27 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Спасо-Вифанский монастырь и первые жития преподобного Серафима Саровского В статье доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Татарстан, научного сотрудника Перервинской духовной семинарии.Владимира Ивановича Мельника исследуется вопрос о связях Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря с фактом опубликования первых житий преподобного Серафима Саровского. Подчеркивается, что первые жития, написанные в 1840-х гг. учениками прп. Серафима, создавались в стенах Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, поскольку после кончины старца в январе 1833 г. в течение полугода все его ученики были вынуждены покинуть Саровскую пустынь и перейти под покровительство настоятеля Лавры прп. Антония (Медведева), а значит, и свт. Филарета (Дроздова), активно участвовавших в продвижении публикаций через Духовную цензуру. Цензуровал духовные наставления прп. Серафима и первое житие 1841 г., автором которого был лаврский иеромонах Сергий (Васильев), ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит (Введенский). Статья Первые жития прп. Серафима Саровского были написаны свидетелями его праведной жизни, насельниками Саровской пустыни. Степень авторитетности каждого из житий до сих пор обсуждается, а потому обстоятельства их написания (и фигуры авторов) имеют чрезвычайно важное значение и требуют пристального внимания. Перед исследователями житий более раннего периода проблема авторства практически не стояла.

http://bogoslov.ru/article/6192688

I. Местоположение и время основания Вифании Спасо-Вифанский второкласный мужеский монастырь находится на границе Московской губернии с Владимирскою, в трех с половиною верстах к Юго-востоку от Троицкой Сергиевой Лавры, в одной версте от дороги, ведущей из Лавры в Александров. Пред въездом из Москвы в посад, монастырь виден во всей своей красоте, окруженный горами и густыми рощами. Близ монастыря Троицкая речка Кончура, вместе с другими двумя речками, быв удержаны каменною плотиною, образуют обширнейший пруд, называющийся Вяльковским или Ершовским. Среди пруда (против самой Вифании) находится остров, покрытый небольшою рощею. Берега пруда весьма живописны: то осенены они непроницаемою чащею дерев, то расстилается от берегов вдаль широкая поляна, то виднеются в окружности крутые горы. Прежде Вифания принадлежала к Богородскому уезду; теперь составляет крайнюю оконечность Дмитровского. Первоначальное основание Вифании относится к 1783 году, когда основатель ее Платон был еще Архиепископом Московским. Вот что сам он говорит о сем в записках о своей жизни: „по известности Архиепископу окружностей Лавры, всегда ему сие место, где ныне Вифания, яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное, особливо нравилось. Хозяйственные строения и в Чудове, и в Лавре, и на Перерве и в других местах, почти все к окончанию пришли или приходили. А он особливую имел охоту к строениям. Притом, быв всегдашняго уединения любитель, рассудил устроить вышепомянутое ему милое место с тем, чтоб еще несколько продолжив правление епархии и приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню, и там окончить последние годы свои в тишине”. Кроме того он положил там устроить кладбище для Лаврских монашествующих. Причина устроения особого кладбища для погребения иноков Лавры в отдалении от Лавры выражена в следующем предписании Платона от 13 генваря (января) 1783 года учрежденному собору Лавры: „в рассуждении знаменитости Лавры и бываемых не редко Высочайших в оной присутствиев и в сходственность поставленных на то в других местах учреждений, в Лавре погребаемым быть всякого чина и состояния людям, признается не пристойно. Посему и надлежит быть для Лавры, особенному кладбищу на пристойном месте, не в отдалении от Лавры, каковое место за приличное признаем мы возвышенный берег возле саду Вяльковских прудов, где и полагаем построить пристойную церковь , небольшие кельи с оградою; к построению каковой церкви приступить следующим летом наше есть намерение и желание. На построение чего и на покупку материалов мы по усердии к Богу и к святей обители собственных своих денег назначаем две тысячи рублей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Н.Д. Горчаков В 1785 году Митрополит Платон собственным иждивением основал монастырь Спасо-Вифанский, в 5 верстах от Троицкой Лавры, или от дома Преподобного Сергия, как называют эту знаменитую Обитель древние летописцы. В 1787 году монастырь Вифанский совсем отстроен, но не был самостоятельный, а принадлежал Лавре – до 1797 года, когда Император Павел I-й, посетив его после своей Коронации; повелел числить во втором классе и при нем устроить Семинарию, для содержания которой назначена, по тогдашнему времени, значительная сумма. Наместнику Лавры Троицкой велено быть и Архимандритом Вифанским; из них первый был Назарий. К основанию монастыря Вифанского Платон приступил, когда последовало дозволение от Екатерины II – й , иметь ему по своей воле пребывание и в Троицкой Лавре, поруча Епархиальное правление назначенному Викарию, Крутицкому Епископу Амвросию, в последствии бывшему Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому: – Архипастырь Московский желал в построенной им Обители окончить жизнь свою, назначив тут и место для своего погребения. Монастырь имеет каменную ограду с башнями; к большей Московской дороге вид его отрыт и хотя не представляет великолепия и огромности, но привлекает зрение воспоминанием о незабвенном его основателе и близости к Лавре величественной, часто посещаемой Особами Августейшего Императорского Дома, усердствующими богомольцами из всех стран Государства Российского и Иностранными путешественниками. – В Монастыре соборная церковь Преображения Господня, по внутреннему устройству, может назваться единственною: другой подобной нигде нет. Она стоит против св. ворот, над которыми колокольня имеет фигуру кругло-продолговатую. При первом входе в нее, она поражает удивлением. На месте, где по обыкновению должно быть иконостасу, представляется искусственная гора, на которой виден позлащенный иконостас и Престол. Эта мысль принадлежала самому Митрополиту Платону и она показывает, какой гениальный дар имел в изобретении этот достойно славимый Иерарх, которого известный Киевский Проповедник Леванда называет отцом отцов. – В самой горе придел Воскресения Лазаря, а в стороне хранится деревянный гроб, в котором обретены мощи Св. Сергия Радонежского. Тут же погребен и сам Основатель этой церкви и обители, Митрополит Платон. Над гробом его многие посетители совершают панихиды, испрашивая блаженства душе Святителя, которого имя и теперь еще произносится с уважением и воспоминанием важных заслуг его Церкви, Отечеству и Просвещению оказанных. – На крышке гробовой следующая самим Платоном сочиненная надпись: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкой Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря Источник с приложением знатных происшествий случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное, и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное 1808 и по 1815 год Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, на расстоянии от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку: извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских Церквей, из коих 6 каменных, а 2 деревянные. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая начинаясь в двух верстах выше Монастыря и протекая мимо его с Западной и потом Южной стороны, впадает, наконец, в четырех верстах ниже в речку Торгошу. Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великого Княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и Церковь деревянную во имя Святой и Живоначальной Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста, Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое Городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святой Сергий в городе Ростове в 1315 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела почивают в Хотькове девиче монастыре. Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имени. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобного себе келлии деревянные. Сперва число иночествующих состояло из двенадцати человек, кроме Преподобного; а сверх оного числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день ото дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкого монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобного Сергия и несколько лет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (КОРОЛЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Сергий (Королев) Сергий (Королёв) ( 1881 - 1952 ), архиепископ Казанский и Чистопольский В миру Королев Аркадий Дмитриевич, родился 18 января 1881 года в Москве на улице Большая Пресня в купеческой семье. Ему едва исполнилось три месяца, когда умер отец и все заботы о воспитании детей легли на плечи его матери Марии Алексеевны. Раннее детство Аркадия прошло в Москве, а затем семейство Королевых поселилось в усадьбе близ деревни Обольяново Дмитровского уезда. Рядом находился женский Спасо-Влахернский монастырь . Аркадий посещал церковноприходскую школу в селе Никольское-Горушки и церковь Спасо-Влахернского монастыря, где, по его словам, служил " прекрасный священник и причт " . По окончании начальной школы необходимо было продолжать образование. Но семья нуждалась, дорогостоящее обучение в гимназии или реальном училище было недоступно. Зять Егор Егорович Каменев (у него Аркадий учился в церковноприходской школе) помог определиться в Дмитровское духовное училище . В 1896 году Аркадий поступил в Вифанскую духовную семинарию , в 1902 году поступил на казенный кошт в Московскую духовную академию . Обучение на двух старших курсах пришлось на годы революции 1905 года. Московскую академию сотрясали сильные волнения. Фактически, второй семестр 1904/05 и первый семестр 1905/06 учебных годов студенты не учились. В многочисленных студенческих собраниях, митингах, подписаниях петиций Аркадий не участвовал. В 1906 году закончил обучение в Московской духовной академии, но кандидатского сочинения не представил и был выпущен действительным студентом. Летом 1906 года он отправился погостить к отцу Серафиму (Остроумову) , старшему товарищу по Академии, который был в это время архимандритом и наместником Яблочинского монастыря св. Онуфрия в Холмской епархии. Встреча с отцом Серафимом и епископом Холмским и Люблинским Евлогием (Георгиевским) , который стал наставником и духовным отцом Аркадия, определила путь дальнейшего служения: он пожелал остаться в Яблочинском монастыре. Деятельность монастыря в крае со сложным положением имела миссионерский характер, в нем действовали школа псаломщиков и второклассная церковно-учительская школа. Первым послушанием Аркадия стало преподавание Закона Божия в обеих школах.

http://drevo-info.ru/articles/13675971.h...

ЖМП 10 октябрь 2012 /  17 октября 2012 г. Московская епархия в Отечественной войне 1812 года Отечественная война 1812 года была не только военно-политическим столкновением государств, но и конфликтом двух цивилизаций. Многие современники осознавали происходившие события как противостояние православной, дворянско-монархической России и " безбожной " , " дехристианизированной " в результате революционных потрясений Франции. Русская Православная Церковь, являвшаяся духовно-нравственной основой Российской империи, играла в этой войне очень важную роль. Она проводила многостороннюю деятельность, направленную на сплочение русского общества и организацию отпора врагу. Церковь объясняла народу справедливый, освободительный, священный характер войны, стараясь поддержать в нем религиозно-патриотическое настроение и чувство национального единства. Военное духовенство укрепляло моральный дух регулярной армии, а приходское — принимало активное участие в движении сопротивления на оккупированной территории. Кроме того, духовенство внесло значительный денежный вклад в организацию народного ополчения и приложило немало сил к сохранению церковных ценностей, многие из которых представляли собой народные святыни и являлись культурным достоянием страны 1 . В истории Отечественной войны 1812 года особое место заняла Москва, ставшая своеобразной жертвой, принесенной на алтарь победы России над Наполеоном. Накануне войны на территории Москвы располагались 24 монастыря и 264 церкви. В Московской губернии, состоявшей из 12 уездов, насчитывались 21 монастырь и 952 церкви. Численность священнодействовавшего духовенства, то есть исключая низший клир и простых монахов, составляла более 500 человек в Москве и около 1500 человек в губернии. Во главе Московской епархии в это время стоял митрополит Московский Платон (Левшин; 1737–1812), один из лучших представителей русского ученого монашества, широко известный в России и за границей как талантливый ученый, духовный писатель и проповедник. В 1812 году ему было 75 лет и он был уже тяжело больным. Еще в 1806 году Платона разбил паралич, после чего у него возникли проблемы с речью. 13 июня 1811 года, чувствуя себя неспособным из-за слабости здоровья заниматься епархиальными делами, он с разрешения императора удалился " до выздоровления " в Спасо-Вифанский монастырь, передав управление митрополией своему викарию епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому; 1766–1819). Несмотря на отход от дел, Платон продолжал пользоваться в России огромным, всеобщим авторитетом. Духовным лидером такого масштаба позднее суждено было стать лишь московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Осуществлявший фактическое руководство Московской епархией епископ Августин (Виноградский) также был неординарной личностью, был прекрасным проповедником, заслужившим прозвище Златоуста двенадцатого года.

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ) На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери , над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием . По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

http://pravenc.ru/text/Вифанского в ...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (утраченная). В 2008-2011 гг. церковь была воссоздана  на прежнем месте и в прежних формах. По образцу исторической церкви Спаса Преображения были построены: Церковь Спаса Преображения  (1818) в с. Творишичи Брянской области - с повторением интерьера (сохранилась, действует); Собор Троицы Живоначальной  (1807-1808) в Троицком Стефано-Махрищском монастыре - без повторения интерьера (утрачен) Карта и ближайшие объекты Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783-1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.

http://sobory.ru/article/?object=45183

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010