Когда число монашествующих в обители умножилось и имя Преподобного Сергия учинилось известным во всей России: тогда многие Князи, Бояре и простолюдины начали приходить на поклонение в обитель. По причине такового день от дня умножаемого стечения народа, и окружность оного Монастыря начала быть населяема. А сие есть начало селения, имеющегося при Лавре, которое отнести надлежит ко временам государствования Великого Князя Иоанна Иоанновича, и которое в последующие государствования день от дня умножалось по причине уже позволительных грамот, данных от Великих Князей на поселение при оном месте. По преставлении в 1393 году Преподобного, во время государствования Великого Князя Василия Димитриевича, когда Едигей, Князь Татарский, приходя к Москве, многие в окрестностях ее учинил разорения; весь Монастырь Троицкий, в каком был он тогда состоянии, и окрестные селения были от него сожжены, и разорены до основания. Тогда в Монастыре сем Игуменом был Преподобный Никон. Он, услышав о приближении неприятельском, заблаговременно уклонился от нападения. А по выступлении Едигея из России, Преподобный Никон возвратился в свою обитель, в которой когда увидел все труды Преподобного Сергия в прах обращенные, собрав рассеянную братию, на том же месте вновь построил монастырь; в нем создал Церковь во имя Живоначальной Троицы, и для братии келлии и трапезу деревянную же. По возобновлении Монастыря в последовавшие потом годы, а особенно по обретении мощей нетленными Преподобного Сергия и после других знаменитых происшествий учинившихся в оном, о коих ниже будет упомянуто, обитель постепенно восходила в большую знаменитость, силу и могущество, так что, наконец, до определения штатов с приписными своими монастырями, имела до ста шести тысяч крестьян, состоящих в разных уездах и принадлежавших Лавре. К ней было приписным четырнадцать монастырей а именно: Пешношский в Московской Губернии; Киржацкий во Владимирской Губернии; Стромынский в Московской Губернии; Белопесоцкий в Тульской Губернии близ города Коширы; Свияжский в Казанской Губернии в городе Свияжске; Казанский в самом городе Казани; Астраханский в самом городе Астрахани; Авнежский в Вологодской Губернии; Богоявленский, что в Москве в Кремле; Ново-Троицкая-Сергиева пустыня , что близ Петергофа, ныне учреждена второклассным монастырем; Махрищской, о коем сказано будет ниже; Алатарской в Симбирской Губернии; Георгиевская пустыня во Владимирской Губернии; Хотькове девичь монастырь, состоящий ныне в штате. Все они ныне или состоят в числе заштатных монастырей, или обращены в приходские церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классческим при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам. М., 1873. Историческое описание Махрищского монастыря. М., 1851. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1846; М., 1877. Покровский Хотьков девичий монастырь. М., 1854; М., 1875. Путеводитель от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры.  М., 1882. Спасо- Вифанский монастырь. М., 1869; М., 1889.  Указатель к обозрению Гефсиманского скита.  7 изданий с 1866 по 1874 гг. Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры.  М., 1850; М., 1854. Биографический очерк протоиерея Ф.А. Голубинского.  М., 1855. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского.  М., 1852. Историческая записка о Московской Духовной Академии по случаю празднования ее 50-летия. М., 1864. Преподобный Сильвестр Обнорский.  М., 1884. Переводы святоотеческих творений и указатели к ним. Святитель Василий Великий. Беседы 19, 20 и 21 и письма 47-68. Письма святителя Григория Богослова. Святитель Афанасий Александрийский. Апология против ариан и толкования на псалмы 104-118. Святитель Григорий Нисский. 9 глав из второй книги на Псалмы - о надписаниях псалмов. Святитель Кирилл Иерусалимский. 7-10 огласительные слова. Преподобный Ефрем Сирин. Подражание притчам (перевод с греческого языка), толкование на пророка Иеремию и на книгу Бытия (с латинского языка). Преподобный Макарий Египетский. Беседы 23-27. Преподобный Нил Синайский. 153 главы о молитве, мысли и письма. Преподобный Исаак Сирин. Слова 7, 8, 34, 36, 38, 39, 71, 86, 87, 89, 90. Преподобный Исидор Пелусиот. Письма 96-171. Блаженный Феодорит. 64 вопроса из толкования на книгу Бытия, толкования на псалмы 55-57 и 119-135, на малых пророков с 8 главы пророка Осии до 2 главы пророка Иоиля, десять глав о промысле, толкование на пророка Иезекииля с 32 главы до конца, толкования на послания апостола Павла к Филиппийцам и Колоссянам. Лавсаик (исправление перевода). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Указатель к творениям святителя Григория Богослова.

http://bogoslov.ru/person/53337

В 1797 году Император Павел после своего коронования вместе с Императрицею и со всею фамилиею 23 Апреля посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день и Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему Высокого гостя, Платон представил Императору, что „в Вифании покои малы и приготовления никакого для стола там не сделано”. Но Государь сказал на это, что „хотя в уголку, но там будет обедать”. Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, Государь поехал в Вифанию, и встречен был во вратах Митрополитом. Рассказ об этом примечательном посещении Вифании Императором Павлом передадим словами самого Митрополита Платона: „Государь был в большой церкви и изволил хвалить: потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалят и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом открывал, что ему внушали о Вифании, а теперь, де, сам вижу, что это неправда, и видя митрополит, что Государь весел и все хвалит, осмелился ему яко в шутку сказать: когда Государь все здесь удостоилось вашей похвалы, то хотяб игуменство здесь благоволили учредить. Но Государь отвечал: на что тебе игуменство? Ты сам здесь игумен. Потом пошли к столу Государь Император с Императрицею и со всею Императорскою фамилиею. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы Троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочаго, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. За столом Государь дозволил в семинарии обучать французскому языку, который был воспрещен. После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву”. Описав сие, Митрополит изъявляет сожаление, что в „этот день был дождь и самый густой туман, что в Вифании местоположение не могло себя открыть“. Чрез пять дней (29 Апреля) Статс-Секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве Митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второкласного монастыря и учредить при нем духовную семинарию . 1-го Мая состоялся указ о сем Государя 1 . Митрополит поспешил во дворец благодарить Государя за его милости и получил новую милость: бриллиантовые знаки ордена Святого Андрея Первозванного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его - придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне - церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, " георгиевскими " крестами - от основания звона до верха барабана. По преданию, " золотую комнату " над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено. В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери " Державная " , " Боголюбская " и " Иверская " . Источник:  Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) - выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении " единоверия " как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон - автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03495

Первые жития прп. Серафима Саровского были написаны свидетелями его праведной жизни, насельниками Саровской пустыни. Степень авторитетности каждого из житий до сих пор обсуждается, а потому обстоятельства их написания (и фигуры авторов) имеют чрезвычайно важное значение и требуют пристального внимания. Перед исследователями житий более раннего периода проблема авторства практически не стояла. Однако в новое время она может стать актуальной. Так, например, в авторитетном исследовании Т. Р. Руди «Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории» говорится фактически о двух первых житиях прп. Серафима, третье же, автором которого является иеромонах Иоасаф (Толстошеев), не рассматривается, поскольку мутные волны «дивеевской смуты» 1840–1860-х гг. вольно или невольно докатываются до наших дней и влияют на мнение ученых. Т. Р. Руди пишет: «Третьим бытописателем Саровской пустыни, опубликовавшим в 1849 г. новый текст жизнеописания отца Серафима, а также очерк жизни основательницы Дивеевской обители Агафьи Семеновны Мельгуновой, был иеромонах Иоасаф, ранее — монах Саровской пустыни Иоанн Тихонов. Иеромонах Иоасаф, самоуверенно называвший себя учеником преподобного Серафима, оставил по себе впоследствии печальную славу, добившись соединения двух женских Дивеевских общин в одну, что стало началом многих бед дивеевских стариц. Л. М. Чичагов (впоследствии архим. Серафим) считал роль Иоанна Тихонова в истории Дивеевской обители губительной, а самого его называл лжеучеником Серафима. Итак, обратимся к текстам первых жизнеописаний Серафима Саровского, составленным людьми, близко его знавшими» . Строго научный подход заключается, однако, в том, что при сомнении в авторитетности сведений следует тщательно аргументировать свою позицию. Несмотря на то что автор ссылается на замечательную для своего времени «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита Серафима (Чичагова), она ничего не сказала по существу того житийного текста, который принадлежит о. Иоасафу (Толстошееву). Между тем в современном «серафимоведении» у о. Иоасафа нашлось бы немало защитников. Мы также считаем, что о. Иоасаф сыграл далеко не лучшую роль в «дивеевской смуте». Более того, известно, что и сам прп. Серафим, наперед зная о том, что о. Иоасаф вольно или невольно будет пытаться разрушить его, Серафима, жизненное дело — Дивеевскую обитель, — относился к нему настороженно, чему есть немало свидетельств .

http://bogoslov.ru/article/6192688

По мере прихождения Монастыря в силу и умножение его достатка, смотря по обстоятельствам, в разные времена производились в нем разные строения; к чему наипаче споспешествовали желания, и ободрения Государей и немалые их вклады вотчинами. В настоящее время в Лавре следующие суть здания. 1. Каменная ограда с постановленными в пристойных местах осьмью великими башнями, простирающаяся вокруг на 642 саженях, вышиною в 4 сажени, а инде саженей до 6 и до 7 и более, толщиною в 3 сажени, а инде и более. Она начата строиться с постановлением над святыми вратами храма во имя Преподобного Сергия в 1513 году, при великом Князе Василие Иоанновиче, но особливо приходила в совершенство и действительно окончена при государствовании Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича. И хотя она строена была собственно монастырским иждивением; но много однако к тому вспомоществуемо было и от Государей: ибо данными грамотами от Царя Иоанна Васильевича в 1540 и 47 годах не только дозволено было брать белой камень и обжигать известку везде, где б только Монастырь за способное признал, без всякого за то платежа в казну, или другим частным людям, в чьих дачах найдена она быть могла , но и самые монастырские крестьяне поборами, с коих частью та ограда строена была, от всяких Царских податей и накладок и от данья подвод проезжим Царским людям, пока производилось строение той ограды, освобождены были. А в 1546 году все Троицкого Монастыря вотчины, села, деревни, слободы, варницы и дворы, по причине строения городовой стены, от дачи съестных припасов к Казанскому походу освобождены были. И понеже в 1609 и 1610 годах, та сделанная ограда во время осады от Польских приступов во многих местах была повреждена: то в последовавшее потом мирное царствование Царя Михаила Феодоровича все повреждения исправлены, и многие места вновь перестроены монастырским иждивением. При оной ограде с Восточной стороны имеется ров с двумя для проезда каменными мостами, обделанной частью белым камнем, а частью кирпичем, а четыре наугольные башни и две средние, одна на Восточной; а другая на Северной сторонах, окружены земляными регулярными крепостными бастионами. Оный ров сделан в 1609 году во время осады, для удержания неприятельских приступов; но для подкрепления стены обделан камнем и кирпичом, также и крепостные бастионные строения окружающие башни, сделаны, по преданию, при Государе Императоре Петре I после спасения Его в сем Монастыре от Стрелецкого мятежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, будучи 46 лет от рождения, Платон приступил к строению храма в честь Преображения Господня и в воспоминание воскресения праведного Лазаря и сам наименовал все сие место Вифаниею, „по причине погребаемых братий в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего. Все строение производил Архиепископ собственным коштом”. План и фасад храма составлены Архитектории прапорщиком Николаем Матвеевичем Одоевским, а за исполнением плана наблюдал архитектор Василий Яковлев. Лаврскому ризничему соборному иеромонаху Никанору и благочинному иеромонаху Иоилю предписано иметь смотрение за работами, покупать материалы и отдавать отчет Платону в расходе суммы. В 1783 же году церковь была готова вчерне: в следующем году стены росписаны живописцем Илиею Никифоровым, но иконостас, заказанный Платоном в Москве, еще не был готов, и Платон приказал на время взять для нового храма старый иконостас, престол и жертвенник из Лаврской Михеевской церкви, и в 1785 году, 6-го Августа, освятил нижний храм воскресения Лазаря. Во время сооружения храма быстро воздвигались и другие здания: колокольня, ограда с башнями, дом архиерейский, келлии братские и богаделенный дом. На следующий год почти все здания были окончены: в храм Преображения поставлен иконостас, и 6-го Августа Платон торжественно освятил храм сей, и с высоты Фавора огласил слушателей назидательным поучением. Из собственно-ручной записки Платона видно, что „всего на Вифанию употреблено, на все строение и каменное и деревянное, и на всякий убор, и внутренний, и в церкви и в покоях, и на всякую очистку места и на богадельню 10,883 рубля. Для содержания иноков Вифанских, богадельных и для поддержания зданий, Платон внес в Банк Воспитательного дома собственных денег 20,000 руб., и проценты с сей суммы предписал употреблять для означенной цели. Окончательное устройство Вифании последовало в 1787 году, но она не была еще самостоятельною обителию, а именовалась пустынею, и приписана была к Лавре. В том же году Платон пожалован Митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Тем не менее прп. Серафим относился к иноку Иоанну Тихонову («художнику») с христианской терпимостью. Во всяком случае, нужно дать объективную оценку «третьему житию», автором которого является о. Иоасаф. Его вариант жития весьма информативен, как бы ни относиться к автору. Считая о. Иоасафа «лжеучеником» прп. Серафима и негативно относясь к нему, о. Всеволод Рошко все же признает за «третьим житием» информативную ценность: «Его писания — весомый источник информации лишь постольку, поскольку нередко ему было попросту выгодно говорить правду, а также потому, что, подменяя истинного собеседника прп. Серафима собой, Иоасаф пересказывал реальные откровения преподобного, и наконец, потому, что, передавая некоторые речи Серафима, он в помрачении гордости не замечал в них пророческих предостережений в свой адрес» . Теперь вернемся к первым двум житиям. Автором первого является иеромонах Сергий, которого можно назвать одним из учеников прп. Серафима. Дух старого монашества проявился в этом человеке при издании жития: подобно древнерусским агиографам, отец Сергий не стал подписываться как автор, а обозначил авторство лишь буквами «I. С.» после предисловия, в котором написал: «“Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, ихъ же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их” (Евр. 13:7). Посему, благоговея к почившему в Бозе старцу за его примерныя добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги. Я буду повествовать частию то, что известно современным ему старцам Саровской пустыни, а частию то, что он мне сам сказывал по особенной его ко мне доверенности и любви, в разныя времена моего сожительства с ним. Наблюдая за его жизнию, я записывал в свое время и его краткия наставления, которыя он мне и приходящим давал. Таким образом составилось следующее краткое жизнеописание» . Об отце Сергии известно то, что он подвизался в Саровской обители с 1818 г., получая духовные уроки от о. Серафима , и сразу после кончины прп. Марка Саровского стал собирать сведения о двух подвижниках Саровской обители: о старцах-отшельниках Серафиме и Марке.

http://bogoslov.ru/article/6192688

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010