Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. (Н. Заболоцкий) Примечания © Игумен Савва (Мажуко), 2010 1. “Се человек” (лат.), ср. Ин 19:5. 2. Святитель Климент Александрийский. Строматы I, 17, 1. СПб., 2003. Т. 1. С. 86. 3.Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Ч. 1. Кн. 2. Гл. IV: Маловерная дама. 4.В каждом из нас живёт бессмертный Журден, всю жизнь не подозревавший, что говорит прозой. 5.Блаженный Августин. Христианская наука. СПб., 2006. С. 71. 6.Там же. С. 54. 7.Там же. С. 55. 8. Там же. 9. Там же. С. 65. 10. Блаженный Августин. О Троице, IX, 8. Ч. 2. М, 2005. С. 16. 11. Блаженный Августин. Христианская наука. С. 65. 12. Как соблазнительно было бы ввести в философский обиход новую дефисную конструкцию “вот-человек”, только всё это будет ещё одним мертворождённым чадом в числе гомункулов словесных посредников мыслей, которые сами порой бывают посредственны. 13. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. С. 10. 14. Цицерон. Тускуланские беседы I, XLVIII, 118//Избранные сочинения, М., 1975. С. 247–248. 15. Платон. Пир 205с//Собрание сочинений. Т. 2. М., 1993. С. 115. Читайте также: Любовь и пустота Смысл девства Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 марта, 2024 23 февраля, 2024 20 февраля, 2024 14 февраля, 2024 13 февраля, 2024 18 января, 2024 16 января, 2024 30 ноября, 2023 31 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ecce-homo/

193 Мюкон  –  один пз малых кикладских островов и и юго-востоку от Теноса, а на восток и недалеко от Делоса, к северу от Наксоса. По Гезихию имя острова собой означает кучу, груду сора. Может быть уже в имени острова скрыто воспоминание о вулканическом происхождении его. Мифическое время делает остров театром борьбы Геракла с гигантами, которых всех он убил; здесь была их и могила. В этом мифе скрыто очевидно новое воспоминание о позднейших землетрясениях и геологических переворотах на острове. Отсюда пословица «как Мюконянин все под себя подмял». Отсюда и наш писатель своей метафорой очевидно хотел сказать, что нельзя же в Писании одно понимать так же как и другое и все подводить единственно под букву; следует, и различающее начало применять к нему: далеко не безразличная оно де груда чего-нибудь (сравни контекст писателя). Ранняя плешивость Мюконян, чем они известны были по всей Элладе, тоже могла дать писателю повод к метафоре: нельзя же де все Писание подобно как Мюконян всех стричь под одну гребенку, не различая одного в нем от другого: не безразличными каракульками наполнено оно. 194 Связь этой главы с предшествующей такова: Воля закона не младенцами, питающимися млеком учения, может быть постигнута, а лишь возрастными, кои твердой пищей питаются. Оттого-то Эллины, детскими баснями пробавляющиеся, и не могут уразуметь оного. 195 Выше, в начале гл. 15-й , писатель уже ссылался на этот разговор египетского жреца с древне-эллинским законодателем. Его приводят и Иустин в «Увещании к Эллинам», Евсевий в Praep. ev. 10:4; Кирилл Александрийский против Юлиана в кн. 1-й; Феодорит во «Врачевании предрассудков Эллинских». У Платона разговор этот излагается в начале «Тимея». 200 Только иначе, а выражена этою тирадой мысль та же, которая содержится и в словах Апостола: Евреи чудес требуют, а Эллины мудрости ищут (1Kop. 1:22). Срав. Стром. 1:2 в конце. 201 К этому же стиху Пиндара наш писатель возвращается еще в Стром. 2:4 . К чему безплодно спорить с веком: Обычай деспот меж людей, говорит наш Пушкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Проф. И. В. Попов, Идея обожения в древне–восточной церкви. Вопросы философии и психологии, кн. 97, стр. 213, 2 Ср. Г. Ольденберг, Будда, его жизнь, учение и община, Пер. П. Николаева, М. 1890, стр. 38; Позднев, Дервиши в мусульманском мире, Оренбург, 1886 г., стр. 116–120; Уманец, Очерк развития религиозно–философской мысли в Исламе, СПб., 1890. стр. 88–89, 100; Суоми Вивекананда, см. В. Джемс, Многообразие религиозного опыта, М. 1910. стр. 503. 3 Ср. проф. И. В. Попов, Идея обожения в древне–восточной церкви. cit, стр. 165–167. 4 Ibidem, стр. 166–167:«Стать богом»для того времени не значило вырасти до величия абсолютного и вознестись до беспредельности Его совершенств. В понятии бога необходимо мыслились только бессмертие, блаженство и сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни». 5 Migne, Ser. Graec., t. III, S. Dionysii Areopagitae. De coelesti hierarchia, cap. III, § 2, cp. § 3. 6 Cp. Migne, Ser. graec., t. XXXIV. S. Macarii Aeguptii, De custoolia corolis, I, IX, XI (в особ. col. 828–829); p. пер. пр. Макария Егип., Беседы, послания и слова, М., 1852. сл. 1, О хранении сердца, гл. 1, 9, 11 (в особ, стр. 470); t. СХХ, or. 3, 334 С. 7 Migne, ser. graec, tt. VIII-IX; Strom. V, 11; p. п. Строматы, пер, Н. Корсунского, Ярославль, 1892, стр. 586. 8 Ibid., р. п. стр. 582. 9 «Отвращение от чувственного происходит вследствие обращения к умозрительному». Strom. IV, 23; р. п. стр. 490. 10 Strom. VII, 7; р. п., стр. 823:«мудрец истинный всю жизнь свою проводит в молитве, чрез оную стремясь жить в единении с Богом»; ср. 833:«обыкновенные жертвоприношения его суть молитвы». 11 Поскольку Дионисий признает творение, он не может быть причислен к пантеистам в строгом смысле слова, но в виду того, что его творение означает не столько свободный, творческий акт, сколько некоторый необходимый процесс мирообразования (Ср. De div. nom. IV, 1), нельзя не признать, что его космогония обнаруживает некоторый наклон в сторону того динамического пантеизма, который нашел себе столь яркое выражение в системе Плотина. 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

31 Ibid. 107–108. Название «Stromata» не изобретено было самим Климентом. Оно было довольно распространённым в его время и прилагалось к особому роду литературных произведений, именно к сборникам смешанного содержания, объединявшим в себе без плана и связи (ср. Str. IV; 2. 565, 1–6; VII, 18. 901, 44 и далее) отрывки из сочинений, рассуждения о различных предметах, повествования и пр. (Faye. 87–89). Этот род литературы был удобен в том отношении, что позволял, как указывает и Климент (Str. IV, 2 гл. VI, I, 736, 20–29, VII, 18. 901. 35–44), скрывать свои мысли от толпы. «Книге давалось заглавие, которое не могло быть компрометирующим, потому что ничего не говорило ни о трактуемом предмете, ни о взглядах, которых держится автор. Прибавим, что одно из правил этого рода литературы было не стеснять себя никаким планом. Дозволяли своему перу бежать по прихоти фантазии; смешивали темы, возвращались к одному и тому же, когда только хотели». (Faye 89). Трактат, который, по намерению Климента, должен был оправдать пользование философией и стоять между Педагогом и Учителем, лучше всего мог быть изложен в форме стромат. Ввиду тех предубеждений против философии, которые имелись в одной части верующих, задача – оправдать пользование философией – была весьма деликатного свойства, и Клименту пришла «счастливая мысль – избрать для своей книги ту литературную форму, которая оставляла ему свободу, особенно благоприятную его намерению. В своих Strom. ему ничто не препятствовало представить свои взгляды, когда и как угодно». (Faye. 133). Ср. Héberi-Duperron. 56–61. 40 Reinkens, 38, 55, 84–85; Zahn, 165–176. Время написания каждого из этих трёх творений можно определить только приблизительно. Мнения Reinkensa и Zahna в этом случае расходятся. 41 Преображенский В. «Восточные и западные школы во времена Карла Великого». СПБ. 1881. стр. 40–42; ср. 312–315. 45 Dindorf в своём издании творений Климента (Oxonii. 1869 г.) отмечает (t. II, 2, примечание), что начальные слова 1 кн. Str. не принадлежат самому Клименту, а представляют окончание выдержки из «Пастыря» Эрмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Это была эклектическая школа и ко временам Климента по происхождению ближайшая. Диоген Лаэрций (жил в 1-й половине III в. по Р.Хр.) в конце предисловия к своему знаменитому сочинению говорит о сей школе как о происшедшей недавно и называет основателем её Александрийца Потамона. Свида же сообщает, что Потамон жил во времена императора Августа и после него.  –  У Галена (131–200 гг. по Р.Хр.) также упоминается об эклектиках в медицине, которых Фест (Римский грамматист, жил в IV в. по Р.Хр.) называет «Miscelliones». Гален сам о себе свидетельствует, что научен был своим отцом не следовать ни одной из школ, a y всех их учиться, впрочем обсуждая их учения; он выражает и удовольствие, что отца послушался.  –  Квинтиллиан, III, 1, о себе передает, что он «не принадлежит ни к какой определенной школе и не разделяет их суеверий».  –  Но еще прежде времен Потамона, как открывается из Диона Хризостома (действовал в Риме в 94–117 г. по Р.Хр.), и он сам и еще некоторые ему подобные держались того же философского направления, хотя эклектиками и не назывались. Цицерон, De off. I, 2, о себе свидетельствует: «И теми и другими состоять желаем, и Сократиками и Платониками». В гл. 6 он же: «В настоящее время и в этого рода вопросах мы хотя и держимся более мнений Стоиков, но не рабски, лишь истолковывая их, a из сочинений их, руководясь собственным суждением, то заимствуя и настолько. насколько оказывается то нужным». 74 Сократ в Платоновом «Критоне» признается: «Я не только ныне, но и всегда был таков, что из всего моего верил единственно тому основанию, которое в моих умозаключениях казалось мне самым лучшим». 77 Заимствование с некоторыми изменениями из кн. Притчей, 22:20,21. В не измененном виде здесь это место читается так: Ты же себе это трижды напиши: на волю, на твой разум и на скрижали сердца твоего. Ибо я наставляю тебя в истинном учении и добраго разума слушаться, дабы мог ты передавать слова истины посылающим тебя. 79 Ближайшую связь эта мысль имеет конечно с концом предшествующей главы; и последовательность мыслей значит будет такова: Итак, слово наше разумом и мыслию о Боге должно быть проникнуто, но и благими делами сопровождаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

язычество еще имело немало приверженцев в Египте. К. неоднократно упоминает в трактате о совершении языческих жертвоприношений, о гаданиях и магической практике. Во вступительном обращении к императору он свидетельствует, что книги Юлиана были очень популярны среди образованных язычников, к-рые постоянно ссылались на них в спорах с христианами, утверждая, что никто из христ. учителей не смог на них ответить. Это и побудило К. составить свой труд ( Cyr. Alex. Contr. Jul.//PG. 76. Col. 508). Из содержания сочинения видно, что он рассчитан прежде всего на христ. аудиторию и среди прочего преследует цель указать на коренное различие между привлекательной для некоторых «двоедушных» языческой «мудростью» и христ. откровением ( Παπαδπουλος. 2004. Σ. 64). Целиком сохранились книги 1-10, где К. последовательно разбирает 1-ю кн. «Против галилеян», цитируя ее дословно или (реже) в пересказе, благодаря чему ее текст восстанавливается почти полностью. Юлиан здесь гл. обр. критикует книги ВЗ, а также христиан за мнимое противоречие их учения с ВЗ. Поскольку он постоянно цитирует Свящ. Писание, К., возражая ему, дает толкование целого ряда библейских мест, раскрывая при этом важнейшие вопросы христ. учения (теодицея, богопознание, триадология, творение мира, антропология и амартология, христология и сотериология). К. также приводит многочисленные цитаты из сочинений языческих писателей: Аристотеля, Платона, Александра Афродисийского, Порфирия, Плотина, Пифагора, Ксенофона, Плутарха, Гомера, Гесиода, Пиндара, Софокла, Еврипида, Геродота и др. Несомненно, что из цитируемых философских сочинений одни были ему знакомы непосредственно («Эннеады» Плотина, «История философии» Порфирия, трактаты Герметического корпуса), но другие скорее всего приведены по доксологическим сборникам или по сочинениям предшествующих церковных писателей. В числе источников трактата - «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, «Евангельское приуготовление» Евсевия Кесарийского, «Увещание к язычникам» и «Строматы» Климента Александрийского, приписываемое мч.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

81 Намек на посеяние Кадмом по совету Афины зубов убитого им чудовищного змея, из которых тотчас возникли вооруженные воины, начавшие затем между собой сражаться и взаимно себя все перебившие. Кадмовской посему называется такая война, которая быв предпринята по чьему либо совету приносит с собою гибель и победителю и побежденному. По другим же метафора эта взята с войны против Фив семерых царей, в которой сначала Фивяне (древнее имя Фив  –  Кадмейя) одержали верх, a чрез несколько лет были епигонами сих царей покорены, город их был ими взят и разрушен. С сих пор вошло в обычай победу, за которую победителей гибель постигала, называть Кадмовской победой. 82 Слова некоего Пифагорейца y Платона в «Политике»: «Отлично ты отвечал, Сократ. И если о словах не будешь хлопотать, то тем разумнее будешь в старости». Тоже положение цитует Феодорит De curand. Graec. affect. 84 Место из Писания заимствованное лишь по смыслу, a не буквально; потому какое именно догадаться трудно. 85 В «Педагоге», кн. II , гл. 8 (столб. 178 ) наш писатель говорит: «Это не в порядке вещей, чтобы по городу, где живут чистота образа мыслей и поведения, и испорченность нравов ходила, обнаруживающаяся в подкрашиваньи одежд и в употреблении помад и духов»,  –  Плутарх, Symp. III, передает изречение и одного иностранца: «Подозрительны для нас и различные благовонные мази и притиранья и пурпур и фальшивого цвета одежды». 86 Вильгельм Кантер. lib. 2, с.1, Var. lect., приводя подобное же место из Феодорита, lib. VIII, De curat. Graec.. пишет: «Думаю, что Пифагор уподоблял Сиренам речи украшенные и приятныя, a Музам такия, которые ничего не имея из наводной красоты и убранства, предносят вам чистый образ и истины». 87 Собственно говоря Пифагор допускал соединение удовольствий с мудростью, не одобряя лишь те из них, которые с мудростью не соединимы. Под именем Муз и разумел он именно удовольствия честные и добродетели не противоречащие, a под образом Сирен удовольствия извращенные и порочные. Порфирий De vita Pythagorae: «Двоякого рода он различал удовольствия: состоящие в служении чреву и Афродите и гибельные подобно песням Сирен; другие же, это благоприличные и правые, в жизни необходимые, как при испытывании их приятные, так и после того не пробуждающие раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Deus christianorum onocoëtes; греческое νοκοτης - имеющий общее с ослом, родственный ослу. 172 См.: Just. Apol. I. 26; Tryph. 10; Athen. Leg. 3. etc. 173 См.: Clem. Protr. 2; Tat. Adv. gr. 8; Athen. Leg. 20; 21; Theoph. Ad Auf. III, 8 etc. 174  Афинагор цитирует известное место из «Истории» Геродота: «Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше, как лет за 400 до меня. Они-то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы» (II, 53; перев. Г. А. Стратоновского цит. по кн.: Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972, с. 97). 175 Римскому миру учение Эвгемера было известно по переводу поэта Энния, которым пользовался и Цицерон. См.: Tusc. disp. I, 12 - 13. 176 См.: Cornuti Theologiae graecae compendium/Ed. С. Lang. Lipsiae, 1881; Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. 5]: Ранний эллинизм, с. 166. 177 Римские писатели эллинистического периода много писали об «упадке нравов» в римском обществе, относя этот упадок по времени между 290 и 146 гг. См.: Утченко С. Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи. М., 1969, с. 267-289. 178  См.: Kahrstedt U. Kulturgeschichte der römischen Kaiserzeit. Bern, 1958, S. 259. 179 О свободном положении женщины в имперском Риме см. в гл. I. См. также: Kahrstedt U. Op. cit., S. 247-251. 180  О развитии и трансформации этих представлений в средневековой культуре см.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 217-236, 248-261. 181  Внутри античной культуры примерно в это же время (1-я пол. III в.) историю греческой философии написал Диоген Лаэртский. У него встречаются те же анекдотические рассказы о философах, что и у апологетов. 182 По популярной в поздней античности легенде Эмпедокл кончил жизнь, бросившись в кратер Этны, что послужило поводом к многочисленным насмешкам ранних христиан над ним. 183 См.: ps.-Just. Coh. ad gr. 12; Tat. Adv. gr. 31; 36-41; Theoph. Ad Aut. III. 16-29; многие главы «Стромат» Климента посвящены этому вопросу. 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Интересные и подробные сведения о образовании Моисея сообщает Климент Александрийский , основываясь на сочинениях Филона Александрийского: «По достижении Моисеем возраста, способного к занятиям, приставили к нему самых знаменитых среди египтян учителей, и он учился у них арифметике, геометрии, астрономии, науке ритма и гармонии, медицине и музыке и, кроме того, мудрости, символически изображаемой иероглифами. Круг остальных наук он проходил, как утверждает это Филон в «Жизни Моисея», под руководством проживавших в Египте эллинских наставников. Кроме того, он изучал под руководством египетских учителей египетскую литературу, а халдеи-учителя наставляли его в науке о небесных светилах. Поэтому в «Деяниях апостолов» и говорится, что он обучен был всей премудрости египтян ( Деян. 7:22 ). Эвполем же в своем сочинении «О царях иудейских» говорит, что Моисей был первым ученым своего времени» т. I, «Строматы», кн. 1, гл. 23]. Следует отметить, что александрийцы Филон и Климент находят Моисея обученным не только всей мудрости Египетской, но и эллинской, и халдейской. Астрологические знания из Междуречья вполне могли быть восприняты и в Египте. Что касается эллинских знаний, то это могла быть наука Критской державы и культуры (критские города Кносс и Фест). Если же допустить версию позднего исхода израильтян из Египта (XIII в.), то это могло быть воздействие Микенской культуры (XIV-XII вв.), когда возникло большинство греческих мифов. История сохранила, кстати, сведения о набегах микенских царей на Египет и далеких путешествиях греков. Но, каковы бы ни были воздействия Халдеи, или эллинизма, в основе образования Моисея была, безусловно, мудрость Египетская. Пирамиды, мумии, иероглифы – немые свидетели великих достижений египетской мудрости, познанной пророком. 3.6 Моисей военачальник Писание скупо говорит, что во время жительства своего в Египте Моисей был силен в словах и делах ( Деян. 7:22 ). Каковы были его дела? Ярким и знаменитым делом Моисея в Египте был его удачный поход против эфиоплян, когда он прославился как военачальник. Позднее это искусство пригодилось ему, когда он вел израильтян в Ханаан и не раз вступал в военные столкновения с племенами пустыни. Военный поход Моисея на Эфиопию подробно описан у Иосифа Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но в то же время эти направления при одностороннем развитии были доведены до уклонения от чистоты Православия. С александрийским направлением, помимо ошибок Оригена , связывается происхождение монофизитства, а с антиохийским – происхождение арианства и несторианства. Рядом со школами стали возникать и библиотеки. Епископ Александр основал большую библиотеку в Иерусалиме. Ещё больше книг собрал Памфил в Кесарии Палестинской. Всё это – появление школ и библиотек – говорит о развитии научных интересов и об умножении средств, необходимых для процветания христианской науки. Б. Александрийская школа О Пантене Училище для подготовки оглашенных при Александрийской кафедре, основанное вскоре после начала проповеди христианства в Александрии, получает известность уже во второй половине II века под руководством Пантена. Пантен был учителем Климента и учеником «пресвитеров», которые видели Апостолов. От стоицизма он обратился к христианству и ревность свою проявил в миссионерском путешествии в «Индию», вероятно, в Южную Аравию, где нашёл Евангелие Апостола Матфея на еврейском языке, принесённое туда Апостолом Варфоломеем. О Пантене дал высокий отзыв его ученик и преемник по руководству училищем Климент: «Был он поистине сицилийской пчелой. С пророческого и апостольского луга сладость собирая, напечатлевал он в душах слушателей мудрость некоторую, чистую и святую» (Строматы. Кн. I, гл. 1). Имеются сведения, что Пантен не только учил, но и писал, хотя сочинения его не сохранились. Климент Александрийский Жизнеописание Сведений о жизни Тита Флавия Климента сохранилось немного. Родился он около 150 года, возможно, в Афинах; получил хорошее образование. Для этого предпринял особые путешествия, чтобы слушать различных учителей философии. По-видимому, был посвящён в какие-то языческие мистерии. Естественно, что он мог узнать и христианское учение, и действительно обратился через знакомство с Пантеном, которого встретил в Александрии, куда он прибыл в поисках учителя возвышенной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010