надолго благоденствовать и веселиться: они, как трава, скоро будут подкошены, и как зеленеющий злак, скоро завянут и упадут. Не сказал пророк, что благополучие нечестивых скоро погибнет, но что сами нечестивые скоро погибнут, а вместе с ними и все благоденствие и вся слава их уничтожатся. Если же и видим иногда, что нечестивые чрез продолжительное время пользуются счастьем и все коварные и злодейские намерения и планы их исполняются благополучно, то и такое кажущееся продолжительным и прочным благоденствие не должно смущать верующих: благополучие нечестивых, как бы ни было продолжительно, все таки оно временно и потому имеет конец, а благоденствие и благополучие праведных вечно: «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ), ибо «праведники во веки живут» ( Прем.5:15 ). Пс.36:3–4 Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. После увещания в том, чтобы не завидовать благополучию нечестивых, пророк словами настоящих стихов возбуждает верующего к добродетели, к вере и упованию на Бога, говоря как бы так: если хочешь быть всегда счастлив и благополучен, то знай, Кто виновник всякого благополучия, и от Него одного ожидай всякого блага, на Него надейся: уповай на Господа. А чтобы упование твое было твердо и благонадежно, твори благостыню, делай добро по заповедям Божиим. И насели землю. Что это за земля, о которой пророк говорит здесь и в последующих стихах (9, 11, 22, 29, 34) сего псалма? Это Ханаанская земля, та самая текущая медом и млеком земля, которая обещана была Богом патриархам народа еврейского Аврааму, Исааку и Иакову и досталась в наследие их потомкам, населившим ее по обетованию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Жалобы Иова дают Елифазу повод осыпать его упреками за малодушие и ропот на Бога ( Иов.4:3–6 ). Так же точно начинают свои речи Вилдад и Зофар ( Иов.8:1,2, 11:1,2:3 ). Затем Елифаз опытом и откровением, которое он получил, начинает доказывать, что только нечестивые подвергаются бедствиям (гл. 4). Впрочем, Елифаз еще не применяет к Иову высказанного им общего положения, не считает его за явного грешника; но смотрит на его страдания, как на спасительное средство исправления свойственных человеку слабостей н недостатков: «Се! блажен человек, – говорит он, – которого обличает Бог. И наказания Вседержителева но отвергай» 5:17. Что Елифаз доказывал опытом и откровением, то Вилдад подтверждает преданием отцов ( Иов.8:8,9,10–13 ). Впрочем, и Вилдад также еще снисходительно судит о самом Иове, указывав на виновность детей его, бывшую причиной их погибели ( Иов.8:4 ). В заключение своих речей друзья Иова указывают на величие и правосудие Бога, советуют ему с раскаянием обратиться к Богу, если он желает, чтобы счастье его расцвело снова ( Иов.5:8–26, 8:20–22, 11:7–10,13–19 ). Отвечая друзьям, Иов сначала извиняет себя в жалобах чрезмерностью своих страданий и немощью человеческой природы ( Иов.6:2,3,4,11,12:13 ). Далее жалуется на вероломство своих друзей, от которых он напрасно ждал утешения; уподобляет их потокам и ручьям, шумящим от обилия воды, когда весною разрешается в них снег, но в летние жары высыхающим и исчезающим, так что рассчитывавшие на них караваны Фемы и Савы обманываются в своей надежде и остаются в стыде ( Иов.6:14–21 ). Мысль о правосудии Бога, на которое с силою указывали ему друзья, не принося никакого утешения страдальцу, естественно, приводила его еще в большее смущение, увеличивала его недоумение о причине его страданий. Твердо уверенный в своей невинности, он безбоязненно и смело защищает ее ( Иов.9:21 ); и, не умея иначе объяснить своей судьбы, говорить, что Бог со всеми людьми как добрыми, так и злыми поступает одинаково по чистому произволению, что нечестивые живут счастливо по воле Божией ( Иов.9,22–23, 12:6:9 ). Друзья советовали Иову обратиться к Богу с раскаянием: чистый в своей совести праведник предает свое дело суду Божию и говорит, что он готов предстать на суд с Богом, если бы Бог , совлекшись своего величия, снизшел к нему, ничтожному и бренному человеку. Однако Бог всею силою своего могущества теснит слабое творение ( Иов.13:3,15,16,18,20–25, 14:1–3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

«Милостыня и вера да не оскудевают в тебе», — так говорит Св. Писание, а русская пословица ему вторит: «Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их»; «Не хлебом живы, молитвою»; «Вера и гору с места сдвинет». А вот чисто русский упорный взгляд на веру: «Без веры Господь не избавит, а без правды Господь не исправит». И это коренное наше основание жизни. Разве не так?  Есть в  книге Притчей замечательное утешение всякому страждущему человеку «Его же любит Господь — наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет». Ах, как это по-нашему, по-русски, ибо все мы, проходя испытания, не унываем, как правило, а утешаемся русской пословицей, отголоском святых книг: «Кого Бог любит, того испытывает»; «Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу». Правда, правда и еще раз правда, — вот что крепит надеждой жизнь подлинно русского человека. Крепит так, будто он каждый день твердит себе строки из Божественных книг: «Не погубит гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит». И это краеугольный камень нашей надежды, который мы на все лады перепеваем и переговариваем, как заклинание, как заговор на счастье: «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Бог отымет, Бог и подаст»; «За худое Бог плательщик». Как это страшно, согласитесь, как ужасно ожидать расплаты — от Бога! - за все сотворенное тобой худое. Вспомним наше родное «Не стоит город без святого, а селение без праведника»! Слова эти, рожденные вроде бы опытом жизни многих русских поколений, оказываются извлеченными из Святого писания: «В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопаются». Свет премудрости, — сказать бы превыспренно об этих словах, да только русский язык всю выспренную багряницу и золотой шелк славянской речи умеет переодеть в свою рогожку. И как по-домашнему хорошо брести в этой рогожке дорогами жизни, помнить, что она скроена по меркам багряницы Священного писания. Сравните. Из книги Притчей слова: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» . Ну-ка, переберем наши рогожки: «Во всякой гордости черту много радости»; «Сатана гордился — с неба свалился; фараон гордился - в море утопился, а мы гордимся — куда годимся?».  Гордыня в великом неуважении у русского человека: «Эх, раздайся, грязь, навоз плывет»; «Не чванься, квас, — не лучше нас». Да и само слово чваниться происходит от славянского слова чван, что значит — кувшин, этакий крутобокий, с двумя гнутыми ручками. Оттого и чванятся гордецы, когда подобно кувшину-чвану голова - кверху да руки - в боки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Содержание книги св. пр. Малахии заключается в четырёх главах. Желая привлечь внимание народа к своим вещаниям, св. пророк, во вступлении, указывает на особенную любовь Божию к Еврейскому народу, явленную им в избрании этого народа, в отвержении и наказании потомков Исава – Идумеев (1, 1–5). После этого вступления, пророк начинает обличать сначала всех вообще Иудеев за то, что они приносили в жертву нечистые хлебы, животных негодных, больных, хромых, даже краденых, уверяя, что такие жертвы бесславят имя Божие и противны Господу, а потому Бог отвергает эти жертвы, а вместо них готовит одну безкровную, всемирную жертву, Ему угодную (1, 6–11). Пророк обличает нечестивых, которые презрительно относились к престолу Господню, и проклинает тех, которые, имея хороших животных для жертв, приводят для сего негодных, поврежденных (1, 12–14). Во второй главе пророк обращается с обличениями в частности к священникам и призывает их к исправлению: в противном случае от имени Божия грозит проклятием им и самым их благословениям, угрожает подвергнуть их крайнему позору и отвержению, показывая вместе важное значение священника для народа, как его учителя и хранителя истины (2, 1–9). Далее, пророк обличает тех, которые женились на язычницах и отвергали законных жен, с коими были соединены перед Богом; обличает и тех нечестивцев, которые говорили: где Бог правосудия? (2, 17). В третьей главе пророк опровергает нечестивцев, отвергавших промышление Божье, и вместе пророчествует, что, напротив, Господь скоро придёт рассудить всех людей; но предварительно пошлёт перед Собою Своего вестника – Предтечу. Когда же придёт Господь, тогда Он переплавит, очистит избранных Своих, как очищают золото и серебро; тогда будет и жертва Господу приятная и угодная, а всех нечестивых накажет (3, 1–5). Потом пророк обличает тех, которые, вопреки закону, не хотели вносить в храм десятин и делать приношений, и тем лишали храм жертв, а левитов- средств к содержанию. Пророк призывает исполнить этот долг, за что Господь обещает послать им довольство и счастье (3, 6–12). После сего пророк опровергает тех, которые говорили, что бесполезно служить Богу, что нечестивые (гордецы) благоденствуют на земле и не терпят зла. Таковым пророк говорит, что Бог видит и знает все дела людей, грозит судом Божьим, на котором Бог покажет, что Он любит благочестивых, как добрых детей; тогда увидят, какое различие находится между праведником и нечестивым (3, 13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

494 Образное представление Бога, раздражённого нечестивыми деяниями людей; точно также представляется гнев Бога во Второз. 32, 22; Исая. 17, 9. Езек. 38, 18. 495 В евр. это полустишие начинает 7-й стих и отделяется от предыдущего знаком, соответствующим нашей точке. Мы соединяем, следуя LXX и Вульгате. 496 Многие языческие народы, как персы, греки, даже древние германцы избирали возвышенные места для своих священнодействий. 498 Шарон, плодоносная земля галилейская, простирающаяся от Фавора до моря Генисаретского (I. Нав. 12, 18 ). Так как стоит с членом, которого обыкновенно не имеют собственные имена, то его можно считать нарицательным именем долины вместо долина при Иерихоне. 499 и названия вавилонских божеств. τχη, fortuna, Бог счастья; ка показывает следующее в 12 ст. , значит: определение, рок, судьба, греч. μορα, арабское Manjah, богиня рока. LXX переводят δαιλμνον, а τχη случай, счастье. Кимхи переводит первое через созвездие. Моше Гаккоген, цитируемый Кимхи, говорит, что это добрая звезда, звезда счастья , Юпитер, который в астрологии арабов называется доброю звездою, и составляет противоположность Сатурну, злой звезде. Таким образом здесь идет дело о почитании звезд, которым приписывали влияние на ход мировой жизни. – Обычай приготовлять в капищах столы с пищею для идола, lectisternium известен в древних языческих религиях. (от мешать) вино, приправленное кореньями тоже что vinum mixtum (Plin. II. N. XIV, 13 3, 15). 500 обрекаю дает игру слов с рок, ст. 11 также как приклонитесь с расстилающие; в обоих последних словах коренные согласные одни и теже только в различном порядке. 501 Абрабанел разумел здесь новые периоды восстановления владычества израильского, предвозвещенные великими мировыми явлениями. «За восемьдесят три года до освобождения евреев из Египта, говорит он, в день рождения Аарона, соединение Юпитера и Сатурна имело место в созвездии рыб, – что было предвестием освобождения. Подобное же совпадение Юпитера и Сатурна случилось второй раз в 5224 году от сотворения мира (в 1464 г.); следовательно евреев ожидает, говорил Абрабанел, новая радость». Но истинный смысл нового неба и новой земли указывается в Апок. 21, 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  – Вы военный человек. Слово «честь» для Вас не пустой звук, а слова «честь имею!» – священны. Но многие современные молодые люди уже не понимают их истинного значения. Они смеются, когда заходит разговор о долге, жертвенности, патриотизме. С другой стороны происходит явная подмена понятий. Под патриотизмом теперь понимают шовинизм, национализм объявляют фашизмом, православных христиан начинают причислять к нацистам, ревностных защитников русской культуры и борцов против так называемого «современного искусства» объявляют мракобесами. – Враг не дремлет – это нужно понимать. Патриотические чувства, патриархальные устои, целомудрие, тем более Православная Вера – для него как кость в горле. Поэтому он и стремится завладеть умами нашей молодежи. А нам нужно идти своим путем, и ничего нельзя принимать без должного рассуждения. Ум без разума – беда! А что касается супостатов, так они рубят сук, на котором сидят. Нисколько не сомневаюсь в том, что рано или поздно они получат свое.   – Как говорит Псалмопевец: « Еще немного , и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и   нет   его» … Ваш сын Аркадий, боевой офицер, подполковник в отставке. Он ведь тоже изучил вашу систему и, насколько мне известно, пошел по стопам отца? – Да, он помогает мне обучать людей. Меня часто приглашают проводить семинары, но я – на службе, и далеко не всегда могу вырваться. В этих случаях на помощь приходит сын.   – Это счастье, когда дети становятся нашими единомышленниками и, что особенно важно, со-трудниками. В этой жизни мы соединены с ними не только кровно, но и духовно. Духовными нитями будем связаны с ними и после нашего ухода в мир иной. Нас будет объединять их добрая память о нас и сердечная молитва. Вот тогда дети действительно становятся нашим будущим. Если нарушить эту духовную связь, то народ надломится. Тот внутренний, духовный стержень, благодаря которому наш народ все еще крепок, ослабнет, прогнется, а вместе с ним прогнемся и все мы, станем духовно аморфными. Современные либералы это прекрасно понимают, поэтому и вводят в законодательство страны при попустительстве продажных чиновников ювенальную юстицию. И преуспевают, как ни горько это видеть. Ведь все ужасы ювенальной юстиции, еще не принятой законодательно, уже происходят на наших глазах. Официальная пресса не любит писать на эту тему, однако интернет взрывается от негодования россиян, которых не спрашивают, хотят они таких нововведений или нет.

http://radonezh.ru/analytics/aleksey-kad...

– Несчастная женщина! – воскликнул Седрик. – В то время, когда друзья твоего отца, молясь об упокоении души его и всех его сыновей, не забывали в своих молитвах помянуть имя убиенной Ульрики, пока все мы оплакивали умерших и чтили их память, ты жила! Жила, чтобы заслужить наше омерзение и ненависть… Жила в союзе с подлым тираном, умертвившим всех, кто был тебе всего ближе и дороже, с тираном, пролившим кровь младенцев, чтобы не оставить в живых ни одного отпрыска славного и благородного рода Торкиля Вольфгангера. Вот с каким злодеем ты жила… Да еще предавалась наслаждениям беззаконной любви! – В беззаконном союзе – да, но не в любви, – возразила старуха, – скорее в аду есть место для любви, чем под этими нечестивыми сводами. Нет, в этом я не могу упрекнуть себя. Не было минуты, даже в часы преступных ласк, чтобы я не ненавидела Фрон де Бефа и всю его породу. – Ненавидела его, а все-таки жила! – воскликнул Седрик. – Несчастная! Разве у тебя под рукой не было ни кинжала, ни ножа, ни стилета? Счастье твое, что тайны норманского замка – все равно что могильные тайны! Если бы я только представил себе, что дочь Торкиля живет в гнусном союзе с убийцей своего отца, меч истого сакса разыскал бы тебя и в объятиях твоего любовника! – Неужели действительно ты заступился бы за честь рода Торкиля? – сказала Ульрика (отныне мы можем отбросить ее второе имя – Урфрида). – Тогда ты настоящий сакс, каким прославила тебя молва! Даже в этих проклятых стенах, окутанных загадочными тайнами, даже здесь произносили имя Седрика, и я, жалкая и униженная тварь, радовалась при мысли о том, что есть еще на свете хоть один мститель за наше несчастное племя. У меня тоже бывали часы мщения. Я подстрекала наших врагов к ссорам и во время их пьяного разгула возбуждала среди них смертельную вражду. Я видела, как лилась их кровь, слышала их предсмертные стоны! Взгляни на меня, Седрик, не осталось ли на моем увядшем и гнусном лице каких-нибудь черт, напоминающих Торкиля? – Не спрашивай об этом, Ульрика, – отвечал Седрик с тоской и отвращением. – Так мертвец напоминает живого, когда бес оживляет бездыханный труп, вызывая его из могилы.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

Вторая часть книги обнимает главы III-XLI. Она состоит из ряда речей, которые произносились друзьями Иова, пришедшими его утешить, ответных на них речей самого Иова и речи Господа, обращенной к последнему. Иов своею скорбною речью, в которой жалобы его на свое мучительное состояние дошли до крайней степени и выразились в проклятие им дня своего рождения, положил начало для разговора. В ответ на эти жалобы Иова первый стал говорить Елифаз из Фемана (Идумеи), как старший из друзей, затем говорил Валдад из Савхеи 19 и наконец – Софар из Паама 20 . На речь каждого из друзей Иов отвечал отдельно. Далее в таком же порядке следовал второй ряд речей и за ним третий. Друзья Иова защищали то общее положение, что здесь на земле грешные люди всегда наказываются Богом, а правовые благоденствуют, что земная жизнь представляет собою полное соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним положением. Этот неизменно существующей порядок в жизни на земле, по мнению их, основывался на понятии о Боге, как Существе правосудному всемогущем, всесвятом, Творце мира и других Его бесконечных свойствах. Доказывая эту общую мысль различными способами (например показаниями опыта, истории, свидетельствами предков и т.п. 21 ), они применяют ее к Иову и обвиняют его в нечестии, за которое он будто бы и наказан Богом так тяжко. Иов же, в свою очередь, старается удостоверить своих друзей в том, что он не знает за собой никакого греха и терпит страдания незаслуженно. Теми же самыми способами, которыми пользовались друзья, он доказывает существование другого порядка на земле, по которому часто нечестивые благоденствуют, а праведники страдают и поэтому счастье и несчастье человека здесь не может служить показателем его благочестия или нечестия 22 . Сознавая праведность жизни и испытывая в то же время ужасные страдания, он недоумевает над таким своим противоречивым положением на земле, обращается за советом к друзьям, но вместо утешения от них слышит лишь только слова обвинения, от которых страдания его еще более усиливаются 23 . При таких тяжелых обстоятельствах Иов дерзновенно взывает к суду Божию в надежде быть оправданным. Под влиянием незаслуженности своих страданий и непосильного для разума вопроса о причине их невольно в голове страдальца возникают мрачные мысли о целесообразности устройства мира, Промысле Божием, благости Божией и т.п. 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Да, нередко бывает: благочестивый страдает, а злой успевает в своих злых предприятиях. Ст. 13. Злые же люди и обманщики, пользующиеся легковерием или слабостями других, преуспевают и будут преуспевать во зле, но не много ( 2Tuм. III, 9 ); они других вводят в заблуждение и сами заблуждаются. Они, быть может, и думают, будто бы они-то и имеют всю истину в своих руках, назначены быть двигателями народного просвещения и общественного благоденствия. Но они, по слову апостола, ни больше, ни меньше, как только люди, развращенные умом, невежды в вере; всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (2 Тим. III, 8, 7). Как часто повторяется в жизни то явление, что лицемер, празднолюбец, злодей, нечестивец счастлив, пользуется почти всеми благами мира: и богат, и здоров, и в уважении, живет пышно, во все дни светло и весело; не будучи особенно умен, увлекает своими речами других и чрез то имеет успех в своих затеях; а честный труженик, благочестивый христианин, имеет только неприятности в жизни – клеветы, болезни, бедность, неудачи и потери! Как же понять такое неравномерное распределение благ мира? За что и зачем такое счастье и удача грешнику? И такая скромная, даже бедственная доля честному христианину? Не ропщи на Бога, душа читающего, слышащего слово Божие и видящего в жизни изображенные примеры. Отчего имеют успех люди злые, а добрые терпят неудачи? – Оттого, что первые, как сыны века сего, бывают в своем роде хитрее, искуснее, догадливее сынов света, т. е. честных христиан ( Лk. XVI, 8 ). За что благоденствуют люди очень грешные, а добродетельные страдают? На это нужно сказать: 1) мы можем ошибаться и ошибаемся, нередко считая одного праведным, добродетельным, а другого уж очень грешным, потому что мы судим по наружности. Один Господь знает сердца и жизнь людей и действует в жизни их по Своему правосудию и благости. Быть может, добродетельный человек страдает в жизни и за какой-нибудь неизвестный нам, но ведомый Богу порок, а грешный благоденствует временно, в награду за какие-нибудь добрые стороны его сердца;

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010