2-е † Преставление преп. Кассиана Угличского Преп. Кассиан, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софией, невестой в. кн. Иоанна, дочерью Морейского владельца 22 . Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его, и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своей совестью 23 . По не раннему ркп. житию пр. Паисия Угличского, блаж. Константин, до поступления своего к Ростовскому архиепископу, живал у пр. Паисия Угличского 24 . В 1481 г. избрал он себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того как родина его стала страдать от нечестивых Турок. – Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «зимой (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял её никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от Татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи, по их делам! – Там проживали жёны их; а они любили жён более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились святым крещением. – Милостивый Бог не презрел слёз христианских. – Храбрые воины Русские! старайтесь охранять отчизну свою, Русскую землю, от нечестивых, – чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жён и дочерей, как это потерпели от Турок Болгары, Греки, Трапезонцы, Морейцы, Албанцы, Хорваты, Босняки, Манкуццы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с жёнами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог – свидетель, своими глазами видев я государей, убегших от Турок, с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости» 25 . |
Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2018 г. 02.06.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» — так начинается Псалтирь. Эти слова — основа истинной христианской жизни, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), размышляя о первом псалме. Что такое «совет нечестивых»? Наверняка, речь идет не только об идеологических и политических «советах». И что такое блаженство, самое великое счастье? Почему люди, все желая счастья, не находят его? Не потому ли, что ищут его не там? Но все оказывается гораздо сложнее. С чего начинается утрата нами «первой любви» (Откр. 2, 4) — того первого горения, с которым мы переступали порог храма? Я знаю много таких людей — они стараются не пропускать богослужения в воскресные и праздничные дни, соблюдают положенные посты и все установления церковные. Но все более чувствуется у них, страшно сказать, привычка к тому, к чему нельзя, невозможно привыкнуть — к святыне. Что говорить о других? Я и сам замечаю порой, как борет и почти одолевает меня позорное и подлое уныние. И.С. Громов, г. Тюмень Поистине безошибочно определение псалма: жизнь мира, гоняющегося за счастьем, — как мякина, как «прах, возметаемый ветром». Христианин, научившийся по дару Христа любви Божией, и есть то «дерево, насажденное у вод», о котором говорит первый псалом. Сам Христос дает ему жизнь. Но если в христианине затихает любовь, если некая жухлость проникает в его душу, он тяжело заболевает, его жизнь — тоже как «прах, возметаемый ветром». Эта болезнь — теплохладность, которая мало-помалу опустошает жизнь, лишает ее любви и смысла, даже если внешне как будто ничего не меняется. Присутствие Христа становится все менее ощутимым и в душе, и в сердце вследствие утраты внимания и небрежения. Его можно еще видеть и слышать, но все менее и менее, и это создает в душе пустоту (от Бога), которую, может быть, можно заполнить чем-то другим — не от Бога, тем, что не может заполнить ее. |
Преподобный Кассиан, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софиею, невестою великого князя Иоанна, дочерью морейского владельца 595 . Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своею совестью 596 . По нераннему рукописному житию преподобного Паисия Угличского, блаженный Константин до поступления своего к ростовскому архиепископу живал у преподобного Паисия Угличского 597 . В 1481 году избрал он себе скромное место боярина при ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того как родина его стала страдать от нечестивых турок. Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «Зимою (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от татар на Белоозеро, а не гонял ее никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи по их делам! Там проживали жены их; а они любили жен более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились Святым Крещением. Милостивый Бог не презрел слез христианских. Храбрые воины русские! старайтесь охранять отчизну свою, русскую землю, от нечестивых, – чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жен и дочерей, как это потерпели от турок болгары, греки, трапезонцы, морейцы, албанцы, хорваты, босняки, манкупцы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог – свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости» 598 . Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятею был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 году блаженный Иоасаф, отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих 599 . Сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиян, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преподобным отцом Мартинианом», говорит древнее известие 600 . |
«Не можете служить двум господам». Один у нас Господин – Вседержитель и Творец, а другой – лживый, сладострастный, нечестивый маммон. Этот господин – пагубный маммон, или, вернее сказать, наши страсти. Он вселяется в наши общества и заставляет проводить время в празднословии, так что и некогда бывает заняться молитвой. Он вселяется в наши семьи, производит раздоры, непокорность детей к родителям, между мужем и женой производит смуты. Вот как-то пришлось мне разговаривать с некоторыми людьми, по-видимому считающими себя правильно исполняющими закон Христов. Они говорили, что нельзя постоянно служить Богу, так как это дело монахов, священников, дьяконов, а мы, мол, народ неученый, темный, мы не можем все молиться. Но напрасно вы так оправдываетесь, это вы не Богу служите, а маммоне; в деле служения Богу не нужна ученость, начитанность, так как закон Христов написан в сердце каждого человека. «Отдай Мне, сын, твое сердце», – говорит Спаситель. Сколько примеров у нас святых угодников Божиих, которые были людьми необразованными и сами спаслись и других утешали. Кто лучше апостолов понимал учение Христово, а ведь они были рыбари, простые ремесленники. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, был простой плотник, а пастухи, которым первым было возвещено о рождении Спасителя, не были ли они простым, неученым народом? А наш русский Василий Блаженный был тоже неученый, а от его слов трепетали царь и бояре. Потому не говори, что ты неучен, следовательно, не можешь спастись, ученье тут ни при чем. Вот еще говорят, что с состоянием тоже трудно спастись. Опять неправда. Многие богатые очень горды, они не хотят преклониться перед Богом, перед своим Творцом, от Которого зависит их земное и небесное счастье, а между тем эти богачи изгибаются перед людьми, ниже их стоящими, от которых они надеются получить выгоды для себя. Однако же с каким состоянием были Авраам, Исаак и Иаков, но они угодили Богу, так как из своего добра они часть уделяли бедным; их богатство – это как бы море, которое никогда не высыхало, но которое постоянно пополнялось вливающимися в него реками. Но видно, тяжело расстаться со своим богатством. Сам Спаситель указал нам в доказательство этого на евангельского юношу, который сохранил все заповеди, но не мог раздать бедным своего богатства. |
Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 7 Ответов Вы смертельно для себя враждуете против Господа, последствия этого Вам известны. Такое ошущение Вы ищите какие-то намёки на поддержку в своём занятии. Но это обращение не по адресу. Вы задаете свои вопросы, видимо рассчитывая, что Вас поддержат и успокоят. Мы не можем говорить сколько Вам дал Бог времени на покаяние, потому что не знаем. Но грешить в надежде на милосердие — это грех против Святого Духа. Взвесьте две чаши — временное мнимое счастье и вечные муки ада. Только глупец выберет первое, зная о последнем. Если желаете избежать их, то нужно искреннее и глубокое покаяние . Время и возможность для этого пока есть, но завтра может не быть. Если сейчас же бросите всё и побежите в Церковь на исповедь — вероятнее всего, успеете. В противном случае Господь может просто не дать шанса раскаяться, зная, что покаяние будет фальшивым. Помоги вам Господи! Что делать и как избежать последствий? Немедленно прекратить колдовство и прочие пакости, искренне покаяться и зажить христианской жизнью. Ведь ваши поступки равносильны тому, как если бы вы попросили маньяка проводить вас по темному лесопарку. Только вы, в отличие от других, еще и в курсе, что это — маньяк. От бесов не может быть ни пользы, ни радости, только гибель. От Бога вы сейчас уже фактически отреклись, затеяв шашни с Его врагом. Формальная верность ничего не стоит. Если бы вы в войну работали на вражескую разведку, то никакой флаг России на стене у вас дома или исполнение ее гимна по утрам вас бы не оправдывали: вы все равно были бы предательницей. Так и здесь. Может ли Бог убить вас за это? Еще и как может. В любой момент. Писание и Предание полны таких примеров. Предателей вообще принято казнить. Не смотрите на жизнь и “успехи” других нечестивцев. У них свои отношения с Богом, а у вас — свои. И кто вам сказал, что именно к вам Он станет проявлять долготерпение? Вы хотите манипулировать Богом, прибегнув к услугам бесов, а потом лицемерно извинившись перед Ним. Неужели вы полагаете, что Бог глупее вас и позволит Себя перехитрить? |
Глава 18 Речь Вилдада во втором разговоре. 1–3. Приступ. 4. Устойчивость законов мздовоздаяния. 5–21. Гибель грешника – его неизбежная участь. Иов.18:1 . И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: Иов.18:2 . когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Иов.18:3 . Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? Призыв Вилдада (ср. Иов 8.2 ) к хладнокровному, вдумчивому ( «обдумайте, и потом будем говорить» – ст. 2) обсуждению вопроса мотивируется тем, что в пылу спора, в состоянии раздражительности друзья укоряют друг друга в недостатке рассудительности («зачем ты считаешь нас за животных и принимаешь нас за существ неразумных» – ст. 3; Иов 12.2–3, 15.2–3, 16.2–3, 17.10 ). Предвзятая мысль «о взаимном неразумии» не позволяет одному согласиться с другим; мешает выяснению истины. Иов.18:4 . О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? Пагубные последствия такого настроения сказываются на самом Иове. Не соглашаясь с друзьями, будучи уверен в своей правоте и встречая только одни возражения, он «раздирает душу свою в гневе», – раздражается, мучится (ср. Иов 17.2 ). Но как бы страстны ни были его речи, они не в состоянии изменить того закона нравственного миропорядка, по которому на земле наказываются одни грешники. Он так же непреложен, как и законы мира физического. Назначенная Богом для обитания человека земля ( Ис 45.18 ) всегда останется населенною, по слову человека скала не сдвинется с места, так точно не отменится закон возмездия за грехи. Иов.18:5 . Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Иов.18:6 . Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним. Закон возмездия проявляется в том, что счастье ( «свет», «светильник» – ср. Иов 21:17, 29.3 ; Притч 13.9, 20.20, 24.20 ) нечестивого никогда не бывает прочным. Оно исчезает окончательно: «не останется искры от огня его» (ст. 5), или в буквальном переводе: «пламя его очага перестанет светить». |
Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение. |
Глава 5 1–15. Нравственные мучения нечестивых по смерти. 16–24. Окончательное торжество праведных. Прем.5:1 . Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; Прем.5:2 . они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 1–2 . Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление. «Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых ( Прем. 4:20, 5:2 ). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил в Прем. 2:10, 17–20 ); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда ( 1Ин. 2:28, 4:17 ). Прем.5:3 . и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. 3–13 . В этом отделе писатель художественно передает собственную речь нечестивцев (хотя 9–12 стихи являются несколько растянутыми и нагроможденными), в которой изображается их пробудившаяся в том мире совесть, их внутреннее смущение и раскаяние, равно как их удивление неожиданному счастью праведных. Эта речь является прямой противоположностью той высокомерной речи, какую в уста тех же людей писатель вложил во II гл. 3 . «Воздыхая от стеснения духа», дух захватило, они не могут поэтому свободно говорить, а только могут стонать и вздыхать. Этим изображением писатель пользуется, чтобы выразить противоположность прежнему надменному смеху нечестивых ( Иак. 4:9 ). «Был у нас… притчею поругания», предметом насмешки, издевательства, злорадства. (См. Пс. 43:15 ; Иер. 24:9 ; 2Пар. 7:20 ). Прем.5:4 . Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! |
О почитании родителей 9 (22) августа (Како подобает детям чтити родители свои) В Прологе, на девятый день августа, есть поучение о том, «како подобает детям чтити родители». Это поучение, по нашему мнению, весьма полезно выслушать всем детям, имеющим родителей: и хорошим, и дурным. Детям благочестивым, любящим своих родителей и почитающим их, оно показывает, какие милости Божии ожидают их за почтение к родителям, и чрез это, следовательно, может возбудить в них и большую любовь и почтение к отцу и матери; а детям непокорным и привыкшим оскорблять родителей показывает, какое зло они делают, не почитая родителей, и какой гнев Божий ожидает их за это; а сим, конечно, может и этих вразумить и заставить переменить их дурные отношения к родителям их. На основании всего этого мы и предлагаем упомянутое поучение вам, дети, имеющие родителей. Выслушайте оное со вниманием, и дай Бог, чтобы оно всем вам на пользу послужило: хороших из вас побудило к большему почтению к родителям, а дурных исправило. «Кто, – говорит это слово, – почитает родителей и исполняет волю их, тот очистит свои грехи и Богом будет прославлен. А кто озлобляет родителей, тот пред Богом грешит и от людей проклят. Кто бьет отца или мать, да отлучится от Церкви и смертью да умрет. Писано, что отчая клятва непокорного сына сушит, а матерняя искоренит. Сын непокорный погибнет. Кто прогневляет отца или досаждает матери и думает, что не грешит, тот становится сообщником нечестивых, о которых сказал Исаия: Да возмется нечестивый, да не узрит славы Господни (26, 10). И око насмехающегося над отцом и укоряющего старость матери да будет исклевано воронами и да съеден он будет орлами. Почитающий же отца возвеселится о детях, и в день печали избавит его Господь и молитву его услышит. Чтущий Бога покоит и мать свою. Угождающий своему отцу долго будет жить в счастье. Поэтому, братие, делом и словом угождайте родителям, чтобы получить от них благословение. Благословение отчее утверждает дома чад, и молитва матери спасет от бедствий. Братие, заступайте старость отца, и если он оскудеет разумом, не бесчестите его в сердце своем. Милуй отца: ибо молитва отчая не забудется пред Богом. И не забывайте трудов матери и печалей, и болезней, которые она понесла ради вас. Не говори: «Много я помогал родителям и одеждою, и пищею»... ибо ты не можешь так заботиться о них, как они заботились о тебе. «Итак, со страхом и покорностью служите им, чтобы и здесь в счастье пожить, и в будущем веке насладиться». |
Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 32-й седмицы по Пятидесятнице Мк., 42 зач., 9, 42 – 10, 1 Сказал Господь: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Помочь другому – заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу – заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху – несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение. Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью. Что заповедует нам в этом случае Господь? «Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу». Ампутация больного члена с помощью хирургии – порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить все Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы – ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Надо, чтобы часть, угрожающая гангреной, была ампутирована, ради сохранения целого. Это необходимо сделать! |
| |