Спасо-Вифанский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Содержание История [ править править код ] В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь. Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры Платоном Левшиным , как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (утраченная). /// Объект утрачен В 2008-2011 гг. церковь была воссоздана  на прежнем месте и в прежних формах. По образцу исторической церкви Спаса Преображения были построены: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783-1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.

http://sobory.ru/article/?object=45183

С Божией помощью в год 80-летия со дня расстрела священномученика Германа (Ряшенцева) я приняла участие в дне памяти владыки Германа, который каждый год 15 сентября проходит в московском храме святителей Афанасия и Кирилла. Но это событие для меня стало только началом большого путешествия по местам памяти, связанным с деятельностью епископа Вязниковского. Одним из них оказалась Вифания – местность в Сергиевом Посаде, в которой в 1783-м году митрополит Московский Платон (Левшин) основал монастырь и семинарию. Ректором Вифанской семинарии с 1912-го по 1917 годы был священномученик Герман. Но, как выяснилось, не оставляет святой и сегодня эти места без своего попечения: в настоящее время идет активное восстановление старинного Спасо-Вифанского мужского монастыря. О помощи владыки Германа в нелегком деле возрождения обители я и поговорила с ее настоятелем, отцом Аверкием (Лопатюком). Спасо-Вифанский монастырь со скульптурой митрополита Платона (Левшина) Монастырь начинается… с трапезной В Спасо-Вифанский монастырь вместе с родственницей владыки Германа, Иоанной Казанской, мы прибыли хмурым холодным утром. Моросил дождь, но и он не в силах был омрачить нашей радости – ярким пятном на фоне неуютного осеннего дня стала сама обитель. Святые врата и колокольня, окрашенные в теплые тона, казалось, излучали свет и тепло. У входа в обитель вижу скульптуру основателя Вифанских монастыря и семинарии – митрополита Московского Платона (Левшина). Мои спутники издалека кланяются ему и просят его молитв. Несмотря на то, что богослужение и трапеза в монастыре уже завершились, настоятель, отец Аверкий, снова приглашает нас на монастырскую кухню. Все мои сетования по поводу того, что у меня нет времени, сразу отклоняются. Через несколько минут передо мной появляется тарелка с кашей, мед и постное масло. – Извините, у нас как братии подавали, так мы и вам предлагаем, – предупреждает батюшка. Кондитер Валентина И пока отец Аверкий знакомится с моими спутниками, я успеваю пообщаться с монастырским кондитером Валентиной. Как выяснилось, женщина трудится в обители уже третий год.

http://pravoslavie.ru/107557.html

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Церковь Спаса Преображения (восстановленная). Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 2008 и 2011. Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25 Координаты: 56.287456, 38.177426 Проезд:от от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Воссозданная в 2008-2011 гг. церковь Преображения Господня поражает своей необычной архитектурой и интерьером, имитирующим гору Фавор. Однако нельзя сказать, что в природе больше нет ничего подобного. Дело в том, что по данному проекту в свое время было построено три храма: помимо церкви в Вифанском монастыре это Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря и церковь Спаса Преображения в с. Творишичи в Брянской области. Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря, к сожалению, был утрачен в советское время. А вот храм в с. Творишичи сохранился и послужил прототипом при воссоздании церкви Преображения Господня Спасо-Вифанского монастыря. Источники информации: рассказы очевидцев и собственные впечатления На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). В 1783–97 гг. это был скит Троице-Сергиевой лавры. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783-1785 гг. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее колонны были заменены консолями.

http://sobory.ru/article/?object=14042

Arhiva La Serghiev Posad va fi prezentat studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” 8 februarie 2019 17:25 В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре .   Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании. Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения. Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой. 13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.   Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь. Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2. Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком. Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880) Алла Осипова Московский Сретенский монастырь      Лавра и окрестности Архимандрит Виктор (Саврасов) родился в 1798 году , в миру его звали Василием. Рос Василий в семье мещан города Рузы (Московская область), учился в местном мещанском училище. Окончив курс, поступил послушником в Давидову пустынь . 24 июня 1825 года был принят в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в число братства, где исполнял обязанности канонарха . Здесь же 11 января 1830 года был пострижен в монашество с наречением имени Виктор. Рукоположен в иеродиакона Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, 5 июля 1830 года. Посвящен в иеромонаха митрополитом же Филаретом 5 сентября 1832 года и определен смотрителем и закупщиком Лаврской трапезы. 9 августа 1839 года по предложению учрежденного собора, одобренному митрополитом, был определен Вифанским казначеем на место переведенного в Лавру соборного иеромонаха Сергия. К концу месяца отец Виктор принял обитель в свое ведение . Спасо-Вифанский монастырь      В летописи Вифанского монастыря значится следующее. 11 марта 1840 года по рапорту Вифанского казначея Виктора учрежденный собор Лавры утвердил ризничим иеромонаха Евгения; прежний ризничий, иеромонах Арсений, был отстранен от указанной должности по неспособности к ней. 29 июня 1841 года в храме Преображения Господня митрополит Филарет за усердное прохождение должности возложил набедренник на казначея Вифанского монастыря иеромонаха Виктора. В январе 1843 года по предложению отца Виктора вместо обветшавшей деревянной братской бани, находившейся внутри стен обители, решено было построить новую каменную баню, а для безопасности от огня построить ее «под горой», на берегу Ершовского пруда. И уже летом 1844 года за оградой Вифанского монастыря, на месте предварительно разобранной ветхой деревянной житницы, была построена новая каменная братская баня с предбанником и водогрейной, покрытая тесовой кровлей.

http://pravoslavie.ru/67954.html

митрополит Никанор (Клементьевский) (26.11.1787–17.09.1856) Слова и речи митрополит Никанор (Клементьевский) Доктор богословия, проповедник. Первенствующий член Святейшего правительствующего Синода, почётный член Санкт-Петербургских университета и академии наук, медико-хирургической академии, археологического общества. Биография В миру Клементьевский Николай Степанович, родился в семье священника Успенской церкви Сергиева Посада, что в Клементьеве, Московской епархии, Стефана Алексеева. В 1797 г. поступил во второй низший класс семинарии, причем ему дана фамилия Клементьевский, по месту рождения. В 1809 г. по окончании семинарии митрополит Платон (Левшин) назначил его в ту же семинарию учителем греческого и еврейского языков. Позже он, кроме того, получил класс риторики и красноречия В апреле 1812 г. - пострижен в монашество (9 апреля), рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. В июле 1813 года был назначен проповедником академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году был определён бакалавром исторических наук Московской академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита. Одновременно был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года был определён ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию с назначением в члены Московской консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии с поручением управления Сергиевой пустынью. С 1827 г. - член конференции С.-Петербургской духовной академии. В августе 1831 г. назначен епископом Калужским. За три года управления Калужской епархией он сделал то, на что потребны многие годы и расположил к себе сердца людей так, что они желали жить и умереть с ним по слову Писания: " не обидел, ниже утеснил вверенных ему словесных овец " .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь. Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1783. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, д. 25 Координаты: 56.287833, 38.177402 Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси 36 от автовокзала или остановки " Улица Карла Маркса " 3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда; Птицеград Изменить описание объекта Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html, http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры.  Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны. Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=06553

В Сергиевом Посаде прошла презентация научного исследования, посвященного истории Спасо-Вифанского монастыря 15 февраля 2019 г. 14:27 13 февраля 2019 года в музейном комплексе «Конный двор» в подмосковном Сергиевом Посаде в рамках выставки «Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» состоялась презентация книги «Вифания митрополита Платона», выпущенной в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Книга посвящена жизнеописанию московского митрополита Платона (Левшина) и основанному им Вифанскому скиту. В настоящее время скит (ныне — Спасо-Вифанский мужской монастырь ), находящийся близ лавры, восстановлен и имеет своих насельников. Активное участие в издании книги принял настоятель обители игумен Аверкий (Лопатюк). Книга стала результатом труда коллектива авторов, среди которых: профессор Российской академии народного хозяйства (Москва) Е.В. Черникова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.», музея «Ризница» на территории лавры Л.А. Шитова, сергиево-посадский краевед К.А. Филимонов, ведущий научный сотрудник музея «Ризница» О.И. Зарицкая, литературный редактор издательства лавры А.В. Ключникова. Перед началом презентации перед собравшимися выступил хор Регентской школы Московской духовной академии под управлением К. Тарелкиной. В мероприятии приняли участие насельники лавры, историки, искусствоведы, учащиеся семинарии. Выступающие с удовлетворением и благодарностью отметили завершение кропотливого труда по изданию книги, которая стала, по их словам, достойным примером сотрудничества братии лавры и музейных научных работников в деле сохранения памяти о митрополите Платоне. «Важно возвратиться к тем истокам и задумкам, которые заложены митрополитом Платоном, вложившим всю душу в создание Вифании в Сергиевом Посаде», — сказал игумен Аверкий (Лопатюк). «Особенность этой книги в том, что она одновременно и строго научная, и легкая в чтении, что объясняется глубоким почитанием авторами митрополита Платона, который сам был открытым и добродушным человеком. Поэтому книга получилась и серьезной, и одновременно очень душевной», — отметил настоятель Спасо-Вифанского монастыря. Среди гостей презентации был профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), который охарактеризовал митрополита Платона не только как строителя первого лаврского скита и любителя уединенной жизни, но и как возродителя русских монастырей и просветителя. В завершение мероприятия благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел от лица братии подарил икону преподобного Сергия Радонежского профессору РАНХ Е.В. Черниковой за особый вклад в издание книги. Свято-Троицкая Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5372460.ht...

архимандрит Гавриил (Воскресенский) (1795–22.05.1868) История Русской Православной Церкви Каноническое право Философия архимандрит Гавриил (Воскресенский) Первый историк русской философии; профессор Казанского университета по кафедре церковного права и кафедре философии. Биография В миру — Василий Николаевич Воскресенский, родился в Москве в семье дьячка. В 1804 году начал обучение в Славяно-греко-латинской академии откуда перешёл в Вифанскую духовную семинарию, которую окончил в 1816 году. В 1820 году окончил Московскую духовную академию по окончании которой был оставлен бакалавром на кафедре философии. В 1821 году пострижен в монашество с именем Гавриил и рукоположен сначала в сан иеродиакона и позднее в сан иеромонаха. С 1821 по 1824 годы преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. С 1825 по 1827 годы был ректором Орловской духовной семинарии, а с 1827 по 1829 годы — ректором Могилёвской духовной семинарии. С августа 1829 года назначен настоятелем Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани. С 1835 по 1850 годы трудился в звании профессора Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позднее — по кафедре философии. Также он преподавал Закон Божий во 2-й Казанской гимназии. В Казани архимандрит Гавриил пользовался огромной популярностью, но не снискал расположения у Московского митрополита Филарета (Дроздова), недолюбливавшего его за «недостаток смирения и благопокорливости». «Пока я жив — не видать Гавриилу зилантовскому архиерейской мантии», — говорил митрополит Филарет, когда спрашивали его мнения относительно повышения архимандрита Гавриила. С 1840 по 1841 годы был на должности ректора Симбирской духовной семинарии. По настоянию архиепископа Казанского Григория (Постникова) архимандрита Гавриила удалили из Казани в Усть-Киренский Троицкий монастырь Иркутской епархии, где с 1852 по 1861 годы он трудился в должности настоятеля. После назначения в 1860 году на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Исидора (Никольского), бывшего ранее учеником архимандрита Гавриила, последнего возвратили в центральную Россию, где с 1861 по 1866 годы он был настоятелем Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польском, Владимирской губернии. 13 июня 1866 года был назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Муроме. Скончался 10 (22) мая 1868 года и погребён в Спасо-Преображенском монастыре в Муроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010