Таким образом, на сегодняшний день вопрос о существовании жизнеописания преподобного Серафима Саровского , составленного Н.А.Мотовиловым, остаётся открытым. Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием Первое жизнеописание преподобного Серафима Саровского написал иеромонах Сергий, который в предисловии так объяснил причину его составления: «Апостол Павел говорит: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ). Посему, благоговея к почившему в Бозе Старцу за его примерные добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги» 10 . Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году – в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо–Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице–Сергиеву Лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался. Архимандрит Сергий обладал литературным даром. Кроме составленных им жизнеописаний преподобного Серафима Саровского и саровского старца-подвижника Марка, отцом Сергием впоследствии была подготовлена и издана книга «Слава Пресвятыя Владычицы нашея, Богородицы и Приснодевы Марии», в которой собраны исторические сведения о чудесах и знамениях, явленных Пресвятой Богородицей в Православной Церкви и обо всех Её чудотворных иконах. С момента поступления своего в Саровский монастырь отец Сергий собирал и записывал сведения о жизни и духовных подвигах двух подвижников этой обители, а также их наставления, поучения и проявления присущего им дара прозорливости и чудотворений. Живя уже в Лавре, отец Сергий привёл в порядок свои записи и уже в 1837 году составил жизнеописания обоих старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт. 19 декабря 1998 г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова. Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане. 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня 1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резном киоте. Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович. Так как верх храма был разобран в советское время и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу. В 2000 г. на средства О.В. Качикиной заказан иконостас (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры. В 2003 г. обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры. К празднику Рождества Христова в 2007 г. отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=14042

С особым интересом и волнением отец Михаил выслушал наш рассказ об обретении места предполагаемого захоронения владыки Германа: – Может быть, и на наши молитвы священномученик Герман отзовется, и случится всеми нами чаемое обретение святых мощей дорогого владыки, – завершаем нашу беседу с батюшкой. В Спасо-Вифанском монастыре      Вифания Покидая храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, мы отправляемся в Сергиев Посад, в Спасо-Вифанский монастырь, где должно было состояться наше знакомство с обстоятельствами жизни и работы владыки Германа в качестве ректора Вифанской духовной семинарии. Наше путешествие по местам, связанным с деятельностью владыки, удалось осуществить благодаря помощи его правнучатой племянницы Жанны Казанской (в крещении Иоанны). Иоанна проводит индивидуальные экскурсии по Москве на русском и английском языках, поэтому в ходе нашей поездки она поведала нам интересные сведения и о родной Москве, и о подмосковной ВифанииСпасо-Вифанском монастыре, названном так в память о палестинском селении, в котором произошло воскрешение Лазаря. В храме Преображения Спасо-Вифанской обители      Даже внутреннее убранство одного из храмов Спасо-Вифанской обители – Преображенского – напоминает пещеру. Да-да, я ничего не выдумываю, престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря устроен в алтаре, а обращенная к молящимся стена в середине храма имеет вид искусственной пещеры. А над ней возвышается алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, наподобие вида евангельской горы Фавор. Сегодня она украшена цветами и декоративными кустарниками. Как оказалось, в Спасо-Вифанском монастыре память владыки Германа особо чтут не только потому, что его деятельность была связана с семинарией, которая находится рядом с монастырем. Особая духовная связь существует между нынешним настоятелем монастыря иеромонахом Аверкием и священномучеником Германом. И для отца Аверкия, как и для отца Михаила, знакомство с владыкой Германом состоялось через его письма. Книгу «Письма владыки Германа», изданную Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, привезла в подарок настоятелю монастыря Иоанна.

http://pravoslavie.ru/106385.html

Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа. Памятник митрополиту Московскому Платону - основателю Вифанских монастыря и семинарии Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил, что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к просвещению, к монашеству без какого-либо насилия. – И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв» . Прогулка в окрестностях бывшей Вифанской семинарии – В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, – потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе настоятель Спасо-Вифанского монастыря. В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом Тентюковском кладбище. – Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.

http://pravoslavie.ru/107557.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1918 г. б.монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт и передан детдому. С 1932 г. строения заняты НИИ птицеводства, многие старые постройки сломаны. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой лавры, с 2007 г. ведется восстановление старых построек. Источник: Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997 г. Ансамбль Спасо-Вифанского монавстыря по адресу: г.Сергиев Посад, ул.Маслиева, 25, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. В конце XVIII - начале XIX веков в живописной местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами лавре. Первым стала мужская Спасо-Вифанская пустынь, немногие сохранившиеся здания которой составляют в наши дни центральную часть микрорайона Птицеград. Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь также начался как пустынь, основанная архиепископом московским Платоном Левшиным (1737-1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, " для успокоения своея старости " и " для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры " . Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалёку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали живописный вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х гг. насыпь железной дороги. Построенная в 1783-1787 гг. по замыслу архимндрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М.

http://sobory.ru/article/?object=06553

Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 г. был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, — говорилось в указе, — и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию. О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь». При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии. Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии. Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника, вытянутого с востока на запад. На главной оси, от Святых врат, с противоположной стороны монастырской ограды располагались хозяйственные ворота. Паломники, войдя в монастырь через здание Святых врат с колокольней, сразу же видели величественный Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса: два других располагались по сторонам собора: с юга - покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя святого Духа, с севера - гостиница для паломников. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в её северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной - конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяжённостью 100 сажень с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид она получила в 1787 году, когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведён в сан митрополита. Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его " овальном плане " , храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращённая к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392-1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 году. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени. Важнейшим событием в истории Вифании стало посещение её императором Павлом. 23 апреля 1797 года император после своего коронования в Москве посетил Троицкую лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там отобедать.

http://sobory.ru/article/?object=06553

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса. Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей четвероугольную планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших брат­ских корпу­са. Еще два жилых корпуса стояли по сто­ронам собора. Против южного фасада – покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками. Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 г. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании. В 1796 г. на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице­Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

4) Иван Иванович Сахаров, 1859–1884 гг. Сын священника. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1858 г., рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви 12 сен. 1859 г. В 1884 г. рукоположен во священника в Матросскую богадельню. Уволившись за штат, состоял при церкви Московского университета в качестве раннего священника, потом был священником и законоучителем в Варваринском Сиротсков доме Лобковых. † 1895 г. 5) Василий Александрович Зиновьев, 1884–1888 гг. Сын протодиакона Московского Успенского собора. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1860 году, в 1862 году произведен во диакона к Космо-Дамианской, в Таганной слободе, церкви, а 27 апр. 1884 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. † 1888 г. авг. 2 дня. 6) Николай Иванович Кедров . Сын священника. По окончании курса в Московской духовн. семинарии в 1882 году, определен надзирателем учрежденного при Донском духов. училище приюта Братства св. Николая, в память Цесаревича Николая, в каковой должности состоял до 1888 года, когда, 1 августа, рукоположен во диакона на настоящее место. 1) Иван Васильев, 1814–1819 гг. В 1777 г. определен Московского уезда, Загородной десятины, в село Рожествено, в пономаря. В 1785 г. перемещен в Москву к Николаевской, на Курьих ножках, церкви, а 24 фев. 1814 г. определен к Крестовоздвиженской церкви во дьячка. По болезни уволен от должности и выбыл на жительство в Шереметевскую богадельню в 1819 г. 2) Прохор Сергеевич Руднев, 1820–1825 гг. 6 мар. 1820 г. переименован из местных пономарей. 3) Иван Стефанович Постников, 1825–1853 гг. По увольнении из риторического класса Спасо-Вифанской семинарии, 1824 г. определен в пономаря к церкви св. муч. Ианнуария в Запасный дворец, а 6 дек. 1825 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви во дьячка. † 1853 г. мая 8 дня. 4) Дмитрий Петрович Михайловский. Сын псаломщика. После обучения в Спасо-Андрониевом духовном училище, в 1848 году определен в пономаря к Михайло-Архангельской, села Константинова, Бронницкого уезда, церкви. 2 июля 1853 года перемещен на настоящее место во дьячка. За долговременное отлично-усердное прохождение должности рукоположен (22 дек. 1885 г.) во диакона, с оставлением на псаломщической вакансии. В 1896 году уволился и поступил в число призреваемых в приют для духовенства, в Красном Селе; в том же году умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Для входа на гору к Алтарю по обеим сторонам устроены лестницы; они ведут к клиросам, от которых по стенам хоры и вокруг их искусно написанные небольшие Образа Св. Отцов, Учителей Вселенской Церкви, а над ними икона Спасителя. По правую сторону храма Архиерейский дом и в нем церковь Сошествия Святого Духа , устроенная подобно древней Скинии. Пред домом стоит Памятник с надписью, из которой видно, что в 1797 году, Апреля 24 дня Император Павел I-й с Государынею Императрицею Мариею Феодоровною и со всею Августейшею фамилиею благоволил посетить Вифанию и имел здесь трапезу, а Мая I Государь эту Пустынь во второклассный монастырь преобразил и еще повелел устроить в нем училище просвещения (Семинарию). Тут же на аллегорической картине слова: M. P. Hie condit illam. P. I. Conditam ornavit iste. За церковию кладбище, где погребаются братия Троицкой Лавры и монашествующие в Вифании. В самом монастыре и вне оного: Гостинница, келии для братии, богадельня, дома для монастырских служителей и Семинария, – здание обширное, недавно увеличенное. Она открыта в 1800 году, в день храмового праздника Преображения Господня, 6 Августа. Дорога, ведущая к обители Вифанской, идет из Троицкой Лавры, в Александров, уездный город – Владимирской Губернии. На ней, не доезжая Вифании, с давних времен был дом, принадлежащий Лавре, называемый Корбуха, с рощею, регулярным садом, с беседками, прудами и плотинами. Все место обнесено с трех сторон каменною оградою. Здесь воспитанники Семинарий: Троицкой и Вифанской, во время вакации, в присутствии самого Платона, певали Духовные кантаты, гуляли и веселились. Для развлечения после трудов учебных и для упражнения в произношении и движении, он дозволял Студентам и ученикам в комнатах семинарских представлять избранные Трагедии Сумарокова и Княжнина, также сцены из Греческой и Римской Истории. Внизу небольшого возвышения, где стоит монастырь, пространный луг и плотина, замыкающая пруд, называемый Ершовским, начинающийся от прудов Корбушских. Этот пруд при плотине довольно обширен, разливается далеко и представляет озеро, чрез которое вдали видна вся величественная Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010