Стоики также говорят, что нет другого города, который более соответствовал бы своему имени как небо; города же, какие существуют здесь на земле, не суть города в собственном смысле; они только название городов носят; недостает им действительности. И в правду. Вот город, так подлинно прекрасный. Весь народ в нем представляет собою сонм людей добродетельных; в нем целые массы народа и все послушны закону; это церковь Логосова. Не может город этот осаде подлежать, не может быть угнетаем каким-нибудь земным тираном: воля Божия царит в нем, совершающаяся и на земле так же, как на небе ( Мф. 6:10 ). Поэты дают нам некоторые черты сего города. Потому что эти гиперборейские города 586 , эти равнины Аримаспов, эти поля Элисейские 587 суть общества праведных. И Платонова республика, как известно, в качестве идеального образа. представлена существующей на небе 588 . 474 В Афинах был обычай, чтобы дети в праздник «Пюаненеий» приносили к храму Аполлона ветвь оливкового дерева, обвитую шерстью и увешанную разного рода плодами. При сем хор мальчиков пел в честь Аполлона гимн, в коем были и два с вышеприведенным содержанием стиха. Это было даром Аполлону за плодородие. 475 Писатель сим хочет сказать следующее: Ангелам и иным духам небесным свойственна наравне с человеком жизнь, следовательно, нечто общее, но общим сим в жизни и людей и небожителей может быть только познание; мудрость следовательно, т.е. умеренность и воздержность, входят в понятие познания и в сущности от него не отличны. 478 Довольно известны надгробные над ними речи напр. Перикла во II-й кн. истории Фукидида, Лисиева и Демосфена. И Платонов «Менексен» часто впоследствии служил вместо надгробной речи. 481 Подобное в «Менексене», в диалоге «О законах». То же Вергилий в IV Георг. ст, 216, 217 и в Энеиде II, 417. 483 Аристотель приводит сие изречение в 1-й кн. своей «Ифики» к Ником. Тоже Платон повторяет в I u II кн. «О законах». Срав. Стром. II, 16. 487 Писатель хочет сказать, что те совершеннее, кои устрояют свою жизнь чрез уподобление ее жизни Спасителя; живущие же последованием лишь образу Божию, в них напечатленному, менее совершенны. В других местах писатель Христа называет «образом» Божиим, а человека «образом образа» Божия. Срав. «Увещ.» в гл. 10 и Стром. V, 14, также в «Педагог» I, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Раскрытие божественного замысла в силе полового влечения - задача антропологии, задача, которую мы еще только начинаем решать. Слишком высок потенциал творческой созидательной энергии в человеке, проявляющийся в эросе. Слишком трагичен результат действия этого потенциала в грешной душе. Итак, мы изложили, хотя и не полностью, учение о природе человека в целом, и в частности применительно к первозданному человеку. Примечания 1. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.146. 2. exp. in Ps.(Ha Псалмы) 3.1 (M. 55.37). 3. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 14.5 (M. 53.116-117). 4. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Т.1. С.167. 5. Вот почему природа человека так похожа на природу всей прочей твари, что и увлекает ученых выводить природу человека из природы твари, не понимая того, что это только подобие, но не генетическая связь. 6. top. (Христианская топография) 5 (M. 88.320A). 7. ог. 28 (Слово 28-е) 22 (M. 36.57A). 8. Андроник Трубачёв, иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81. 9. top. (Христианская топография) 5 (М. 88.309В.С). 10. Бердяев Н.А. О назначении человека. С.64. 11. strom. (Строматы) 4.3 (GCS 15,1906 p.315.6; M. 8.1360B). 12. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202. 13. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Б.12.6. 14. Догматическое богословие: Курс лекций/Священник О. Давыденков. Ч.3. С.94,95. 15. Нечто подобное испытал Мотовилов в беседе с преп. Серафимом Саровским. 16. Макарий Египетский, преподобный. Указ. соч. Б.12.7. 17. Там же. Б. Слово 4, гл.5. 18. Joel. (Толкование на кн. Иоиля) 35 (M. 71.377C). 19. См. Догматическое богословие: Курс лекций/Священник О. Давыденков. Ч.3. С.63. 20. Только марксизм внес в социологию несомненную ложь, что семья - ячейка общества. Напротив, семья - это альтернатива обществу, спасение от общества, защита. 21. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.124. 22. Там же. С.161. 23. decr. (Послание об определениях Никейского собора против Ариевой ереси) 8 (M. 25.429C).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Раскрытие божественного замысла в силе полового влечения - задача антропологии, задача, которую мы еще только начинаем решать. Слишком высок потенциал творческой созидательной энергии в человеке, проявляющийся в эросе. Слишком трагичен результат действия этого потенциала в грешной душе. Итак, мы изложили, хотя и не полностью, учение о природе человека в целом, и в частности применительно к первозданному человеку. Примечания   1. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.146.   2. exp. in Ps.(Ha Псалмы) 3.1 (M. 55.37).   3. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 14.5 (M. 53.116-117).   4. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Т.1. С.167.   5. Вот почему природа человека так похожа на природу всей прочей твари, что и увлекает ученых выводить природу человека из природы твари, не понимая того, что это только подобие, но не генетическая связь.   6. top. (Христианская топография) 5 (M. 88.320A).   7. ог. 28 (Слово 28-е) 22 (M. 36.57A).   8. Андроник Трубачёв, иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81.   9. top. (Христианская топография) 5 (М. 88.309В.С).   10. Бердяев Н.А. О назначении человека. С.64.   11. strom. (Строматы) 4.3 (GCS 15,1906 p.315.6; M. 8.1360B).   12. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.202.   13. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Б.12.6.   14. Догматическое богословие: Курс лекций/Священник О. Давыденков. Ч.3. С.94,95.   15. Нечто подобное испытал Мотовилов в беседе с преп. Серафимом Саровским.   16. Макарий Египетский, преподобный. Указ. соч. Б.12.7.   17. Там же. Б. Слово 4, гл.5.   18. Joel. (Толкование на кн. Иоиля) 35 (M. 71.377C).   19. См. Догматическое богословие: Курс лекций/Священник О. Давыденков. Ч.3. С.63.   20. Только марксизм внес в социологию несомненную ложь, что семья - ячейка общества. Напротив, семья - это альтернатива обществу, спасение от общества, защита.   21. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.124.   22. Там же. С.161.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Евангелие же Марка получило свое бытие так: когда Петр проповедывал в Риме всенародно слово Божие и возвещал евангелие по вдовновению от Духа Св.; тогда многия из бывших там просили Марка, давняго его сопутпика, помнившаго все, сказанное им, – написать, что он проповедывал. Марк написал евангелие и передал его нуждавшимся 192 ... А последний из евангелистов Иоанн, заметив, что в евангелиях возвещено только о телесном, по убеждению ближних и по внушению Св. Духа, написал евангелие Духовное (πνευματικν εαγγλιον)». По свидетельству Евсевия Кессарийского 193 , Климент «делает извлечение из всего заветного писания». В справедливости этого не трудно убедиться, прочитал «Строматы» его. В III кн. XIII гл. Климент упоминает о «переданных нам четырех евангелиях», в XIV гл. той же книги он ссылается на Мф. 18:11–12; 5:28 ; в XV главе на ев. Луки 14:26 ; определяя год рождения И. Христа (1:21), он по имени цитирует евангелие Луки и др.–Далее, свидетельство Оригена о четвероевангелии отличается редкою определенностью и ясностью, именно: «Из предания я узнал, говорит он, о четырех евангелиях, которыя одни только безспорно принимаются всею поднебесною церковью Божией. Мне известно, что первое евангелие написано Матфеем, который был некогда мытарем, а потом апостолом И. Христа, и что он написал на еврейском языке для христиан, уверовавших из иудеев. Второе евангелие Марка, который написал его по сказаниям Петра... Третье затем евангелие Луки, одобренное Павлом и написанное для уверовавших из язычников. Последнее же евангелие от Иоанна» 194 . Ориген , как известно, составил, толкование на св. Матфея и Иоанна: он, разумеется, широко пользовался в своих творениях всеми четырьмя евангелиями. Цитаты из евангелий, во множестве рассеянные в его сочинениях, имеют громадное значение для критики текста и вызвали специальные труды 195 .–Наконец, Евсевий Кессарийский смотрит на вопрос о нашем четвероевангелии уже с научной, критической точки зрения. Перечисляя новозаветные писания, «признанныя всеми» (ν μολογουμνοις), Евсевий во главе их ставит «святую четверицу евангелий» (τν γαν τν εαγγιλων τετρακτν), отличает их от спорных писаний и подложных и указывает основания для такого разделения книг нового завета 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Учение же протестантов о том, что Мария родила не Бога, а некое «человеческое естество Христа» есть безумие, граничащее с богохульством, ибо Библия и древние христиане с ясностью говорят нам о том, что Дева родила не кого иного, как Бога. Об исключительной роли Пречистой Девы, и особом Её почитании родом христианским также ясно говорит Св. Писание и голос древней Церкви, ибо как из-за непослушания Евы вошла в человека смерть, так благодаря чистоте жизни, вере и послушанию Марии совершилось Боговоплощение и спасение человека. Таким образом, все величественные титулы и наименования, а также прообразы Ветхого Завета, приписываемые Богородице Церковью; вся любовь и почтение, которые питают православные к Деве Марии, вполне справедливы и заслужены. Забвение же, непочтение и низведение Пречистой в ряды обычных христиан, отказ Ей в величественных благочестивых наименованиях есть великий грех протестантизма, ибо он противится Духу Истины, Которому весьма угодно, чтобы верные почитали Пресвятую Деву. И отношение протестантизма к Богородице продиктовано не объективным исследованием Св. Писания и веры древней Церкви, а прежде всего – неразумным и безмерным противостоянием католическим крайностям. И если латиняне в почитании Девы уклонились в одну крайность, дойдя до изобретения догмата о непорочном Её зачатии, то протестантизм удалился в крайность противоположную, отказавшись не только от извращённою католического почитания Богоматери, но и вообще от всякого должного почитания Преблагословенной Девы, которым живёт Церковь всю свою историю. Всё это является одной из важнейших причин, по которой человек, желающий себе спасения, не может быть протестантом. П. Рогозин. Откуда всё это появилось? Глава «Непорочное рождение самой девы Марии». Толкование на Ин.19:25–27 . Изд. Свет на востоке, 1991. С. 255. Против еретиков, и о святой Богородице. Гл. 1. Августин. О Деве. IV. Строматы. Кн. 7, гл. 16. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 72. Православно-догматическое богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

366 Ниже в Стром.4:11; «За имя Господне терпим преследования, убийства, повешение». Тоже в Стром.5:14. Там писатель цитует из Платона такое место: «Так ведущий себя праведник подвергается бичеваниям, мучениям, и все претерпевши наконец бывает вешаем». 369 Во-первых душевными дарами; во-вторых телесными: здоровьем, силой, красотой и под.; в-третьих внешними: богатством, знатностью рода, славой и под. Таково, по изъяснению Диогена Лаэрция, было учение Аристотеля о высшем благе.  –  Срав. Стром.4:5. 370 Диоген Лаэрций об Анаксагоре: «Спрошенный раз: За чем рожден он, Анаксагор отвечал: Для созерцания солнца, луны и неба». 371 Подобному учили и Стоики. Лаэрций в Зеноне,кн.7, пишет: «Добродетель же человека счастливого и счастье жизни состоят в согласовании всех действий с указаниями своего гения». Антонин в конце кн.3 говорит, что гений сей живет в груди каждого,  –  Апулей в «Апологии Сократа» пишет: «Доброе желание и есть добрый гений». И далее он прибавляет: «Счастливы те, которыми руководит гений добрый, т.е. дух, в добре опытный».  –  Тоже ученик Платона Ксенократ в Topic.2:6: «Счастлив тот, y кого гений добрый, как и Ксенофонт называет счастливым человека, y кого душа добрая: дух добрый и есть добрый гений человека». 378 Намек кажется на Евр.4:8,9,11 : Ибо если бы Иисус (Навин) им доставил покой, то не было бы после того сказано о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Итак, постараемся войти в покой оный. 379 Это место из пророка уже было приводимо писателем в конце «Педагога» 1:10. Из сравнения открывается, что оно и там и здесь приводимо было писателем по памяти. 380 Добавка, имеющая в виду Стоиков, которые в добродетели Божественной и человеческой видели одну и ту же добродетель. Против сего мнения их писатель борется в Стром.7:14. 382 Дальнейшее собой представляет некоторое сдружение с учением Апостольским ранее приведенного из Платона. 383 Словечком «первый» писатель различает законный брачный союз от конкубината. Позволительность второго брака по смерти одного из супругов открывается из 1-й гл. следующей книги «Стромат».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Ср., напр., Иоанн Дамаскин. Крат. изл. православной веры, кн. 2, гл. 26 и 27, также и в православном исповедании Восточной Кафолической Церкви: «хотя человеческая воля и повредилась от первородного греха, но при всем том, еще и теперь в воле каждого состоит быть добрым или чадом Божиим или злым и сыном диавола» (прав., испов., ч. I, вопр. 27) В послании вост. патриархов читаем: «каждый падший человек имеет ту природу, с которой сотворен, и природную силу свободную, живую и деятельную, вследствие чего по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла» (Арх. С и л ь в е с т р. Опыт прав., догмат, богословия, т. III. Киев, стр. 448–50). 24 Из церковных писателей за рождение душ высказывается Тертуллиан (De anima [«О душе»], с. 27), Руфин (у Иеронима adversus Rufin. [«Против Руфина»], с. 2, п. 8 сл.) и св. Макарий В. (слово 30, 8 ном. I: «земные родители рождают из собственной природы детей, и тела их, и души»). Напротив, большинство — за сотворение души: Климент Алекс. (Strom. [«Строматы»] IV, 26, VI, 16), св. Афанасий В. (против Аполлин. кн. I, чл. 4, contra Gent. [«Против язычников»] 1, св. Григорий Богослов, Ефрем Сирин, И. Златоуст, Кирилл Алекс., Гиларий, Амвросий Медиол., блаж. Иероним. Блажен. Августин занимал колеблющееся положение и в конце концов признался в своем бессилии дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В споре Августина с пелагиа–нами последние естественно склонялись к гипотезе креационизма, как более согласующейся с их учением об отсутствии коренной порчи в человеческом естестве. Напротив, Августин, в своей защите учения о первородном грехе, был принужден более склоняться на сторону традуционизма. В конце концов Августин признавался, что ego adhuc inter utrosque ambigo et moveor, aliquando sic, ali–quando autem sic [«Я до сих пор сомневаюсь и колеблюсь между двумя возможностями, склоняясь то к одной, то к другой»] (De gen. [«О книге Бытия, буквально»] 1. 10, с. 2 ). Вслед за Августином пошли и ученик его Фульгенций, атакже папа Григорий В., Евхарий и Исидор. Стечением времени в Зап. Церкви восторжествовал креационизм в период схоластики, Фома Аквинский и др. П. Бенедикт XII осудил учение армян, его отрицавшее (Enchir. [Денцингер, «Собрание вероопределений»] 218, п. 533). 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Примечания: 1 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава «В чем состоит христианское совершенство?». 2 PG J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca. 91, 1209B. 3 PG 7, 873. 4 Свт. Игнатий(Брянчанинов). О евангельских заповедях//Аскетические опыты. Том I. 5 Климент Александрийский . Строматы. Кн. 3. §13. 6 Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Кн. II. Гл. 22. 7 Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 4., Преп. авва Исайя . Слово 2.//Добротолюбие. Т. I. 8 Преп. Иустин(Попович). На Богочеловеческом пути. Подвижнические и богословские главы. Стословие Второе. §18. 9 См. Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Слово 15. §18; Преп. Филофей Синайский. 40 глав о трезвении. § 34//Добротолюбие. Т. III. 10 Навыком к помыслу страсть называет св. Ефрем Сирин . Св. Иоанн Лествичник называет страстью то, что тревожно гнездиться в душе и обращается в постоянный навык. 11 Св. Иоанн Кассиан Римлянин . Борьба плоти и духа. § 9.//Добротолюбие. Т. II. 12 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя». 13 Цит. по «Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя»». 14 Цит. по «Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя»». 15 Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Перевод с новогреческого. 1998. С. 317. 16 Там же. С. 47. 17 Там же. С. 47. 18 Св. Исаак Сирин. §55.//Добротолюбие. Т. II. 19 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. § 32.//Добротолюбие. Т. II. 20 Свт. Игнатий(Брянчанинов). Отношение христианина к страстям его//Аскетические опыты. Том I. 21 Св. Исаак Сирин. §76.//Добротолюбие. Т. II. 22 Писания Старца Силуана. IX. О любви//Архимандрит Софроний. Старец Силуан Афонский . 23 Преп. Макарий Египетский. Слово 6. О любви. §6.//Преп. Макарий Египетский. Семь слов. 24 Св. Иоанн Лествичник. О бесстрастии. §14.//Добротолюбие. Т. II.

http://azbyka.ru/osnovy-duxovnoj-borby-p...

460 Lehmann . Die Katechetenschule zu Alexandria. S. 8. Leipzig, 1896. 461 Во всяком случае. Музей не был и не мог быть местом, где помещалась христианская школа. 462 В. Преображенский, а за ним и Д. Миртов, говоря об этой школе, употребляют выражения: 1-й, 2-й и 3-й курсы, студенты такого-то курса, лекции 1-го, 2-го курса (Миртов . Нравственное учение Климента Алекс., стр. XVII-XIX. Петерб., 1900). Но мы не видим основания для такого определенного разграничения. 463 Если Ориген учился в этой школе, будучи еще в детском возрасте (Евсевий , VI, 6) то это случай исключительный. Lehmann. S. 73- 75. 464 Евсевий , VI, 8. Вероятно, это происходило по примеру языческих философских школ. 465 Stromat., I, cap. 1. Русский пер. Корсунского, стр. 14. 466 Евсевий , кн. VI, гл. 19. — Пантен учительствовал в этой школе 30 лет (по счету Леманна). 467 Stromat., I, cap. 1. Русск. пер. Корсунского, стр. 11. 468 Stromat., I, cap. 1. Русск. пер., стр. 13. 469 Stromat., lib. I, cap. 10. Русск. перев., стр. 58—61. 470 Stromat., I, cap. 1. Сравни: Второзак. 23:2, а . также толкование Филона в русск. переводе «Строматов», стр. 12 (в примеч.). 471 Климент был преподавателем в изучаемой нами школе от 189 г. до 202, до времени гонения Септимия Севера, когда он удалился из Египта и, кажется, более не возвращался сюда. 472 Lehmann . Die Katechetenschule zu Alexandria, S. 32. 473 Pressense . Gesch. der drei ersten jahrhunderte. Deutsche Ausgabe Theil III, 217. Leipz., 1863. 474 Ориген в комментарии на Евангелие от Матфея (22, 19—20: Migne . Patr. curs. Gr. ser. Tom. XIII. col. 1557, 1560). 475 Migne . Patr. curs. Tom X (oratio panegyrica in Origenem), col. 1069. 1072. 476 Migne . Op. cit. Tom X, 1073. 6. 1088. 1093. 477 Слова Григория Чудотворца. Ibidem, col. 1093. 478 Проф. М. Владиславлев . Философия Плотина, основателя неоплатонической школы, стр. 42—43. Спб., 1868. 479 Pressense . Op. cit., S. 201. Сравни: Евсевий , VI, 18. 480 Redepenning . Origenes, eine Darstellung seines Lebens. B. I, S. 69. Bonn. 1841.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Москва, 1871 г., книга 3, гл. 3, стр. 275). О епископской степени, как отличной от пресвитерской, свидетельствуют еще: св. Иустин мученик , Тертуллиан , св. Климент александрийский , Ориген , св. Киприан и другие. А Тертуллиан , как и Ириней, в непрерывном от Апостолов порядке преемства епископской степени в каждой церкви, основанной апостолами, видит главный довод к обличению еретиков. Обращаясь к еретикам, Тертуллиан пишет: «пусть объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником и предшественником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская Климента, рукоположенного Петром; равно прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самых Апостолов, имели у себя они – отрасли апостольского семени» (Praescript. haeres cap. 32). Св. Климент александрийский пишет: «в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов суть подражания ангельских чинов» (Какой богач спасется. Христ. Чтение 1836 года, ч. III, стр. 275. Стромат. кн. VI, стр. 667). Таким образом, от времени Самого Иисуса Христа и апостолов в Церкви Христовой существует два разряда людей: иерархия и паства, клир и миряне. Иерархии в Церкви Христовой принадлежит право учительства, священнодействования и управления ( Мф.28:19–20 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17, 18 ; 1Кор.12:27–30 ; 1Тим.3:15 ). Иерархию составляют лица, избранные из общества верующих, возведенные на свою степень Духом Святым чрез священное рукоположение преемников апостольского служения ( Еф.4:11–14 . 1Тим.4:14, 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . 1Кор.12:29–30 ) и передающие другим избранным лицам благодатный дар священства, или право на учительство, священнодействие и управление в Церкви. Первыми иерархами в Церкви Христовой на земле, после вознесения на небо Христа, остающегося вечною невидимою Главою земной Церкви ( Евр.7:24, 25, 28 ), были Апостолы, получившие от Него право вязать и решить ( Ин.20:21–24 ; Мф.28:19–20, 9:37–38 ; 2Кор.5:18 ; Гал.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010