7 . ВЕНИАМИН Сахновский в 1742 году, Декабря 9, переведён из Вятской Епархии. В 1743 году, Марта 28, скончался. 8 . ФЕОФИЛАКТ хиротонисан из Архимандритов Костромского Ипатского монастыря в 1743 году, Сентября 14. В 1757 году, Ноября 30, скончался. Он основал в Воронеже Семинарию в 1745 году. 9 . КИРИЛЛ Ляшевецкий хиротонисан в 1758 году, Августа 6, из Архимандритов Московского Новоспасского Монастыря. В 1761 году, Октября 19, переведён в Чернигов. 10 . ИОАННИКИЙ Павлуцкий хиротонисан в 1761 году, Декабря 6, из Архимандритов Савинского Звенигородского Сторожевского монастыря. В 1763 году, Января 2, скончался. 11 . TUXOH I Соколов в 1763 году, Февраля 3, переведён из Епископов Кексгольмских, Викариев Новгородских. В 1767 году, Декабря 17, уволен от Епархии с пенсией и в 1753 году, Августа 13, скончался в Задонском монастыре на обещании. 12 . TUXOH II Якубовский в 1767 году, Декабря 24, переведён из Севска. В 1775 году, Мая 19, переведён в Суздаль. 13 . TUXOH III Малинин в 1775 году, Июня 21, хиротонисан из Архимандритов Тверского Колязинского монастыря. В 1788 году, Мая 6, переведён в Тверь. 14 . ИННОКЕНТИЙ Полянский хиротонисан в 1788 году, Июля 29, из Ректоров Александро-Невской Семинарии и Архимандритов Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге Пустыни. В 1794 году, Апреля 15, скончался. Он именовался просто Воронежским. В) Епископы Воронежские и Черкасские 15 . МЕФОДИЙ Смирнов хиротонисан в 1795 году, Мая 21, из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря и членов Св. Синода. В 1779 году, Апреля 10, переведён в Коломенскую Епархию. 16 . АФАНАСИЙ Иванов переведён из Коломенской Епархии в 1799 году, Апреля 10, и того же года Октября 1 переведён в Новороссийскую Епархию. 17 . APCEHUЙ II Москвин из Епископов Старорусских назначен в 1799 году, Октября 1, в Воронеж, Октября 16 – в Пермь, а Ноября 26 переведён опять в Воронеж, где находится и доныне. Глава XI. Епархия Иркутская и Нерчинская Епархию сию учредил Государь Царь Великий Князь Пётр Алексеевич в 1707 году. Епископы

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

д., что уже известно нам из ревизии Варлаама. Увольнение членов пензенской консистории, бывших только исполнителями воли своего архиерея, выговор, сделанный синодом Амвросию в весьма жестких выражениях, наконец угроза, высказанная в конце синодского указа, – все это предвещало для него мало утешительного и как бы давало знать, что ему следует отказаться от управления епархией и просить покоя. Притом же, партия недовольных управлением Амвросия, ободренная исходом дела с Ошаниным, явно теперь восстала против архиерея и чаще начала обращаться со своими доносами на него в синод. Во главе этой партии стоял архимандрит саранского Петропавловского монастыря Феофил, а влиятельными членами её были священники города Саранска: Охотин, Малинин, Соколов и Колпиков. У Феофила начались личности с любимцем Амвросия, саранским протоиереем Дмитрием Смирновским. Смирновский довел до сведения архиерея о разных беспорядках по саранскому Петропавловскому монастырю и о беспутной жизни настоятеля этого монастыря, архимандрита Феофила. Феофил, со своей стороны, жаловался Амвросию на Смирновского, как на человека дерзкого, корыстолюбивого и клеветника. Амвросий донес на Феофила синоду, а Феофил, в свою очередь, донес синоду о беспорядках по епархиальному управлению. В тоже время некто Баредников, принадлежавший к партии Феофила, жаловался св. синоду на протоиерея Смирновского и, между прочим, обвинял его в том, что он собирал с духовенства деньги для угощения Амвросия, во время посещения им Саранска. Синод потребовал по жалобе Баредникова объяснения от Амвросия, который не замедлил его представить, но оно послужило обвинительным против него актом. Амвросий сознавался, что «духовные города Саранска два раза подносили ему хлеб-соль; в первый раз он принял, но на будущее время предварил, дабы этого не было. Архимандрит Антоний, сопровождающий всегда его по епархии и заведовающий в пути свитою, объяснял ему, что духовенство саранское выпрашивало у него всегда свиту преосвященного на свое содержание, считая за унижение уступить эту честь дворянству и купечеству, всегда готовому с особенным удовольствием принять и накормить всех бывших с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинграде митрофорный протоиерей Н.Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован («...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен»), и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям: просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке. В мае 1936 г. к о. Николаю явилась делегация церкви Сошествия Св. Духа с просьбой возглавить её причт, т.к. все священники храма были арестованы, а приглашенный для служения прот. А.Я.Лебедев, 80-ти летний старец, бывший преподаватель Саратовской Духовной семинарии, один не справлялся с ежедневным служением и массой треб. Прот. Николай согласился при условии разрешения Горсоветом и утверждения митр. Сергием, поскольку епископа в Саратове не было. Архиеп. Афанасий (Малинин) еще 2 мая 1935 года был арестован и выслан. Приехавший архиеп. Серафим (Силичев) пробыл в Саратове всего недели три и тоже был «изъят». 22 мая прот. Н.Чуков получил телеграмму от митр. Сергия: «Указ высылается, начинайте служить». В 1935 г. из Ленинграда в Саратов были высланы также еп. Амвросий (Либин), отцы М.Е.Лебедев, А.В.Преображенский, В.Я.Соколин. В 1937 году на ссыльных началась новые репрессии; прот. Н.Чуков, как он писал в дневнике, уцелел чудом. Из духовенства в Саратове оставались о. Николай, архиеп. Досифей (Протопопов), глубокий старец, и прот. М.Протасов, также преклонных лет. Были еще некоторые священники, которых о. Николай не знал и которые работали в советских учреждениях.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Его же. Греческие школы – общеобразовательные и духовные в Константинопольском патриархате турецкого периода//Богословский Вестник. 1899. 1–3; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901; Малышевский И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской церкви. Т. III. Киев, 1872; Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Париж, 1990; Его же. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение. Изд. 2-е, исправленное и дополненное для русского перевода. СПб., 1997; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. III. СПб., 1858–1860; Подскальски Г. Христианство  и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. 2-е, исправленное и дополненное для русского перевода. СПб., 1996; Россия и христианский Восток. Вып. IIIII. Μ., 2004; Синицына Η. В.  Максим Грек в России. М., 1977; Ее же. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XVXVI вв.). М„ 1998; Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913; Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX в. СПб., 1904; Татарский И.  Симеон Полоцкий . (Его жизнь и деятельность). Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М., 1886; Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси. Вып. III. Киев, 1875–1876; Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998; Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян. (Эпоха средневековья). М., 1992; ФонкичБ. Л. Греческо-русские культурные связи в XVXVII вв. М., 1977; Его же. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003; Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований: Историческое исследование. М., 1890; Чистович И. А. Очерк истории Западно-Русской церкви. Ч. III. СПб., 1882–1884;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство Членов Императорского Дома остались верны канонической Церкви. Великие князья Николай и Петр Николаевичи, великая княгиня Елена Владимировна расстались с их духовником прот. Г. Спасским. Окормлял их о. Иоанн Малинин. Из четырех обер-прокуроров, пребывавших заграницей, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, ближайший сотрудник К.П. Победоносцева , кн. А.Д. Оболенский и А.Н. Волжин остались в соборной Церкви. Видными «евлогианами» во Франции произведена была попытка воздействовать на сербского патриарха Димитрия. Главное участие в обращении к нему принимали все те же гр. В.Н. Коковцев и М.Н. Гирс. Обращение это подписали некоторые бывшие сановники. Они пытались доказать Патриарху Димитрию, что, вне пределов Сербии, Архиерейский Собор никаких прав не имеет. Примечательно, что именно, сам Коковцев в должности члена Епархиального Совета Западно-Европейской епархии Зарубежной Церкви утвержден был определением Архиерейского Собора от 24 мая/6 июня 1923 г. Об этом свидетельствовал 13 февраля 1925 г. в Берлине митрополит Евлогий, когда на заседании тамошнего приходского совета миряне доказывали, что члены Епархиального Совета должны быть избираемы. М.Н. Гирс, со своей стороны, оказывал давление на подчиненных ему дипломатических представителей в разных странах. В Лондоне Е.В. Саблин подчинился и выступал против законного архиепископа Серафима. Самое замечательное, что тот же Саблин осенью 1927 г. вручил мне в Лондоне копию своей записки, представленной М.Н. Гирсу, о желательности избрания заграницей «Временного Блюстителя Патриаршего Престола (для всей России)», который сыграл бы «такую же роль, какую некогда сыграл Патриарх Гермоген». Таким Блюстителем мыслился тогда Саблиным именно «один из трех кандидатов на Патриарший Престол, Митрополит Антоний». Сообщение о давлении, оказанном потом на Саблина, было помещено в статье «Страда церковная» («Двуглавый Орел» 21 июля/3 августа 1927 г.). Никакого опровержения не последовало. В.Н. Штрандман в Белграде и С.Д. Боткин в Берлине совести своей не изменили в угоду Гирсу. Боткин оставался в каноническом подчинении епископу Тихону, берлинскому и германскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Обзор литературной деятельности (отдел III) начинается открытой исследователем биографической заметкой о Филофее, сопровождающей одно его послание, – заметкой, важной и для библиографии сочинений старца и для характеристики его как литературного типа. Вот эта небольшая заметка в целом виде: «сего преподобного старца моляху псковстии неции христолюбцы, дабы к государю писашем молил о них, понеже той старец неисходен бе из монастыря и добродетельного его ради жития и премудрости словес знаем бе великому князю и вельможам. Он же в сем послании аще и отречеся молити государя о их скорбех, смиряя себе, яко не имею дерзновения. Но последи много показа дерзновение к государю и моления о людех, такоже и боляром и наместником псковским и обличи их о многой неправде и насиловании, не убояся смерти. Великий же князь и вельможи его, ведуще его дерзость и безпопечение о семь веце, не смеша ничтоже ему зла сотворити» 3 . Отсюда мы видим, что не все послания Филофея дошли до нас, по крайней мере, – известны теперь: его обличительных посланий боярам и наместникам псковским мы не знаем пока. Далее отсюда видно, к какому типу принадлежал наш писатель – старец: это выдающийся подвижник и в тоже время мыслящий и отзывчивый человек, которого ум и сердце одинаково открыты для молитвы и высоких религиозных помыслов, как и для созерцания судьбы родины, для понимания невзгод родного быть может города, для оценки и посильного решения вопросов, тревожных для его современников 4 . Чтобы выяснить этот тип древнерусского инока, – это превращение «безысходного» инока уединенной кельи в мощную общественную силу, автор выясняет исторические условия, породившие такое явление и останавливается на примерах великих русских подвижников: преподобных Феодосия Печерского , Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Савватия и Зосимы Соловецких, Пафнутия Боровского, Иосифа Волоколамского и Нила Сорского , потом приводит примеры из жизни Елеазарова монастыря, которые оправдывали бы и поощряли писательскую деятельность Филофея – это: преподобного Евфросина с его спором об аллилуйя и игумена Памфила с его посланием во Псков по поводу обычаев купальской ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

—44— там; вообще – в умственном труде, определяемом целями их воспитания в высшем духовно-учебном заведении. – Студенты всех курсов слушали от 14 до 30 лекций в неделю, именно: на I курсе: студенты первой группы – 26 лекций, второй – 30; на II курсе: студенты первой и второй группы – 27 лекций; на III курсе: студенты первой и второй группы – 30 лекций и на курсе: студенты первой и второй группы – 14 лекций. – Студентам I, II и III курсов назначено было по три сочинения и одной проповеди, при чем относительно сочинений соблюдался порядок, указанный в § 124 устава духовных академий, т.е. по наукам богословским было назначено не менее двух третей общего числа сочинений. – Студенты IV курса писали одну проповедь и сочинение на степень кандидата богословия на следующие, предложенные наставниками и утвержденные Его Высокопреосвященством темы: Алексинский Федор: «Симеон, новый Богослов, и его учение о созерцательной жизни»; Артамонов Петр: «Призвание пророка Иеремии. (Опыт толкования 1-й главы книги пр. Иеремии)»; Бондарь Семен: «Арабский перевод книги пророка Амоса»; Бугославский Петр: «Современное состояние проповеди во Франции»; Бутомо Павел: «Греки и южно-руссы в истории книжно-обрядовых исправлений при патриархе Никоне »; Величкин Николай: «Богослужение Великой Константинопольской Церкви на основании Типика, изданного проф. Дмитриевским»; Пругов Александр: «Богослужение Московского Успенского собора в ΧVII столетии»; Зеленцов Василий: «Библейское учение о Промысле»; Зерцалов Григорий: «Государственное положение раскола и гражданские права раскольников в царствование Императора Николая I»; Ивановский Михаил: «Православное учение о Церкви в связи с разбором римско-латинской книги: Церковное предание и русская богословская литература»; Купленский Александр: «Преподобный Макарий Египетский »; Левитский Александр: " Три книги о вере —45— к Автолику Св. Феофила Антиохийского , как памятник греческого языка и словесности»; Лилеев Михаил: «Критический разбор учебной литературы по истории и обличению русского раскола»; Любомудров Георгий: «Нравственное учение блаженного Августина »; Максимов Василий: «Свидетельства памятников права поместных православных церквей об участии в церковном управлении»; Малинин Алексей: «О бессмертии души (Историческое обозрение главных направлений в учении о бессмертии души и положительное решение вопроса)»; Минин Петр: «Психологические основы аскетизма»; Нарский Николай: «Признаки и причины упадка религиозности в русском образованном (светском) обществе второй половины ΧVIII в.»; Пампулов Иван: «Евфимий, последний Терновский патриарх»; Платонов Александр: «Паломничество в древней Руси»; Попович Савва: «Арсений III Черноевич, патриарх Сербский»; Попов Иосиф: «Иезуиты и янсенизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лихарев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Лихачев Сергей, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Сергей Иоаннов († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Куликово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 25 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Лукино, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Любимов Николай, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 16 об.). Любимов Петр, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, заштатный священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигородская что в Саввинской подмонастырной слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Мазуров Иван, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Илья Феодоров, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, г. Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Малинин Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Филипп Михайлов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Махаев Матвей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Феодоров, дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Косицы, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Из старых студенческих писем (1826–1834 гг.) В Московской епархиальной библиотеке имеется несколько десятков писем, полученных от разных лиц священником села Симбухова (Верейского уезда, Моск, губ.), о. П. Загряжским. Среди этих писем есть четыре письма студентов Московской Духовной Академии – Павла Модестова (обучался в академии в 1826–27 гг.), кандидата 9 курса Вас. Малинина (скончался священником в Москве, при церкви Неопалимой Купины) и магистра того же курса Павла Фивейского (скончался архиепископом Костромским). Письма эти пожертвованы в епархиальную библиотеку здравствующим ныне сельским благочинным о. Сироткиным. В большинстве своем эти письма представляют излияния чувства, какое, очевидно, связывало означенных студентов с настоятелем Симбуховской церкви. Но изредка в них попадаются и некоторые сообщения о тогдашней академической жизни. Вот, напр., выдержка из письма П. Модестова от 23-го августа 1826 года 24 : «Где же я теперь? – вы опять можете спросить. Очевидно, что в Лавре, что иначе выражается на семинарском языке, под зеленою крышкою. Учения еще у нас нет, потому что нет еще о. Ректора и бакалавров, также многих студентов, имеющих поступить в академию, – впрочем скоро начнется. Теперь ожидаем Императора и нашего Архипастыря Московского Митрополита Филарета, за которых мы ныне 23-го дня Августа приносили благодарственное Богу молебствие. Посему то и нет надлежащего у нас распоряжения, а живем все где пришлось, без всякого порядка. Только тот порядок, что всегда в одно время ходим в столовую, – а посему и не имею, о чем бы я мог вас известить как о новом». Студент Вас. Малинин приходился племянником о. Загряжскому и его письма проникнуты чувством родственного уважения к о. Петру. Вот его письмо от 5 ноября 1830 года. Приводим письмо полностью ввиду его краткости. «Любезнейшие – Дяденька и Тетинька Петр Георгиевич и Евдокея Никитишна здравствуйте. Давно бы мне должно было хоть что-нибудь написать к Вам, а особенно поблагодарить Вас за желание мне счастия и успехов на новом пути моем 25 : но не знаю, что отвлекало меня от исполнения сего, – то ли, что я почти каждую почту находил нужду писать к Родителю, или то, что времени или охоты не доставало, – но чтобы то ни было, я уже начинаю решительно исправлять свою погрешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви (1866–1901 гг.). Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания. СПб., 1901. Львов А. Н . «Быть может и в моём песке и соре найдётся какая-нибудь крупица…»/подг. текста С. Л. Фирсова//Нестор. 2000. 1. С. 99. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2. См. текст воспоминаний Н. А. Ильинского «Из далёкого прошлого»; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900–1901 учебн. года//ВЕВ 1900. 18. С. 307–308; Блокада, 1941–1944, Ленинград: Книга памяти. Т. 12. СПб., 2004; Воспоминания Б. В. Ильинского//Личный архив О. Б. Ушаковой, внучки брата Н. А. Ильинского, прот. Вячеслава Ильинского. См.: Известия и заметки//Церковный вестник. 1894. 17. С. 270; Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 243–245; Д. 2. Л. 444–452. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 245 об. Воспоминания В. К. Лебедева//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Л. 268. Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 245 об. — 246. Там же. Л. 246. Там же. См.: Андроник ( Трубачёв ), игум . Епископ Антоний (Флоренсов), старец московского Донского монастыря. С. 34–35, 81. Василий Стефанович Карпов (07.04.1850 — 16.12.1913) многолетний преподаватель богословия и еврейского языка, с 1894 г. священник, протоиерей, настоятель Спасовсеградского собора г. Вологды. Константин Павлович Заболотский (07.06.1858 — 10.06.1923). Окончил Вологодскую семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). Преподавал греческий язык в Вологодской семинарии (с 1883 г.), в 1910 г. назначен инспектором народных училищ Вологодской губернии (ВЕВ. 1900. С. 310; 1905. 21. С. 311; ВЕВ. 1906. С. 483; Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 393 — 393 об.) Палладий (Добронравов; 1865–1922) в дальнейшем епископ Саратовский. Священник Афинодор Николаевич Малинин (19.06.1953 — 25.06.1914) закончил Вологодскую семинарию (1876), МДА (1880), с 1881 г.

http://bogoslov.ru/article/6174623

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010