По основательной вероятности сей Святой Троицы храм называется Маковка, ибо он построен на самой крутой остроконечности холма, поскольку только с Северной и Восточной стороны положение места к нему равное, а с Полуденной и Западной великая и очень крутая отлогость. И хотя сия отлогость ныне мало видна, но рассуждая по зданиям близ оного храма с Полуденной и Западной сторон, коих нижния жилья находится глубоко под насыпью земли, заключить надобно, что по сей причине в разных Церковных книгах и летописях обитель сия называется: Монастырь Преподобного Сергия, иже в Маковце. В сем храме отличные достопамятности суть следующие: а) Два образа Святой Троицы, из коих один устроен Царем Иоанном Васильевичем, а другой, что у Царских врат, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым и Царем Михаилом Феодоровичем, покрыты златым окладом и украшены драгоценными камнями. б) Два образа Преподобного Сергия, так же украшены златым окладом, с драгими каменьями, в) Царские двери, все кованые серебряные, местами вызолоченные, в коих весу 4 пуда 13 фунтов, устроенные одною благочестивой вкладчицею; а прежде бывшие, устроенные Царем Михаилом Феодоровичем, покрытые чеканным серебром, перенесены в церковь Преподобного Никона. г) Три, одно большее и два средней величины паникадила серебряные, д) Образ Преподобного Сергия, устроенный из гробовой Преподобного доски, бывшей во всех походах Государя Петра I и Царя Алексия Михайловича, е) В нем погребен в 6934 году князь Андрей Радонежский, во иноцех Савва, в коего области монастырь устроен. 3. По правую сторону того Троицкого Собора имеется церковь Преподобного Никона, в которой длина 4 сажени и два аршина, ширина же 4 сажени с половиной. Она построена над гробом Преподобного Никона в 1552 году, при Государе Царе Иоанне Васильевиче, потом по разобрании первой, вновь устроена в 1625 году, больше первыя, при Архимандрите Святом Дионисии. В 1635 году была она вся монастырским иждивением украшена при Царе Михаиле Феодоровиче стенным писанием, которое как после все почернело, то и было забелено и покрыто известью, так что того расписания никакого вида не оставалось. Но в 1779 году, вся оная Церковь внутри вновь украшена стенным писанием и извне расписана мрамором под один вид к Троицкому Собору, также в ней иконостас и рака Преподобного Никона сделаны новые и позлащены по полименту червонным золотом, тщанием Преосвященного Митрополита Платона. На оной Церкви глава и крест позлащены червонным золотом в тоже время, как выше о позлащении кровли на Троицкой Церкви сказано. Оная глава в прошлом 1780 году вся вновь позлащена подаянием от доброхотных дателей. В 1805 году на оной Церкви глава, кровля и олтарь покрыты медью, также, как на Троицком Соборе, золоченою, обшиты кругом подзором из белого железа, и крест вновь вызолочен лиотовым червонным золотом, монастырским иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Пономари 1) Симеон Сергеев 1814 г. 2) Александр Иванов , 1814–1816 гг. Перемещен в 1814 г. из села Никольского, Горы тож, Дмитровской округи. В 1816 г. выбыл в Московский почтамт для определения в инвалиды. 3) Прохор Сергеевич Руднев, 1816–1820 гг. Уволенный из класса поэзии бывшей Московской академии, 30 июня 1816 г. определен в пономаря к Крестовоздвиженской церкви, а 6 мар. 1820 г. переименован во дьячка. 4) Алексей Петрович Зверинский 1820–1826 гг. Перемещен 6 марта 1820 г. из села Воскресенского, Савино тож, Подольской округи. В 1826 году уволен. 5) Феодор Григорьевич Соколов 1826–1828 гг. По увольнении из риторического класса Московской семинарии, определен к Крестовоздвиженской церкви в пономаря 5 нояб. 1826 г. 6) Евфимий Иванович Стремленов. 1828–1834 гг. По увольнении из риторического класса Спасо-Вифанской семинарии в 1815 г., был причетником при церквах: архидиакона Стефана, за Яузою; Иоанна Богослова, под Вязом; св. Николая, в Хамовниках, и с 24 окт. 1828 г. – при Крестовоздвиженской. 1834 г. марта 17 дня. 7) Симеон Лукич Соловьев, 1834–1868 гг. Определен 13 апр. 1834 г. из звонарей Ивановской колокольни. В училищах не обучался. В 1868 г. уволен за штат. 8) Николай Михайлович Цветков, 186– 1873 гг. Определен из учеников среднего отделения Московской духовн. семинарии 14 окт. 1868 г. В 1873 г. перемещен к Пименовской церкви. † 1896 г. 3) Псаломщики 1) Иван Сергеевич Воздвиженский, 1873–1881 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1872 г., был псаломщиком при церкви Трех Святителей, что на Кулишках; 9 авг. 1873 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. В 1881 году переведен к Николо-Москворецкой церкви, состоял там же диаконом, а в 1895 г. поступил в пресвитеры Московского Успенского собора. 2) Александр Михаилович Гедеонов, 1881–1885 гг. По окончании курса в Московской духов. семинарии в 1879 г., состоял учителем в Коломенском духовном училище. 28 мая 1881 г. определен во псаломщика к Крестовоздвиженской церкви. В 1885 г. перемещен к Воскресенской, на Остоженке, церкви. В настоящее время состоит диаконом при Пятнице-Божедомской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

3) Иван Александрович Доброхотов, 1885–1888 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской духовной семинарии в 1883 г., определен 25 фев. 1885 г. во псаломщика к Крестовоздвиженской церкви. В 1888 г перемещен к Пименовской, в Старых Воротниках, церкви, а в 1896 г посвящен во диакона Богоявленской, в Елохове, церкви. 4) Николай Иванович Державин. Сын московского псаломщика. По окончании курса в Московской духов. семинарии в 1887 году, определен во псаломщика Крестовоздвиженской церкви 30 мая 1888 года. В 1895 году посвящен во диакона к Успенской, на Могильцах, церкви, а в 1898 г. определен в пресвитеры Московского Успенского собора. 5) Дмитрий Васильевич Херсонский, 1895–1897 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии, был в 1879–1881 г. народным учителем. В 1881 г. определен во псаломщика московской Троицкой, в Голенищеве, церкви. 21 сентября 1895 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви, а в апреле 1897 г. посвящен во диакона в село Царицыно. 6) Константин Иванович Третьяков, 1896–1901 гг. Сын священника с. Костина, Московской губ., окончивший курс в Московской духовной семинарии. Определен 28 августа 1896 г. В конце 1901 г. рукоположен во священника в свое родное село. 7) Алексей Сергеевич Смирнов. Сын священника села Голубова, Московской губ., окончивший курс в Московской духовной семинарии. Определен 4 апреля 1897 года. 8) Сергей Владимирович Терновский. Сын священника Московской епархии, окончивший курс в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. Сначала был законоучителем и учителем в церковно-приходской школе при московском Богоявленском монастыре, потом псаломщиком при Георгиевской, на Красной Горке, церкви, близь Охотного ряда. В феврале 1901 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. Церковные старосты 1) Купец Петр Жданов, 1815–1816 гг. 2) Московский купец Василий Алексеев, 1816–1824 гг. 3) Московский мещанин Егор Васильевич Пушков, 1824–1827 и 1833–1839 гг. 4) Московский купец Антоний Иванович Макаров, 1827–1830 гг. 5) Московский купец Никита Васильевич Поляков, 1830–1833 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В том же году Платон ездил в Петербург ко дню рождения Императора (20 Сент.) и испросил у него дозволение проживать более в Лавре и Вифании, нежели в Москве. 2-го Ноября он возвратился в Лавру, поселился в Вифании и занялся устройством семинарии. Здесь только он мог отлагать пышность и величие сана и проводить дни свободно от тревог житейских. В простые дни сам он отправлял крылосную должность, читал часы и апостолы за обеднею, сам подавал служащему иеромонаху кадило и теплоту и пел за дьячка, ибо по собственному признанно „был особо охотник до пения”. По вступлении на престол Императора Александра в 1801 году, Платону предстояло новое поприще деятельности и славы. При этом случае он произнес знаменитое слово, переведенное потом на многие европейские языки. После коронования Император со всею Августейшею фамилиею приехал к 25 Сентября на память Преподобного Серия в Лавру, и в самый день праздника посетил Вифанию и новоустроенную семинарию. При входе Императора в семинарскую аудиторию, Платон поднес ему оду, и воспитанники произнесли приветственный разговор в стихах. При входе и при выходе Императора в семинарские ворота, семинаристы, стоявшие на галлереях, пели гимны, в честь его сочиненные. В это посещение Императрица Мария Феодоровна в знак особенного благоволения пожаловала Митрополиту полное архиерейское облачение. Среди усиливавшихся недугов телесных, Платон находил в Вифании сладостное успокоение, но ревность о пастве и заботы о духовном просвещении юных питомцев Вифании не покидали его. Там он пересматривал и решал дела епархиальные, диктовал свою Церковную Историю, внимательностию к ходу образования и к талантам поощрял воспитанников своей семинарии, с любовию участвовал в ученых диспутах и награждал отличившихся. Часто видели его сидящим в простой одежде и в соломенной шляпе у ворот монастырских, беседующим с старцами монастырскими и богаделенными, и когда являлись в Вифанию особы, привлекаемые его славою и желанием его видеть, его не узнавали и у него же спрашивали о Митрополите.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вслед за Перервинской школой архиепископ Платон открыл малые Духовные школы в Калуге, в Звенигороде при Саввино-Сторожевском монастыре и в Дмитрове. Владыка увеличил число учеников Московской академии, устроил в ней особую бурсу для бедных. В качестве воспитателей он советовал выбирать «добрых учителей, честных приставников, которые б не только были ревностны к пользе воспитываемого, но притом бы имели дух патриотический (выделено мной. – Л. Л.)». 176 Заботясь о питомцах академии, владыка Платон в письмах внушал ректору: «Наблюдайте, чтобы более моральными, нежели физическими наказаниями ученики к своей должности были приводимы». Впоследствии, по настоянию Павла I, владыка, будучи уже митрополитом Московским, станет основателем семинарии в Спасо-Вифанском монастыре 177 . Кажется, никто из русских иерархов не стоял так близко к Духовным школам, как он. По распоряжению владыки в круг учебных предметов вводились новые языки, исторические науки, герменевтика, пастырское богословие, каноническое право, медицина, церковное пение, церковный устав. Ни Московская академия, ни Троицкая семинария ни прежде, ни после не видели в своих стенах столько учащихся, как при владыке Платоне. Самый порядок и способ учения в академии не вполне соответствовал цели заведения, которое должно было доставлять Церкви просвещенных пастырей и достойных учителей. В ней недоставало хороших наставников. Те же, которые были (по большей части малороссияне), перенесли из Киева в Славяно-греко-латинскую академию схоластику польских училищ, а в язык – слова польско-малороссийские; знание латинского языка считалось первой необходимостью, отечественному же и новейшим языкам не учили. Может быть, такое состояние академии осталось бы надолго, если бы не владыка Платон. Поощряя и покровительствуя ученым людям из Великороссии, архиепископ Московский отныне не вызывал учителей из Киева. При нем началось преодоление поработившей православное богословие западной схоластики. Владыка Платон всячески поощрял изучение святоотеческих творений, указывал на важность глубокого изучения Священного Писания как главного источника христианского богословия. При нем академия оправдала свое название Славяно-греко-латинской. Преподавание греческого языка было восстановлено и усилено настолько, что некоторые из воспитанников уже правильно могли писать на древнем греческом и говорить свободно на новогреческом, для изучения которого они посещали греческий Николаевский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

День памяти – 2 октября/19 сентября. Преподобне отче наш Алексие, моли Бога о нас!) (Соловьева) (ныне прославленного). 26 сентября 1908 года совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского . 22 октября 1908 года в академическом Покровском храме ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля 1909 года совершилось его посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии. 10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской Духовной семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ, а в 1914 году – был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря. Исполняя обязанности настоятеля монастыря, архимандрит Серафим был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеского жития. В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания… В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван в Москву. 3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. 25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров. Дмитровцы полюбили владыку после окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него». В XVIII-XIX веках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита. Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра II пятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

http://sobory.ru/article/?object=00045

Многие монастыри, пустыни и богадельни Платоном возобновлены, украшены и вновь учреждены и освящены; там давал он надежное пристанище юноше и старцу, бедному и немощному. Одна Лавра и Вифания засвидетельствовать могут о его попечениях о благолепии Дома Господня; там воздвигнуты им памятники святости, мудрости и любви к отечеству; там все гласит о Платоне: начиная от великолепных зданий, удивительных по своей огромности до скромного монумента ученому и правдивому Максиму Греку и обелиска Келарию Авраамию. Уединяясь нередко в сей толико славный в отечественной Истории нашей монастырь, он там подвизался в проповедовании слова Божия и в служении, смотрел за учением тех юношей, кои предназначались быть верною подпорою и украшением Церкви. При ученых состязаниях в Семинарии, он нередко вступал в ученые споры, решая сомнения младых умов, или ободряя их успехи, возбуждал в них соревнование; многие полезные и прекрасные книги питомцев Платона вышли в свет под его руководством и покровительством; отличившихся учением посылал он для усовершенствования или в Московский Университет, или в чужие края на своем и казенном иждивении; избранные им воспитанники, обучавшиеся на его иждивении, именовались Платоновыми; многие из его питомцев ныне уже Архипастыри, в полной мере оправдавшие попечения и надежду Платона. Московская Духовная Академия, коей он был Директором и Протектором, также многим обязана его стараниям и ревности о распространении учения. В пособие Академии завел он три малые училища: в Перерве, в Звенигороде и Дмитрове; в Спасо-Вифанском монастыре, им воздвигнутом еще в 1783 году, учреждена особенная Семинария. Для обучающегося юношества в духовных училищах, он сочинил на 68 году своей жизни: Краткую Церковную Российскую Историю, в 2 частях. Об ней в предисловии он сам говорит следующее: «я о сем моем сочинении не велемудрствую и не почитаю оное в своем роде совершенным, но еще может быть, и недостаточным, а негде, мню, и погрешительным.». И о прочих своих сочинениях сей Архипастырь отзывается с такою же скромностью и смиренномудрием; что можно видеть из предисловия к I тому его проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Ради чего? Ради «единого на потребу», т. е. духовного жития, чисто монашеского. Так, и опять твердая почва и основа его жизни личной, нравственный подвиг – сохранили его от искушений и увлечений величием святительской власти и влекли его в тишину и уединение монастырской жизни. Мы знаем, что по послушанию высшей власти, митрополит Платон оставался на святительской кафедре, – но смотрите, куда направило всю его духовную силу это желание «единого на потребу», – и как он выполнил это свое послушание высшей власти. То же начало нравственного подвига, которое он положил в основу своей жизни, указало ему и направление деятельности и использование им своего высокого положения и влияния в сродной этому началу области; разумеем его заботы о питомниках духовной жизни – монастырях и о духовном просвещении школьном. Войдите в Лавру, в монастыри Перервинский, Махрищский, Бирлюковский и другие, и вы увидите почти на всём руку митрополита Платона. Всё, что есть в них, и особенно в Лавре, изящного, —666— стильного, величественного: всё это сделали руки Платона. И как он любил монастыри, об этом свидетельствует рассказ, как митрополит Платон, уезжая последний раз из Перервинского монастыря, слез с лошади и со слезами целовал ворота монастыря. Разве это не трогательно и разве это не говорит о горячей любви святителя к очагам духовной жизни. Но всё же поистине любимым детищем его был этот монастырь Вифанский, где мы теперь и молимся и утешаемся. Святитель устроил его сначала для погребения лаврских монахов, а Вифанией назвал в памятование будущего воскресения, по подобию воскресшего Лазаря. Смотрите, как здесь всё носит печать великого духа Платона, всё дышит им и напоминает его, даже помимо этого гроба святителя. Так, в рукотворенных храминах воплотил святитель храмину своей души, в коей жил и горел священный огонь любви к духовной жизни и монашескому подвигу. Подобным же вещественным памятником любви святителя к духовному просвещению является и Спасо-Вифанская семинария. Смотрите, как он понимал духовное просвещение и как связал он его с началами духовной жизни и нравственного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Силы его ослабели до того, что едва мог передвигать ноги, самое зрение помрачилось. Он уехал в Махрицкий Монастырь, но оттуда скоро возвратился в Вифанию. – Командовавший Тверским Ополчением Князь A. А. Шаховской первый известил Платона об изгнании врагов из Москвы. С этим уведомлением отправлен был к нему Адъютант Палицын. И весть и фамилия вестника, памятная по Келарю Троицкой-Лавры Аврамию Палицыну, участвовавшему в бессмертных подвигах Минина и Пожарского, при освобождении за два пред тем века, Москвы и России от Литвы и Поляков, восхитили маститого Архипастыря; он от радости заплакал, перекрестился и сказал: «Слава Богу! Москва свободна и я умру спокойно!» Ровно через месяц, 2 Ноября, он скончался на 76 году от рождения. – При отпевании его в соборе Троицкой Лавры , Ректор Семинарии, нынешний Архиепископ Ярославский Евгений произнес трогательное надгробное Слово, в котором он между прочим, сказал: «не стало Платона, столько лет полночный край освещавшего и своею зарею проникшего во все страны Европы. Закатилось светило, Венценосцам Российским толико любезное, и не редко в исполинском их шествии предходившее. Закатилось светило Церкви, слава нашего века, удивление потомства, украшение и образец Пастырей и проч.» В Духовном Завещании Митрополита Платона особенно замечательны следующие слова: «Исповедаю Тебе, Господи, всем сердцем моим, – благодарю Тебя, что благоволил быть мне в причте Владычнего Дома Твоего, Церкви Твоей, и хотя сосуд есть скудельный, но невозгнушался Ты обратить его в малейшее служение и употребление в Священном и Царском Доме Твоем; – благодарю Тя, яко во многих моих делах к назиданию премудрого устроения Церкви Твоей, во благий успех мой содействовать и благодатию вспомоществовать благоволил. – Прошу и молю всю Церковь Божию, да пред Священным жертвенником приносимой таинственно духовной и умилостивительной жертвы Христовой, и о мне грешном рабе Платоне пролиются богоугодные молитвы, в отраду душе моей, и проч.» Несколько сочинений Платоновых переведены на Французский, Немецкий, Английский и Италианский Языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010