Глава 12 1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями. Притч.12:1 .  Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Притч.12:2 .  Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12:3 .  Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17 ; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25 . Притч.12:4 .  Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Притч.12:5 .  Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство. Притч.12:6 .  Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Притч.12:7 .  Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит. Притч.12:8 .  Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Притч.12:9 .  Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Притч.12:10 .  Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Притч.12:11 .  Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.– Притч.12 :11a.  –[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О почитании родителей 9 (22) августа (Како подобает детям чтити родители свои) В Прологе, на девятый день августа, есть поучение о том, «како подобает детям чтити родители». Это поучение, по нашему мнению, весьма полезно выслушать всем детям, имеющим родителей: и хорошим, и дурным. Детям благочестивым, любящим своих родителей и почитающим их, оно показывает, какие милости Божии ожидают их за почтение к родителям, и чрез это, следовательно, может возбудить в них и большую любовь и почтение к отцу и матери; а детям непокорным и привыкшим оскорблять родителей показывает, какое зло они делают, не почитая родителей, и какой гнев Божий ожидает их за это; а сим, конечно, может и этих вразумить и заставить переменить их дурные отношения к родителям их. На основании всего этого мы и предлагаем упомянутое поучение вам, дети, имеющие родителей. Выслушайте оное со вниманием, и дай Бог, чтобы оно всем вам на пользу послужило: хороших из вас побудило к большему почтению к родителям, а дурных исправило. «Кто, – говорит это слово, – почитает родителей и исполняет волю их, тот очистит свои грехи и Богом будет прославлен. А кто озлобляет родителей, тот пред Богом грешит и от людей проклят. Кто бьет отца или мать, да отлучится от Церкви и смертью да умрет. Писано, что отчая клятва непокорного сына сушит, а матерняя искоренит. Сын непокорный погибнет. Кто прогневляет отца или досаждает матери и думает, что не грешит, тот становится сообщником нечестивых, о которых сказал Исаия: Да возмется нечестивый, да не узрит славы Господни (26, 10). И око насмехающегося над отцом и укоряющего старость матери да будет исклевано воронами и да съеден он будет орлами. Почитающий же отца возвеселится о детях, и в день печали избавит его Господь и молитву его услышит. Чтущий Бога покоит и мать свою. Угождающий своему отцу долго будет жить в счастье. Поэтому, братие, делом и словом угождайте родителям, чтобы получить от них благословение. Благословение отчее утверждает дома чад, и молитва матери спасет от бедствий. Братие, заступайте старость отца, и если он оскудеет разумом, не бесчестите его в сердце своем. Милуй отца: ибо молитва отчая не забудется пред Богом. И не забывайте трудов матери и печалей, и болезней, которые она понесла ради вас. Не говори: «Много я помогал родителям и одеждою, и пищею»... ибо ты не можешь так заботиться о них, как они заботились о тебе. «Итак, со страхом и покорностью служите им, чтобы и здесь в счастье пожить, и в будущем веке насладиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Поучение на Новый Год Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей ( Псал. 50:12 ). Так молился некогда Богу царь Давид, когда он, по немощи человеческой, соделал грех. Соделанный грех тяготил его душу, и совесть его мучила. И вот он обращается к Богу с молитвою и покаянием, и просит Его, чтобы Он очистил его сердце и обновил дух. И Господь, милующий кающихся грешников, принял молитву и покаяние Давида, и согрешивший Давид переменился духом и возрадовался. Не должны ли, братие, и мы, согрешающие многократно, взывать к Богу во дни и в нощи гласом кающегося Давида: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И когда особенно должны мы позаботиться об исправлении своего духа и сердца, как не в тот день, в который встречаем Новый Год! Да, возлюбленные, с началом Нового Года и мы должны начать новую жизнь – добродетельную. Сколь много находим мы побуждений к исправлению своей жизни! Не будем говорить уже о том, что Сам Господь во св. законе Своем повелевает нам жить свято и за беззаконие угрожает нам строгим наказанием. Знаем также, что и совесть наша иногда громко и внятно обличает нечестивую нашу жизнь. Но мы посмотрим со вниманием на прошедшее время нашей жизни, настоящее и будущее, – и здесь, и там мы найдем для себя поучительные уроки. Что же говорит нам прошедшее время нашей жизни? То, что все дни и часы, и целые годы нашей жизни прошли для нас невозвратно и проведены нами во грехах. Вопросим себя самих: какими делами занимались мы, чего достигали? Пьяницы пьянствовали, разоряли свои хозяйства, воры воровали, распутники беззаконствовали, обманщики обманывали, ленивцы ленились трудиться, приводили в нищету и себя, и жен, и детей своих. Одни из нас проводили время в хлопотах и суетах мирских, скорбели и горевали при неудачах и несчастьях; другие роптали на свою бедность, недостатки и нужды; иные друг друга ненавидели, и даже старались друг другу делать вред, и подобное сему. Но сколько времени употребили мы на дела добрые и святые, например, на молитву, пост и милосердие, на покаяние, на хождение в храм Божий? Если мы каялись, постились и молились, то каково было наше покаяние, пост и молитвы? Исправились ли мы, обновились ли душою? Сознаемся, что, занимаясь суетами, мы безнадежно губили дни и часы нашей жизни и почти никогда не думали о своем обновлении. Что ж из того, что мы поздравляем ныне друг друга с Новым Годом, желаем друг другу новых радостей и счастья, когда душа наша не омыта слезами покаяния, не украшена святыми дарами? Что за радость и счастье пребывать во грехах и уготовлять себе погибель временную и вечную. Нераскаянному грешнику никакой Новый Год не принесет истинной радости. В Господнем писании сказано: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое ( Римл. 2:9 ). А все это не должно ли побуждать каждого из нас к безотлагательному обновлению обнищавшего нашего духа и сердца добродетельною жизнью?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Псалом 91 Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться. Псалом указывает на гибель многочисленных врагов ( Пс.91:8–10 ), на спасение от них праведника и его возвышение ( Пс.91:11–13 ), и на чудесный характер этой защиты ( Пс.91:14 ). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое ( Пс. 90:1, 7–10, 16 ), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и Пс.90 , т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия. Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне. Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости (2–4)! Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5–6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7–13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя. Пс.91:2 .  Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, Пс.91:3 .  возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, «Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях – есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром... и... в ночи» – постоянно, целый день быть полным такого настроения. Пс.91:5 .  Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Пс.91:6 .  Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 32-й седмицы по Пятидесятнице Мк., 42 зач., 9, 42 – 10, 1 Сказал Господь: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Помочь другому – заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу – заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху – несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение. Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью. Что заповедует нам в этом случае Господь? «Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу». Ампутация больного члена с помощью хирургии – порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить все Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы – ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Надо, чтобы часть, угрожающая гангреной, была ампутирована, ради сохранения целого. Это необходимо сделать!

http://pravoslavie.ru/3881.html

46. Православные не должны в нужде обращаться к раскольникам (К прихожанам, живущим среди раскольников). Есть много селений в нашей земле Русской, в которых вместе с православными живут и раскольники. И должно заметить, что, в большинстве, последние живут богаче первых, чем и хвалятся. „Вот, смотрите, говорят, что наша вера правая и из того уж видно, что не бьемся подобно вам с копейки на копейку, а в полном довольстве живем.» Заблуждение жалкое! Ибо неужели спасение в богатстве заключается? Но дело не в том. Худо то, что когда православного крайняя нужда постигает, таковой часто к раскольнику за помощью идет, а сей пользуется этим, как случаем, чтобы совратить бедняка в свою веру и нередко совращает. Поэтому тем из вас, православные, которые живете среди раскольников, ходить к ним в нужде за помощью никогда бы мы не советовали; ибо в противном случае и не заметите, как они увлекут вас на путь своих заблуждений и вы погибнете. Преподобномученик Иларион, память которого совершается 20 сентября, в юности поступил в услужение к одному хиосскому купцу. Купец этот, раз отправляясь в Хиос, оставил Илариона (в мире Иоанна) с другим, служившим у него, христианином в лавке своей, без должного учета находившемуся в лавке товару. Возвратившись из Хиоса, купец стал подозревать их, и преимущественно Илариона в утайке 800 сребренников, вырученных ими за товар, и грозил нанести ему много зла, хотел даже снять с него рубашку, если он не выплатит денег. Иларион обратился было за помощью к дяде своему, но тот отказал ему. Не перенося такого насилия и несправедливой клеветы, и возмалодушествоватъ от печали, Иларион пошел к одному турецкому начальнику, объявил ему о своем горе и просил у него помощи. Начальник сказал: „великое доставлю тебе счастье, если только потурчишься, так как я много могу у царя и у матери его.» Иларион, омраченный как стеснительным своим положением, так и действием дьявола, согласился на нечестивое предложение, и начальник тотчас же доложил о том матери Султана, а эта известила царя. Несчастного немедленно потурчили, одели в драгоценное платье и определили к нему учителя для обучения его турецкой грамоте. Только благодать Божия впоследствии спасла Илариона от конечной гибели, и счастье его было, что он скоро в страшном грехе своем сознался и, чтобы загладить оный, принял мученическую смерть (Пат. ч. 2, стр. 204–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Благоденствие Чтоб не быть тебе в недоумении относительно благоденствия злых людей, знай, что как города содержат палачей не потому, чтоб похваляли их злейшее произволение, но для того, чтоб посредством их наказывать достойных того; так и Бог попускает злым преобладать в житейском для того, чтоб чрез них наказывать нечестивых. После же их самих предаст Он суду, потому что не Богу служа, а своей собственной злобе раболепно удовлетворяя, причиняли они людям зло (прп. Антоний Великий , 85, 85). Истинно умная душа, смотря на счастье злых и благоденствие недостойных, не возмущается, помышляя о их наслаждениях в сей жизни, как это бывает с людьми безрассудными, ибо такая душа ясно знает и непостоянство счастья, и безвестность пребывания здесь, и маловременность жизни сей, и нелицеприятность суда и верует, что Бог не небрежет о том, что необходимо для ее пропитания (прп. Антоний Великий , 85, 89). Все быстро кружится и переходит, и само себе противоборствует, так что более можно доверять ветру и писанному на воде, нежели благоденствию человеческому, потому что зависть полагает преграду счастью, а милосердие несчастию. И это, по моему рассуждению, премудро и удивительно, потому что скорбь не остается без утешения, а счастье без вразумления (свт. Григорий Богослов , 13, 92). Источник. Не очень хвали благополучие здешней жизни, как наученный помышлять о том, что важнее видимого. Смотри, не ведет ли меня трудный путь на высоту, а тебя – удобство пути к стремнине? (свт. Григорий Богослов , 16, 43). Источник. Не останавливайся в своем пути, видя, что злые ведут покойную жизнь, и не терзайся сердцем, видя, что добрые изнемогают. Это одна игра жизни; а ты смотри единственно на конец (свт. Григорий Богослов , 16, 92). Источник. Когда встречаешь человека, который худ и благоденствует, знай, что он блюдется для конца. А когда видишь доброго в несчастии, разумей, что скорбь служит очищением. Если и немного привлек он на себя нечистоты, то потребны труды стереть ее так, чтобы не осталось ничего годного к сожжению. Или несчастья бывают также, по Божию попущению, искушением и бранью от неприязненного. В этом да уверит тебя победоносный Иов (свт. Григорий Богослов , 16, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нечестие ...Если кто усовершается и в нечестии, то делается жилищем диавольским, и диавол в нем упокоивается (прп. Ефрем Сирин , 32, 252). Источник. Нечестивые в делах своих подобны слепому оку, в котором нет света (прп. Ефрем Сирин , 33, 282). Источник. Пока нечестие не будет представлено в гнусном его виде, дотоле предающийся нечестию не перестанет предаваться ему (прп. Ефрем Сирин , 34, 303). Источник. Бойся Господа всею силою твоею, и не соревнуй делам нечестивых; потому что огнь их не угаснет, и червь их не умрет (см.: Мк. 9, 44 ) (прп. Ефрем Сирин , 90, 346). Источник. Для меня равно худы – и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. Нечестие называя самою тяжкою болезнию и тьмою, не погрешаешь против истины (прп. Нил Синайский , 72, 342). Горе нечестивому; ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается (прп. Нил Синайский , 90, 302). ...Язва, занесенная нечестивцами, угрожает истребить во многих даже самое понятие о Промысле Божием... Откуда, скажи мне, так много речей о судьбе? Отчего многие приписывают все происходящее неразумному течению звезд? Почему некоторые предпочитают счастье и случай? Отчего думают, что все делается без причины и без цели? От тех ли, которые живут скромно и воздержно, или от тех , о которых... , будто они поддерживают общественную жизнь... Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию; и тот не погрешил бы, кто назвал бы общими врагами этих людей, которые живут во вред спасению других, потопляя своими гнусными учениями и нечистою жизнию... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 98–99). Источник. Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым и злым, и благочестивым и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию (свт. Иоанн Златоуст , 44, 441).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Евпсихия Память 9 апреля Святой мученик Евпсихий был сын знатных родителей, родился и получил воспитание в Кесарии каппадокийской 2488 и годы юности своей проводил непорочно в целомудрии христианском, «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.Сол.4:9). В царствование богопротивного Юлиана Отступника 2489 , он вступил в законный брак и, когда еще не кончилось брачное торжество, показал великую ревность и любовь по Христе Иисусе. В городе Кесарии было капище нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем царь Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака Евпсихиева совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания. Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану, а святой Евпсихий, имея в виду предстоящие ему за это страдания, раздал свое имущество нищим и приготовлялся к мученическому подвигу, пребывая в посте и молитвах. Царь же Юлиан, услышав о разорении храма богов своих, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех церквей кесарийских, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя «Кесария» 2490 , которое он получил в царствование Клавдия 2491 , и велено было называться прежним его именем «Маза»; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань со строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалою и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного храма богов эллинских, – и эта угроза была бы приведена в исполнение, если бы богоненавистного царя не постигла скорая погибель 2492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такого мужества, – говорит святитель Златоуст, – не дает нам ни богатство, ни крепость телесная, ни слава, ни могущество и ничто другое, а только одна добродетель. Желаешь ли и ты, чтобы тебя ничто не могло опечалить? Нужно только тебе оградить себя исполнением заповедей Христовых. Захочет ли враг отнять у тебя и имение? Но еще прежде его угрозы Христос заповедал тебе не давать никакой цены земным стяжаниям. Будет ли злословить тебя? Но Христос ограждает тебя Своей заповедью от огорчения и досады, повелевает тебе молиться за врагов твоих и обещает великую награду за одно терпение. Будет ли всячески досаждать тебе враг? Но тем самым он тебе же сплетает блистательный венец. Убьет тебя? Но через это он только приготовит тебе мученическую награду, поможет тебе откупиться от общего суда. Поистине, всего удивительнее то, что злые люди не только не вредят тем, которым стараются вредить, но еще через это больше их прославляют. Не напрасно святые отцы уподобляют скорби огню: один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Сказал Спаситель, что тесен и прискорбен путь добродетели, но вместе и утешил, показал великую безопасность и спокойствие на этом пути, и неминуемую опасность на пути широком. Как добродетель полезна даже для временной жизни, так и порок не только губителен в будущей жизни, но и вреден, опасен для жизни настоящей.  А ВСЯКИЙ, КТО СЛУШАЕТ СИИ СЛОВА МОИ И НЕ ИСПОЛНЯЕТ ИХ , – говорит Господь, –  УПОДОБИТСЯ  (сам себя уподобляет)  ЧЕЛОВЕКУ БЕЗРАССУДНОМУ ,  КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДОМ СВОЙ НА ПЕСКЕ : он думает найти свое счастье, свое спокойствие и довольство в пороке, но что может быть безрассуднее этого? «Еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» ( Притч. 28:1 ). Он трепещет теней, подозревает друзей и врагов, и знаемых и незнаемых, терпит муку прежде вечных мучений». Иудеи связали апостолов и привели на свое судище; апостолы дерзновенно заявляют им, что они не могут оставить свою проповедь. Что же Иудеи? Они в недоумении, они не знают, на что решиться: «что нам делать с этими людьми?» ( Деян. 4:16 ), – говорят они. Вот как безсилен порок! «Тот, кто ударяет в адамант, сам поражается, – говорит Златоуст, – кто идет против рожна, сам получает жестокие раны. Так и злоумышляющий против добродетельных сам себя подвергает опасностям. Предтечу Иоанна никто не мог опечалить, напротив, он опечалил Ирода. Не имея ничего, Иоанн восстал против властелина, а властелин, облеченный в порфиру, трепещет и страшится его, и даже не может взирать без ужаса на отсеченную главу его». Так безсилен порок даже тогда, когда он, по-видимому, безопасен. Но что бывает с порочным, когда настанет час испытаний?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010