Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

1) «Sendschreiben Filofejs» oder «Filofejs-Zyklus»?: Argumente gegen die Ergebnisse Aleksander Goldbergs//Canadian-American Slavic Studies. 1979. 1/2. P. 126−138; 2) Beobachtungen zu den Sendschreiben Filofejs//Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1970. Bd. 18. 1. S. 1−46; 3) Autor und Entstehungzeit der Lehre «Moskau das Dritte Rom»//Da Roma alla Terza Roma: IX Seminano internazionale di studi storici. Campidoglio, 21−22 aprile 1989. Relazioni e comunicazioni 1. Roma, 1991. P. 61−83. 1734 Синицына Н.В. Третий Рим. С. 166. Н.В. Синицына пересмотрела водяные знаки рукописи и пришла к выводу, что она создавалась в 30-еначале 40-х гт. XVI в. 1736 Н.В. Синицына предполагает, что эти анонимные послания здесь, в Соф. 1444 , вторичны по отношению к тем версиям, которые связаны с именем Филофея, где присутствуют отсылки к конкретным обстоятельствам. См.: Синицына Н.В. Третий Рим. С. 166−167. Однако относительно одного из этих посланий, «Послания нкоего старца в бд сущим», здесь же она пишет, что в другой версии оно входит в комплекс произведений с именем Филофея, возникший в результате переработки рукописи Соф. 1444 или материалов, использованных при её создании. В этом же комплексе находилась краткая версия сочинения «Об обидах церкви». Само произведение «Об обидах церкви» Н.В. Синицына считает не принадлежащим Филофею (мнение, которое здесь разделяем), но полагает, что оно возникло уже после основных посланий Филофея в полемике с ними (см.: Там же. С. 172), что нам представляется неверным. 1737 Рукописные источники, по которым реконструируется исследователями «Филофеев цикл», в основном второй половины XVI – первой половины XVII вв.; ранние документы – 30-х гг. XVI в., единичны. См.: Синицына Н.В. Третий Рим. С. 151 и др. 1738 Цитирую текст по публикации В.Н. Малинина: Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Прил. Х.С. 57. 1739 Есть в уставе инока Псковского Евфросина, но с другими вариантами: Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2017 году сильно обветшавший образ был отправлен на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Реставратор монах Ермоген (Сыров) вместе с другими мастерами выполнил большой объём работ. Самой сложной оказалась реставрация лика святителя. Мастера укрепили сохранившиеся краски, очистили слой за слоем копоть, потемневшую олифу, поздние покрытия. На центральных колоннах трапезной находятся фрески евангелистов, а на потолке - евангельские сюжеты. Фрески относятся к середине XIX века и они появились при старосте, боровском купце Пахоме Алексеевиче Волокитине. Во время последней реставрации все древние росписи были бережно поновлены. Главный пятиярусный иконостас, украшенный растительным орнаментом с резными и позолоченными коринфскими колонками и поновлёнными иконами, установили в 1851-1853 годах. Все иконы в иконостасе также выдержаны в едином стиле. Только образы Спасителя и Богородицы (Тихвинской) в первом ряду более древние, видимо, они находились в другом иконостасе, так как на них видны следы прежних окладов. Справа в иконостасе находится храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор - кафедральный, в нём размещается кафедра епархиального архирея. И глава Калужской епархии носит титул " митрополит Калужский и Боровский " , поэтому на солее у царских врат взору предстаёт архипастырский жезл. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Комментарии и обсуждение Благовещенский собор расположен на высоком месте в 400 метрах от бывших проезжих ворот городища. Ранее на этом месте находилась церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, была деревянной, а на колокольне висело три колокола. В церкви находился резной образ Николы Чудотворца. Д.Малинин в своем путеводителе относит в соответствии с преданиями к XIV веку. В настоящее время в Благовещенском соборе есть резная икона святителя.  Во время косметического ремонта 2008г срублена большая древняя фреска " Голгофа " , которую вы видите на фото, и другие забеленные фрески по периметру.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Предвосхитив опыт своих коллег 30-х гг., Тучков понял, что именно обвинения в шпионаже позволят наконец лишить Патриарха свободы и тем самым нанести серьезный удар Церкви. В сентябре же Тучков только начинает это агентурное дело. 12 сентября он пишет служебную записку начальнику контрразведывательного отдела ОГПУ А. Х. Артузову, в которой указывает, что по его сведениям Патриарх “имеет письменную связь с русскими белогвардейцами за границей, в частности, в Сербии и Чехословакии, через находящегося в Финляндии и Латвии Русских архиереев Серафима 11 и Иоанна 12 , которым вся корреспонденция из Москвы передается финским и латышским дипкурьерами, а также через лиц приезжающих и уезжающих заграницу” 13 . Тучков просил изымать всю подобную корреспонденцию, однако в следственном деле нет свидетельств того, что какие-то письма Патриарха за границу имелись и изымались. К осени 1924 г., несмотря на то, что Патриарх был лишен Синода и канцелярии и поставлен в крайне тяжелые условия, ему удалось значительно укрепить Церковь. Обновленческое движение распадалось. 11 сентября публично принес покаяние за пребывание в обновленчестве митрополит Серафим (Меще­ря­ков). В Москве Патриарх имел очень большую поддержку в лице епископата, духовенства и верующих. В следственном деле имеется список и адреса всех епископов-“тихоновцев”, проживавших в Москве на 1 сентября 1924 г. В списке указаны следующие епископы: Тихон (Оболенский) митрополит Уральский и Николаевский; Серафим (Александров) митрополит Тверской и Кашинский; Николай (Могилевский) епископ Тульский; Иннокентий (Летяев) епископ Ставропольский и Кубанский; Петр (Полянский) митрополит Крутицкий; Гавриил (Красновский) епископ Клинский, викарий Московской епархии; Гервасий (Малинин) епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии (Данилов монастырь); Варлаам (Ряшенцев) епископ Псковский и Прохоровский (Данилов монастырь); Вассиан (Пятницкий) епископ Егорьевский, викарий Московской епархии; Сильвестр (Братановский) епископ Пермский; Трифон (Туркестанов) архиепископ, бывший епископ Дмитровский;

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

В большинстве храмов 1-й трети XIX в. были характерные для эпохи классицизма архитектурные т. н. низкие иконостасы с ордерным декором, ныне утраченные. Одним из самых знаменитых был иконостас калужского Троицкого собора (не сохр.), выполненный по проекту М. Ф. Казакова ( Малинин. 1912, 2004. С. 97, 260), с повышенной полуротондой в центре, фланкированной выдвинутыми вперед ризалитами с колоннами коринфского ордера (Фототека ИИМК РАН. 0599/41). Мн. иконостасы нач. XIX в. были уничтожены в 1812 г. и заново создавались в 10-20-х гг. XIX в.: напр., сохранились скромный ампирный иконостас ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Рябушки под Боровском, плоскостный по рисунку главный иконостас ц. Покрова в с. Карижа под Малоярославцем, а также белые с позолоченными деталями иконостасы 10-х гг. XIX в. (позднее обновлялись) собора в Боровске - главный 5-ярусный, с коринфским ордером, и низкие придельные, каждый в центре коринфского ордера купольной полуротондой, обращенной полукружием наружу. Е. А. Шорбан Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Основные сведения по иконостасам XVIII в. К. и Б. е. были собраны и проанализированы В. Г. Пуцко. Созданный ок. 1750 г. 4-ярусный иконостас в ц. Спаса Нерукотворного в с. Пятницком Бабынинского р-на можно охарактеризовать как позднее провинциальное «живоподобие», ориентированное на живопись барокко: «Писано разными красками и местами позлащено» (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8). Подобными были и центральные иконостасы в ряде церквей в К. и Б. е., построенных или обновленных в сер. XVIII в.: в ц. Всемилостивого Спаса в с. Орля (4 ряда), в Богородице-Рождественской ц. в дер. Слободка (4 ряда), в Никольской ц. в Ближней Борщёвке (ныне территория Калуги) (4 ряда), в Никольской ц. в с. Варнавине (ныне Муромцево) (4 ряда), в Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

— Вашим духовным наставником в годы обучения в семинарии и академии стал старец-святитель архиепископ Мелитон (Соловьев). Владыка, расскажите о нем. — В течение пяти лет во время обучения в духовных школах города на Неве мне довелось быть иподиаконом у архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева). В то время старцу было уже за восемьдесят. За плечами у него была долгая жизнь, исполненная скорбей и лишений. Но то людское горе, которое он видел вокруг себя, и те испытания, которые он перенес, лишь наполнили душу святителя еще большим состраданием. Это был один из людей, одаренных Богом редко встречающимся ныне даром общения. Владыка Мелитон не раз вспоминал историю о своей детской встрече с великим праведником земли Русской, святым Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн сказал мальчику: «Люби Церковь Божию, и ты никогда не причинишь ей зла». Эти слова, переданные владыкой Мелитоном, навсегда вошли в мою душу. И еще запомнилось его замечательное высказывание: «Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям». Этим принципом стараюсь сам руководствоваться в жизни и призываю окружающих использовать такой подход в общении. Спустя годы отчетливо понимаю, что в этих и иных словах Преосвященного Мелитона заключался его богатый духовный опыт, содержалось глубокое знание, почерпнутое из святоотеческого наследия и пережитое им всем сердцем. Являясь иподиаконом архиепископа Мелитона, мне доводилось бывать вместе с ним в поездках по разным храмам и городам обширной Ленинградской епархии. Запомнились поездки в Великий Новгород. Здесь тогда служили замечательные пастыри, опытные духовники и яркие проповедники — протоиерей Анатолий Малинин и протоиерей Иосиф Потапов — ученик епископа Афанасия (Сахарова). В величественном Софийском соборе в то время располагались музейные экспозиции, а главным храмом являлась небольшая церковь во имя апостола Филиппа. Всем нам хотелось приложиться к находившейся в Софийском соборе иконе Божией Матери «Знамение». Купив билеты в музей, мы подходили к стенду, где за стеклом пребывал древний чудотворный образ, и, дождавшись, когда рядом не будет экскурсоводов и смотрителей, с благоговением поклонялись великой святыне Русской земли, прося помощи и поддержки Царицы Небесной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5246401...

5) эти старцы-руководители обыкновенно выбирались из лиц высокой нравственной жизни, назывались иногда «духовными старцами». Они пользовались большим почетом и считались кандидатами не только на должности монастырские, но даже в митрополиты. Имело значение, конечно, и прежнее социальное положение инока в миру. Защищая монастырскую недвижимость, Иосиф Волоцкий писал: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благоразумному человеку постричися, и аще не будет честных старцев, отколе взять на митрополию, или архиепископа, или епископа. А коли не будет «честных старцев» и благородных, то будет вере поколебание». 6) в значении наставника, руководителя старцем является и игумен монастыря. Вот, например, древняя триодь Волоколамского монастыря с надписью: «Триодь постная, письмо самаго отца нашего преподобнаго старца Иосифа Чудотворца». Наконец, прибавим от себя, слово «старец», как раньше, так и теперь может быть отнесено ко всякому монаху. Всякий монах, как таковой есть ερν или καλογερας, т.е. «старец». Славяне это наименование употребляли буквально: «калугер», или переводили: «старец». Но все эти понятия, вкладываемыя в слово «старец», не соответствуют тому понятию старца-харизматика, которое является предметом нашего исследования. Также и сам старец Филофей не относится к последнему типу – это обыкновенный учительный старец, не одаренный особыми харизмами (Малинин. «Старец Филофей». Киев, 1901). С самаго своего возникновения, монашество ставило себе целью достижение безстрастия. Вся аскетическая литература говорит о психологических законах, по которым протекает жизнь души, указывает пути очищения от страстей, разрабатывает методы к достижению безстрастия, говорит о нем и связанным с ним безмолвием и Богосозерцанием. Создается целая наука о душе, и возникает целое Исихастическое Богословие. Новоначальный монах самостоятельно не в состоянии разобраться во всем этом огромном материале. На пути к безстрастию должен быть руководитель, учитель-старец, сам прошедший эту школу и достигший уже безстрастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Среди монастырских храмов наиболее ранней была 2-этажная ц. Вознесения калужского Лаврентиева мон-ря (не сохр.; нижний каменный этаж с теплым храмом освящен в 1650, верхний был деревянным - Там же. С. 91), а также Введенская ц. (сер. XVII в.) Спасо-Воротынского мон-ря (Там же. С. 61. Табл. 9; Вдовиченко. 2010. С. 47, 52), к-рая имеет небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик, увенчанный 2 декоративными шатрами на 8-гранных барабанах. С запада на обоих этажах помещаются большие одностолпные трапезные. Двухэтажный с повышенным четвериком собор (1679-1691) мещовского Георгиевского мон-ря окружен галереями на аркадах (разрушены; здание сильно повреждено). В 1-й пол. XVII в. мон-рю покровительствовала царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (супруга царя Михаила Феодоровича), в конце века - тесть Петра I Ф. А. Лопухин. Возводились монастырские соборы более архаичного типа - одноэтажные, с монументальными основными объемами, завершенными пятиглавием. Собор Покровского Доброго монастыря Лихвинского у. (ныне Суровский р-н Тульской обл.; сохр. прясла стен и алтарь), с трапезной и галереей с зап. стороны, в 1667 г. «строил… с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» по заказу окольничего кн. М. А. Ртищева; царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку связного железа 400 пудов ( Малинин. 1912, 2004. С. 204; Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 19; Легостаев. 2008. С. 76, 233). К типу больших соборов принадлежит 2-столпный 3-апсидный Успенский собор Гремячева мон-ря (с. Гремячево Перемышльского р-на), возведенный по велению царя Алексея Михайловича, к-рому понравилась местность на высоком берегу Оки (1673; по др. данным - 1695, см.: Николаев. 1970. С. 107). Мощный прямоугольный объем подчеркнут 5 редко расставленными небольшими глухими главами, композиции фасадов с крупными деталями асимметричны. О формах Преображенского собора Тихоновой пуст. (1677, перестроен в 40-х гг. XIX в., разобран к 1886) известно мало. Преображенский собор (кон. XVII в., начат в 80-х гг. XVII в.?), возведенный Лопухиным для небольшого, так и не открытого мон-ря в с. Подкопаеве (Мещовский р-н), имеет характерную композицию: 2-светный бесстолпный четверик с 5 главами на высоких шеях. На углах объема - пучки колонок; перспективные наборные порталы частично сохранили разноцветную окраску.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Под арестом о. Николай находился до конца лета 1923 г. Решением по делу был приговор Судебной Коллегии уголовного отдела Областного Суда Татарской Республики от 26 августа 1923 года, который гласил: «Священник Николай Троицкий приговаривается к трем годам лишения свободы со строгой изоляцией». Но постановлением ВЦИКа РСФСР октябрьской амнистией 1923 года о. Николай был освобожден. 179 После освобождения о. Николай вновь приступил к служению в Казанском Зилантовом женском монастыре. За то время, пока о. Николай находился под арестом (точнее сказать, через два дня после ареста – 12 апреля 1923 г.), Казанское Епархиальное собрание (православное) избрало его благочинным 3-го округа церквей г. Казани. 180 К этим обязанностям о. Николай и приступил сразу же после освобождения из-под ареста (с сентября 1923 г.). В следующем 1924 году о. Николай был назначен настоятелем Вознесенского собора г. Казани. В это время в Казани уже существовало два Епархиальных Управления (КЕУ), одно православное, во главе которого стояли Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, Афанасий (Малинин), епископ Чебоксарский, Андроник (Богоявленский), епископ Мамодышский, Варсонофий (Лузин), епископ Спасский, и обновленческое, которым под покровительством ГПУ управлял архиепископ Алексий. Священник Николай Троицкий встал на путь защиты Православия и борьбы с обновленчеством. Вознесенский собор вплоть до его закрытия в 1931 году становится оплотом Православия, пристанищем для ссыльного духовенства, которое, высылая из других городов, в качестве административного наказания по категории «минусников» поселяли в Казани, а также «центром притяжения духовных особ против обновленчества». 181 В 1929 году церковная община при Вознесенском соборе провела перерегистрацию как православная. Канонической главой церкви был указан митрополит Сергий. 182 Это был очень важный момент, так как во второй половине 20-х годов XX века РПЦ помимо обновленчества раздирали и другие различные расколы. Необходимо также отметить, что, служа в Вознесенском соборе, о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

471. Запись от 26 октября 1903 года//Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 881. 472. Запись от 17 октября 1903 года//Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 878. 473. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. С. 164–165. 474. См. О ста ересях, 88//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. M., 2002. С. 148–149. А также: Преподобный Феодор Студит. Послание 48. К Афанасию//Преподобный Феодор Студит. Послания. Кн. 1. С. 160. 475. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.1986. С. 227 476. Святитель Григорий Богослов. О себе самом и о епископах. 189–215,240-245//Церковь и время. M., 2003. (22). 477. Святитель Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию.//Творения. Т. 1. С. 609. 478. PL XXII, col. 431–432. Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. M., 2002. С. 64–65. 479. Святитель Иоанн Златоуст. О священстве 4,5–8//Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 453–460. 480. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. 481. Творения святителя Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. M., 1998. С. 353. 482. См.: Septuagint with Apokrypha: Greekand English. London, 1851. P. 739 483. См. Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106 484. Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы//Творения. М.,Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 4. С. 239 485. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова моанстыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. С. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума отковению//Там же. С. 33) 486. Цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть 3. Лекция 54//Сочинения в 9 томах. M., 1988. Т. 3. С. 278.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010