8) Виктор. Казначей с 1839 года. С 1844 г, эконом Московского Троицкого подворья. С 1853 г. Игумен Московского Сретенского монастыря; с 1858 года Архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. 9) Вениамин. Был экономом Лавры, потом экономом Троицкого подворья в Санктпетербурге, в 1844 г. определен к должность Вифанского казначея. Скончался в Тихвинском монастыре в 1855 г. 10) Иларион. Из Иеромонахов Вифанского монастыря. С 1855 г. казначействует доныне. В настоящее время число братства в Вифании вместе с послушниками простирается до 25 человек. V. Здания вне монастыря 1) Спасо-Вифанская Духовная Семинария. Мысль устроить семинарию в Вифании принадлежит самому Императору Павлу. Платон в своей автобиографии говорит, что он об этом не только не просил, но и не помышлял; даже представлял статс-секретарю Трощинскому: „что в Вифании семинарии нужды нет, поскольку есть в Лавре; разве только учредить низшие классы”, но статс-секретарь „объявил, что Государева воля есть на то, чтобы быть там особой семинарии полной”. Воля Императора по сему предмету выражена в следующих словах в указе 1797 г.: „для вящшаго распространения преподаваемаго в семинарии Троицкия Лавры учения, котораго полезные успехи Мы сами видели, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих пищею, одеждою и прочим, також на жалованье учителем, на потребных к тому служителей, на книги, дрова, свечи и прочее производить ежегодно по четыре тысячи рублей. На построение училища и покоев для житья учеников и учителей отпустить тридцать тысяч рублей в три года по равным частям, начиная с нынешняго” (1797) 11 . В том же 1797 г. начата постройка семинарии и окончена в 1800 году; она выстроена на 66 саженях, четвероугольная, на подобие замка с четырьмя башнями, и занимает живописное место на высоком и крутом берегу пруда. Сообразно с указом Императора Павла в нее набрано из Лаврской семинарии сто учеников. 6 Августа 1800 года последовало торжественное открытие семинарии; Митрополит Платон в своих записках говорит о сем так: „открытие семинарии торжественно совершилось в день праздника Спасо-Вифанскаго монастыря самим Митрополитом и духовенством. Был после литургии крестный ход в семинарию, при немалочисленном собрании людей тутошних и посторонних с освящением и окроплением святыя воды, и с прочими пристойными обрядами; что все описано в особо напечатанной книжице со включением речей и стихов и кантов, при сем случае произведенных 12 . По окончании был фейверок, и семинария и монастырь были иллюминованы, и ученики введены в свои покои в новых все однорядках”. Ко дню открытия семинарии Московская Славяно-Греко-Латинская Академия прислала Митрополиту поздравительные песнопения на Русском, Латинском, Греческом и Немецком языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

За церковию на восточной стороне расположено кладбище, усаженное тенистыми деревьями и наполненное надгробными памятниками, Мы сказали, что главною целию основания Вифании было устроение кладбища для погребения Лаврской братии; замечательно первоначальное распоряжение Платона касательно поминовения братии, погребаемой в Вифании. В 1785 году он писал в учрежденный Собор Лавры: „как уже с помощию Божиею на кладбище в Вифании церковь освящена, то отселе более в Лавре никого из братии не погребать, а погребать на оном кладбище; где определенному Иеромонаху ныне по освящении чрез шесть недель всякий день Божественную Литургию совершать, а впредь – в среды, пятки, субботы и воскресные, также торжественные и полиелейные и праздничные дни, – а в прочие дни – часы. Притом всякий субботний день исправлять по братии обители сея паннихиды, и сверх того, когда уже будут там погребаемы, то по совершении паннихиды выходить на место погребальное и с литиею. А в ектении поминать так: усопших рабов Божиих обители Пр. Сергия. Когда же кто из умирающих братий откажет по своей вере и усердию для поминовения своея души каковый вклад, о таком особенное читать поминовение и паннихиды с литиею на гробе, а сколько времени таковое поминовение продолжать, о том учредить, смотря по отказанному его усердному вкладу». В 1821 г. по прошению некоторых из жителей Сергиевского посада, жертвовавших в Вифанский монастырь вклады на помин души, Митрополит Серафим разрешил погребать на Вифанском кладбище и посадских жителей обоего пола, впрочем, с ограничением, чтобы кладбище, назначенное собственно для погребения иноков, не сделалось общим кладбищем, и чтобы там погребаемы были одни вкладчики. От времен Митрополита Платона уцелели эпитафии на некоторых надгробных памятниках, сочиненные или им самим, или написанные по его мысли кем либо из окружающих его. Замечательны по затейливой простоте и наивности эпитафии Игумену Варнаве, бывшему экономом архиерейского дома и двум монахам Николаю и Ипполиту: 1. Скрывает камень сей Игумена Варнаву,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Иван Введенский Иван Евреинов. Возражать и защищать будут все студенты Богословия.   10. Инструкция Митр. Платона для Спасо-Вифанской Семинарии НАСТАВЛЕНИЕ,КАК ПРЕПОДАВАТЬ БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ В СПАСО-ВИФАНСКОЙ СЕМИНАРИИ 1) Разные системы Богословские, ныне в школах преподаемыя, признаются быть не нужными, или не полезными: ибо пахнут школою и мудрованием человеческим. А Богословие Христово, по Павлову учению, состоит не в препретельных словах, и не в мудрости человеческой, но в явлении духа и силы. Первый изобрел уже в осьмом веке систему Богословскую Иоанн Дамаскин ; но прежде его бывшие в Первенствующей церкви великие Богословы и светилы церковные, яко то: Василий, Григорий, Иоанн Златоуст , Афанасий, Кирилл Иерусалимский , Киприан, Амвросий, и многие подобные знание Богословия Христианского почерпали единственно из слова Божия, упражняясь день и нощь в испытании его и в выразумении его точного и таинственного смысла. Почему видно из книг их, что они Священное Писание все на памяти имели. 2) И потому, в сохранение сего святаго и мудраго порядка, Богословское учение полагать единственно в чтении, и памятовании и в выразумении Священного Писания ветхого и нового заветов, при руководстве разумнаго и Богопросвещеннаго учителя. 3) Расположить сие учение на три года. 4) В половине первого года протолковать Богословское учение вкратце изданное, состоящее в трех частях, дабы получить общее и совокупное понятие о Богословии естественном, откровенном, и о нравоучении Христианском. 5) В той же половине года читать студентам Библию , под надзиранием Инспектора, и так распорядить, чтоб в ту половину года всю оную прочли; а учителю их в том надзирать и вразумлять. 6) Во второй половине первого года учителю начать толковать Священное Писание кратко, чтоб оное в сию половину года окончать. 7) А между тем и в сию половину года сверх толкования студентам всю Библию прочесть, как сказано в 5 пункте, так чтоб студенты чрез три года Библию прочли шесть раз. 8) Во второй год учителю начать паки толковать все Священное Писание пространнее и объяснительнее, и толкованием всю Библию кончить в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но Господь готовил испытание целому народу Русскому. Первопрестольная столица ее с ее многочисленными и благоукрашаемыми храмами уже предопределена была на сожжение и разорение: самые нетленные мощи святых Божиих, многократно и многоразлично прославленные самим Богом, должны были потерпеть от врагов зверонравных за грехи сего народа. Пред вступлением неприятелей в Москву (2 сентября) в Андроникове 27 августа начались приготовления к отправлению икон, ризницы и драгоценных вещей из Москвы. Хотя гражданским начальством дано было в распоряжение преосвященному Августину 300 лошадей для подъема церковных вещей, и, хотя преосвященный обещал дать из них и андрониковскому архимандриту, но своего обещания исполнить не мог. Посему архимандрит Феофан 139 31 августа отправился в Юрьев-Польский (Владимирской губернии) с кучером и двумя штатными служителями только на трех лошадях и взял из монастырских лучших вещей столько, сколько они могли поднять; но в селе Филипповском, в 80 верстах от Москвы, должен был еще прикупить трех деревенских лошадей за 470 руб. (цена по тем временам очень высокая, но вынужденная обстоятельствами). В Юрьевском-Архангельском монастыре он пробыл 45 дней, потом возвращался в Москву через монастыри Спасо-Евфимиев Суздальский, Махрицкий и Вифанский, из Вифании два раза отправлял кучера для разведывания о состоянии монастыря: наконец возвратился в монастырь 18 ноября 1812 г. Вся дорога стала ему 1.707 руб. 26 коп. По возвращении архимандрит Феофан, вследствие требования начальства, составил ведомость: «что в Спасо-Андроникове монастыре погорело, расхищено и осталось». Приводим ее здесь: «1. В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года 140 святителем Алексием Митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма; но мощи преподобных Андроника и Саввы остались. 141 2. Великолепная колокольня зажжена сверху; 142 от чего два большие колокола упали на свод, но свода не проломили и сами остались целыми. 143

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– членом Синода, в 1770 г. – архиепископом Тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. С бракосочетанием наследника окончились его законоучительские обязанности, и он уехал в Тверь. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. Платон основал Спасо-Вифанский монастырь и семинарию при нем. Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт- Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков. Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях. 278 Главным храмом монастыря был Спасо-Преображенский собор, основная особенность которого состояла в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор, на которой произошло Преображение Господня, когда Он явился своим ученикам во всей Его Славе. В Вифанском храме Платона был сооружен макет Фаворской горы, украшенный цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392–1585 гг. покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени. Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии. Митрополит Платон скончался в своей Вифании осенью 1812 г., после бегства французов из Москвы. 280 Архиепископ Василий (в миру Лужинский Бенедикт Стефанович) родился в 1791 г. в селе Рудине Могилевской губернии в семье униатского священника из дворян Стефана Лужина-Лужинского. С 1807 г. обучался в Полоцкой униатской семинарии, с 1814 е – в Полоцкой иезуитской академии, с 1816 г. – в Главной католической семинарии при Виленском университете. В 1819 г. получил степень кандидата философии, в следующем году – степень магистра богословия, в 1825 г. – степень доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

3) С северной и южной стороны монастыря устроены для штатных служителей две слободки. Одна из них построена в 1797 году, и Платон населил ее ремесленниками и написал для них инструкцию, приказав иметь ее в каждой избе, Все подобные распоряжения Платона показывают, с какою внимательностью он следил за всем, по видимому, маловажным, и как старался упрочить свои полезные учреждения. VI. Владения монастырские Император Павел в указе об устроении в Вифании монастыря повелел: „ко вновь устроенному монастырю назначить потребное число десятин сенокосной и лесной земли по способности и близости из дач казеннаго ведомства”. В силу сего в 1797 году Государь утвердил следующую роспись землям, выбранным для монастыря самим Платоном: 1) Московской губернии, Дмитровской округи, находящейся по близости монастыря Вифании, прилежащей к селению, называемому Троицкая слобода, земли, назначаемой под усадьбу для штатных служителей: 80 десятин 154 саж. 2) Лесу, называемого Усовскою Новочисткою: 31 десятина 1978 сажен. 3) Лесу, называемого Исаковскою рощею: 320 десятин 1340 саж. 4) Во Владимирской губернии, Переславль-Залесской округи, лесу, называемого Кокуевские десятины, Воскресенского прихода экономических крестьян: 100 десятин 564 сажен. Всего 533 десятины 236 сажен. Кроме сего „вместо рыбных ловель каждому монастырю жалуемых”, Государь повелел отдать во владение монастыря Переславской округи, при деревне Хохряках, Малиновский луг, да еще мукомольную мельницу о трех поставах на реке Молокше. Но так как сии местности принадлежали Махрищскому монастырю, приписанному к Лавре, то Митрополит Платон, желая вспомоществовать и Махрищскому монастырю зависимому от Лавры, предписал „не отбирать для Вифании сих угодьев, а оставить их за Махрою с тем, чтобы Махра платила ежегодно оброчные деньги в Вифанский монастырь”. Во владении Вифанского монастыря находится мельница, устроенная на Ершовском пруде. Она построена еще в 1797 году и тогда же отдана в аренду с платою монастырю по 70 рублей в год и с условием – безденежно молоть в год по пятидесяти четвертей ржи для Лавры. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Школа в Вифании была основана в 1936 г. как школа-интернат для православных девочек. Вместе с ними обучались и осиротевшие дети русских эмигрантов. Школа подчинялась Гефсиманскому женскому монастырю во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (РПЦЗ). Монахиня Марфа (Спрот), подруга и сподвижница игумении Марии; заведовала Вифанской школой. Женская учительская семинария в Бейт-Джале — учебное заведение, основанное Императорским Православным Палестинским обществом в 1890 г. в арабском селении Бейт-Джала, примерно в 10 км южнее Старого города Иерусалима. Семинария готовила учительниц начальных школ ИППО в Палестине и Сирии. Выпускницы семинарии преподавали Закон Божий, арабский язык, арифметику, географию, историю и ремёсла, а также русский язык. Митрополит Анастасий (Грибановский; 1873–1965), с 1924 по 1935 г. возглавлял Русскую миссию в Палестине. «Кроме того, в Вифании проживает с детьми своими и состоит преподавательницей в школе наша русская Кассия, песнописица — Валерия Хёке, рожденная Губанова. Она одна из немногих русских женщин имеет законченное высшее богословское образование, хорошо овладела церковнославянским языком и обладает песнотворческим даром. Ее перу принадлежит прекрасно составленная служба Курской иконе Божией Матери… служба св. Филарету Милостивому и ряд других служб». См.: Архиепископ Серафим (Иванов). Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю. США, 1952. Архимандрит Антонин (Капустин) (1817–1894), начальник Русской духовной миссии (1869–1894) в Иерусалиме, ученый, исследователь Святой Земли. Игумения Варвара (Цветкова; 1889–1983), в монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании поступила в 1929 г. Долгое время являлась хранительницей усыпальницы великой княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы Варвары, помощница игумении Марии (Робинсон). С 1968 по 1983 г. игумения, настоятельница Гефсиманской женской обители и Вифанской общины Воскресения Христова в Иерусалиме. Игумения Тамара (Романова; 1890–1979), приняла монашество на Святой Земле. С 1951 по 1975 г. настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря.

http://pravmir.ru/vospitana-gefsimaniej/

Внизу под авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека, в которой до двух тысяч книг. – По обеим сторонам авдитории покои учительские. – Четыре башни в верхнем этаже служат для классов; а прочие покои все, или жилые для Семинаристов, или службы их. Семинария начата строиться 1797 году, а всем строением окончена в прошедшем 1800 году. И в том же году, Августа 6 дня, торжественно при многолюдном собрании открыта; и введено в оную на первый случай Семинаристов 75 человек, чему есть особое печатное описание. В прошлом же 1801 году, Сентября 25 дня, как Спасо-Вифанская Обитель, так и сия Семинария удостоилась Высочайшего Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Государя Императора, ныне благополучно Царствующего, Александра 1. с Высочайшею его Фамилиею посещения. Краткое историческое описание Махрищского Монастыря Махрищский Монастырь состоит Владимирского Наместничества, в Александровском уезде, в расстоянии от Лавры на Восток в 30 ти верстах а в десяти верстах от Александровна, окруженный со всех сторон полями и лесом; стоит он на берегу малой реки именуемой Махрища, от которой и Монастырь название свое получил, и который под самым Монастырем впадает в реку Молочку. Основатель оного Монастыря был Преподобный Стефан, Махрищский Чудотворец; современник Преподобному Сергию. Он родом был из Киева; постригся в монашество в Печерской Лавре. И понеже тогда в Киеве от Папистов людям Греческого исповедания были чинимы гонения; то избегая того Преподобный Стефан пришел в Москву и предстал Великому Князю Иоанну Иоанновичу, который приняв его благосклонно, возлюбил его и часто с ним беседовал. Избегая же шума градского, Преподобный испросил дозволение у Великого Князя, построить Монастырь в какой-нибудь пустыне. По чему приняв от него довольная, яже на потребу строение Монастыря, вышел из Москвы, и проходя многие места, достиг, наконец, места называемого Махрище. Признав оное для Обители способным, поселился на оном, и поставил, сперва одну келию деревянную. И как Преподобный Стефан был муж жития благочестивого, по которому учинился он известен в России, то многие иноки слышав о имени его начали приходить к нему на сожительство. Таким образом, собрав братии немалое число, Преподобный построил церковь во имя Живоначальныя Троицы, и потом Монастырь четвероугольный, трапезу и келлии братии, все деревянные. А потом рукоположенный от Московского Митрополита Феогноста во Пресвитера; стал Игуменом своего Монастыря. Великий Князь Димитрий Иоаннович пожаловал тому Монастырю многие урочища, как то, озера и реки для пропитания монашествующим. По смерти Преподобного Стефана, по прошествии уже многих лет, Монастырь со всем строением сгорел, а последовавшие Настоятели мало имея о нем попечения, привели его совсем в запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

194 Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – православный священник, богослов, религиозный философ; член «Кружка ищущих христианского просвещения». 199 Мария Николаевна Толстая (1830–1912) – графиня, сестра Л. Н. Толстого; после неудачного замужества и смерти сына поселилась вблизи Оптиной Пустыни, где встречалась и беседовала со старцем Амвросием; в 1891 г. приняла монашеский постриг в Шамординском монастыре. За несколько дней до смерти Л. Н. Толстой в последний раз побывал в Шамордино и встретился со своей сестрой. 201 Сергей Селиванович Головин (1866–1931) – офтальмолог, проф. медицинского факультета Московского ун-та с 1911 г. Хлопоты о больных были одним из постоянных дел Михаила Новоселова , и встреча с Головиным, по-видимому, также была связана с болезнью зрения Самарина. 203 В это время Ф. Д. Самарин уже не состоял на государственной службе, однако относился к своим домашним занятиям как к обязательному труду: «Не имея внешних рамок, обязывающих к труду, Папá сознавал опасность потери времени и потому сам создал себе эти рамки. Его занятия проходили в строго определенные часы, и он не любил отступать от заведенного порядка» (Мансурова М. Ф. Детские годы//Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М., 2001. С. 13). 204 Софья Николаевна Фишер (рожд. Вейсс) (1835–1913) – основательница (1872) и директор женской классической гимназии в Москве (гимназия Фишер); была убеждена в необходимости знания древнегреч. языка как языка Отцов Вселенской Церкви. 207 Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. как скит Троице-Сергиевой Лавры митр. Платоном (1737–1812), ее настоятелем, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Название «Вифания» скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного Спасителем в Вифании Палестинской. Император Павел I, посетив в 1797 году после коронации Лавру, посетил также и Вифанию, после чего повелел учредить здесь второклассный монастырь. Церковь монастыря имела необычный двухъярусный алтарь: его стена была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма во имя воскресшего праведного Лазаря располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора находился на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени. При монастыре в 1814 г. была открыта Вифанская духовная семинария. В нач. XX в. в Вифанской обители жили 23 насельника. В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены; в 1930–1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. Ныне обитель восстанавливается как действующий мужской монастырь. В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.), 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1 марта 1899 г. епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии, с 14 июля 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский, с 27 апреля 1902 г. епископ Волынский и Житомирский, священноархимандрит Почаевской лавры, с 1906 г. архиепископ, с 14 мая 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1 мая 1917 г. на покое. 16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита, в этом же году 17 мая был председателем Украинского церковного Собора, где булл избран митрополитом Киевским и Галицким. В конце 1919 г. эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор. Так в тексте. Возможно, речь идет о православном Свято Богоявленском Кременецком женском монастыре с соборным храмом во имя свт. Николая. Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский мужской монастырь, основан 18 января 1619 г. игуменом Густынским и Подгорским Исайей Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в 6 км от города Лубны. С 1925 г. в монастыре располагалась резиденция лидера лубенского раскола Феофила (Булдовского). В 1930-х гг. на территории монастыря был создан патронат для детей «врагов народа», с 1937 г. здесь находился дисциплинарный батальон, с 1946 г. войсковые склады. С 1993 г. началось возрождение монастыря. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 251–252. Подлинник. Рукопись Покровский Хотьков женский монастырь, основан в Хотьково на реке Паже, впервые упоминается в 1308 г. До 1918 г. был штатным монастырём 3-го класса, в 1922 г. закрыт. С 1988 г. возрожден. Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской монастырь в Сергиевом Посаде, (в 1783–1797 гг. скит Троице-Сергиевой лавры)., учрежден в конце XVIII в. При монастыре функционировала Вифанская духовная семинария. В советское время был закрыт. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 256–257. Подлинник. Рукопись

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010