В центре кремля в обрамлении густой зелени возвышается известный памятник «Тысячелетие России», открытый в праздник Рождества Богородицы – 8 сентября 1862 года. Издали он напоминает Царь-колокол. На круглом постаменте установлена «держава» – величественный символ царской власти – в виде, шара с крестом. На ее сфере у подножия креста возвышается Ангел, назидающий коленопреклоненного монаха, а ниже по кругу тянется рельеф с изображением людей, составляющих славу России. Культура и история у подножия креста... В соборе неподалеку от Царских врат с недавнего времени снова установлена святыня Русского Православия – новгородская икона Божией Матери «Знамение». Икона помещена в стеклянный футляр, в котором поддерживаются влажность и тепловой режим, наиболее благоприятные для ее сохранности. В 1170 году она обратила в бегство от стен Новгорода неприятеля, которому не могла противостоять никакая земная сила. После Божественной литургии в Софийском соборе узнаю от старушки, что Семинария находилась в самом городе, в Антониевом монастыре. А слышала она это от покойного мужа, который был намного старше ее... Адрес подтвердил настоятель Великой Софии отец Анатолий Малинин. Поспешив на другой берег Волхова, проехав вдоль него несколько остановок, оказываюсь около того места, где находился старейший в России Антониев монастырь. «Место изрядное, угодное и веселое как ситуацией, так и близостью Новгороду двомя токмо верстами отстоящее, над рекою Волхвом лежащее, весьма к устроению Академии по обстоятельствам и угодиям приличное», – писал архиепископ Амвросий (Юшкевич. † 1745), стараниями которого Семинария была открыта 30 октября 1740 года. До революции Новгородская Духовная Семинария была одним из самых значительных средних церковных учебных заведений России В 1890 году к 150-летию ее основания вблизи монастырской рощи был выстроен в стиле того времени новый трехэтажный корпус, фасадом выходивший на Волхов. Ныне это Педагогический университет, в котором прошлое его стен прочно забыто. В роще поставлены бетонные коробки новых корпусов. Только кирпичная ограда вдоль берега и задумчивый широкий вид за ней – все те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

23 Антоний (Барвинский), архимандрит ( 17.10.1904) – насельник Киево–Братского монастыря, в 1877–1904 гг. – наместник монастыря, с 1901 г. в сане архимандрита. 25 Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, ректор КДА в 19021907 гг. 26 Дмитриевский А. А. Речь, сказанная перед началом отпевания в Бозе почившего архимандрита Антония//Труды Киевской духовной академии. 1905. 2. С. 229231. 27 Речь идет о получении степени доктора богословия Д. И. Богдашевским (будущим епископом Василием, ректором КДА) за диссертацию: «Послание св. апостола Павла к Ефессянам» (Киев, 1904). Степень была присуждена 12 октября 1904 г. и утверждена указом Святейшего Синода от 11 декабря того же года. Официальными рецензентами выступили и. д. доцента В. И. Экземплярский и профессор К. Д. Попов (отзывы: Извлечение из журналов Совета КДА за 1904/05 уч. г. Киев, 1905. С. 132–156, 156–169 соотв.) 28 Дмитриевский А. А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября?: (Утешение и ободрение скорбящим об утрате святыни)//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1–2. С. 188–219. 30 Красовский Пантелеимон Андреевич (1829–1907) – киевский предприниматель, известный своей молитвенной жизнью, паломничествами по святым местам, благотворительностью и церковным попечительством; жертвователь, почетный член и помощник старосты Киевского религиозно–просветительного общества. 33 Корольков И. , прот. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке. Киев, 1915; 900–летие кончины святого и равноапостольного князя Владимира (1015–1915 гг.)/сост. свящ. Константин Корольков. Киев, 1915. Корольков Константин Николаевич (1849–1927) – выпускник КДА (1877), на протяжннии 25 лет преподавал в духовных школах, принял священный сан (1900), служил в киевских церквах. 34 Малинин Василий Николаевич (1849–1927) – студент КДА (1870–1873), стажер СанктПетербургского университета (1873–1875) и европейских университетов (1875–1877), ординарный профессор КДА по кафедре русского и церковно–славянского языка и истории русской литературы, доктор русской словесности (1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После исповеди, следующей составляющей «сердечного переворота» архимандрита Вениамина стало чтение Священного Писания и святоотеческих книг, в том числе, творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Физическая немощь, препятствовавшая чтению, исчезла: «…Сердце восторженно кричало: ″Господи! Сегодня я был в раю″… Что ни прочтешь, все новое, еще не слышанное. Хочется кричать от восторга, и пламеннная, снедающая душу жажда богопознания могучим напряжением, не давая роздыха, влекла меня, грешного, все к новым неизведанным глубинам сердечного знания». (С. 105-106) Уроки проповедничества Эта внутренняя перемена не осталась незамеченной братией и прихожанами монастыря: в это время проявился проповеднический дар будущего Владыки. О том, какой должна быть проповедь в храме, он много размышлял с самого начала своего священнического служения, всегда готовился к проповеди: «Каких только проповеднических сборников я не пересмотрел! Отсутствие смирения, молитвы к Богу, напряженной собранности души мешало постижения истинного проповедничества. Неоднократно я говорил Преосвященному Гурию: ″Владыко! Поступить бы мне в театральную школу и усвоить приемы произношения слов. Может, Может быть, хотя бы внешне улучшится мое учительство″. Владыка обычно отвечал: ″Будет тебе говорить глупости″». (С. 125) Отец Вениамин принадлежал, конечно, к так называемому «ученому монашеству». Совершенно неожиданный пример проповедничества ему преподал иеромонах Покровского монастыря Александр (Малинин), впоследствии епископ Нолинский: «Говорил он под нос, чуть слышно, дикцией не занимался. Но людская тяга к нему как к проповеднику была огромная. Железным, плотным кольцом окружал его народ, когда он выходил говорить поучения. Женщины освобождали уши от платков, чтобы расслышать тихо произносимые фразы. Секрет его успеха заключался в необыкновенной детской простоте слова, в темах, взятых буквально из жизни, в искреннем христианском сочувствии горю и нуждам предстоящих». (С. 125) По словам Владыки, лет двенадцать он не имел возможности нащупать твердую почву в деле служения людям церковным словом, и в жизни «идеального проповедника» так и не встретил, горько заметив: «Никто так скверно не говорил и не говорит, как священники».

http://pravoslavie.ru/36905.html

Немного спустя после ареста епископа Гурия и в самих прихожанах стал намечаться раскол. Причиной тому были иноки с академическим образованием, принятые Преосвященным в монастырское братство. Путем проповеди, льстивых бесед с богомольцами некоторые из монахов–академиков постарались создать вокруг себя группы приверженцев, даже присваивавших себе имена своих учителей, наподобие партий в древней Коринфской Церкви. Благодаря скрытной интриге, без моего ведома за молебнами имело место проповедничество, всецело рассчитанное на организацию общины в общине. Теперь уж покойный Преосвященный Александр (Малинин), тогда еще иеромонах, развернул широкую проповедническую кампанию. Он обличал меня в лицо в воскресных проповедях за вечерними молебнами. По окончании поучений у московских богомольцев есть обычай благодарить проповедника восклицанием: " Спаси вас, Господи! " . Я вида не показывал, насколько тяжко мне выслушивать обличительные речи, и неизменно присоединял к общему народному гласу и свое благодарственное восклицание: " Спаси, Господи! " — чем, думаю, особенно уязвлял его. В проповедях отца Александра фигурировали образы авессаломов с длинными волосами, приверженца многоженства — Иоанна Грозного, упоминалось о преклонении пред Кришнамурти — предтечей антихриста. Последнее сравнение упоминалось в связи с тем, что я продолжал церковное общение с митрополитом Сергием, считавшимся в народе неправославным. Наряду с иеромонахом Александром, на почве анти–сергианских выступлений немало огорчений доставил мне покойный доктор Михаил Александрович Жижиленко, примыкавший к так называемой иосифлянской церковной партии . Суть взглядов иосифлян состояла в неуступчивости церковных позиций при соприкосновении с властями, в хранении бескомпромиссного исповедничества и готовности умереть за чистоту Православия и церковных традиций. Михаил Александрович, впоследствии епископ Серпуховской Максим , восстал на меня в нашем церковном совете и стремился отколоть всю покровскую общину от церковно–канонического единения с митрополитом Сергием. Встретив мое противодействие, он возненавидел меня и вышел из нашей общины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

В мае 1936 г., когда к о. Николаю явилась делегация от «двадцатки» Духо-Сошественской церкви с просьбою возглавить причт храма, он согласился при условии допущения горсоветом и утверждения митрополитом Сергием, поскольку епископа в Саратове не было. Архиепископ Афанасий (Малинин) еще 2 мая 1935 г. был арестован и выслан, а приехавший после его ареста архиепископ Серафим (Силичев) пробыл в Саратове всего три недели и тоже был «взят». Горсовет разрешил, и митрополит Сергий 22 мая 1936 г. прислал телеграмму: «Указ высылается, начинайте служить», а вскоре был получен и указ о назначении о. Николая штатным священником в должности настоятеля в Духо-Сошественской церкви Саратова: «Так снова я волею Божией был привлечен к служению в Церкви»,– писал он в дневнике . Служение о. Николая в храме Сошествия Св. Духа продолжалось 10 месяцев и надорвало его силы– ездить в храм ему приходилось на трех трамваях, утром и вечером; треб было много и в храме, и на дому. 17 октября 1936 г. в Саратов был назначен епископ Вениамин (Иванов), которого 10 февраля 1937 г. также арестовали. Ссыльные должны были регулярно отмечаться в НКВД, а встречались они в единственной в городе церкви Сошествия Св. Духа и в домашней обстановке. Характерны названия улиц в Саратове, где поселилось духовенство: епископ Амвросий, к примеру, жил по адресу: 2-я Выселочная, 5, а о. М. Е. Лебедев– в 3-м Сибирском тупике, 44. В 1937 г. церковная атмосфера в очередной раз стала сгущаться, и ссыльные подверглись новым репрессиям. Протоиерей Н. К. Чуков подал в «двадцатку» заявление о выходе за штат по состоянию здоровья, с марта 1937 г. уже не служил в храме, перейдя на официальное положение иждивенца детей, приславших ему из Ленинграда соответствующий нотариально заверенный документ. В 1937 г. на ссыльных начались новые репрессии; протоиерей Н. К. Чуков, как он писал в дневнике, уцелел чудом. В мае 1937 г. храм Сошествия Св. Духа был занят обновленцами и просуществовал до лета 1939 г., когда его окончательно закрыли . Из духовенства в Саратове оставались о. Николай, архиепископ Досифей , совсем глухой старец, и протоиерей Протасов, у которого о. Николай исповедовался, также преклонных лет, никуда не выходивший из дома. Были еще некоторые священники, которых о. Николай не знал и которые служили где-то в советских учреждениях .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

СПб., 1996. С. 213-264. Лит.: Житие преподобного отца нашего Герасима Болдинского, чудотворца, и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Свято-Троицкого Болдина мужского мон-ря 3-го класса. М., 1868, 1991р; Ключевский. Древнерусские жития. С. 304-305; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. М., 1992р; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 125-126; Малинин А. Святитель Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, скончавшийся 26 окт. 1588 г.//Вологодские ЕВ. Приб. 1888. 23; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 72; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 284-294; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270. А. П. Анишина Иконография На сохранившихся иконах XVII-XIX вв. А. изображен средовеком, со слегка волнистыми волосами до плеч и клинообразной, раздвоенной на конце бородой средней длины, в фелони, омофоре и митре, иногда с Евангелием в руке. Редким единоличным образом А. является икона кон. XVII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ; 104,5 ´ 49,4 см). Святитель представлен в рост, фронтально, в золотой митре с образом Спаса Эммануила, в светло-красной фелони с растительным орнаментом, в зеленом подризнике и белом омофоре с коричневыми крестами, сбоку палица. Десницей он благословляет, в левой руке на плате закрытое Евангелие; имеет крупные характерные черты лица: прямые брови, асимметричный нос с горбинкой, вьющиеся волосы до плеч, длинную редкую бороду; на иконе надпись: «Образ с[вя]таго Антония еп[и]ск[о]па Вологодъскаго и Великопермскаго». Образ А. присутствует в ряде икон «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами», где помещен, как правило, в верхнем ряду: напр., на 2 иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) - с Евангелием в руках; на иконе того же времени из Спасо-Болотской ц.

http://pravenc.ru/text/115856.html

После смены руководства Академии, в результате чего протоиерей Георгий Митрофанов и стал, по сути, «серым кардиналом» СПбДА, жертвами его «кадровой революции» стали не только светские ученые-профессора. Были лишены преподавательских часов многие старые профессора в сане, в частности, протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Владимир Сорокин, протоиерей Александр Кудряшов, протоиерей Иоанн Малинин и другие. Пикантность полуувольнению архимандрита Августина (Никитина) придает, несомненно, тот факт, что протоиерей Георгий Митрофанов забрал часы у заслуженного профессора для своего сына А.Ю. Митрофанова, который лишился места в Санкт-Петербургском государственном университете после того, как на несколько лет уехал за границу на заработки, а теперь вот вернулся и нуждается в трудоустройстве. Причем, как отмечают специалисты, замена архимандрита Августина на А.Ю. Митрофанова является неравноценной. Отец Августин - церковный ученый с мировым именем в области истории Поместных Церквей, автор большого числа книг и статей по тематике своего курса, а его сменщик является специалистом в области канонического права. К тому же известно, что в свое время докторская диссертация А.Ю. Митрофанова была защищена со скандалом из-за нареканий специалистов (см об этом здесь и здесь ). Есть у этой истории и очевидное нравственное измерение. В результате лишения часов преподавания архимандрит Августин остается фактически без средств к существованию. На это, насколько нам известно, обращали внимание протоиерея Георгия Митрофанова. В ответ он предложил 70-летнему старику идти служить на приход рядовым священником, разумеется. И последнее. Как предполагают эксперты, с которыми эту проблему обсуждала редакция, одним из мотивов репрессий в отношении архимандрита Августина (Никитина) (а иначе как репрессиями полуувольнение о. Августина назвать трудно) могла послужить его антивласовская позиция. Отец архимандрит неоднократно резко негативно высказывался о Власове и власовцах. А как мы знаем, для протоиерея Георгия Митрофанова, известного борца с «победобесием», критика Власова является почти преступлением.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/24/ka...

— Фамилии я их сейчас назвать не могу, не помню. — Как вы смотрите на новый проект конституции СССР? — С положительной стороны. — Следствие располагает данными, что в июне сего года, в праздник Анны Кашинской, вы и священник Колпецкий высказывались против новой конституции, вернее, проекта новой конституции СССР. Подтверждаете вы это? — Нет, этого не было. Священника Колпецкого я не знаю. — Вы обвиняетесь в том, что, будучи священником, группировали вокруг себя социально чуждый элемент, через который вели антисоветскую на развал колхозов. Лично сами ходили по квартирам колхозников, среди которых вели антисоветскую, противоколхозную агитацию, высказывались против проекта новой конституции СССР. Признаете себя виновным в этом? — Виновным себя в вышеуказанном обвинении не признаю. Пусть докажут это свидетели. На этом допрос был окончен, и сколько потом ни пытались следователи заставить мужественного священника оговорить себя, всё было безуспешно. 20 сентября Тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Священник Василий Малинин был расстрелян через два дня, 23 сентября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Исповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (память 31 июля по старому стилю) Е пископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Очищение ума и сердца Таинствами и молитвой — в этом были смысл и цель земной жизни супругов. И потому родители старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырвать из сердца тернии грехов и страстей, если те уже проросли. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Ни новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь их дома, покидать который детям воспрещалось. И было для ребенка отрадой посещение их дома нищей братией и странниками. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница–старушка, которая, глянув на мальчика, сказала:«Это будет великий человек». Были и иные предзнаменования его незаурядного будущего.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

См.: Половинкин С. М. Алексеев С. А. [псевд. Аскольдов].//Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 624–625. 249, 263. Ассанович Екатерина Львовна; (9 ноября 1888 (по формулярному списку отца), в личном деле указала ноябрь 1890). Окончила Гродненскую женскую гимназию, Петроградский Богословский институт (1923). В августе 1941 эвакуировалась из Ленинграда в Кунгур, затем в Ижевск. Старший библиотекарь научно-технической библиотеки при Доме Техники. С 15 сентября 1950 – корректор заочного сектора Ленинградской Духовной академии. С 1957 – на пенсии, переехала в Закарпатье. См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 514. 284, 286 Астанин Иннокентий Петрович (в монашестве Игнатий); (1909–1940). Историк, ученик профессора М. Д. Приселкова, поэт. В сер. 1920-х гг. член философского кружка Александро-Невского братства. Слушатель Высших Богословских курсов. В конце 1929 пострижен в монашество. Служил в Николаевской единоверческой церкви Ленинграда. Арестован 23 декабря 1930. 10 февраля 1931 приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет. После освобождения жил в Боровичах. В 1937 выслан в Мурманск, где и умер. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 49. 364, 367, 370, 388 Афанасий Муромский, прп . (XV в.). 8 Афанасий Сяндемский, прп . (XVI в.). 8 Афанасий (Малинин Александр Антонович); (1 марта 1884 – 27 мая 1939). Окончил Пермскую ДС (1904) и Казанскую ДА (1908), к. б. Оставлен в качестве профессорского стипендиата сроком на один год при кафедре русского и церковно-славянского языка с палеографией и истории русской литературы, а затем был командирован на два года в С.-Петербург для научных занятий в Университете, Археологическом институте и других научных учреждениях города. 21 октября 1909 года пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, 28 октября – во иеромонаха. Определением Совета Академии от 28 мая 1910 года избран преподавателем Академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетикой. В этой должности и утвержден с званием и. д. доцента. Указом от 27 июля 1913 был переведен с занимаемой им кафедры Пастырского богословия на кафедру церковно-славянского и русского языка с палеографией. В 1916 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря Казани, с оставлением на службе при академии. 21 ноября 1920 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 3 сентября 1923 – епископ Спасский, викарий Казанской епархии. С апреля 1926 – епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (вторично). 24 апреля 1929 возведен в сан архиепископа. С 1930 – архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 – Ташкентский, с 24 августа 1933 – Саратовский. 30 августа 1935 уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я имел у себя и его письмо, подписанное его святою рукою, но оно утеряно уже в г. Лубнах во время революции. Письмо Владимира Масловского, старейшины Среского (уездного) Суда из г. Лазаревца в Сербии, от 31 октября 1939 г. В нашей семье в России обращались телеграммой к о. Иоанну и, после его молитв, моментально наступило облегчение от скарлатины. О. Иоанн телеграммой же ответил – «будет здоров». Воспоминания Марии Павловны Шатиловой, вдовы генерала, проживающей в Сербии, в г. Белграде, Вождовац, Авальский Друм, Русский Дом. Это было в 1891 году. Я с моей маленькой дочерью гостили у моей матери в Сухуме, где местность лихорадочная и климат субтропический. Был июнь месяц, следовательно, начало жары и лихорадок. Моей дочери тогда было полтора года и она «делала зубы», как тогда выражались. Сухум город маленький и тогда медицинская помощь сводилась к военным врачам стоявшего тал батальона. При таких условиях моя дочь заболела сильнейшим воспалением кишок. Лучшим средством было вывоз ребенка; мы и так были на отъезде в Каджары – дачное место под Тифлисом. Мы выехали. В Тифлисе больную видел наш домашний врач и потребовал немедленного переезда в Каджары» Мы привезли в Каджары девочку в таком виде, что тогдашний светило Кавказа, д-р Малинин признал положение безнадежным, что и было ясно по состоянию ребенка. Тогда моя бабушка посоветовала послать срочную телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому , о котором я услышала тогда в первый раз. Телеграмма была послана, и первый луч надежды на улучшение, а затем и постепенное выздоровление совпал с минутой получения телеграммы о. Иоанном и его молитвы за болящую. С тех пор я почитаю о. Иоанна. II. Вот, что я слышала об о. Иоанне Кронштадтском от Константина Васильевича Рукавишникова, бывшего городским головой Москвы в 90-х годах. У К. В. Рукавишникова было подмосковное имение, которое посещал о. Иоанн. В одно из таких посещении о. Иоанн служил, что именно сейчас не припомню, литургию ли в храме или молебен в школе, но дело в том, что ученики школы прикладывались ко кресту. Среди детей был один мальчик чрезвычайно ленивый. Подходил ко кресту и он, и когда он еще не дошел до креста и до него было еще 3–4 мальчика, о. Иоанн вдруг поднял крест и через подходящих мальчиков протянул крест «ленивому» со словами: «а ты не ленись».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010