Наталья 3 февраля 2016, 10:13 Теории Ницше, Маркса, Ленина и еже с ними по духовной сути своей являются антихристианскими. А значит априори не могут нести идеи добра и любви, потому что по сути своей они проповедуют идеи врага рода человеческого. Поэтому отец Андрей и пишет, что нужно быть осторожнее с теориями, нужно оценивать их духовную составляющую, от кого идут эти мысли, которые потом складываются в теории и влияют на мысли и поступки людей. Душа человека никогда не бывает пустой, там или Бог, или Его противник. Лариса Воронина 3 февраля 2016, 09:18 НН, да если факты противоречат моей теории, то тем хуже для фактов (Гегель Г.)... общаясь с молодёжью, я однажды заметила, что из современной системы образования что-то изъяли, и не могла долго понять - что? Потом был случай, я племяннику в одном разговоре выложила факты на стол, а он собрать их воедино не может, не способен делать выводы. Тогда-то и стало ясно: изъят а) анализ, б) причинно-следственная связь, в) умение работы с литературой. То есть целостность восприятия и возможность самообучения разрушены!.. я ведь дважды пыталась завязать писать здесь :). Почти месяц последний раз держалась! Не получается. Говорят, счастье в неведении, но и непонимание того, что же происходит мучительно. Информация - это оружие, и надо учиться им владеть. Время такое, политруков нет, значит, будем сами себя образовывать. Благодарю за внимание. Галина Б. 3 февраля 2016, 04:51 Да не надо никаких сверхидей, никакого внедрения (в смысле религии в умы и госустройство). Не надо ломать копья и луки и ломиться в открытую дверь. Ведь все уже прописано. Не надо каждому " за всю Одессу " . Отвечай за свою душу: " Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся " . И другой вариант: " И сбережет Бог нечестивого до страшного суда " . Дорогие православные, не увлекайтесь спорами. Иногда такое впечатление, что в соцсети попадаешь, витает " бес комментария " , смущает не окрепшие в вере умы. Слава Богу за все. НН 2 февраля 2016, 19:42 Лариса Воронина, в наших школах и ВУЗах были две основные беды - " троечники " и " зубрилки " .

http://pravoslavie.ru/90096.html

Обитатель остается и по разрушении тела 366 . Таким образом даже и таким сухим и грубым реалистам, каковы китайцы, во всяком случае не была совершенно чужда вера в бессмертие души. Переходим к соседям китайцев – индийцам. В древний период религиозных верований индийцев, в гимнах Вед, проникнутых свежими чувствами, мы встречаем мысль о бессмертии и, по видимому, личном, хотя Веды и редко обращаются к вопросу о будущей жизни. Кто дает милостыню, – говорит один стих Вед, – тот идет на высоты неба, восходит в богам. В другом гимне составитель высказывает надежду увидеть после смерти своего отца и мать 367 . Вот что, между прочим, говорилось в молитве при совершении жертвы в честь бога Сомы (посредника между богами и людьми): «Сома! возведи меня туда, где светит вечный свет, в мир беспредельной славы, туда – в мир бессмертия, туда, где таинственное жилище царя Вивасваты (первого человека, или идеального, вечного человека); сделай меня бессмертным, Сома, и возведи в небеса, где желания находят себе успокоение, где живут светоносные существа, где пьют из чаши светлого живительного питья, где одно счастье и радость 368 . С другой стороны существовала вера, что нечестивых в будущей жизни ожидает наказание. Вообще вера в бессмертие была так всеобща, что закон Ману запрещает приносить жертвы тем, кто не верит в будущую жизнь. Но таково было собственно народное верование, принадлежащее ранней эпохе. Вместе с появлением браминства место его заступает иной взгляд на бессмертие – в смысле пантеистическом. «Уже в объяснениях на Веды мы встречаем характеристический в этом отношении рассказ о беседе бога смерти Ямы с одним из браминов по вопросу о бессмертии. Молодой брамин, посланный своим духовным отцом к богу Яме и не заставший его дома, в награду за терпение в ожидании бога, получил от последнего предложение просить у него три дара, какие хочет. Брамин обратился к Яме с вопросом, ответ на который, по-видимому, всего скорее можно было получить от бога смерти: «что делается с человеком после смерти? скажи мне!» сказал он Яме «Одни говорят, что он исчезает, другие, – что остается.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

От общения с такой неповрежденной природой человек пребывал в радости, счастье и умиротворении. Другими словами – он черпал от неё данную ей Богом благодать, что говорит о способности материи быть её проводником. Когда же человек согрешил, то этим он духовно осквернил землю и навел на неё проклятие: «проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ). Земля, хотя и не совсем, но в значительной мере лишилась благодати Божией, потому она стала произрастать сорную траву: «терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:18 ); появились болезни, смерть, землетрясения, наводнения, смертельно опасные звери и растения, и тому подобные беды. И каждый человек своими грехами продолжает осквернять и наводить проклятие на землю. Потому на ней все эти негативные явления все больше умножаются, и из Св. Писания мы знаем, что самые ужасные и ещё не виданные катаклизмы во всей природе будут происходить во времена антихриста (см., напр., Откр. 6 и 16 гл.), то есть тогда, когда человечество будет грешить самым страшным образом. Сам Бог предупреждал израильтян, говоря, что если они будут хранить Его заповеди, то они получат Его благословение: в частности – земля будет обильно плодоносить. И наоборот, если они будут грешить, то с ними будут случаться различные несчастья, в том числе и неблагоприятное отношение природы (см. Втор.11:13–17 ). Кроме того, известно, что на земле есть проклятые места. Например, многие люди, побывавшие в местах, где ранее были фашистские или советские концлагеря, свидетельствуют, что они там чувствовали себя ужасно, и что им хотелось скорее оттуда уйти. Почему это так? Потому, что на этих местах было совершено большое количество преступлений – насилия и убийств; на этих местах находилось множество крайне злых и нечестивых людей. Из-за такого количества греха на небольшом пространстве эти места прокляты, иначе – сильно осквернены. Изначально всей земле Богом данная благодать из таких мест вытеснена более, чем из других мест, на которых ничего подобного не происходило. Влияние бесов на душу человека в таких местах резко усилено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ответ на возражение 2. Совесть каждого человека будет нести на себе определенные отметки деяний, совершенных им при жизни, и, как уже было объяснено, это будут отметки не только вины. Ответ на возражение 3. Хотя в настоящее время любовь христианская есть причина печали о грехе, однако святые на небе будут так полны радости, что они не будут иметь места для печали и скорби, и поэтому они уже не будут скорбеть о своих грехах, но скорее они будут ликовать о Божественном милосердии, которое простило им их грехи. И ангелы радуются в настоящее время Божественной справедливости, посредством которой те, которых они охраняют, впали опрометчиво в грех, будучи оставлены благодатью, и спасение которых они, тем не менее, ревностно охраняют. Ответ на возражение 4. Нечестивые грешники будут знать все хорошее, что они сделали в жизни, но это не уменьшит их наказания, а, вернее сказать, это увеличит его, потому что величайшая скорбь заключается в чувстве потери великих благ, по каковой причине Боэций говорит, что «величайшее несчастье – иметь счастье только в прошлом» («Об утеш.», ПЛ 63, 677). Раздел 2. Будет ли каждый человек способен читать то, что находится на совести другого? То, что для каждого человека будет невозможно читать то, что находится на совести другого, представляется из следующего: Возражение 1. Знание тех, которые воскреснут, не будет более ясным, чем знание ангелов, равенство с которыми обещано нам после воскресения ( Мф. 22:30 ). Ангелы не могут читать мысли друг друга в вопросах, зависящих от свободного выбора, и поэтому они нуждаются в каком-то разговоре, чтобы передавать друг другу такие вещи. Поэтому после воскресения мы будем не способны читать то, что находится на совести другого человека. Возражение 2. Все то, что узнается, узнается или в нем самом, или в его причине, или в его следствии. Мы знаем, что доброе и злое, находящееся на совести человека, не может быть узнано другим человеком в нем самом, т.е. в этом добром или злом, потому что один Бог входит в сердце и читает его тайны. Невозможно для этого доброго или злого быть узнанным в его причине, так как все не увидят Бога, Который один может действовать на волю, от которой исходит все доброе и злое, достоинства и недостатки. Невозможно будет узнать это доброе и злое и от его следствия или результата, так как будет много грехов, которые благодаря полному изглаживанию их через покаяние, не оставят после себя никакого следствия. Поэтому для каждого будет невозможно узнать все, что находится на совести другого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поразительны бывают превратности судьбы человеческой. Ныне окруженный всеми благами земного счастья, завтра человек лишается всего, теряет свое почетное положение, власть, богатство и делается ничтожным, нищим. Тот, кто не знал границ своей гордости и был непоколебимо убежден в сознании своего величия, вынужден смиряться и преклоняться пред теми, которые еще недавно от него во всем зависели, ему льстили и пресмыкались перед ним. Как зеленеющий злак, будучи подкошен, скоро увядает, и как срубленное дерево быстро теряет свое величие и красоту, так быстро исчезает призрачный блеск земного счастья в человеке под ударами несчастий, низводящих те непрочные опоры, на которых человек думает утвердить свое земное счастье и славу. Видех, говорит псалмопевец, нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанская: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его ( Пс. 36, 35–36 ). Так быстро падает земное величие. Как же обычно относятся люди к подобным жертвам превратности судьбы, к этим несчастным, падшим с высоты своего величия и униженным? Обычно их преследуют насмешками, укоризнами, относятся к ним со злорадством, особенно если эти несчастные во дни своего величия нажили себе недоброжелателей своей неправдой, гордостью и жестокосердием. Сердце человеческое, под влиянием самолюбия и своекорыстия, пред лицом падшего и бессильного врага, скорее всего, склонно бывает проявить чувство злорадства и мстительности, чем великодушия и любви христианской. В торжестве над униженным врагом находит себе удовлетворение и возмездие за прежние обиды и притеснения. Но одобрительно ли это? Всякий должен сознаться, что, даже и по обычным понятиям нашим, злорадство и мстительность по отношению к падшему и бессильному врагу – свойства неблагородные, бесчестные. Тем более это противно закону Евангельскому, заповедующему нам всегда любить врагов своих и творить им добро, не воздавать злом за зло, но с кротостью и терпением принимать обиды и даже не противиться злу, не мстить, но вражью злобу отражать любовью и благодеяниями, побеждать благим злое (см.: Мф. 5, 44 ; Рим. 12, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предложенное здесь углубление области “безразличного” и ее дифференциация позволяют различать его в относительном смысле — как потенциально благое или не-благое, и в абсолютном смысле — как собственно внеэтическое, представленное физиологическими функциями и неодушевленными предметами. Хотя Платон со свойственным ему этическим ригоризмом пытается сузить область второго “безразличного”, это морализаторство не снижает значения его открытия, которое и с формальной точки зрения стало едва ли не первым опытом построения правильной тетралеммы в эллинской культуре 5 . В самом позднем из своих значительных произведений — в “Законах” — Платон вменяет законодателю правильно организованного государства “распределение ценностей”, установление и поддержание их иерархии, на которой может держаться общественное счастье и весь социальный космос. “Но самое ценное по праву — это блага, относящиеся прежде всего к душе, если в ней есть рассудительность, затем прекрасные качества тела и, в-третьих, так называемые блага, относящиеся к имуществу или достатку”. Законодатель или государство, нарушающие иерархию этих ценностей-благ, совершают дела негосударственные и нечестивые. Но предварительно задается и специально “аксиологический” вопрос: будет ли ценной рассудительность, не сопровождаемая другими добродетелями? Задавший этот вопрос не удивляется тому, что для него не находится однозначного ответа, так как вопрос сложный, но выясняется, что рассудительность — не просто нечто ценное, но “то, добавление чего обусловливает ценность”, а потому оно достойно не слова, но молчания. Предложенные ценности-блага характеризуются как то, что с этим “добавлением” приносит нам наибольшую, среднюю и меньшую пользу (696d–697c) 6 . В этом кратком пассаже можно наблюдать по крайней мере три заметных явления. Во-первых, понятие “ценности” возводится в “Законах” до ранга “блага” (ср. “Гиппарх”, где благо отличалось от ценности наличием полезности). Во-вторых, Платон различает ценности обычного порядка — душевные, телесные и внешние — и ценность второго порядка, “мета-цен­ность”, присутствие которой обусловливает ценность самого цен­ного (наподобие того, как примесь благородного металла придает качественно новую ценность всему металлическому изделию) — рассудительность. Та же добродетель обусловливала, согласно другим диалогам Платона (начиная с “Евтидема” 281d-e), и благость благого, и здесь она выполняет ту же задачу по отношению к благам-ценностям. В-третьих, “ценность второго порядка” удостаивается молчания как сокровенное смыслосодержание мира благ и ценностей.

http://pravmir.ru/klassicheskaya-filosof...

принадлежит 27 переложений псалмов (каждому он дал особое заглавие). Из их выбора видно, что поэта волновали вопросы практической личной и общественной морали. Во мн. переложениях говорится о правосудии и земных властителях, что явно соотносится со служебной деятельностью поэта: «Властителям и судиям» (Пс 81. 1780, 1795), «Праведный судия» (Пс 100. 1789), «Радость о правосудии» (Пс 74. 1794), «Введение Соломона в судилище» (Пс 71. 1799), «Воцарение правды» (Пс 96. 1813). Темы других - о блаженстве праведников: «Счастливое семейство» (Пс 127. 1780, 1785), «Истинное счастье» (Пс 1. 1789), «Братское согласие» (Пс 132. 1799); о покаянии: «Покаяние» (Пс 50. 1813); о величестве Божием, о кознях нечестивцев и т. д. В переложения псалмов Д. часто вносит намеки личного характера, а иногда непосредственно «применяет» их к определенным людям и событиям. Так, переложение Пс 90 (Победителю. 1789) адресовано Г. А. Потёмкину по случаю взятия Очакова, Пс 20 озаглавлено «На коронацию императора» (1801). Среди др. библейских переложений - «Соломон и Суламита» из Песни Песней (1808), «Целение Саула» из 1-й книги Царств (1811; подражание англ. поэту Дж. Брауну), «Вторая песнь Моисеева» из кн. Второзаконие (10-е гг. XIX в.). Большая часть духовных од Д. являются оригинальными, хотя и пронизаны библейскими реминисценциями. Во многих, особенно в ранних одах прослеживается полемика со скептической философией Просвещения (в частности, с философскими одами прусского кор. Фридриха II, к-рые Д. перевел в прозе в 1774 и включил в свой 1-й поэтический сб. «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае» (1777)). Так, в оде «Успокоенное неверие» (1779) мрачные рассуждения о ничтожестве человеческой жизни опровергнуты апелляцией к вере: «Придите, обымите Веру:/Она одна спокоит вас…» В оде «На смерть князя Мещерского» (1779, 1783) дан образ смерти, к-рою «звезды сокрушатся» и «солнцы потушатся», но завершается она сентенцией в духе христ. приятия жизни: «И с чистою твоей душою/Благословляй судеб удар».

http://pravenc.ru/text/171736.html

У ворот Медиолана императора встречала делегация, состоящая из знаменитых мужей города, магистратов, высоких чиновников императорской администрации западных провинций. Феодосии с удовлетворением отметил, что среди встречавших было несколько христианских священников. На востоке они обычно оказывали ему самый теплый и искренний прием, относясь с должным почтением к его славе и могуществу и отдавая дань уважения его набожности и благочестию, что всегда льстило ему. Глядя на их западных собратьев, Феодосии вспомнил, что на западе не всегда его политика по религиозным вопросам встречала должное понимание, и теперь император настороженно ожидал, какой ему окажут прием здешние служители церкви. После обычных приветствий и церемоний к Феодосию подошел один из священников, облачение и властный вид которого явно указывали на его высокое положение. Император не без удивления встретил его прямой, пронизывающий взгляд, излучавший какой-то особый свет, но вместе с тем пугающий своей глубиной и проницательностью. Феодосии чувствовал, что священник заглядывал в самую его душу. На мгновенье под этим взглядом он даже утратил свою обычную уверенность. –  Приветствую тебя, император Феодосии, – обратился к нему священник. – Твоя слава далеко обогнала твой кортеж, но теперь мы, наконец, имеем счастье своими глазами видеть победителя узурпатора, нечестиво нарушившего божеские и человеческие законы. –  Привет тебе, служитель Бога единого, Господа нашего. Слава Всевышнему, даровавшему мне эту победу. Мои молитвы и ваши оказались не напрасны... –  Да, мы усердно молились за тебя, император, – перебил его священник, и такая манера вести разговор покоробила Феодосия. На востоке даже константинопольские епископы держались с ним подобострастно и никогда не позволяли себе перебивать императора, даже если в чем-то не соглашались с ним. Этот же западный священник, казалось, не отдавал себе отчета в том, с каким великим правителем он ведет беседу в столь вольной манере. Между тем священник, не давая Феодосию возможности проявить соответствующую его величию важность, продолжал говорить столь же уверенно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Брат брата не спасет. Кто за него даст выкуп? Пред Богом нет цены за выкуп наших душ. То верно, что ничья жизнь вечно не продлится, Не может убежать от смерти и мудрец, От пагубы своей никто не устранится, Всяк сдаст имущество другим, злой сгинет и глупец. Не бойся, коль другой в избытках утопает, Коль славный дом его стремительно растет. Не заберет всего с собой он, умирая, И слава в гроб за ним по смерти не сойдет. При жизни всяк его возносит, прославляя: Он Богу сам хвалу за блага воздает. Но он к отцам пойдет в жилище, где нет света; Безумец и в чести сравнится со скотом. -(Из Пс.48 ) Святые! Бойтеся и чтите Иегову. Нет оскудения боящимся Его. Богатым бедность, глад грозит; кто ж предан Богу, Не скуден благами, и ждет их от Него. – (Из Пс.33 ) Богатство, слава честь в дому его вселятся. И правду он всегда потщится соблюдать. – (Из Пс.111 ) Блажен, кто нищего и бедного взыскует! Господь в день бедствия от зол его спасет. Бог сохранит его и жизнь ему дарует. Он счастье в мире сем сугубо обретет. Ты, Боже, не предашь его врагам на волю. Ты укрепишь его в болезненном быту. -(Из Пс.40 ) Во тьме свет праведным от Бога воссияет Он милостив и щедр, Он праведен и благ, Блажен, кто милует, с охотою ссужает! Он твердость на суде явив в своих словах, Не поколебался, в век памятен пребудет; Он Богу вверится, злых слухов не страшась. Душа его тверда: кого он убоится? Падение врагов своих он будет зреть. Он сыплет, раздает и с нищими делится. Он в правде устоит, и в славе процветет. – (Из Пс.111 ) В душе его закон Господень водворится, Не поколеблются во век стопы его. Я млад был, ныне стар. Чтобы праведник был брошен, Чтоб хлеба сын его просил, я не видал. Он милует, дарит, хоть не бывает прошен, Взаймы дает, хотя б возврата и не ждал. Берет взаймы и в срок не платит нечестивый, А праведник дарит и раздает. -(Из Пс.36 ) Блажен из смертных тот, кто Господа боится, Кто держится всегда святых Его путей, Трудами рук своих он вдоволь насладится. Он вкусит полное блаженство в жизни сей. -( Пс.127 ) Придите, юноши, послушайте совета: Я страху Божию потщусь вас научить. Кто хочет мирно жить, кто любит долгоденство Кто много на земле желает благ вкусить, Удерживай язык от зла: в том совершенство, Чтоб от коварства, лести уста свои хранить. Твори всегда добро, от зла же уклоняйся; Ищи мир приобресть и прилепись к нему. – ( Пс.33 ) Не тверд тот на земле, кто злой язык имеет. Неправедных людей в ад злоба увлечет. Бог нищим правый суд оказывать умеет: Он за убогих месть воздать не преминет. – ( Пс.139 ) Да сами ввергнутся в свои злодеи мрежи; А я, доколе жив, да буду невредим. – ( Пс.140 ) Сказал я: сохранять пути мои я стану, Чтоб языком моим ни в чем не согрешать; Обуздывать уста свои я не престану, Как на меня злодей решится нападать. – ( Пс.38 ) Я стал, как человек немой, лишенный слуха, Который ничего не может пререкать. – ( Пс.37 )

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Поэтому, когда желаешь стать добрее, не ищи доброту нигде, кроме Бога. Лишь Он имеет доброту в избытке. Значит, молись так: " Предобрый, Всемилостивый и Долготерпеливый Боже, одари меня, нечестивого, добротой Твоей, чтобы от Твоей доброты я возрадовался и воссиял и смог бы еще больше и лучше служить Тебе. Поведи меня и поддержи, Господи, чтобы я доброту Твою не направил во зло, как сатана, но лишь на радость и счастье, чтобы мог я светиться добротой и озарить ею себя самого и всякую из тварей Твоих, меня окружающих. " Да не будет других богов, кроме Меня " , заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них - диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и муравью не нужны две капли воды, ибо он в них утонет; и ребенку не нужны две матери, ибо останется " дитя без глазу " . И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее. Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему клади поклоны, только Его бойся. А когда станешь Ему молиться, молись так: " Господи, Боже мой, Тебе принадлежит бесчисленное множество творений, но у творений Твоих не может быть более одного Бога, Тебя, Единосущного. Отгони, Господи, от меня дурные мысли и сны о других богах. Боже, очисти мою душу, освети ее, расширь и поселись в ней Ты, Единственный, как Царь в Своем дворце. Это поднимет мой дух, укрепит меня, воспитает, исправит и обновит. Слава и хвала Тебе, Единый Истинный Боже, Который возвышается над всеми ложными божествами, как вершина горы над отражением в луже. Аминь " . Вторая заповедь Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010