Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря. «Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск. Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором. После кончины митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860-1863 годах на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903-1905 ггодах — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=45183

Архиепископ Алексий в своем приветственном слове отметил, что ежегодные Платоновские чтения становятся заметным событием в научной и церковной жизни, приобретают характер видного форума, который объединяет усилия тех церковных и светских ученых, кому дорого богатое наследие митрополита Платона. На чтениях было представлено более десятка докладов. Доцент кафедры истории Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова Владимир Махнач посвятил свое выступление знаменательным событиям отечественной истории времен жизни митрополита Платона. Проректор по воспитательной работе ПДС иерей Алексей Харин рассказал о выдающихся выпускниках Перервинской Духовной семинарии: святителе Пензенском Иннокентии (Смирнове, 1784-1819), митрополите Московском Августине (Виноградском, 1766-1819), митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Серафиме (Глаголевском, 1757-1843), митрополите Мцхетско-Карталинском, экзархе Грузии Ионе (Василевском, 1763-1840). Традиции, установленные самим святителем Платоном, проявились и в том, что на конференции выступали не только представители научно-преподавательской корпорации. Так, учащийся I курса ПДС Олег Куковский познакомил слушателей с пастырским путем других воспитанников семинарии: митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова, 1877-1968), профессора церковной истории в МДА Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), заслуженного профессора МДА, преподавателя литургии Алексея Ивановича Георгиевского (1904-1984). Он рассказал также о Перервинских новомучениках и исповедниках. Доклад кандидата богословия, проректора ПДС по учебной работе Владимира Стасюка был посвящен внутренней духовно-интеллектуальной связи между учителем и учеником – митрополитом Платоном (Левшиным) и святителем Филаретом (Дроздовым). Докладчик выразил надежду, что недалеко то время, когда владыка Платон, как и святитель Филарет, будет причислен к лику святых. Кроме того, на чтениях выступили диакон Вячеслав (Степкин) («Митрополит Платон как первооснователь науки Церковного права в России»), настоятель Спасо-Вифанского подворья Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Даниил (Михайлов) («Спасо-Вифанский монастырь сегодня»), доктор философских наук, профессор Государственного университета управления Петр Калитин («Митрополит Платон как глава учено-монашеского звания») и другие докладчики.

http://pravoslavie.ru/15357.html

К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий. В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона. Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в. Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина. Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

Он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим В 1999-м году отец Аверкий принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Бесценным воспоминанием для настоятеля Вифанской обители этого периода стало его общение с архимандритом Кириллом (Павловым), духовным чадом которого отец Аверкий был. – Старец Кирилл – для меня святой человек, один из тех, кто стяжал благодать Духа Святого, духоносный старец. Он имел необыкновенное влияние на братию. Когда он в лавру приезжал, братия менялась на глазах: враждующие между собой примирялись, все становились кроткими, добрыми, причем он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим. Старец Кирилл был одновременно любвеобильным и очень строгим духовником. Хотя он наставлений каких-то особенных не давал. В основном рекомендовал нам читать Евангелие и апостольские послания, – вспоминает отец Аверкий счастливое время общения с батюшкой. В 2001-м году состоялась иерейская хиротония отца Аверкия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в храме святителя Николая в Хамовниках. На память об этом событии хранит теперь батюшка служебник, подаренный Святейшим, с его автографом. А три года назад иеромонах Аверкий был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря, расположенного в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры. Знакомство с владыкой Германом Архимандрит Герман (Ряшенцев) - ректор Вифанской семинарии. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Про священномученика Германа (Ряшенцева), последнего ректора Вифанской духовной семинарии, отец Аверкий, конечно, знал. Но вот что он в какой-то момент обратится к изучению духовного наследия священномученика и в нелегком деле восстановления Вифанской обители будет постоянно обращаться к владыке Герману – сегодня рассматривает как Промысл Божий. Год назад в Спасо-Вифанский монастырь приехала правнучатая племянница священномученика Германа (Ряшенцева), Иоанна Казанская. Но тогда, не застав отца Аверкия на месте, женщина передала для него через братию книгу «Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского», которая небольшим тиражом вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института.

http://pravoslavie.ru/107557.html

Часть надгробных плит использовалась при постройке моста через пруд. В 1997 г. останки митр. Платона были перезахоронены в склепе Свято-Духовской ц. ТСЛ. В 1998 г. лавре в В. м. были переданы 2-й этаж полуразрушенного Свято-Духовского храма, здание монастырской гостиницы, нек-рые здания семинарии. В. м. восстанавливается трудами настоятеля иером. Даниила (Михайлова) и 5 трудников. На 2-м этаже Свято-Духовского собора освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в к-ром в праздничные и воскресные дни совершаются богослужения. В храме хранится чтимый список XIX в. с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Арх.: РГБ. Ф. 556; РГАДА. Ф. 1204. 1. Д. 24150. Л. 9, 9 об.; Д. 24215. Л. 55 об.- 57, 220 об.- 222; Д. 24298. Л. 41 об.- 46; Д. 24464. Л. 244-262; Д. 24814. Л. 196 об.- 209; Д. 24943. Л. 158 об. Ист.: Зап. о жизни Платона, митр. Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом, Костромским епископом// Снегирёв И. М. Жизнь Моск. митр. Платона. М., 1891. Ч. 2. С. 201-263; Монастырские письма/Сост. архим. Антоний (Медведев). [Серг. П.], 1997. С. 18-23; Голицын С. М. Зап. уцелевшего//Дружба народов. 1990. 3. С. 103-165; Пришвин М. М. Дневники: 1926-1927. М., 2003. Лит.: Краткое ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного мон-ря с изложением знатных происшествий, случившихся в оной. М., 1818; Смирнов С. Спасо-Вифанский мон-рь. М., 1869; Леонид (Кавелин), архим. Вифанские келии митр. Платона и их убранство. М., 1880; Беляев А. А. К истории Спасо-Вифанского мон-ря и Спасо-Вифанской семинарии. М., 1894; он же. Хоз. деятельность митр. Платона. М., 1899; Дмитриев С. С. Платон, митр. Московский и его обитель. М., 1898; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1909; Митр. Платон и основанная им Вифанская обитель. Серг. П., 1909; Захаров А. А. Спасо-Вифанский мон-рь и его здания. Б. м., б. г.; Голубцов С. Спасо-Вифанский мон-рь Троице-Сергиевой лавры в XX в.//Моск. журн. 1992. 3. С. 23-25; Хрунова Н. В. Спасо-Вифанский мон-рь. Серг. П., 1997. Д. Б. Кочетов

http://pravenc.ru/text/158880.html

„Москва свободна, и я теперь умру спокойно”. Чувствуя крайнее ослабление сил, он еще за три месяца до смерти велел вынуть из могилы свой гроб, за 9 лет приготовленный, и 11 Ноября 1812 г. тихо скончался. Тело его отпето в Троицком соборе Лавры и оттуда торжественно принесено архимандритами в Вифанию. Преосвященный Августин, сопровождавший гроб своего учителя, подходя ко вратам обители, воскликнул: Вифания! Грядет к тебе родитель твой, Но ты всегда пребудешь сиротой. Тело внесено в церковь и воспитанники Вифанской семинарии почтили память своего Протектора и Отца стихотворениями, а Ректор и Префект произнесли речи над гробом. После того гроб опущен был в могилу, устроенную в нижней церкви воскресения Лазаря на левой стороне. Так сокрылась слава церкви Русской, и священная глава новой Вифании обрела покой в храме, напоминающем успокоение Лазаря в Вифании древней. Но дух Платона жив в его пустыне: по слову Платона она процвела, яко крин. Здесь все гласит о его славном имени. На каждом шагу видны следы ума его и вкуса; каждый камень храма, каждое украшение в нем – есть красноречивый памятник незабвенному Платону. Время не изгладит воспоминания о нем, и через три десятилетия после его смерти мысль его подражательно выразилась в дополнении Вифаниии смежною и такою же пустынною Гефсиманиею. Любовь к Платону, сохранившаяся в сердцах знавших его, или слышавших о славе имени его и жизни, и после Платона привлекала в Вифанию многих. Благочестивый посетитель Лавры поставляет за долг посетить и Вифанию, поклониться пред гробом ее основателя и помолиться о упокоении души его. Сама церковь подает достоподражаемый пример богомольцам. В Вифании ежедневно при конце литургии совершается монахами лит на гробе Платона. Кроме того дни памяти его и тезоименитства чествуются торжественно: братия Лавры соединяются с отшельниками Вифании и гласы их сливаются в единодушной молитве о блаженном упокоении души Платона. Высокий пример внимания к памяти Платона не раз подавал и Августейший Дом. В 1839 г. Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич, ныне царствующий Государь Император Александр Николаевич, посетив Лавру, удостоил посещением и Вифанию. В 1849 г. 13 Апреля Их Императорские Высочества Великие Князья Константин Николаевич и Николай Николаевич рано утром изволили посетить Вифанский монастырь и семинарию. В 1851 г. 5-го Сентября изволили обозревать Вифанию Их Императорские Высочества: Великая Княгиня Ольга Николаевна и Великая Княжна Екатерина Михаиловна, а 6-го Ее Императорское Высочество Государыня Цесаревна Мария Александровна, ныне Государыня Императрица. В 1861 г. июня 6-го изволили посетить Вифанию Их Императорские Величества, Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна с Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою княжною Мариею Александровною. В 1860 году изволила посетить Вифанию Великая Княгиня Александра Петровна. III. Здания монастырские

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

На погребении архимандрита Тихона (Руднева) 15 сентября 1904 года настоятель Николаевской что в Голутвине церкви протоиерей П. С. Шумов в своем слове свидетельствовал о том, что жизнь ушедшего проходила в свете проповедуемых им идеалов: «С малолетства усопший любил монашество…Кроткий и тихий, он любовию старался действовать на братию, и любовию исправлять, и водворять между ними мир и согласие. К немощному брату придет он, кротко станет увещевать его, помолится с ним, и брат, тронутый этим, делается другим. Простота и смирение остались его свойствами и в звании архимандрита. Эти свойства были причиною того, что он никогда не трубил о себе, не выставлял себя, и всякому отдавал предпочтение. Слова похвальбы и тщеславия не сходили с уст его. Нужно ли говорить о его нестяжательности? Всю жизнь провел он, оставляя себе только самое необходимое. Что получал, все отдавал. Он жил для других». В Спасо-Вифанской семинарии, в которой сироту учили «за казенный кошт», о. Василий Руднев получил хорошее для того времени образование. Ее основатель Платон Левшин (1737–1812) ставил целью создать ученое и культурное духовенство. Следует отметить, что митрополит Платон называл Николопесношский монастырь «училищем благочестия и примером жизни монашеской». Семинарист Василий овладевал науками с большим прилежанием. В его аттестате сказано: «Объявитель сего Вифанской Духовной семинарии воспитанник Василий Руднев: Московской Епархии, Дмитровского округа села Кончинина Михаила Архангельской церкви умершего пономаря Феодора Иванова сын, имеющий ныне от роду 22 года, поступив в семинарию в 1848 году, обучался в ней, при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам: богословию (догматическому, нравственному, обличительному, пасторскому, гомилетике), о Священном Писании , Священной Герменевтике, Церковной истории и археологии, церковному законоведению, истории библейской, патристике, логике и психологии, истории российской, физике, словесности, о богослужебных книгах, истории всеобщей, алгебре, геометрии и пасхалии, естественной истории – весьма хорошо, сельскому хозяйству, медицине – очень хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

В 1932 г. здания упраздненной Вифанской обители перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. Отсюда Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. В «Новом» семинарском корпусе разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, «Старый» семинарский корпус власти Загорского района отвели под Кожно­венерологический диспансер. Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 г., по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду. Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона. К счастью, останки святителя удалось вовремя перезахоронить в Духовской церкви Лавры. В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено. Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона. Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви Лавры Современное состояние [ править править код ] В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе — гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Вирейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Серафимом и его первыми житиями. Второе житие старца Серафима, понятно, публиковать было уже легче. Оно вышло в журнале «Маяк» в 1844 г. , а через год — отдельным изданием. Автор также не подписался, но письмо владыки Филарета архимандриту Антонию показывает, что им был иеромонах Георгий , бывший гостинник Саровского монастыря, знавший прп. Серафима в течение последних пяти лет его жизни. Митрополит Филарет писал: «Что касается до жизнеописания о. Серафима, напечатанного в “Маяке”: Георгий, я думаю, не много в сем виноват. Он дал кому-нибудь списать свое творение: а не думаю, чтобы домогался напечатания. Спросите его о сем и скажите мне» . Гостинник Гурий неоднократно упоминается в «Записках» Н. А. Мотовилова . О том, насколько о. Гурий был привязан к старцу Серафиму, говорит один эпизод из «Записок» Мотовилова: «Целую ночь проговорили мы с о. Гурием про о. Серафима, целую ночь почти не спавши от радости, и на другой день отправились мы к батюшке о. Серафиму в его ближнюю пустыньку, даже ничего не пивши и ничего не закусивши; и целый день до поздней ночи не пивши и не евши пробыли у дверей этой ближней его пустыньки» . В варианте о. Георгия соблюдена та житийная канва, которая зафиксирована в первом житии прп. Серафима, но эта канва представлена в больших подробностях, в том числе и тогда, когда речь идет о чудесах. Духовная цензура к этому времени смягчила свои слишком жесткие требования к жизнеописанию прп. Серафима, требования, во многом, видимо, обусловленные возмущением настоятеля Саровского монастыря о. Нифонта. Жизнеописание прп. Серафима авторства Гурия переиздавалось в 1874, 1898 и в 1900 гг. Известно, что о. Гурий покинул Саровскую пустынь через полгода после кончины старца Серафима — в июле 1833 г. В апреле 1842 г. он числится уже в Спасо-Вифанском монастыре . Очевидно, что и иеромонах Сергий, и иеромонах Георгий нашли свое место в Лавре и Свято-Вифанском монастыре прежде всего ходатайством почитателей старца Серафима — архимандрита Антония и митрополита Филарета.

http://bogoslov.ru/article/6192688

На оной Церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовского, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году, оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены так же, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом; подзор покрыт серебром. Прочие меньшие четыре главы в 1807 году покрыты голубой краской, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами; и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медные золоченые, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской Церкви погребены бывшие на Престоле Российском Борис Феодорович Годунов, Супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисович, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бываго монастыря, в Троицкий Монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной Церкви на западной стороне, за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоановича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королем Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь, того Принца Датскога Магнуса, с Марфою Владимировною. 6. Церковь Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6ти саженях. Она основана в 1559 году Мая 16 дня в неделю Пятидесятницы, повелением царя Иоанна Васильевича, во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицей Анастасией и с детьми с Царевичами Иоанном и Федором и с братом своим Георгием Васильевичем, и с Царем Казанским Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывший прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010