И, во-первых, если хочешь, пойдем к сыну первозданного, агнцу Христову, Авелю: он не сделал никакого зла, и однако потерпел то, что заслуживают величайшие грешники. Мы терпим искушения в наказание за грехи; а тот праведник страдал не за другое что, как за то, что был праведен и совершен, и однако много-много перенес он скорбей, и тяжких. А что иное сказать об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, всех затмившем несчастиями, многострадальном Иове, Моисее, Иисусе Навине, Илии, Самуиле, Давиде, о всех пророках, общим у которых были страдания, наконец, о новозаветных праведниках, начиная с ап. Павла?» Факт страданий праведников не подлежит сомнению. Настолько же несомненно, что грешники часто благоденствуют, что сыны века сего, интересы которых не выходят за пределы материального благосостояния, мудрее сынов света в своем роде, и материальное счастье и внешняя слава бывает на их стороне. «Все на свете, – пишет И.С. Тургенев, – хорошее и дурное, дается человеку не по его заслугам, а вследствие каких-то законов, на которые я даже указать не берусь»... Страдания праведников в противоположность благоденствию нечестивцев издревле смущают человеческий ум. «Вот, эти нечестивцы благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» ( Ncaл. LXXII, 13,14 ). III Помимо того, что ожидание от религии личного счастья и внешнего совершенства не оправдывается действительностью, объединение стремления к счастью и совершенству и стремления к божественному в их непосредственно данном характере должно быть признано неразумным потому, что оно приводит последовательно к атеизму. Религия естественного человека принимает одно из двух направлений: для него или религия есть только средство достижения земных, естественно-человеческих целей, или же божественное представляет собою противоположность всему естественно-человеческому. В первом, худшем случае, который мы встречаем в религии китайцев, религия материализуется и содержит в своей основе атеизм, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И, во – первых, если хочешь, пойдем к сыну первозданного, агнцу Христову, Авелю: он не сделал никакого зла, и однако потерпел то, что заслуживают величайшие грешники. Мы терпим искушения в наказание за грехи; а тот праведник страдал не задругое что, как за то, что был праведен и совершен, и, однако много – много перенес он скорбей, и тяжких. А что иное сказать об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, всех затмившем несчастиями, многострадальном Иове, Моисее, Иисусе Навине,Илии, Самуиле, Давиде, о всех пророках, общим у которых были страдания, наконец, о новозаветных праведниках, начиная с ап.Павла»? Факт страданий праведников неподлежит сомнению. Настолько же несомненно, что грешники часто благоденствуют, что сыны века сего, интересы которых не выходят за пределы материального благосостояния, мудрее сынов света в своем роде, и материальное счастье и внешняя слава бывает на их стороне. «Все на свете», пишет И.С.Тургенев, «хорошее и дурное, дается человеку не по его заслугам, а вследствие каких – то законов, на которые я даже указать не берусь» ...Страдания праведников в противоположность благоденствию нечестивцев издревле смущают человеческий ум. «Вот, эти нечестивцы благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности рукимои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» ( Ncaл. LXXII, 13,14 ). III. Помимо того, что ожидание от религии личного счастья и внешнего совершенства не оправдывается действительностью, объединение стремления к счастью и совершенству и стремления к божественному в их непосредственно данном характере должно быть признано неразумным потому, чтооно приводит последовательно к атеизму. Религия естественного человека принимает одноиз двухнаправлений: для него или религия есть только средство достижения земных, естественно – человеческих целей, или же божественное представляет собою противоположность всему естественно – человеческому. В первом, худшем случае, который мы встречаем в религии китайцев, религия материализуется и содержит в своей основе атеизм, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По согласному толкованию отцов и учителей Церкви здесь речь идет о первом пришествии Иисуса Христа, Который явился как Ангел нового завета ( Иер. 31, 31–34 ; Евр. 8, 8–13 ) и Судья-обличитель нечестивых современников; предтечей же Его был Иоанн Креститель, к лицу которого относят обетование о вестнике Сам Иисус Христос ( Мф. 11, 10 ; Лк. 7, 27–28 ) и святые евангелисты ( Мк. 1, 2 ; Мф. 3, 3 ). В четвертой главе книги пророка Малахии так же, но сильнее и особенными чертами изображается наступление великого судного дня Иеговы. Имея в виду вразумить нечестивых евреев и склонить их к раскаянию в своих грехах, пророк от лица Иеговы предвозвещает, что в грядущий день суда Иегова истребит на земле всякое зло и уничтожит всех грешников так же яростно, как огонь пожирает в печи сильнее, чем на воздухе ( Мал. 4, 1 ), а праведным в награду дарует мир, счастье и совершенное блаженство, между прочим состоящее в господстве их над нечестивыми врагами-притеснителями. Наступление этого дня Господня великого и страшного будет предварено явлением предтечи в лице Илии фесвитянина, который направит сердце отца к сыну и сердце человека к искреннему своему, чтобы Господь пришед не поразил землю вскоре ( Мал. 4, 5–6 ). Таков ход пророческой речи в конце книги Малахии. Очень многие толкователи (из западных и особенно русские) полагают, что и в заключительном отделе пророк Малахия изображает также первое пришествие Мессии в мир для суда и, следовательно, под Илией фесвитянином здесь разумеется тот же предтеча Мессии, что и в третьей главе первом стихе, то есть Иоанн Креститель. Но такое мнение, при внимательном рассмотрении Малахиина пророчества об Илии, не может быть признано справедливым, ибо в последнем отделении пророческой речи изображается второе пришествие Мессии для Страшного Суда. В существе своем пророческое изречение о блаженстве праведных и осуждении нечестивых не исчерпывается первым пришествием Мессии на землю. По пророчеству, боящимся имени Иеговы взойдет Солнце правды, которое принесет исцеление всем ранам и язвам, полученным от нечестивых врагов их ( Мал. 4, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

При написании книг Царств авторы имели в виду продолжить историю еврейского народа после времени судей до времени плена. Чрез всю эту историю проводится ими одна главная и религиозная цель показать, что внешнее благосостояние народа основывается на религиозно-нравственной его жизни, что упадок ее влечет за собою падение царства, как бы оно могущественно с внешней стороны ни было и что земные цари являются только орудиями премудрой воли Царя Небесного. Попутно с этою общею целью преследовалась ими и другая весьма важная цель, которая состояла в том, чтобы изображением истории преемственного существования царей в колене иудовом и доме Давидовом объяснить, согласно древним пророчествам, происхождение Обетованного Мессии от сего рода и таким образом подтвердить исполнение предсказанного. Пророчества об Иисусе Христе в книгах Царств В первой книге Царств одним из самых важных по значению и ясных по предсказанию пророчеств о Мессии является пророчество, содержащееся в благодарственной песни праведной Анны, матери Самуила. Когда Господь разрешил неплодство этой благочестивой женщины рождением Самуила, она произнесла вдохновенную песнь, в которой благодарила Бога, как защитника своего от врагов и спасителя, Который по правде и святости Своей и всеведению возвышает смиренного и низлагает гордого, дает по достоинству богатство и бедность, чадородие и безчадие, в руках Которого счастье и несчастие, жизнь и смерть, по воле Которого стоит самый мир, утвержденный на своих основаниях, избавляются праведники от бед, а нечестивые гибнут. В конце своей песни вдохновенная Анна пророчески предсказывает, что Бог пошлет Царя, Помазанника, Который будет славою Израиля, господству Его подчинятся концы земли и Он сотворит суд над народами (II гл., 1 –10 ст.). По толкованию св. отцов, под Царем Помазанником, имеющим открыть Свой суд над народами, разумеется Спаситель мира, Иисус Христос. Действительно только Он явился таким великим царем и основал Свое царство – Церковь , которая должна обнять всю землю. Он в последнее время будет судить всех людей живых и мертвых и всем воздаст по заслугам. Здесь св. Анна, пророчествуя об обещанном Спасителе, первая называет Его именем Мессии в смысле помазанника-царя, или Христа (по греч.); тогда как до нее Он известен был только под именем Семени, Примирителя, Пророка, подобного Моисею. На основании сего пророчества, св. отцы Церкви и предыдущие слова сей вдохновенной песни св. Анны в духовно-прообразовательном смысле относят вообще к Церкви Христовой, прежде неплодной, а ныне веселящейся о множестве своих чад, прежде гонимой язычниками и бедной дарами духовными, а ныне вознесенной в высоту славы чад Божиих и изобилующей всякими духовными благами (3-й ирмос церковных канонов, основою которых служит сия песнь). Мессианское обетование, данное Давиду (2 Царств. VII гл. 12–24 ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Самозванец начал собирать войско. Он написал грамоты московскому народу и казакам. Борис Годунов был взволнован событиями. Он отправил родного дядю Григория Отрепьева в Польшу для обличения племянника. В то же время Патриарх Иов написал соборную грамоту Киевскому князю Константину Острожскому и польскому правительству, убеждая их не потворствовать обманщику, но передать его русским. В первой грамоте он писал, что так называемый Дмитрий — беглый диакон Чудова монастыря, избегавший наказания за свои нечестивые дела; приводя факты истинной смерти царевича Димитрия, он просил Киевского князя изловить самозванца и, во избежание кровопролития между государствами, прислать его в Россию для наказания по правилам святых отцов и соборному уложению, чтобы «от таковых злодеев и еретиков великое и пресвятое имя Господа Иисуса Христа не было хулимо и образ иноческий поруган» . Обращаясь к польскому правительству, Патриарх Иов клятвенно свидетельствовал о самозванстве Отрепьева, просил не верить речам обманщика и не нарушать перемирия с Россией . С аналогичным посланием Борис Годунов обратился к Сигизмунду III и в Вену — к императору Австрийскому . Однако эти увещания Патриарха и Бориса Годунова не были услышаны, тогда как воззвания Лжедмитрия к казакам возымели свое действие. 16 октября 1604 года Лжедмитрий перешел русскую границу. Кроме донских казаков он вел с собой 3000 наемников . Самозванец разослал манифест , в котором извещал, будто он был сохранен от смерти Господом и что он идет на престол своих предков. Он убеждал всех отречься от Бориса и служить ему, «истинному царю», обещая счастье и благоденствие под своим владычеством . Хотя навстречу самозванцу были посланы войска во главе с царскими воеводами, многие города добровольно сдавались Лжедмитрию. Первым был Моравск, затем — Чернигов и Путивль , после — Рыльск, Борисов, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж, Кромы, Ливны, Курск, Севск, Елец . Единственным городом, который дал отпор самозванцу, оказался Новгород-Северский. Неожиданное самоотверженное сопротивление города обескуражило Отрепьева и вызвало бурный отток наемников из войска Лжедмитрия за границу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439791/

Соответственно тому, следуют ли люди пути Иеговы или уклоняются от него, все человечество разделяется на мудрых и глупых, т. е. расположенных к принятию закона Божия и следованию путем его, – людей благочестивых, и пытающихся на место общей для всех воли Божией поставить свою частичную волю и тем нарушающих гармонию мира, – людей нечестивых и грешных (см., напр., Притч 10.23 ). При этом неизбежным, по суду Божьему, следствием добродетели является благо и счастье, а нечестия и греха – всякого рода бедствия (см., напр., Притч 12:21, 21:18 ). Из этого основного принципа истекают все многочисленные наставления книги Притчей, обнимающие все разнообразие жизненных и житейских отношений человека. В целом совокупность изречений книги Притчей представляет собой как бы особенное нравственное законодательство, параллельное законодательству Моисея. Но если книги Моисея, по самому назначению своему в качестве законоположительных книг, обращают преимущественное внимание на развитие национальных форм гражданской и религиозной жизни евреев, как исключительно богоизбранного народа, то законодательство книги Притчей стоит на универсальной точке зрения (в целой книге ни разу не упомянуто имя Израиля) и ставит целью, рядом с специфическими чертами библейского еврейства, развивать еще и общечеловеческие стороны духовной жизни, общее гуманитарное направление к истине и добру. Понятие мудрости – в смысле книги Притчей – не ограничивается одними религиозностью, набожностью, благочестием, но обнимает жизнь еврея-теократа во всем разнообразии, по всем направлениям и во всех отношениях, так, например, в понятие мудрости необходимо входят: рассудительность, проницательность, осмотрительность, художественные дарования и мн. др. Сходясь в отношении преобладающего законодательного содержания с книгами закона Моисеева и отличаясь этим от писаний исторических и пророческих, книга Притчей имеет то сходство с последними, что моральный элемент в ней, как и у пророков, решительно преобладает над богослужебнообрядовым, культовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 11–12. Еда произничет (восходить ли) рогоз (тростник, ππορος) без воды, – тростник не растет без воды, он может жить и цвести не иначе, как постоянно всасывая в себя обильную влагу (почему и называется в пауке «пьющий» или «всасывающий», papyrus bibula; в древности его много было по берегам рек Нила, Иордана, Евфрата и др., в Египте из него приготовлялись лодки, посуда, обувь, бумага и пр.). Или растет ситник (осока) без напаяния, – осока (камыш и всякая болотная трава редкой ткани) также не растет без всасывания влаги и находится всегда при обильной воде. Еще сущи (стоя) на корени и не пожнется ли, – если нужно из тростинка или камыша сделать какое-либо употребление, то его берут прямо из воды, с корня, когда в нем есть еще влага; иначе оп, хотя и не долго оставленный на солнце, скоро обращается в пыль. Прежде (до, без) напаяния всякое былие не изсыхает ли, – во время засуха, без дождя и росы, всякое растение, имеющее стебель и листья, непременно засыхает. Ст. 13. Тако убо будут последняя всех забывающих Господа – их предсмертные обстоятельства, последнее состояние и самое окончание жизни. Растение без влаги превращается в прах; подобно тому и человек неминуемо подвергается смерти и тлению, если душа его теряет свойственную ей влагу – ясную мысль о Боге и таким образом разобщается с источником вечной жизни; на духовном постоянном общении Бога с человеком зиждется его вечно-блаженная жизнь. Надежда бо нечестивого погибнет. Как скоро человек оставляет мысль о своей полной зависимости от Господа и надеется устроить свое счастье на земле независимо от воли и помощи Божией, то и сам он погибает, как тростник, без влаги, и все имущество его обращается в прах. Ст. 14. Не населен бо будет дом его. Если не почитающим родителей справедливо изрекается проклятие (так Ной за нечестие своею сына Хама изрек проклятие его сыну Ханаану. ( Быт. 9:25 ), то тем менее достойны долгоденствия и великого потомства забывающие Отца небесного. Паучина (паутина) же сбудется селение его. Как паутина разрушается от легкого прикосновения ветра, как бы она ни была искусно соткана и уютно помещена, так и жилище забывающих Бога, надеющихся на свои силы и приобретенное имущество, будет непрочно, каких бы трудов ни стоило им устроить и усилий защитить оное (эти слова легко могли напомнить Иову, как сильный вихрь разрушил дом его старшего сына и погубил все семейство)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 37. Были побиваемы камнями – Навуфей за свой виноградник ( 3Цap. XXI, 13–14 ), пророк – за обличение нечестия ( 2Nap. XXIV, 20–21 ); были перепиливаемы – пророк Исайя; подвергаемы пытке – Иов; умирали от меча – триста пять священников по воле Саула ( 1Цap. XXII, 18 ), пророки Божий по желанию Иезавели – злейшей царицы ( 3Цap. XIX, 14 ). Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, лишения. Ст. 38. Те, которых грешный нечестивый мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Мир, т. е. общество человеческое, за грехи свои недостоин бывает, чтобы среди него жили люди святые, ниспосылающие на все общество благословение Божие; оттого-то, по воле Божией, угодники Господни и живут вдали, в стороне от грешного люда, ненавидящего и гонящего святыню. А какое счастье для общества, если живет в нем хоть один праведник! Если бы во всех четырех многолюдных, но развращенных городах – Содоме, Гоморре и двух других, нашлось хоть десять праведников, то ради сих десяти остались бы целыми, были бы пощажены все тысячи жителей четырех городов ( Быm. XVIII, 32 ). Такую уединенную жизнь вели большею частью пророки во времена царей иудейских и израильских. Ст. 39. Все эти праведники ветхозаветные, засвидетельствовавшие свою веру в будущее блаженство своей души лишениями, молитвою, ревностью о благочестии, узами, пытками, муками, смертью , все перенесли и на земле не получили обещанного. Ст. 40. Потому что Бог предусмотрел о нас, христианах, нечто лучшее, дабы жившие до Рождества Христова праведники не без нас достигли совершенства, т. е. вечного блаженства. Вечное блаженство, спасение душам ветхозаветных праведников дано нашим Спасителем в одно время с новозаветными Его последователями, т. е. когда Христос, Своею смертью смерть поправший, извел из ада души праведников. И Церковь христианская украшается своими новозаветными святыми. Мы знаем общины богоугодных отшельников; мы видим в ней мучеников, потерпевших разнообразные мучения: одним резали суставы тела; другим строгали тело железными крючьями; иных вешали вниз головою, распинали, побивали камнями; а иных сажали на костер или в кипящую смолу, масло и воду; иных морили голодом. Находим в св. Церкви и подвергавшихся пыткам, но не до смерти, исповедников за имя Христово, вестников покаяния, ненавистных грешникам; видим бессребреников, отрекшихся ради веры Христовой от всех богатств мира иноков; прославляем праведников милостивых; почитаем пожертвовавших собою за Христа старцев и юношей, мужей и жен, вдовиц и отроковиц. Умилительно зреть лики святых и читать жития их. Удивляешься их вере, поражаешься их ревности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что блаженства перечислены неполно. В самом деле, как было показано выше (1), блаженства связаны с дарами. Но некоторые из даров, а именно мудрость и мышление, относятся к созерцательной жизни, и при этом в перечне нет блаженства, которое было бы связано с актом созерцания, поскольку все оставшиеся [в перечне блаженства] так или иначе относятся к жизни деятельной. Следовательно, блаженства перечислены неполно. Возражение 2. Далее, к деятельной жизни относятся не только исполнительные дары, но также и некоторые из управляющих даров, например знание и совет. Тем не менее, похоже, что ни одно из блаженств не связано с актами знания или совета. Следовательно, блаженства перечислены неполно. Возражение 3. Далее, когда рассматривают исполнительные дары, связанные с деятельной жизнью, то страх связывают с нищетой, а благочестие обычно приписывают блаженству милости. Но в таком случае, похоже, нет ничего, что было бы непосредственно связано с правосудностью. Следовательно, блаженства перечислены неполно. Возражение 4. Далее, в Святом Писании упомянуто много других блаженств. Так, сказано: «Блажен человек, которого вразумляет Бог» ( Иов. 5, 17 ); и еще: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1, 1 ); и еще: «Блажен человек, который снискал мудрость» ( Прит. 3, 13 ). Следовательно, блаженства перечислены неполно. Возражение 5. С другой стороны, похоже на то, что количество приведенных блаженств избыточно. В самом деле, даров Святого Духа семь, тогда как блаженств – восемь. Возражение 6. Кроме того, в шестой главе [евангелия от] Луки указано только четыре блаженства. Следовательно, список из семи или [даже] восьми блаженств, приведенный в пятой главе [евангелия от] Матфея, представляется избыточным. Отвечаю: эти блаженства перечислены абсолютно правильно. Дабы это стало очевидным, надлежит вспомнить, что счастье может быть связано либо с чувственной жизнью, либо с жизнью деятельной, либо – с созерцательной. Но эти три вида счастья по-разному соотносятся с будущим блаженством, надежда на которое, как принято полагать, делает нас счастливыми. В самом деле, чувственное счастье, которое ложно и противно разуму, служит препятствием будущему блаженству, тогда как счастье деятельной жизни является расположением к будущему блаженству, а счастье созерцания, если оно совершенно, является самою сущностью будущего блаженства, а если оно несовершенно, является его зачатком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Допускает нечестивый дьявол приписать малую долю показного благочестия к своему лукавому умышлению нечестия, чтобы таким образом утвердить в мыслях благочестивых обман лживых астрологов. И что в этом удивительного! Ведь многократно случалось, что нечестивый не только ангела светлого или священника, святыню носящего, принимал вид, чтобы пустынника святого прельстить, но случалось, что он, наисквернейший, в великом обличий самого Спасителя действовал. А чтобы убедиться, что такое мудрствование есть лукавое изобретение эллинов, – слушай внимательно и вникни прилежно, что говорит о фортуне баснословной премудрый некий христианский философ. «Счастье у эллинов, – говорит он, – это есть и называется чуждое промыслу управление миром или передвижение от неизвестного к неизвестному и случайному; мы же, благоверные христиане, исповедуем, что Христос-Бог устраивает и управляет всем». И опять он же: «Не человеческими помыслами и рассуждениями, но Божьим промыслом и недоступными его судьбами устраиваются все человеческие дела, люди же неразумные привыкли называть это случаем и судьбой, не понимая, откуда и по какой причине с кем-либо бывают известные случаи». Мы же, благоверные христиане, веруем во Христа, управляющего всем. Обрати должное внимание на определение эллинами фортуны: они говорят, что счастье есть чуждое промыслу управление миром, то есть происходящее не по премудрому и праведному промыслу Божьему. Понятно ли тебе теперь, как латиняне и германцы весьма хулят единого преблагого, и праведнейшего, и премудрого Творца и правителя всего, подрисовывая к пречистому образу Спасителя богомерзкое изображение счастья, некоей помощницей и споспешницей Спасителя считая его, не научившись этому из Божественных писаний, – ибо нигде не найдешь включенным в Боговдохновенные писания такого душепагубного мудрования, – и не услышав восхваляемым его всеми внешними философами – ведь некоторые и из них слепым называют его и говорят о чуждом промыслу управлении миром, то есть происходящем не по Божьему промыслу и учению? Другие же, осуждая Эпикура-философа за то, что он неправильно мудрствовал и учил, за это его не хвалят и безбожником называют, говоря так: «Эпикурово злостное учение и в том заключается, что вся эта тварь счастьем каким-то, а не волей и судом Божьим управляется».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010